Вел. Лавры



 001   002

Око церковное читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XII‑XIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия. 1. Синаксарь-Типикон Георгия Мтацминдели Афонского Иверского монастыря (рукоп. Тбилиси 193, 222, 839; СПб РНБ груз. 171, 572; см. Кекелидзе: 473) : первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе. 2. Типикон игумена Евфимия, переписанный из соседней Вел. Лавры ( Кекелидзе: 486 ) : Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т. д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание. Примечание.) В своем Очертании (см. выше стр. 48) Афанасий Афонский (Х в.) говорит, что хотя до сих пор Афонские отшельники соблюдали разные литургические порядки, он сам предпочитает для своей новой (Великой) Лавры студийский порядок, как более подходящий для общежития ( МАН: 222; СКА: 397, зам. 5 ) . Но вскоре на Афоне будет иметь большое влияние новый Иерусалимско-савваитский Типикон, как устав, наиболее подходящий для пустынников, требующий ... текст полностью ...
К дню памяти великомученика и целителя ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... на Афоне «русских» монахов относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. Под одним из актов Вел. Лавры (февр. 1016) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Греч. подпись «русского» мон. Кириака стоит под одним из актов мон-ря Ксиропотам 1081 г. По сообщению ПВЛ под 1051 г., Св. Гору посетил прп. Антоний Печерский, к-рый был там пострижен в монашество и отправлен обратно в Киев с благословением и пророчеством о том, что от него «мнози черньци имут быти» на Руси. По позднему афонскому преданию, прп. Антоний подвизался на Св. Горе в пещере близ Эсфигмена (храм над ней во имя прп. Антония Печерского сооружен в 1849, на Афон прп. Антония именуют Эсфигменским) . Первый рус. мон-рь на Афоне— обитель «Древоделя» (совр. Ксилургу, скит Богородицы, Мариинский) была посвящена Успению Пресв. Богородицы. Впервые Ксилургу назван в акте 1030 г. (без указания национальности насельников) . В описи движимого имущества мон-ря 1142 г. упомянуты 49 «русских книг», о греч. книгах в акте не сказано. В описи названы также «русская золотая епитрахиль... русский плат (энхирий) накидной... и другой [энхирий] старый русский... русский сосуд... ... текст полностью ...
Божия Матерь – Игумения Св. Горы. Икона. ХХ в. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... возрождения на А. был прп. Григорий Синаит († 1346) . Обучившись умной молитве на Крите под рук. старца Арсения, прп. Григорий прибыл в нач. XIV в. на А. В то время среди святогорцев было немало подвижников, достигших высоких степеней созерцательной жизни ( напр., прп. ) Максим Кавсокаливит (, но все они приобретали духовный опыт без наставников. Прп. Григорий начал обучение афонских монахов практике умной молитвы. Его воспитанники предпочитали держаться в отдалении от больших обителей, в пустынных местах, келлиях и скитах; наибольшее число «безмолвствующих» обитало в окрестностях Вел. Лавры. Идеалом исихастов стало скитское житие, при к-ром братия, пребывающая в уединении в течение всей недели, по субботам и воскресеньям и во дни великих праздников собирается в храме для участия в богослужении и Причащения Св. Таин.) Свт. Григорий Палама дал древней исихастской практике богословское обоснование. В 1317 г. он удалился на А., где ему предстояло провести в общей сложности ок. 20 лет, и поселился близ мон-ря Ватопед, приняв духовное руководство исихаста прп. Никодима Ватопедского (пам. 11 июля) . Спустя 3 года Григорий Палама переселился в Вел. Лавру, затем ушел в ... текст полностью ...
АФОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... , Пантократор (ок. 1363) , прп. Дионисия (ок. 1370) . В 1541 42 г. скит Ставроникита (с XI в.) был преобразован в мон-рь. Кипарис, по преданию посаженный прп. Афанасием Афонским Несмотря на то что прп. Афанасий немало сделал для Св. Горы в целом (по его просьбе император увеличил ежегодные выдачи монахам, отстроил заново базилику Протата в Карее) , появление на А. крупного киновийного мон-ря во главе с игуменом, обладавшим значительной властью над десятками монахов и широкими связями в столице, привело к напряжению отношений между лавриотами и остальными насельниками А. После основания Вел. Лавры в ее собственность постепенно перешло много земель, и жившие на них анахореты были вынуждены либо покидать свои келлии, либо подчиниться Вел. Лавре. Афонские монахи опасались, что по примеру прп. Афанасия др. игумены также начнут искать богатых ктиторов, строить здания и скупать земли, из-за чего не останется места для отдельно живущих монахов. После гибели Никифора Фоки (969) афонские монахи, недовольные возвышением Вел. Лавры, слава к-рой оставляла в тени др. мон-ри, направили новому имп. Иоанну I Цимисхию жалобу на прп. Афанасия, обвиняя его в нарушении исконного строя ... текст полностью ...
К прибытию в Россию честных мощей Апостола и ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... жизни на А. стало общежительство. Начало его распространению было положено прп. Афанасием Афонским. Получив в 961 2 г. средства от военачальника и буд. имп. Никифора II Фоки, он начал строи-тельство на А. большого общежительного мон-ря, названного Вел. Лаврой. Традиц. датой ее основания считается 963 г., когда был освящен соборный храм в честь Бла-говещения Пресв. Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря. Уже при жизни своего ос-нователя мон-рь стал одним из крупнейших на А. (число иноков достигло 80 чел.) . Для Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский разработал устав (типикон, 973–975) , а также т. н. Завещание — Диатипосис прп. Афанасия (после 993) ; мн. положения этих документов вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей. Запрет доступа женщин действовал на А., вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то что он не зафиксирован в древних уставах, о неукосни-тельности его соблюдения говорит тот факт, что уже в Типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в мон-ре даже самок животных (гл. 31) . В Жи-тии прп. Петра (кон. X — нач. XI в.) говорится, что поскольку ... текст полностью ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IVИскать в Источникеpravenc.ru
... созданный цикл Апокалипсиса почти сразу получил статус канона и многократно повторялся. Стиль живописи иконописцев Афона определили консервативные тенденции. Однако в него вошли элементы и приемы критского письма, освоенные афонитами в предыдущем столетии. Иконы Феофана Критского, как и особо почитаемые визант. образы, находящиеся в мон-рях Афона, стали объектом многократного копирования, их списки предназначались для местных храмов и в качестве подношений христ. правителям. Во множестве исполнялись иконы для паломников, приходящих на Афон, в первую очередь с изображением устроителя Вел. Лавры прп. Афанасия Афонского, а также списки чудотворных икон Божией Матери: «Ватопедской Закланной», «Троеручицы» из Хиландарского, «Портаитиссы» из Иверского мон-рей и др. Одним из ведущих художников мастерской Иверского мон-ря был Ямвлих, сын Романов, известный с 1648 г., когда ему было поручено исполнение точного списка «Портаитиссы» (Иверской иконы Божией Матери) по заказу московского царского дома. В том же году список был доставлен в Москву (находится в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ) . Ок. 1655 г. был изготовлен 2-й список «Портаитиссы» для Патриарха ... текст полностью ...
АФАНАСИЙ АФОНСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... события, в т. ч. свою трагическую кончину.) Икона «Свт. Николай Чудотворец, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский». Сер. XVI в. (ЦМиАР) Икона «Свт. Николай Чудотворец, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский». Сер. XVI в. (ЦМиАР) В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение неск. часов. Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест А. (весом ок. 3 кг) , к-рый он не снимал даже когда спал. Сохранилось 2 пространных греч. жития А. Одно написано мон. Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187) , другое - неизвестным монахом из Вел. лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188) . Вскоре после смерти А. его память была включена в греч. богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 2. Р. 345) . В рус. календарях ... текст полностью ...
