Содержание I. Паримия в Великую субботу (Гл. III, 8–15) II. Паримия в субботу Ваий на вечерне (Софон. III, 14–19)     Софония, по его словам (I, 1), проходил пророческое служение во дни Иосии, благочестивого царя Иудейского, царствовавшего 31 год, с 642 по 611 год до Р. Христова. Пророческие речи Софонии относятся к первой половине царствования Иосии, когда Иудея еще не была очищена от идолопоклонства (I, 4–5; 2Nap. XXXIV, 3, 8, 33 ), и Ниневия, которой пророк угрожает разрушением, произошедшим на 18 году Иосии, еще не была разрушена (III, 13). – В книге Софонии, состоящей из трех глав, содержатся, кроме обличений современного нечестия и пороков, предсказания о разрушении Иудейского царства (I) и угрозы соседним, враждебным Иудее, языческим народам и Ассириянам. Мессия, по пророчеству Софонии, принесет спасение Израильтянами и язычникам (III). Из книги Софонии извлечены две паримии: одна читается в Великую субботу, другая в неделю Ваий. I. Паримия в Великую субботу (Соф. III:8–15) В сей паримии предрекается суд над народами, затем возрождение Израиля и распространение повсюду истинного Богопочтения. Соф.3:8 Тако глаголет Господь: потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой, весь гнев ярости Моея, зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля. В предшествующих стихах Господь обличает сынов Израиля в неверности Ему и в крайнем развращении и примером наказанных Им Египтян и Хананеев предостерегает их от постигшей сии народы участи. К сожалению, эти примеры не вразумляли обличаемых. Правда, думали они, Господь покарал Египтян и Хананеев, зато прочие народы, не менее их нечестивые, благоденствуют. Надлежало отнять у виновных повод оправдывать свое нечестие примерами безнаказанности нечестивых языческих народов. И вот Господь уверяет Израиля, что не оставит эти народы без наказания. Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, говорит Господь Израилю, т.е. не соблазняйся тем, что Я не спешу наказывать нечестивые языческие народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

21. Страстная седмица. Великая Суббота. Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии. Полунощницу «поем в келлиях, и глаголем кафизму 9-ю» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера», 2-е «зри»). По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». По 2-м Трисвятом – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый...» (см на утрене Великой Субботы). «Господи, помилуй» (12), и отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится). Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около 1-го часа ночи (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы .) Ектения великая. Примечание. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне. На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси...», «И ныне» – ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам...». Примечание. «Посем настоятель свещы раздает братии: и начинаем пети непорочны со сладкопением. Такожде по стиху. И похвалы возглашает певец, во глас 5-й... Тогда настоятель кадит церковь всю, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу окрест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы .

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

Закрыть itemscope itemtype="" > ГЕОРЕЛИГИЯ, или План Ватикана по демонтажу Православия 15.08.2015 1629 Время на чтение 6 минут ...Великие потрясения всегда начинаются с событий, которым абсолютное большинство просто не придает значения... Сегодня мы имеем возможность наблюдать в реальном времени, как один из георелигиозных гроссмейстеров, Ватикан, начинает демонтаж Православия на Святой Земле. При всей серьезности положения нельзя не оценить красоту задуманной им комбинации. Итак, обо всем по порядку. Благодатный огонь - это чудо. Это не истории о древних чудесах, которым можно верить или не верить. Это реальное, видимое, осязаемое чудо в сердце самого что ни на есть современного мира, насквозь пропитанного наукоемким скептицизмом. Наряду с нетленными мощами святых старцев, Благодатный огонь даёт православию ореол истинности и помогает сердцам православных людей оставаться неприступными для всякой ереси и сомнений. Благодатный огонь сходит в Великую Субботу накануне Пасхи и ТОЛЬКО в присутствии православного Патриарха. Известно, чем закончилась попытка не допустить православного Патриарха в Храм Воскресения Христова в Великую Субботу 1579 года. Когда он вынужден был молиться не в самом храме, а снаружи, перед входом в Храм. В тот день Благодатный огонь так и не появился. Не появился в Храме. Но Он появился снаружи. Прямо перед молящимся Патриархом треснула одна из внешних колонн и из нее брызнул огонь. С тех пор никто не пытается играть с Божьим промыслом в кошки мышки. И с тех пор каждый год в Великую Субботу в Храме Гроба Господня у ложа спасителя в момент сошествия Благодатного огня находится православный Патриарх, от греха подальше. Несколько столетий крупнейшие георелигиозные игроки искали способы лишить православных этой высочайшей привилегии. Эта головоломка была не по зубам даже Ватикану, которого давно и сильно раздражает первенство Православия в сфере канонических чудес. Но сегодня Ватикан, похоже, знает, как ее решить. Или думает, что знает. Перед тем, как раскрыть вам всю папскую многоходовку, я хочу напомнить, что нынешний глава Ватикана Франциск I принадлежит к ордену иезуитов. А в уставе ордена иезуитов есть один прелюбопытнейший пункт. В нем говорится о праве каждого члена ордена на Тайную оговорку. Ее еще называют " мысленной оговоркой " . То есть иезуит имеет право говорить вслух и обещать одно, а думать и делать совсем другое.

http://ruskline.ru/opp/2015/avgust/14/ge...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), в т. ч. и в великие праздники ; поется как припев к стихам избранного псалма . В греч. Церквах В. не употребляются, сам же термин (греч. μεγαλυνρια) применяется по отношению к припевам на 9-й песни канона утрени в праздничные дни и к особым припевам после молебного канона. Название «В.» происходит от слова «величаем», с к-рого начинается большинство этих песнопений; также по отношению к В. встречается термин «припевы». В. и припевы к 17-й кафизме В памятниках, предшествующих Иерусалимскому уставу, после XII-XIV вв. ставшему общеупотребительным в правосл. Церкви, В. нет. В студийских памятниках XI-XII вв., отражающих более раннюю стадию формирования той традиции, к к-рой принадлежит Иерусалимский устав, в качестве припева к распеваемым в богослужении псалмам используется «Аллилуия» . История возникновения В. связана с историей припевов к 17-й кафизме (Пс 118), употребляемых в Великую субботу . Древняя иерусалимская (не имеющая прямого отношения к Иерусалимскому уставу) система этих припевов зафиксирована в Иадгари (сохранившееся в груз. переводе гимнографическое приложение к иерусалимскому Лекционарию, отражающее практику VIII-IX вв.- см.: Метревели. Иадгари. С. 206). Припевы на 17-й кафизме в Великую субботу упомянуты также в афоно-студийском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели; их присутствие в этом памятнике обусловлено тесными историческими связями Грузинской и Иерусалимской Церквей в древности ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 289). Впосл. (не позднее XIII-XIV вв.) в памятниках Иерусалимского устава появилась новая система припевов к 17-й кафизме в Великую субботу, используемая до наст. времени. Очевидной текстуальной связи между этой и древней иерусалимской системами нет. Система припевов к 17-й кафизме в памятниках Иерусалимского устава имеет трехчастную структуру, каждая часть соответствует одной части (статии) кафизмы. 1-я и 2-я статии и припевы к ним поются на 5-й глас, 3-я - на 3-й глас.

