Почему не Параскева Пятница, или Как святые становятся нам близкими 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской 10 ноября, 2021 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Анна Аркуша предлагает задуматься об этом в день памяти великомученицы Параскевы Иконийской, святой, которая некогда особо почиталась на Руси. Святая мученица Параскева Пятница Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних. Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена. Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия. Святая Параскева Пятница Моя крестница родилась 10 ноября. В этот день я и узнала о святой Параскеве, нареченной Пятницей. Это было время моего активного воцерковления, когда чуть ли не каждый день приносил удивительные открытия. Но даже моего неофитского энтузиазма было недостаточно, чтобы предложить родителям назвать девочку именем этой святой. И мне, и всей большой семье новорожденной казалось невозможным, что будут ее звать Параша или, по-украински, Параска. Девочку назвали Елизаветой и с этим именем окрестили. Через два года привел меня Господь в Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь. Великомученица Параскева Пятница – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

http://pravmir.ru/paraskeva-pyatnica/

Москва. Церковь Параскевы Пятницы в Качалове. Карта и ближайшие объекты Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в XVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…» В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г. К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено. Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни. По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г. Более четырехсот пятидесяти лет назад на территории храма была небольшая деревенская церковь во имя великомученицы Параскевы, в то время это было село Киово-Качалово в Московском уезде в Чермном стане. К нему была приписана церковь. Во время польско-литовского нашествия в начале XVII века церковь была сожжена неприятелем. Строительство нового храма было начато в 1692 году князем Иваном Ивановичем Щербаковым, который владел этим селом. Через два года каменная церковь была построена и в 1694 году освящена.

http://sobory.ru/article/?object=03291

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЙГАРМСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ И В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ПАЙГАРМСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ И В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской епархии Мордовской митрополии), находится близ с. Пайгарма Рузаевского р-на Респ. Мордовия, в 35 км от г. Саранска. Основан первоначально как жен. община решением Синода от 20 июля 1865 г. по инициативе местных крестьян при поддержке пензенской дворянки Марии Михайловны Киселёвой (1798-1887), статской советницы, почетного члена имп. Палестинского православного об-ва (ИППО), крупной благотворительницы. Указ имп. Александра II Николаевича об открытии общины подписан 19 июня 1866 г. В XVIII в. земли, на к-рых расположен П. м., нек-рое время принадлежали поэту Н. Е. Струйскому (1749-1796), владельцу с. Рузаевка Шишкеевского у. Крестьяне с. Пайгарма принимали участие в пугачёвском восстании летом 1774 г.; известно, что в авг. того же года Струйский просил священника рузаевской Свято-Троицкой (?) ц. (1731) «учинить увещевание» по окончании Божественной литургии крестьянам Рузаевки, Пайгармы и Шебдаса. Вскоре бесплодный заросший участок близ с. Пайгарма он продал помещикам Дятковым, а те - 4 состоятельным мордвинам. Поводом к основанию общины близ с. Пайгарма послужило почитание местными жителями чудотворного источника вмц. Параскевы. В кон. XVIII в. некий увечный солдат, уроженец с. Рузаевка, пребывавший в лазарете, исцелился от болезни ног после 3-кратного явления во сне вмц. Параскевы, которая заповедовала ему отправиться на родину и разыскать в пайгармском источнике ее чудотворный образ. Покинув лазарет, он обрел здесь, в «яме с водой», икону мученицы и вскоре обустроил источник: «...вырыл глубокую и широкую яму, опустил сруб, и вода быстрою струей потекла из родника; построил часовню и перенес в нее икону» ( Бурлуцкий. 1882. 21. С. 8). С нач. XIX в. к часовне ежегодно совершали крестные ходы из ближайших селений. После реформы 1861 г. владельцы пайгармских дач решили основать при источнике обитель и обратились с ходатайством о помощи в осуществлении этого намерения к Киселёвой, к-рая пожертвовала им 20 дес. пашенной земли близ с. Пайгарма; в 1863-1865 гг. неск. состоятельных крестьян (в т. ч. В. Губков из с. Болдова, Н. Росланкин, Д. и П. Костины, Семен и Степан Захаровы из с. Мордовская Пишля) передали обители еще 26 дес.; всего у обители оказалось 46 дес. пашни и леса. В авг. 1866 г. Пензенский гражданский суд утвердил эти земельные дарения. Позже, в 1878 г., имп. Александр II Николаевич пожертвовал обители 75 дес. земли в 7 верстах от мон-ря (т. н. Царская дача). К 1882 г. община владела 769 дес. земли, в т. ч. 395 дес. пашни.

