порт Бизерта на Средиземном м., в авг. 1916 г.- в Россию, вероятно для формирования серб. добровольческих отрядов. Позже был священником при 2-й Добровольческой дивизии сербов, хорватов и словенцев, воевавшей на территории России. После Февральской революции 1917 г. вместе с оставшимися в живых солдатами дивизии покинул Россию и морским путем через Белое м., Сев. Ледовитый и Атлантический океаны прибыл в Великобританию, 2 месяца провел в военном лагере в г. Уинчестер, в кон. окт. 1917 г. приехал в Лондон. В Лондоне вместе с иером. Николаем (Велимировичем ; впосл. епископ Жичский) И. вошел в Совет по образованию, к-рый занимался вопросами, связанными с обучением и условиями жизни серб. студентов в Великобритании. 20 нояб. 1917 г. был освобожден от воинской обязанности и направлен в распоряжение Мин-ва образования. После окончания войны вернулся на должность преподавателя Белградской семинарии и вскоре был назначен ректором семинарии в Призрене. В 1919 г. участвовал в разработке Устава СПЦ. 19 дек. 1920 г. И. был избран епископом Битольским; находилась кафедра в г. Битола (Македония). По инициативе И. и еп. Жичского Николая (Велимировича) 20 окт. 1921 г. в Битоле была открыта семинария им. св. ап. Иоанна Богослова, преподавателями которой были видные богословы иером. Иоанн (Максимович ; впосл. архиепископ Шанхайский), прп. Иустин (Попович) , иером. Киприан (Керн ; впосл. архимандрит) и др. И. жертвовал семинарии деньги, книги, иконы, основал фонд (впосл. получивший его имя) для выплат стипендий лучшим ученикам. В 1924 г. в семинарии было ок. 200 учеников, к 1927 г. она стала крупнейшей духовной школой в СПЦ (ок. 400 учащихся и 50 преподавателей). Помимо сербов здесь обучались албанцы, чехи, словаки, карпатороссы, румыны и др. В 1930-1931 гг. И. посетил Прикарпатскую Русь с миссией, члены к-рой вели работу по возвращению униатов в Православие и готовили учреждение Мукачевско-Пряшевской епархии СПЦ (см. ст. Мукачевская и Ужгородская епархия УПЦ ). 1 янв. 1932 г. И. был избран митрополитом Скопским, взошел на кафедру 17 янв.

http://pravenc.ru/text/578557.html

Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60-е гг. ХХ в. [серб., Jycmuh] (Новый, Челийский) (Попович Благое; 25.03.1894, г. Вране - 7.04.1979, мон-рь Челие близ г. Валево), прп. (пам. 1 июня), архим., серб. богослов и проповедник. Дед И. был священником в 7-м или, по др. сведениям, в 13-м поколении. В детстве Благое с родителями, Спиридоном и Анастасией, часто посещал прп. Прохора Пшинского мон-рь , где стал свидетелем исцеления матери от тяжелой болезни. После окончания начальной школы во Вране учился в 9-классной семинарии св. Саввы Сербского (1905-1914), где сблизился с иером. св. Николаем (Велимировичем ; впосл. епископ Жичский). В 1914 г. хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей митр. Белградский Димитрий (Павлович ; впосл. Патриарх Сербский) не дал ему благословения. В тот же год И. поступил на Богословский фак-т Белградского ун-та, но в начале первой мировой войны был призван в армию и служил в медицинской роте в госпиталях на юге Сербии. Вместе с серб. армией отступал из Ниша через Косово и Метохию в Албанию. Пережив военные лишения и переболев тифом, И. еще больше укрепился в стремлении стать монахом. 31 дек. 1915 г. в правосл. храме г. Шкодер (Скадар) он был пострижен в монашество архим. Вениамином (Таушановичем ; впосл. епископ Браничевский). В янв. 1916 г. по благословению митр. Белградского Димитрия И. был направлен на учебу в СПбДА. Из-за революционных волнений в России в июне 1916 г. он переехал в Великобританию, где продолжил изучение богословия в Оксфорде. Написал дис. «Философия и религия Ф. М. Достоевского», но отказался выполнить рекомендации оксфордских профессоров и изменить в ней критические оценки развития идей гуманизма и антропоцентризма в католицизме и протестантизме, поэтому в 1919 г. не получил научной степени. После возвращения на родину был назначен преподавателем семинарии в г. Сремски-Карловци. В мае 1920 г. рукоположен во диакона. С окт. 1921 г. преподавал НЗ, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы Сербского. С 1921 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та и в марте 1927 г. защитил докт. дис. «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому» (Τ πρβλημα τς προσωπικτητος κα τς γνσεως κατ τν Αγιον Μακριον τν Αγπτιον. Αθναι, 1926). 7 янв. 1922 г. рукоположен во иерея. В 1925-1927 гг. редактор ж. живот» (Христианская жизнь). В этот период близко познакомился с главой РПЦЗ митр. Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) , архиеп. Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) и др. русскими священнослужителями-эмигрантами.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Велимирович; 3.06.1912, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 28.03.1989, г. Шабац, там же), еп. Шабацко-Валевский Сербской Православной Церкви. После гибели в 1914 г., во время первой мировой войны, отца И., Душана, его воспитанием занимались мать Пеладия (позже приняла монашество) и дядя свт. Николай (Велимирович) . После школы в 1927 г. поступил в богословскую семинарию в Битоле (Македония), к-рую окончил в 1932 г. В 1936 г. окончил Белградский Богословский факультет и был назначен преподавателем семинарии в Битоле, в к-рой работал до 1941 г. В 1939 г. сдал профессорский экзамен. Во время второй мировой войны, в июле 1941 г., вместе с еп. Николаем находился под нем. арестом в мон-ре Любостиня, а с дек. 1942 г. вместе с патриархом Гавриилом V (Дожичем) и протосинкеллом Василием (Костичем ; впосл. епископ Жичский) - в мон-ре Войловица. В сент. 1944 г., когда Патриарх Гавриил и еп. Николай были переведены в концлагерь Дахау, И. был отпущен на свободу, вернулся в Белград и стал преподавать в Белградской семинарии св. Саввы. В 1951 г. стал ректором семинарии св. Саввы. В 1952 г. принял монашество в мон-ре Раковица, в том же году, 26 февр., рукоположен во диакона, а на Вербное воскресенье - во иерея и возведен в сан архимандрита. 13 июля 1960 г. избран епископом Шабацко-Валевским; 7 авг. в соборной церкви в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Регулярно посещал приходы епархии, освятил много новых и обновленных церквей. Приостановил в епархии строительные работы на 1985 и 1986 гг., а выделенные на них средства и 2-летние доходы с продажи в храмах епархии свечей и издательской продукции направил на продолжение строительства храма-памятника во имя свт. Саввы, архиеп. Сербского, на Врачаре в Белграде. В 1978 г. был администратором вдовствующей Зворникско-Тузланской епархии. И. был инициатором подготовки канонизации свт. Николая (Велимировича). В 80-х гг. ХХ в. собрал и упорядочил записи, сделанные святителем во время заключения в концлагере Дахау, после чего они были изданы под названием «Слова к сербскому народу сквозь тюремное окно» ( Hukoлaj еп. Говори српском народу кроз тамнички прозор. Химелстир, 1985) и далее неоднократно переиздавались под разными названиями. Возобновил издание епархиального ж. «Глас Церкви» (Глас Цркве: Часопис за културу и црквени живот. Шабац, 1985-. Бр. 1-), в к-ром впервые были опубликованы мн. сочинения свт. Николая. Вместе с еп. Банатским Амфилохием (Радовичем ; впосл. митрополит Черногорско-Приморский) организовал 18 марта 1987 г. в Шабацко-Валевской епархии торжества в память 31-й годовщины со дня смерти свт. Николая, к-рые стали его неофиц. канонизацией.

http://pravenc.ru/text/469462.html

чел., в т. ч. православных - 638 тыс. (67,9%), мусульман - 283 тыс. (30%). В межвоенный период территория совр. М. была одной из наименее развитых частей королевства, в ней преобладало аграрное хозяйство и действовало всего 50 промышленных предприятий. Экономические причины вынудили мн. крестьян переселиться в города или уехать за границу. После принятия в мае 1919 г. на II Совещании правосл. епископов КСХС решения об объединении всех православных епархий, оказавшихся на территории этого гос-ва, правительство КСХС и К-польская Патриархия 18 марта 1920 г. заключили договор о передаче этих епархий из юрисдикции К-поля в подчинение СПЦ. 19 марта 1920 г. Синод К-польского Патриархата одобрил передачу СПЦ нескольких епархий, в т. ч. Скопской, Велесско-Дебарской, Пелагонийской, Преспанско-Охридской, Полеанско-Дойранской и Струмицкой, что подтвердил томос К-польского патриарха Мелетия IV от 19 февр. 1922 г. В Вардарской М. были сформированы 4 епархии: Скопскую возглавляли Варнава (Росич; 1920-1930) и Иосиф (Цвийович ; 1930-1957); Охридскую - еп. Николай (Велимирович ; 1920-1931; впосл. епископ Жичский); Битольскую - еп. Иосиф (Цвийович; 1920-1930); Злетовско-Струмицкую - еп. Серафим (Йованович; 1920-1928), Вениамин (Таушанович ; 1928-1934), Симеон (Попович; 1934-1939) и Викентий (Проданов ; 1939-1941; впосл. патриарх Сербский). В 1931 г. Охридская и Битольская епархии были объединены в Охридско-Битольскую; ее возглавляли епископы Николай (Велимирович; 1931-1936), Платон (Йованович; 1938-1939) и Викентий (Проданов; временно управлял в 1939-1941). Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Существенное влияние на возрождение Православия в Вардарской М. в межвоенное время оказали священнослужители и миряне из России, поселившиеся здесь после революции 1917 г. Большие рус. колонии возникли в Скопье и Битоле. СПЦ предоставляла рус. священникам храмы для служения. В македон. монастырях проживало более 100 рус. монашествующих, в т. ч. 35 монахов из Валаамского мон-ря, которые в 1926 г. поселились в мон-ре Лешок под Тетово, а через 2 года разошлись группами по 2-3 человека по др. обителям. Центром рус. жен. монашества в М. стал монастырь в честь Пресв. Богородицы в г. Кичево, где с 1937 по 1945 г. проживали ок. 30 рус. монахинь. При Скопском еп. Варнаве настоятели всех епархиальных мон-рей были русскими.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Николай Сербский, Жичский, свт. - житие Святитель Николай Сербский (Велимирович) – один из Святых Отцов, бывший практически нашим современником. Это человек, который в безбожный и жестокий XX век стал подобен древним пророкам, его глагол жег сердца людей и за это его называли Новым Златоустом. Его призыв к христианам быть в жизни не сторонними наблюдателями, а духовными воинами-победителями, обращен непосредственно к нашим сердцам: «Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу. Победа тому дается, чье око неустанно на нее устремлено. Помышляющий о поражении теряет победу из вида и больше не обретает ее. Малая звезда, далекая от взгляда пристального, растет и приближается! Жизнь есть победа, дети мои, и воины жизни – воины победы. Бдительно несите стражу свою, чтобы никакой враг не проник через стену в град ваш. Одного только пропустите – город сдадите. Одна лишь змея заползла в Рай, и Рай адом сделался. Одна капля яда в крови, и врачи предрекают смерть! Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!»1 Кто же он, человек, написавший эти вдохновенные строки? Святитель, философ и поэт, духовный воитель и исповедник… Всенародно любимый пастырь, ставший изгнанником и умерший на чужбине, но вернувшийся в свою Святую Сербию своими святыми мощами… Небесный заступник и вероучитель, с любовью почитаемый не только на его родной земле, но и по всему Православному миру, особенно в России. Николай Велимирович родился в 1881 году в многодетной крестьянской семье Драгомира и Катерины Велимирович в небольшом сербском селе Лелич. Его мать впоследствии приняла монашеский постриг. После окончания гимназии молодой Николай Велимирович поступает в белградскую Богословию (семинарию), где сразу же показывает себя способным учеником. По окончании семинарии он приступает к работе сельского учителя. В дальнейшем, благодаря выдающимся способностям и первым блестящим публикациям, он получает стипендию для учебы в Швейцарии и Германии, а затем в Англии. Кроме прочего, он успешно овладевает несколькими иностранными языками. По возвращении в Белград будущего Владыку постигает тяжкая болезнь, ставшая для него важнейшей жизненной вехой: на одре болезни он дает обещание Богу посвятить свою жизнь Ему, Святой Православной Церкви и ближним. За этим решением вскоре последовало чудесное исцеление Николая от тяжкой болезни. В монастыре Раковица, неподалеку от Белграда, он принимает монашеский постриг с именем Николай, а затем и рукоположение.

http://pravicon.com/info-3055

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский Содержание Предисловие Жизнеописание святителя Николая Сербского Мысли о добре и зле Приложение Предисловие Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием " Мысли о добре и зле " . Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути. Когда же глаза наши закроются навсегда и из мира земного мы перенесемся в мир небесный, многие тайны откроются нам, но тогда уже будет поздно. Потому владыка Николай, будучи тонким, подобно святому Савве Сербскому, знатоком человеческой души и евангельской истины, постарался собрать в одной книге и предложить нам для нашего спасения эти ориентиры на пути к Богу. Все, что написано владыкой Николаем, написано по вдохновению Духа Святаго, каждая мысль представляет собой духовное сокровище. Мысли эти должно запоминать, " слагать в сердце своем " и следовать им каждый день - только так они смогут послужить нашему спасению.  Жизнеописание святителя Николая Сербского Владыка Николай (Велимирович) - это имя значится на литературных творениях святого Николая Сербского, епископа Охридского и Жичского, богослова, философа, организатора народного так называемого " богомольческого " движения, почетного доктора нескольких мировых университетов, близкого нам, русским, уже тем, что он положил начало прославлению царя-мученика Николая II и его семьи. Доселе неизвестный русскому читателю, Владыка Николай - самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Стоит вспомнить, что русская литература с самых первых шагов своих связана с литературой сербской: оттуда черпала она свои первые литературные приемы, каноны, метафоры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1939...

Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в. Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в. Пребывание в Охриде считается переломным моментом в жизни святителя, когда он отказался от положений западничества как от чуждых и поверхностных и провозгласил правосл. вероучение единственным истинным. Каждый год не менее месяца Н. проводил на Афоне, где общался с подвижниками, из к-рых особенно выделял Силуана (Антонова) , и вел записи, к-рые впосл. использовал в своих произведениях. Хотя Н. уже публиковал мн. статьи и неск. сочинений, именно в охридский период началась его плодотворная лит. деятельность. Здесь им были созданы «Молитвы на озере», «Охридский пролог» и др. В 1931 г., после преобразования Охридской епархии в Охридско-Битольскую, Н. переехал в г. Битола. В Битоле он построил колокольню при ц. вмч. Димитрия Солунского, открыл приют и столовую для бедных детей и взрослых всех вероисповеданий и национальностей, восстановил кладбище нем. солдат, погибших в годы первой мировой войны. По поручению Собора Н. осуществлял духовное окормление членов Богомольческого движения покрет). В этом движении в основном состояли воцерковленные молодые люди из крестьянского сословия, к-рые проводили собрания для чтения и комментирования Свящ. Писания, посещали мон-ри, занимались миссионерством. По благословению Н. члены движения возродили мн. пустовавшие обители, прежде всего в Овчарско-Кабларском ущелье (см. Овчарско-Кабларские монастыри ). В Хиландаре появилось ок. 20 монахов и послушников из числа членов движения. В 1933 г. по поручению Архиерейского Собора Н. ввел в Хиландаре общежительный устав. В составе церковных и гос. делегаций Н. неоднократно посещал Стамбул, Афины, Софию, города США и Великобритании. Участвовал в межцерковном диалоге, в работе различных конференций, съездов молодежных христ. об-в и проч. В 1936 г. Н. вновь был назначен на Жичскую кафедру. В Жиче возвел ц. во имя свт. Саввы Сербского, ц. во имя прор. Иоанна Предтечи над входными вратами и небольшую церковь на кладбище, построил жилой корпус, типографию и другие объекты, в мон-ре был вырыт пруд. Н. передал более 5 тыс. личных книг в монастырскую б-ку (сгорела при бомбардировке во время второй мировой войны). Ввел в Жиче афонский устав, братию стал духовно окормлять монах с Афона. Н. возродил монашескую жизнь в обителях Стьеник , Велуче, Стрмац, Клисура и др. На собственные средства открыл благотворительную столовую и детский сад для бедных семей в г. Чачак и дом престарелых в г. Кралево.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

