Апрель в Боголюбово. Художник: Игорь Родионов Я очень люблю этот день – Вход Господень в Иерусалим. И, наверное, это неправильно, но ничуть не меньше, чем духовный его смысл, я люблю в нем человеческое – это самое Вербное воскресенье. Я люблю наблюдать за людьми, которые приходят в храм со своими веточками – совсем простыми или украшенными разными лентами и птичками. Люблю наблюдать за собой. Кто-то понимает – зачем пришел. А кто-то появляется здесь от силы три раза в год – на Пасху, Крещение и вот сейчас. Но ведь всех нас зачем-то собрал в этот день Господь. И, глядя на этих людей с их вербами, я всегда думаю, что вот также, наверное, чуть больше двух веков назад толпа встречала Христа… И так же Он всех их собрал. И кто-то понимал, что происходит. А кто-то вышел Ему навстречу, но пройдет совсем немного времени, и он будет кричать: «Распни!» Или уже готов это крикнуть. Но стоит он со своей украшенной веткой и сам того не ведает. Я буду уверена, что страдаю за Христа Мое первое Вербное воскресенье… Точнее, это была всенощная субботы. Это была моя первая «православная» весна, первый в жизни Великий пост. И в тот день я отправилась в свою первую паломническую поездку. Мы побывали в Годеново, в Переславле-Залесском, окунулись в источник. Не скажу уже – в какой, но для меня он был тоже первым. И хорошо запомнила я девушку, которая «ныряла» прямо передо мной. От холода у нее творилось что-то невообразимое с глазами. Они то лезли на лоб, то как будто прокручивались на 180 градусов. И я, порядком струхнув, предприняла попытку позорно ретироваться. Но сзади уже наступали более решительные православные женщины… Так что пришлось окунуться и мне. Ощущения были непередаваемые. Понятно – первый опыт… На всенощную мы приехали в Никитский монастырь. Я тогда совершенно не разбиралась ни в православных праздниках, ни в богослужении. Я даже не знала, что, собственно, вот он – Вход Господень. Но была несказанно счастлива, когда монах раздал всем, в том числе и мне, веточки вербы. В мое первое Вербное воскресенье я была кем-то из той толпы, кто ничего не понимает, но чувствует, что происходит что-то важное

http://pravoslavie.ru/152954.html

Вербное воскресенье в 2024 году – 28 апреля Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года» 19 апреля, 2019 Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года» Какого числа Вербное воскресенье в 2024 году? Какова его история и предпосылки? Почему его называют Вход Господень в Иерусалим? Ответы Вы найдете в статье! Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2024 году – 28 апреля Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием. Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где впоследствии поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет. Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году византийский император Лев Мудрый (886–911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может. Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу.

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresenie-20...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

поиск:   разделы   рассылка Анна Кропоткина " С Божией помощью воздерживаться от всего опьяняющего " . Повседневная жизнь обществ трезвости рубежа XIX–XX веков Источник:  Православие.ру Несмотря на различия между светскими и приходскими обществами трезвости в устройстве и числе членов, их повседневная жизнь и деятельность были весьма схожи. После утверждения устава духовной или светской властью у учредителей на руках оказывалась резолюция с разрешением на открытие общества трезвости. Теперь дело оставалось за главным – начать работу, но прежде надо было торжественно отпраздновать открытие общества, а для этого подготовить будущих членов к торжественному дню, приготовить место для сборов трезвенников, пригласить почетных гостей и жертвователей, напечатать членские билеты, выбрать день и время открытия. В приходских обществах вся эта работа ложилась на священника и его помощников. Подготавливать паству священники начинали обычно за полгода или за несколько месяцев до предполагаемой даты открытия общества трезвости. Народ приуготовлялся проповедями о вреде пьянства после литургий и вечерен в воскресные дни. Но в некоторых приходах священники просто за несколько дней до открытия общества объявляли об этом событии. Так, например, прихожанин храма в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " сообщает в " Московских церковных ведомостях " , что перед открытием общества, накануне, " за всенощным бдением было роздано много брошюр, книжек и листовок о вреде алкоголя " В городе Серпухове к открытию общества подготовились более серьезно и помимо проповедей и раздачи листовок до обозначенного дня были вывешены объявления об открытии Братства трезвости, с указанием времени и места этого День открытия общества трезвости обычно назначался на время Великого поста, а точнее – в первое его воскресенье: " Был избран, как наиболее удобный для предназначенной цели, первый воскресный день Великого поста – неделя Православия " Некоторые общества открывались в Вербное воскресенье. Вот сообщение об открытии общества трезвости в селе Зуеве Богородского уезда Московской губернии: " Для борьбы же с пьянством и в Зуеве в конце минувшего Великого поста, с благословения преосвященного Тихона, епископа Можайского, было открыто общество трезвости. Нельзя не сказать, что для открытия этого общества в Зуеве избрано было самое благоприятное время – Великий пост... В Вербное воскресенье после литургии последовало открытие общества " Нередко днем основания общества назначали дату празднования храмового

