Иоанн Отшельник, сирийский писатель IV в.: Аннотированная библиография//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 642–649 Верещагин Е.М. [Рец. на:] Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян/Пер. с новогреч. иером. Дионисия (Шленова). иером. Леонтия (Козлова), игум. Тихона (Зайцева). С. Кима; под ред. иером. Дионисия (Шленова) и В. Л. Шленова. Сергиев Посад. 2005. 391 с.//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 650–669 Месяц С.В. К вопросу о «частных сущностях» у Аммония Александрийского: По поводу статьи В.Μ. Лурье «Богословский синтез VII века: Св. Максим Исповедник и его эпоха»//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 670–680 Шичалин Ю.А. Свт. Григорий Богослов – читатель Плотина: По поводу начала трактата Плотина «О возникновении и порядке того, что вслед за первым» (PLOT. 11.5.2.1.2–4: ΟΙΟΝ ΕΝΕΔΡΑΜΕ ЕТС.)//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 681–688 Отдел V. Хроника и отчёты Хроника научной жизни Академии и семинарии за 2003/2004 учебный год: [Отзывы]//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 689–765 Отчёт о жизни Академии и Семинарии за 2003/2004 учебный год//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 766–790     Список сокращений//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 13–15. —13— АО Альфа и Омега. Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1994 – . БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918; H. с. 1 (1993) – . БТ Богословские труды. М., 1959 – . ВВ Византийский временник. СПб.; Пг.; Л., 1894–1928. Т. 1–25; М., 1947 – . Т. 1 (26) – . ВиР Вера и Разум. Харьков, 1884–1917. ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Paris, 1947, 1950–1989. ВРСХД, ВРХД Вестник Русского [Студенческого] Христианского Движения. Париж, 1925 – . ИАБ Исихазм. Аннотированная библиография/Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. При ссылках указываются номер раздела и номер описания. ПБЭ Православная богословская энциклопедия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Личный фонд автора Архиеп. Иоанн (Шаховской) . История и метаистория. П., 1945. 11 с. (машинопись). (О его пастырской деятельности в нацистской Германии.) Kniazeff A. Comment j e suis devenu prêtre – Mémoires (19131947). P., 1989. 114 с. (машинопись, на фр. яз.). (Воспоминания протопресвитера А. Князева о его жизненном пути к священству.) Seide G. Russische Orthodoxe Kirchen und Gemeinden in Deutschland. Eine Dokumentation ihrer Geschichte. München, 1994. 14 с. (список священнослужителей Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви за период 1921 по 1994 г., машинопись, любезно предоставленная нам о. Георгием Зейде. Далее «Архив Георгия Зейде» – АГЗ). II. Газеты и журналы Вера и Жизнь. Вестник управления православной епархии в Австрии. Зальцбург, 19461948. Вести Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Приложение к журналу Православное Слово. Буэнос-Айрес, 1954. Вестник Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви. Мюнхен, с 1980 (далее ВГЕ). Вестник Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Лион, с 1970. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Медон, 1947; П., 19501990 (далее ВРПЭ). Вестник. Орган церковно-общественной жизни. П., 19371939. Вестник Православного церковно-благотворительного комитета Германской епархии. Мюнхен, 19461948. Вестник Русского Студенческого Христианского Движения (с 1990: Вестник Русского Христианского Движения). П.; Мюнхен; П.; П.-Н.-Й.; П.-Н.-Й. М., с 1925 (далее Вестник РХД). Вестник Церковной Жизни. Булонь-Бийянкур, 19451947. Голос Православия. Берлин, с 1950 (официальный журнал Германской епархии Московской Патриархии). Голос Литовской православной епархии. Ковно, 19241939. Епархиальные Ведомости Северо-Американской и Канадской епархии (Русской Зарубежной Церкви). Дж., 19531954. Церковный календарь обители прп. Иова на 1927 г. (со списком архиереев РПЦ за границей и духовенства Западно-Европейского митрополичьего округа). Ладомирово, 1926. Журнал Московской Патриархии. М., с 1945 (официальный журнал Московской Патриархии) (далее ЖМП).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Флоровского , С. Л. Франка и др. Регулярно освещалась деятельность РСХД. 10-летию журнала посвящен юбилейный номер (1935. 12-1936. 1/2), в к-ром, в частности, сообщалось об ухудшающемся материальном положении издания. С 1937 г. журнал в течение нек-рого времени издавался в Эстонии под ред. Зеньковского, жившего в Париже. Издание имело объем 50-60 страниц. Сохраняя интерес к богословской и философской проблематике, журнал начал уделять большое внимание рус. лит-ре. В статьях о В. А. Жуковском , Н. В. Гоголе , Ф. М. Достоевском , Л. Н. Толстом , И. А. Бунине и др. писателях делались попытки осмыслить их творчество в духе Православия. После выхода в 1939 г. 2 номеров издание было прекращено из-за начала второй мировой войны. В. А. Никитин " Вестник русского христианского движения " . 1954 г. издание журнала возобновилось. Его задачей стало восстановление связей между разрозненными частями РСХД в послевоенной Зап. Европе. В 1945-1947 гг. в «Вестнике» помимо обзоров церковной жизни рус. эмиграции были опубликованы воспоминания прот. В. Зеньковского о свящ. Димитрии Клепинине (1945. 2), Слово за литургией 7 янв. 1907 г. свящ. Павла Флоренского (1947. 8) и др. материалы. В 1947 г., после выхода 1, издание остановилось, возобновилось в янв. 1949 г. в Мюнхене усилиями свящ. А. Киселёва, после отъезда к-рого из Германии журнал редактировал прот. Г. Бенигсен. Июньский номер журнала 3) вышел в Париже и был посвящен 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина. В 50-х гг. «Вестник» помимо информации о деятельности студенческих кружков РСХД публиковал многочисленные богословские и философские статьи и рецензии прот. В. Зеньковского, прот. Георгия Флоровского, прот. Александра Шмемана , Франка. В журнале печатались статьи Н. О. Лосского, Ю. П. Иваска, В. Н. Ильина и др., посвященные Ф. М. Достоевскому, В. В. Розанову и Д. С. Мережковскому . В 1952 г. «Вестник» отметил рядом публикаций 100-летие со дня смерти Гоголя (статьи «День гнева» В. Н. Ильина, «Гоголь во Франции» П. Паскаля), в 1960 г.- 50-летие со дня смерти Л.

