В статье предлагаются рекомендации по преподаванию Священного Писания Ветхого Завета. Основой преподавания должен стать христоцентризм – видение Христа в Ветхом Завете и история Завета между Богом и человеком. Указаны темы, которые желательно рассмотреть в процессе преподавания. Ключевые слова: Ветхий Завет, христоцентризм, богословие завета, преподавание Священного Писания , православная педагогика. Хотелось бы отметить одну особенность преподавания Священного Писания Ветхого Завета. Обычно оно представляет собой рассказы о библейских героях и событиях, которые происходили когда-то очень давно. Всё это конечно интересно, но в результате теряется понимание того, для чего христианину необходим Ветхий Завет и как он связан с Новым. Такое увлечение историей не дает возможность преподавать Ветхий Завет , как рассказ о Мессии. Поэтому учащиеся, лишь случайно слышат упоминания о Спасителе. Он видится ими, заслонённый длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков. Только немногие из изучивших курс Ветхого Завета, приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей избранного народа. 1 Есть ещё одна опасность увлечение историей. Это может привести к пренебрежению Ветхим Заветом и представлению о том, Новый Завет отменяет Ветхий. Существование подобной практики и оправдывающих её мнений – очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету – характерная черта многих древних еретиков. 2 Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у прп. Иоанна Дамаскина : «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет ... Архонтики... отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона... он отвергает воскресение мёртвых и Ветхий Завет. Маркиониты... [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нём... Севириане... Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет... Манихеи... Ветхий Завет и глаголавшего в нём Бога хулят» (О ста ересях вкратце. 31,40–42, 45:66). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Разделы портала «Азбука веры» Обычно преподавание Священного Писания Ветхого Завета представляет собой простое изложение библейской истории. Лекции превращаются в рассказы о героях и событиях, которые происходили когда-то. Всё это конечно интересно, но в результате теряется понимание того, для чего необходим христианину Ветхий Завет и как он связан с Новым. Такое увлечение историей почти исключает возможность преподавать Ветхий Завет, как книге о Мессии. Поэтому, лишь случайно учащиеся слышат упоминания о Спасителе. Он смутно видится ими, заслонённый длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков. Только немногие из изучивших курс Ветхого Завета, приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей еврейского народа. Есть ещё одна опасность увлечение историей. Это может привести к пренебрежению Ветхим Заветом и представлению о том, Новый Завет отменяет Ветхий. Существование подобной практики и оправдывающих её мнений — очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету — характерная черта многих древних еретиков 1 . Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у прп. Иоанна Дамаскина : «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мёртвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нём… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нём Бога хулят» ( О ста ересях вкратце . 31, 40–42, 45, 66) 2 . Однако, по учению Церкви основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21, 22:20 ), является Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Замечательны по этому поводу слова Блеза Паскаля: «оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие» 3 .

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Казни, штрафы, соблюдение суровых законов – разве может этого требовать от человека Бог Любви? А ведь именно таким представляется многим нашим современникам Ветхий Завет, который требует «око за око, и зуб за зуб». Зуб за зуб Наследники Маркиона “Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению: отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего”. Так писал о своем религиозном выборе человек, которого трудно заподозрить в мягкотелости и пацифизме – генерал А. И. Деникин. Он прошел несколько войн, включая гражданскую, был диктатором на огромной территории, не останавливался перед жесткими мерами по наведению порядка – и считал Ветхий Завет чрезмерно жестоким. Почему? Вопрос о жестокости Ветхого Завета не нов, как и почти все в этом мире. Уже среди первых христиан были такие, кто утверждал: христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Наиболее последовательно излагал эти взгляды богослов по имени Маркион. Церковь осудила его учение как ересь. Вслед за Христом и апостолами она утверждает, что Ветхий Завет – неотъемлемая часть Священного Писания, и что Бог патриархов и пророков – Тот же Самый, что и Бог апостолов и евангелистов, и что не только Новый Завет, но “все Писание богодухновенно и полезно для научения” (2е Послание к Тимофею, 3:16). Однако наследники Маркиона живы по сей день. Даже среди христиан многие если и не отвергают Ветхий Завет, то относятся к нему с каким-то подозрением, как к историческому памятнику, не имеющему особого значения в наши дни. Они, безусловно, неправы: именно Ветхий Завет рассказывает нам о сотворении мира, о грехопадении, о возникновении избранного народа и его отношениях с Богом. Он подводит читателя к евангельской Вести, которая без него так и осталась бы непонятой: что за пророчества исполнились? Что за жертва была принесена? Зачем вообще понадобилось распятие и воскресение?

