14 ноября (Константинополь) – окончание работы над статьей «Русская православная церковь на окраинах», опубликованной под названием «The Church in the New European States». 6 декабря (Земун) – Окончание работы над статьей «К вопросу об автокефалии Грузинской церкви», опубликованной под заглавием «The Orthodox Church of Georgia». Декабрь – Патриарх Сербский Димитрий устроил обед в честь H. H. Глубоковского. 1923 По удостоверению от 22 января 1923 г. за 103 был действительным членом русского Монархического объединения в г. Земуне и прочитал несколько докладов. Январь – Введен в состав Комиссии Константинопольского патриархата по вопросу о даровании автокефалии Польской Православной Церкви, но не принимал участия в ее работе. 7 февраля (Земун) – Окончание работы над статьей «Rome, Orthodoxy and Reunion». 15 февраля – Избран в почетные Вице-Председатели «The Anglican and Eastern Churches Assosiation». 1 мая – Избран на кафедру Св. Писания Нового Завета с новогреческим языком Богословского факультета Софийского университета Св. Климента Охридского. 21 июня (Земун) – Окончание работы над статьей «Папский Рим и православный Восток». С 1 по 7 июля – Почетный член и член президиума съезда русских педагогов Югославии, происходившего в Земуне, 2 июля сделал доклад о русской школе и просвещении в советской России. 11 июля – Приезд в Софию, более двух месяцев А. В. и Н. Н. Глубоковские жили в русском лазарете Красного Креста близ Софии в простой солдатской палатке, затем – в здании Богословского факультета Софийского университета на площади Св. Неделя. 22 ноября – Избран почетным членом Кружка имени св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова православных русских студентов Богословского факультета Белградского университета. 19 ноября – Первая лекция на Богословском факультете Софийского Университета св. Климента Охридского. 1924 27 января – Написал письмо редактору журнала «The British Weekly», опубликованное по-английски: «Labour, Socialism and the Russian Orthodox Church» и по-русски: «Рабочий социализм и русская православная церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ваш Дима 47 P. S. Противна первая половина, потому что не проста она и не православна». Ответ о. Алексея Нелюбова: «Дорогой Дима. Скоро и бегло прочел Ваш дневник и не задержался, как следует, а потому и не могу сказать своего мнения. Не стыдитесь и первых страниц, все нужно пережить, и тогда все, что дорого нам, будет еще дороже. С Господом продолжайте. Целую. Ваш свящ. Ал. Нелюбов». 1924 год Хопово Какой большой день в моей жизни, какие важные вещи я узнал, которые, может быть, перевернут всю мою жизнь! Если это не распылится после отдаления моего от благодати, то вся моя жизнь перевернется. Господи, помоги, чтобы так было Господи, Иисусе Христе, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй Мя грешнаго. Аминь. Земун, 1 декабря 1923 Я не знаю, когда придет время разлучиться с временной жизнью, оно может прийти ежеминутно, поэтому пишу это. Мне хотелось бы, чтобы после моей смерти все мои вещи, как бы они бесценны ни были, были проданы, а деньги отданы нищим, и еще — чтобы мое имя было внесено в синодики церквей так, чтобы при каждой литургии совершалась бы за меня бескровная жертва. 