Великой Субботы

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
Митрополит Питирим (Нечаев). Русское благочестиеИскать в ИсточникеИсточник
... и погребение Господа. Священники читают " Последование страстей " – 12 евангельских чтений о страданиях Господа. Чтение сопровождается соответствующими песнопениями, молящиеся как бы предстоят у Креста. По благочестивому древнему обычаю они держат в руках во время евангельского чтения зажженные свечи, а после службы приносят их в свои дома. Вечернее (точнее дневное) богослужение Великой Пятницы сопровождается изнесением на средину храма изображения тела умершего Христа – Плащаницы, которая полагается на возвышении, подобно гробу; ей трепетно поклоняются. Следующее богослужение – утреня Великой Субботы является вершиной литургического творчества Православия. На ней совершается чин погребения Христа Спасителя. Он состоит из особых " похвал " , чередующихся попеременно со стихами 118 псалма: образ ветхозаветной праведности изображенный в нем, соединяется с новозаветным образом сходящего в землю и даже до ада, но на небе пребывающего Христа. Плащаница выносится из храма и обносится вокруг него, как при погребении. Утром в Субботу совершается удивительная по красоте литургия, на которой после чтения 15-ти ветхозаветных паремий священнослужители переоблачаются из темных в ... далее ...
Троице-Сергиева Лавра в период гонений на веру и ...Искать в ИсточникеИсточник
... Лавры к Пасхальному богослужению. Православные прихожане за короткий срок приготовили огромный храм к службе. Дочь отца Павла Флоренского, Ольга Павловна, сшила из пожертвованной Патриархом парчи облачение на престол и жертвенник. Все необходимое для совершения богослужения — сосуды, три Евангелия, Плащаница и облачения трех цветов — было получено от музея в бывшей лаврской ризнице. И уже в Великий Четверг вечером архимандрит Гурий, схиархимандрит Иларион и иеродиакон Иннокентий (Коляда) совершили утреню с чтением 12 Евангелий, на другой день вынос Плащаницы и последующие службы Великой Субботы и Святой Пасхи. 20 апреля, в Великую Субботу, совершалась первая литургия на старом антиминсе Успенского собора, который архимандрит Кронид (Любимов) передал на хранение до открытия Лавры благочестивому мирянину Тихону Пелиху, а тот в свою очередь — новому наместнику [117, с. 339; 26, с. 90] [4]. В Великую Пятницу после вечерней службы из Троицкого собора, находившегося в ведении музея, в Успенский собор была перенесена рака с мощами Преподобного Сергия. Тогда же, по благословению Патриарха, отец Иларион, хранивший подлинную главу святого с 1941 г. в алтаре храма ... далее ...
Икона Преображения ГосподняИскать в ИсточникеИсточник
... восхищение тем, что оказался в первозданном состоянии мира, когда Бог «увидел все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1, 31 ) . Таким был сотворенный Богом мир, хотя истинное его состояние еще остается сокрытым. Но вот покров тайны приоткрывается на вершине Фавора, и ученики, хотя и трепещут, но успевают ощутить совершенную радость. Икона – гораздо больше, чем искусство. Эти два видения мира очень далеки друг от друга; икона оживает, раскрывает свою идею и является нам только тогда, когда мы последуем литургическому призыву «да молчит всякая плоть человеча» (тропарь на литургии Великой Субботы) ; тогда в безмолвной сосредоточенности наши глаза действительно откроются, икона оживет, и сокровенная в ней тайна заговорит, подобно тому, как три избранных апостола Христова смогли увидеть свет Преображения. И тогда образ будущего века молнией озаряет нас, словно подлинный пир кра­соты. Христос, беседуя с Моисеем и Илией, говорит о Своих грядущих страданиях, о Красоте распятой, но Красота в мученическом венце сияет еще ярче. Любовь, даже любовь Божия, может быть только жертвенной, то есть крестной; отсюда крест: современный мир идет крестным путем вслед за Христом. Но ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Богословие ви́дения. Икона Пресвятой Троицы ...Искать в ИсточникеИсточник
... отступает от древа жизни», поскольку его плоды подаются нам в Евхаристии [3]. Руки Ангелов направлены к символу земли, ибо она есть место, где действует Божественная любовь. Мир существует вне Бога, будучи иной природы, но включен в священный круг «причастности Отцу»; он повторяет круговое движение, верхняя точка его в небе, куда уходит скала, а завершается круг дворцом-храмом. Этот храм является как бы продолжением фигуры Ангела- Христа, Его воплощения. Он – Его космическое тело, Церковь, невеста Агнца, соединенная с Ним без «смешения или разделения». Храм погружен в глубокий покой Великой Субботы – итог тринитарного движения. Цикл космической литургии завершился. Это – эсхатологическое видение Нового Иерусалима. Позолоченная часть храма, выступающая как надежное укрытие, символизирует материнскую защиту Богородицы и предстояние святых, это омофор, Покров Пресвятой Девы. По преданию, Голгофский Крест был сделан из древесины дерева жизни. На иконе изображения креста не видно, но его образ является явным стержнем композиции. Светлый нимб Отца, чаша и знак земли расположены на одной вертикали, делящей икону пополам и пересекающейся с горизонтальной линией, которая ... далее ...
