Установить особое ежегодное поминовение усопших – воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны – в День Победы, 9 мая нового стиля (26 апреля старого стиля). О церковном праздновании Дня Победы (обращение Патриарха Московского и всея Руси от 4 мая 2010 г.) Всем епархиальным Преосвященным, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей Российской Федерации 2010 год ознаменован важным событием – 65-летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Этот поистине всенародный праздник объединяет всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений, ибо, празднуя день Победы, мы вспоминаем несокрушимую силу духа, мужество и великие жертвы нашего народа. Подвиг павших, жизнь свою отдавших за родную землю и ближних, бессмертен – бессмертен в очах Божиих и в людской памяти. Принимая во внимание важность для нашего народа исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, считаю правильным ввести особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы в следующем порядке: • по время служения Божественной литургии 9 мая на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах...»; • по окончании Литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; • по завершении молебна служить заупокойную литию о почивших воинах. II.1.1.3. Иные документы по богослужебным вопросам Об организации крестных ходов (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 9) 9. Собор поддерживает инициативу духовенства и мирян о проведении крестных ходов, являющихся видимым выражением веры и благочестия народа Божия. Вместе с тем обращается внимание на необходимость их организации в рамках церковной дисциплины, по благословению Священноначалия, дабы они не становились демонстрацией маргинальных настроений, далеких от истинного Православия. О православных верующих, крещенных в других Поместных Православных Церквах

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Многим воспоминания давались нелегко. Протоиерей Владимир Сусин писал: «Ярких примеров или событий во время Отечественной войны 1941-1945 годов у меня не было, кроме как усиленная молитва к святителю Николаю». На войне он получил контузию, последствия которой остались на всю жизнь: «Сейчас немощь повторяется, особенно при воспоминании о войне». В архиве Саратовской епархии — личные дела сорока трех священнослужителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Секретарем епархии и клириком Свято-Троицкого собора Саратова в 1956 году служил священник Иван Попов, за плечами которого была Военно-воздушная академия имени Жуковского. С 1941 года он был в действующей армии, демобилизовался уже после Победы, в 1946 году. За выполнение боевых заданий был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». А вот строки из автобиографии протодиакона Маркиана Пасторова: «Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году Архиепископом Иоанном Сталинградским. Служил диаконом до 1932 года в станице Кумылженская. В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским. По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на " сибирских курсах " ». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области. Но и здесь духовные тяготы не миновали его — храм он вынужден был посещать редко, как он сам писал: «...страха ради, чтобы не лишили места работы дочь и зятя ввиду моего священного сана».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Достопримечательностью церкви являлась древняя икона Святого Сергия Радонежского. Ею был благословлен Верховный адмирал Колчак, посетивший Уфу 13 и 14 мая 1919 года. В 1933 году, после закрытия Воскресенского Кафедрального Собора (1923), Никольской (1933) и Симеоновской церкви (1933), выполнявших поочередно функции Собора, эти функции стала выполнять Сергиевская церковь. Протоиереями при нем были Константиновский Виктор Степанович (1933г.), Булычев Николай Васильевич (1934-1937 г.г.), Федор Геллетров (1937г.) В 1937 г. весь притч церкви во главе с епископом Григорием был арестован. В течение нескольких лет храм стоял открытым, но служба не велась. За храмом присматривали церковные сторожа и уборщицы. Появившийся в годы Великой Отечественной войны в Уфе иеромонах Ксенофонт Синютин начал проводить в церкви службы в 1942 году. В 1943 году Патриархом Всея Руси Святейшим Алексием I был назначен на Уфимскую кафедру епископ Стефан (Проценко), настоятелем церкви стал Николай Бардуков. 3 июня 1944 года на имя архиепископа Уфимского Стефана была получена телеграмма И.В.Сталина с просьбой передать привет и благодарность верующим Сергиевской церкви г.Уфы, собравшим 200000 руб. в фонд Обороны Союза ССР и 140000 руб. на подарки воинам. В 1945 г., после ссылки, в Уфу был переведен архиепископ Иоанн Васильевич Братолюбов, настоятелем храма в это время был протоиерей Дмитрий Андреевич Логачевский. В 1945 г. протиерею Логачевскому, а также всему духовенству и верующим Сергиевской церкви была вынесена благодарность командованием госпиталя 4018 за переданные в госпиталь средства, подарки и помощь раненным. В 1946 весь притч церкви был награжден медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Только за 1945 год приходом Сергиевской церкви было пожертвовано 919500 рублей. В 1955 году настоятелем храма был назначен о. Николай Михайлович Кушков, возвратившийся из Харбина и служивший в этой церкви до своей смерти в 1961 году. С 1961 по 1974 год настоятелем храма был Леонид Яковлевич Кравец.

