Е.Т. Кречетова (Пелих) Содержание Предисловие Часть I. Жизнеописание Годы детства В Москве Духовный наставник При святыне В Сергиевом Посаде Матушка Татьяна Явление преподобного Серафима Лавра оживает Рукоположение В Ильинском храме Иерей милостью Божией Печальная осень Отрада души – Отрадное Подвиг старчества Кончина отца Тихона По молитвам батюшки Спасительное общение Очищение через болезнь О грехе детоубийства Прозорливый старец Взыграся радощами «Будто кто любовью обнимает» Часть II. Проповеди Слово на Новолетие В Неделю пред Рождеством Христовым На Рождество Христово На Сретение Господне У дверей Великого поста На Прощеное воскресенье «Покаяния отверзи ми двери» В чем сущность покаянного подвига? О Страшном Суде В Неделю 2-ю Великого поста В Неделю 3-ю Великого поста. У подножия Креста Вербное воскресенье В Великую Пятницу Христос воскресе! На Вознесение Господне В День Святой Троицы В праздник Пятидесятницы В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Два столпа Церкви На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа На Успение Пресвятой Богородицы В Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Притча о должнике На Рождество Пресвятой Богородицы На Воздвижение Креста В праздник Иверской иконы Божией Матери В праздник Казанской иконы Божией Матери Об Ангелах «Сердце чисто созижди во мне...» Сокровища на кладбищах О назначении женщины О молитве Как нам молиться Должно родиться свыше Часть III. Дневники 1927 год 1928 год 1929 год Примечания     Предисловие Протоиерей Тихон Тихонович Пелих прожил долгую и на редкость плодотворную жизнь. Скорби, посетившие в XX веке многострадальную Россию, не миновали и батюшку Тихона, но как бы лишь коснулись его: он ни разу не был арестован, не был и в ссылках. В страшные богоборческие годы отец Тихон, будучи еще молодым человеком, не кривил душой, открыто исповедовал Христову веру, – и остался цел. Господь послал ему замечательных духовников, необыкновенную спутницу жизни, хороших детей, преданных духовных чад. Он всегда тяготел к знаниям, к мировоззренческому энциклопедизму, но Господь уготовил ему путь приходского священника. Дневники отца Тихона, которые он вел на протяжении долгих лет, приоткрывают завесу его внутренней жизни – углубленного, сосредоточенного постижения тайн Домостроительства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Даты указаны по новому стилю Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. Великий Пост 27 февраля 14 апреля Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг горячая пища без масла; суббота, воскресенье пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Петров, или Апостольский пост 11 июня 11 июля С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

Календарь постов и трапез на 2012 год Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   Даты указаны по новому стилю       Н ичего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.      В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.   Великий Пост 27 февраля – 14 апреля      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.      С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.      В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.      Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.   Петров, или Апостольский пост 11 июня – 11 июля      С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.      Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Матушка Галина, вдова известного московского протоиерея Феодора Соколова, девять ее детей, а еще зятья, внуки, близкие — на Пасху дом Соколовых наполняется людьми, а вместе с ними — радостью главного православного праздника. Но чтобы радость была полной, требуется серьезная подготовка. Матушка поделилась с нами рецептами того, как можно провести предпасхальные дни и встретить Воскресение Христово всей семьей.      ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С УБОРКИ С чего у нас начинается подготовка к Пасхе? С уборки. После Крестопоклонной недели начинаем убирать дом. Обычно мы с девочками пишем список дел, разделяя его на графы, кто и что должен сделать. Отдельная работа для мальчиков, даже имена пишем: Коля, Сима, Володя должны что-то прибить, что-то приклеить, что-то снять, что-то починить… Снимают и вешают шторы, выполняют тяжелую работу всегда у нас мальчики, а все остальное по хозяйству — для девочек. Протираем все иконы, готовим нарядные украшения к Пасхе. В пятницу вечером, на Страстной неделе, дети уже начинают украшать дом яичками, цветочками, цыплятками. Матушка Галина и отец Федор Соколовы в молодости / В основном всю работу по уборке и приготовлению дома мы заканчиваем к Вербному воскресенью. И уже начинаем потихоньку закупать продукты для приготовления куличей и пасхи: муку, дрожжи, лимоны, орехи, цукаты и все остальное. Для меня еще всегда большая радость — мыть окна. Помоем — и уже чувствуется присутствие праздника, ты его уже ждешь, он уже при дверях. На чистые окна повесишь новые занавески, иконы уже все блестят — в доме ощущение Воскресения! Вербное Воскресение — это особый день! Дети вообще всегда любят этот праздник: конец поста, дом готов, и вербочки приносятся из храма, наряжаешь ими дом, уже все празднично… Но впереди Страстная и ты уже мыслями настраиваешься на эту Великую Неделю, которая со всеми своими переживаниями пролетает на одном дыхании. Матушка со старшим сыном Николаем / ПАСХА ЗАСТЫЛА! У нас в этом году еще не было и середины поста, а девочки расписали «места», кто в какой день будет печь куличи, организовали очередь.

http://pravoslavie.ru/78505.html

Мёдон. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В годы распада Российской империи после переворота 1917 года городок Мёдон между Парижем и Версалем был облюбован русскими беженцами. В 1924 году в местной колонии возникла мысль начать в городе постоянные богослужения, и Л.Г. Сиригос получила от мэра разрешение пользоваться для этого залом на ул. Леклерк. Семья Е.П. Ковалевского принесла в этот зал походный иконостас и позаботилась о приглашении хора; другие русские собрали иконы. Были куплены свечи, испечены просфоры, из домовой церкви кн. Трубецких в Кламаре приглашен священник - отец Александр Калашников. Первая литургия состоялась в Благовещение 1924 года, на нее пришли около 200 человек. Узнав о службе, многие русские из соседних городков - Севра, Бельвю, Шавиля - пожелали быть на ней в Страстной четверг, и потому в одном из ресторанов пришлось снять другой, более вместительный зал, который оказался переполнен. После Пасхи богослужения продолжались на квартирах А.Д. Быченской и проф. А.К. Витта, а позднее - в новоотстроенном доме С.Г. Чаева на ул. де Пари, 81. Чтобы обеспечить их проведение, устраивались благотворительные концерты, в которых, в частности, принимал участие известный квартет братьев Кедровых. Члены оргкомитета обратились в Париж к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), который прислал в Мёдон первого настоятеля - священник Бориса Молчанова. Свою первую литургию отец Борис отслужил в Вербное воскресенье 1927 года. По его просьбе Чаев в следующем году купил участок земли на ул. Биго для возведения глинобитного храма. Закладку церкви отец Борис совершил в 1928 году, Великим постом, в присутствии великого князя Бориса Владимировича, пожертвовавшего средства на иконостас, четыре образа в котором написала княжна Е.С. Львова из общества " Икона. " Ею же было исполнено Распятие в память Царственных мучеников. Новое скромное здание выросло буквально за неделю, на Страстной седмице в нём начались богослужения, а к Троице отделка была завершена. Храм из " соломита " (смеси соломы и цемента) имел вид барака, главка и звонница отсутствовали.

http://sobory.ru/article/?object=43511

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Нужно достроить храм! Впечатления и размышления после просмотра фильма «Русский крест» Александр Цыбульский   14:57 11.04.2023 961 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором 9 апреля, в Праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье мне удалось побывать на предпремьерном показе в Санкт-Петербурге долгожданного художественного фильма «Русский крест» по знаменитой поэме нашего брянского земляка, поэта, актера и режиссёра Николая Мельникова. Показ проходил в кинотеатре «Мираж» на Большом проспекте Петроградской стороны и был организован только для средств массовой информации и отдельных гостей. Так что я попал на просмотр от Русской Народной Линии вместе с главным редактором РНЛ Анатолием Дмитриевичем Степановым, по аккредитации РНЛ. Фильм представляли режиссер Эдуард Бояков, продюсер Вадим Горяинов и исполнители главных ролей Михаил Пореченков (Иван Росток) и Юрий Кузнецов (старец Федосей).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/nu...

