Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Каноны Великой субботы Историко-литургическая справка о канонах Великой субботы доцента МДА священника Михаила Желтова продолжает цикл публикаций портала Богослов.Ru, посвящённых Страстной седмице. Статья Не будет преувеличением сказать, что канон утрени Великой субботы является центральным гимнографическим текстом этого дня. Согласно Триоди, этот полный (без второй песни) канон - составной: песни с 6-й по 9-ю принадлежат перу прп. Косьмы Маюмского, ирмосы 1-й, 3-й, 4-й и 5-й песней - инокине Кассии, тропари 1-й, 3-й, 4-й и 5-й песней - Марку, епископу Идрунтскому (Отрантскому). Четверопеснец прп. Косьмы Маюмского для утрени Великой субботы, как уже было нами отмечено, составляет часть целого цикла неполных (и одного полного) канонов Страстной седмицы, написанного прп. Косьмой и образующего отдельный слой страстных служб (см.: http://www.bogoslov.ru/text/397608.html ).Славянский текст четверопеснца прп. Косьмы согласно современным изданиям Триоди приведен ниже, в Приложении 1.   Четверопеснец прп. Косьмы на Великую субботу был дополнен до полного канона уже гимнографами IX-X века. Первое такое дополнение традиция приписывает инокине Кассии, которой принадлежат и некоторые другие важнейшие песнопения. Были написаны ирмосы для первых четырех песней канона, а также тропари к ним. Эти ирмосы - те же, что и в современном каноне, тогда как тропари, по всей видимости, были другими. В рукописях сохранились иные, отличающиеся от современных, тропари для первых четырех песней канона Великой субботы. В Приложении 2 к настоящей заметке приведен славянский текст этих тропарей (без ирмосов) по рукописи ГИМ. Воскр. 27, кон. ΧΙΙ в. (использован текст, опубликованный на сайте «Манускриптъ» [http://mns.udsu.ru/] и подготовленный коллективом исследователей под руководством В. А. Баранова [ http://mns.udsu.ru/triod/Tr_Auth.html] ).

http://bogoslov.ru/article/399242

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Суть Великой Субботы»: памяти жен-мироносиц Память святых жен-мироносиц во второе послепасхальное воскресенье в своем первоначальном смысле раскрывается как паломничество. Мнение Паломничество зарождавшейся Церкви, бытие которой замерло из-за смерти Учителя. Паломничество тех, кто еще не знает о Воскресении Господа Иисуса; кто должен, в соответствии с библейской традицией, приносить умершему ароматы и миро на протяжении трех дней после смерти, но при этом верит, неким преддверием веры верит, что «История Одного Живущего» – по названию великого труда Эдварда Схиллебекса (1914-2009) – не завершена. Община паломников верит в то, что тело Господа (ни на одном из языков не называемое «трупом», но всегда «телом»), как и всякое живое человеческое тело, нуждается в том, чтобы после смерти ему была оказана особая честь. Статическая теология постхалкидонского времени в восточной традиции максимально усложнила подлинное, живое, непосредственное, теологическое понимание того, что же происходило в те, на самом деле, немногие часы, отделявшие смертный покой Иудейского Царя от Его Воскресения. Память святых Жен-Мироносиц – это и часть богословия Великой Субботы. Особой, новой теологии, получившей свое развитие в XX веке. Чтобы понять суть Великой Субботы, нужно очень хорошо знать Священное Писание. Нужно знать учение Церкви, разбираться в систематическом богословии, то есть в том, что прежде именовалось догматикой, и разбираться в современности.

http://bogoslov.ru/article/6027579

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени Публикация священника Михаила Желтова, доцента МДА, завершает цикл историко-литургических материалов, связанных с богослужениями Страстной седмицы и Пасхи.   Статья 1.Пасхальный пост Празднование Пасхи (в широком смысле - как воспоминания и Распятия, и Воскресения Господа Иисуса Христа) упоминается в церковной литературе со II века, но праздновалась она христианами, несомненно с самого рождения Церкви. Однако дата празднования Пасхи до I Вселенского Собора в разных местностях определялась по-разному и не везде была строго приурочена к определенному дню недели. Важнейшим отличием Пасхи от других дней церковного года, по-видимому, был пост (в смысле полного воздержания от пищи), продолжавшийся несколько часов или даже до двух дней и оканчивавшийся на рассвете, когда совершалась Евхаристия, служившая знаком радости о Воскресении Христовом. После I Вселенского Собора, когда римская практика празднования Пасхи непременно в воскресный день распространилась повсеместно, празднование Великой субботы как дня предпасхального поста также стало повсеместным установлением; так, согласно 64-му Апостольскому правилу (впоследствии подтвержденному 55-м правилом Трулльского Собора) и составленным около 380 года «Апостольским постановлениям» (VII. 23), Великая суббота - единственная постная суббота в году.

http://bogoslov.ru/article/399377

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая суббота. Страстная седмица день за днем 5 мин., 14.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великая суббота Богослужение Великой субботы Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний Богословие Великой субботы Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность ... Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

http://foma.ru/velikaya-subbota.html

Патриарх Иерусалимский Феофил. Схождение Благодатного Огня. Фото из архива пресс-службы Иерусалимского Патриархата. ЖМП 4 апрель 2021 /  1 мая 2021 г. 14:00 Пасха в Иерусалиме ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле.  PDF-bepcuя. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проповедь в Великую Субботу Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) в своей проповеди размышляет о богословском и литургическом смыслах Великой Субботы. Статья Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Святая Церковь отмечает один из самых величайших и таинственных дней в истории Церкви и всего человечества – день Великой Субботы, день пребывания Господа нашего Иисуса Христа во гробе и одновременно Его схождения во ад и восшествия в рай. По свидетельству свт. Иоанна Златоуста подобно тому как великая или страстная «седмица является главой других седмиц, так и Великая Суббота является ее главой. И как в теле глава, так в седмице суббота» . Но в чем же величие этого дня? С воистину великого дня, дня Божественного покоя начинается отсчет мировой истории, ибо именно в день седьмый, субботу, Господь Бог, сотворив мир, почил от всех дел Своих, почил не потому, что устал, а с тем, чтобы сотворенный Им в течение предшествующих шести дней мир проникся и одухотворился тишиной Божественного покоя. Для всемогущего и всесильного Бога не нужен отдых, Ему не требуется восстановление сил, но Божественный покой нужен прежде всего самому миру, который должен перейти от делания к созерцанию, от вещественной стихии к невещественной, от слова к безмолвию. С самого начала творения мира Бог показывает, что смысл сотворенного вовсе не в сотворенном, а в Самом Боге, не в акте творения как таковом, а в подлинной цели, к которой это творение призвано – единении и пребывании с Богом. Тишина и безмолвие Бога означает в частности и тишину твари, которая призвана вслушаться и пойти по пути послушания Божественной воле.

http://bogoslov.ru/article/2544667

КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА О Страстной седмице О Великом понедельнике О Великом вторнике О Великой среде О Великом четвертке О Великом пятке О Великой субботе Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ Московский Сретенский монастырь [ < < назад вперед > > к оглавлению ] О Великой субботе       Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь...», тропаря «Благообразный Иосиф...» и следующих тропарей:       «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе».       «Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична (то есть миро, благовоние, подобает мёртвым), Христос же истления явися чуждь».       Потом поется 118-й псалом с припевами или стихами новозаветных песнопений, называемыми «непорочные».       Этот псалом является словесной иконой Иисуса Христа как Праведника, Чья жизнь находится в руках Божиих и Кто поэтому не может остаться мертвым.       А «непорочные» прославляют Христа Бога, как «Воскресение и Жизнь» и дивятся Его смиренному нисхождению в смерть. В Нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку.       И именно эту божественно-человеческую любовь мы созерцаем и славим у гроба Спасителя.       Постепенно «непорочные» делаются все короче, все более сосредоточиваясь на конечной победе Господа, и так подходят к полному своему завершению:       «Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение Мое есть.

http://zavet.ru/ssedm06.htm

Зачем вы защищаете Путина? Ведь всем известно, что он марионетка Лубянки, а власть - против церкви и русского народа. В студии протоиерей Алексей Ладыгин, настоятель храма во имя преподобной Ефросиньи, великой княгини Московской. 13.08.2014 07:13:36 Кульков Сергей Андреевич Сегодня у нас в студии протоиерей Алексей Ладыгин, настоятель храма во имя преподобной Ефросиньи, великой княгини Московской. Благословите, батюшка.                             -Бог благословит.                            -Батюшка, мы с вами так давно не виделись, не встречались в этой студии. Столько всего произошло - и в жизни вашего храма и у вас в вашей личной жизни. Знаю, что вы с прихожанами были в паломничестве на Святой земле. И были участником конференции на Кавказе. Я думаю, что об этом вы тоже несколько слов скажете. И самое главное -  что мы встречаемся в такое замечательное время между праздниками. Совсем недавно у нас были престольные праздники во имя преподобной Ефросиньи. День  ее памяти 30 мая. А святого благоверного ее супруга Дмитрия Донского -  первого июня. А сейчас мы вообще в канун праздника отдания Вознесения и Троицкой родительской субботы, и Святой Троицы. Поэтому у нас сегодня так много тем, о которых можно поговорить. Поэтому благословите, с чего мы начнем.                        -Спаси Господи. Действительно, происходит очень много событий. Но мы благодарны Богу, потому что Господь дает нам возможность реализоваться, делиться своим внутренним миром, своей верой, радостью общения со святыми угодниками божьими. Говорили и о преподобной Ефросинье Московской, о преподобной Марии во Владикавказе. Конечно, была и паломническая поездка, которая наполнила нас очень сильными впечатлениями. И наших прихожан собирается порядка сорока человек. И мы два раза в год ездим на Святую землю, в святой град Иерусалим. И надо сказать, не первый раз посещаем эти места, и сколько переживаний, какой трепет! Сколько радости внутренней, вдохновения, благодати получают наши паломники. Конечно, я присматриваюсь к их реакции, к их лицам. Мало кто приходит просто поклониться, приносят  Господу переживания, скорби, трудности, болезни. Молятся за своих близких. Редко кто не плачет у Гроба Господня.

http://radonezh.ru/text/zachem-vy-zaschi...

  Беседа о Посте   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге " Лето Господне " , на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше - от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые - на Украине, а в войну - везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают - не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но " невольник - не богомольник " . Пока не станет вольным в России Пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим Постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что Пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за годы " перестройки " . Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это " гораздо серьезней " означает, на самом деле, только то, что Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого Пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_11...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Каким должен быть наш пост 23.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост Мы вошли в святой и Великий пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины — все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге «Лето Господне», на рынках невозможно было увидеть мяса от Чистого понедельника и даже раньше — от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые — на Украине, а в войну — везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают — не только где-нибудь в Африке или в Азии, но и в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но «невольник — не богомольник». Пока не станет вольным в России пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите на это сами, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Кто-то скажет, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за последние годы. Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это «гораздо серьезней» означает, на самом деле, только то, что пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/беседа-о-посте/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010