протоиерей Валентин Амфитеатров Содержание О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Предисловие к первому изданию Перед началом Великого поста На первой седмице поста В Неделю Торжества Православия В Неделю вторую В Неделю Крестопоклонную В Неделю четвертую На пятой седмице поста В Неделю пятую На шестой седмице поста В Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) На Страстной седмице ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА ВЕЛИКАЯ СУББОТА Краткие поучения причастникам Информация о первоисточнике О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.       В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора.       В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина " Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах " (1909), " Воскресные Евангелия. Сборник проповедей " (1910), " Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида " (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет - рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Протопресвитер Александр Шмеман: Царство Божие здесь и сейчас (+АУДИО) И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» 28 апреля, 2013 И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. Царство Божие здесь и сейчас За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. Перед началом Страстной недели, посвященной воспоминанию о страданиях и смерти Христа, – светлый праздник, который и теперь, спустя почти две тысячи лет, остается ¬по-своему загадочным. Почему? Да потому, что событие это – торжественное вступление Христа в Иерусалим, восторженные толпы, встреча Его как царя восклицаниями «Осанна!» и, главное, тот факт, что Христос Сам захотел, Сам вызвал это торжество, – на первый взгляд противоречит всему, что мы знаем о Нем из Евангелия. Ибо если чего избегал, от чего всегда уходил Христос на протяжении всего Своего земного служения, – это от внешнего успеха, от земной славы и власти. Апостол Павел определил земной облик Христа и образ Его служения словом «истощание», т.е. самоопустошение. «Христос, – говорит он, – истощил Себя, образ раба принял. В подобии человеческом был и смирил себя до смерти, смерти же крестной» (ср.: Флп. 2:7–8). Все христианское предание издревле применяло к Христу слова пророка Исаии о страдающем слуге Божием. Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53:2–4).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Путь через страдания Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 29 марта – 5 апреля. – Встречи с министрами. – В журналистском фарватере. - Русский национальный вопрос. – НАТО зачищает Косово. – Этнический империализм. – 150-летие Крымской войны. – Армейско-пастырская служба. - Вопросы единения. – Филаретовское воровство. – Страдания и вера Грузии. – Двойные стандарты толерантности. – Ноги идолов. – Вербное воскресенье. На прошлой неделе как светские, так и церковные СМИ были заинтересованы двумя официальными встречами Святейшего Патриарха – с министром культуры и министром образования. Двум этим событиям была посвящена обильная пресса. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с министром культуры и массовых коммуникаций Александром Соколовым состоялась в прошлый понедельник. На ней обсуждались «перспективы возвращения церкви ее святынь, находящихся в государственной собственности», - сообщает сайт «Регионы России» . Патриарх Алексий также ставил вопрос перед министром культуры о содержании телевизионных программ. По окончании встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви и министра культуры и массовых коммуникаций России Патриарх Алексий и А.С.Соколов ответили на вопросы журналистов. Текст пресс-конференции публикует официальный сайт Русской Православной Церкви . Авторы «Газеты» Татьяна Невская и Надежда Кеворкова в статье «На министра культуры снизошла благодать» отмечают, что «встреча … министра Александра Соколова и Патриарха Алексия в Чистом переулке растопила былой лед между чиновниками Минкульта и священством». Далее в статье они рассказывают об итогах состоявшихся переговоров. Сергей Варшавчик, Олег Недумов и Даниил Щипков, - авторы «Независимой газеты» - очень эмоционально описывают в статье «Служители культа и культуры» журналистские страдания по поводу  невозможности попасть на встречу в Патриаршую резиденцию и рассказывают о том, почему до сих пор отношения с министерством культуры не складывались. Также они сообщают, что главной проблемой была и остается проблема возвращения из музеев конфискованных в революционные годы ценностей.  Коллективный разум журналистов так подытожил итоги встречи: «как бы ни сложились у Патриарха отношения с новым министром, сомнительно, чтобы вопрос о возврате церковных ценностей, находящихся в музеях, в ближайшее время был решен в пользу Русской Православной Церкви». Также о встрече написал Вадим Нестеров из «Газеты.ru» - статья «Дорога к Храму таможенной службы» .

http://pravoslavie.ru/4887.html

Разделы портала «Азбука веры» 1. Евангелисты, у которых мы находим подробный рассказ о Входе Господнем в Иерусалим: 1 2 3 4 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Ответить 2. До XVIII века в Москве была традиция, согласно которой на праздник Входа Господня в Иерусалим в Спасские ворота на осле (коне) въезжал: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в Вербное Воскресенье и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле. Ответить 3. Евангелист, подчеркивающий, что торжественная встреча Спасителя была вызвана тем, что евреи были потрясены чудом воскрешения Христом Лазаря Четверодневного, друга Божия: Правильный ответ: Верно! Комментарий: Апостол Иоанн пишет: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Ответить 4. Как переводится греческое слово «ваия»? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Греческое слово βαον (в род. пад. мн. ч. - βαων) означает именно «ветвь пальмы». Это слово пришло из коптского языка от bai (см. словарь Liddell Scott). Для обозначения просто ветви (побега, отростка) в греческом используются слова κλδος («если корень свят, то и ветви»), κλμα («Я есмь лоза, а вы ветви») и другие. Слово «ваия» в значении пальмовых ветвей мы встречаем также в Ветхом Завете, см. 1Мак.13:51: «С славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами». Ответить 5. Как еще называется Вход Господень в Иерусалим? 1 2 3 4 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Все перечисленные названия верны. Ответить 6. Какие пророки являются авторами приводимых евангелистами слов: «Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной»?

http://azbyka.ru/test/vxod-gospoden-v-ie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.2 из  5) Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался от дьявола и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя –  состоит из двух частей: Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).  Страстная седмица установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Цель Великого поста — духовная, душевная и телесная подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост был установлен в начале V beka. Великий Пост в годовом календаре Календарь Великого Поста История Великого поста Лестница Великого поста Монастырский Устав С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. По субботам и воскресеньям благословляется вкушение горячей пищи с растительным маслом. В остальные дни Великого поста предписывается строгий пост — сухоядение. Основы сухоядения Исключение составляют следующие дни: горячая пища с растительным маслом разрешается 22 марта (праздник 40 Севастийских мучеников), 18 апреля (Четверток Великого канона) и 2 мая (Великий Четверг), рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса Плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15–16 часов). Устав в полной мере относится к монастырской практике. Мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма и таким образом определяют меру строгости своего поста. Православный пост: древность и современная практика Календарь питания по дням с 18 марта по 4 мая 2024 года Монастырский Устав Великого поста Седмица 1я Великого поста. 18 марта. Понедельник 1й седмицы. 

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 ноября (5 декабря) Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис Козлов В 1937 году наступил последний период уничтожения Русской Православной Церкви правительством воинствующих безбожников, период обильной жатвы Господ­ней. Это коснулось и еще остававшихся тогда на свободе монахов Оптиной Пустыни, живших после ее закрытия в ближайшем к любимой обители городе Козельске. Преподобномученик Евтихий родился в 1870 году в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьянина Ивана Диденко и в крещении был наречен Емельяном. Он приходился двоюродным братом оптинскому иеромонаху Лав­рентию (Левченко) [a] , был женат, но овдовел и ушел в монастырь. Некоторое время Емельян находился в Киево-Печерской Лавре, а затем 10 ноября 1901 года поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. 20 ноября 1901 года он был одет в подрясник, 4 июня 1905 года – пострижен в рясофор. Послушанием его стали работы на монастырской даче. Он был небольшого роста, его все любили за простоту и доброту. 24 июня 1911 года литургия по случаю скитского празд­ника Рождества святого Иоанна Предтечи совершалась соборно, возглавлял богослужение и молебен скитоначальник игумен Варсонофий (Плиханков). В этот день послушник Емельян был пострижен в мантию с именем Евтихий . На всенощной под Вербное воскресенье, 14 апреля 1917 года, с ним случилось искушение, которое можно понять и как предвозвестие всего того, что произошло впоследствии. В это время отец Евтихий проходил по­слушание на монастырской даче. На двор, когда он был уже заперт, забежал волк и произвел большой переполох. На шум вышел отец Евтихий и с вилами бросился на виновника переполоха, но голодный зверь не испугался, кинулся на монаха, и между ними завязалась ожесточен­ная борьба. В конце концов, волк бежал, но отец Евтихий был сильно изранен, и его срочно пришлось отправлять в больницу в Москву.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1328/And...