http://pravenc.ru/text/158264.html

С 2 (янв. 1926) в журнале стали появляться статьи общего характера - о положении Православия, задачах движения, в т. ч. Н. А. Бердяева «Итоги парижской анкеты» 2), Зёрнова «Православие и Запад» (Там же), Зандера «О задачах движения» 3), прот. Сергия Булгакова «Смысл и оправдание христианских студенческих кружков» 4). С 5/6 объем журнала вырос до 30 страниц, расширился круг авторов: в «Вестнике» начали публиковать статьи митр. Антоний (Храповицкий) , еп. (впосл. митрополит) Вениамин (Федченков) , еп. Дамиан (Говоров) , Ю. П. Степанов, Г. Н. Трубецкой и др. В 7 появилась рубрика «Почтовый ящик», где печатались отклики читателей. С 10 (окт. 1926) журнал издавался типографским способом, тираж вырос до 300, затем - до 1350 экз. «Вестник» начал печатать статьи о жизни в СССР: «Антирелигиозная пропаганда в системе просвещения СССР» Лаговского (1926. 10), «Есенинщина: Письмо студента из Петрограда» (1927. 7), «Новые герои советской литературы» Зёрнова (1927. 12) и др. В 1928-1929 гг. в качестве приложения к журналу издавался «Бюллетень религиозно-педагогической работы». Среди наиболее активных авторов журнала в 30-х гг.- духовник РСХД прот. Сергий Четвериков (Религиозно-христианское миросозерцание, как основание человеческой жизни и культуры//1935. 1/2; Об индивидуальном и социальном христианстве//1937. 1/2 и др.), иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Шаховской) (Учет сердца//1932. 1; О прямых путях//1932. 10/11 и др.), прот. С. Булгаков (Догматическое обоснование культуры//1930. 7; Православие и культура//1931. 10 и др.), В. В. Зеньковский (Идея религиозной науки//1930. 8/9; Проблема церковной культуры//1933. 1 и др.), Бердяев (Кризис христианства и кризис культуры//1931. 8/9; Христианство и еврейский вопрос//1931. 3 и др.), В. Н. Ильин (цикл «Этюды о русской культуре» (1931. 1, 3-9, 11) и др.), Федотов (О христианском гуманизме//1932. 5/7; Национализм//1933. 5/6 и др.). В «Вестнике» также публиковались статьи В. В. Вейдле , Б. П. Вышеславцева , А. В. Карташёва , Н. О. Лосского , Г.

