Разделы портала «Азбука веры» Тропари великомученикам Анастасии Узорешительнице, глас 4 Победоноснаго Воскресения/истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/победы на враги поставила еси мук терпением,/Христа ради, Жениха твоего,/Егоже возлюбила еси./Того моли//спасти души наша. Перевод: Победоносному Воскресению истинно одноименной названа ты ( Анастасия от греч. Ανσταση – Воскресение), мученица Христова, победу над врагами одержала ты терпением мучений Христа ради, Жениха твоего, Которого возлюбила ты. Его моли о спасении душ наших. Кондак, глас 2 Во искушениих и скорбех сущии,/к твоему храму притекающе,/приемлют честная дарования/от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие://ты бо присно миру точиши исцеления. Перевод: В искушениях и скорбях находящиеся, к твоему храму приходя, получают почтенные дарования от живущей в тебе Божественной благодати, Анастасия, ибо ты всегда источаешь для мира исцеления. Артемию Антиохийскому, глас 4 Истинною бо Христовою верою/утверждься, страстотерпче,/мучителя злочестива царя/победил еси со идольским того возношением./Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго,/пресветлым венцем победным одарен бысть,/вся исцеляяй болящия и призывающия тя, Артемие великий,/моли Христа Бога//спасти души наша. Перевод: Истинной верой Христовой укрепившись, страстотерпец, нечестивого царя-мучителя победил ты с его идольскими жертвоприношениями. Потому от Царя Великого, вечно царствующего, пресветлым венцом победы был одарен. Исцеляющий всех болеющих и призывающих тебя, Артемий великий, моли Христа Бога о спасении душ наших. Варваре Илиопольской, глас 4 Агнице всеблаженная Варваро ,/Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/и в купели Крещения утвердившися,/в побеждение лести отеческия,/веру исповедала еси Христову./Темже, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог,/исцеляти недуги и болезни вся.//Егоже моли, великомученице, да спасет души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Разделы портала «Азбука веры» Прочитала, что в детских размещают образы святых покровителей детей, но в свидетельстве о крещении не указано имя святого. Сын Артемий (по церковному). Какой святой является покровителем Артемия и обязательно ли размещать образ святого в детской комнате? Прошу прощения за возможное неверное толкование выше написанного, так как не знаю церковных порядков. Если Вы будете молиться святому и научите этому ребенка, то, конечно, стоит поместить икону в детскую комнату. Если же просто понимаете образ как некий оберег для ребенка, то лучше не стоит. Икона — это не оберег, а образ того, к кому обращаются с молитвой. От того, что икона просто будет висеть в комнате, никакого прока не будет. Определить, какой из святых Артемиев (их всего два) является святым покровителем ребенка Вам поможет Определитель именин на сайте-календаре. Обычай называть детей в честь своих выдающихся предков и ставить их в пример подражания, сродни тому, что при крещении выбирается святой, который является не только покровителем, но и примером своей праведной жизни. Иногда своего святого выбирают не по календарю, а по зову сердца. Прочитайте житя святых  – возможно и вам станет очевиден правильный выбор. Святитель Артемий (Артемон), епископ Солунский (Селевкийский); Праведный Артемий Веркольский , отрок; Великомученик Артемий Антиохийский , военачальник. Читая о святых невозможно не восхищаться их подвигами, и об этом конечно стоит рассказать ребенку. Хорошо ввести в семейную традицию — в день праздника святого, посещать храм, особенно, если есть возможность — храм с престолом святого, чтобы это было праздничное богослужение. Обязательно причаститься, получив Божий дар и заступничество тезоименитого покровителя. Такие события обязательно запечатлеваются в памяти ребенка, и в дальнейшей жизни эти воспоминания могут являться спасительными маяками в трудных ситуациях. Что касается присутствие иконы святого в комнате, то этот вопрос перестанет быть актуальным если вы проникнитесь к покровителю как члену своей семьи (он имеет духовное отношение к вашему ребенку), появиться естественное желание видеть его образ, как и фотографии в семейном альбоме, а так же всегда можно обратить к нему взор и помолиться о помощи и заступничестве.

http://azbyka.ru/vopros/objazatelno-razm...