Память преподобного Варсонофия Великого — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Sinait. gr. 411, содержащий первые 48 ответов, и афонский список Vatoped. 2 с утраченным началом. Далее по хронологии следуют рукописи Sinait. gr. 410, Bodleian. Cromwell 18, Coislin. 124 и 281 (XII в.) ; Paris. gr. 873, Kutlumus. 3 (XIII в.) ; Vatoped. 355 (XIV в.) . 2 афонские рукописи XIV в., Ivir. 1307 и Pantel. 192, сохранили наиболее полное собрание вопросоответов и имеют важное значение для реконструкции первоначального текста. Значительно более поздние рукописи XVIII в. ( Dionys. 717, Xenoph. 9 и Athen. 541 ) особо ценны тем, что являются списками с утраченной древней рукописи из Вел. лавры, на к-рой основывался прп. Никодим Святогорец при подготовке 1-го издания книги (во вступлении он называет ее «единственной полной и весьма древней» - Руководство. М., 1995. С. XXVII-XXVIII) . Рукописи на араб. языке датируются XVII и XVIII вв. (Graf G. Geschichte. Bd. 1. P. 406) . Ряд вопросоответов остаются до сих пор не изданными ( Neyt. 1997. P. 154, 155 ) . Греч. рукопись из собрания Московской Синодальной б-ки, привезенная Арсением (Сухановым) из мон-ря Ксиропотам, - Син. греч. 196 [248 Савва], 183 лл. ( ныне датируется XIII в. - см. ) Греч. рукописи МСБ. М., 1993 (, ... текст полностью ...
ГЕРАСИМ ЛАВРИОТ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции ГЕРАСИМ ЛАВРИОТ Том XI, С. 170-171 опубликовано: 4 февраля 2011г. ГЕРАСИМ ЛАВРИОТ [греч. ????????? ????????? ] ( сер. - 2-я пол. XVIII в. ) , иеродиак., греч. мелург. Прозвище указывает, вероятно, на то, что он был насельником афонской Вел. Лавры. Это косвенно подтверждается тем фактом, что все песнопения Г. Л. известны по рукописям, хранящимся на Св. Горе. Автограф Г. Л. сохранился в Анастасиматарии Германа, митр. Нов. Патр ( Cutl. 416, 2-я пол. XVIII в. ) , хотя здесь не указан сан писца и отсутствуют образцы его мелоса. Одним из писцов др. подобного сборника ( Dionys. 575, 1764 г. ) был Герасим, доместик Лавры. С именем Г. Л. известен мелос: воскресного причастна на 1-й (иногда с названием????, возможно указывающим на ладовые особенности) и 2-й гласы (Pantel. 1012, 1768 г. ; Paul. 37, 2-я пол. XVIII в. ; Xeropot. 313, 1794 г. ; Doch. 359, кон. XVIII в.) , стихов 136-го псалма «На реках Вавилонских, аллилуия» на 3-й глас (Xen. 150, XVIII в., по предположению Г. Статиса - ркп. Серафима, проигум. Вел. Лавры, ок. 1770 г.) , матимы ... текст полностью ...
, С. 241-245 опубликовано: 11 февраля 2011г. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Xeropot. 318 (нач. XIX в.) Г. назван автором Стихираря и др. мн. матим, «учеником Святой Горы», к-рый, «хорошо владея теорией, освоил искусство константинопольцев» (εὐμεθόδως ὑποκλέψας τὴν τέχνην ἐκ τῶν Κωνσταντινουπολιτῶν) . Анфология письма Германа, митр. Нов. Патр. Ок. 1670–1680 гг. (Ivir. 951. Fol. 6) Анфология письма Германа, митр. Нов. Патр. Ок. 1670–1680 гг. (Ivir. 951. Fol. 6) Основная часть муз. наследия Г., в т. ч. его автографы (Стихирарь Patm. 930. Fol. 313-593v, 1665 г. ; ркп. Ivir. 1051, 1673 г. ; Ivir. 951) , хранится в различных рукописных собраниях афонских обителей: Вел. Лавры, Иверской, Дохиар, Хиландара, св. Павла и др., а также мон-рей св. Иоанна Богослова на Патмосе, Прусу, св. Лаврентия (Пилиу) . Г. является одним из самых плодовитых греч. мелургов поствизант. периода, и, судя по частоте копирования в рукописях кон. XVII-XIX в., его распевы пользовались большой популярностью (ниже перечислены наиболее часто встречающиеся песнопения Г. ; в ссылках приводятся гл. обр. наиболее ранние рукописи) до сер. XVIII в. (, а также рукописи, содержащие транскрипции песнопений Г. в нотации нового метода) . Г. составил собственную версию калофонического ... текст полностью ...

 001   002

Постоянная ссылка на эту страницу: Вел. Лавры
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"