Среди них изразцы с фрагментами летописи строительства храма, расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи, изразцы с шатра Покровской церкви. Важное место в экспозиции занимают предметы, являющиеся вкладами в Покровский Собор. В основном эти вклады сделаны царствующими особами в различное время, но есть и вклады, сделанные простыми людьми. Архитектурная деталь с фасада Покровской церкви Среди них интересно отметить потир, который был изготовлен на пожертвования простых прихожан из серебра с позолотой, яблоко и основание украшены цветочным орнаментом чеканной работы. По верхнему краю чаши – надпись молитвы, по нижнему краю основания – вкладная надпись которая сообщает: (1681) дека[б]ря в 23 [день] зделаны сие сосуды в церко[вь] Але[к]сандра Свирского Чудотворца и подания правосла[в]ны[х] хр[истиа]н». Покров Св. Василий Блаженный, 1589 год, Москва При входе в ризницу сразу обращает на себя внимание огромный покров на раку святого Василия Блаженного, изготовленный в рост человека. Эта уникальная работа была выполнена сложнейшей техникой лицевого шитья, с использованием золота, серебра и шёлка, в мастерской Ирины Годуновой – жены царя Фёдора Иоанновича в конце XVI века. Об этом рассказывает вкладная надпись на позёме покрова: «Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей покров на Блаженного Василия Христа юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589г)». Дошёл до наших дней и вклад 1638 года царя Михаила Фёдоровича. Он состоит из шести серебряных предметов: потира, дискоса без основания, звездицы, лжицы и двух тарелей. Все они украшены гравированными изображениями: на дискосе – Евхаристический Агнец, на тарелях – Знамение и Голгофа. На потире, кроме традиционного изображения Деисуса, Орудий Страстей Христовых и евхаристической молитвы, в ложчатом орнаменте вязью выгравирована вкладная надпись. Икона свт. Василия Великого Среди образцов древнерусской живописи множество уникальных икон: святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста XVI века, относящиеся к первоначальному иконостасу Покровской церкви; редкий образ святителя Николая Чудотворца XVI века в иконографии Николы Великорецкого; образ Варлаама Хутынского в житии; чудотворная икона Покрова Богородицы XVIII века; образ Богоматери Владимирской в роскошной серебряной ризе. Выделяются из общего ряда икона XVII века – образ Василия Блаженного и святой мученицы Ирины, написанная в память об особом от

http://pravoslavie.ru/259.html

Собор Великомученицы Екатерины (Слободской) : икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (Слободской) : икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Святые мощи преподобного Леонида Устьнедумского в церкви в честь Введения Божией Матери во храм в с. Озерская. В эти места преподобный пришел после явления ему Божией Матери. В феврале-марте 2018 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на территории храма в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы д. Озера Лузского района Кировской области проводились археологические работы, целью которых было обретение мощей преподобного Леонида Устьнедумского Монастыри Кировской области [ править править код ] Все монастыри Кировской области Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров) [ править править код ] Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами. Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне. Адрес : 610000, г. Вятка (Киров), ул. Горбачёва, вл. 4 Телефон: 8(8332)38-48-87 Подробнее... Спасо-Преображенский Никольский Великорецкий мужской монастырь [ править править код ] С момента обретения чудотворного образа свт. Николая в 1383 году на реке Великой и до 2004 года здесь не было монастыря. На месте явления была построена каменная часовня, а на горе целый комплекс, включающий в себя три храма, гостиницу и торговые места. Но после революции часовня была разрушена, а храмы, гостиничный комплекс и торговые ряды чудом уцелели. Сейчас комплекс реставрируется.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

С момента обретения чудотворного образа свт. Николая в 1383 году на реке Великой и до 2004 года здесь не было монастыря. На месте явления была построена каменная часовня, а на горе целый комплекс, включающий в себя три храма, гостиницу и торговые места. Но после революции часовня была разрушена, а храмы, гостиничный комплекс и торговые ряды чудом уцелели. Сейчас комплекс реставрируется. Монастырь основан постановлением Священного Синода от 23 декабря 2004 года. Приход Спасо-Преображенский с.Великорецкого преобразован в мужской монастырь. С жизнью этого монастыря неразрывно связана история Великорецкого крестного хода. Адрес : Кировская обл., Юрьянский р-н, с. Великорецкое, ул. Центральная Телефоны: +7 (83366) 6-21-25 ; +7 (83366) 6-21-25 Подробнее... Никольский женский монастырь (Николаевское) [ править править код ] Женский монастырь, открыт на основе бывшей приходской Никольской церкви. Расположен в селе Николаевском Шабалинского района, на границе с соседней Костромской областью. Старшей сестрой обители является монахиня Василисса (Андреева). Кроме неё в монастыре подвизаются две монахини, шесть инокинь, восемь послушниц. Послушание духовника обители несет архимандрит Савва (Ищук). Богослужения совершается в Никольском храме. Монастырь также имеет обширное подсобное хозяйство, которое обрабатывается трудами насельниц. От города Яранска до села Николаевского более 250 км. В монастыре всегда есть и паломники, и трудники. Адрес : Кировская обл., Шабалинский р-н, с. Николаевское Подробнее... Преображенский Вятский женский монастырь [ править править код ] Монастырь был учрежден в 1624 году. Он расположен в черте города к северу от бывшей крепости. Основание обители было положено при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. В первой половине XVII века им была подарена монастырю икона преподобного Михаила Малеина. В часовне монастыря также находились местночтимые иконы свв. Гурия, Самона и Авива и вмч. Пантелеимона. В обители находились два храма: Спасо-Преображенский (построен в 1624 г.) и Благовещенский. Обитель была обнесена каменной оградой. При монастыре действовал странноприимный дом. В 1891 г. при монастыре открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная и рукодельная.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

С именем И. связано установление и возобновление почитания на Вятке чудотворных икон, устройство мон-рей. И. подтвердил местное празднование и крестный ход вокруг Хлынова в честь чудотворного списка Нерукотворного образа Спасителя (Хлыновский образ). С И. связывают создание новой редакции Сказания об иконе. В 1693 г. архиерей основал в Орлове монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя, в обители находился явленный на Вятке образ. В 5-ю Неделю по Пасхе и 16 авг. из мон-ря совершался крестный ход с чудотворной иконой в часовню на месте явления образа. И. принял деятельное участие в восстановлении Троице-Стефановской пуст. в с. Ульянове (ныне в Республике Коми), где благословил построить храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. (Мон-рь, по преданию, был основан свт. Стефаном Пермским (это место считается последним рубежом, который посетил святитель с проповедью христианства); со временем обитель упразднили, восстанавливать мон-рь начал мон. Филарет (Тюрнин) с сыновьями; после пожара, уничтожившего храмы обители, о. Гурий получил грамоту И. на строительство.) Из Тихвинского мон-ря И. привез на Вятку список с Тихвинской иконы Божией Матери . Икона была помещена в хлыновском Свято-Троицком кафедральном соборе и вскоре стала особо почитаемой. В описи, составленной музейными работниками при закрытии собора в сер. 30-х гг. XX в., указано: «...по преданию, писана архиеп. Ионою» ( Маркелов А. В. Вятская епархия в 1657-1796 гг.//Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии. Вятка, 2007. С. 75). В 1676 г. И. благословил создание Верхокуринского мон-ря во имя арх. Михаила, в котором хранился образ арх. Михаила на камне, обретенный близ с. Курина. 24 мая 1686 г. дал благословенную грамоту на строительство Обвинского Верх-Язвинского мон-ря в честь Успения Божией Матери (Соликамский у.), где хранилась чудотворная икона Успения Пресв. Богородицы. В 1675 г. И. основал Шерьинскую Богородичную пуст. В период пребывания И. на Вятской кафедре была создана пространная редакция «Сказания о иконе Николая Чудотворца Великорецкого».

http://pravenc.ru/text/578326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГРИЦКАЯ СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) (празд. 28 июля), чудотворный образ, один из наиболее почитаемых в Костромском крае. И. и. обретена в 1620 г. в 15 верстах к югу от Костромы, вблизи совр. дер. Песочной (Костромской р-н). По меньшей мере с 1-й пол. XVI в. в Игрицах (Игрицы, или Игрищи,- название находящегося рядом с погостом урочища, где с незапамятных времен ежегодно 29 июня устраивались игрища) существовал церковный погост во имя свт. Николая Чудотворца (Великорецкого). В 1571 г., после эпидемии чумы, строения погоста были заброшены. В рукописной повести 1665 г. «Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне» говорится, что 12 июня 1620 г. пастухи из соседней дер. Савинской, зайдя в полуразрушенную Никольскую ц., «зело престаревшую, яко разрушения еже и углом разпадшимся», увидели в ее алтаре на престоле образ Смоленской иконы Божией Матери, сияющий красками «яко новописан» (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 117; не опубл.). После водосвятного молебна перед И. и. произошло исцеление бывшего 5 лет слепым местного помещика, «болярского сына» Емельяна Ивановича Исаева (по тексту некоторых списков повести, Савина). К И. и. началось паломничество окрестных жителей. Вскоре на месте обретения образа поселились костромичи Потапий, Григорий, Карп и Андрей, позднее принявшие монашеский постриг. По благословению патриарха Филарета в 1624 г. посадским человеком Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывш. погоста был основан Богородицко-Игрицкий мужской монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери, ставший через неск. лет большой и благоустроенной обителью. По сведениям писцовой книги 1627-1628 гг., в центре обители высился деревянный клетский «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом.

http://pravenc.ru/text/293521.html

В Петербурге открывается выставка «Святой Николай Мирликийский» Москва, 30 марта 2006 г. Великорецкая икона Свт. Николая Чудотворца Выставка «Святой Николай Мирликийский» открывается в четверг в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. На экспозиции представлено около 150 произведений, созданных в XII-XX вв., передает АНН. По преданию, Святитель Николай жил в городе Миры, в малоазиатской провинции Ликии. Он был единственным сыном богатых и благочестивых родителей. Будущий святой с первых лет жизни поражал окружающих своим поведением: отказывался от материнской груди по средам и пятницам, семилетним отроком сам назвал имя будущего учителя. В 19 лет Николай стал священником. Приняв сан архиепископа его родного города Миры, Николай в силу своего кроткого нрава и человеколюбия стал помощником, заступником и благодетелем всем горожанам. При жизни Николай Мирликийский прославился защитой бедных, угнетенных и несправедливо осужденных. Чудотворец при жизни и после смерти Святитель Николай продолжал помогать просящим его о заступничестве. Почитание святого утвердился на Руси с принятием христианства в IX веке и очень быстро Святитель Николай (Николай Чудотворец, Никола Угодник) превратился в наиболее чтимого русского святого – заступника перед Богом за род человеческий, помощника в бедах, хранителя путешествующих и плавающих по морю, покровителя и защитника домашнего скота. В любой русской церкви всегда находились образы святого Николая. Иконы Николы неизменно ставили в красном углу русской избы. Святителю Николаю посвящены как различные литературные произведения, так и огромное число храмов, фресковых циклов, деревянных скульптур и икон, среди которых немало чудотворных образов. Одним из наиболее ранних типов изображения Святителя в иконописи являлся его поясной образ, нередко окруженный клеймами житийного повествования. Эта иконография была заимствована из Византии, где была особенно популярна в XI – XII столетиях. Представленный в полном святительском облачении Святитель держит в левой руке Евангелие и благословляет правой.

