Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Пляскин), еп. Омский (Пляскин Василий Васильевич; 24.03.1900, Омская губ.- 30.04.1976, Омск), еп., бывш. Омский и Тюменский. Из священнического рода, дед В. по материнской линии Григорий (Полетаев) был первым епископом образованной в 1895 г. Омско-Семипалатинской епархии. В 1918 г. В. Пляскин окончил с золотой медалью 1-ю омскую гимназию. С авг. 1918 по май 1919 г. работал конторщиком пенсионной кассы управления Омской железной дороги. Желая посвятить себя служению Церкви, подал документы в КазДА, но в мае 1919 г. был призван в армию А. В. Колчака, в июле 1919 г. откомандирован в 1-е сибирское военное артиллерийское училище в Омске. 6 февр. 1920 г. правительством Омской земской управы во Владивостоке произведен в чин подпоручика, зачислен в запас, в февр. 1920 г. уволен с военной службы. В 1920-1927 гг. жил во Владивостоке, занимался репетиторством. В 1926-1927 гг. был иподиаконом и секретарем Владивостокского еп. Киприана (Комаровского) . В 1927 г. вернулся в Омск. С июня 1927 по май 1930 г. нес послушание помощника секретаря Омского епархиального совета. Был иподиаконом у Омского еп. Виктора (Богоявленского) , после его смерти в 1928 г. являлся иподиаконом и секретарем Омского еп. сщмч. Аркадия (Ершова) . 27 мая 1930 г. еп. Аркадием Пляскин был пострижен в монашество с наречением имени Венедикт, 28 мая 1930 г. рукоположен во иеродиакона, 29 мая - во иеромонаха к Знаменской ц. Омска. В 1935 г. служил в омском храме во имя прп. Михаила Клопского. В 1936 г. возведен в сан игумена. В следующем году В. был арестован, до 1941 г. находился в заключении в Тюмени. В 1942 г. призван на фронт, в связи с тяжелым заболеванием легких в мае следующего года отправлен в госпиталь, после лечения продолжил службу, в нояб. 1943 г. был признан негодным к военной службе и уволен из рядов Красной Армии. С 14 февр. 1944 г. В. являлся настоятелем Никольской ц. Омска, с марта 1945 по янв. 1946 г. служил в Крестовоздвиженском соборе города. 14 марта 1945 г. архиеп. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) был назначен благочинным Омска.

http://pravenc.ru/text/150217.html

[  назад  ] Приморский митрополичий округ Образован 6 октября 2011 года в составе Владивостокской, Арсеньевской и Находкинской епархий. Владивостокская епархия В. и Камчатская (1899-1916), Приморская и В. (5 октября 1916 -1946), Хабаровская и В. (1946 -1958), в 1958-1988 упразднена; В. и Приморская (1988- К июлю 2011 года - 121 приход, 5 монастырей Евсевий (Никольский) ( 1 января 1899 - 1920 ) Михаил (Богданов) (1918 - 1925) (находился в эммиграции) Марк (Бакалдин) (1920 - 1922) Павел (Введенский) (1922 - 1922) в/у Иоасаф (Рогозин) (1924) (пришел из, а затем вернулся в обновленчество) Киприан (Комаровский) (31 октября 1925 - 2 сентября 1927) Нифонт (Фомин) (сентябрь 1927 - 1928) Пантелеимон (Максунов) (1928 - 1929) Марк (Боголюбов) (1929-1930) Варсонофий (Лузин) (25 июня 1930 - 9 сентября 1937) Герман (Коккель) (1931 - 1932) в/у Венедикт (Пляскин) (17 января 1946 - 27 июня 1947) Варфоломей (Городцов) (27 июня 1947 - 1948) в/у Гавриил (Огородников) (29 августа 1948 - 11 августа 1949) 1949-1958 - вдовствует Гавриил (Стеблюченко) (23 июля 1988 -  25 марта 1991 ) Николай (Шкрумко) (30 января 1991 - 12 августа 1992) Вениамин (Пушкарь) (21 сентября 1992 - Викариатство Никольско-Уссурийский епископ В 1860-ых годах на Дальнем Востоке началась миссия среди корейских переселенцев, были крещены первые этнические корейцы. В 70-ых годах начинают возникать первые корейские приходы, создаются миссионерские станы, а в с.Корсаковка на средства корейцев была построена первая церковь. В 1912 году для работы с православными корейцами во Владивостокско-Камчатской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Никольск-Уссурийского, а первым архиереем рукоположен бывший начальник Корейской Духовной Миссии о. Павел (Ивановский). На 1913 год на территории Дальнего Востока находилось 10 миссионерских станов с корейским населением, имелось несколько священников-корейцев. В 1931-1932 годах была самостоятельной епархией. Павел (Ивановский) (24 июня 1912 - 1918 ) Павел (Введенский) (21 ноября 1922 - 6 сентября 1923)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

священника Константина Пархоменко Антиминс,освященный при Государе Николае Павловиче Романове  Антиминс, освященный при Государе Николае Павловиче Романове в 1834 году для храма города Холм. Антиминс этот интересен и тем, что он в тяжелые годы большевистских гонений на веру был направлен в другой храм. Вверху чернилами написано: «Божией Милостию смиренный Венедикт, епископ Петрозаводский и Олонецкий. Преподан для священнодействования в соборном храме во имя святителя и чудотворца Николая в богоспасаемом граде Олонце, Олонецкой епархии. Дан в г. Петрозаводск 1948 г. Октября 30 дня». Мы знаем, что в те годы антиминсы не изготавливались. Напротив, храмы закрывались и антиминсы возвращались в епархию. И вот тогда возникла вынужденная мера — использовать антиминсы повторно. Что это был за владыка, который надписал в далеком 1948 году антиминс для храма в Олонце? Вот что мы можем узнать из краткой его биографии: Епископ Венедикт (в миру Василий Васильевич Пляскин) родился 24 марта (6 апреля) 1900 года. Происходил из старинного священнического рода. Василий Васильевич окончил Первую Омскую гимназию с золотой медалью и решил поступить в Казанскую Духовную Академию, которую окончили его дед и отец. Но этот замысел ему осуществить не удалось: в 1919 году он был призван в армию. С 1920 по 1926 год находился на гражданской работе в г. Владивостоке. В 1926–1927 годах был иподиаконом и личным секретарем епископа Владивостокского Киприана (Комаровского). 27 мая 1930 года епископом Аркадием был пострижен в монашество с именем Венедикт и в этот же год рукоположен в священный сан. В 1935 году служил в храме во имя преподобного Михаила Клопского, а затем в Свято-Михайловском храме города Омска. В 1936 году возведен в сан игумена. С 1936 по 1941 год работал в гражданском учреждении города Тюмени. В начале Великой Отечественной войны игумен Венедикт был призван в ряды Красной Армии. В 1943 году был демобилизован инвалидом 2й группы. С 14 февраля 1944 года по 14 марта 1945 года проходил пастырское служение в Крестовоздвиженском и Никольском храмах города Омска.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Владыка Вениамин поддерживал на высоте уровень уставного богослужения, так как сам его очень любил. В письме от 2 апреля 1957 года святителю Афанасию (Сахарову) из Омска владыка Вениамин благодарит его за присланный в напечатанном виде канон празднику Благовещения.  «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят…». Еще со времен своей миссионерской работы во Львове и Остроге в 1930-х годах, когда требовалось свидетельствовать об Истине Православия перед лицом католиков и униатов, владыка старался использовать благолепие церковного пения и служб в качестве средства воздействия на сердца и умы людей. Любовь к службам у местного населения, о которой писал владыка Вениамин святителю Афанасию, была воспитана пастырями и архиереями. В Омске до самой кончины (в 1976 году) постоянно проживал, но был лишен реальной церковной власти, бывший Омский епископ Венедикт (Пляскин), отправленный «на покой». Он отличался любовью к службам без сокращений. Социальное происхождение, жизненный опыт и характер владыки Венедикта не позволяли советским властям оставлять его правящим архиереем, хотя он был фронтовиком и имел ранение – пролил кровь за Родину. Дед владыки Венедикта по материнской линии, епископ Григорий (Полетаев), был первым епископом образованной при Государе Николае II в 1895 году Омско-Семипалатинской епархии. Сам он в юности служил в армии А.В.Колчака, отступил с белыми на Дальний Восток, окончил там военное училище, был произведен в подпоручики и до 1927 года жил во Владивостоке, затем вернулся в Омск. В 1930-м году принял монашеский постриг. В 1937–1941 гг. находился в заключении. В 1941–1943 гг. был на фронте, где получил ранение и был комиссован как инвалид 2 группы. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа. На короткие сроки он становился правящим архиереем Хабаровским и Владивостокским, Петрозаводским и Олонецким, трижды был временно управляющим Омско-Тюменской епархией. Когда он был правящим архиереем, в Патриархию поступали жалобы на него, в хрущевские времена он обвинялся в нарушении законодательства о культах (не согласовывал поездки по епархии с уполномоченными) и в итоге вынужден был пребывать «на покое».

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

25 дек. 1945 г. В. определено быть епископом Хабаровским и Владивостокским с правом окормления приходов Якутского и Читинского вик-ств Иркутской епархии. 30 янв. 1946 г. в новосибирском Вознесенском соборе епископскую хиротонию В. совершили архиеп. Варфоломей и еп. Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов) . В. был ревностным молитвенником, сторонником строго уставного богослужения. Его дисциплинарные требования многим казались чрезмерными, на архиерея поступали жалобы в Патриархию, вслед. чего 10 июля 1947 г. он был уволен на покой. 3 июня 1948 г. В. был назначен на Петрозаводскую и Олонецкую кафедру, 4 марта следующего года по прошению уволен на покой с проживанием в Омске. С 1 сент. 1955 по 22 нояб. 1956 г. и с 13 мая по 16 июля 1958 г. В. управлял Омско-Тюменской епархией, после чего был почислен на покой. 3 апр. 1961 г. В. вновь было поручено окормлять эту епархию. 31 янв. следующего года уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. послал в Синод РПЦ жалобу на В., в к-рой обвинил епископа во вмешательстве в приходские дела, поездках по епархии без согласования с уполномоченным и т. п. 13 июня за нарушения законодательства о культах В. был освобожден от управления епархией. Выйдя на покой, В. жил в Омске у сестры, вел активную переписку с многочисленными духовными чадами, на неск. лет уходил в затвор. По описаниям современников, он был строг к себе, иночески скромен, прост и доступен в общении, нестяжателен. Отпевание В. 4 мая 1976 г., в день Радоницы, совершил Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха) вместе с духовенством епархии. В. погребен на Восточном кладбище Омска рядом с могилами родителей. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 23; ГА Омской обл. Ф. 2603. 0п. 1. Д. 14, 17, 24, 32. Соч.: Слово к причастникам//ЖМП. 1976. 8. С. 23. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1946. 3. С. 6; Мельник И. , прот. Преосвящ. еп. Венедикт (Пляскин): (Некролог)//ЖМП. 1976. 9. С. 24-25; Киреев А. , протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 364-365.

http://pravenc.ru/text/150217.html

Фото 5. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин). Тобольск. 1957 год Фото 6. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) с духовенством в Тобольске. 1957 год   Хотя историк Новосибирской епархии священник Виталий Гуляев со ссылкой на «Журнал Московской патриархии» за 1957 год сообщает, что владыки Нестор, Вениамин и Венедикт совместно сослужили уже в мае 1957 года в Новосибирске. Он пишет: «В день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 22 мая 1957 года в связи с 50-летием священнослужения Святейший Патриарх Алексий I телеграммой сообщил митрополиту Нестору о награждении его правом ношения двух панагий. В торжественном богослужении приняли участие епископ Омский и Тюменский Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт и следовавшая из Пекина в Москву китайская церковная делегация — архимандрит Василий (Шуан) и протоиереи Леонид Лю и Аникита Ван». Но фотографий этого богослужения найти пока не удалось и в письмах владыки Нестора святителю Афанасию (Сахарову), где он сообщал о всех гостивших у него владыках ничего об этом не упоминается. Зато упоминается о визите к нему Омских владык в ноябре-декабре 1957 года. 29 октября 1957 года он писал святителю Афанасию: «Подходят праздники, дающие утешение в молитве, но с праздниками много и суеты. Ожидаю гостей: Еп[ископа] Омского Вениамина и Еп[ископа] Венедикта из Омска…». А 24 декабря 1957 г., по прошествии праздников, владыка Нестор сообщил архиепископу Афанасию: «…Собирается ко мне в гости Архиепископ Ювеналий и Еп[ископ] Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М[итрополит] Нестор». Владыка не распространяется в письме о визите омских владык, поскольку такое сослужение архиереев, вероятно, вызывало напряжение у местных властей и антицерковного населения, ставшего жертвой антирелигиозной пропаганды и праздновавшего тогда 40-летие Великого октября. Все перечисленные владыки для советских властей были персонами под особым наблюдением: Вениамин (Новицкий) – прошел ссылку на Колыме; Венедикт (Пляскин) – был в армии Колчака; Ювеналий (Килин) – харбинский эмигрант, член Карловацкого синода; Мстислав (Волонсевич) – выпускник Варшавского богословского университета. Да и сам митрополит Нестор – в прошлом монархист и белоэмигрант… Тучи постепенно начинали сгущаться над владыкой Нестором, готовились опасные провокации и клеветнические доносы против него.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

В нояб. 1925 г. на Приморскую и Владивостокскую кафедру был назначен еп. Киприан (Комаровский) , находившийся в 1925-1927 гг. в ссылке во Владивостоке, в нач. 1927 г. он был возведен в сан архиепископа, в марте - сент. 1927 г. находился в заключении во владивостокской тюрьме. В сент. 1927 г. архиеп. Киприан получил назначение на Нижнеудинское викариатство Иркутской епархии, стал временно управляющим Иркутской епархией. С сент. 1927 по 1928 г. Владивостокскую епархию возглавлял еп. Нифонт (Фомин) , в 1928-1929 гг. кафедрой временно управлял Хабаровский еп. Пантелеимон (Максунов) , в 1929-1930 гг. епархию возглавлял еп. Марк (Боголюбов). В 1930 г. на Владивостокскую кафедру был назначен еп. Варсонофий (Лузин) , 25 мая следующего года он был арестован, в февр. 1932 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1931-1932 гг. Владивостокской и Хабаровской епархиями временно управлял Никольск-Уссурийский еп. сщмч. Герман (Коккель) . Последующие назначения на Владивостокскую кафедру неизвестны. В 1944 г. во Владивостоке открылась новопостроенная небольшая ц. во имя свт. Николая Чудотворца. 1945-1990 гг. " Торжество Пресв. Богородицы " . Икона Божией Матери (Порт-Артурская). 1904 г. Худож. П.Ф. Штронде. Киот работы худож. Павлишина. 2002 г. (ц. во имя прп. Сергия Радонежского при епархиальном управлении) " Торжество Пресв. Богородицы " . Икона Божией Матери (Порт-Артурская). 1904 г. Худож. П.Ф. Штронде. Киот работы худож. Павлишина. 2002 г. (ц. во имя прп. Сергия Радонежского при епархиальном управлении) 25 дек. 1945 г. определением Свящ. Синода на территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Камчатской областей была учреждена Хабаровская и Владивостокская епархия с подчинением ей приходов Якутского и Читинского вик-ств Иркутской епархии (см. Хабаровская и Приамурская епархия ). 30 янв. 1946 г. во епископа Хабаровского и Владивостокского был хиротонисан архим. Венедикт (Пляскин) , к-рый, пребывая во Владивостоке, управлял епархией по 10 июля 1947 г. В этот период помимо Владивостока по одному правосл. храму действовали в городах Спасске-Дальнем, Партизанске и Ворошилове (совр. Уссурийск). В 1949-1988 гг. Хабаровская и Приморская епархия находились под управлением епископов Иркутских и Читинских. С 1988 г. приходы Приморского края входили в воссозданную Хабаровскую и Владивостокскую епархию.

http://pravenc.ru/text/158930.html

Во всех торжественных и праздничных случаях владыка Вениамин служил с владыкой Венедиктом и проявлял уважение к его епископскому сану и жизненному опыту. Интересно, что они были примерно одного возраста – оба 1900 года рождения и скончались тоже в один год – в 1976-м, но по дате монашеского пострига и архиерейской хиротонии владыка Вениамин был старше. Фото 4. Вознесенский кафедральный собор Новосибирска   О том, что население Омска любило церковные службы, свидетельствуют Уполномоченные по делам РПЦ. Согласно их сводкам на Пасху 1958 года, в два омских собора – Крестовоздвиженский и Никольский – пришло очень много молодежи. Такое обилие богомольцев в Омске и Омской области - результат начавшегося духовного возрождения Церкви, а также непосредственных пастырских трудов и молитв владык Вениамина и Венедикта. Молодежь начала тянуться к Церкви. В Омске появился один из ярких учеников владыки Вениамина (Новицкого) – Анатолий Просвирнин, в будущем известный архимандрит Иннокентий, историк Русской Православной Церкви, сотрудник синодального Издательского отдела и редакции «Журнала Московской Патриархии». Анатолий Просвирнин был родом из Омска, где с раннего детства мать водила его на церковные службы в кафедральный Крестовоздвиженский собор. С девятилетнего возраста, еще при архиепископе Ювеналии (Килине) в 1950-м году Анатолий стал иподиаконом у владыки в Омском соборе. С 1956 года его духовным наставником стал епископ Вениамин (Новицкий), прибывший на Омско-Тюменскую кафедру. Вслед за владыкой в феврале 1958 года он переехал в Иркутск и от Иркутско-Читинской епархии получил направление и рекомендации для учебы в семинарии. В сентябре 1958 года он поступил сразу на второй курс Московской Духовной Семинарии.   Главными сохранившимися святынями Западной Сибири были Абалакская икона Божией Матери и мощи святителя Иоанна Тобольского (Максимовича). В 1957 году владыка Вениамин (Новицкий) как правящий архиерей пригласил на праздник святителя Иоанна (23 июня н.ст.) в Тобольск разделить духовную радость митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора (Анисимова). Божественную литургию и торжественный молебен в честь святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири совершали три владыки: Нестор (Анисимов), Вениамин (Новицкий) и Венедикт (Пляскин). Об этом сообщал «Журнал Московской патриархии». Сохранились некоторые фотоснимки, запечатлевшие трех архиереев в эти летние дни вместе.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

На 20 марта 1957 г. в Омской епархии служили 33 священника, 4 диакона, зарегистрировано 5 приходов в Омской обл. и 15 - в Тюменской. За краткое время служения на Омской и Тюменской кафедре еп. Вениамин посетил все приходы обеих областей. 20 февр. 1958 г. еп. Вениамин был возведен в сан архиепископа, 21 февр. переведен на Иркутскую кафедру, а на его место назначен еп. Мстислав (Волонсевич; впосл. архиепископ). Новый архиерей прибыл в Омск в начале марта 1958 г.; 13 апр. того же года, на Пасху, он служил в Крестовоздвиженском соборе. В сводке уполномоченного Совета по делам РПЦ по Омской обл. Л. Л. Серебрянникова (1958-1960) отмечалось, что задолго до начала пасхальной заутрени омские храмы были переполнены прихожанами, в ограде Крестовоздвиженского собора в богослужении участвовали ок. 1000 чел., не вместившихся в собор, а среди пришедших на богослужение было много молодежи. По сообщению уполномоченного, «такая же обстановка сложилась и в Никольской церкви г. Омска… а также в храмах и молитвенных домах сельской местности области…». 13 мая 1958 г. еп. Мстислав получил отпуск и отбыл на лечение в Кисловодск. С этого времени и до его возвращения 16 июля епархией временно управлял еп. Венедикт (Пляскин). Он совершил архипастырскую поездку в Тобольск, произвел кадровые перемены в епархии. Еп. Мстиславу удалось посетить все приходы обширной епархии. В связи с ужесточением гос. антирелиг. политики в кон. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XX в. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) в 1958 г. в Омской обл. местными властями были распаханы и засыпаны землей почитаемые верующими источники в с. Кутырлы совр. Колосовского р-на и в урочище Криванково Юргинского р-на Тюменской обл. Под давлением властей еп. Мстислав издал циркуляр о прекращении паломничеств. В кон. 50-х гг. снесен омский Воскресенский собор; его имущество и часть б-ки переданы в краеведческий музей, оставшиеся книги - в Исторический архив Омской обл. и в б-ку им. А. С. Пушкина. 27 июля 1959 г. еп. Мстислав перемещен на Вологодскую кафедру, Омскую епархию возглавил еп.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Отпевание убиенного архиерея по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) совершали 26 окт. Новосибирский еп. Гедеон (Докукин; впосл. митрополит), Харьковский архиеп. Никодим (Руснак; впосл. митрополит), Черниговский архиеп. Антоний (Вакарик; впосл. митрополит) и еп. Венедикт (Пляскин). Во время отпевания Крестовоздвиженский собор и церковный двор были заполнены духовенством и прихожанами. Тело отправили спецрейсом в Черновцы, архиерей был похоронен на своей родине, в с. Банилов Вижницкого р-на Черновицкой обл. (ныне Украина). Временное управление овдовевшей епархией с 23 окт. по 26 дек. 1974 г. было поручено Новосибирскому еп. Гедеону. С 6 по 15 дек. он совершил поездку по Омской епархии, освятил отреставрированный иконостас кафедрального собора. 26 дек. 1974 г. Омскую епархию возглавил еп. Максим (Кроха). При нем в архиерейском доме устроена домовая Благовещенская ц., открыт архиерейский дом в Тюмени. 21 февр. 1975 г. освидетельствованы честные мощи Тобольского митр. свт. Иоанна. Летом 1975 г. в Омске снесена закрытая в 1938 г. Всехсвятская ц. В 1976 г. капитально отремонтирован Крестовоздвиженский собор, реставрирована настенная живопись, сделано 10 настенных изображений, в т. ч. Японского архиеп. свт. равноап. Николая (Касаткина), прп. Германа Аляскинского, прав. исп. Иоанна Русского. 23 июня 1976 г. по случаю 60-летия со дня прославления Тобольского митр. свт. Иоанна совершено торжественное богослужение, прочитана поздравительная телеграмма патриарха Пимена. В 70-х гг. к омской Никольской ц. сделаны пристройки, изменен вид куполов; еп. Максим освятил центральный алтарь Никольского храма в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Николаю был посвящен юж. придел. В 1977-1978 гг. был отреставрирован Софийско-Успенский собор в Тобольске, с куполов сняты шпили и установлены золоченые кресты. Решением Совета по делам религий от 14 авг. 1978 г. зарегистрирована приходская община в Таре, настоятелем назначен свящ. В. Ряшко. В 1980 г. Крестовоздвиженский собор получил статус памятника архитектуры местного значения.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

  001     002    003