Скачать epub pdf ЧЕЛОВЕК – НОСИТЕЛЬ И СВИДЕТЕЛЬ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ Человек призван быть носителем и свидетелем вечной жизни. Это его изначальное призвание, после Воскресения Христа из мертвых, стало глубочайшей реальностью и для человека и для всего мира. Ибо, с момента Воскресения Христова, в человеческую природу и во всё человеческое существо, однажды и навсегда была вложена закваска вечной жизни. И человеческий ум озарился сознанием, что отныне, ему предстоит выбор между временным и вечным, между вечным исчезновением и вечной жизнью. С тех пор, стало ясно то, что прежде было затемнено в человеческом сознании, то есть существуют два пути: возможность и реальность временной жизни, и, в то же время, возможность и реальность вечной непреходящей жизни. Существует множество людей, находящихся еще на низшей ступени знания и просвещенности, которые понимают временную жизнь как единственную реальность. Их мудрование – плотское мудрование, в равной степени свойственное как ученым, так малограмотным людям. Их сознание не намного превосходит сознание животных, они плотски живут, плотски мыслят и плотски чувствуют. Они способны к служению и деятельности, соответственно степени своей образованности, они живут и работают, но они далеки от познания и понимания смысла жизни и глубинного значения творческого человеческого труда. Несмотря на все свои знания, они остаются духовными слепцами, спящими сном смертным, с окаменевшим сердцем и умом. Такие, то что видят и переживают, то и носят в себе и только о том свидетельствуют. Они восхищаются временной жизнью и наслаждаются временными удовольствиями, довольствуются своими близорукими истинами, утешаются и насыщаются тленными познаниями, питаются тленными богатствами и сиюминутными радостями. Только оказавшись перед неизбежностью последнего мгновения своей жизни, они с ужасом сталкиваются с истиной, что все их радости были тленными и временными, богатство – тленным богатством, знания – тленными знаниями, истины – тленными истинами, деятельность – подобна плетению паутины, тленной была вся жизнь, подчиненная смерти и небытию, как последней реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Слово в неделю Ваий Множайшии народи постилаху ризы своя no пути, друзие же резаху ветви от древ и постилаху no пути ( Мф. 21:8 ). По каким побуждениям народ, собравшийся в Иерусалим на праздник ветхозаветной пасхи, при входе Спасителя, встретил Его с пальмовыми ветвями? и для чего мы в настоящие дни так же носим в руках древесные ветви? Пальмовые или финиковые ветви в древности были символом победы. Иудейский народ, быв свидетелем бесчисленных чудес Иисуса Христа, полагал, что когда Он решился наконец, торжественно вступить в Иерусалим, столицу предков своих по плоти: то без сомнения открыто провозгласить Себя ожиданным в течении веков Мессией, и поразив силой своих чудотворений Римлян, поработивших Палестину, покорить под власть Иудеев все народы мира. Уверенный в таком предположении, Иудейский народ и встретил Иисуса Христа, как Победителя. Но Господь наш вступил перед кончиной земной жизни своей торжественно в Иерусалим не для одержанная победы по мирским расчетам, а для одержания крестными своими страданиями и смертью победы над поработившими род человеческий грехом и вечной смертью. В воспоминание такой победы постановила Св. Церковь и нам, сынам своим, в настоящие дни носить древесные ветви, чтобы мы старались соделаться участниками победы Господа нашего над грехом и вечной смертью. Чем же мы можем усвоить себе эту победу? Верой в ту истину, что Иисус Христос удовлетворил за преступление нами заповедей Божиих вечному правосудию, и христианской деятельностью, подавляющей господствующую в нас силу греховную. В чем состоит победа Иисуса Христа над владычеством в мире греха и вечной смехи? В том, что Господь наш, приняв на Себя ходатайство за грехи рода человеческого, понес за них крестную смерть, и тем удовлетворив за нас вечному правосудию, освободил своей смертью верующих в Него от вечной смерти, или от бесконечных мук в геенне огненной. Для чего необходимо усвоить нам верой в Иисуса Христа победу Его над грехом и вечной смертью? Для того, что мы не имеем и не можем иметь другого средства к умилостивлению Бога и удовлетворению вечному Его правосудию за причиняемое нашими грехами оскорбление благости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Без сомнения, вечная жизнь — то, что мы называем вечной жизнью, — начинается в этой временной жизни. Та часть времени, которую мы проводим в храме, участвуя в службах — особенно в церковных Таинствах, когда мы дома изучаем Священное Писание, когда мы читаем с нашими детьми, всей семьёй, предположим, утренние и вечерние молитвы — вот эта часть жизни уже принадлежит жизни вечной. Здесь уже человек, как бы живя в этой временной жизни, становится причастником жизни надмирной, жизни неземной, жизни вечной. И православная Церковь в древности учила о том, что есть два Воскресения из мертвых. Второе Воскресение из мертвых — это когда воскреснет наше тело — об этом все знают. Но первое Воскресение из мертвых происходит именно во время нашей земной жизни, до момента физической смерти. Первое Воскресение из мертвых — это когда язычник становится христианином, когда неверующий становится верующим, когда еретик становится православным, сектант воцерковляется. Вот это есть Воскресение первое. И если человек пережил первое Воскресение, то сказано: «над ним смерть вторая не имеет власти». Получается, что есть два Воскресения и две смерти. Первая смерть — это смерть физическая, а вторая смерть — когда в День Суда Иисус Христос скажет: «Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Поэтому если в этой жизни я пережил первое Воскресение, то есть до момента физической смерти обратился к Богу, то надо мною смерть вторая уже не имеет власти. Как и сказано в Писании, что кто имеет участие в первом Воскресении, над тем смерть вторая уже не имеет власти. Поэтому верующие люди должны осознать, что вот есть ценность этой земной жизни, и она заключается в том, что именно здесь мы или всё приобретаем, или всё теряем. Как преподобный Ефрем Сирин говорил: «Здесь, в этой жизни — время покаяния, в той жизни — время суда. Здесь слезы принимаются, там — суровое наказание и расспрос». Поэтому эта жизнь — мы должны это осознать, — она дается для того, чтобы мы определились в добре или во зле, сделали свой выбор по отношению к Богу. Не просто надо верить в Его существование, а верить Богу. То есть всецело доверять Ему, и когда человек сделает такой выбор, то над ним смерть вторая не будет иметь власти, и он в День суда услышит другие слова: «Войдите, благословенные, в покой Мой, приготовленный вам от сотворения мира». И это будет великая радость.

http://azbyka.ru/video/pravoslavnaya-esx...

     Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:50 мин. Размер 8.5 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Человек мира, задумываясь о своей жизни, о ее цели и смысле, часто ищет ответ в самой жизни, но только в жизни внешней, в самом факте своего биологического бытия в этом мире. Ищет – и не находит ответа. И горько такому человеку, потому что «смерть пасет его» (ср.: Пс. 48: 15) на тучных полях суетливых забот. Но еще трагичнее, когда мы, христиане, ученики Христа и носящие имя Его, бываем тоже беспомощны пред этим вопросом и, как бы застигнутые врасплох его неожиданностью, ни примером личной жизни не можем никого убедить, ни слов достойных найти для ответа, потому что глухая стена личного греха и холодности сердечной скрывают от нас и смысл, и цель, и истину, и жизнь, и сам путь к жизни вечной – к Христу Спасителю. Но в благодатные дни поста, дни ожидания – и иногда томительного ожидания – Воскресения Христова нам дается возможность воочию видеть ответ на этот вопрос. Ибо на кресте мы видим спасительный плод совершенного смирения и святой любви – Господа нашего Иисуса Христа. Мы стоим у подножия древа крестного, ставшего для христиан древом смерти греха и древом жизни вечной. «Благо ходить в дом плача, нежели в дом пира» (ср.: Еккл. 7: 4), – говорит древняя мудрость. Ныне и храмы наши, но более сердца должны обратиться в дома плача, плача о своих грехах, о своем одиночестве без Бога, Которого мы, называя Господином своей жизни словом, не почитаем делом исполнения Его закона, ведущего к жизни, что обещана Им – жизни полной, вечной, жизни с избытком – Царства Небесного. Стоя у креста и вспоминая крестную цену нашего воскресения от греха, должны мы сами себя осудить, и каковы грехи наши, таким должно стать и покаяние. Если же нет ни сил, ни решимости, а, может быть, уже времени для покаяния, то остается нам еще одно средство – со смирением принимать посылаемые страдания и благодарить за них Отца нашего Небесного. Мы боимся страданий, понимая их по-житейски, видим в них только одну боль, от которой часто ищем забвения в царстве греха.