http://pravenc.ru/text/158264.html

В 1925 г. переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , работал библиотекарем ин-та, одновременно участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 г. З. избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 г. занимался миссионерской работой среди студентов. По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и генеральным секретарем РСХД. Выступал с лекциями о Православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (см. об этом в его кн. «Песнь Господня», 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 г.- «Жизнь и деятельность» (Life and Work, Оксфорд), «Вера и устройство» (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939 г. В 1941 г. З. был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев ( Зандер В. А. 1984. 141. С. 214-215). Во время войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни» (см.: «Вестник Русского христианского движения» ), единственный журнал во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По окончании войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества . В 1960 г. получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга. Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 г. прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та. З. умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его жена Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894-1989) - правосл. духовная писательница, иконописец и церковный публицист. Работала вместе с З. секретарем РСХД в Прибалтике, была секретарем Женских богословских курсов в Париже. Автор популярных книг: «О русских православных братствах» (1925, под фам. Калашникова), «Les implications sociales de la doctrine de la Trinité» (Социальные последствия учения о Троице, 1936), «La fête de l " Épiphanie» (Праздник Богоявления, 1947), «La Pentecôte» (Пятидесятница, 1948), «La fête de Noël» (Праздник Рождества, 1949), «Преподобный Серафим Саровский» (1963), «Христос - Новая Пасха: Богослужения Страстной седмицы и Пасхи» (Брюссель, 1964) и ряда статей в журналах «Путь» (Икона Св. Троицы - 1931. 31. С. 30-52), «Вестник РСХД» (в т. ч. о матери Марии (Скобцовой) - 1955. 36. С. 3-7), «Русское возрождение» (В обители прп. Серафима - 1983. 22-24; То же - 2003. 82. С. 45-101).

http://pravenc.ru/text/182553.html

Летом 1917 года в Россию прибыл Пол Андерсон как личный секретарь руководителя ИМКА Джона Мотта. До этого Пол Андерсон, окончив университет в штате Айова, работал в качестве секретаря ИМКА в Шанхае. В 1918 году Андерсону пришлось уехать из Советской России, после того как его арестовала ЧК. Вскоре советская власть закрыла все структуры ИМКА в России, и тогда ИМКА сосредоточила свои усилия в русской эмиграции, создав в начале 1920-х годов Русское студенческое христианское движение и издательство «ИМКА-Пресс». Тогда и начал выходить «Вестник РСХД», который станет путеводной нитью для четы Солженицыных и который издаётся до сегодняшнего дня под названием «Вестник РХД». В начале 1920-х годов издательство «ИМКА-Пресс» в Праге и Берлине, а потом в Париже собрало вокруг себя тех, кто представлял собой интеллектуальную силу белой эмиграции. В 1922 году к ним добавились философы и богословы, высланные из Советской России. Н.А. Бердяев сразу стал главным редактором «ИМКА-Пресс», с соответствующей зарплатой, его заместителем стал Б.П. Вышеславцев. Не только «ИМКА-Пресс», но и Религиозно-Философская Академия, и Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже, и Русское студенческое христианское движение - всё это финансировалось ИМКА. Причём Пол Андерсон писал, что тогда в распоряжении русской службы ИМКА в Париже были средства практически на любой проект, который они могли реализовать в среде эмиграции. Помимо «Вестника РСХД» издавались журналы «Путь», «Новый град», «Православная мысль», Богословские труды Свято-Сергиевского Института и многое другое. В этих изданиях прослеживается концепция, которая стала ключевой для Солженицына. Речь идёт о публикациях Николая Бердяева и Федора Степуна, высланных из России, а также Георгия Федотова, историка западноевропейского Средневековья. Г.Федотов эмигрировал из России добровольно в 1925 году, поскольку, по воспоминаниям его жены, его вынуждали читать лекции на фабриках и заводах. В статьях этих мыслителей в самом начале 1930-х годов, еще до прихода Гитлера к власти, появилась концепция «коммунофашизма». Сегодня «Википедия» приписывает создание термина «коммунофашизм» Алле Гербер, родившейся в 1932 году. Но она никак не могла быть причастна к тому, что писалось тогда на страницах имковских изданий!