http://pravenc.ru/text/2578692.html

Панино. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты В качестве деревни Панины Пруды упоминаются в исторических документах XVII века. После упразднения церкви в с. Агломазово в 1770 г. здесь была построена церковь в честь великомученицы Параскевы, которую перенесли, предположительно, из Агломазова. В 1790 г. при церкви был устроен придел в честь святителя Николая Чудотворца, а 16 марта 1794 г. иерей Стефан Иоаннов просил об освящении новопостроенного придела. Однако церковь со временем пришла ветхость, и ее заменили в 1851 году новой деревянной церковью с тем же храмонаименованием и Никольским приделом. Каменная церковь с колокольней в селе Панины Пруды Спасского уезда была построена 1903 году на средства священно и церковнослужителей, прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней было два: главный – во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, другой – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Церкви принадлежала деревянная сторожка, в которой размещалась церковно-приходская школа. На ее содержание средства выделялись от общества. В 1914 году в ней обучалось 176 мальчиков и 96 девочек. Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе с 1911 года был священник Пятницкой церкви Иван Григорьевич Троицкий. 15.07.1940 г. церковь была закрыта под школу, но использовалось под нужды колхоза. http://www.ryazeparh.ru/ Дата основания храма 1750 год. Дата постройки кирпичного здания 1903 год. Дата закрытия в годы гонений на церковь 15 июля 1940 года. Дата возвращения и повторного освящения храма 1992-1996 гг. В качестве деревни Панины Пруды упоминаются в исторических документах 17 века. После упразднения церкви в селе Агломазово в 1770 году здесь была построена церковь в честь великомученицы Параскевы, которую перенесли, «вероятно, из Агломазово, что доказывается просьбою причта, поданною в 1797 году, о дозволении исправить церковные ветхости». В 1790 году при церкви был устроен придел в честь чудотворца Николая, а 16 марта 1794 года иерей Стефан Иоаннов просил об освящении новопостроенного придела. Однако церковь со временем пришла в ветхость, и ее заменили в 1851 году новой деревянной церковью с тем храмонаименованием и Никольским приделом.

http://sobory.ru/article/?object=17851

I. Св. великомученица Параскева, память коей ныне совершает святая церковь , жила в царствование римского императора Диоклетиана в городе Иконии. Родители ее были христиане и особенно уважали пятницу – день крестных страданий и смерти Спасителя, проводя этот день в посте и молитвенном воспоминании страстей Христовых. Когда в этот день Бог даровал им дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу с греческого языка значит «Пятница». В последствии, возрастая в вере и благочестии христианском, Параскева, по примеру родителей своих, особенно чтила пятницу, и в самом имени своем нося напоминание о страданиях Христовых, она и сердцем своим старалась непрестанно приближаться к распятому за спасение мира Господу и в этом приближении находила источник утешения и подкрепления своей веры и любви к Господу, – наконец и сама достойно приобщилась страстям Христовым, мужественно исповедав Христа и претерпев за Него жесточайшие мучения. Приведенная на суд, св. Параскева, еще юная дева, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее, ради спасения своей жизни, принести жертву идолам. Тогда мучитель приказал св. исповедницу повесить на дереве и терзать тело ее железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и чуть живую бросить в темницу. Но Бог не оставил без утешения и чудесной помощи мужественную страдалицу. В темнице предстал ей ангел, держа в руках своих орудия Христовых страстей – крест, терновый венец, копие, трость, губу – и сказал: «встань, девица, общница Христовых страстей, я прислан от Бога посетить тебя, – в отраду души твоей и исцеление болезней твоих приношу тебе сии орудия страданий Господа нашего Иисуса Христа. Встань, исцеляет тебя Христос Господь». Св. мученица тотчас встала, облобызала орудия страстей Христовых, а ангел губою отер раны ея, и вдруг все тело ее исцелилось от язв, так что пришедшие утром темничные стражи, думая найти мученицу мертвою, увидели ее в прежнем цветущем виде и красоте. В этом чудесном исцелении св. мученицы злобный мучитель не уразумел непобедимой сиды распятого Господа и продолжал истязать св. Параскеву, приказав ее, повешенную на дереве, жечь факелами и наконец отсечь голову ее мечем. Так св. великомученица, в брачном одеянии девства, украшенная кровию своею, предстала небесному Жениху своему Христу, сделавшись причастницею и общницею страстей Его!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пайгарма. Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Пайгармский Параскево-Вознесенский (во имя великомученицы Параскевы и в честь Вознесения Господня) женский монастырь расположен в 35 км от г. Саранска, в 5 км от крупной узловой железнодорожной станции Рузаевка, близ д. Пайгарма, по которой он и получил свое название. Основан в 1864 по инициативе местных крестьян и на землях, подаренных благотворительницей статской советницей Марией Михайловной Киселевой. Местные жители приметили некоторые особенности Пайгармских окрестностей еще в древности, но только в XVIII в популярность местных реликтовых вод вошла в сферу православных ритуалов. Основных источников три: два освящены в память прп. Сарафима Саровского и угодника Николая Мирликийского, а третий — во имя великомученицы Параскевы. Из двух первых источников, Серафимовского и Никольского, вода берется для умывания; из источника великомученицы Параскевы часть воды направляется в купальни, а часть выводится в сток под алтарем храма, откуда вода берется для питья. При основании монастыря верующие опирались на уже сложившиеся представления о святости пайгармских родников. Во второй половине XVIII в. пустошь возле д. Пайгармы принадлежала рузаевскому помещику Еремею Струйскому. Он продал бесполезные участки помещикам Дятковым, а те перепродали дровяной лес на холмах четырем богатым мордвинам. Вскоре в одном из лесных источников была явлена икона великомученицы Параскевы, от которой получил исцеление получивший отставку больной солдат. Исцеленный сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к источнику не зарастает народная тропа. После реформы 1861 владельцы пайгармских дач решили пожертвовать пустошь на богоугодное дело — открыть здесь монастырь при родниках. В 1863-65  крестьяне из нескольких мордовских сел настойчиво ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении женской общины, в чем им помогала пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева, владевшая под Пайгармой немалым куском земли.

http://sobory.ru/article/?object=17594

Скачать epub pdf Страдание святой великомученицы Параскевы Память 28 октября В то время, как нечестивый царь Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, в городе Иконии проживала одна благородная и красивая девица, по имени Параскева. Родители ее – христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества. Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единого бессмертного Жениха, Единородного Сына Божия, для Которого и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедовала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины. Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедовала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от нее таковых обличений, неверующие граждане схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу. В то время в Иконию пришел некий военачальник, присланный в эту страну императором Диоклетианом с целью истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали: – Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятого Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все не поклоняющиеся богам, мы схватили сию девицу и держим ее в темнице. Выслушав сие, военачальник приказал представить святую девицу к себе на суд; когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святой Дух, и лицо ее сделалось светлым, так что все взирающие на нее удивлялись и говорили:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вахитовский район. Церковь Параскевы Пятницы (Рождества Пресвятой Богородицы). Пятницкая церковь, Рождественско-Богородицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Параскевы Иконийской , Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1726 и 1728. Перестройка - 1830-е, Колокольня снесена в 1950-х и воссоздана в иных формах в начале 2000-х. Архитектор:П.Г. Пятницкий (перестройка) Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Большая Красная, д. 1/2. Координаты: 55.79911, 49.1104 Проезд:По улице Большая Красная (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. При подъезде к Кремлю, когда дорога упрется в улицу Батурина, окружающую Кремль, церковь будет справа, перед перекрестком. Остановка " Улица Батурина " автобусов 22, 28, 52, 89. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Святыни: Икона великомученицы Параскевы и частица ее мощей, вделанная в символическую раку. Еще недавно эта мини-копия Петропавловского собора стояла в таком заброшенном состоянии, что на крыше ее росли венком маленькие березки и кусты, внутри вместо пола была земля вперемежку с костями, а окружали церковь чащи высокой травы и кучи мусора. Все это находилось в нескольких десятках метров от кремля – но люди привыкли проходить и проезжать мимо, удостаивая оскверненный храм лишь мимолетным взглядом. И лишь теперь, после долгой самоотверженной работы группы верующих, в основном из чувашской православной общины (работы начались в 1997 г.), замечательный белокаменный храм с небесно-голубыми кровлями и позолоченными куполами стал настоящей жемчужиной центра города, украшением окрестностей кремля. Благодаря своей высоте, он хорошо виден даже из-за Казанки, из новых районов города. Мы недаром назвали этот Пятницкий храм мини-копией Петропавловского. Он построен почти в те же годы (1722 – 1726 – Петропавловский, 1730-е – Пятницкий), на средства той же благочестивой четы Ивана и Евдокии Михляевых, в том же стиле русского барокко и в той же форме – восьмерик на четверике, обеспечивающей высоту и стройность. Только высота Петропавловского – 52 м, а Пятницкого – 22. Но все равно он даже сейчас заметно возвышается над окружающими домами. Ныне его ниши, которые были предназначены для священных изображений (как и у Петропавловского собора), вновь расписаны.