48 Земун, 16 января 24 г. Мы одержали вверх в борьбе с началами, со властями и миродержцами тьмы (Еф. 6, 12) благодаря надежде на Бога и, как плотские, не могли бы иначе победить бесплотных. Как бы человек ни был праведен и как бы ни стремился к чистоте, если он не уповает на Господа, он никогда не очистится, т. к., будучи в теле, не победит врага, который бестелесен и который будет владеть человеком до его кончины. Поэтому так реальны становятся слова, говорящие, что без Бога немыслимо спасение и кто в Него не уверует — в муку бесконечную. Хочется запечатлеть воспоминания, остановить их ток. Вспомнилась приютская церковь в Одессе, Двенадцать Евангелий. После каждого Евангелия со двора раздается звон колокола. Мы с мамочкой оборачиваемся друг к другу и улыбаемся. Юльюша Толстой, который стоит впереди, тоже оборачивается и, встречаясь с нами глазами, улыбается. Прошло несколько лет в Константинопле, где уже я столкнулся с вопросом о вере и о церкви, снова в Великую Пятницу в церкви в Харбине. Когда пели «Разбойника», я плакал, так глубоко врезались в душу эти слова о покаянии и о всей прощающей милости Господней.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

уст. дух. Конс., всегда назначалось заключение в монастырь на время, назначенное решением суда. Основанием к такой замене для священнослужителей временного ареста по уголовным приговорам монастырским заключением были и есть указы Правительствующая Сената: пол. собр. зак. т. XXXVII, от 24 февраля 1821 г. за 28562 и пол. собр. зак. т. XX, от 15 августа 1845 г. за 19283 и указ Свят. Синода, от 11 мая 1821 г. за 1446, сила и смысл которых выражены и в 97 ст. улож. Наказ. (изд. 1857 г.). В сих указах положительно определяется вместо присуждаемого уголовными законами временного ареста священо и церковнослужителям содержание их такое же время в монастыре. Что такой порядок остается на сей случай в своей силе и при новых судебных уставах, усматривается из того, что в 86 ст. улож. наказ. 1866 г. сказано: священнослужители отсылаются к епархиальным начальствам для исполнения приговора, вместо прежней редакции издания 1857 г., для исправления их каковая замена выражений в новой редакции есть таже самая, какая употреблена в вышепоименованных указах и, следовательно, она не отменяет предоставленная оными епарх. начальствам права замены ареста содержанием в монастыре. Посему и имея в виду, что Можайский назначенное ему епар. начальством восьмимесячное содержание в монастыре выполнил и сверх того отрешен от места, епар. начальство вошло с представлением в Свят. Синод как о замене в настоящем случае Можайскому тюремного заключения монастырскими, так и о разрешении на будущее время, в подобных случаях, присуждаемое священнослужителям приговорами судебных мест тюремное заключение без лишения или ограничения их прав состояния, заменять монастырским заключением. Святейший Синод, по рассмотрении этого представления, нашел: 1) что по содержанию ст. 97 улож. наказ. (свод. 1857 г. т. XV кн. 1) светские уголовные суды, осуждая священно и церковнослужителей на временное заключение без потери духовного звания, должны были отсылать их не в места заключения, а к епархиальному их начальству для исправления их по распоряжению оного; 2) что тот же порядок в отношении священнослужителей сохранен и с тою же определенностью изъяснен и в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

119. См. выше, стр. 148. 120. См. выше стр. 58. 121. Luft, Liturgik II, 129. 122. Amalarius, De divimo otfic. I, 4. 123. Сократ. Церк. ист VI, 8. 124. Августин. Испов. IX, 7. 125. Пример антифонов в Римско-католической Церкви: на воскресной утрени в начале 1-й части пред отделом из первых 6 псалмов антифон: «Работайте Господеви»; после этого отдела псалмов: 1-й антифон «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»; 2-й ант.: «Бог судия праведный». В праздники и посты — другие (Breviarium, 3). Такие антифоны в римско-католическом богослужении занимают столь же широкое место, как у нас стихиры и каноны и они главным образом приспособляют богослужение к праздникам; песней же христианского составления (гимнов) там очень мало: по 3–4 на каждый праздник. 