Вел. Лавры



 001   002

Божия Матерь – Игумения Св. Горы. Икона. ХХ в. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... на А. стало общежительство. Начало его распространению было положено прп. Афанасием Афонским. Получив в 961 62 г. средства от военачальника и буд. имп. Никифора II Фоки, он начал строительство на А. большого общежительного мон-ря, названного впосл. Вел. Лаврой. Традиц. датой ее основания считается 963 год, когда был освящен соборный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря. Уже при жизни своего основателя мон-рь стал одним из крупнейших на А. (число иноков достигло 80 чел.) . Для Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский разработал устав ( типикон, 973-975 ) , а также т. н. Завещание - Диатипосис прп. Афанасия (после 993) ( Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 102-140 ) ; мн. положения этих документов вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей. Запрет доступа женщин действовал на А., вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то что он не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в Типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в мон-ре даже самок животных (гл. 31) . В Житии прп. Петра ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... созданный цикл Апокалипсиса почти сразу получил статус канона и многократно повторялся. Стиль живописи иконописцев Афона определили консервативные тенденции. Однако в него вошли элементы и приемы критского письма, освоенные афонитами в предыдущем столетии. Иконы Феофана Критского, как и особо почитаемые визант. образы, находящиеся в мон-рях Афона, стали объектом многократного копирования, их списки предназначались для местных храмов и в качестве подношений христ. правителям. Во множестве исполнялись иконы для паломников, приходящих на Афон, в первую очередь с изображением устроителя Вел. Лавры прп. Афанасия Афонского, а также списки чудотворных икон Божией Матери: «Ватопедской Закланной», «Троеручицы» из Хиландарского, «Портаитиссы» из Иверского мон-рей и др. Одним из ведущих художников мастерской Иверского мон-ря был Ямвлих, сын Романов, известный с 1648 г., когда ему было поручено исполнение точного списка «Портаитиссы» (Иверской иконы Божией Матери) по заказу московского царского дома. В том же году список был доставлен в Москву (находится в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ) . Ок. 1655 г. был изготовлен 2-й список «Портаитиссы» для Патриарха ... далее ...
Агиология, Тема 4. Преподобные - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... с членами которой общался один раз в неделю. Вот как описывает духовную жизнь Григория в это время его житие. «Случалось так, что иногда он весь как бы погружался в глубокое безмолвие и тишину: тогда слезы рекою текли из молитвенных его очей. Когда же открывал он уста свои для беседы, слышавшие дивные его речи трогались сердечно, увлекались и плакали. В часы же, следовавшие за его затвором, а особенно после Литургии, лицо его было славно – на нем играл дивный свет Божественный» 564. Из-за албанских вторжений свт. Григорий снова вернулся на Афон. Он поселился в скиту св. Саввы близ Великой Лавры и вел отшельническую жизнь, появляясь в Лавре один раз в неделю для участия в Таинствах. В этот период у свт. Григория было несколько видений, о который повествует Афонский патерик (14 ноября) . Так, в третий год своего пребывания в безмолвии ему представилось, что он держит в руках наполненный до краев сосуд чистого молока. Затем молоко, переливаясь через край, приняло вид ароматного вина, которое омочило руки Григория и его одежду. Подвижник увидел светлого юношу, который сказал ему: «Почему бы тебе не передать и другим этого чудного пития, так утрачиваемого тобою без всякого ... далее ...
Око церковное - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XII‑XIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия. 1. Синаксарь-Типикон Георгия Мтацминдели Афонского Иверского монастыря (рукоп. Тбилиси 193, 222, 839; СПб РНБ груз. 171, 572; см. Кекелидзе: 473) : первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе. 2. Типикон игумена Евфимия, переписанный из соседней Вел. Лавры ( Кекелидзе: 486 ) : Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т. д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание. Примечание.) В своем Очертании (см. выше стр. 48) Афанасий Афонский (Х в.) говорит, что хотя до сих пор Афонские отшельники соблюдали разные литургические порядки, он сам предпочитает для своей новой (Великой) Лавры студийский порядок, как более подходящий для общежития ( МАН: 222; СКА: 397, зам. 5 ) . Но вскоре на Афоне будет иметь большое влияние новый Иерусалимско-савваитский Типикон, как устав, наиболее подходящий для пустынников, требующий всенощные ... далее ...
АФОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... , Пантократор (ок. 1363) , прп. Дионисия (ок. 1370) . В 1541 42 г. скит Ставроникита (с XI в.) был преобразован в мон-рь. Кипарис, по преданию посаженный прп. Афанасием Афонским Несмотря на то что прп. Афанасий немало сделал для Св. Горы в целом (по его просьбе император увеличил ежегодные выдачи монахам, отстроил заново базилику Протата в Карее) , появление на А. крупного киновийного мон-ря во главе с игуменом, обладавшим значительной властью над десятками монахов и широкими связями в столице, привело к напряжению отношений между лавриотами и остальными насельниками А. После основания Вел. Лавры в ее собственность постепенно перешло много земель, и жившие на них анахореты были вынуждены либо покидать свои келлии, либо подчиниться Вел. Лавре. Афонские монахи опасались, что по примеру прп. Афанасия др. игумены также начнут искать богатых ктиторов, строить здания и скупать земли, из-за чего не останется места для отдельно живущих монахов. После гибели Никифора Фоки (969) афонские монахи, недовольные возвышением Вел. Лавры, слава к-рой оставляла в тени др. мон-ри, направили новому имп. Иоанну I Цимисхию жалобу на прп. Афанасия, обвиняя его в нарушении исконного строя ... далее ...
АФАНАСИЙ АФОНСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... события, в т. ч. свою трагическую кончину.) Икона «Свт. Николай Чудотворец, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский». Сер. XVI в. (ЦМиАР) Икона «Свт. Николай Чудотворец, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский». Сер. XVI в. (ЦМиАР) В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение неск. часов. Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест А. (весом ок. 3 кг) , к-рый он не снимал даже когда спал. Сохранилось 2 пространных греч. жития А. Одно написано мон. Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187) , другое - неизвестным монахом из Вел. лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188) . Вскоре после смерти А. его память была включена в греч. богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 2. Р. 345) . В рус. календарях ... далее ...
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... составлять нек-рые славники, поющиеся кратким стихирарическим напевом. Нововведением является пение во время каждения священником храма стиха «Вниду в дом Твой», обычно «кратко-пространным» напевом (ἀργοσύντομο соответствует силлабо-мелизматическому, или невматическому, певч. стилю) . Распевы этого песнопения принадлежат совр. дидаскалам и существуют во всех гласах. Наиболее часто употребляются распевы 1-го и 4-го плагальных гласов. Традиц. считаются аниксандарии пападического мелоса, сочиненные прп. Иоанном Кукузелем и др. дидаскалами; в наст. время на панигир (престольный праздник) Вел. Лавры на Афоне исполняются обычно только первые 4 стиха этих аниксандариев, а проч. стихи поются в сокращении хартофилакса Хурмузия ( 1770-1840 ) . В др. мон-рях обычно поются первые 6 и последний стихи с «Аллилуия» в сокращении Хурмузия, а остальные - «кратко-пространным» напевом, сочиненным Феодором Папапарасху Фокейским (1851) . На кратких всенощных исполняются аниксандарии Феодора Фокейского или Георгия Редестского, также «кратко-пространного» напева. «Блажен муж» поется «кратко-пространным» напевом 4-го плагального гласа лампадария Петра Пелопоннесского (1787) или в ... далее ...
ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... gr. 411, содержащий первые 48 ответов, и афонский список Vatoped. 2 с утраченным началом. Далее по хронологии следуют рукописи Sinait. gr. 410, Bodleian. Cromwell 18, Paris. Coislin. 124 и 281 (XII в.) ; Paris. gr. 873, Kutlumus. 3 (XIII в.) ; Vatoped. 355 (XIV в.) . 2 афонские рукописи XIV в., Ivir. 1307 и Pantel. 192, сохранили наиболее полное собрание вопросоответов и имеют важное значение для реконструкции первоначального текста. Значительно более поздние рукописи XVIII в. ( Dionys. 717, Xenoph. 9 и Athen. 541 ) особо ценны тем, что являются списками с утраченной древней рукописи из Вел. лавры, на к-рой основывался прп. Никодим Святогорец при подготовке 1-го издания книги (во вступлении он называет ее «единственной полной и весьма древней» - Руководство. М., 1995. С. XXVII-XXVIII) . Рукописи на араб. языке датируются XVII и XVIII вв. (Graf G. Geschichte. Bd. 1. P. 406) . Ряд вопросоответов остаются до сих пор не изданными ( Neyt. 1997. P. 154, 155 ) . Греч. рукопись из собрания Московской Синодальной б-ки, привезенная Арсением (Сухановым) из мон-ря Ксиропотам - Син. греч. 196 [248 Савва], 183 лл. (ныне датируется XIII в. - см. Фонкич Б. Л. , Поляков Ф. Б. Греч. ... далее ...
ГЕРАСИМ ЛАВРИОТ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции ГЕРАСИМ ЛАВРИОТ Том XI, С. 170-171 опубликовано: 4 февраля 2011г. ГЕРАСИМ ЛАВРИОТ [греч. Γεράσιμος Λαυριώτης] ( сер. - 2-я пол. XVIII в. ) , иеродиак., греч. мелург. Прозвище указывает, вероятно, на то, что он был насельником афонской Вел. Лавры. Это косвенно подтверждается тем фактом, что все песнопения Г. Л. известны по рукописям, хранящимся на Св. Горе. Автограф Г. Л. сохранился в Анастасиматарии Германа, митр. Нов. Патр ( Cutl. 416, 2-я пол. XVIII в. ) , хотя здесь не указан сан писца и отсутствуют образцы его мелоса. Одним из писцов др. подобного сборника ( Dionys. 575, 1764 г. ) был Герасим, доместик Лавры. С именем Г. Л. известен мелос: воскресного причастна на 1-й (иногда с названием νάος, возможно указывающим на ладовые особенности) и 2-й гласы (Pantel. 1012, 1768 г. ; Paul. 37, 2-я пол. XVIII в. ; Xeropot. 313, 1794 г. ; Doch. 359, кон. XVIII в.) , стихов 136-го псалма «На реках Вавилонских, аллилуия» на 3-й глас (Xen. 150, XVIII в., по предположению Г. Статиса - ркп. Серафима, проигум. Вел. Лавры, ок. 1770 г.) , матимы ... далее ...
ГЕРМАН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... письма Германа, митр. Нов. Патр. Ок. 1670–1680 гг. (Ivir. 951. Fol. 6) Основная часть муз. наследия Г., в т. ч. его автографы (Стихирарь Patm. 930. Fol. 313-593v, 1665 г. ; ркп. Ivir. 1051, 1673 г. ; Ivir. 951) , хранится в различных рукописных собраниях афонских обителей: Вел. Лавры, Иверской, Дохиар, Хиландара, св. Павла и др., а также мон-рей св. Иоанна Богослова на Патмосе, Прусу, св. Лаврентия (Пилиу) . Г. является одним из самых плодовитых греч. мелургов поствизант. периода, и, судя по частоте копирования в рукописях кон. XVII-XIX в., его распевы пользовались большой популярностью (ниже перечислены наиболее часто встречающиеся песнопения Г. ; в ссылках приводятся гл. обр. наиболее ранние рукописи) до сер. XVIII в. (, а также рукописи, содержащие транскрипции песнопений Г. в нотации нового метода) . Г. составил собственную версию калофонического Стихираря, получившую широкое распространение в рукописной традиции. Этот сборник известен как в полном виде, содержащем стихиры минейного и триодного круга (напр. : Lesb. Leim. 236, нач. XVIII в. ; Xeropot. 296, 300, 301; Pantel. 907; Lesb. Leim. 351; Lesb. Hypsel. 39; 43; Pantel. 932, все - 1-й пол. XVIII в.) , так и ... далее ...

 001   002

Постоянная ссылка на эту страницу: Вел. Лавры
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"