http://sobory.ru/article/?object=06602

Демидов. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:Между 1748 и 1749. Год утраты:приблизительно 1944 (утрачена в ходе боев) Адрес: Смоленская область, г.Демидов Координаты: 55.267211, 31.511172 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В источниках о Поречье (прежнее название Демидова) одной из первых упоминается деревянная Пятницкая церковь. Каков был внешний вид этого храма, кто финансировал его строительство,- сказать нельзя. Неизвестна также дата его построения. Есть сведения о том, что в 1697 г. в эту церковь был выдан антиминс. О времени же разрушения можно предположить, что это 1749 г., когда смоленский мещанин Петр Андреевич Вольский выстроил в Поречье каменый храм, освященный в честь святой великомученицы Параскевы. Первоначально Пятницкая церковь имела деревянную колокольню, но в XIX в. на средства прихожан была выстроена каменная колокольня. Недалеко от храма в 1881 г. была выстроена теплая каменная часовня в память императора Александра II. В 1936 году постановлением облисполкома храм был закрыт и передан на нужды товарной базы райсоюза. В дальнейшем церковь была разрушена. Полуразрушенная часовня была восстановлена под руководством иеромонаха Сергия (Зятькова), настоятеля Покровской церкви. Священник трудился вместе с верующими. К кирпичной стене здания была пристроена полуовальная апсида, крыша покрыта оцинкованным железом и на ней установлен крест. Отреставрированная часовня освящена в 1991 году. В источниках о Поречье одной из первых упоминается деревянная Пятницкая церковь. Каков был внешний вид этого храма, кто финансировал его строительство, - сказать нельзя. Неизвестна также дата его построения (Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 254) . Есть сведения о том, что в 1697 г. в эту церковь был выдан антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 890) .

http://sobory.ru/article/?object=43790

Сергиев Посад. Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле. Введенская и Пятницкая церкви на Подоле Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, д. 127 Координаты: 56.308509, 38.132657 Проезд:у юго-восточного угла лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Самые древние церкви Сергиева Посада - это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, внизу, на Подоле - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. Исторические судьбы двух подольных церквей тесно связаны друг с другом. Обе они неоднократно меняли свой статус в зависимости от исторических условий. Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг - чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря. Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преп. Сергия. В 1547 г. боярин Иван Хабаров финансировал строительство каменной монастырской Введенской церкви. Тогда же на средства Троицкого монастыря и " христолюбцев " (добровольных жертвователей) была сооружена и Пятницкая церковь. После польско-литовской осады 1608-1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, " уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны " . В 1611 г. " поделали и освятили " Пятницкую церковь, а в 1621 г. - Введенскую, причем восстановленный Пятницкий подольный монастырь стал женским. В описи 1641 г. значится: " у Троицы за городом... монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, ... а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными... Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц... "

http://sobory.ru/article/?object=31930

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010