http://pravoslavie.ru/111202.html

I. Попечение о теле 16. Забота христианина о теле а) Необходимость заботиться о теле. Заботясь главным образом о душе и о вечной жизни на небе, христианин не оставляет забот и о теле и временной жизни на земле. Душа может жить и действовать на земле не иначе, как в теле; и временною жизнию в настоящем веке обусловлено достижение вечной жизни в будущем веке. А отсюда следует обязанность пещись о жизни и здоровьи тела. В книге Бытия изображается вселение дыхания жизни, т. е., исшедшей от Бога души, в перст земную, т. е., в образованное Богом тело, как в орган и символ души ( Быт. 2, 7 ). Ап. Павел называет тело храминой ( 2Кор. 5, 1. 4 ; ср. 2Петр. 1, 14 ) и сосудом души ( 2Кор. 4, 7 ). В то же время мы призываемся свящ. Писанием действовать дондеже день есть, т. е., пока продолжается земная жизнь; приидет нощь, т. е., прекратится земная жизнь, егда никтоже может делати ( Иоан. 9, 4 ). Дондеже время имамы, да делаим благов, говорит ап. Павел ( Гал. 6, 10 ). На страшном суде каждый из нас получит доброе или злое, яже с телом содела ( 2Кор. 5, 10 ). Высший взгляд на человеческое тело свящ. Писание высказывает, когда называет его членом тела Христова ( 1Кор. 6, 15 ; Еф. 5, 30 ), храмом св. Духа ( 1Кор. 6, 19; 3, 16 и д), и когда говорить, что оно некогда воскреснет для вечной жизни с душею ( Иоан. 5, 26 и д.; 1Кор. 15, 42 – 44 , 2Кор. 4, 14 ) и прославится по подобию прославленного тела Христова (Филис. 3, 21; 1Кор. 16, 47 – 49 ). Отсюда вытекает высокая обязанность – блюсти нравственную чистоту тела. Ап. Павел призывает христиан представить телеса свои жертву живу, святу, богоугодну Богови ( Римл. 12, 1 ), хранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа (1 Фесс. 5, 23). Можно различать отрицательную и положительную сторону в обязанности по отношению к телесной жизни и здоровью. б) Отрицательная сторона в обязанности по отношению к телу. Отрицательная сторона состоят в охранении здоровья я телесной жизни от всего вредного для нее и сокращающего жизнь, каковы напр. невоздержание, неосторожность вследствие незнания правил науки о сохранении здоровья, самоубийство, дуэль и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Н.С. Арсеньев. О миросозерцании и благочестии Православной церкви Невозможно в кратком очерке изобразить все богатство предмета, но невозможно это было бы и в большой книге. Но вместе с тем самое центральное, самое основное и решающее, смысл и содержание всего, религиозной жизни Церкви, может быть указано в нескольких словах. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Не от мира сего, и вместе с тем, вошло в мир и победило мир, и просвещает мир! Ибо «Слово плоть бысть», «и мы видели славу Его» ( Ин. 1:14 ) – в этих иоанновских словах сосредоточен весь смысл христианства, эти слова основоположны и для всего миросозерцания, для всей религиозной жизни, для всего благочестия Православной церкви. Ибо она неутомимо, неотрывающимся взором созерцает эту явившуюся и воплотившуюся в Иисусе Христе Полноту Божества. Единородный Сын Божий истинно «человек бывает» и «с человеками поживе», и возрождает весь род человеческий и весь мир воплощением Своим и страданием Своим, и венцом явления Своего и откровения Вечной Жизни – победой над смертью, истинным во плоти воскресением из мертвых. Потоки жизни излились в мир из пришествия в мир Вечной Жизни, и Православная церковь неустанно сосредоточивается всем вниманием своим, всем существом своим на этом явлении и на этой победе Вечной Жизни. В этом – весь смысл апостольской проповеди, этим питается все христианство вообще, и на Западе, и на Востоке, поскольку оно есть христианство, но в Православной церкви с особой силой вся жизнь духовная укоренена в этом созерцании славы и победы добровольно униженного, добровольно пострадавшего и воскресшего Сына Божия, вся жизнь ее духовная погружена в это созерцание, вытекает из этого созерцания. Созерцание славы Его! «Ангел послан бысть рещи Богородице: радуйся. И со бесплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашася» ... Из жития преп. Кирилла мы знаем, как он при чтении этого Матери Божией погружался душою в созерцание славы и величия воплощения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Многие места Священного Писания повествуют о жизни вечной и Царствии Небесном, раскрывая нам их тайны и показывая, что истинная вера в Бога совершенно невозможна без веры в будущую жизнь, в Воскресение Христово и грядущее Всеобщее воскресение. Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15, 17),- пишет апостол Павел. Наиболее полно о вечной жизни говорит нам Святое Евангелие. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16),- приводит слова Спасителя святой евангелист Иоанн.- Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47). Так устроена душа человека, что, размышляя о смысле жизни, он загоняет себя в тупик, если думает, что жизнь его оканчивается гробовой доской. " Смерти нет. Есть переход из одного бытия в другое. Для праведников - в дивно прекрасное, для грешников - в мир тоски, мрака, безумия и отчаяния. Здесь, на земле, каждое наше дело, слово, желание, сокровенная мысль - семена, брошенные в землю сердца, которые там дадут всходы - либо благоуханные райские цветы, либо острые тернии ада. Что мы посеем здесь, то пожнем там " [ 1 ]. Эти слова понятны любому верующему. Однако смерть есть порождение греха, поэтому потеря близкого вносит в нашу жизнь неизбежную скорбь, иногда даже полное отчаяние. А оказавшийся перед лицом смерти человек нередко приходит в смятение, испытывает страх и не знает, как правильно подготовиться к переходу в мир иной, как очистить свою душу и укрепить веру. Книга, которую вы держите в руках, адресована прежде всего человеку, который недавно пришел в православный храм и впервые в своей новой, церковной жизни столкнулся с болезнью и смертью родственника или друга. О том, как по-христиански отнестись к смерти ближнего, как подготовить его к переходу в мир иной, как самому перенести потерю родного человека, проводить его в жизнь вечную по традициям и Уставу Православной Церкви и, наконец, как правильно молиться об усопшем, рассказывается на страницах этого сборника. Здесь вы найдете не только размышления о смерти, но и советы, наставления святых отцов и современных церковных проповедников о жизни вечной, о памяти смертной, а также их письма, утешающие и укрепляющие в скорби, помогающие христианину достойно перенести кончину близкого человека. Рафаил (Карелин), архим. Душа после смерти//Проповеди. М., 1997. С. 45. Часть 1. Конец земной жизни человека

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

Поучение 1-ое. О необходимости для каждого православного христианина знать учение Православной веры Мы, братие, по вере своей называемся православными христианами. Это высокое звание, принятое нами при св. крещении, – налагает на нас обязанность веровать и жить так, как учит Православная вера наша. Но, для того чтобы надлежащим образом исполнять эту обязанность, нам необходимо хорошо знать и понимать учение Православной веры. Никто не может быть хорошим ремесленником, врачом, судьей, – если не изучит основательно своего ремесла, – врачебного искусства, судебного дела. Так и каждый из нас не может быть истинным христианином без надлежащего знания того, чему учит и к чему обязывает нас Православная вера наша. Цель нашей настоящей земной жизни состоит в получении вечной жизни, царства небесного. Но Сам Спаситель сказал, что условием для получения вечной жизни служит познание главного предмета нашей веры – познание Бога. «Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа ( Ин.17:3 )». Обогащение ума своего истинами боговедения – есть приобретение для души, – для жизни вечной. Все же приобретенное, – иногда с большим трудом и заботами, для настоящей земной жизни мы должны будем оставить вместе с этой жизнью. Посему «блажен человек, – иже обрете премудрость», т. е. знание о Боге, о делах Божиих, – о том, чем можно угодить Ему. «Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища ( Прит.3:2 )». От незнания, или недостаточного понимания истин св. веры, – нередко происходят суеверия, расколы, холодность и равнодушие к вере. В наше время некоторые из православных, будучи малосведущи в истинах своей веры, – оттого нередко легко увлекаются превратными и ложными измышлениями самозванных учителей веры, которые, из видов корыстных и нечистых, стараются внушить верующим неуважение к божественной Православной вере и к уставам Святой Церкви, – сочиняют своё новое евангелие, – постановляют свои законы и правила для жизни... Для того, чтобы твердой стезёй идти по пути веры и предохранить себя от увлечения «различным ветром учения», – нам нужно, братие, знать то, во что мы веруем, – и быть способными «каждому требующему дать отчет в своём уповании». Тогда только мы можем спасти себя и других от всех гибельных последствий неверия, – или уклонения от пути правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Протоиерей Всеволод Чаплин в ток-шоу писателя Сергея Минаева Свободу Pussy Riot? Или сажать всех инакомыслящих? Какую роль должна играть Церковь в жизни человека и государства в целом? 5 мая, 2012 Свободу Pussy Riot? Или сажать всех инакомыслящих? Какую роль должна играть Церковь в жизни человека и государства в целом? Свободу Pussy Riot? Или сажать всех инакомыслящих? Какую роль должна играть Церковь в жизни человека и государства в целом? 19 апреля в ток-шоу писателя и телеведущего Сергея Минаева на все спорные вопросы ответил протоиерей Всеволод Чаплин. Видео и расшифровка текста передачи: Minaev Live Добрый вечер, Минаев Live в прямом эфире. Встреча, которую вы ждали месяц, а я, может быть, полгода — Всеволод Чаплин. Отец Всеволод, добрый вечер! В. Чаплин: Всех приветствую, добрый вечер. С. Минаев (указывает рукой на балкон) : Это вам спасибо, что пришли. Отец Всеволод, я хочу сегодня сделать эфир следующим образом: есть вопросы, которые, скажем так, волнуют всех, потому что они в новостях: значит, квартира, нано-пыль, часы — меня эти вещи, безусловно, волнуют, с точки зрения ньюсмейкеров. Я их хотел бы обсуждать сегодня, например, две минуты, я сегодня хотел бы обстоятельно поговорить, как молодой человек, смею надеяться еще, о взаимодействии или невзаимодействии… о роли Церкви в российском обществе. Вот как нам воцерковленно или невоцерковленно вместе сосуществовать? В. Чаплин: Я уже уснул. Давайте сразу о жизни и смерти, о вечной жизни и вечной смерти, о том, о чем Пасха, о том, о чем Страстная Седмица, которая закончилась, и Светлая Седмица, которая сейчас. На самом деле, вот все общественные эманации Церкви — они вторичны, главное — это ее послание, а послание очень простое — только через Христа, только через Него человек может достичь неба, достичь вечной жизни. Почему мы не придаем так много значения страданиям Че Гевары или страданиям… С. Минаев: Смотря, кто! В. Чаплин: Или страданиям жертв гражданской войны в России. Я имею в виду, все таки, себя, как священника и христианина. Почему Пасха уникальна? Потому, что именно через Христа и только через Христа открылась нам опять небо, которое было закрыто после грехопадения людей, и вот когда люди пытаются отправить весь разговор о Пасхе в сторону яиц, в сторону стола, в сторону того, будет Путин в храме или не будет Путин в храме.. Это происходит, знаете, почему? Люди боятся разговора о главном, люди боятся разговора о том, что эксклюзивно в Пасхе. А эксклюзивность Пасхи, страданий и смерти Христа именно в том, что без Него мы не можем войти в небо. Обычный человек не мог бы избавить человечество от греха, сами себя мы от греха спасти не можем.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Глава I. В «Книге Жизни» следует искать только пути жизни «Есть три способа читать книгу, – пишет французский писатель Дидон, – можно читать ее для того, чтобы подвергнуть ее критической оценке; можно читать, ища в ней утех для своего чувства и воображения, и, наконец, можно читать совестью. Первые читают, чтобы судить, вторые – чтобы развлечься, третьи – чтобы совершенствоваться. Евангелие, не имеющее себе равной между книгами, созданными человечеством, нужно читать сначала только простым разумом и совестью. Читаемое так, оно заставит трепетать вашу совесть на каждой странице пред добром, пред высокою прекрасною моралью, которая совершенно преображает эти страницы; оно вырвет у вас крики восторга, и вы закроете его, умиленный и восхищенный, говоря, как Руссо: «если жизнь и смерть Сократа были достойны мудреца, жизнь и смерть Христа были жизнью и смертью Божества» 2 . «Для меня, как и для всякого верующего, – говорит Н. Н. Неплюев , – Библия есть Книга Жизни, непреложное слово Божие, неисчерпаемый источник воды живой; заключенная в ней вечная истина правды Божией имеет вечное и общее значение для всех времен и всего человечества. Кто был орудием воли Божией, как звали того, кто удостоился поведать миру то или другое слово Божие, когда и по какому поводу прозвучало это слово для человечества, все это для нас второстепенно. Что наполняет нас верою, любовию и радостью светлою, – это внутренняя правда, несравненная убедительность для разума и сердца каждого слова Книги Жизни, это чудо гармоний, это дивное единство, это божественная стройность вечной истины правды Божией, поведанной миру на протяжении многих веков и через посредство многих людей Божиих. Цель чтения Библии – познание воли Божией Чего хочет верующий? Он верит, что Книга Жизни содержит в себе вечную истину правды Божией, главная цель его не может быть иною, как познать святую волю Бога Живаго, во всей ее вечной неизменной стройности. Для него Божественное Откровение содержит все то, что исходящий от Отца Дух Святый благоволил открыть людям ради их духовного воспитания и вечного спасения, чтобы они могли разумно жить, согласно вечной правде воли Отца Небесного».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010