http://sobory.ru/article/?object=01008

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года было установлено каждый год в День Победы, 9 мая, совершать заупокойное поминовение , что было позже выражено через литургическое прошение на заупокойных ектении и молитве «Боже духов и всякия плоти…» о душах «усопших рабов Божиих: приснопамятных вождей и воинов, за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся» . Также стали совершать ежегодный благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне . Каждый год Святейший Патриарх Московский и всея Руси вместе с архиереями и духовенством Московской епархии накануне Дня Победы участвует в возложении венков к могиле Неизвестного солдата, которая находится в Александровскому саду . Около местных памятников по городам и прочим населенным пунктам духовенство совершает заупокойную литию по почившим воинам и мирным жителям, пострадавшим от действий фашистских захватчиков. Говоря о роли Церкви в сохранении памяти о Великой Отечественной войне, нельзя не обратить внимание на житие свят. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Стоит напомнить, что до принятия священного сана святой Лука был практикующим хирургом. В начале войны он был в ссылке. Понимая, какое тогда было тяжелое время для государства, он отправил на имя Калинина телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку» . Вскоре епископа-врача назначили главным хирургом госпиталя в Красноярске, а затем – в Тамбове. При этом в его госпиталях отмечали хорошие показатели по операциям, которые проводил святитель лично. За такие труды он был награжден Сталинской премией I степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» . Имя владыки сегодня входит в православный месяцеслов не только за его незаурядную личность и заслуги, его житие сохраняет память о Великой Отечественной войне и напоминает о вкладе Русской Церкви в достижение победы.

http://bogoslov.ru/article/6168945

Иерарх также поздравил с Днем Победы Генерального консула России в Нью-Йорке И.Л. Голубовского. Общение архипастыря, духовенства и прихожан продолжилось за праздничной трапезой, во время которой ветераны поделились своими воспоминаниями. Участники трапезы исполнили песни военных лет. 8 мая в Корсунской епархии при активном участии клириков и прихожан парижского Трехсвятительского кафедрального храма состоялся мемориальный вечер, посвященный памяти защитников Отечества, вставших на борьбу против фашистского агрессора. В исполнении клириков и прихожан прозвучали военные песни, были продемонстрированы документальные видеохроники и фотоснимки времен Великой Отечественной войны, рассказаны фронтовые истории. 10 мая на кладбищах в венгерских городах Будапешт и Геделе настоятель русского прихода во имя Святой Троицы священник Димитрий Корнилов и диакон Святослав Булах вместе с прихожанами, в том числе учащимися церковно-приходской школы, совершили молитву над могилами воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. После панихиды были возложены венки к центральной стеле и на ряд братских могил. 600 красных гвоздик, перевязанных георгиевскими ленточками, украсили места захоронений советских воинов на кладбищах двух венгерских городов, где были похоронены тысячи наших соотечественников. В День Победы на городском кладбище в Орхусе (Дания) прошло возложение цветов к могилам русских воинов, отдавших жизни за свободу и независимость России и стран Европы. Священник Сергий Бондарев, настоятель Александро-Невского прихода в Копенгагене, совершил панихиду о упокоении погибших. 9 мая во всех православных храмах в Таиланде были отслужены панихиды об упокоении погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Верующие молитвенно помянули не только солдат и офицеров, погибших на поле брани, но и тех, кто скончался от болезней и трудов в тылу, кто был замучен фашистами в концлагерях, скончался в блокадном Ленинграде. В приходских воскресных школах были проведены уроки мужества — духовенство и преподаватели рассказали детям о героизме защитников Отечества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Он выиграл четыре войны: Мировую войну с Наполеоном (1805-1814 гг.), войны с Персией (1804-1813), Турцией (1806-1812), Швецией (1809). В его царствование территориальные приобретения России были гораздо больше, чем при Петре Великом: Финляндия и Аландские острова (1809), Бессарабия (1812), территории в Калифорнии (1812), Восточная Армения, Имеретия, Гурия, Менгрелия, Абхазия (1813), Польша (1815). Абсолютный европейский арбитр после победы над Наполеоном, «царь царей», как называли его, Александр I стал основателем «Священного Союза», для которого святое Евангелие стало основным законом европейской политики. Но главным делом Императора Александра I является противостояние новому мировому порядку, который несла собой Французская революция, олицетворением которой был «император Республики» Наполеон, а затем тайные общества, готовивших свержение Самодержавия в России в 20-х гг. XIX века. Если бы она появилась в какой-то другой стране, то это был бы культ личности. Наполеон, который все проиграл и погубил более 2 миллионов французов, увековечен в памятниках по всей Франции. Александр I, который разгромил мирового захватчика и предложил миру впервые христианское устройство государства, у нас увековечен только недавно: президент Путин и патриарх открыли памятник, великолепный памятник Александру I работы Салавата Щербакова. Но он находится в Александровском саду - никто о нем не знает, хотя сад назван в честь Александра I. Но невольно задаешься вопросом: почему для памятника выбрано столь неудачное место? Ведь место Александру Благословенному, конечно, на месте памятника Карлу Марксу. Там Государь смотрел бы на построенный им Большой театр, а позади виднелись бы зубья стен святого Кремля. Памятники Александру I в России можно пересчитать по пальцам: Александрийская колонна в Петербурге, памятник в Александровском саду и памятник в Таганроге. До революции император Николай II в 1914 г. открыл ему изумительный памятник в Кишинёве, который в 1918 г. снесли румынские власти. Но ведь и до революции в российском обществе отношение к Александру I по мере удаления от событий 1812 года с каждым годом становилось все хуже. Поражаешься невежеству выводов людей очень образованных. Того же Николая Данилевского, который говорил, что война 1812 года была не нужна, что она была «великой ошибкой» Александра, превращенной в триумф народом. Я уже не говорю о «красном академике» Михаиле Покровском и его школе, которая говорила, что не Наполеон напал на Россию, а наоборот. Не говорю о Милице Нечкиной, которая утверждала, что « Отечественная» война — это русское националистическое название войны, происшедшей в 1812 году между Россией и Францией ». И такое кощунственное определение Отечественной войны 1812 г. было вплоть до начала Великой отечественной войны 1941—1945 гг, когда вдруг Сталин вспомнил Кутузова и других «великих предков». Только представим: Отечественная война 1812 года вплоть до 1941 года была запрещённым названием!

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

Фритьоф Шенк пишет о учрежденном в 1942 г. ордене Александра Невского : «Орденом награждались командиры Красной армии за «личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование подразделением, частью и соединением, обеспечившие успешные действия в б оях». В годы Великой Отечественной войны орденом Александра Невского было награждено около 42 тысяч командиров. « Следует учитывать, что это послужило прочному укоренению образа Александра Невского в его советском патриотическом изводе в историческом сознании руководящего состава Красной армии, – считает Шенк. –  В годы войны Александр Невский выдвинулся как одна из важнейших исторических фигур советской  русской самоидентификации не в последнюю очередь потому, что исторический фильм Эйзенштейна 1938 г. был пущен в ход для мобилизации населения непосредственно после начала войны.  Уже радиосообщение о нападении немецких войск на СССР 22 июня заканчивалось важнейшим музыкальным лейтмотивом из фильма — «Вставайте, люди русские!». Экранизация битвы на Чудском озере сформировала дискурс об Александре Невском и всю патриотическую культуру военных лет и привела к утверждению фигуры новгородского князя в сороковые годы в историческом сознании советского народа. Так, цитаты из фильма можно обнаружить в многочисленных текстах об Александре Невском, появившихся во время войны…   Изображение князя на утвержденном в июле 1942 г. воинском ордене поразительно схоже с внешностью актера, исполнявшего в фильме роль Александра, — Николая Черкасова. На улицах советских городов в годы войны дети играли в «Александра Невского, Василия Буслая и Гаврилу Олексича.   Самое широкое распространение получили в годы войны слова из заключительного монолога в фильме: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!». Эта цитата из фильма в литературе о князе представлялась начиная с 1941 г. как пропагандистские плакаты, ее писали солдаты Красной армии в 1944 г. на стенах домов в Германии. Эти слова были, по-видимому, как лозунг, глубоко укоренены в сознании красноармейцев и советского народа. Воздействие фильма «Александр Невский» в 1941—1945 гг. было, конечно же, еще значительнее, чем в 1938—1939 гг.».

http://radonezh.ru/2021/11/01/aleksandr-...

В этот день мы также вспоминаем Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Евстафия Григорьевича Яковлева (1914-1945). Он родился 14 апреля 1914 г. в Татарстане в крестьянской семье. Работал в колхозе трактористом. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1943 г. окончил курсы младших лейтенантов. Командир стрелковой роты 1054-го стрелкового полка (301-я стрелковая дивизия, 9-й стрелковый корпус, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант Евстафий Яковлев умело организовал боевые действия вверенной ему роты 16 апреля 1945 г. в районе железнодорожной станции «Вербиг» (Германия). Получив приказ уничтожить гитлеровцев, вооружённых фаустпатронами, которые не дали возможности советским танкистам поддержать атаку его батальона, старший лейтенант Яковлев смело и решительно повёл воинов своей роты в бой. Зайдя во фланг группе противника, отважный офицер поднял роту на решительную атаку и в первых рядах стрелков сам обрушился на фашистских «фаустников». Забросав врага гранатами и расстреливая их огнём из винтовок и автоматов, стрелковая рота Яковлева уничтожила три десятка «фаустников», из которых четверых уничтожил лично старший лейтенант Яковлев. В этом бою мужественный командир роты был смертельно ранен. Старший лейтенант Яковлев похоронен на офицерском кладбище города Кюстрин (ныне - Костшин-над-Одрой, Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Яковлеву Евстафию Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он также был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В родной деревне в честь Героя установлен обелиск, его именем названа улица в Ленино горске. В этот день мы также вспоминаем русского реставратора иконописи, члена Союза художников России Николая Ивановича Федышина (1928-2005). Он родился в 1928 г. Его отец - один из основоположников научной реставрации иконописи И.В.Федышин. В 1943 г. Николай поступил на работу в Вологодский государственный объединенный музей. В 1944 г. его взял в ученики старинный друг отца еще с дореволюционной поры, потомственный иконописец и реставратор А.И.Брягин. В 1950-х гг. Н.И.Федышин успешно стажировался в ведущих реставрационных учреждениях страны - ВХНРЦ им. Академика И.Э.Грабаря и ВНИИ реставрации и в 1968 г. получил звание реставратора высшей квалификации. Имел допуск к работе над уникальными памятниками национального искусства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/de...