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asol...

Панихида по Царской Семье//Православная Русь. 28.09.1989, 18 (1399). Скатов Б.А. Молебен Царственным Новомученикам//Православная Русь. 28.09.1989, 18 (1399). Доклад [В.Н.Тростникова] о жизни Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны в Москве//Православная Русь. 28.09.1989, 18 (1399). Аврех А.Я. Масоны и революция. М., Политиздат, 1990. Подписано в печать 13.11.1989. Поздоровкин Д.В., Яковлева Е.Н. Братство Святого Благоверного Царя-Мученика Николая//Православная Русь. 14.11.1989, 21 (1402). Медведев Рой. Свердловы. Слава и трагедия одной семьи//Каретный ряд (Москва). 1989, ноябрь, 5. Рябов Гелий. Возвращение в Петроград//Родина. 1989, декабрь, 12. Иоффе Г. З. Завершаем разговор//Родина. 1989, декабрь, 12. Струве Н. К обретению останков Царской Семьи//Вестник русского христианского движения. 1989, III, 157. Об обстоятельствах и месте захоронения Императорской Семьи (запись встречи Г.Рябова со студентами Историко-архивного института 20.04.1989 г.)//Вестник русского христианского движения. 1989, III, 157. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз (3-е издание, исправленное и дополненное). М., 1989. Материал о находке Г.Т.Рябова//Royalty. 1989. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. Шульгин В. Дни: 1920. М., 1989. Каган В. Борис Бруцкус. Иерусалим, 1989. 1990 Сорок два вопроса Борису Ельцину//Советская молодежь (Рига). 04.01.1990. Три дня в Печорах//Православная Русь. 28.01.1990, 2 (1407). Вронская Жанна. Корона Российской Империи (интервью с Князем Bлaдuмipoм Кирилловичем)//Огонек. 1990, январь, 2. Радзинский Э.С. Расстрел в Екатеринбурге//Огонек. 1990, январь, 2. Narbaits Xavery. Revelations sur la fin des Romanov. Des documents secrets dormaient, jusqu’à aujourd’hui, dans le coffre d’une banque Londonienne prouvent bien que toute la famille impériale russe a été assassinée à Ekaterinenbourg dans la nuit du 16 au 17 juillet 1918//L’Actualité. 02.02.1990. Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. Л., " Красная газета " , 1927. Репринт: М., Советский писатель, 1990. Подписано в печать 06.02.1990.

http://religare.ru/2_47504.html

  Алексидзе А.Д. Византийская литература XI–XII вв. – Тбилиси, 1989. С.33–47.   Алексидзе А.Д. Литература XI–XII вв.//  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  . С.160–161.   Аникеев П. Апология мистики по творениям преподобного Симеона Нового Богослова. – Пг., 1915.   Аникеев П. Мистика преподобного Симеона Нового Богослова. – СПб., 1906.   Аникеев П. Психология мистического восприятия (По преподобному Симеону Новому Богослову)//Новоселов М. Догмат, этика и мистика в  составе христианского вероучения. (Приложение).  – М., 1995. (Религиозно–философская библиотека. – Вып. 30).   Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имя Божие в понимании и толковании св. Григория Нисского и Симеона Нового Богослова//Миссионерское обозрение. – 1916. –  5—6.   Антоний, игумен. Духовный опыт христианских подвижников по творениям преподобного Симеона Нового Богослова//Православный путь. – 1955.    Беневич Г. Экономика в православном понимании согласно святителю Симеону Новому Богослову//Вестник Русского христианского движения. – 1991. – 161.   Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .     Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1 .     Бросс Ж. Духовные учителя/Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.   Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.527–532.   Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.271–280.   Бычков В.В. Эстетика//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.450–454. 415.425.426.Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.15–19, 26–28, 242–250, 353–364.   Василий (Кривошеин), архиеп. Дух Святой в христианской жизни по учению прп. Симеона Нового Богослова //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1975. 91/92.   Василий (Кривошеин), архиеп. Заметка к слову " О памяти смерти " пр. Симеона Нового Богослова//Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 353 – 364.