http://azbyka.ru/zub-za-zub

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург Ветхий Завет – бесценный опыт Богообщения Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета – Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. С одной стороны, это так, но, тем не менее, происходит некое умаление всей полноты Богооткровения и Священного Писания. СВЯЩЕННОЕ Писание нераздельно. Мы исповедуем, что оно состоит из Ветхого и Нового Заветов, которые взаимосвязаны и проникают друг в друга. Не случайно Христос часто ссылается на очень важные моменты из истории Ветхого Завета. Это во-первых. Во-вторых, Христос, как Он Сам говорит, пришел исполнить Закон. Мы, соединенные со Христом, должны исполнять тот же Закон, который исполняет Он, а этот Закон корнями своими уходит в Ветхий Завет: очень многие положения Ветхого Завета никто не отменял и они обязательны для исполнения любым христианином, любым человеком даже и сейчас. Ветхий Завет обладает неисчерпаемым свидетельством правды Божией о человеке, о Промысле, о неиссякаемом опыте Богообщения. Ветхий Завет – не набор нравственных требований, это история, как человек искал Бога, как он плакал без Бога, как он звал Бога, как он был найден Богом, и что он делал, когда обретал Бога, Которого он искал. Как опыт Богообщения, Ветхий Завет книга очень ценная, неиссякаемая. И читать его, говорить о нем, думать, размышлять над этим опытом, конечно, необходимо. Ведь мы же читаем жития святых, хотя они не входят в Священное Писание. В первую очередь мы читаем жития потому, что в них – опыт общения конкретного человека с Богом, опыт преломления Божественной благодати в конкретной человеческой судьбе и того, какие плоды она приносит. Точно так же человек искал Бога и задолго до Христа, и находил Его, и свидетельствовал о Нем, и жил с Ним. И потому опыт этот очень ценен и важен для нас. ИТАК, мы начинаем с самой первой главы самой первой Книги Ветхого Завета – Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet

Паремии Скачать epub pdf – Мы знаем, что читаемые в храме отрывки из Ветхого Завета называются паремиями. Что означает термин «паремия» и почему он прилагается к ветхозаветными чтениям? – Ветхозаветные чтения называются паремиями уже в Типиконе Великой Церкви, то есть в уставе константинопольского кафедрального богослужения. Самые ранние рукописи этого Типикона датируются IX веком, хотя понятно, что традиция именовать ветхозаветные отрывки «паремиями» могла существовать и ранее. Почему «паремия»? Здесь два варианта: или потому, что часть паремий читалась из книги Притчей Соломона, название которой по-гречески звучит как «паримиэ», или же потому, что греческое слово «паремия» имеет значение «иносказание», «образ» (здесь характерен фрагмент из Ин. 16:25 : Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце) и паремиями названы чтения Ветхого Завета по той причине, что они в виде прообразов, как бы иносказательно описывают события Нового Завета. – Зачем в храме читается Ветхий Завет в виде паремий? Можно ли уверенно заявить, что без чтения паремий не может быть полноценно раскрыто содержание христианского праздника? – Думаю, да. Впрочем, ответ на этот вопрос предполагает разговор на гораздо более обширную тему важности Ветхого Завета для христиан. Два Завета неразделимы, Ветхий Завет – неотрывная часть Священного Писания . Празднуя событие новозаветной истории, Церковь всегда находит в Ветхом Завете какой-то прообраз этого события, иногда явный, иногда более скрытый. Здесь можно привести множество замечательных изречений святых отцов, ограничимся только двумя. Во-первых, вспомним известную фразу, автором которой называют блаженного Августина и которую многие цитируют: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается». Во-вторых, менее известную цитату из свят. Амвросия Медиоланского : «Пей сначала Ветхий Завет, чтобы пить и Новый Завет. Если не будешь пить первый, то не сможешь пить второй. Пей первый, чтобы утолять жажду, пей второй, дабы наслаждаться с избытком. … Итак, пей из обеих чаш – Ветхого и Нового Заветов – ибо из каждой пьешь Христа. … Пей Христа, дабы пить Его проповедь; а проповедь Его есть Ветхий Завет и проповедь Его есть Новый Завет. Пьется Священное Писание и вкушается Священное Писание, когда в глубину ума и в природу души нисходит влага вечного Слова; наконец, не только хлебом жив человек, но всяким словом Божьим. Пей это слово, но пей в нужном порядке: пей сначала из Ветхого Завета, делай [это] спешно, чтобы пить и из Нового Завета».