http://religare.ru/2_100547.html

«Все проблемы обострились, но они были и до этого». Священник Антоний Сенько — о вере в период самоизоляции Как живет в эпидемию сельский приход 8 мая, 2020 Как живет в эпидемию сельский приход «Правмир» провел прямой эфир в Zoom с иереем Антонием Сенько, настоятелем Сергиевского храма села Трубино Московской области. Специальный корреспондент портала Валерия Дикарева обсудила с отцом Антонием, как живет в период изоляции сельский приход, можно ли уговорить людей не приходить в храм, что делать христианину, когда двери церкви закрыты, а также задала вопросы наших читателей. — Добрый вечер! «Правмир» продолжает свои онлайн-трансляции. Сначала я хотела сказать, что с нами на одной волне самоизоляции священник Антоний Сенько, но потом подумала, что у нас волны могут быть вполне разные.  Отец Антоний служит, причащает прихожан на дому, а мы большей частью сидим дома. Отец Антоний Сенько — настоятель Сергиевского храма села Трубино Щелковского района, это где-то около 40 километров от Москвы. Сегодня мы с ним поговорим о той ситуации, в которой все мы оказались, о тех запретах, которые воздействуют и на сельские приходы тоже. Христос Воскресе! — Воистину Воскресе Христос! Добрый вечер! — Отец Антоний, как прошла Страстная седмица и с каким чувством вы служили на Пасху? — Страстная седмица прошла практически в пустом храме, потому что на Вербное воскресенье мы оглашали послания Патриарха Кирилла и митрополита Ювеналия о том, что служить дальше нам придется только при участии певчих и волонтеров, которые обеспечивают трансляцию богослужения из храма. Это было очень печально, прямо до слез, особенно если учитывать, что 12 апреля тоже на Вербное воскресенье, так же, как и в этом году, в 1998 году в нашем храме была отслужена первая литургия. Это после того, как храм вернули верующим после 53 лет забвения.  Надо сказать, что всю Страстную седмицу мы с моим помощником, отцом Евгением, трудились, понимая, что привычный ритм жизни нарушен, но мы можем поддерживать привычный ритм богослужения и хотя бы таким образом давать прихожанам возможность не впадать в излишний страх и панику. Даже если мы не рядом, мы можем быть рядом молитвенно. 

http://pravmir.ru/vse-problemy-obostrili...

Кухня Великого Поста Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали. По церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего два раза: на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста — Чистый понедельник — и предпоследний — Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи. Разумное воздержание полезно. Наоборот, неумеренность — причина болезней. Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом. Чтобы пост служил укреплению, мало лишь отказа от «тяжелой» для пищеварения пищи — мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. «Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. (…) смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...».

