«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Указание пути в Царство Небесное сжатое, крайне простое изложение христианской веры. Святитель Иннокентий (Вениаминов), написал «Указание пути в Царство Небесное» на алеутском языке, когда нёс Благую Весть жителям Аляски. По жанру это миссионерский катехизис. В центре «Указания пути в Царство Небесное» стоит Господь и Спаситель Иисус Христос. Его жизнь, смерть за нас, блага, дарованные этой смертью. «Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно. А жить с Богом могут одни только христиане, т. е. те, которые право веруют во Иисуса Христа. Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастия. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастия и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастия и совершенного благополучия.» Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов) Указание пути в Царство Небесное Жизнеописание Иннокентия митрополита Московского апостола Аляски Родиной святителя Иннокентия была Иркутская губерния, село Ангинское. Вот что значится в метрической книге церкви села Ангинского: “26 августа 1797 года у пономаря церкви св. Илии пророка, Евсевия Попова, родился сын Иоанн”. На пятом году от роду Иван Попов стал учиться грамоте у своего отца, который был в это время уже болен и через два года умер, оставив жену и четверых детей в крайней бедности. К счастью, дядя сирот, дьякон той же церкви, Дмитрий Попов, чтобы хотя немного помочь осиротевшей семье, взял маленького Ивана к себе и продолжал учить его. Мальчик понимал ученье так быстро, что уже на восьмом году читал в церкви апостол и своим толковым чтением доставлял утешение прихожанам. Мать, видя успехи сына, хотела для поддержки семьи определить его пономарем на отцовское место, но это не состоялось. Девяти лет Иван Попов был привезен в Иркутск и определен в тамошнюю духовную семинарию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Иннокентий, святитель, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки (ВениаминовПопов Иван Евсеевич) († 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 августа 1797 года в семье пономаря села Ангинского Иркутской епархии. Образование получил в Иркутской духовной семинарии. 13 мая 1817 года (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования. 18 мая 1821 года рукоположен в сан священника. 29 июля 1824 года назначен миссионером в Америку на остров Уналашку. 22 августа 1834 года переведен в Новоархангельский порт. 25 декабря 1839 года возведен в сан протоиерея. 29 ноября 1840 года после смерти жены принял монашество и 30 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года хиротонисан во епископа Камчатского и Алеутского. С 21 апреля 1850 года – архиепископ. В 1857 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета (Дроздова , † 1867). Скончался 31 марта 1879 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого. Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Окончив семинарию с отличием, Иван женился и был рукоположен в сан священника. В 1824 году отец Иоанн получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова и вместе с женой, тещей и детьми отправился в семимесячное, весьма опасное путешествие из Иркутска на северо-восток. Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских островах и на острове Ситха. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах, крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы, и даже воспевали ее в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Задонск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое. К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем. В начале XX века в штате церкви числились: священники - Холодович Никанор Иванович, Попов Иоанн Феодорович, Синявский Николай васильевич; диаконы - Кузнецов Иоанн Вениаминович, Муравлев Алексей Петрович; псаломщики - Попов Алексей Андреевич, Попов Виктор Иванович. Приход насчитывал 756 дворов, в которых проживало более 5300 человек. В советское время церковь одной из первых в Задонске была закрыта, в здании разместился краеведческий музей. В 1940-х гг. Успенская церковь продолжила службы, здесь находилась гробовая икона святителя Тихона, сохраненная верующими. В 1974 году Успенский храм был закрыт и православная община перешла в Свято-Троицкий соборный храм, куда была перенесена вместе с прочими святынями и гробовая икона Тихона, ныне находящаяся во Владимирском храме Рождество-Богородицкого монастыря. В 1997 году Успенский собор был возвращен верующим. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., Возведена в 1798-1800 годах, перестроена в конце XIX века. Классицизм. Первоначально ансамбль храма включал здания церкви и отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. В конце XIX века сооружена трапезная, соединившая объёмы церкви и колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02077

Скачать epub pdf Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского 562 Будущий святитель Иннокентий родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова. Отец много занимался с мальчиком, так что к шести годам он уже бойко читал и даже исполнял в храме обязанности чтеца. На седьмом году мальчик лишился отца и перешел под опеку родного дяди – диакона Димитрия Попова. Дядя взял его к себе в дом и дал ему возможность продолжить образование, отдав в Иркутскую семинарию. В семинарии Иоанн Попов сначала числился как Попов-Ангинский, чтобы как-то отличаться от других Поповых, а затем за личные достоинства ректор семинарии предложил ему именоваться Вениаминовым, в честь недавно почившего Иркутского святителя Вениамина. Уже в семинарии Иоанн отличался от сверстников: уклонялся от бесшабашных игр, а большую часть времени проводил за книгами. Свободное время отдавал занятиям механикой, начальные знания о которой получил от своего дяди, впоследствии иеродиакона крестовой Иркутской церкви. Так продолжалось до 1817 года. Ректор семинарии рассчитывал направить способного ученика в академию, но неожиданно получил известие, что Иоанн Попов вступил в брак. Сам святитель позже так описывал это событие: «Ректор, архимандрит Павел, имел в виду послать меня в академию, как об этом высказывал мне после. Что же касается того, почему он не остановил моей женитьбы, на это причиною был весьма редкий и даже необыкновенный случай, именно: река Ангара, разделяющая город с семинариею от монастыря, в котором жил ректор, каждодневно приезжавший оттуда во все учебные дни, в этот год (1817) при вскрытии своем на многие дни прекратила всякое сообщение монастыря с городом... В это время мне пришла мысль жениться, и я подал просьбу без дозволения ректора получить вид на женитьбу. Не будь этого случая, конечно, ректор не позволил бы мне подовать просьбу о женитьбе...» 563 13 мая 1817 года Иоанн Вениаминов вступил в брак и был рукоположен в сан диакона в городскую иркутскую Благовещенскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общественное служение пастырей церкви Равноапостольный человек Родиной Ивана Вениаминова была Иркутская губерния, село Ангинское. В метрической книге села значится: «26 августа 1797 года у пономаря церкви св. Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иоанн». С пяти лет Иван Попов стал учиться грамоте у своего отца. Когда мальчику было семь лет, отец умер, оставив жену и четверых детей в крайней бедности. Дядя сирот, диакон той же церкви Дмитрий Попов, взял маленького Ивана к себе и продолжал его учить. Девяти лет его привезли в Иркутскую духовную семинарию. Своими способностями, ростом и здоровьем Иван стал выделяться среди своих товарищей. Все свободное время в семинарии он над чем-нибудь трудился. Соорудил водяные часы (станок и колеса сделаны были им простым ножом и шилом, циферблат устроен на писчей бумаге, стрелки из лучинок; вода была налита в берестяной коробок и капала на привешенную к нему жестяную дощечку, что походило на стук маятника; через каждый час ударял колокольчик). По окончании семинарии Попову дали фамилию Вениаминов, и он, посвященный во священники, начал свое служение Церкви. В 1823 году Синод определил послать миссионера на Алеутские острова (для жительства был выбран остров Уналашка), и отец Иоанн Вениаминов выразил желание туда отправиться. Он так рассказал об этом своем призвании: «Когда выходец из Уналашки Иван Крюков стал рассказывать об усердии алеутов, жителей острова Уналашки, к молитве и слушанию слова Божия, то (да будет благословенно имя Господне!) я вдруг, и можно сказать весь, загорелся желанием ехать к таким людям». Это был Божий призыв... Выехав с семьей 7 мая 1823 года из Иркутска, отец Иоанн 29 июля 1824 года благополучно прибыл на остров Уналашку. Жители Алеутских островов занимались охотой на пушного зверя и рыбной ловлей; жили они в тесных и грязных землянках, которые называли гортами. С виду неуклюжие, алеуты были по нраву добрыми и мягкосердечными‚ оказывали большое почтение родителям и старшим, были выносливы и терпеливы. Во время голода (который нередко случался у них, особенно по зимам), если кто-либо из них успевал раздобыться пищей, то делился ею со всеми соплеменниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

А.В. Попов К 60-летию прибытия в Ситху Высокопреосвящ. Иннокентия в сане Епископа Алеутского 27 Сентября 1841 г. Из «Иннокентиевского» архива: 1) Дело о назначении священника И. Вениаминова в Америку на остров Уналашку; 2) Первое – 8-месячное – пребывание в Ситхе о. Вениаминова (Окт. 1823 до Июля 1824 г.). 16 Марта 1822 г. был послан указ Святейшего Синода на имя Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского, с предписанием избрать из духовенства священника на остров Уналашку в Америке; при этом сообщалось, что священник будет получать 1 200 руб. жалованья в год, пользоваться «пожертвованиями доброхотных дателей и жизнь свою будет проводить в достатке», а именно, от компании будет выдаваться ему ежегодно: 30 пуд. муки ржаной, 10 п. пшеничной, 3 п. булок, 5 п. сухарей ржаных, 5 п. крупы, 3 п. масла коровьего, 1 ведро хлебной водки, 2 1/2 п. табаку черкасского, 2 п. сахару, 10 ф. чаю, 2 1/2п. мыла и 2 1/2п. свечей сальных. Получив указ, Преосвященный Михаил приказал Консистории объявить оный «города Иркутска священникам и диаконам с тем, – не пожелает ли кто из них отправиться в Америку для занятия столь выгодного священнического места в Уналашке». Все, однако, отказались то по слабости здоровья и преклонности лет, то по семейным обстоятельствам, а главное, по отдаленности расстояния; в числе отказавшихся был и священник Иоанн Вениаминов 4 , не пожелавший занять «столь отдаленнейшее место», в чем он и расписался вместе с прочими (впоследствии эта подпись его зачеркнута). Преосвященный отказавшихся уподобил «званным на брак Царя ( Лyk. XIV, 16–24 ) и не пожелавшим придти по причинам, не заслуживающим внимания», и приказал Консистории предложить место в Уналашке духовенству всей епархии (кроме Камчатской), но и из тех никто не пожелал, ссылаясь в оправдание на те же причины, что и Иркутское градское духовенство. Тогда Преосвященный Михаил сдал следующее предложение в Консисторию от 5 февр. 1823 г.: «никто из священно-церковнослужителей в целой епархии не изъявил добровольного согласия быть священником на острове Уналашке; а как некоторые из тех, коих я лично склонял и убеждал к поездке в Америку хотя также не согласились, но не представили никаких на то благословных вин, кроме своего нехотения, которое считаю безрассудным упрямством.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Е.С. Шишигин В сборник включены статьи, опубликованные в республиканских газетах и журналах в 1973–1997 гг. В них рассмотрены вопросы, связанные с историей миссионерства в Якутии, жизнь и деятельность таких известных церковных деятелей, как митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) , епископы Якутские и Вилюйские Дионисий и Иаков, иеромонаха Григория Слепцова, проблемы возрождения православных традиций и т.д. Сборник издается в рамках международной программы « Иннокентий (Вениаминов) – просветитель Аляски и Якутии» и рассчитан на массового читателя, на всех, кто интересуется краеведением, историей Православной церкви на северо-востоке Азии. Раздел I. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) – просветитель народов Аляски и северо-востока Азии Иннокентий (Вениаминов) , в миру Иван Евсевиевич Попов родился в Иркутской губернии в селе Анга на Лене 26 августа 1797 г. в семье сельского пономаря Ильинской церкви Евсевия Попова, который умер, когда мальчику исполнилось пять лет. В начале 1807 г. он поступил в Иркутс­кую духовную семинарию. Учился отлично, проявлял интерес к прикладным наукам, достиг успехов в плотницком деле, механике и изготовлении часов. В 1814 г. за отлич­ную учебу, примерное поведение и впечат­ляющую внешность (по воспоминаниям со­временников, «он был человеком атлетического сложения, росту в нем было около шести футов трех дюймов, обут в сапоги, настоящий Геркулес, и притом очень умен»), вместо фамилии Попов ему присвоили новую – Вениаминов, в честь скончавшегося незадолго до этого известного сибир­ского миссионера, Иркутского архиерея Вениамина. По окончании семинарии Иван Вениаминов должен был отправиться учиться в Московскую Духов­ную Академию, однако он женился на дочери священника и был рукоположен во диакона, учебу не продолжил. После двух лет службы в Иркутске он принял новое назначение на Аляску, которую русские люди открыли в 1732 г., когда судно «Гавриил», выйдя из Нижнекамчатска под командой геодезиста Михаила Гвоздева и штурмана Ивана Федорова, преодолев неистовые волны и жестокие ветры Берингова моря, в последние дни августа подошло к крутым утесам неведомой земли и стало несколько южнее мыса Принца Уэльского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Николай Попов Времена царей Израильтяне просят себе царя. Помазание Саула на царство. Победа его над Наасом, царем аммонитским. Утверждение Саула на царстве (4429 год от сотворения мира, 1080 год до Рождества Христова) 338 Когда Самуил состарился, то поставил сыновей своих (Иоиля и Авия) судьями над израильтянами. Но сыновья его брали подарки и судили несправедливо. Поэтому старейшины израильские пришли к Самуилу и стали просить его, чтобы он поставил им царя. Самуил помолился Богу, и Бог сказал ему: «Послушай голоса народа». Был некто в колене Вениаминовом, в городе Гиве 339 по имени Кис, человек знатный. У него был сын Саул, молодой и красивый, так что между израильтянами не было красивее его. Пропали у Киса ослицы, и он послал сына искать их. Три дня Саул искал ослиц и не мог найти. Проходя близ Рамы, где жил Самуил, Саул пошел к нему спросить о своей потере и встретил его в воротах города: Самуил шел на высоту, чтобы благословить жертвоприношение народа и обедать с народом. Когда Самуил увидел Саула, Господь сказал ему: «Вот человек, который будет управлять народом Моим». Самуил взял Саула на праздник, дал ему первое место и велел повару подать ему за столом особенно приготовленное плечо 340 . После окончания трапезы, Самуил пригласил к себе Саула ночевать. Утром, провожая Саула, Самуил на дороге помазал его елеем на царство и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители народа Своего. Когда пойдешь теперь от меня, встретишь двух человек, и они тебе скажут, что ослицы нашлись; потом встретят тебя три человека и дадут тебе два хлеба; наконец, ты встретишь пророков 341 , и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать и сделаешься иным человеком. Когда сбудутся эти предзнаменования, тогда делай, что может рука твоя, потому что будет Бог с тобою. Когда соберешься отмстить врагам отечества, пойди в Галгал, – туда и я приду принести жертву. Жди меня семь дней. Тогда я укажу тебе, что делать». Все предсказания Самуила сбылись. Когда Саулу встретились пророки, Дух Божий сошел на него, и он стал пророчествовать 342 . Все знавшие его дивились и говорили друг другу: «Неужели и Саул в пророках».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Преподобномученик Филарет (Пряхин) Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в семнадцать лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха. Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток... В период проведения массовой коллективизации паломничество крестьян окружающих сел и деревень, главным образом женщин, было особенно большим, отмечалось также, что после их свидания с Филаретом таковые не вступали в колхозы, а вступившие быстро выписывались.

http://fond.ru/kalendar/273/filaret/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010