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Скачать epub pdf 26. Жесток ли ветхозаветный закон? Казни, штрафы, соблюдение суровых законов – разве может этого требовать от человека Бог Любви? А ведь именно таким представляется многим нашим современникам Ветхий Завет, который требует жестокой расплаты: «око за око, и зуб за зуб». Наследники Маркиона «Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению: …отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего». Так писал о своем религиозном выборе человек, которого трудно заподозрить в мягкотелости и пацифизме – генерал А.И. Деникин. Он прошел несколько войн, включая гражданскую, был диктатором на огромной территории, не останавливался перед жесткими мерами по наведению порядка – и считал Ветхий Завет чрезмерно жестоким. Почему? Вопрос о жестокости Ветхого Завета не нов, как и почти все в этом мире. В 6-й главе мы говорили о древнем богослове Маркионе, который отверг Ветхий Завет, поскольку счел, что в нем идет речь о жестоком Боге, ином, нежели в Новом Завете. Но Церковь осудила его учение как ересь. Вслед за Христом и апостолами она утверждает, что Ветхий Завет – неотъемлемая часть Священного Писания, и что Бог патриархов и пророков – Тот же Самый, что и Бог апостолов и евангелистов, и что не только Новый Завет, но «всё Писание богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим 3:16 ). Но и современного читателя многое отталкивает от Ветхого Завета, и прежде всего, его «жестокость». Ну что же, Библия – правдивая книга, и если люди всегда убивали и ненавидели друг друга, если даже самые великие праведники бывали небезупречны, она повествует об этом честно и открыто. Она – не сборник слащавых рассказов, и именно поэтому ей можно доверять. С этим, казалось бы, все ясно. Но сомневающиеся не успокаиваются: Ветхий Завет говорит не просто о жестокости отдельных людей, он приписывает эту жестокость самому Богу. И главное обвинение, которое тут можно услышать – суровый Закон, требующий отдавать глаз за глаз и карать смертью за нарушение супружеской верности. Попробуем разобраться с этим подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Слова 1. Слово в день поставления во священника 15 декабря 1868 года Днесь в церкви Божией, возложением руку архиереову, Таинство Помазания от Духа Святого соверши мя, прежде далече бывша и Церкви и Таин ее. И се, братие, вся нова зрю: и Завет нов, и Таинства новы, и Священство ново. Се вся нова, не того ради точию, яко по ветхом предана суть, или по первом наступили: ибо и второе, аще бы имело обветшати, не могло бы именоватися новым, понеже обветшавающее погубляет имя нового. Новый Завет, якоже именуется нов, тако и есть присно нов; аще ли присно нов, то и вечен; аще ли вечен, то и неотъемлем (не якоже первый), и конца не имать. Сего имени: новый, и изначала своего подания Ветхий Завет не имел; но имя сие, еще при бытии Закона Ветхого, Закону Христову дано бысть: се дние грядут, глаголет Господь, " и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов« (Евр. зач. 319). Посему Моисеем данный завет неветшающим не был, аще при бытии и крепости оного ин завет уже именуется новым. Сей, пророками предуказанный, Новый Завет апостолы именуют вечным: »кровию завета вечнаго« (Евр. зач. 335). А сам Господь силу и сущность нового вечного Завета указует в своей живоносной Крови, ибо сказал: »сия чаша новый завет моею кровию» (Лук. зач. 108). Яве убо, яко Чаша Крови Христовы, яже до скончания мира приноситися имать, купно и Тело его за нас ломимое, се есть Завет нов и вечен; приносители и причастники Тела и Крови Христовы, сии суть служители и причастники нового, вечного Завета. Старообрядцы глаголемии такожде именуют себя сынами и причастниками Завета Нового, но точию именуют, существенной же принадлежности истинных причастников сего Завета не имеют: ибо не имеют вечной, непрерывно от апостол влекущейся иерархии, без которой и преподание Таин Тела и Крови Христовы невозможно. А беспоповцы даже проповедуют, якобы ныне настало время, в неже и быти не должно нового завета священству и жертве: как словом, так и самым безиерархическим пребыванием своим они проповедуют обветшание и конец нового и вечного Завета. Увы горестного ослепления! Завет ли новый, Христом преданный, обветшал? Но «небо и земля мимо идут, а словеса Господня не имут прейти» (Матф. зач. 101). Не закон новый обветшал, а обветшали и охромели, по слову пророка ( Псал. 17 , ст. 46), проповедующие его обветшание. Ныне, говорят беспоповцы, повсюду тма (т. е. безверие), всюду смрад, всюду мертвость, и священства православного несть. Увы! Свет ли Христом преданного священства тма объяла? Никакоже! Тма его не объят; но ослепшему и в полудне, сияющу сольнцу, тма есть, смердящему повсюду смрад, и мертвому несть жизни!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Священное писание Библия (ββλια – книги) включает две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет Ветхий Завет состоит из 50 книг, которые были написаны между XI в. до н. э. и I в. н. э. В этих книгах содержится история Еврейского народа от сотворения мира до начала нашей эры, а также древнейшее иудейское законодательство. Об этом говорится в Пятикнижии (Книга Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), книгах Иисуса Навина, Царств, Судей, Руфь, Паралипоменон. Другие книги содержат поэтические гимны, молитвы или поучения. Это Псалтирь, Песнь Песней, Екклесиаст, Притчи и другие книги. И наконец, пророческие книги – Книга Исаии, Иеремии, Осии, Авдия, Аввакума и др. Те книги Ветхого Завета, которые входили в канон древнего иудаизма, называются каноническими. Канонические книги были написаны на древнееврейском (отчасти арамейском) языке. В Ветхий Завет входит также несколько книг, которые в иудейской традиции не рассматривались как священные, хотя читались и переписывались. Это 2-я и 3-я книги Ездры, Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варух, Маккавейские. Эти книги дошли до нас на греческом или латинском языке и называются неканоническими или второканоническими. Кроме того, есть несколько неканонических вставок в канонические книги Есфири, Псалтирь и пророка Даниила. Перевод Ветхого Завета на греческий язык был сделан в III–II вв. до н. э. и называется переводом семидесяти или Септуагинтой, так как, по преданию, над этим переводом трудились семьдесят иудейских книжников, которые для этой цели были специально приглашены в Александрию. Текст Септуагинты лежит в основе православной библейской традиции. Латинский перевод Библии – Вульгата, на который опирается католическая традиция, был сделан в IV в. н. э. блаженным Иеронимом. Наряду с каноническими, в Вульгату включены и неканонические книги. Обстоятельства, при которых появился церковнославянский перевод Библии, вам уже известны, а на русский язык Библия была переведена в середине XIX в. и издана в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Как создавалась Православно-Христианская вера В этом кратком обзоре описывается как создавалась Православно-Христианская Вера. Кто и когда участвовал в этом процессе и что они делали. Я есмь путь и истина и жизнь; (Иоанна 14:6) Содержание: Введение; (1) Ветхий Завет; (2) Новый Завет; (3) Созидание Церкви; (3.1) Молитвы и богослужения; (3.2) Церковные храмы; (3.3) Написание Св. Евангелия; (3.4) Написание «Апостола»; (3.5) Вселенские Соборы; (3.6) Утверждение Священного Писания (Библии); (3.7) Святые Отцы и Учители Церкви; (3.8) Богословские науки; (3.9) Святые; (3.10) Монашество; (3.11) Священство; (3.12) Рядовые члены Церкви; Заключение. 1. Введение Благодатные семена Православно-Христианской Веры были посеяны Самим Господом Иисусом Христом. В ее дальнейшем созидании, толковании, укреплении и распространении участвовали тысячи и тысячи православных христиан, начиная от самых известных пророков, апостолов, отцов и учителей Церкви, епископов, монахов, священников и мирян и кончая никому неизвестных рядовых верующих. Конечно, как это было уже сказано, это началось с откровением от Самого Господа Бога и под Его постоянным благодатным Покровом и Промыслом. Эту проделанную огромную работу - кропотливое собирание и изучение фактов и вывод соответствующих заключений - можно описать как поиски человечества найти своего Отца, истинного Господа Бога. Нужно сказать что именно в этом православная вера резко отличается от всех других религий, у которых был только один пророк или учитель и это все. Поэтому, даже слово «религия» к ней не совсем подходит, так как тогда это ее, в какой то степени, приравнивает к другим верованиям, включая религию людоедов. Церковную историю принято делить на три периода: Ветхий Завет, Новый Завет и историю Церкви. Внизу следует краткое объяснение того что происходило в эти периоды. 1. Ветхий Завет В ветхозаветные времена (до рождения Иисуса Христа) у древних евреев уже была вера в одного Бога, создателя всего мира, праведного и были известны Десять заповедей (1615 г.

http://zavet.ru/a/rss_1284458957.html

Марина Бирюкова Скачать epub pdf Как присутствует в нашей жизни – жизни сегодняшних православных христиан – Ветхий Завет ? Что он для нас – огромный неисследованный пласт, известный лишь местами и очень мало влияющий на нашу жизнь, или живой неиссякаемый источник смыслов, без понимания которых нельзя ни Евангелие, ни апостольские послания, ни православное богослужение постичь в необходимой мере? Какие трудности ждут нас при погружении в книги Ветхого Завета? Что мы должны знать, чтобы чтение этих книг действительно пошло нам на пользу? Наш собеседник – протоиерей Леонид Грилихес , ученый-семитолог, заведующий кафедрой библеистики МДА, преподаватель древнееврейского, арамейского и сирийского языков, поэт, настоятель храма Преображения Господня в селе Остров под Москвой. – Отец Леонид, почему это необходимо – читать Ветхий Завет ? У нас же есть Новый, есть Евангелие. Этого недостаточно? – Да, есть Евангелие, и чем больше мы его читаем, тем лучше понимаем, как необходимо знание Ветхого Завета для адекватного понимания Нового. В Новом Завете нет книги, где не было бы ветхозаветных цитат. Более того, если мы откроем издание Нового Завета с перекрестными ссылками, мы увидим, что там на каждой странице десятки ссылок на Ветхий Завет . Язык Нового Завета весь пронизан не только прямыми цитатами, но и коннотациями, аллюзиями, образами Ветхого Завета. Все основные богословские положения были сформированы в ветхозаветную эпоху. Обратите внимание: Спаситель нигде не доказывает, не обосновывает бытия Божия. Общее представление о Едином Боге, о Его участии в истории о том, что Он ведет Свой народ ко спасению,– все эти истины известны уже Ветхому Завету. Углубленное чтение Нового Завета невозможно без Ветхого. Он дает нам историческую ретроспективу, рассказывает о домостроении нашего спасения, которое, в конце концов, увенчивается новозаветным откровением. Вспомним притчу о злых виноградарях (см.: Мф. 21 , 33–46). Человек, который знаком с Ветхим Заветом, в частности с книгой Исаии (а люди, слушавшие Спасителя, знали Ветхий Завет куда лучше нашего – близко к тексту), увидит, что именно оттуда взяты евангельские образы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010