http://bogoslov.ru/person/3089571

—229— за теми наставниками, которые учат нас жить полною жизнью, быть людьми-гражданами, полезными деятелями родины и Церкви, а не созерцателями только жизни церковной и государственной, которые были бы нашими вождями не столько в книжной науке, практическое значение которой сейчас сомнительно, сколько – и главным образом – в общественной и политической жизни. И вот в такое тяжелое время, при таких наших запросах, мы слышим завить Апостола: «поминайте наставников ваших и подражайте вере их». В этом завете Апостола – ответ на наши запросы и руководство для нашей жизни. Как же жили и учили наши почившие наставники? Были ли они общественными деятелями в том смысле, как желаем мы, или они учили нас другой общественности? Вот несколько характерных поучительных штрихов из «дней не совсем древних». Разразилась восточная война 1853–1856 гг. «С горячим увлечением» и профессора и студенты «следили за перипетиями Севастопольской осады... Во все время войны, каждое воскресенье и праздник студентов собирали в Трапезную церковь для слушания умилостивительного молебна, на котором сначала припевали: «Господи! покори врагов под ноги наша», а потом: «Многомилостиве Господи, пощади нас и избави нас от врагов наших». Все профессора в то же время Троицком соборе на молебнах должны были произносить проповеди для возбуждения патриотических чувств народа, собиравшегося со всех концов России к мощам препод. Сергия» (Юбил. Сборн. «У Троицы в Академии», с. 128. И ниже везде имеется в виду этот же сборник, почему указываем только страницы). «Турецкая война захватила всех поголовно. Газеты читались вслух группами. Успехи русского оружия всех радовали и нередко приводили в неописуемый восторг, на какой только способна горячая молодежь». Устраивались банкеты и манифестации (ib. 198). А вот заветы последнего платоника. «На реформационное движение он смотрел, как искренне религиозный человек, с точки зрения евангельского учения о христианской правде и любви; в реформах Александра II видел отражение «путей Промысла Божия», а в царе – истинного по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай Зернов и его сестра, учившаяся вместе с ним на богословском факультете, стали организаторами православного студенческого кружка. Подобные этому кружку группы независимо друг от друга возникали в то время и в других европейских городах. Стихийно начавшийся процесс религиозно-общественного движения среди русской молодежи вскоре получил организационные формы благодаря Young Men Christian Association (YMCA). Поддержка, оказанная ею группам православной молодежи, совпала по времени с приходом к ним ряда выдающихся религиозных мыслителей, большинство которых были высланы из России в 1922 году. Результатом этого явилось создание Русского Студенческого Христианского Движения. После общеевропейского съезда кружков, который состоялся в местечке Пшеров (Чехословакия) в октябре 1923 года, Движение окончательно оформилось организационно. В процессе формирования Движения оно еще пользовалось доброжелательным вниманием митрополита Антония (Храповицкого) , но лишь до того момента, когда активное участие в нем деятелей YMCA сообщило ему экуменическую направленность. Это направление деятельности РСХД стало главным содержанием работы Н. Зёрнова . В 1923 году он впервые посетил Англию, участвуя в качестве наблюдателя в конференции Британского Студенческого Христианского Движения. О деятельности YMCA среди русской молодежи в то время он впоследствии вспоминал, что она «была ... для нас введением в то движение для примирения христиан, которое вскоре получило название экуменического. Вся зару6ежная церковь раскололась на почве положительного или отрицательного отношения к этой задаче» 4 . С 1925 года работа РСХД охватила 6ольшинство стран Европы, включая государства Прибалтики. Центром Движения 6ыл Париж. Туда в 1925 году по окончании богословского факультета перебирается Николай Зёрнов , всецело отдавшись ра6оте в Движении как секретарь и редактор печатного органа Движения «Вестник РСХД». Являясь активнейшим деятелем Движения, Зёрнов пребывал в эпицентре драматического процесса церковного раскола в Русском Зарубежье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010