Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Федченков Иван Афанасьевич; 2.09.1880, с. Вяжля (Ильинка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 4.10.1961, Псково-Печерский мон-рь), митр. бывш. Саратовский и Вольский. Из семьи служащего. Под влиянием матери, происходившей из духовного сословия, В. и двое его братьев посвятили себя служению Церкви. В 1887-1891 гг. И. Федченков учился в земской начальной школе в с. Сергиевка, в 1891-1893 гг.- в уездном уч-ще Кирсановского у., по окончании к-рого поступил в Тамбовское ДУ, с 1897 г. обучался в Тамбовской ДС. В 1903 г. Федченков был направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью канд. богословия и с правом соискания степени магистра богословия без сдачи экзаменов. По решению Совета академии оставлен сверхштатным профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории на год. Учась в академии, юноша часто совершал паломничества, во время к-рых встречался со мн. подвижниками благочестия, в т. ч. со св. прав. Иоанном Кронштадтским , оптинским старцем прп. Нектарием (Тихоновым) , схиигум. Германом (Гомзиным) , иеросхим. Алексием (Соловьёвым), иером. Исидором (Козиным), впечатления от этих встреч легли в основу кн. В. «Божии люди» (М., 1991). Во время учебы в академии Федченков был тесно связан с духовником царской семьи, инспектором СПбДА архим. Феофаном (Быстровым) , возглавлявшим студенческий кружок по изучению святоотеческих творений. 26 нояб. 1907 г. в академической ц. архим. Феофаном Федченков был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского . 3 дек. ректор СПбДА Ямбургский еп. Сергий (Тихомиров) рукоположил В. во иеродиакона, 10 дек. митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) совершил хиротонию В. во иеромонаха. С 18 нояб. 1909 по 11 сент. 1910 г. В. нес послушание секретаря Финляндского и Выборгского архиеп. Сергия ( Страгородского, впосл. Патриарх), служил на Ярославском синодальном подворье в С.-Петербурге. С 11 сент. 1910 г. занимал должность доцента СПбДА по кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики, с 15 нояб. 1911 г.- должность инспектора СПбДС.

http://pravenc.ru/text/150325.html

Митроп. Вениамин (Федченков). Автобиографические сведения Хотя биография автора публикуемых лекций известна достаточно хорошо, редакция сочла небесполезным в качестве приложения опубликовать настоящую автобиографическую записку, ныне хранящуюся в ГАРФ (Ф. 6991. On. 7. Д. 27. Л. 2–2об.). Текст печатается с соблюдением авторской орфографии и пунктуации. Примечания составлены редакцией. Родился я в селе Ильинке, Кирсановского уезда Тамбовской губернии в 1880 году, 2 сентября. Родитель мой, Афанасий Иванович Федченков был сыном крепостного безземельного крестьянина господ Баратынских, Ивана Ильича, бывшего плотником, жившего в Бельском уезде Смоленской губернии. Отца моего, еше 13–14 летним мальчиком, как способного к конторской работе, переслали из Смоленской губернии на перекладных в Тамбовскую, где он и прожил до 72–73 лет, по 1920 г. Мать моя, Наталия Николаевна Оржевская, была дочерью диакона села Оржевского, того же уезда Кирсановского, Николая Васильевича Оржевского, и внучкой – тоже диакона – Василия. Образование я получил в сельской земской школе, в селе Сергиевке, того же уезда. А потом учился 2 года в Кирсановском «уездном» (впоследствии переименованном в «городское») училище. Затем я учился 4 года в Тамбовском духовном училище, 6 – в той же Семинарии, 4 года в СПБ Духовной Академии. По окончании ее со степенью магистранта, я был оставлен профессорским стипендиантом при Академии. Затем в 1910 году был приглашен читать лекции в той же Академии. В 1911 году был назначен инспектором СПб Духовной Семинарии. В конце того же года был назначен ректором Таврической Духовной Семинарии. Оттуда был переведен ректором в Тверскую Семинарию летом 1913 года. После революции меня корпорация преподавателей Таврической семинарии, по новому уже порядку, выбрала снова в прежнюю семинарию ректором, в Крым. В это же время я был избран Таврическим университетом в преподаватели Богословия в университете. А чтобы закончить сведения этого дела, упомяну еще, что за границей, после эвакуации в 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Приложения. Епископ Феодор (Текучёв) и митрополит Вениамин (Федченков) I. Епископ Феодор о митрополите Вениамине 1. Памяти митрополита Вениамина (Федченкова) 4 октября сего года исполняется пять лет со дня кончины замечательного, выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Вениамина (Федченкова) . Владыка Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября 1880 года. Отец его происходил из крестьян Тамбовской губернии. Мать – Наталия [урожденная Оржевская] – была дочерью священнослужителя. Иван был воспитан благочестивыми родителями в глубокой и твердой вере. Благодарное почитание своих родителей он сохранял всю жизнь, особенно чтил свою мать. Иван выделялся среди сверстников большими способностями к учебе. В Тамбовской семинарии он также хорошо учился. Господь даровал ему замечательный голос. Впоследствии Иван был хорошим певцом и регентом. Успешно окончив семинарию [в 1901 году], он поступил в Петербургскую духовную академию, по окончании которой был оставлен профессорским стипендиатом и затем состоял преподавателем академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия. В 1907 году Иван Афанасьевич Федченков принял монашеский постриг в Петербургской духовной академии с именем Вениамин [по данным записки, составленной отцом наместником – архимандритом Алипием, это произошло 27 ноября]. Пострижение совершил ректор академии архимандрит Феофан [Быстров; впоследствии архиепископ). Вскоре Вениамин был посвящен во иеродиакона, затем иеромонаха. С того времени начался монашеский подвиг иеромонаха Вениамина в сочетании с педагогической и пастырской деятельностью. Он преподавал в Петербургской духовной академии, был ректором [сначала Таврической, в Симферополе, с 1911 по 1913 год, а затем] Тверской духовной семинарии. Он любил проповедовать и обладал большим даром красноречия. Некоторое время [ранее, в 1910–1911 годах] иеромонах Вениамин был личным секретарем архиепископа Финляндского Сергия (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), о котором всегда сохранял светлую память и отзывался с большим уважением как об умнейшем и достойнейшем иерархе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Статистика Вениамин (Федченков), митр. Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября (ст. ст.) 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец Владыки - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. Семья жила трудно, в поте лица зарабатывая хлеб насущный. Но благодаря постоянному труду и самоограничению, родители сумели дать детям хорошее образование. Трое детей (два сына и дочь) получили высшее образование, а еще трое (сын и две дочери) - среднее, что по тем временам тоже можно считать жизненной удачей. О том, чтобы дети выучились и " вышли в люди " , особенно заботилась мать - Наталья Николаевна, принадлежавшая по рождению к духовному сословию. Она была дочерью диакона из села Оржевского Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Она же оказала определяющее влияние на формирование духовно-нравственного облика детей. Трое из них " пошли по духовной дороге " . Александр - один из братьев владыки - стал священником и служил в селе Доброе Лебижинского уезда Тамбовской губернии, а другой его брат - Сергей - окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Мать " понедельничала " за детей - соблюдала пост по понедельникам, наряду с обычными постными днями - средой и пятницей. Всю свою долгую жизнь помнил владыка о том, как его родители, искавшие в то время средства к существованию, отказались от торговли вином, так как это доходное и выгодное в материальном отношении дело было тягостным для их христианской совести. И сделали они это по просьбе сына Ванюши - будущего святителя. В детстве Ваня часто болел. По причине слабого здоровья его даже крестили в самый день от рождения. В возрасте полутора лет он опасно заболел воспалением легких, и мать дала обет Богу: в случае, если сын останется жив, сходить с ним вместе на поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского. Младенец выздоровел, и мать отправилась вместе с ним в путь. О том, что произошло дальше, владыка узнал через много лет от своей сестры. " Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: " Он будет святитель! " И мать мне никогда об этом не говорила " .

