Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 18.08.1530, Туров (совр. Белоруссия)), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества , член великокняжеской рады, покровитель правосл. Церкви в Великом княжестве Литовском и Польском королевстве. Документы, связанные с имуществом К. И., появляются с 1474 г. и касаются управления родовыми имениями на Волыни, к-рыми он владел совместно со старшим братом Михаилом († 1500/01). Важную роль в жизни Великого княжества Литовского К. И. начал играть в 90-х гг. XV в., когда вместе с братом неоднократно участвовал в военных действиях против татар. Успехи в борьбе с татарами принесли ему в 1497 г. назначение гетманом - командующим армией Великого княжества Литовского и ряд крупных земельных пожалований (1497-1498) не только на Волыни, но и в Киевской земле, большое имение Здетелы в Трокском повете. Тогда же, по-видимому, в его управление были переданы староства Брацлавское, Винницкое и Звенигородское. Все это сделало К. И. значимой фигурой в политической жизни Великого княжества, в особенности его южнорус. земель. Эти пожалования говорят о его близости ко двору вел. кн. Литовского Александра Ягеллончика . 1499 годом датируются первые свидетельства внимания К. И. к правосл. Церкви. Так, он дал в виде вклада в Дерманский во имя Св. Троицы мон-рь список поучений патриарха Каллиста (Дермань входила в число волынских владений, полученных К. И. в 1497); 5 июня 1499 г. с только что полученного имения Здетелы он установил дань в пользу Пречистенского собора в Вильно - 2 копы грошей и 15 бочек ржи. Свидетелями пожалования выступали такие покровители православных, как основатель супрасльского в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастыря Александр Иванович Ходкевич и Богуш Боговитинович. Этот документ показывает стремление К. И. влиять на положение правосл. Церкви за пределами Волыни, в т. ч. в столице Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Следующим источником, содержащим информацию о действиях сторонников унии в Великом княжестве Литовском, является послание митрополита Иосифа папе Александру VI от 20 августа 1500 г. Текст этот, гораздо более краткий, чем послание папе Сиксту IV, был построен по сходной схеме. Большую вступительную часть заняли пространные похвалы величию папской власти, заимствованные, как отметил еще митрополит Макарий (Булгаков), из послания Сиксту IV . Во второй, краткой и более деловой части митрополит Иосиф, провозглашая папу «пастырем всех верных и главой вселенской церкви и всех святых отцов и патриархов», просил его о благословении и покровительстве. В доказательство истинности своих намерений митрополит излагал далее свое исповедание веры, подчеркивая (выражениями, заимствованными из послания Сиксту IV) приверженность решениям не только семи Вселенских Соборов, но и восьмого Флорентийского и свою веру в то, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына единым дуновением. Никаких конкретных вопросов в этом послании митрополит не затрагивал, ограничившись указанием, что все просьбы изложит его духовный сын и родственник Иван Сапега. Пересказ этих просьб содержится в письмах папы Александра VI виленскому епископу Войтеху Табору и великому князю литовскому Александру . Иосиф просил папу признать его полноправным «самостоятельным предстоятелем (архиепископом и примасом)» верующих греческого обряда во владениях великого князя Александра и дать ему право отпускать грехи и грекам, и латинянам, а православным, признавшим власть папы, разрешить строить каменные церкви и сохранить свои обряды, чтобы их переход под власть папы не сопровождался повторным крещением.

http://sedmitza.ru/lib/text/442976/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Послание к Сиксту IV содержит также подписи лиц, участвовавших в его составлении или одобривших его содержание , что позволяет представить, какие общественные круги стояли за этим обращением в Рим . Первый вывод, который можно сделать, изучая подписи, что это, жители Великого княжества Литовского, но у нас нет сведений о том, как относилось к идее обращения в Рим православное население на территории Польского королевства. Уже митрополит Макарий (Булгаков) обратил внимание на узкий круг представителей православного духовенства, принявших участие в составлении документа,— кроме нареченного митрополита Мисаила его скрепили подписями архимандриты Киево-Печерского монастыря в Киеве и Троицкого в Вильно, известных обителей, но находившихся на территории «митрополичьей епархии» и, следовательно, непосредственно подчиненных власти Мисаила. Никто из епископов этого документа не подписал . Это заставляет думать, что инициатива обращения в Рим исходила в большей степени от светских кругов православного общества Великого княжества Литовского, а не от духовенства. Изучая подписи на этих документах, можно выделить группу людей, принадлежавших к служилой знати, чье возвышение было связано исключительно с расположением монарха. Среди них наиболее видное место занимал маршалок дворный Великого княжества Литовского Иван Ходкевич, выходец из среды киевских бояр. Его назначение на должность главы личного двора монарха свидетельствует о высокой степени доверия к нему со стороны Казимира IV. В этом убеждают и другие факты биографии Ивана Ходкевича. Его возвышение относится ко времени Тринадцатилетней войны между Польшей и Тевтонским орденом, когда Литовская рада вразрез с желаниями правителя настояла на нейтралитете своего государства. В отличие от занявших такую позицию членов рады Иван Ходкевич сопровождал короля в его поездках в Польшу и командовал королевскими дворянами, принимавшими участие в войне, несмотря на официально провозглашенный нейтралитет Великого княжества Литовского. Позднее он возглавлял литовские войска в важной для династических интересов Ягеллонов войне с венгерским королем Матвеем Корвином в 1474 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442970/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытки заключения церковной унии в Великом княжестве Литовском (конец XV в.) и Брестская уния (конец XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. В конце XVI в. мы наблюдаем принципиально иную ситуацию. Для позиции, занятой польским епископатом в это время, следует считать симптоматичным, что один из главных организаторов Брестской унии, католический епископ Луцка Бернард Мацейовский, пригласил из Рима ученого грека Петра Аркудия, который, ссылаясь на опыт «греческой» Церкви в венецианских владениях, должен был разъяснять православным, что подчинение власти римского папы вполне может сочетаться с сохранением традиционных обрядов восточной церкви . Правда, как известно, католический епископат Речи Посполитой так и не согласился на предоставление православным иерархам, принявшим унию, всех тех прав и привилегий, которыми обладали католические епископы, но его новая, гораздо более либеральная позиция способствовала тому, что уния была заключена на условиях, приемлемых для западнорусских епископов и части местного православного общества . Что касается папского престола, то для него и в XV в. не было характерно отрицательное отношение к особенностям православных обрядов, которое было присуще позиции польского епископата. В Риме никогда не ставили под сомнение действительность крещения по православному обряду. Сведения об этом стали одним из стимулов для составителей послания папе Сиксту IV, чтобы обратиться со своими просьбами в Рим, минуя польский епископат. О реакции папской курии на предложения, исходившие от православной стороны, можно судить по текстам посланий, направленных после их получения папой Александром VI виленскому епископу Войтеху Табору и литовскому великому князю Александру . Анализ их содержания показывает, что в Риме не исключали возможности принять западнорусскую церковь под папскую юрисдикцию на условиях, выработанных во Флоренции.

http://sedmitza.ru/lib/text/442988/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Спор Грозного и Курбского. Иван IV как политический полемист Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Побег Курбского, несомненно, был крупным событием в политической истории того времени: среди детей боярских, которые и тогда, и позднее искали себе убежища в Великом княжестве Литовском, лица столь высокого ранга не встречалось. Однако в биографии царя побег Курбского стал важной вехой еще и потому, что заставил его взяться за перо для создания одного из своих главных сочинений — Первого послания Курбскому. Нет сомнения, что побег боярина сильно задел царя, ведь в течение длительного времени его связывали с Курбским близкие, интимные отношения. Это не вызывало и не вызывает сомнений у исследователей, однако характер «близости» царя и его боярина нуждается в уточнении. Нет никаких данных, которые свидетельствовали бы о том, что Курбский когда-либо принадлежал к числу членов «ближней думы» — тесному кругу главных советников царя. Все, что мы знаем о «службах» Курбского, говорит о нем как о выдающемся полководце, военный талант которого царь, несомненно, ценил. Сам Иван IV, однако, вовсе не был воином, и его с князем Андреем не мог объединять общий интерес к военным делам. Есть основания полагать, что дружба царя и князя была дружбой двух книжников, погруженных в богословские размышления, среди которых не последнее место занимал вопрос о судьбах православного мира и роли, которая в этих судьбах была предназначена России. В их размышлениях было много общего. Подобно царю, Курбский был готов защищать православную догматику от приверженцев «ложных учений»: находясь в Великом княжестве Литовском, он упорно выступал в защиту православия и против «латинян» — иезуитов, и против протестантов. Его так же, как и царя, наполняла печалью картина упадка православных царств, покоренных инославными завоевателями, подвергающими гонениям живущих под их властью православных — печальный образ состояния современного ему православного мира с большой силой был обрисован князем Андреем Курбским на страницах его послания старцу Псково-Печерского монастыря Вассиану, написанного незадолго до бегства боярина в Литву.

http://sedmitza.ru/lib/text/438935/

Смолевичи. Церковь Александра Невского. Александро-Невская церковь По идентичному типовому проекту также выстроена церковь в дер. Лешня Копыльского района Минской обл. http://sobory.ru/article/?object=35279 Приходская церковь Св. Николая в Смолевичах, 3-го класса, деревянная, построенная в 1508 г. князем Константином Острожским, записавшим сей церкви 65 десятин земли с правом пользоваться безвозмездно княжескими мельницами. Князья Радзивиллы увеличили фундуш сей церкви. Штатного годичного жалованья причту 324 р. Ныне всей земли до 130 десят. Прихожан мужского пола 1169 душ и женского - 1300 душ. Описанная церковь в Смолевичах не сохранилась. Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын — князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска. Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 году. А узнали об этом из брошюры Г.В.Разумова, О.А.Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 год и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”. Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 году, в котором напечатан документ — «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 года, в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. А это известный приём российских фальсификаторов истории. Мол кто-то, когда-то этот документ переписал и сохранил. А вот историки своими исследованиями опровергают эти даты. Ведь только в августе-сентябре 1507 года Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 года, проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь Саганович, где пишет об этом в книге “Айчыну сваю баронячы”. После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября король Жыгимонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).

http://sobory.ru/article/?object=48880

Смолевичи. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын - князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска. Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 г. А узнали об этом из брошюры Г.В. Разумова, О.А. Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 г. и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”. Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 г., в котором напечатан документ 7 - «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 г., в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. Ведь только в августе-сентябре 1507 г. Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 г., проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь Саганович, где пишет об этом в книге “Айчыну сваю баронячы.” После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября, король Жыгимонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).

http://sobory.ru/article/?object=48881

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. После решений Флорентийского Собора 1439 г. о «соединении» православной и католической Церквей вопрос об отношении к этому акту оказался на некоторое время в центре внимания политически активных кругов населения Великого княжества Литовского. На протяжении 40–50-х гг. XV в. позиция, которую занимали высшие иерархи католической церкви, как в Великом княжестве Литовском, так и в польской церковной провинции, в состав которой входили католические епископии этого государства, оставалась неизменной. К принятым во Флоренции решениям представители этой группы относились отрицательно. Такую позицию католического клира иногда объясняют его связями с Базельским Собором, объединившим церковных деятелей, противников папы Евгения IV,— главного организатора Собора во Флоренции. Но позиция католических прелатов по существу не изменилась и после того, как Базельский Собор прекратил существование и они подчинились власти римского престола. Верхушку польского духовенства не устраивали условия церковной унии, выработанные во Флоренции. Согласно унии, православные должны были подчиниться верховной власти папы и принять католическую точку зрения по спорным догматическим вопросам («filioque», учение о чистилище), но вместе с тем могли сохранить свои обряды и свою церковную организацию. В представлении же польских и литовских иерархов и теологов уния должна была полностью унифицировать церковную жизнь по католическому образцу. Поэтому, относясь отрицательно к попыткам ее реализации, польские клирики всячески содействовали прямому обращению православных в католицизм, поддерживая с этой целью миссионерскую деятельность нищенствующих орденов.

http://sedmitza.ru/lib/text/442964/

3. Испытания православного Востока Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Преодоление смуты и польско-католической интервенции в России было единственным радостным явлением в жизни православного Востока начала семнадцатого века. Борьба между Римом и протестантизмом не ограничивалась в это время только сферой традиционного латинско-католического мира средних веков. И католики и протестанты вовлекли в свои внутренние распри значительные группы как православного населения Польско-Литовского государства, так и православных бывшей Византийской империи, попавших в пятнадцатом веке под власть Оттоманских турок. Кроме того польско-католическая интервенция в православной Московской Руси была не случайным явлением, не изолированным фактом в истории воинствующего и возрождающегося католицизма. Волны реформационного и затем контрреформационного движения, казалось, окончательно прерывали демаркационную линию между восточным и западным христианством и делали православный мир частью арены их братоубийственной борьбы. Положение было особо трудным и сложным в Польше, где православная церковь попала в очень тяжелое положение уже во второй половине шестнадцатого века, когда там разгорелась упорная борьба между протестантами и католиками. Первым большим протестантским течением, захватившим в Польско-Литовском государстве крупные группы населения, особенно аристократии и дворянства, был кальвинизм. В Великом Княжестве Литовском, где кальвинистам энергично помогал крупнейший литовский магнат, князь Николай Радзивилл, кальвинизм, в течение всего лишь нескольких лет, стал главной религией всей северо-западной части Великого Княжества, где население еще сохранило литовский язык. Но и другие центральные, восточные и южные провинции Литвы, сплошь заселенные русским православным населением, также подвергались сильному влиянию кальвинистских проповедников. Правда, простой народ, крестьяне и горожане почти везде остались верными православию, зато аристократия и «паны», — крупные, хотя часто и нетитулованные богатые дворяне, — в ряде воеводств почти целиком перешли в веру женевского теократа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439469/

В такой идее для русских политиков не было ничего принципиально нового. Уже в 1506 году, когда умер великий князь Литовский Александр Ягеллончик, отец царя Василий III предлагал литовским панам-радам, «чтобы они похотели его на государство литовское». Позднее и сам Иван IV, предвидя близкую смерть бездетного Сигизмунда II, поручил литовскому вельможе Яну Глебовичу, попавшему в русский плен и отпущенному в 1566 году обратно в Литву, вести переговоры с литовскими магнатами, чтобы после смерти короля «взяли сына его (Ивана IV. — Б.Ф.) себе за пана». С заключением Люблинской унии положение осложнилось, так как царь должен был добиваться своего избрания преемником Сигизмунда II не только в Великом княжестве Литовском, но и в Польше — стране, внутренние отношения в которой были русским политикам мало знакомы. Однако и выгоды в случае успеха оказывались гораздо более значительными, чем в случае, если бы Иван IV занял только литовский трон: были бы решены все проблемы, над которыми бились и сам царь, и его советники с конца 50-х годов. Спор двух государств из-за Ливонии потерял бы всякое значение, и никто более не мешал бы царю утвердить свою власть над балтийскими портами, по крайней мере над Таллином, который еще оставался под властью шведов. Соединение под властью одного монарха военных сил России и Речи Посполитой позволило бы не только организовать успешную защиту обоих государств от набегов крымских татар, но и приступить к еще более важной задаче — уничтожению самого Крымского ханства. Если бы Россия и Речь Посполитая объединились под его властью, говорил в то время царь, то «татарскому хану указал бы я дорогу за море». Наконец, избрание Ивана IV польским королем привело бы к усилению русского влияния на белорусских и украинских землях. Тем самым был бы сделан важный шаг на пути к решению главной задачи внешней политики московских правителей — «собиранию» всех земель Древней Руси под властью московских государей — потомков святого Владимира. Такими важными выгодами царь пренебречь не мог, и неудивительно, что он принял решение добиваться своего избрания на польский трон.

http://sedmitza.ru/lib/text/438974/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010