III. Новый Иерусалим Чрез несколько дней по возвращении из лавры, оставил я Москву, желая посетить еще однажды Новый Иерусалим, столь близкий моему сердцу с тех пор, как поклонился древнему образцу его. Не доезжая Воскресенска, пошел я пешком к обители, прямо чрез поле, чтобы более себе напомнить уединенное странствие по пустыням Палестинским; но я потерял настоящее направление ко храму, который был заслонен рощею, и, только издали увидев часовню Элеонскую, мог опять выйти на дорогу. Патриарх Никон дал имя Элеона сей часовне и воздвиг ее на том месте, отколе обозревал он с Царем Алексием, во дни их духовной приязни, избранное ими поприще для обители, и здесь Царь назвал ее Новым Иерусалимом, как о том свидетельствует надпись на кресте внутри часовни: «Благоволением благочестивого Царя Алексия Михайловича и святейшего Никона Патриарха в знамение их общей любви и совета, к начинанию святые обители и наименованию, еже есть Новый Иерусалим.» – И чрез тридцать лет, тот-же Никон, в течении сего времени низведенный с Патриаршего престола, заточенный 15 лет на Белом озере, наконец скончавшийся на возвратном пути из своей темницы, был принесен уже мертвым для погребения в созданную им обитель. Близ сего же креста поставил тело его кроткий Царь Феодор, как бы для примирения обоих великих усопших: державного отца и Святителя, памятью их любви взаимной, которую некогда засвидетельствовали у подножия Элсонского креста. Отселе, на расстоянии полуверсты до святых ворот, насажена чрез малую лощину узкая березовая аллея; с правой стороны близко подступила к стенам Нового Иерусалима крутоберегая излучистая Истра, названная Иорданом по воле Патриарха. Исполненный сладких впечатлений, тихо приближался я к обители, в прохладной тени дерев, и с утешительным чувством переступил за священные врата, на коих изображено вербное торжество Спасителя. Хотя не от Элеона, а от Рамлы, и не вербными вратами, взошел я за пять лет пред тем во св. град, но и сии врата мне были знакомы; я бы хотел по словам духовной песни: «обыдите людие Сиона и обымите его» – обойти и обнять его со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

I Международная конференция «Традиции православного паломничества и перспективы его развития» в рамках XXI Международные Рождественских образовательных чтений 25 января 2013 года Сборник материалов конференции Игумен Дионисий (Шлёнов), доцент Московской духовной академии, заведующий Библиотекой МДА Смысл паломничества в духовном наследии Византии Твоей стопы останки, о Павле, видя, Поклоняюсь за нас совершенным ею путям 1 . Мануил Филес. На мощи святого Павла В современном мире благодаря невиданной прежде скорости передвижения паломничество приобретает особый размах. С самой внешней точки зрения паломники – это одна из самых больших групп передвигающегося населения наряду с солдатами, предпринимателями, спортсменами, – любой человек, который часто летает на самолете, может легко убедиться в этом, оказавшись, к примеру, в окружении православных или мусульманских паломников в аэропорту Афин или Стамбула. Паломничество – весьма характерный феномен, имеющий место в самых разных религиозных культурах и традициях. Наш доклад посвящен православному паломничеству, однако носит не исторический или культурологический характер, а посвящен выявлению его глубинного смысла через прочтение ряда текстов, относящихся к духовному наследию Византии. Самый богатый источник для раскрытия данной темы – это жития святых, на втором месте стоят богословские и исторические тексты. Хотя сама по себе тема отнюдь не нова: о смысле паломничества размышляли митрополит Питирим (Нечаев) 2 и еп. Егорьевский Марк 3 , а также М. В. Силантьева в недавней статье «Духовный смысл православного паломничества в эпоху глобализации» 4 – но они рассматривали предмет в других ракурсах. Слово паломник (от латинского palmarius) дословно обозначает человека, несущего пальмовую ветвь, ту самую, с какими в Иерусалиме и поныне устраивается торжественное шествие в вербное воскресенье. В греческом языке паломничество это προσκνημα 5 , в латинском – peregrinatio или itinerarium 6 . Данные слова особо подчеркивают характерные аспекты: 1. Путешествие. 2. Скитание на чужбине. 3. Поклонение. При помощи этих ключевых понятий можно было бы дать кратчайшее определение паломничества как путешествия ради поклонения Святыне. Цель паломничества – непосредственное соприкосновение со святостью мест и людей не только живших там когда-то и освятивших то или иное место своим особым присутствием, но и ныне живущих. В иерархии паломничества первоочередное место занимают евангельские места (отсюда особое исключительное значение Иерусалима и других мест библейской Палестины), а затем и все остальные места, в той или иной степени отражающие богатейшее духовное наследие святых в Церкви. 1. Небесный Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