126. Тип. гл. 2 и др. 127. Тип. гл. 49, среда 1 седм. Великого поста. 128. Ефрем Сир. Гимн 53. Созомен, Церк. ист. III, 16. Блж. Феодорит, Церк. ист. IV, 29. 129. Афанасий Великий. Прот. ар. сл. 1. 130. Григ. Б. сл. 51. 131. Августин. Пис. Ианнуар. 132. Goar. Iac., Εχολγιον sive Rituale graecorum, Venet. 1730, p.352. 133. Pitra I. Hymnographie de Peglise grecque, Rome 1867, p. 45. 134. Asscmani, Bibliotheca orientalis, Romae 1710–21, t. I, p. 59. 135. Asscmani, Bibliotheca orient. I, 47. 136. Kayser L. Beiträge zur Geschichte und Erklärung der ältest. Kirchen Hymnen, Paderb. 1881. 5. 40. Западные исследователи упрекают гимны св. Ефрема в чувственном колорите и символизме, объясняя это сирским происхождением автора (там же, 39); но приведенный образец показывает, что такие упреки можно делать этим гимнам только по сравнению с отвлеченной римско-католич. церковной поэзией. 137. Сообщаемое у арх Филарема, Истор. обзор песнопевцев, стр. 101 без цитаты. 138. Филарет арх. Истор. обзор песнопевцев, 127. 135. 139. Hauck. Reakencyklopädie für pritestant. Thelogie und Kirche, Leipz. 1901, X, 403 (Tietschek G., Kirchenlieder der alten Kirce). 140. Benedictus, Regula, c. 11 (Migne, Patrol. s.1. t. 66) и др. 141. Vita S. Ambrosii ab incerto, ed. 18832. Kilion p. 35–38. Chron. Dacii (XI b.) VI, 8. Филарет арх. Ист обз. песноп. 134.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Особое внимание уделял миссионерской деятельности, к-рая велась по 3 направлениям: среди старообрядцев, мусульман и язычников (среди чувашей, черемисов (марийцев) и вотяков (удмуртов)). Будучи сторонником просвещения иноверцев, отрицал метод принуждения. Для обращения раскольников использовал почитаемые у старообрядцев книги, заботился об укреплении единоверчества, но выступал против особой единоверческой иерархии. Возглавил учрежденный в 1847 г. комитет для перевода богослужебных книг на татар. язык. В результате трудов комитета в 1852-1856 гг. были напечатаны переводы литургии, Часослова и НЗ. С 1852 г. при духовно-учебных заведениях Казанской епархии появились классы по расколу, в 1854 г. Г. возглавил в С.-Петербурге подготовку священников различных епархий к миссионерской деятельности. По его настоянию были открыты миссионерские отд-ния при Духовных Академиях и семинариях в С.-Петербурге, Москве, Казани и Киеве. С 1855 г. в Казани начал выходить ж. «Православный собеседник» , материалы к-рого должны были помочь борьбе со старообрядчеством. Являясь крупным церковным специалистом по истории старообрядчества, Г. собирал старообрядческие рукописи и секретные отчеты Мин-ва внутренних дел. Миссионерский и догматико-полемический характер имели его книги «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь: Изложение в отношении к глаголемому старообрядству» (СПб., 1854, 18832. 2 ч.) и «Ответ единоверца старообрядцу на его возражения» (СПб., 1857). В этих трудах Г. раскрывал причины раскола, опровергал обвинения, предъявляемые Православию старообрядцами, предлагал совместно обсудить все спорные вопросы. При жизни Г. первая книга издавалась 4 раза. По ходатайству Г. в КазДА была передана древняя б-ка Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря (ныне в РНБ), послужившая активизации научных исследований в Казани. Для подготовки специалистов для научного описания б-ки Г. пригласил в академию В. И. Григоровича . Архиепископ пожертвовал в КазДА собственные книги. 26 авг.