http://pravenc.ru/text/150151.html

Мы продолжаем публикацию слов святителя Амфилохия Иконийского в русском переводе. Предлагаемое вниманию читателей «Слово на Великую Субботу» снова являет нам гомилетическое искусство и глубину богословской мысли святителя. В небольшой проповеди рельефно и емко представлено то, что в этот день созерцает Церковь , вступившая после окончания Страстной Седмицы в канун Светлого Христова Воскресения. Проповедник привлекает внимание слушателей к уже совершившимся спасительным страданиям. Он вспоминает чудесные знамения, сопровождавшие крестную смерть Спасителя, когда сама бездушная природа ужасалась страданию своего Творца. Выражая удивление перед непостижимой тайной Божественного домостроительства, Божественное величие Христа он противопоставляет глубине Его истощания: Тот, Кто распростер небеса, распят на древе; Тот, на Кого не смеют взирать Херувимы, оплеван в лицо. А с другой стороны, все слово, от начала до конца, проникнуто трепетным ожиданием Воскресения. Погребая Спасителя – мы уже ликуем, сорастворяя печаль радостью. Смерть бессильна над Владыкой жизни, она уже лишилась своей власти. Мнимое торжество христоубийц-иудеев скоро будет посрамлено. Страх, испытываемый ими по отношению к умершему Спасителю, и их тщетные усилия запечатать гроб только изобличают их безумие. В публикуемой проповеди отразились характерные черты христологии и сотериологии святителя. Один и Тот же Христос совершает Божественные чудеса и терпит оскорбление от иудеев. Это ясно указывает на единство Лица Спасителя и усвоение Им страданий, претерпеваемых по человечеству. Проведена мысль о добровольности этих страданий, о спасительном значении сошествия Христа во ад и Его Воскресения. Выраженное лаконичным и выразительным языком, стройное по композиции, живое по изложению, слово выдает прекрасную риторическую выучку автора, ученика знаменитого Ливания. К. Датема перечисляет 11 известных ему рукописей, где наряду с другими сочинениями содержится и «Слово на Великую Субботу» свт. Амфилохия. В древнейшей из них, Patmius 190 (IX в.), оно, к сожалению, сохранилось лишь фрагментарно. Остальные рукописи исследователь делит на две группы. Первая группа представлена двумя, по всей видимости константинопольского происхождения, рукописями: Thessalonicensis tcov BXaTaiwv 6 (IX в.) и Vaticanus Ottobonianus gr. 14 (X в.), которые имеют лишь незначительные разночтения с публикуемым текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Группа Вконтакте Facebook группа Великая суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косьма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Кассия Константинопольская. «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу) «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Пер. Т. А, Сенина (Перевод с комментарием приводится по публикации: Т. А. Сенина (монахиня Кассия), " Волною морскою… " . Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской/Пер. с древнегреч. и комм.//Τχνη γραμματικ (Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск, 2006) 473–481.) Песнь 1, глас 6 Скрывшего некогда волною морскою гонителя мучителя под землёй скрыли спасённых дети; но мы, подобно отроковицам, Господу да воспоём, ибо Он славно прославился. Безумный старец, ненасытный ад, разверзшись, принимаешь всех Жизнью Погллощая же , извергаешь души праведных, которые поглотил прежде; разрушает тебя Господь, ибо Он славно прославился. Иисусе, Боже мой, воспеваю Твои страдания, ибо Ты добровольно умер за жизнь всех и удостоил быть погребенным в плащанице и в смирне; гроб прославляю Твой, воспеваю и Твое воскресение. Песнь3. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, видя висящего на лобном месте, тварь содрогалась от многого ужаса, «нет святого, кроме Тебя, Господи», взывая.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Слово на литургии в Великую субботу Храм Ленинградской Духовной Академии 25 апреля 1981 г. Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. С такими словами обращается сегодня к нам Св. Церковь при пении особого тропаря, которым она заменяет в этот день обычное пение Херувимской песни. «Что это? – говорит в своей беседе на Великую Субботу св. Епифаний, епископ Кипрский. – Сегодня господствует на земле глубокое молчание и покой. Глубокое молчание потому, что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших, тех, которые во аде». Призыв к молчанию не означает того, будто Церковь хочет, чтобы повсюду водворилось полное безмолвие. Нет! Мы только что слышали радостные и громкие песенные восклицания: «Господа пойте и превозносите Его во веки!» А вчера, в конце утрени, наши сердца радостно бились при звуках торжественно провозглашаемых псаломских стихов: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя», «Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его»! Словами «Да молчит всякая плоть человеча!» Церковь призывает нас к молитвенной сосредоточенности, к глубокому благоговению пред Тем, Кто есть «Царь царствующих и Господь господствующих», Кто, и почивая на смертном ложе, не перестает изливать на человечество потоки неизреченной Божественной любви. И вчера и сегодня пред Св. Плащаницей мы испытывали и испытываем чувство глубокой и искренней ответной любви к нашему Искупителю. Но чувство это с течением времени как бы изменяет несколько свои оттенки, свою окраску, по мере того как меняются воспоминания и размышления, которые мудро и в известной последовательности предлагает нам Св. Церковь . При выносе Плащаницы и во время трогательного чина погребения мы остро переживали ту сердечную боль, которую вызывало у нас воспоминание о Божественном Страдальце, Который претерпел все духовные и физические муки, безропотно перенес ничем не заслуженные жестокости и надругательства, смирив Себя «даже до смерти, и смерти крестныя» ( Фил. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проповедь в Великую Субботу Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) в своей проповеди размышляет о богословском и литургическом смыслах Великой Субботы. Статья Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Святая Церковь отмечает один из самых величайших и таинственных дней в истории Церкви и всего человечества – день Великой Субботы, день пребывания Господа нашего Иисуса Христа во гробе и одновременно Его схождения во ад и восшествия в рай. По свидетельству свт. Иоанна Златоуста подобно тому как великая или страстная «седмица является главой других седмиц, так и Великая Суббота является ее главой. И как в теле глава, так в седмице суббота» . Но в чем же величие этого дня? С воистину великого дня, дня Божественного покоя начинается отсчет мировой истории, ибо именно в день седьмый, субботу, Господь Бог, сотворив мир, почил от всех дел Своих, почил не потому, что устал, а с тем, чтобы сотворенный Им в течение предшествующих шести дней мир проникся и одухотворился тишиной Божественного покоя. Для всемогущего и всесильного Бога не нужен отдых, Ему не требуется восстановление сил, но Божественный покой нужен прежде всего самому миру, который должен перейти от делания к созерцанию, от вещественной стихии к невещественной, от слова к безмолвию. С самого начала творения мира Бог показывает, что смысл сотворенного вовсе не в сотворенном, а в Самом Боге, не в акте творения как таковом, а в подлинной цели, к которой это творение призвано – единении и пребывании с Богом. Тишина и безмолвие Бога означает в частности и тишину твари, которая призвана вслушаться и пойти по пути послушания Божественной воле.

http://bogoslov.ru/article/2544667

Слово в Великую субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшняя суббота – особая суббота в церковном календаре. Вчера мы вспоминали смерть и погребение Спасителя, сегодня мы вспоминаем сошествие Его во ад. История субботнего дня уходит в глубокую древность. Суббота появилась в тот момент когда Бог после шести дней творения «почил от дел Своих» (Быт. 2:2). Суббота Божия – это седьмой день, время тысячелетий покоя, когда законы мироздания запущены в силу, и человек развивается реализуя свою свободу без принуждения. Бог уже не изменяет материальный космос всемогущим Словом, но только наблюдает и помогает человеку когда это необходимо, промышляя о мире. Для того, чтобы люди не забыли о Божием промысле, для них суббота была введена в рамки закона. Это правило записал Моисей в связи с чудом ниспослания манны небесной Израильскому народу (Исх. 16:5,22-30; Исх. 20:8-11; 31:12-17). В рядовые субботы, в день отдыха в конце семидневной недели (Быт. 2:2 и след.), израильтянам было запрещено работать (Исх. 20:10; 31:14), зажигать огонь (Исх. 35:3); необходимую для субботы пищу надо было готовить накануне в пятницу (Мк. 15:42; Исх. 16:23); в субботу нельзя было покидать место своего проживания. Однако суббота – не день не безделия. В этот день народ собирался в храм (Лев. 23:3; ср. 4Цар. 4:23) для вознесения Господу хвалы и богослужения (Пс. 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис. 28:9,10), а в святилище храма возлагали новые «хлебы предложения» (Лев. 24:8). Поэтому субботство, как время покоя, отрады и утешения (см. Ис. 58:13), распространялось и на праздники, независимо от того, на какие дни недели они приходились (см. Лев. 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Бог дал людям особый день, чтобы соблюдать его святость (Исх. 20:11; 31:17), посвящая это время Господу. Для древних израильтян субботний день был еще и знамением избавления от египетского рабства (Втор. 3:20; Нав. 1:13-15). Господь избавил от каждодневной подневольной работы (Исх. 5:4-9), которая заполняла все дни напролет в Египте, не давая ни покоя, ни утешения.

http://pravoslavie.ru/30115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕН МУЖ [греч. Μακριος νρ; церковнослав.    ], в правосл. богослужении - название 1-й кафизмы Псалтири (Пс 1-8) или ее 1-й «славы» (1-й трети, «1-го антифона» - Пс 1-3) по начальным словам Пс 1. 1: «                ». «Б. м.» обычно поется на праздничной вечерне (как в составе всенощного бдения, так и отдельно) под воскресные и праздничные дни. Появление «Б. м.» как самостоятельной литургической единицы связано с палестинским разделением Псалтири на 20 кафизм; к тем традициям, где бытовало иное деление Псалтири, термин «Б. м.» неприложим. Тем не менее, поскольку в богослужебных системах древней Церкви Псалтирь, как правило, пропевалась или прочитывалась за неделю, ее начальные псалмы часто стихословились вечером в субботу или утром в воскресенье. В кафедральном богослужении К-поля VI-XII вв.- «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) песненном последовании - Пс 1 и 2 с припевом «Аллилуия» составляли 1-й изменяемый антифон в субботу вечером, с к-рого начиналось пение рядовой Псалтири ( Арранц. С. 281). В старом (до реформ ХХ в.) римском обряде стихословие Псалтири начиналось на воскресных nocturnae (ночная служба) ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 137). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43 - памятнике иерусалимского богослужения IX-X вв., описывающем богослужение страстной и пасхальной седмиц в соборном иерусалимском храме Воскресения,- «Б. м.» поется в Великую субботу вечером (Дмитриевский. Богослужение. С. 172-173). В богослужебных системах, придерживающихся палестинского деления Псалтири, 1-я кафизма была также закреплена за вечером субботы. Древнейшая известная рукопись палестинского Часослова (Sinait. gr. 863, IX в.) начинается с 1-й кафизмы, без указаний, когда следует ее исполнять; вслед за кафизмой выписан 1-й час и др. службы суточного круга (Mateos. Un horologion. P. 48). Издатель Часослова Х. Матеос объясняет необычное положение кафизмы в рукописи тем, что переписчик, начав переписывать литургическую Псалтирь, впосл. изменил свое намерение и решил переписывать Часослов (Ibid. P. 60). Такое объяснение представляется неубедительным, потому что в заглавии рукописи (помещенном перед 1-й кафизмой) указано: «Часослов по уставу Лавры святого отца нашего Саввы». Палестинское деление Псалтири вошло в Студийский устав , как и в более поздний Иерусалимский.

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010