Великом княжестве Литовском

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Жизнь русских солдат в Великом Княжестве ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... научных статей Мониторинг научных статей История России Жизнь русских солдат в Великом Княжестве Финляндском в метрических книгах Православных церквей: по материалам Национального архива Финляндии Доклад кандидата исторических наук, докторанта университета г. Хельсинки на VI Сретенских чтениях 19 февраля 20012 г. в г. Хельсинки (Финляндия) . Со времен царствования императора Петра Великого вся жизнь русского человека прописывалась в метрических церковных книгах, которые еще иногда называли «троечастные», ибо они состояли из трех частей — «о рождении», «о браке» и «о смерти». Подобные уникальные книги хранятся в значительном количестве и в фонде «Русские военные дела» Национального архива Финляндии. Поэтому, изучая вопросы истории русских гарнизонов Великого Княжества Финляндского в рамках совместного проекта Академии наук Финляндии и Санкт-Петербургского государственного университета, я не мог не остановиться на столь ценном источнике, проливающим свет на весьма малоизученные вопросы личной жизни русских солдат — на ком они женились, кто рождался от этих браков, как, кто, в каком количестве и по каким причинам умирал. Вместе с тем, изучение метрических книг позволяет ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
«Исихазм в истории и культуре Православного ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Ясновская Людмила Васильевна – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и археологии Украины Института истории, этнологии и правоведения ЧНПУ. Заочные участники: 1. Мосс Владимир Эдвардович (Woking, Великобритания) доктор философии, церковный историк, агиограф. Тема доклада: CELTIC MONASTICISM. – Кельтское монашество. 2. Левшун Любовь Викторовна (Минск, Белоруссия) – доктор филологических наук, научный консультант Издательского совета Белорусской Православной Церкви. Тема доклада: Традиции исихазма в православном возрождении конца XVI – начала XVII века в Великом Княжестве Литовском: Стефан Зизаний, Леонтий Карпович, Афанасий Филипович. 3. Станкович Младен (Белград, Сербия) – филолог, юрист, переводчик свято-отеческой литературы с древнегреческого, древне-болгарского, церковно-славянского и русского языков на сербский, член Ассоциации литературных переводчиков Сербии, главный редактор издательства “Предање” (Белград) . Тема доклада: Исихазм в Сербии. 4. Ульянов Олег Германович (Москва, Россия) – кандидат исторических наук, профессор, заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословиюИскать в Источникеpravmir.ru
... патриарха Вселенского Филофея» (1364—1376) , частицы мощей литовских мучеников были принесены в «святейшую и великую церковь», где, окруженные благоговейным почитанием, стали источником чудесных исцелений. Хронология жития и весьма положительное освещение действий Ольгерда и его сыновей, выказавших свое расположение к православной вере, очень хорошо отражают церковнополитическую реальность 1370-х гг. Именно в эти годы патриарх Константинопольский Филофей отказался от сугубо промосковской политики предыдущего периода и стал выражать озабоченность будущими судьбами православных в Великом княжестве Литовском. В 1373—1375 гг. деятельное участие в примирении враждующих русских княжеств принимал патриарший эмиссар, болгарский монах Киприан. Он заручился важными связями при литовском великоняжеском дворе, и был, в конце концов, поставлен митрополитом в Литву (1375) . Торжественное принесение мощей виленских мучеников в Константинополь (1374) совершилось, несомненно, по его инициативе. А исследователь, задавшийся вопросом об авторе их жития, — про которого известно, что это был серб, хорошо осведомленный в положении дел на Руси и близкий Киприану, — непременно должен ... далее ...
Беларусь в исторической, государственной и ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... Никоновской летописи говорится: " Возсташа неблазiи человѕцы на Фотiя митрополита, еже клеветы многа сотвориша на него лукавiи человѕцы, иже бѕжаша от него с Москвы, свои его суще к черниговскому владыцѕ, а оттуда в Литву к Витовту, и тако ссориша его с Витовтом и брань велiю воздвигоша и святѕй Божiей Церкви смущенiе и мятеж велiй бысть " 48. Летописец полагал, что главная причина недовольства Витовта митрополитом Фотием заключалась в клевете Фотиевых врагов, бежавших из Москвы в Литву. Митрополит Фотий, как иностранец и грек, не понимал и не знал действительного положения церковных дел в Великом Княжестве Литовском, где православные неоднократно имели своего самостоятельного митрополита и стремились иметь его постоянно. Москве они не хотели подчиняться ни в политическом, ни в церковном отношении. Зависимость от митрополита, жившего в Москве, не разрешала важного церковного вопроса в Великом Княжестве Литовском. Поведение митрополита Фотия побудило Витовта домогаться поставления митрополита для Великого Княжества Литовского. Он знал, что Литовская митрополия уже имела своих митрополитов, которых назначал Константинопольский патриарх. Отказ патриарха на его просьбу ... далее ...
Беларусь в исторической, государственной и ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... Кальвин и Лютер считали Сигизмунда покровителем и посвящали ему свои произведения: Кальвин - толкование на послание апостола Павла к евреям, а Лютер - свой перевод Библии. Но главным насадителем и распространителем кальвинизма в Беларуси был князь Николай Радзивилл Черный, канцлер Великого Княжества Литовского и воевода виленский, двоюродный брат королевы польской Боны, супруги Сигизмунда II Августа. Приняв вместе с семьей кальвинизм в 1553 году, он использовал огромные материальные средства и влияние на распространение кальвинизма в своих многочисленных имениях, во всей Беларуси и Великом Княжестве Литовском. Прежде всего он открыл молельню для кальвинистов или збор в своем загородном доме, в предместьи Вильно на Лукишках, а потом выпросил у короля позволение поставить в самом Вильно на площади близ рынка обширную палатку, в которой собирались кальвинисты для молитв и слушания проповедей. В 1561 году князь Радзивилл построил на Бернардинской площади г. Вильно пространный каменный храм. В то же время князь Радзивилл открыл кальвинистские молельни в своих многочисленных владениях: Несвиже, Клецке, Девялтове, Орше, Ивье, Шилянах, Кейданах, Бресте, Биржанах и других ... далее ...
История Русской ЦерквиИскать в ИсточникеИсточник
... и князей, и панов греческого закона и находя его, Макария, на то годным, исполнили его челобитье: дали ему, владыке Луцкому и Острожскому Макарию, митрополию Киевскую и всея Руси со всеми имениями, дворами, фольварками и селами, принадлежащими митрополии, со всеми доходами, платежами и пожитками, какие на нее приходят. И имеет он ту митрополию держать и в ней править, и рядить, и брать себе доходы и платежи так же, как правили прежние митрополиты Киевские по обычаю своего греческого закона». Грамота эта показывает, до какого жалкого положения уже доведена была православная Церковь в великом княжестве Литовском. Прежде православные сами избирали себе митрополита, как избран был Иона Глезна, и государь только утверждал их избрание, или государь отдавал кому-либо митрополию по своему усмотрению, как, например, Иосифу Болгариновичу, хотя и этому, может быть, предшествовало избрание, или отдавал по ходатайству православных, как дана была митрополия Ионе II по ходатайству королевы Елены. Теперь сам епископ открыто просит себе у короля митрополии как духовного или, вернее, вещественного хлеба, и за епископа ходатайствуют два высоких лица латинской веры — королева и воевода, ... далее ...
КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧИскать в Источникеpravenc.ru
... освобождая отдельные владения от налогов. Все это сделало К. И. самым крупным землевладельцем Волыни и одним из наиболее богатых землевладельцев Великого княжества Литовского. По т. н. попису литов. войска 1528 г., он выставлял на военную службу 426 коней; это позволяет предполагать, что в его владениях насчитывалось до 60 тыс. подданных. Однако в конце жизни владения К. И. сильно уступали по размеру владениям главных литов. магнатов. Так, виленский воевода А. Гаштольд выставлял 468 коней, Радзивиллы - 621, Кезгайлы - 768 коней. Для К. И. был открыт доступ к главным гос. должностям в Великом княжестве Литовском. В 1511 г. он стал виленским каштеляном, в 1522 г. получил 2-й по значимости в гос-ве пост воеводы Трок и одновременно 1-е место в великокняжеской раде. Назначение это было нарушением Городельского привилея 1413 г., запрещавшего передавать эти должности «схизматикам» (православным) . Поэтому в грамоте Сигизмунда I от 25 марта 1522 г. было специально отмечено, что этот акт особой милости не может в будущем служить прецедентом. Положение К. И. означало его постоянное участие в решении общегос. вопросов, неудивительно, что в 1520-1522 гг. он приобрел 3 двора в ... далее ...
ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Св. Духа на апостолов с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и ап. Иоанна Богослова. При В. м. продолжало существовать уч-ще, конгрегации правосл. студентов и учеников монастырского уч-ща принадлежал Константино-Еленинский придел Свято-Духовского храма. После поставления Иосифа (Бобриковича) на Мстиславскую кафедру настоятелями В. м. являлись Митрофан ( Дементьянович; упом. в 1635 ) , затем Самуил ( Шитик-Залесский; упом. в 1637 ) , происходивший из местной шляхты. Вместе со званием настоятеля («старшего») мон-ря Самуил носил также титул «наместника митрополии в Великом княжестве Литовском», т. е. ему подчинялось все правосл. духовенство митрополичьей епархии. В нояб. 1637 г. игумен В. м. Леонтий ( Шитик-Залесский ) ездил в Москву и получил от царя Михаила Феодоровича 200 р. в качестве пожертвования на обитель. В 1655 г., после взятия Вильно рус. войсками, были обретены и перенесены в В. м. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, святыню поместили в пещерном склепе Свято-Духовской ц. В 1661 г. город вновь перешел к Речи Посполитой. В 1676 г. сейм запретил всем ставропигиальным мон-рям на территории Польского гос-ва обращаться по ... далее ...
Православие на Беларуси Священник Алексий Хотеев ...Искать в Источникеchurch.by
... и само внешнее сходство таких церквей было выражением сходства форм сельских храмов и в прежние времена. В городе же восстановление былого облика православного храма становилось подлинным возрождением древних традиций. Когда в Вильно из бывшей ветеринарной клиники, дома бедняков и кузницы восстает в своем величии древнейший собор в честь Успения Богородицы, кафедра западнорусских митрополитов, своим основанием восходящий ко времени Ольгерда (1348г.) , или из развалин восстают древние Пятницкая (1345г.) и Никольская церкви (1340г.) , тогда зримо звучит свидетельство исконности Православия в Великом княжестве Литовском. А ведь кроме виленских церквей были восстановлены Софийский собор в Гродно, Петро-Павловский кафедральный собор в Минске и др. Прихожане, откликаясь на призыв администрации края, не были простыми зрителями событий, но их прямыми участниками, помогая при заготовке необходимых материалов, жертвуя свои средства на ремонты, объединяясь в попечительские советы. Активизация церковного строительства привела вообще к активизации приходской жизни в разных сферах: богослужебной, благотворительной, просветительской. Масштабное строительство и восстановление ... далее ...
 Протоиерей Владимир Башкиров, доктор богословия ...Искать в Источникеchurch.by
... служащее для образования грамматических форм, напр., «о а» — «ход хаживать» (.) Эти изменения происходили просто, потому что церковнославянский язык был не только литургическим языком, но и в течение многих веков являлся языком официальным и литературным 1708 году его в этой функции отменил Петр I, и тогда кириллица была заменена гражданским шрифтом) и даже разговорным языком образованных слоев. В Польше, на территории (бывшего — В. Б.) СССР и в пределах юрисдикции Патриарха Московского в этом языке чувствуется восточнославянское влияние, в Чехии и на Балканах — южнославянское. В Великом Княжестве Литовском, входившем в состав Польши до её разделов, в официальном и литературном церковнославянском языке наряду с русицизмами присутствовали многочисленные полонизмы, прежде всего словарные. Литургическим и литературным языком церковнославянский был и в Румынии, где преобладал в литературе до 17-го века и только в 19-м окончательно уступил место румынскому языку» (Brajerski Tadeusz. Cerkiewnosł; owiański język. Encyklopedia Katolicka. T. 3. Lublin, 1995. S. 18-19) . Величие солунских братьев нашло свое отражение уже в древней храмовой живописи: «На одной из древнейших ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великом княжестве Литовском
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера