Не удалось извлечь искомое из базы (((

Проповедь «О Пасхе» святителя Мелитона Сардского Полный перевод Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63) Святитель Мелитон Сардский, «великое светило Азии», по выражению Евсевия, умер после 180 года. Современники называли его пророком, очевидно, по причине вдохновенности его проповедей. Две из них – «О Пасхе» и «О душе и теле и страстях Господних» – дошли до нас и, очевидно, относятся к 60–70-м годам II века. Гомилия Мелитона Сардского всегда привлекала внимание историков гимнографии в связи с исследованием происхождения кондак и антифонов Великой пятницы . И действительно, мы находим немало параллелей между проповедью святителя Мелитона и скорбно-торжественными песнопениями Великой пятницы . Вот лишь одна из параллелей. Святитель Мелитон: Повесивший землю – повешен. Устроивший небеса – пригвожден. Утвердивший все – утвержден на древе. Оскорблен Владыка. Убит Бог. Царь Израиля умерщвлен рукой Израильской. 15-й антифон Великой пятницы: Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый. Венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь… Однако святитель Мелитон является и благовестником Воскресения. Некоторые темы его пасхальной проповеди перешли в Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина: Святитель Мелитон: Он есть Тот, Кто облек смерть позором и диавола погрузил в печаль, как Моисей Фараона. Он есть Тот, Кто избавил нас от рабства к свободе, от тьмы для света, от смерти к жизни, от тиранства для Вечного Царства И соделал нас священством новым и народом избранным и вечным. Пасхальный канон, ирмос 1-й песни: Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Ниже предлагается полный перевод пасхальной проповеди святителя Мелитона. О Пасхе 1. Писание еврейского исхода днесь читается, и таинства слова днесь разъясняются, как агнец в жертву приносится и как народ спасается. 2. Итак, поймите, о возлюбленные, так есть новое и древнее, вечное и временное,

http://pravoslavie.ru/52897.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) Служба 12 Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Иисуса Христа и Его Крестной жертве. Подробный разбор богослужения и его истории представлен в статье доцента МДА священника Михаила Желтова. Статья Согласно православным богослужебным книгам, служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». Примечательно, что богослужебные книги не называют эту службу «утреней», хотя ее современный порядок и основывается на чине утрени. Это не случайность — служба 12 Евангелий представляет собой единственную утреню в году, которая совершается не в свое обычное время (обычное время утрени, согласно уставу — предрассветная часть ночи). Служба 12 Евангелий должна начинаться с вечера; принятый в Русской Церкви Типикон определяет время ее начала как «2-й час ночи», то есть примерно 20.00. Такое необычное — с точки зрения устава (а не распространенной практики служить утреню с вечера) — время начало службы определяется тем, что служба 12 Евангелий в действительности является не утреней, а бдением. Она восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому (см.: ).

http://bogoslov.ru/article/398799

Разделы портала «Азбука веры» Плащаница – 1) полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа . См.  Туринская Плащаница. 2) Четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. В конце вечерни Великой Пятницы (см. Страстная седмица ) плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полунощницы , на которой снова уносится в алтарь . 3) Плащаница с изображением усопшей Божией Матери . По разным традициям, она или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы , или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери. Плащаница-воздух на литургии (до XV в.) Святая Плащаница, с которой связаны трогательные и глубочайшие обряды Великой Пятницы и Великой Субботы, исторически связана с воздухом (большим покровцом), который употребляется на литургии. В древнем Константинополе была практика служения литургии с использованием нескольких чаш и для покрытия требовались воздухи больших размеров. Как правило, воздухом покрывали Святые Дары после Великого входа и в это время читали тропарь «Благообразный Иосиф…»; при символическом толковании литургии великий вход интерпретируется как шествие Христа на страдания, а воздух – как погребальная пелена, плащаница, которой было обвито Его Пречистое тело. В связи с этим и на воздухах того времени было принято изображать положение тела Христа во гроб. В XIII–XIV вв. воздух стали употреблять в конце утрени Великой Субботы, когда совершали вход с Евангелием; им оборачивали Евангелие, а также после положения Евангелия на престол была практика накрывать Евангелие воздухом. Использование Плащаницы в монастырях и соборах на утрене Великой Субботы (XVI–XVII вв.) Постепенно практика служения на нескольких чашах исчезает и размер воздуха на литургии сокращается; в это время происходит разделение между обычным литургийным воздухом и аналогичным предметом большего размера, используемым в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/plaschanitsa

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малый вход литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных благодаря наличию лекционарного аппарата для чтения за богослужением. Священный текст может быть представлен в Е. с. как в виде отдельных литургических чтений, расположенных в соответствии с устройством года церковного (см. ст. Лекционарий ; в слав. традиции этот тип Е. с. именуется апракосом ), так и в непрерывном виде, т. е. так же как в полной Библии (см. Четвероевангелие ). Е. с. хранится на св. престоле как одна из главных святынь в храме (отсюда иное название Е. с.- напрестольное Евангелие), символизирующих живое присутствие Христа в общине. В правосл. традиции чтения Евангелия за богослужением, составляющие центральную часть литургии оглашенных, а также праздничной и воскресной утрени и ряда особых служб (различных богослужений Страстной седмицы, царских часов и др.), совершаются диаконом, священником или епископом по Е. с. Для чтения книга обычно износится из алтаря и полагается на аналой , стоящий на амвоне (во всех случаях чтения Евангелия диаконом, а также во время царских часов, часов Страстной седмицы, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи), или читается предстоятелем, к-рый держит Е. с. в руках (этот обычай широко распространен в совр. греч. традиции, но малоупотребителен в русской), или же диакон держит перед ним книгу. В нек-рых случаях (в воскресные дни, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи) устав предписывает читать Евангелие из алтаря, но на практике это предписание часто не соблюдается. При совершении треб, чинопоследование к-рых включает чтение Евангелия, обычно используется Е. с. небольшого размера - т. н. требное Евангелие (как правило, оно не износится из алтаря специально для чтения, а просто помещается на требный аналой). Е. с. также износится из алтаря во время торжественных процессий: за Божественной литургией - на малом входе ; на вечерне - на входе в те дни, когда вечерня соединена с полной литургией или когда за вечерней или за литургией Преждеосвященных Даров устав предписывает читать Евангелие; на утрене - в Великую субботу (а по нек-рым древним уставам - и в др. дни; вход с Евангелием на утрене Великой субботы дал начало священнодействиям с плащаницей ); при совершении крестного хода . Изнесение Е. с. из алтаря и целование его верующими составляют одно из центральных священнодействий воскресной утрени (см. ст. Воскресенье ) и символизируют явление Христа по Его воскресении и поклонение Ему.

http://pravenc.ru/text/180916.html

Великая Пятница: слезы Матери В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. 18 апреля, 2014 В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. Анна Ахматова в знаменитом своем и трагическом «Реквиеме» написала строки, которые можно считать одними из самых сильных в русской или даже мировой поэзии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Горе матери, видящей казнь сына, безмерно. Ахматова, пережившая арест сына, как будто взяла по слезинке из них, начиная с Той, Которая стояла у Креста с пронзенной, по слову Симеона Богоприимца, душой. Тысячу лет назад скорбь Богородицы смог облечь в поэтические ризы византийский дипломат, агиограф и поэт святой Симеон Метафраст. Плач Пресвятой Богородицы – канон повечерия Великой Пятницы – его творение. Обычно мы обращаемся к Богородице либо с просьбами («моли спастися душам нашим»), либо с приветствием («Радуйся!») – не является исключением и первая Страстная служба – Утреня Великой Пятницы, Двенадцать Евангелий. Бога от Тебе воплощеннаго познахом, Богородице Дево, Едина Чистая, Едина Благословенная: тем непрестанно ТЯ воспевающе величаем!»; «Радуйся, врата Царя Славы, яже Вышний Един пройде, и паки запечатленна остави, во спасение душ наших!; Богородице, рождшая Словом паче слова, Создателя Своего, Того моли спасти души наша Поем мы Деве Марии на антифонах между Евангельскими чтениями. Редко-редко появляются мотивы Ее скорби. Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-sle...

[лат. упреки], в богослужении католич. Церкви один из элементов службы Великой пятницы , по содержанию представляющий собой упреки избранному народу, произносимые от лица Иисуса Христа. Происхождение I. связано с развитием чина поклонения Кресту (Adoratio Crucis) в Великую пятницу. Хотя как особый литургический жанр I. оформляются на Западе лишь в XI в., его элементы содержатся в богослужении ранней Церкви. По мнению А. Баумштарка, I. происходят из древней иерусалимской традиции, в к-рой чин поклонения Кресту фиксируется уже в IV в. ( Baumstark. 1922). Л. Бру считал, что I. являются переводом греч. источника ( Brou. 1935). Э. Вернер, сопоставив I. с нек-рыми текстами синагогального богослужения, предложил гипотезу иудейского происхождения жанра I. ( Werner. 1967). Хотя в наст. время прямое сопоставление христ. и синагогального богослужений признается чрезмерным упрощением истории их развития, в ВЗ действительно содержится ряд пророческих текстов, в к-рых Бог упрекает избранный народ за нарушение завета, несмотря на все Его благодеяния (прежде всего изведение из Египта), причем часть этих текстов носит мессианский характер (Ис 5. 1-7; Иер 2. 5-13; Ос 11. 1-7; 13. 4-6; Ам 2. 6-16; Мих 6. 3-5; 3 Езд 1. 5-25; 2 последних отрывка наиболее близки к тексту I.). В раннехрист. лит-ре сопоставление тем исхода и Страстей Христовых наиболее полно представлено в гомилии Мелитона Сардского «О Пасхе» (см. также: Cyr. Hieros. Catech. 13. 10, 15, 29; 15. 22; Ambros. Mediol. In Ps. 35. 3; Zeno Veron. Tract. 1. 9; Aster. Soph. Hom. 28. 5-7). На этом основании В. Шюц сделал вывод о зависимости I. от текста гомилии Мелитона ( Sch ü tz. 1968). Др. исследователи полагают, что I. сформировались в рамках лат. традиции ( Drumbl. 1973), хотя и под влиянием византийского богослужения, особенно кондаков прп. Романа Сладкопевца (напр., респонсорий Vadis propitiator (Идешь Ты, Примиритель), который встречается в чине поклонения Кресту и является переводом 3-го икоса кондака Τν διμς σταυρωθντα ( Roman. Melod. Hymn. 35//SC. 128. P. 162-165); кроме того, весьма близки к I. 7-й и 11-й тропари Царских часов Великой пятницы - Parenti. 1990; Janeras. 1988).