Монастырская культура в истории древнерусского ...Искать в ИсточникеИсточник
... такие талантливые распевщики, как Иона Зуй и знаменитый Лонгин Шишелов (Корова) , головщик и уставщик Троицкого монастыря [14; 15; 16]. Этими распев- щиками, особенно Лонгином, было создано множество авторских напевов на канонические богослужебные тексты. Время мощного роста русского государства породило мощные творческие личности, которые соответствовали эпохе. Для Троицкого монастыря такой личностью, несомненно, была личность Ионы Зуя. Иона Зуй заметно выделяется в истории троицкого пения. Он был диаконом монастыря и служил в 40-е - 50-е гг. XVI в. Известен его «перевод» херувимской Великой субботы «Да молчит всякая плоть» [13, с. 107-109]. «Троицкое, суще Зуевское» — по этой ремарке можно судить о том, что троицкая редакция песнопения возникла на основе зуевских напевов. Это подтверждает сравнение списков троицкого и зуевского, они очень близки, хотя в монастыре их различали как разные варианты напевов. Зуевское «Да молчит» по времени создания относится к середине XVI в. (верхняя граница — не позднее 1559 г., года вероятной кончины диакона) , ранний список — конца XVI - начала XVII в., ТИМ, Син. П. 1357. Это песнопение занимало совершенно особое положение в годовом ... далее ...
Перенесение мощей преподобномученика Анастасия ...Искать в ИсточникеИсточник
... смутить его душевный покой и отвратить его от обители и от сожительства со святыми отцами. Но помощью Бога, в Котором святой Анастасий имел крепкое утверждение против врага, а равно молитвами и наставлением своего учителя и духовного отца, которому исповедовал все свои мысли, он остался непобедимым и непоколебимым при всех искушениях врага. После того, как преподобный Анастасий провел в монастыре семь лет и собрал обильное духовное сокровище добродетелей, он был призван Господом к мученическому венцу таким видением. Пред самым наступлением светлого праздника Воскресения Христова, в вечер великой субботы, он лег отдохнуть немного после дневных трудов и, уснув, увидел себя стоящим на высокой горе. К нему подошел какой-то светоносный муж, державший золотую чашу, украшенную драгоценными камнями и наполненную вином. Передав ему чашу, муж сказал: «Возьми и пей». Он взял и испил. Душа его тотчас исполнилась несказанной радости, и он еще во сне уразумел, что это было для него знамением желаемой им мученической кончины, к которой призывает его Господь 6. Проснувшись, он, исполненный радости и веселья, поспешил в церковь к началу службы Воскресению Христову. Там, отозвав в сторону, в ... далее ...
Икона Рождества ХристоваИскать в ИсточникеИсточник
... лежащего в яслях Вифлеемского Агнца, победившего змия и даровавшего миру мир (молитва после Литургии) . На иконе Христос ничем не напоминает идиллический образ младенца; Он – уже муж скорбей ( Ис. 53, 3 ) . Символы крещения – крест и купель – прообразуют крещальную купель Богоявления; сразу вспоминается полная драматизма 6¬я глава Послания к римлянам, где о крещении говорится как образе смерти. Действительно, пелены Младенца в точности таковы же, как погребальные пелены, изображаемые на иконе Воскресения, и странная неподвижность Вифлеемского Агнца заставляет вспомнить слова из утрени Великой Субботы: «Сия́ бо есть благослове́нная Суббо́та. Сей есть упокое́ния день, во́ньже почи́ от всех дел Свои́х Единоро́дный Сын Бо́жий» [16]. «Спит Живо́т, и ад трепе́щет» [17]. Конечную цель этого покоя указывают и рождественские песнопения: «Плени́цы грехо́вные разреша́яй пелена́ми», «пелена́ми повива́ется, разреша́ет же многоплете́нные плени́цы прегреше́ний» [18]; пелены, то ли младенческие, то ли погребальные, пророчествуют о попрании смерти через смерть. Волхвы, как это подсказывается текстами, предызображают жен-мироносиц. Бог посылает волхвов, чтобы они поклонились Ему, ... далее ...