Александр (Немоловский Александр Алексеевич ) (1875–1960), митрополит. Родился в семье священника с. Гульска, Волынской епархии. В 1901 г. по окончании Санкт-Петербургской духовной академии рукоположен во иерея (целибат) и назначен священником Катасакво-Филадельфийского прихода в Северной Америке. В 1905 г. переведен в Рэдинг (штат Пенсильвания). В 1906 г. определен настоятелем церкви Джерси-Сити, что близ г. Нью-Йорка. В начале 1909 г. возведен в сан протоиерея. В ноября того же года пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Аляскинского, первого викария Алеутской епархии. В июле 1916 г. переименован во епископа Канадского. С 1918 г. –епископ Алеутский и Северо-Американский. В 1921 г. переехал в Константинополь. После 1928 года переселился на Афон в Андреевский скит, а потом переехал в Бельгию, где был назначен настоятелем Брюссельского прихода в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В декабре 1936 г. утвержден архиепископом Брюссельским и Бельгийским. В 1940 г. выступил против Гитлера, арестован и привезен в Берлин. В 1945 г. освобожден и возглавлял Православную Русскую Церковь с титулом «Архиепископ Берлинский и Германский». В этом же году он присоединился к Московской Патриархии. С ноября 1948 года – архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В ноябре 1959 года (по другим данным, 1969) возведен в сан митрополита. Александр (Паулус Александр Карлович) (1872–1953), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Рижскую духовную семинарию (1894). В августе 1901 г. рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии. В 1918 г. хиротонисан во епископа Порховского. В марте 1919 г. на первом Соборе Эстонской Православной Церкви избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания отказался от предложенной ему хиротонии. В сентябре 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием архиепископом Таллиннским и всей Эстонии. С августа 1923 г. возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь , перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата; митрополит. В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Московского Патриархата. До 1942 г. – митрополит Таллиннский (Ревельский), в подчинении экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В конце 1941 г. попытался вновь перейти в подчинение Константинопольского Патриархата. В начале 1942 г. вышел из подчинения экзархата с рядом приходов Таллиннской Эстонской епархии (Эстонская схизма). В декабре 1942 г. запрещен в священнослужении Собором епископов экзархата. В 1944 г. уехал в Германию, позже – в Швецию. В эмиграции – в Стокгольме, продолжал возглавлять Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви (Зарубежной, Константинопольского Патриархата).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В окт. 1943 г. обратился к патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) с просьбой о принятии его в общение с правосл. Церковью в сане архиепископа, объясняя свой уход от обновленцев тем, что «многие из них оказались небезупречными в своем поведении». В резолюции на прошение М. патриарх Сергий указал, что «докладная записка просителя не обнаруживает достаточной серьезности в понимании просителем своего канонического проступка, а потому и покаяние просителя недостаточно… Основной грех обновленчества не в том, что не все его представители оказались безупречными в жизни, а в том, что обновленчество, как корпорация или, выражаясь языком канонов, как самочинное сборище, откололось от святой Церкви «и иный алтарь водрузило»». После повторного обращения и принесения покаяния за «великий грех уклонения от Единой Святой Православной Церкви в раскол обновленческий» на заседании Синода РПЦ 5 нояб. 1943 г. М. был принят в общение с Московской Патриархией в сане епископа. Отказался по причине слабого здоровья от назначения на Архангельскую (февр. 1944) и Уфимскую (июнь 1944) кафедры. Продолжал гражданскую службу в Москве, готовил диссертацию на соискание ученой степени д-ра исторических наук. В июле 1944 г. назначен епископом Пензенским и Саранским. Ушел с гражданской службы, оформив инвалидность 2-й группы, и выехал в Пензу. Во время его пребывания на Пензенской кафедре происходило возрождение церковной жизни в епархии: в начале его служения там насчитывалось всего 2 правосл. храма, к апр. 1945 г. было зарегистрировано 7 церквей, в нач. 1946 г. в Пензенской обл. действовали 19 храмов и 2 молитвенных дома. Еще 12 приходов появились во входившей тогда в Пензенскую епархию Мордовской АССР, где ранее не было ни одного действующего храма. В 1946 г. получили регистрацию еще 11 храмов (тем не менее в 16 районах Пензенской обл. по-прежнему не было ни одной церкви). 27 из 30 переданных верующим храмов удалось полностью отремонтировать. Особое значение в жизни епархии имело открытие в марте 1945 г. кафедрального Успенского собора на Мироносицком кладбище в Пензе; М. удалось добиться и возвращения церковного имущества, переданного при закрытии собора в 1934 г. в Пензенский краеведческий музей. В 1944-1945 гг. верующие Пензенской обл. собрали на нужды обороны пожертвований на сумму более 8 млн р., в 1946 г. более 3 млн р.- на восстановление народного хозяйства и на нужды пострадавшим во время войны. В 1947 г. М. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

http://pravenc.ru/text/2563648.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010