http://pravenc.ru/text/166676.html

SC (см. выше); Diezt M. Von Reichtum des Schweigens: Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jh.), ausgew. und zum ersten Male ins Deutsche übers. Zürich etc., 1963; Seraphim Rose, Fr. Saints Barsanuphius and John: Guidance toward Spiritual Life: Answers to the Questions of Disciples/St. Herman of Alaska Brotherhood. Platina (Calif.), 1990; Lovato T. M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. R., 1991. (Collana di Testi Patristici; 93); Ава Bapcahyфuje и Jobah Пророк. Духовно Манастир Хиландар, 1996; Ζαχαριδον (см. выше); русские переводы: Средневек. лат. житие: [Исидор, митр.] Краткое сведение о св. Варсануфии//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249–252 [пересказ]; Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/Пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского; Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1852 [пер. на церковнослав. яз., записан рус. буквами]. Вопросоответы: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца. М., 1855 [алф. указ. наставлений], 18832, 18923. СПб., 19054. М., 1993, 1995, 2001 [репринты и переизд. 4-го изд.]; отрывки: 1) в пер. иером. Пахомия (1815), опубл.: Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 257–270; Душеспасительные наставления//Там же. 1834. Ч. 1. С. 158–175; Ч. 3. С. 244; Там же. 1835. Ч. 2. С. 262–276; Там же. 1836. Ч. 4. С. 41–54; 2) в пер. свт. Феофана, еп. Вышенского: Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 559–598; 3) Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384–439 [по изд.: М., 1883]; 4) Избр. места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна/Собр. Вел. кнг. Милицей Николаевной. СПб., 1908; 5) Уроки духовной мудрости преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Серг.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

XVIII в. Ф. Л. Колокольниковым, находился образ 1828-1835 гг. работы А. И. Иванова; Песоцкий. 1894. С. 17, 35, 36); в произведениях посл. трети XIX - нач. XX в. стилистика академической живописи обычно сочетается с чертами визант. традиции - прежде всего с нек-рыми особенностями средневек. иконографии св. воинов (ср. икону И. В. и сщмч. Антипы Пергамского в Троицком Измайловском соборе С.-Петербурга и образ И. В., мч. Трифона и прп. Тихона Калужского в Троицком соборе Подольска). Из иконографических новшеств этого времени следует отметить распространение образов И. В. в шлеме (были характерны для живописи южнорус. земель, ср. поясной образ в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры) и икон с полуфигурой святого, аналогичные иконам мучеников-целителей Вонифатия и Пантелеимона. Не встречавшийся в эпоху расцвета почитания И. В. поясной вариант его иконографии использовался мастерами, работавшими в разных манерах: произведения традиц. иконописи представлены невьянской иконой посл. трети XIX в. (частное собрание, Екатеринбург; см.: Уральская икона. 1998. Кат. 493), академическое иконописание - образом 1887 г., написанным в г. Крапивна Н. Ф. Турчаниновым по заказу М. Слёзкина, к-рый благословил им сына Ивана (частное собрание в Германии; см.: Lebendige Zeugen. 2005. Kat. 104). Икона 1887 г. отличается натуралистической трактовкой образа святого (он представлен в легком повороте; лик обращен ко Христу, десница прижата к груди), вниманием к его эмоциональному состоянию и тщательной проработкой фона с «восточным» пейзажем - розоватыми, словно освещенными зарей горами. Попытка передать молитвенную одухотворенность И. В. средствами академического искусства видна в гравированном изображении на обложке одного из изданий его Жития (Житие св. мч. Иоанна Воина. М., 18832): И. В. представлен в палате с арками, к-рую озаряет небесный свет; он стоит, преклонив правое колено, а на левом колене держит раскрытую книгу. Хотя рядом с И. В. показано его оружие, не исключено, что эта сцена соответствует житийному рассказу о заключении мученика в темницу, где он молитвой поборол искушения (Служба св.

http://pravenc.ru/text/471095.html

В 1685 г. Д. переселился на Дон. Старообрядческий синодик поминает его в числе «чад» иером. Иова (Лихачёва) Льговского (Сводный старообрядческий синодик/Публ., предисл.: А. Пыпин. СПб., 18832. С. 26), построившего на р. Чир пустынь с часовней в честь Покрова Пресв. Богородицы. После смерти Иова Д. трижды в Черкасске спрашивал разрешения казаков освятить престол в часовне. Те дали согласие только тогда, когда удостоверились, что у Д. есть «благословенная грамота». Освящение церкви состоялось 21 марта 1686 г. на антиминсе времен патриарха Иоасафа I , в чине приняли участие помимо Д. старообрядческие священники Пафнутий и Феодосий, а также чудесным образом прибывший из Льгова диак. Герасим ( Смирнов. 1898. С. 160). В течение нек-рого времени церковь в Чирской пуст. оставалась единственным старообрядческим храмом в России. Опасаясь закрытия храма, Д. старался запастись Св. Дарами, чтобы в «тысячи лет не оскудело», и просфору для Агнца «запасал велию, яко куличу», он снабжал Св. Дарами беглых старообрядческих священников со всей страны. Среди последователей Евфросина, ученика Д., существовало представление, что «того таинства будет на 5000 лет 100 000 человекам без нужды». Старообрядцы называли Д. «великим аввою» и «апостольским мужем» (Там же. С. 161, XV). Почитание старообрядцами чирского храма и служившего в нем Д. отразилось, в частности, в «Слове о некоем мужи именем Тимофеи», в к-ром повествуется о том, как 10-летний мальчик Иоанн имел видение Страшного Суда и торжества праведников в раю, среди к-рых названы мн. основатели старообрядчества, в т. ч. Д. (Иоанн видел в чирском храме Д. «исповедающа, а Самого Господа прощающа и причащающа»). В «Слове о некоем муже Тимофее» также сообщается о том, что Д., живя в Чирской пуст., осудил пользовавшееся одно время широкой популярностью на Дону хилиастическое учение Козмы Ларионова Косого, проповедовавшего скорое наступление «последнего дня и часа» и полное исчезновение в Московском государстве благочестия, церквей, священства и таинств ( Пигин. 2004. С. 83-85, 92-93).

http://pravenc.ru/text/180329.html

141. Vita S. Ambrosii ab incerto, ed. 18832. Kilion p. 35–38. Chron. Dacii (XI b.) VI, 8. Филарет арх. Ист обз. песноп. 134. 142. См. например, гимн св. Амвросия «Aeterne rerum conditor», лучший из тогдашних и даже всех вообще римско-католических гимнов. Приведен у нас в объясн. II гл. Типик., конец утрени. 143. Лаод. Соб. Пр. 59. 144. Толед. Соб. Пр. 13. 145.  Hauck, Reakencyklop. X, 450. 146. Издан бенедиктинцами Solesmess " a по рукоп. XII b. в Paleographie musical, t. V. Vacant-Mangenot, Dictionaire de Theol. catolique, Par. 1903, I, 955. 147.  Разумовский, Церк. пение в России, 15–16. 148.  Евсевий. Церк. Ист. III, 24. 149.  Афанасий Великий. 39-е празд. посл. 150. Лаод. Соб. Пр. 60. 151. Карфаг. Соб. Пр. 25 (33). 152. Апостольские Постановления II, 57. 153. VIII, 5. 154. Апост. Пост II, 57, VIII, 5. Неясно, было ли особое чтение из Деяний и особое из посланий каждый раз или же одно из того или другого. 155.  Иоанн Златоуст. бес. 10. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 150. 156.  Иоанн Златоуст. На Деян. бес. 19. 157.  Иоанн Златоуст. На Римл. бес. 24. 158.  Василий Великий Бес. о крещ. 13. 159.  Псевдо-Василий Великий Homilia in Lacizis. Bingham Orig. s. ant. eccl, XIV, p. 60. 160.  Daniel. Codex liturgicus ecclesiae universae, Lips. 1853, IV, 456 f. Ср. выше, стр. 21 161.  Maximus Turonens., Hom. IV in Epiph. ( Migne, Patril. s. 1, t. 57). 162. Так слово 180 начинается: « первое чтение, которое нам сегодня предложено — из ап. Иакова (5, 12)». 163.  Август, Сл. 45. 237 по Bingham, Prig. XIV, p. 61. 164.  Mabillon I. De liturgia gallicana, Paris 1685, I, 4, 4. 165. Comicus от comes, спутник, — книги, предназначавшаяся служить неразлучным спутником священника. 166.  Hauck Realrncykl. XV, 139 ( Caspari W. Perikopen) 167. Там же, 141. 168.  Luft, Liturgik, II, 308. 169.  Walafridus Strabus, De reb. eccles. c. 22 ( Migne, Patrol. s. 1. t. 113). 170.  Cotelerius I. Ecclesiae graecae monumenta, Par. 1677, III, 264. 350. 171.  Mai A., Spicilegium romanum, Rom. 1839–1844. IV, 40.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

25 марта 1992 г. буллой папы Иоанна Павла II «Totus tuus Poloniae populus» была расторгнута личная уния между архиеп-ствами Г. и Варшавы. Кард. Ю. Глемп сохранил титул «архиепископ Варшавский» и закрепленный лично за ним титул «примас Польши»; архиепископом Г. был назначен Хенрик Мушиньский. Границы архиеп-ства Г. уменьшились (отделены Плешевский, Черминьский, Яроциньский, Вешхуциньский и Торуньский деканаты). В кон. XX - нач. XXI в. в архиеп-стве открылись новые приходы, созданы католич. лицей (1992) и начальная школа (1995) в Быдгоще. 15 июля 1993 г. в Г. основана богословская коллегия для подготовки катехизаторов, 8 сент. того же года учрежден 3-й в архиеп-стве коллегиальный капитул в Быдгоще. С 1993 г. издается еженедельник для верующих «Przewodnik Katolicki», в 1995 г. в Г. организована католич. радиостанция «w. Wojciech». В 2005 г. из 1,016 млн чел., проживающих на территории архиеп-ства Г., ок. 997 тыс.- католики. В архиеп-стве действует 325 приходов, объединенных в 28 деканатов и окормляемых 640 священниками (An. Pont. 2005. P. 263). Ист.: Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских/Подгот.: Л. М. Попова. М., 1961; Козьма Пражский. Чешская хроника/Вступ. ст., пер. и коммент.: Г. Санчук. М., 1962; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях, XI-XIII вв. М., 1987. Лит.: Шмид Ф. А. Польский летописец с 964 по 1764 г./Пер с франц.: И. Одинцов. СПб., 1782; Korytkowski J. Praaci i kanonicy katedry metropolitalnej gnienieskiej od roku 1000 a do dni naszych. Gniezno, 1882; 18832. 4 t.; idem. Arcybiskupi gnieniescy, prymasi i metropolici polscy or roku 1000 a do roku 1821 czyli do poczenia arcybiskupstwa gnienieskiego z biskupstwem poznaskim. Pozna, 1888-1892. 5 t.; Laski Jan. Liber beneficiorum. Gniezno, 1880-1884. 2 t.; Topolski J. Rozwój latyfundium arcybiskupstwa gnienieskiego od XVI do XVIII wieku. Pozna, 1955; idem. Gniezno: Zarys dzejów. Pozna, 1979; Dzieje Gniezna. Warsz., 1965; Zieliski Z. Tajna administracja archidiecezji gnienieskiej w czasie Kulturkamfu//Nasza Przeszo. 1966. N 24. S. 243-257; Katedra gnienieska. Pozna, 1968-1970. 2 t.; Subera I. Synody prowincjonalne arcybiskupów gnienieskich. Warsz., 1981; Na stolicy prymasowskiej w Gnienie i Poznaniu: Szkice o prymasach Polski w okresie niewoli narodowej i w II Rzeczypospolitej. Pozna, 1982; Wilk S. Archidiecezja gnienieska w II Rzeczypospolitej. Lublin, 1987; Gniezno - pierwsza stolica Polski, miasto w. Wojciecha. Pozna, 1995; Kosman M. Midzy otarzem a tronem: Poczet prymasów Polski. Pozna, 2000; Пономарев В. П. Архиепископы и администраторы Варшавские//Покров: Альм. рос. католиков. 2000. 8. С. 25-94; он же. Кард. Ледоховский//Там же. 2001. 12. С. 38-57; My li ski K. Metropolia magdeburska a utworzenie arcybiskupstwa gnienieskiego w roku 1000//Religie, edukacja, kultura. Lublin, 2002. S. 17-24; Тымовский М. , Кеневич Я. , Хольцер Е. История Польши. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/165185.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010