Церковь верует и исповедует, что Господь Иисус был распят и умер на Кресте. Господь почил сном Великой Субботы. «Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем», – говорится в древних литургиях Церкви. Секулярность, даже верующая религиозная христианская секулярность – здесь достаточно вспомнить теологический манифест Джанни Ваттимо Credo di Credere (1996) – вслед за Ницше постулирует смерть Бога на Кресте и, в странном герменевтическом кульбите игнорируя Воскресение, останавливается на Великой Субботе. Таким образом, Великая Суббота предстает как матрица самоупразднения Бога и первоисточник секуляризации. Церковь говорит о том, что смертный покой Господа был недолгим. Согласно свидетельству Послания апостола Петра и текстам древних символов веры, смертный покой Господа в Великую Субботу не был самоупразднением, но временем Его домостроительной, то есть экономической, деятельной неутомимости. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3:18-19). Наконец, богословие Великой Субботы есть провозвестие свободы. Не философской свободы – как способности выбирать между добром и злом, но библейской и новозаветной свободы во Христе, понимаемой как способность любить и совершать только добро. Другой пророк безоговорочной секулярности, отец всех неверующих Жан-Поль Сартр (1905-1980) в 1943 году провозгласил, что «ад – это другие» . Ведь человек, по мысли Сартра, есть абсолютная самоутверждающаяся свобода. Но таких (других по отношению друг ко другу) свобод так же много, как много людей… Уснув сном Великой Субботы, Господь Иисус свободным сошел во ад. Так, свобода бесконечного следования только добру Господа Иисуса – этого единственного исторического Само-Откровения Бога – вышла навстречу небытию, упраздняя таким образом вечную само-изоляцию человека, которая когда-то началась в Раю и в своем трагическом самоутверждении за счет других более не могла остановиться.

http://bogoslov.ru/article/6027579

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. Во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу (плат с изображением Христа, лежащего во гробе), все еще находящуюся на престоле. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, обходит престол и выносит ее из алтаря на середину храма для поклонения. В некоторых церквах после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы». =============================================== Великую суббота. Св. Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово. Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется дивный и прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою», написанный инокиней Кассией. Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу». После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя. Затем, повторяя «Трисвятую песнь», под колокольный звон народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу - совершается шествие с плащаницей вокруг храма — чин погребения Спасителя. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Многократное пение «Аллилуиа» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается еще раз, после ектении и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=9&iid=20...

СогласноТипикону Великой церкви, во время вечерни Великой субботы обязательными к прочтению были только первые семь паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; чтение паремий перемежалось пением - после 3-й паремии пелся прокимен из 26-го псалма, а 6-й паремия и сама по себе завершалась песнью, к которой припевался припев Исх 15. 1b и прибавлялось славословие в конце). Но если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, к первым семи могли прибавляться еще семь (т. е. паремии с 8-й по 14-ю: 1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; этот ряд дополнительных паремий также перемежался пением - после первых трех [т. е. после 10-й по общему счету паремий] пелся прокимен из 92-го псалма). Если же Патриарх вместе с новокрещеными успевал вернуться в храм к концу 7-й паремии, эти дополнительные паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 [по тексту LXX]), напротив, никогда не отменялась, поскольку она имела особую функцию: замыкающая эту паремию песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев (с припевом Дан 3. 57b) и служила приветствием для прибывших в храм новокрещеных и знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. По окончании песни отроков, когда Патриарх и новокрещеные уже стояли на положенном месте у входа в храм, певцы начинали петь Елицы во Христа, и в это время Патриарх совершал Миропомазание (в древней традиции Константинополя Печать дара Духа Святаго - помазание св. миром - ставилась только на лоб крещаемых). Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Псалом 31 ( Блажени ихже оставишася ). Патриарх и сослужащие совершали вход в алтарь, и начиналась Божественная литургия - сразу с Елицы во Христа вместо обычного Трисвятого. На литургии не пелись ни прокимен, ни аллилуарий - Апостол (Рим 6. 3-11) читался сразу, а аллилуиарий был заменен 81-м псалмом. Апостол Великой субботы - тот же, что и в чине таинства Крещения ( Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся ), а Евангелие (Мф 28. 1-20) включает в себя не только обычное крещальное чтение, но и полный рассказ евангелиста Матфея о Воскресении Христовом, звучащий в храме единственный раз в году - в этот день. Пелась обычная херувимская 5 ,причастен - Пс 77. 65.

http://bogoslov.ru/article/399377

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго . В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Богослужения Великой Субботы, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота  — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. После Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого — последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии — сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам — сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

Бальтазар настаивает на том, что мы должны воспринять со всей серьезностью солидарность Христа с мертвыми и признать, что Он после смерти пребывал в шеоле, который не был освещен «светом спасения», так как Он Сам «заместительно отказался» от этого света, чтобы быть способным даровать его другим (С. 151). Сошествие во ад есть пребывание во тьме смерти,  предельная точка кенозиса Слова Божьего, Его вторая, или душевная, смерть. Событие Великой субботы имеет крайне важное сотериологические измерение. Христос, приняв за всех полноту наказания за грех, делает возможным спасение для всех умерших, живших «как до, так и после [Его] явления» (С. 156). Христос «внутренне претерпел смерть» и через это «лишил смерть власти, сделав ее для Себя и для всех “прошлым”» (С. 133). Но Христос является не только Спасителем, но и Судьей. Христос, реально прошедший опыт ада и возвышенный в Воскресении Отцом (С. 176-177), имеет ключи ада и может «выносить решение о вечном спасении и проклятии человека» (С. 156). « Я был мёртв, и вот Я жив во веки веков, и имею ключи смерти и ада»(Откр. 1:18), –говорит о Себе Христос. Бальтазар завершает рассуждение о Великой субботе словами Григория Богослова: «Если [Христос] сходит во ад, [то и] ты сойди с Ним. Познай также [находящиеся] там Христовы тайны» (Orat. 45, 24). Бальтазар предполагает, что этот призыв Григория сойти во ад со Христом необходимо понимать как предложение не сопроводить Христа, поскольку шеол есть место совершенного одиночества, но разделить с Ним это одиночество. Мы должны «быть мертвыми вместе с мертвым Богом» (С. 162). Колоссальная разница между подходом Бальтазара к догмату о сошествии во ад и тем подходом, который отражен в Предании Церкви, как Римо-Католической, так и Православной, не может не броситься в глаза тому, кто хоть немного знаком с традиционным пониманием этого догмата. Если Церковь всегда видела в событиях Великой субботы активное действие Христа, заключающееся в триумфальной победе над адом, разрушение и наполнение ада сиянием Божественной славы, то в концепции Бальтазара Христос предстает как страждущий пленник мрака и одиночества шеола. Но дает ли это нам основание считать, что Бальтазар совершил разрыв с Церковным Преданием или же, переосмыслив  догмат о сошествии во ад, он всего лишь показал, так сказать, его обратную сторону?

http://bogoslov.ru/article/4474057

В этот же день Патриарх совершает освящение мира — особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. Оно совершается один раз в жизни — сразу после Крещения. Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба — чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше — вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой. Богослужения Великой Пятницы, Страсти Господни УТРОМ: Царские часы ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы В  пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница — это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница — больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа. Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы. Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня — отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания. Утреня — по сути — отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

Василия Великого; в Великие понедельник, вторник и среду, а также пятницу — Преждеосвященных Даров; все эти шесть литургий совершались, ради поста, на вечернях. Доиконоборческий распорядок литургийных чтений не сохранился, однако можно предполагать, что те евангельские чтения, которые приведены в Типиконе Великой церкви для дней Страстной седмицы (но не Пасхи), в целом соответствуют доиконоборческой практике. В Великие понедельник, вторник и среду этими чтениями служат Мф 24. 3-35; 24. 36 — 26. 2 и 26. 6-16 (=поучение Господа на Елеонской горе [понедельник и вторник] и следующие за ним рассказы о помазании Христа миром и о предательстве Иуды [среда]), то есть примерно те же чтения, что и в доиконоборческой иерусалимской традиции , а в Великие четверг и пятницу это — составные Евангелия (Мф 26. 2-20 + Ин 13. 3-17 + Мф 26. 21-39 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 40-27 [в четверг] и Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 [в пятницу]), в своей совокупности представляющие последовательный и непрерывный рассказ о событиях Страстей, начиная с предсказания Христа о Его распятии и заканчивая погребением Господа; на доиконоборческую дату чтений четверга и пятницы может указывать то, что две «огласительные» паремии вечерни сопровождаются здесь еще и третьей, соответствующей литургической теме дня («огласительные» чтения из Исхода, Иезекииля и Иова с темами дня не связаны), то есть принадлежащей уже к литургийным чтениям — а исчезновение ветхозаветного зачала из цикла литургийных чтений Константинополя произошло в эпоху иконоборчества. Литургийное чтение Великой субботы — уже пасхальное. Это связано с тем, что вечерня и литургия Великой субботы являются ни чем иным, как древним бдением пасхальной ночи. Великая суббота — единственный день в году, когда византийские литургические книги предписывают прочитывать рассказ евангелиста Матфея о Воскресении Христовом (Мф 28) целиком, а не в сокращении, начиная только со стиха Мф 28. 16. Это также единственная суббота в году, когда не бывает утренней литургии.

http://bogoslov.ru/article/397608

Господь нисходит во ад, влекомый силой бесконечной сострадательной любви. Здесь Его проповедь обращена ко всем тем, кто уже все знает, но не может ничего исправить только своими силами. Ад – это состояние без Бога, это неуменьшаемый ничем максимум зла, определявшегося святыми отцами как отсутствие добра. Бог нисходит именно туда, где часть заточенных навсегда отказалась от Него, от Его дел и слов, а другая часть оказалась их невольными заложниками. Он нисходит и как Свет и как Мрак, и как Слово, и как Безмолвие, дабы спасти всеми путями праведников, несправедливо и неукоснительно заточенных там и тех, кто имеет в себе спасительной залог правой веры и хотя бы малую толику добрых дел. « В раи же с разбойником». Перед смертью крестной было дано Им это обещание: « Днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23, 42). В рай первым входит разбойник, тот, кто не имел никаких прав на превозношение и почести, но глубиной покаяния заслужил это исключительное духовное первенство. Рай – это то самое место, где еще более совершенно раскрывается Божественная Слава Христа, где – по мысли свт. Григория Паламы – исключительный опыт боговидения и созерцания Нетварного Света на Фаворе оказывается неким постоянным состоянием святого . Исключение тут становится правилом. Свет – мраком. Слово – безмолвием, в котором непрестанно рождаются все новые и новые пути прославления Бога. « И на престоле был еси со Отцем и Духом». Господь в тот же самый день, что нисходит во ад, восседает по Божеству на троне Небесного Царствия, отколе наполняет Своею милостью весь мир. Что же нам самим делать? Готовы ли мы сами всею глубиной души воспринять и вместить в сердце священные события Великой Субботы? Есть ли в нас то пламенное горение духа, которым был преисполнен св. Поликарп Смирнский, который именно в день Великой Субботы был ведом на мученическую кончину? До какой степени должно окаменеть и придти в совершенное нечувствие сердце, чтобы и в этот величайший день не проникнуться удивительным чудом воистину живоносной смерти Спасителя?

http://bogoslov.ru/article/2544667

Крестный ход – это ход мироносиц ко гробу; они идут, чтобы последний раз оплакать умершего Христа и умастить Его тело благовониями, т. е. участники пасхального богослужения, преодолевая время и пространство, становятся как бы участниками тех событий Священной истории, которые вспоминают. Надо отметить, что такой подход и взгляд на богослужение является характерной особенностью христианской литургической ментальности в целом, но в службах Страстной недели и Пасхи это проявляется с особой силой. Подобных текстов немало в богослужебной традиции. Например, мы словно вместе с Марией Магдалиной беседуем с ангелом: «Магдалина Мария притече ко гробу, и Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше. Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе. Христос воскресе, смерть поправый, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся» (припевы к 9-й песне Пасхального канона) . Это очень хорошо видно, когда мы как бы вступаем в диалог с женами-мироносицами: «Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща» (Стихиры Пасхи); когда мы как бы обращаемся к невидимым собеседникам: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (Стихиры Пасхи). Но больше всего таких текстов, в которых мы обращаемся ко Христу, беседуем с Ним, как чадо со своим отцом. Например: «Величаем Тя, Иисусе Царю, и чтим погребение и страдания Твоя, имиже спасл еси нас от истления» (Непорочны на погребение Великой Субботы, статья 1), «Достойно есть величати Тя, всех Зиждителя: Твоими бо страданьми имамы безстрастие, избавльшеся от тления» (Непорочны на погребение Великой Субботы, статья 2), «Вчера спогребохся Тебе Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем» (3-я песнь Пасхального канона) и т.

http://bogoslov.ru/article/6027170

Ну и наконец, Великая Суббота тоже имеет Литургию Василия Великого, тоже очень торжественную. Но это Литургия Великой Субботы имеет особый статус. Во-первых она является Пасхальной Литургией, не смотря на то что она в субботу, она уже Пасхальная. Это нужно иметь ввиду. Почему? Потому что раньше эта Литургия служилась в Пасхальную Ночь, потом её стали совершать чуть раньше. Во-вторых она имеет статус Крещальной. Потому что эта та самая Литургия, на которой происходило крещение большой группы новых христиан в четвёртом, пятом и шестом веке. Т.е. это самая главная Крещальная и Пасхальная Литургия Великой Субботы. Поэтому она такая торжественная, поэтому она Василия Великого. Вот такая ситуация с Литургиями. Теперь о содержании дней Страстной Седмицы. Дни Страстной Седмицы имеют содержание уникальное. Т.е. такого в церковном году больше не бывает никогда, только в эти дни. В чём эта уникальность? Эта уникальность выражается в том, что не только, каждый день освящён совершенно конкретным событием из жизни Христа и из жизни учеников его, а даже можно сказать, каждый час этих дней. Можно сказать, каждый Богослужебный час делает попытку проследить, что в этот час делал, говорил Господь Иисус Христос, куда он направлялся с Апостолами, и что вообще в этот час происходило. Т.е. Страстная Седмица имеет такой режим непрерывного следования за Христом, буквально пошагово следуя. Каким образом это удаётся осуществить? Очень просто. На Страстной Седмице, чрезвычайно много, в чрезвычайном объёме, читается Евангельский текст. Т.е. трудно найти службу на Страстной Седмице, на которой бы не читалось Евангелие. Они есть, но их не очень много. Евангелие читается огромными отрывками, огромными кусками, читается по разным принципам. И читая, вот эти Евангельские тексты, переживая и осмысляя их в песнопениях, у Церкви появляется возможность проследить, что Господь Иисус Христос делал не только в каждый из этих дней, но даже в каждый из часов этих дней. Не будет преувеличением, если сказать, что на Страстную Седмицу Церковь просто таки сопровождает Христа на его Крестном Пути, на пути его последних дней жизни. В этом состоит уникальная особенность этих дней перед Пасхой.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010