На Афоне почтили Собор всех святых бессребреников      В русской святогорской обители хранятся мощи всех святых бессребреников, или безмездных целителей, частички которых собраны в одном ковчеге, который в день их общей памяти выносится для поклонения братии и паломников. Этот празник имеет самое непосредственное отношение к русской обители на Афоне. Как известно, бессребрениками называются угодники Божии, которые безвозмездно исцеляли людей и домашний скот, используя при этом не столько естественные врачебные навыки и знания, сколько благодатный дар молитвы и чудодействования. Поэтому их еще называют чудотворцами. В лик святых бессребреников входят: Святой великомученик и целитель Пантелеимон и священномученик Ермолай (+ 303 или 305); Святой апостол и евангелист Лука (+ I в.); Безмездные врачи Косма и Дамиан Римские (+ 284); Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские (+ III); Святые мученики Косма и Дамиан Аравийские (по месту происхождения) или Киликийские (по месту страдания), (+ 287 или 303); Святые чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн Александрийские (+ 311); Преп. Сампсон странноприимец (+ 530) и святой мученик Диомид, врач Никейский (+ 289); Святые мученики Фотий и Аникита (+ 305); Священномученик Мокий, пресвитер Амфипольский (+ 289); Святой мученик Фалалей Киликийский (+ 284); Святой мученик Трифон Никейский (+ 250); Священномученики Антипа, епископ Пергамский (+ I в.), Харалампий, епископ Магнезийский (+ 202) и Власий, епископ Севастийский (+ 316); Святители Спиридон, епископ Тримифунтский (+ 348) и Модест, архиепископ Иерусалимский (+ 633/34); Великомученик Артемий Антиохийский (+ 362). Большая часть перечисленных святых имели врачебное образование и практику до своего обращения к Богу. Святой мученик Трифон врачом не был, но еще в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Священномученик Антипа, великомученик Артемий, мученики Фалалей, Фотий, Аникита и Мокий хотя и не были целителями при жизни, однако включены в лик бессребреников по причине многочисленных посмертных чудес и исцелений по молитвам к ним. Святые бессребреники Трифон, Власий, Харалампий, Спиридон и Модест помогали не только людям, но и бессловесной твари, а также являются избавителями от нашествия вредных насекомых.

http://pravoslavie.ru/108045.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Артемий Антиохийский, вмч. Описания иконы Артемий Антиохийский, вмч. - житие 20 октября/2 ноября О святом мученике Артемии древние сказания сообщают, что он был родом из знатного Римского семейства, имел звание сенатора и при императоре Констанции заведывал всем царским имуществом. Артемий начал свою службу при Константине Великом в войсках этого благочестивого императора. Когда ему пришлось вместе с Константином, увидеть на небе чудесное знамение святого креста, то он утвердился в вере христианской и стал верным слугою императора Константина и его дома По смерти Константина, он все время пребывал при сыне его, Констанцие как его лучший друг, и царь давал ему самые почетные поручения. Так, когда Констанций узнал от одного епископа, что тела апостолов Христовых Андрея и Луки погребены в Ахаии то поручил Артемию перенести сии драгоценные сокровища в Константинополь. Артемий, исполняя царское повеление, с великими почестями перенес мощи святых апостолов в царствующий град и за сие получил от царя повышение, которого он был вполне достоин: им[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Святые Евстатий, Артемий, Полиевкт. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4296.jpg:   Размер: 706x900, 0.64 MPix, 130 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (239) , (4) . Описание: [Русь. 1497.] Мч. Артемий. Икона. Русь. 1497 г. 192 х 75. Икона из деисуса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГРМ. Спб. Файл 4299.jpg:   Размер: 462x1200, 0.55 MPix, 114 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (202) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4302.jpg:   Размер: 330x1227, 0.4 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (180) , (3) . Описание: Великомученик Артемий Антиохийский. Именная икона на золоте. Частное собрание, Великобритания. Липовая доска, левкас, желтковая темпера, позолота, твореное золото. 2006 г. Файл 16453.jpg:   Размер: 517x664, 0.34 MPix, 80 Kb. Дата: 2012-03-05, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (342) , (9) .

http://pravicon.com/icon-1277

Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. началось именно с уничтожения христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Одним из главных поводов к гонениям был отказ христиан от вменяемого всем гос. служащим Римской империи, в частности офицерам, участия в языческих жертвоприношениях. За этот отказ приняли мученический венец воины мч. Виктор (II в., пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая), Виктор, мч. Марсельский († ок. 290, пам. зап. 21 июля), великомученики Георгий Победоносец († 303, пам. 23 апр.) - один из самых почитаемых христ. святых, покровитель воинов, и Феодор Тирон († ок. 306, пам. 17 февр.), Александр Римский , мч. Дризипарский († нач. IV в., пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта), воины Фиванского легиона (нач. IV в.), мч. Варвар Воин († ок. 362, пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) и мн. др. Среди святых воинов первых веков христианства широко почитаются также мч. Андрей Стратилат († ок. 300, пам. 19 авг.), великомученики Димитрий Солунский († ок. 306, пам. 26 окт.), Феодор Стратилат († 319, пам. 8 февр., 8 июня) и Артемий Антиохийский († 362, пам. 20 окт.), мч. Иоанн Воин (IV в., пам. 30 июля) и др. Жития этих святых повествуют и об их незаурядных воинских подвигах, совершенных с помощью благодати Божией,- их христ. совести не противоречила В. с. в легионах языческих императоров Рима. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Участие христиан в гос., общественно-политической жизни, а следов., и в войнах в большей степени стало необходимо с провозглашением в нач. IV в. христианства гос. религией Римской империи. В этих условиях, по словам протопр. Иоанна Мейендорфа , «все учения о непротивлении насилию, будучи доведены до логического конца, обращаются лицемерием... Если человек не хочет никоим образом принимать участие в военном насилии, то он должен также отказаться и от уплаты налогов, и от участия в выборах. Единственной альтернативой общественному существованию может быть монашество, проповедующее полный уход из общества» (Введение в святоотеческое богословие.

http://pravenc.ru/text/155071.html

Перед Литургией не зря читают часы третий и шестой. Ни первый, ни девятый в это время не читают. Третий час (соответствующий нашему 9-му часу утра) и шестой (соответствующий полудню) это временные границы и, одновременно, напоминание о священных событиях. Третий час – о Сошествии Святого Духа на апостолов, а шестой – о Крестной муке Христа. Позже 6-го часа, то есть позже 12 часов полдня начинать Литургию нельзя. Итак, в полдень Господь повис на Древе. Среди ясного дня в зените солнечного диска «от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45). По нашему счету: от полудня до третьего часа дня. Солнце отказалось светить на это злодеяние. Вселенная страдала вместе со своим Господом. И в это же время потом был обращен к вере и покаянию самый главный, самый важный, самый неутомимый труженик в деле проповеди Святого Евангелия - Павел.      В это же время совершилось и обращение Константина. Император, запретивший преследовать христиан за веру, сделавший воскресенье выходным днем, принесший Церкви отраду свободной жизни, тоже был обращен чудом. И тоже в полдень. Битва с Максенцием, битва за венец Римского императора предстояла Константину. И накануне сражения Бог явил ему знак. Знак Креста. На небе. Вот, как об этом говорит перед лицом Юлиана Отступника великомученик Артемий Антиохийский: «Он (Константин) был обращён ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали написанное на нём. И ныне в войске есть ещё много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду» Это событие тоже произошло «около полудня». Очевидно, полуденное время не простое и требует памяти о святых событиях и молитвы. В Церкви этот обычай хранится. Но хорошо хранится лишь то, что понимается. И то, что достойно понимания и памяти, должно распространяться, находя новых учеников и последователей.

http://radonezh.ru/analytics/vremya-vazh...

3 января 1996 г. Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом, в Свято-Успенском Жировицком монастыре пострижен в монашество с именем в честь Артемия, великомученика Антиохийского. 8 января 1996 г. возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска, Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси в сослужении сонма архиереев синода Белорусской Православной Церкви, хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. С 1997 по 1998 гг. епископ Артемий являлся председателем совета Центра православного просвещения во имя преподобной Евфросинии Полоцкой. 29 декабря 1999 г. награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II-й степени. 25 апреля 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского II-й степени. 5 июня 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Епископ Гродненский и Волковысский Артемий является Председателем молодежного движения Белорусской Православной Церкви. В соответствии с должностью курирует православное молодежное движение в Беларуси. Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви и его председатель - епископ Гродненский и Волковысский Артемий – в 2004 году стали лауреатами премии III Фестиваля православной молодежи «Обретенное поколение», прошедшего с 5 по 6 сентября 2004 г. в Москве. 9 сентября 2004г. постановлением совета Минской Духовной Академии имени святителя Кирилла Туровского епископу Артемию присвоена ученая степень кандидат богословия за диссертацию на тему «Введение в православное богословие». 4 февраля 2006 г. награжден орденом преподобного Серафима Саровского 2 степени. 25 апреля 2007 г. награжден орденом святителя Кирилла Туровского I степени. В 2006 году поступил в Христианскую теологическую академию г.Варшава (Республика Польша). По окончании курса в 2007 году, постановлением совета академии Владыке Артемию присвоена степень магистра богословия за диссертацию на тему: «Проблемы преподавания предмета «Катехизис» в странах бывшего Советского Союза»».

http://lib.cerkov.ru/authors/262

Святой великомученик Артемий обличает императора Юлиана Отступника в убиении пресвитеров Антиохийской Церкви Евгения и Макария. В правом углу миниатюры изображено усекновение глав пресвитерам Евгению и Макарию Юлиан не запрещал христианам исповедовать свою религию и не подвергал их репрессиям за саму веру, но убийства христиан, совершавшиеся языческой чернью, оставались безнаказанными, и в этом смысле можно считать, что при нем возобновились гонения на Церковь. Особенно много христианской крови пролито было в палестинском городе Газе. Местных христиан Евсевия, Нестава и Зенона схватили, подвергли избиениям и посадили в темницу по обвинению в том, что в предшествующее правление они разоряли языческие храмы. Собралась толпа язычников, раздались подстрекательства к убийству галилеян, и, как пишет Созомен, «убеждая друг друга – что обыкновенно бывает при возмущении черни, – они побежали в темницу и, выведши оттуда помянутых мужей, умертвили их жесточайшим образом: влачили то навзничь, то лицом книзу и ударяли о землю, а кому вздумалось, били – кто камнями, кто палками, кто чем случилось… Женщины выходили из-за станов и кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали ее на мучеников, то пронзали их вертелами… Растерзав… их и разбив им головы… они вывезли их за город, куда обыкновенно бросают трупы околелых бессловесных животных, и, разведши огонь, сожгли тела их, а оставшиеся и не истребленные огнем кости перемешали с разбросанными там костями верблюдов и ослов» . Но ночью одна христианка собрала кости мучеников и передала их на хранение родственнику одного из пострадавших, Зенону, впоследствии ставшему епископом и положившему эти мощи под алтарем храма. Совершив избиение христиан, жители Газы опасались подвергнуться за свое самоуправство наказанию. Но они напрасно опасались возмездия за преступление. Юлиан обратился к газейцам с письмом, в котором обвинил начальника провинции за то, что тот «некоторых газейцев, признанных за зачинщиков возмущения и убийств… взял и держал в цепях как людей, долженствовавших получить наказание по законам. Стоило ли брать их под стражу, говорил он, что они не многим галилеянам отмстили за многие оскорбления, причиненные и им самим, и богам их?»

http://pravoslavie.ru/47064.html

После великого исхода русских из России семья Медведевых попала в приютившую ее Сербию. В Сербии Сергей Иванович Медведев сначала преподавал в кадетском корпусе, а потом - латинский язык в сербской гимназии. Умер он в Югославии в 1934 году. Артемий Медведев в Белой Церкви окончил Крымский кадетский корпус, а затем поступил на лесной факультет Загребского университета. В кадетском корпусе, как вспоминают знавшие его тогда, Артемий был известен своим миролюбием. Он не мог лечь спать непримиренным, и были случаи, когда он делал другим кадетам поклоны до тех пор, пока они его не прощали, хотя они же были виноваты в проступке или неудачном слове. Принимал участие Артемий и в культурной жизни Белграда. Одно время он был статистом в опере. Его любимой оперой была опера Н.А. Римского-Корсакова «Град Китеж», и он впоследствии часто «хвалился», что в Белграде был знаком с автором либретто этой оперы В.И. Бельским. Знал он и И.К. Сурского - автора книг, положивших начало прославлению святого Иоанна Кронштадтского. В Белграде Артемий познакомился со старшим иподиаконом митрополита Антония Борисом Критским, будущим хранителем Курской-Коренной иконы Божией Матери. Борис прислуживал вместе с будущим архимандритом Спиридоном (Ефимовым; скончался в Калифорнии в 1984 году). Борис рассказал Артемию про Мильковскую обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы, куда Артемий и поступил в возрасте 22 лет. Отец Артемия неодобрительно смотрел на путь, избранный сыном. Настоятель обители схиархимандрит Амвросий подарил Артемию книгу митрополита Антония «Догмат искупления». Артемий ее с умилением прочитал. Его особенно затронуло то, что митрополит Антоний делал такой упор на слова молитвы перед причащением: «Милостию сострастия тепле кающияся...» Протоиерей Всеволод Дробот вспоминает, как в 1945 году он в Берлине впервые встретился с иеромонахом Антонием. Через два года отец Всеволод познакомился с двумя пострижениками Мильковской обители, отцами Каллистом и Зосимой. Отец Зосима рассказал о том, как впервые будущий иеромонах Антоний приехал в Мильковскую обитель. Игумен обители поручил отцу Зосиме выяснить, будет ли из Артемия Медведева годный монах. И вот простой мужик отец Зосима отправил молодого интеллигента Артемия на послушание в огород. Через несколько часов игумен попросил отца Зосиму проверить, как там Артемий подвизается. Отец Зосима пошел на огород, и к нему под благословение подошел Артемий. Отец Зосима благословил Артемия, а у того руки все в крови. Отец Зосима возвратился к игумену и на его вопрос: «Как там брат Артемий?», - ответил: «Из него будет монах».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Артемий добровольно покинул игуменство и ушел «в пустыню». О нем и его ученике вспомнили, когда в Москве начался «Собор на еретиков». Первоначально Артемия и близких к нему старцев привезли в качестве книжников для обличения вольнодумцев. Но Башкин дал против игумена показания, и Артемий бежал из Москвы на Белое озеро. Тогда его доставили на Собор вторично, уже как обвиняемого. Башкин свидетельствовал, что Артемий разделял его взгляды – отрицал иконы, хулил Евхаристию и Святых Отцов и т.д. Однако Артемий отверг эти обвинения и объявлял, что верует православно. Но недоброжелатели Артемия предъявили к нему новые претензии: не проклинал новгородских еретиков, не хранил поста, ездил к немцам для каких-то разговоров и пр. Артемий отвечал, что пост нарушал, будучи в гостях, ради любви (в том числе – в царском дворце), а к немцам ездил, дабы поговорить с учеными людьми, чтобы лучше узнать об их вере и ее отличии от Православия. Свидетельства бывшего Ферапонтовского игумена Нектария о якобы им слышанных богохульных и еретических речах Артемия другие свидетели не подтвердили. Тем не менее, Артемий был, вероятно, из разряда тех людей, которые уже одними своими нестандартными взглядами и деятельностью умеют настроить против себя многих окружающих. Это был человек живой, любознательный, независимый во взглядах. Он, как видно, интересовался религиозной жизнью Запада, критически относился ко многим специфическим чертам церковной жизни Руси. Артемий принадлежал к нестяжателям, что, вероятно, определяло его оппозиционный настрой по отношению к иосифлянскому кругу митрополита Макария. Острый на язык, Артемий имел немало личных недругов, которые использовали соборный суд как возможность отомстить ему, обвинив его в ереси. Артемий, правда, действительно допускал некоторые не в меру вольные высказывания, но, конечно, квалифицировать их как ересь никак нельзя. Так, например, он признался на Соборе 1553-1554 гг., что утверждал: на Стоглаве «о крестном знамении не доспели ничего». В сущности это было правдой, если иметь в виду постановление об обязательном двуперстии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436293/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010