http://lib.cerkov.ru/authors/157

От издателей «Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе. И не только в «простом» народе. Я десятки и десятки интеллигентных людей встречал за этот короткий четырехнедельный срок, сознательных и глубоко верующих христиан. Я почти повсюду видел их. И вообще пришел к несомненному убеждению, что не только в отдельных личностях, но и в широчайших толщах народа – вера жива и растет». Так митрополит Вениамин (Федченков) писал в начале 1945 г. в статье «Мои впечатления о России», опубликованной в Журнале Московской Патриархии, – после месячного пребывания на Родине. В Россию владыка был приглашен как митрополит Алеутский и Североамериканский, экзарх Московской Патриархии в Северной Америке, – для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившей с 31 января по 4 февраля. На тот момент митрополит Вениамин не был на Родине уже 25 лет – в 1920 г. он вынужден был эмигрировать. Конечно, находясь за границей, владыка внимательно следил за событиями, которые происходили в России, и внутренне старался жить одной жизнью со своим народом. Так, вскоре после того, как началась Великая Отечественная война, 2 июля 1941 г., в Америке, в Мэдисон Сквер Гардене, состоялось многотысячное народное собрание, на котором митрополит Вениамин призвал представителей Русского Зарубежья забыть прежние обиды, не соблазняться заявлениями нацистов о том, что они ведут «крестовую» борьбу против безбожия, и всемерно помогать СССР, а американский народ – помнить, что «от конца событий в России зависят судьбы мира». Эта речь оказала огромное влияние и на русских эмигрантов, и на американцев, впоследствии митрополит Вениамин был избран почетный председателем Русско-американского комитета помощи России и получил право в любое время суток приходить с докладом к президенту США. И вот в самом конце войны владыка отправляется на Родину. Из сообщений главы Русской Православной Церкви Сергия (Страгородского) он знал, что в России был «большой религиозный и патриотический подъем», по всей стране служились молебны «о даровании победы русскому воинству». И тем не менее владыка ехал в «страну победившего социализма», где Церковь подвергалась гонениям, где в 1930-х гг. по распоряжению властей расстреливались священнослужители и взрывались храмы. Владыку волновали вопросы, жива ли вера, что происходит в Церкви, какие мысли и чувства главенствуют. В России он много общается с людьми – «на Соборе, в храмах, в вагонах, в метро, в трамваях, в частных посещениях, в беседах, в случайных встречах», – вглядывается в лица, подмечает детали. Кроме Москвы, он побывал в Ленинграде, Калуге и других городах. «…Я достаточно мог наблюдать родной народ и понять его», – подчеркивает владыка. И вот вывод: «…уезжаю я в Америку спокойный и радостный за веру и Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Божьи люди Христа можно встретить в тех, кто идет по Его стопам, и это – святые. Митр. Вениамин (Федченков) – сам праведник, пишет о своих встречах с теми, кто сейчас известен как святые Церкви. Книга «Божьи люди» отличается простотой и безыскусственностью. В «Божьих людях» читатель найдет рассказы об Оптине и Зосимовой пустыни, о подвижниках, приходских священниках и епископах. Ценность «Божьих людей» в том, что Федченков пишет не по книжкам, всё, что найдет читатель в книге — зарисовки очевидца. Митрополит Вениамин Федченков. Божии люди Оптина Оптина… Так сокращенно называли обычно этот монастырь богомольцы. Подобно и Саровский монастырь называли просто " Саров " . Иногда к Оптиной присоединяли и слово " пустынь " , хотя пустынного там не было ничего, но этим хотели, вероятно, отметить особую святость этого монастыря. Оптина находится в Калужской губернии, в Козельском уезде, в к верстах от города, за речкой Жиздрой, среди соснового бора. Самое слово Оптина толкуют различно. Но нам, с духовной точки, больше по душе легенда, что эта пустынь получила свое имя от какого-то основателя ее, разбойника Опты. Так ли это было на самом деле или иначе, но посетителям да и монахам, это объяснение нравится больше потому что богомольцы тоже приходили туда с грехами и искали спасения души: да и монашеское житие по сущности своей есть прежде всего покаянное подвижничество. Прославилась же Оптина своими " старцами " . Первым у них был отец Лев – или Леонид – ученик знаменитого старца, Паисия Величковского, подвизавшегося в Нямецком монастыре, в Молдавии. После отца Льва старчество перешло к преемнику его, иеромонаху о. Макарию (Иванову), происходившему из дворян. Про него сам митрополит Московский Филарет сказал однажды: " Макарий – свят " . Под его руководством воспитывался и вызрел «мудрый» Амвросий, учившийся сначала в семинарии. Потом были старцы – два Анатолия, Варсонофий – из военной среды и о. Нектарий. Последнего, а также и второго, Анатолия, видел я лично и беседовал с ними. Но кроме этих, особо выдающихся иноков и настоятеля, и многие монахи тоже отличались высокою святою жизнью. Впрочем, и вся Оптина славилась на Россию именно духовным подвижничеством братии, что связано было больше всего со старчеством и в свою очередь воспитывало опытных старцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Аннотация «Молитвы Божией Матери, учение Церкви о Ней, и новые чудеса Ее» – этот подзаголовок вполне описывает содержание книги Вениамина (Федченкова) . «Эта книжечка издается с единственной целью: чтобы молились Заступнице». В таких словах митрополит Вениамин (Федченков) , выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, богослов, оставивший обширное литературное наследие, сообщает читателю о причинах, побудивших его написать книгу о Пресвятой Богородице. «Исчезает из жизни молитва», – с горечью говорил владыка. В книге «Всех скорбящих Радость» он всеми возможными способами стремится показать, что молитвенное делание есть истинная жизнь души, основание духовного возрастания, и даже нарушает каноны повествования, помещая молитвословия в первые главы, а не в приложение, как это обычно делается. «Всех скорбящих Радость» начинается молитвами ко Пресвятой Богородице преподобных Ефрема Сирина , Парфения Киево-Печерского, Максима Грека . Вдохновленный песнопениями Октоиха, владыка составил «Молитвенный вопль» к Царице Небесной. Митрополит Вениамин приводит живое описание земного пути Девы Марии, опираясь на свидетельства Ее современников – священномучеников Дионисия Ареопагита , апостола от 70–ти († 96), и Игнатия Богоносца († 107), – что позволяет уйти от схематизма, подчас присущего агиографическим сочинениям. В сборнике цитируются высказывания святых отцов Церкви о Божией Матери. Книга рассказывает также о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, о знамениях и удивительных событиях последнего времени. Митрополит Вениамин писал эту книгу в Нью–Йорке около 1940 г., будучи экзархом Русской Православной Церкви в США. В России «Всех скорбящих Радость» печатается впервые. Текст дополнен примечаниями и недостающими ссылками на библейские и богослужебные источники. Молитвы ко Пресвятой Богородице Молитва первая, святого Ефрема Сирина 1 О Дево Владычице Богородице, Творца и Господа видимых всех и невидимых, Единаго от Троицы, Бога же и Человека рождшая! Обиталище Божие, вместилище святыни и благодати, в немже, благоволением Бога Отца и содействием Святаго Духа, телесне вселися полнота Божества! Всякое создание высотою превосходящая! Славо и утешение, радость и веселие Ангелов! Апостолов и пророков царственный венче; преестественная крепосте мучеников; ублажение и хвало преподобных, споборнице в их подвизех и побед подательнице; непрелестная путеводительнице спасения, безмолвия наставнице, двере откровений и тайн духовных; источниче света, врата жизни вечныя; неистощимая реко милосердия, море дарований и чудес неисчерпаемое!..

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Он хотел быть только в Церкви» Ко дню памяти. Беседа с профессором А.К. Светозарским о митрополите Вениамине (Федченкове) Митрополит Вениамин – Алексей Константинович, в силу каких обстоятельств вы стали заниматься личностью и трудами митрополита Вениамина (Федченкова)? – Так получилось, что я, собирая материалы для одного издания, поехал в Псково-Печерский монастырь, где мне неожиданно предложили заняться личностью и трудами митрополита Вениамина (Федченкова), который был мне почти неизвестен. Я видел только его публикацию в несколько адаптированном варианте в сборнике «Надежда христианская» – он издавался за рубежом. Это были фрагменты из книги владыки «Божии люди». Надо сказать, что мне предложили заниматься данной темой с тем, чтобы я оставил свои прежние исследовательские интересы. И я неохотно согласился… Один из участников тогдашней беседы ныне здравствует, а другой – почивший в Бозе схиархимандрит Анастасий (Попов; † 2005). Именно по их благословению я с 1990 года занимаюсь наследием владыки Вениамина. За это время удалось подготовить несколько публикаций – в том числе и воспоминания о годах учебы в духовной школе на рубеже XIX-XX вв., автобиографическую работу, которую митрополит Вениамин посвятил памяти своих родителей. – Скажите, в каких учебных заведениях учился будущий владыка Вениамин? Что это было за время? Каково было тогда положение духовных учебных заведений? – Иван (таково мирское имя митрополита Вениамина) учился как выходец из духовного сословия сначала в духовном училище в Кирсанове (тогда в каждом уезде полагалось духовное училище). Затем он поступил в Тамбовскую духовную семинарию, откуда как лучший ученик был зачислен в Петербургскую духовную академию. По поводу трудностей, которые тогда переживала духовная школа, нужно так сказать: люди в то время учились в тех заведениях, которые «соответствовали» их происхождению. Это стало неоднозначным следствием знаменитого указа о «кухаркиных детях». И вот поповичи должны были поступать в духовную школу. И поэтому, по свидетельству владыки, только 10 процентов ее выпускников шли на служение, причем многие – по сословной инерции. Причина столь драматичного положения кроется не столько в уровне духовного образования, сколько в церковной жизни конца XIX – начала XX вв. Митрополит Вениамин выражает это чрезвычайно безапелляционно: мы не горели. При отсутствии духовного горения предъявлять претензии к внешнему и внутреннему устройству богословского образования не совсем верно. И все это будущий архиерей хорошо понимал.

http://pravoslavie.ru/30001.html

Митрополит Вениамин (Федченков) Если попытаться рассказать о митрополите Вениамине (Федченкове) очень коротко, в нескольких словах, придется использовать для этого определения в превосходной степени: один из самых высокообразованных архипастырей своего времени, выдающийся деятель русского зарубежья, талантливый духовный писатель, великий угодник Божий, в отношении которого начат процесс канонизации. Но все эти определения высокопарны, а в словах, книгах самого Владыки нет даже следа высокопарности. Наоборот: когда читаешь его воспоминания, заметки о богослужении, о людях, ощущение какой-то светлой простоты, струящегося со страниц душевного тепла наполняет сердце… Саратовская епархия стала последним местом служения Владыки. Он был назначен на Саратовскую кафедру в конце 1955-го, а в 1958-м ушел на покой, поселился в Псково-Печерском монастыре и полностью отдался писательскому труду, привел в порядок разрозненные рукописи. Его наследие составило 18 тысяч машинописных страниц. Значительная его часть воспоминания о тех, с кем довелось встретиться, о праведниках не только священниках, монахах исключительных дарований и высокой жизни, но и о «маленьких праведниках» людях самых простых. О ком бы ни писал Владыка, его воспоминания полны самой искренней любви: Господь наградил его редким даром видеть в людях самое хорошее и святое. Попробуем и мы рассказать о жизни Владыки Вениамина, прежде всего, на основании его собственных книг, того, что рассказал о себе и окружавших его людях этот человек Божий. Незаметная самоотверженность Будущий Владыка, в миру Иван Афанасьевич Федченков, родился 2(15) сентября 1880 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. Не раз в своих книгах он возвращается к своему детству, к своим родителям: «Они достойны того, чтобы сын их благодарно вспомнил их. Потому ведь я и могу писать, что они с трудом дали шести детям, в частности мне, образование» . Отец, Афанасий Иванович Федченков, родился крепостным. Затем многие годы служил конторщиком, управляющим имением у господ Боратынских, хотя быт его семьи почти ничем не отличался от обычного крестьянского быта. Мать, Наталья Николаевна, вела хозяйство. Их «рабочий день», как сейчас принято говорить, начинался в 3 часа утра и продолжался не менее 15-17 часов (он описан подробно в главе «Посвящается моим родителям» в книге «Записки архиерея»). Жизнь родителей Владыки настоящий подвиг самоотвержения, но сами они вряд ли задумывались об этом…

http://pravoslavie.ru/37307.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседы о Литургии «Беседы о Литургии» это часть книги «Царство Святой Троицы» Вениамина (Федчекова). В «Беседах о Литургии» владыка Вениамин (Федченков) восторженно и безыскусственно поучает о главном таинстве христианства. Федченков говорит о чуде Литургии: «пока в храмах лежит Пречистое Тело, пока поклоняются Ему люди, не страшна смерть, потому что, взирая на возлежащего Иисуса Христа, мы дерзновенно надеемся на избавление. Господь, дающий нам Самого Себя, не может не услышать нас, когда мы к Нему взываем в момент появления Его на святом Престоле.» Митрополит Вениамин (Федченков) Беседа первая Сегодня я побеседую с вами, как обещал, о Божественной литургии. Христос говорит: " Приимите, вкусите, сие есть тело Мое " . И дальше: " Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета " . Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех их краше, светлее, ярче — солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее — роза. Много рек, ручьев, озер, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли, но всех прекраснее, чище, ярче — сверкает бриллиант. И в духовном мире есть и звезды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звезд-песнопений хранится в Церкви православной (святоотеческих творений), но все сии сходятся в солнце Церкви нашей — Божественной литургии . Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех их прекраснее роза — Божественная литургия . Дивны драгоценные камни Церкви нашей — обряды, но их всех ярче блистает бриллиант — Божественная литургия . Все источники, все ручейки — таинства наши — сливаются в глубочайшем Святейшем таинстве — Божественной литургии . У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010