Мысли о Добре и Зле «Облеки свою жизнь в песню. Прошу тебя, облеки жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить гармонию жизни и свою связь с гармонией. Ты можешь анализировать свою песню, но не забывай петь. Критики поэзии рождаются и умирают, а песни продолжают жить. Критика мертвит, песня живит. Только поэзия может воскресить прозу. Поэзия произросла от древа жизни, проза — из древа познания. Все мы знаем: у лжи короткий век, истина вечна. Почему еще поэзия живет дольше прозы: не потому ли, что она ближе к истине, ближе к жизни? Если же облечешь свою жизнь в песню, и ты станешь ближе к истине, ближе к жизни.» «Мысли о добре и зле» — одно из самых известных творений Николая Сербского. «Мысли о добре и зле» — это не богословский трактат, а скорее череда стихотворений в прозе, запись импровизационных созерцаний, молитвенных размышлений Николая Сербского. Лаврентий, епископ Шабацко-Валевский предпосылает такие слова «Мыслям о добре и зле» Николая Сербского: «Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием «Мысли о добре и зле».Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути.» Святитель НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ МЫСЛИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предисловие Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием «Мысли о добре и зле». Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

На фоне безнравственной Европы Н. подчеркивал трагическую роль своего родного серб. народа. Страдания сербов на протяжении веков от османского владычества и от атеистических властей являются центральной темой многих его произведений. Часто он размышлял об исторической судьбе и о предназначении серб. народа, о роли косовской трагедии, героизме, милосердии и преданности воли Божией сербов и вождя 1-го сербского восстания Карагеоргия в борьбе за освобождение от османского владычества, напр.: «Беседы и статьи о Косово и Видовдане» (1988, собр. статей за разные годы), «Религия Негоша» (Peлuruja Београд, 1911), «Жизнь св. Саввы» (The Life of St. Sava. Libertyville, 1951), «Книга о св. Иоанне Владимире» (Читанка о св. Jobahy Владимиру. Београд, 1925), «Война и Библия» (Рат и Бuблuja. Kparyjebaц, 1931), «Сербия во свете и тьме» (Serbia in Light and Darkness. L., 1916), «Душа Сербии» (The Soul of Serbia. L., 1916) и др. Особую, богоизбранную роль Сербии Н. описывает в кн. «Царев завет» (Царев завет. 1933), посвященной Косовской битве и т. н. Косовскому завету кн. Лазаря . В ней он излагает легенду о явлении перед Косовской битвой кн. Лазарю ангела, к-рый предложил ему либо победу и царство земное, либо поражение и Царство Небесное. Князь выбрал второе, поэтому его держава проиграла земной бой, но продолжает существовать в Царстве Небесном. В соч. «Диван» Н. подробно описывает Богомольческое движение, рассказывает о судьбе его членов, сохранивших веру при самых тяжелых обстоятельствах. Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 50-е гг. XX в. Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 50-е гг. XX в. В кн. «Жатвы Господни» Н. пытается богословски обосновать страдания серб. народа в годы Балканских и 2 мировых войн: «Судьба всех праведных народов вообще похожа на судьбу Христа, но ни у одного народа она не столь трагична, как у сербов» (Жетве Münch., 1952). Важнейшей чертой характера серб. народа он называет способность смиренно переносить страдания с мыслью о Христе. В произведении «Слова сербскому народу: Сквозь тюремное окно» (Говори српском народу: Кроз тамнички прозор.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010