http://pravoslavie.ru/16843.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, СВЯТИТЕЛЯ, ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ Паломничество вел. кн. Василия III к иконе свт. Николая Чудотворца (Зарайского). Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 954) Паломничество вел. кн. Василия III к иконе свт. Николая Чудотворца (Зарайского). Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 954) Почитание икон свт. Николая в Др. Руси было унаследовано от Византии (см. ст. Николай , святитель, архиепископ Мирликийский, разд. «Иконография») и первоначально было тесно связано с представителями княжеской власти, которые получали частицы мощей святого, строили храмы в его честь, заказывали первые иконы и украшения к ним. Древнейшие иконы прославились чудесами либо в княжеских храмах, как образ свт. Николая (Никола Мокрый) в соборе Св. Софии в Киеве, либо в связи с событиями княжеской жизни, как новгородский круглый образ, явившийся на о-ве Липно и исцеливший блгв. кн. Мстислава Владимировича. Помимо Киева и Новгорода чудотворные иконы появлялись и в других местах. Напр., согласно Ипатьевской летописи, в 1227 г. кн. Даниил Романович Галицкий поехал «в Жидичин кланяться и молитися святому Николе» (ПСРЛ. Т. 2. С. 750); вероятно, с почитанием этого места и образа святителя был связан известный по документам с XVI в. Жидичинский Николаевский мужской монастырь. Социальный круг почитателей святителя, в т. ч. имеющих средства для создания его икон, постоянно расширялся. В XVI в. началось столичное почитание Гостунской и Великорецкой икон свт. Николая, сложилось почитание Зарайской иконы, были прославлены иконы, обретенные в Нарве (см. в ст. Нарвская (Ругодивская) икона Божией Матери ), в Оковцах (ныне Селижаровский р-н Тверской обл.). Первые попытки систематизировать сведения о чудотворных иконах свт. Николая и об их почитании в России были предприняты в кон. XIX в., прежде всего А. Вознесенским и Ф. Гусевым ( Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийскаго, и слава его в России. СПб., 1899). Однако накопленные совр. наукой источники по агиографии, гимнографии и иконографии святителя, по истории почитания и изучения мест, прославившихся благодаря его чудотворным иконам, а также опыт интерпретации этих данных до наст. времени не позволяют создать полный и систематический свод чудотворных икон свт. Николая, хотя и дают возможность представить бытование нек-рых из них в исторической перспективе. Икона из собора Святой Софии в Киеве (Никола Мокрый)

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Великорецкий крестный ход. Фото: Сергей Зубарев, 2015    Великорецкий крестный ход называют самым известным и самым сложным паломническим путем в России. Шесть дней, 150 километров. Пешком, за обретенной иконой святителя Николая Чудотворца . Образ был найден в 1383 году, на берегу реки Великой. Именно туда из Кирова и направляется икона, а потом идет обратно, другим путем. Вот что пишут в словарях: «До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус всероссийского». В этом году было 90 000 паломников Таким образом, на реку Великую путешествует список обретенной иконы. Когда-то крестный ход совершался по воде, вот и фотография есть.      Сейчас десятки тысяч человек совершают этот путь по дорогам Кировской области. В этом году было 90 000 паломников. Зачем Я не то чтобы религиозный человек. Все-таки этот путь люди проходят с молитвой. А я, может, просто чувствую тепло с той, «православной стороны». И еще мне нужно было простить одного человека, вернее – двоих. Причем сделать это так, чтобы снова открыться им душой. Кроме того, я журналист, мне интересно. Можно сказать, что это такой проект по изучению жизни. Ну и потом, как ни крути, ты всё равно проходишь свой духовный путь – в любом случае. Если ты скептик, если глубоко верующий, если только прислушиваешься, если уже ведешь свой разговор с Богом. Если хочешь убрать лишнее. Были и те, кто, боясь за меня, говорил: «Может, не надо? Там ведь будет тяжело. Зачем эти муки? А ночевать где? А рюкзак какой тяжелый! А кто там рядом пойдет – неизвестно». От этих слов подступали слабость и страх, и приходилось душить их прямо-таки голыми руками. Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца     

http://pravoslavie.ru/81127.html

Великорецкий крестный ход 7 июня 2005 г. 16:23 В Вятской епархии в 15-й раз проходит Великорецкий крестный ход в Вятской епархии. 5 июня паломники достигли села Великорецкое, а 6 июня митрополит Вятский и Слободской Хрисанф совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском храме. Затем верующие совершили молитвенное шествие к святому источнику у места обретения чудотворной иконы свт. Николая Чудотворца на берегу реки Великой. Великорецкий крестный ход является самым протяжённым из всех постоянно действующих в России. За 6 дней паломникам предстоит преодолеть 180 километров. 3 июня, несмотря на сильный дождь, из Кирова вышли, по различным сведениям, от 3 до 8 тысяч паломников. Молитвенное шествие открылось Божественной литургией в соборе прп. Серафима Саровского. В обратный путь верующие отправятся 7 июня. Крестный ход бессменно возглавляет игумен Тихон (Меркушев). В конце прошлого года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил преобразовать Спасо-Преображенский приход села Великорецкое Юрьянского района в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и назначил игумена Тихона его наместником. Деятельное содействие Вятской епархии в проведении крестного хода оказала администрация Кировской области. Заместитель председателя правительства Александр Галицких возглавил оргкомитет, который был призван решать наиболее важные вопросы по размещению, питанию и обеспечению безопасности паломников. Как передаёт пресс-центр правительства Кировской области, проведена большая работа по подготовке дорог и водных переправ на пути следования крестного хода. Места стоянок паломников обработаны противоклещевыми препаратами, крестный ход постоянно сопровождают три машины «скорой помощи» и два экипажа ГАИ.  Специальным постановлением правительство обязало администрации Юрьянского и Слободского районов оказывать всемерное содействие паломникам, в том числе предоставлять для ночлега муниципальные здания. Автотранспортные предприятия предоставили Вятской епархии автобусы, которые 5 и 6 мая доставляли из Кирова в Великорецкое тех верующих, кто не способен преодолеть пешком многие километры крестного хода. Имеющий почти 600-летнюю традицию, Великорецкий крестный ход был запрещён в 1930-х годах и официально восстановлен в 1989 году. Пять лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим указом присвоил крестному ходу статус всероссийского. Обретение иконы свт. Николая Чудотворца произошло в 1383 году: крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой. Вскоре слава об исцелениях от иконы разнеслась по всей вятской земле. Около 1400 года жители столицы края уговорили отпустить образ в г. Хлынов (затем Вятка, ныне – Киров), обещав ежегодно приносить его на место явления. Чудотворная икона была утрачена в 1935 году при разрушении вятского Троицкого кафедрального собора. При поддержке Седмица.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/22018.html

Жировицкая икона Пресвятой Богородицы 4 ноября 2010 г. 11:15 Явление Жировицкой иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского края в лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе. Местные пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Они с благоговением взяли икону и отнесли помещику, который запер ее в ларец. На следующий день он захотел показать икону своим гостям, но она исчезла. Через некоторое время пастухи снова нашли икону на том же месте и опять отнесли ее барину. Тогда он дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1560 г. храм сгорел, и все решили, что икона погибла в огне, пока однажды не однажды увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети рассказали об этом взрослым, и те вместе со священником отправились к храму. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери. После этого события был построен монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1613 г. монастырь был захвачен католиками, но и они почитали Жировицкую икону. В 1839 г. монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 1920-х годов она была возвращена в обитель. Эта икона — самая малая по своим размерам (5,7x4,1x0,8 см) из почитаемых Богородичных икон и представляет собой овал из яшмы с изображением Богородицы и Предвечным Младенцем на руках. В иконографии такие иконы относятся к типу «Умиление». Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на иконе сильно стерто, сглажено. Тем не менее, от первого взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины. Ныне икона находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за ее благодатную помощь в болезнях и в житейских нуждах. Стало традицией принесение святынь и чудотворных икон на выставку-форум «Православная Русь». В прошедшие годы на выставку были принесены Донская икона Божией Матери (2004 г.), Феодоровская икона Божией Матери (2006 г.), мощи свт. Митрофана Воронежского (2007 г.), Великорецкая икона Николая Чудотворца (2008 г), Почаевская икона Божией Матери (2009 г.). Символом единства православных народов, крепости в вере станет и нынешнее духовное событие — принесение древнего чудотворного образа с белорусской земли на IX церковно-общественную выставку-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1305400.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010