     21 августа Русская Православная Церковь совершает память перенесения святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.) и второе перенесение святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992 г.). В XX веке торжество перенесения мощей основателей Соловецкой обители из Санкт-Петербурга на Соловки состоялось во время наместничества игумена Иосифа (Братищева). 21 августа 1992 года Святейший Патриарх Алексий II, сопровождавший великую святыню, возвел его в сан архимандрита. На протяжении 14 лет отец Иосиф стоял во главе обители в суровом северном крае, затем тяжелая болезнь вынудила его уйти на покой, уехать на материк. Но то, как мощи Соловецких чудотворцев возвращались домой, как Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь духовно мужал, а местные жители потянулись к вере и накаленные отношения с музейными работниками наладились – все это живо в памяти батюшки. «Господь дал всё – и средства, и людей» Мы встретились с отцом Иосифом в Свято-Иоанно-Богословском мужском монастыре села Пощупово Рязанской епархии, где он бывает на Литургии и вечерних богослужениях каждый день. Это тоже родной для него монастырь. Господь судил ему в конце 80-х годов прошлого века приступить к возрождению обители на Рязанщине вместе с первым наместником возвращенного Церкви монастыря – архимандритом Авелем (Македоновым), бывшим до этого семь лет игуменом Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Однажды отец Авель сказал ему, эконому, крепко расстроенному из-за того, что местные власти ничего не хотели слышать об освобождении братского корпуса, занятого всяким оборудованием и снаряжением по гражданской обороне: «Отец Иосиф, а вы каждый воскресный день ходите крестным ходом на святой источник, служите водосвятный молебен и все окропляйте святой водой». Ходили, служили, окропляли. И ровно через месяц последняя машина вывезла остатки того, что десятилетиями завозилось в монастырское здание службами гражданской обороны. Вот и на Соловках, куда в феврале 1992 года владыка Евлогий Владимирский и Суздальский повез его ставить во игумена, отец Иосиф решил ввести крестные ходы. Несмотря на суровые погодные условия… Сначала сам попытался «разведать»: прошел по пряслам до Корожной башни и увидел, что дальше не пройти: все сгорело, обвалилось, путь закрыт. А на Вербное воскресенье наместник вышел через Святые врата и подумал: сейчас один обойду вокруг монастыря и замечу, сколько это по времени займет. Оказалось – 45 минут. Значит, на крестный ход с братией и прихожанами следует отвести около часа.

http://pravoslavie.ru/115194.html

Астрахань. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Входоиерусалимская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Входа Господня в Иерусалим Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1700 и 1703. Год утраты:Не установлен. Адрес: Астраханская область, город Астрахань, улица Советская Координаты: 46.349283, 48.035293 Проезд:Церковное место находится в жилом квартале, напротив входа в Кремль Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Появление этого храма в Астрахани было связано с особыми событиями, имевшими для города и Астраханской церкви большое значение. 17 марта 1667 года Астраханский архиепископ Иосиф в Москве был посвящён в сан митрополита. Астраханская кафедра была поставлена на четвёртую степень достоинства в числе всех остальных русских епархий, это было очень высокое положение. Астраханский митрополит в числе прочих привилегий получил и право совершать на Вербное воскресение так называемое «шествие на осляти». Это символическое торжественное действие было отображением тех евангельских событий, когда Господь Иисус Христос за неделю до Пасхи въехал на белом осле (знак особого отличия) в Иерусалим, где Его с ликованием встретили собравшиеся на праздник евреи, устилая Его путь своими одеждами и держа в руках веточки вайи (пальмы). «Шествие на осляти» долгое время было привилегией одних только патриархов, только при Патриархе Никоне этой чести были удостоены 5 особо важных митрополий. С 1667 года в их число вошла и Астраханская митрополия. В Москве крестный ход с «шествием на осляти» Патриарха, причем лошадь (ослятю) вел под уздцы обязательно сам царь, совершался из Кремлевского Успенского собора в храм Василия Блаженного (Покровский собор), где Патриарх совершал особый молебен. В Астрахани для совершения такого действия не имелось храма, подобного Московскому Покровскому собору. Прибывший летом 1667 года в Астрахань из Москвы митрополит Иосиф велит спешно построить вблизи кремля, на восточной стороне, деревянный храм. К весне 1668 года церковь в честь Входа Господня в Иерусалим была уже выстроена и освящена. В этом году в Астрахани было совершено первое торжественное «шествие на осляти». Вот как оно происходило в этот и последующие годы: из Успенского Кафедрального собора Астраханский митрополит, восседая на «осляти» (которую изображала белая лошадь), с крестом и Евангелием в руках, ехал во Входо-Иерусалимский храм, где читал Евангелие о вхождении Господа в Иерусалим, и служился праздничный молебен. Лошадь под митрополитом вел астраханский воевода, заменявший собою царя. Под ноги лошади, на которой восседал митрополит, дети постилали красные сукна и одежды. Впереди митрополита шло духовенство с певчими, а за ними на возке везли нарядную вербу, украшенную орехами, рожками, изюмом, яблоками и другими сладостями. Верба потом разламывалась по частям и раздавалась участникам этой торжественной процессии и народу.

http://sobory.ru/article/?object=41496

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010