http://pravoslavie.ru/1855.html

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Воскрешение Лазаря, XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. ЖМП 3 март 2021 /  23 апреля 2021 г. 14:32 Гряди вон! ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ЭКЗЕГЕЗЫ ИН. 11, 43   Христос, сковавший смерти тиранию, закричал: Лазарь, гряди вон, и четверодневный из гроба восстал.   Андрей Критский, свт. Канон на Вербное воскресенье Лазарь, изыди вон, дабы узнали люди, что значит воскресение мертвых.   Дамаскин Студит, иером. (XVI в.). Сокровищница. 5:654  PDF-bepcuя   Призыв Спасителя «Лазарю, гряди вон» оказывается одним из важных лейтмотивов в святоотеческой литературе, извлекающей из этого призыва максимальные духовные уроки. В Евангелии от Иоанна в 43-м стихе 11-й главы мы читаем: «сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И далее повествуется о чудесном исхождении из гроба Лазаря, спеленутого пеленами и освобождающегося от них. 43-й стих становится своеобразной духовной формулой преодоления смерти, а 44-й — плена смерти и, в более широком духовном смысле, освобождения от греховного плена и достижения свободы. Святитель Василий Великий пишет: «Лазарь, изыди вон. И мертвый стал оживать; и связанный стал ходить. Чудо в чуде: быть связанным пеленами по ногам и беспрепятственно передвигаться» 1 . Чудо воскрешения Лазаря значительно выделяется среди прочих чудес Спасителя, ибо здесь происходит не исцеление, а воскрешение, не уврачевание, а дарование жизни вопреки законам земного бытия 2 . Согласно описанию Варфоломея Эдесского: «Христос без молитвы и просьбы воздвигнул мертвых. Ибо владычним голосом Он сказал четверодневному Лазарю: ­Лазарь, гряди вон…» 3 Само слово «изыди» необычное; это не глагольная форма, а наречие, способное превратиться в аналог глагола второго лица множественного числа («приидите») 4 . Евангельское повествование о воскресении Лазаря имеет два основных экзегетических поля понимания — богословское и аскетическое. С точки зрения богословия и логики библейского повествования воскресение Лазаря особенно важно в соотнесении с грядущим воскресением Спасителя. «И смотри на удивительное: не сказал: Лазарь, оживи, — но что? Лазарь, изыди вон, дабы научить присутствующих, что Он — призывающий не сущее к сущему, дабы показать присутствующим, что Он Бог живых, а не мертвых, дабы в срок явить беспрепятственность Боже­ственного приказания» 5 . «И через глас Он быстро предызобразил будущее воскресение» 6 .

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

Скачать epub pdf 1. Недели перед Великим постом Подготовительные недели перед Великим постом Когда Великий пост приблизился почти вплотную и отделяет нас от него только один завтрашний воскресный день, не лишне нам вспомнить о том, что когда и наступит этот пост, то подобно тому, как и перед Великим постом, последние воскресные дни, помимо чисто воскресного празднования, еще были связаны с определенными воспоминаниями. Именно, обновив их в воскресный день, именующийся Неделей о Мытаре и Фарисее, в следующей Неделе о Блудном Сыне, далее – в Неделю о Страшном Суде и, наконец, завтра – в «Прощеное Воскресение», т.е. тот воскресный день, в вечер которого христиане вступают в Великий пост, стремятся примириться друг с другом, взаимно прощая обиды и огорчения. Помимо этого, основное воспоминание завтрашнего дня – это воспоминание падения Адамова, того страшного греха, когда прародители наши в раю изменили Своему Творцу и Создателю, ослушались Его, послушавшись Божия врага, искусителя диавола, и из безгрешных, невинных, бессмертных стали грешными, безответными, должными и смертными, и вот это-то и вспоминается завтра. В течение самого Великого поста, точно так же в каждый воскресный день, помимо чисто воскресного празднования своего, имеет еще как бы дополнительное к нему. Первое воскресение Великого поста – это Неделя Православия, когда Церковь празднует победу своей православной веры над всеми лжеучениями. Во второй воскресный день Церковь воспоминает великого борца за истину православия – святителя Григория Паламу . Третий воскресный день, как вы и сами знаете, именуется Крестопоклонная неделя, потому что Церковь , для нашего поклонения, предлагает нам Животворящий Крест, чтобы укрепить своих чад в прохождении постного подвига постных и молитвенных трудов. В четвертый день к празднованию воскресения прибавляется празднование памяти одного из величайших наставников христианского благочестия – преподобного Иоанна Лествичника , а в пятый воскресный день – вспоминается великая грешница, которая стала потом величайшей праведницей и своим примером указывает всем грешникам, стремящимся к покаянию, что не нужно бояться, как бы много не нагрешил человек, ибо искреннее покаяние всецело и совершенно очищает, возрождает и претворяет самого кающегося человека и его душу. Следующий воскресный день, сам по себе большой праздник, большое торжество церковное, им вспоминается Вход Господень в Иерусалим, а в текущем году, он в особенности будет светел и торжественен, потому что к празднованию Входа Господня в Иерусалим присоединяется еще радостный, светлый, весенний праздник – Благовещение Божьей Матери, которое как раз приходится в этом году на Вербное Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010