http://pravenc.ru/text/389521.html

Новый Оскол. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Новом Осколе возведен русскими мастерами-умельцами в 1803 году. Строился он на средства прихожан. В 1823 году Успенский храм был перестроен – добавились два придела: в честь Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На этом месте до 1950-х годов возвышалась часовня. В 1930-е годы, при советской власти, собор был закрыт. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В 1960-е годы была возведена колокольня и установлены колокола общим весом свыше тонны. А в честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят еще один колокол – весом в 640 кг. Одна из святынь храма, известная за пределами города, чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, явленная пастухам в прошлом веке близ этого города. В ней помещена частица мощей этой святой. В 2002 году на территории храма было начато строительство Духовно-просветительского центра. Его освящение состоялось 6 июня 2005 года История Успенского собора неразрывно связана со всеми поворотами судьбы Нового Оскола. На протяжении веков новооскольцы здесь молились, делились самым главным, самым сокровенным - собор, ровесник города, стал ему не просто храмом - он стал свидетелем всей его жизни. В то время, когда Царёв-Алексеев только приступали ставить, без молитвы и без крестного знамения не начинали и не кончали никакое дело. Жизнь, полная опасностей и тяжкого труда, тогда не отделялась от вопросов веры. И потому всегда, когда закладывалась крепость, то вместе с нею начинали тут же строить храм. Так было и в начале в первые годы возведения городков-крепостей на Белгородской Засечной оборонительной черте. В 1647 году, с постройкой города-крепости Царёва-Алексеева, была построена и деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Алексия человека Божия - покровителя царя-основателя Алексея Михайловича. Сюда из Курска царь специальной грамотой за 23 июля перевёл безместного попа Ивана Алфимова, который стал первым священником нового города. Он вскоре обнаружил, что собор-то есть, а утвари и всего необходимого для службы - нет.

http://sobory.ru/article/?object=16143

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Пятницкая церковь построена в конце XII века. Почти полностью разорена в Великую Отечественную войну, восстановлена по обмерам. Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь — один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского. Искусное использование кирпича придает сооружению особую выразительность, пластичность и красоту. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Возможно, им был Петр Милонег. Древняя церковь на торгу принадлежит к типичным небольшим однокупольным храмам с четырьмя столбами. Но этот распространенный в XII в. тип постройки зодчий разработал по-новому. Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их стенам, что позволяет максимально расширить центральную часть помещение. Несмотря на малые размеры храма, мастер возводит и хоры, но узенькие, и такую же лестницу в западной стене. Церковь отличается подчеркнутой нарядностью фасадов и общей гармонией пропорций. Апсиды украшены вертикальными тягами, наверху декоративным решетчатым поясом и фризом из ниш. В центральной апсиде размещено три окна, в боковых по одному. Кладка храма велась двумя кирпичными стенками с заполнением промежутка между ними камнями и кирпичным боем на растворе. Через 5-7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки. Ради общего замысла – устремленности всего здания вверх - зодчий коренным образом изменил конструктивную систему сводов и арок. Это было небывалым новшеством в традиционности древнерусского храмозодчества. Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы, не ниже, как обычно, а выше сводов. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Выше находится фриз кирпичного меандра, еще выше декоративные ниши, в которых сохранились остатки штукатурки. Над ними пояс из «бегунцов». Завершают центральные прясла тройные окна.

http://sobory.ru/article/?object=01657

Патриарх Иерусалимский Феофил. Схождение Благодатного Огня. Фото из архива пресс-службы Иерусалимского Патриархата. ЖМП 4 апрель 2021 /  1 мая 2021 г. 14:00 Пасха в Иерусалиме ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле.  PDF-bepcuя. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010