«С трагедии на Чернобыльской АЭС прошло 35 лет. В тот день на 4-ом энергоблоке произошел взрыв. Двое специалистов погибли на месте. Тысячи человек, принявших участие в ликвидации, подверглись смертельной дозе радиации... Повышенный радиационный фон фиксировался даже в Западной Грузии». Netgazeti. 26. 04. 2021 Жежерун Иван Феодосьевич. Фото после окончания военной кафедры университета, перед самой войной Не скрою, я приступала к написанию этой статьи с внутренним трепетом. Наверное, нет человека, который был бы равнодушен к одной из самых серьезных техногенных катастроф в истории человечества. У меня к Чернобылю тоже свой счёт: моя бабушка в 1986-м году заболела лимфосаркомой и умерла, а мы с подругой попали под дождь, принесённый радиоактивным облаком. У подруги так и нет детей, а мы своего сына прождали долгих 16 лет. В прошлой статье я писала о главе семьи Жежерун, Феодосии Семеновиче. А в этой статье речь пойдет о его среднем сыне, Иване. Иван Феодосьевич Жежерун родился 22 июня (5 июля) 1915 года на Украине, в селе Журавка Ольшанского уезда, в верующей семье. Дети ходили в храм в честь Параскевы Пятницы, построенный их отцом, воспитывались в православной вере. Иван Феодосьевич впоследствии вспоминал, как пели, благословляя дома еду, как на Вербное воскресенье их, по традиции, вербочками шлепали, пока они вокруг храма бегали. Нелегко пришлось их матери одной поднимать шестерых детей, пока отец, воевавший в Первую мировую, был в плену у австрийцев. Но прошло время, и отец вернулся. Пережили и коллективизацию. Господь, как я писала, уберег семью от раскулачивания. Дети выросли. В 1939-м году Иван окончил физико-математический факультет Днепропетровского университета. Потом учился в аспирантуре Киевского университета, работал в Харьковском физико-техническом институте (ХФТИ). Его научным руководителем был А.И. Лейпунский — ученик А.Ф. Иоффе. Перед войной научная школа ХФТИ по физике атомного ядра была одной из ведущих в стране. Лейптунский привил своему ученику любовь к ядерной физике, а также к альпинизму. И вместе с двумя профессорами они даже покорили Эльбрус.

http://pravoslavie.ru/142990.html

Священник Александр Игнатов: Великий пост – это не голодание, а способ обрести веру Источник: Комсомольская правда Ограничение в пищи – только для молодых и здоровых – Отец Александр, как правильно питаться в дни поста? Неужели нельзя ничего мясного? – Действительно, Церковь в дни Великого поста призывает воздерживаться от пищи животного происхождения. Это не только мясо, но и молочная пища, сыр, масло, яйца. Рыба, по уставу, разрешается на праздник Благовещения Богородицы и в Вербное воскресенье. Растительная же пища позволяется любая. Но имейте в виду, пост – это ни в коем случае не вегетарианство, не голодовка. Не утруждай свое тело постом, если ты не умеешь прощать и если ты до сих пор не расстался со злом. Проку от того, что мы от пищи воздерживаемся, а друг друга «съедаем»? Главная заповедь поста – не делать зла, совершенствоваться духовно. Помоги вам Господи, постясь телесно, научиться поститься духовно, то есть воздерживать глаза от созерцания неприличного, сердце – от зависти, язык – от сквернословия и лжи, руки – от хищений, ноги – от хождения ко греху. Пост, прежде всего, должен помочь людям обрести веру и возможность преобразить свою душу. – Отец Александр, меня зовут Марина. – С Великим постом вас. – Знаете, у нас в семье проблема. Моя бабушка хочет соблюдать пост, но у нее язва желудка, и врачи ей запретили. Она сильно переживает по этому поводу. Может, подскажете, как ее успокоить? – Марина, Церковь же не случайно называют матерью. Скажите, ваша мама желает вам зла? – Нет, конечно. – Поэтому и Церковь, как заботливая мать относится к каждому своему чаду. Нет единого правила поста. Это очень личное. Я вам даже скажу, что правилами Церкви от поста освобождаются мамочки, родившие младенцев, как уже исполнившие свой священный долг пред Богом. Как мы можем ограничивать в пище кормящую мать? Это ведь может сказаться на здоровье малыша. Не постятся и младенцы. От строгой степени поста освобождаются машинисты башенных кранов, водители автобусов дальних рейсов, больные и немощные люди.

http://pravoslavie.ru/36568.html

Священник Максим Бражников: Находясь дома, найдем в себе внутреннее счастье Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии 7 апреля, 2020 Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии В разгар эпидемии, когда многие люди не имеют возможности ходить в храм, епископы и священники записали видеопроповеди для верующих, которые проводят дни Великого поста вдали от храма. Каждый день — на «Правмире». Сегодня к вам обращается священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богородицы города Орска. — Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день — Благовещение Пресвятой Богородицы, и я, священник Максим Бражников, сердечно приветствую вас на портале «Правмир». Этот портал сейчас во время всеобщей самоизоляции и карантина дает нам возможность обратиться к людям, которые не могут посещать церковь, со словами утешения и поддержки.  Сегодня я приношу вам радостную весть о том, что две тысячи лет назад, немножко даже больше, в мире было явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии в городе Назарете. Деве, Которая имела чистое сердце, Которая со смирением жила перед Богом, Которая всю свою жизнь посвятила Ему. Она явилась таким ростком на всеобщем древе жизни всего человеческого времени, который смог смиренно ответить на призыв Господа, на архангельское благовестие о том, что Она родит Спасителя. Сколько лет до этого прошло, сколько было веков и тысячелетий, пока не явилась та, которая смогла со смирением принять это благовестие ангела о рождении Спасителя: «Радуйся, благодатная!» И Матерь Божия отвечает: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему». Сколько шло до этого времен, сколько было веков, сколько было тысячелетий, пока не явилась на всеобщем древе жизни эта веточка – Матерь Божия, Которая ответила на призыв Господа и Которая родила Его, Которая была с Ним неотлучно до самого конца Его земного служения. А ныне мы называем Ее Царицей Небесной, ходатальницей за весь род человеческой. Сегодня мы начинаем всемирное празднование нашего спасения. Совсем скоро будет Вербное воскресенье, Вход Господний в Иерусалим. Совсем скоро будет Пасха Христова, в которой Господь наш Иисус Христос, распявшись и умерев за мир, побеждает смерть, воскресает из мертвых и дает нам возможность всегда быть с Ним и тоже воскреснуть от наших грехов. 

http://pravmir.ru/svyashhennik-maksim-br...

Скачать epub pdf 10. Неделя ваий или Цветоносная Вербное воскресенье Флn. IV, 4–9 4. Братия! Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9. Чему вы научились, что приняли и слышали, видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. Ныне предложены слова св. апостола Павла из его Послания к Филиппийцам. Кто такие были филиппийцы? Где они жили? Чем они были известны при жизни св. апостола? Филиппийцы были жители города Филипп. Этот город находился в Европе, в области Македонии. Филиппы славны были при жизни апостола по торговле и по находившимся вблизи их золотым рудникам, а также и по чеканившейся здесь монете, называвшейся филиппиками. В этом-то городе и устроилась первая в Европе Церковь христианская под личным руководством самого апостола. Здесь-то молитвами и трудами св. апостола положено начало всех добрых плодов истинного христианского просвещения, распространяемого из Европы во все части и страны света. В Македонию пришел апостол по особенному, чудесному приглашению явившегося к нему ночью македонянина, с просьбою придти и помочь им, македонянам, а вместе с ними и всем европейцам ( Дeяh. XVI, 9 ). Св. апостол вступил в Европу и остановился в Филиппах. По своему правилу он в субботу отправился с проповедью к евреям в еврейскую молельню на реку Стримон за город. Здесь апостол и его спутники вступили в разговор о вере с набожными женщинами. И одна из них, Лидия, крестилась со всем своим семейством ( Дeяh. XVI, 13 ). Здесь же, в Филиппах, одна служанка, одержимая злонамеренным духом прорицательным, доставлявшая чрез свое прорицание большой доход своим господам, не раз вслух всех делала добрые и справедливые отзывы о деятельности апостола и его спутников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010