Возвращение великой святыниИскать в ИсточникеИсточник
... Михея, святые мощи сгорели перед революцией промыслительно, чтобы можно было отделить главу. Глава преподобного Сергия, – говорил Владыка, – была совершенно белой, с высоким благородным лбом, просто красивой». Из воспоминаний протодиакона Сергия Боскина «Великая Пятница. 6 19 апреля. В два часа дня отец Гурий открыл Царские врата, совершил малое освящение престола в [Успенском] соборе и, по окроплении собора святой водой, началась вечерня. Пришел старец схиархимандрит Иларион (Удодов) , вдвоем с отцом Гурием они выносили Плащаницу. В шесть часов вечера началась утреня, по чину Великой Субботы, с обнесением Плащаницы вокруг собора. Служили о Гурий и о Иларион. Великая Суббота, 7 20 апреля. В семь часов вечера из Троицкого собора в Успенский собор в закрытой серебряной раке принесли святые мощи преподобного Сергия. Раку поставили на деревянный помост у правой стены Успенского собора. Вечер Великой Субботы. К десяти часам вечера прихожу в Лавру. Ожила на многие годы заснувшая, затихшая Лавра – народ спешит. Собор полон, у правой стены много света – это у раки со святыми мощами на подсвечниках горят свечи. Перед мощами преподобного Сергия стоит согбенный ... далее ...
Архимандрит Софроний (Сахаров) о преподобном ...Искать в ИсточникеИсточник
... искусство вообще – такая категория, которая наиболее близко может подвести человека к Богу по аналогии своих опытов, глубине переживаний. Музыка граничит, как мы знаем из истории музыки, уже не только с душевными, но и духовными категориями. Достаточно вспомнить Баха. Оставление искусства гораздо «болезненнее», нежели оставление материальных ценностей. Поэтому у старца борьба была очень серьезной, но в конце концов «победила молитва». Свято-Пантелеимонов монастырь У старца все перевернулось после видения Нетварного Света в 1920-е гг. в Париже. Он созерцал Нетварный Свет три дня: начиная с Великой Субботы, на Пасху, и потом, в Светлый Понедельник. После такого видения Бога глубочайшее покаяние было естественным исходом. Старец всю жизнь терзался, что он «предал Христа», уйдя в поиск Сверхличного Абсолюта, оставив Смиренного, Любящего Христа, Который есть Сам Бог Вседержитель. Эта мысль действительно как нож в сердце, она рождала в нем глубочайшую молитву «отчаяния», может быть, отчасти аналогичную той, которую испытал и апостол Павел, который гнал Церковь и избивал христиан, и апостол Петр, который отрекся от Христа Вседержителя ради какой-то своей мелочной безопасности. ... далее ...

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Прочитать книгу можно здесь
Иконописец: ремесленник или церковнослужитель?Искать в ИсточникеИсточник
... как со стороны «ревнителей» Православия, требующих запрета для женщин на занятия иконописью, так и со стороны тех, кто полностью поддерживает женщин-иконописцев. Отвечаем обеим сторонам сразу. Женщины в XX веке доказали делом свое право на занятие иконой. Вспомним тут добрым словом монахиню Иулианию (Соколову) , монахиню Иоанну (Рейтлингер) , К. М. Покровскую, равно как и многих других, в том числе и ныне живущих. В древней Церкви женщины служили в лице диаконисс [34] — послужат теперь иконописцами. Был ведь к тому же прецедент. Монахиня IX века Кассия написала ирмосы 1-6 песен канона Великой Субботы, стихиры на Рождество Христово и на рождество Иоанна Крестителя, на Великую Среду, на дни памяти мучеников Гурия, Самона и Авива, а также Авксентия, Евгения, Ореста. Эти произведения включены в богослужебные книги. Если в данном случае допустимо было принять для богослужения словесные иконы, то почему нельзя принять живописные? Сегодня надо говорить о другом — о том, что нам необходимо соборно осмыслить подлинное предназначение иконописца и по-настоящему, а не декларативно вернуть его в лоно Церкви. Только тогда и станет возможным движение к реальному возрождению ... далее ...
  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Великой Субботы
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера