Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1887 г. Невольное пробуждение старых мыслей и чувств Содержание Сочувствие и содействие Suum cuique. (Каждому свое.) Судьба Бисмарка и недомолвки Каткова     Я бы и рад был иногда в удалении моем стать равнодушным ко всем волнующим ум вопросам дня... Перед окном моим бесконечные осенние поля. Я счастлив, что из кабинета моего такой дальний и покоющий вид. Laudatur domus longuos quae prospicit agros. Я не знаю, какому древнему поэту принадлежит этот стих; но мне он понравился, и я выписал его из одной чужой статьи... Прекрасен тот дом, из которого вид на широкие поля... И в этом доме я, давно больной и усталый, но сердцем веселый и покойный, хотел бы под звон колоколов монашеских, напоминающих мне беспрестанно о близкой уже вечности, стать равнодушным ко всему на свете, кроме собственной души и забот о ее очищении!.. Но жизнь и здесь напоминает о себе!.. И здесь просыпаются забытые думы, и снова чувствуешь себя живою частию того великого и до сих пор еще не разгаданного целого, – которое зовется «Россия»... Передо мной, на столе моем три «отражения» этой русской жизни... Новый «Гражданин» целой грудой разом за две недели; второе, дополненное издание блестящей французской брошюры кн. Ник. Ник. Голицына «Письмо к редактору «Фигаро» и тот номер «Московских ведомостей», в котором, по поводу кончины Н. П. Гилярова-Платонова , преемники покойного Михаила Никифоровича восклицают так: «С его (Гилярова) смертию поборникам великих национальных интересов России приходится еще теснее сомкнуть свои ряды и удвоить свою энергию, дабы пополнить новую понесенную ими убыль в лице редактора «Современных известий». Вот это правда! И дай Бог , чтобы впредь мы, т. е. все те, которых зовут обыкновенно (хотя и не совсем правильно) «консерваторами», – стали бы внимательнее прежнего друг к другу и не дожидались бы смерти того или другого из них, чтобы воздать справедливость... Я готов верить в искренность этого возгласа г-на Петровского; но ведь искренности и добрых намерений мало... Надо исполнять намерения... Надо уметь видеть немедленно то, что стоит поддержки. Похвально, хотя иногда и рискованно, в одном случае очень легко, а в другом очень трудно – идти по тропе, протоптанной великой и славной стопою, и не раз замечено было, что продолжать как следует великое дело учителя умеют лучше те ученики, поклонники и преемники, которые сами умом смелее и самобытнее, которые, подражая высшим качествам учителя, умеют видеть и недостатки его, стараясь их избегать. Г. Петровский – человек твердый и надежный; но мы не знаем, насколько он будет беспристрастен и справедлив. В отношении же внимания и справедливости к другим «поборникам национальных интересов России» покойный Михаил Никифорович не может служить хорошим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Кругосветное путешествие, совершённое Николаем II в бытность его цесаревичем, и посещение им Сибири и стран Востока, оказало на будущего Государя большое впечатление. Огромная восточная цивилизация, с её сакральным отношением к царской власти и твёрдой религиозной основой – казалась Цесаревичу гораздо ближе для восприятия русских ценностей, чем расчётливая, прагматическая и обуржуазившаяся европейская цивилизация. На Востоке не видели в России врага. Ее веру не считали, как это было в Европе, чем-то диким и варварским. Русский Царь воспринимался на Востоке, не как «тиран и деспот», а как Ак-Падишах, для мусульман, Белый Царь, для буддистов. Идея «Белого Царя» была одинаково близка всем восточным народам населявшим Российскую Империю. Столица нынешней республики Тувы, которая сегодня носит название Кызыл, до 1918 года называлась Белоцарск. Восточные народы были гораздо больше расположены к православной миссии, чем народы Западной Европы. Кроме того, восточный регион, виделся Николаю II важнейшим геополитическим направлением. Фраза царя, что «Россия должна прирастать Азией», отражали его глубочайшее убеждение в необходимости распространения русского влияния на Восток. В поездке будущего Царя сопровождали такие горячие сторонники распространения России на Восток, как князь Э. Э. Ухтомский и сын великого русского учёного Д. И. Менделеева – В. Д. Менделеев. К слову сказать, сам Д. И. Менделеев всегда горячо поддерживал планы Николая II относительно Азии. «Только неразумное резонерство, – писал Д. И. Менделеев, – спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чисто русское дело – путь к океану – Тихому и Великому, к равновесию центробежной нашей силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет свершаться на берегах и водах Великого океана». Его поддерживал князь Э. Э. Ухтомский: «Иные говорят: «К чему нам это? У нас и так земли много», – но для Всероссийской державы нет другого исхода, – или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно и незаметно пойти по пути падения, потому что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством своим, а не нами пробужденные азиатские народы будут еще опаснее, чем западные иноплеменники».

http://pravoslavie.ru/37971.html

VII. Старший Братский Кружок Когда член Младшего Братского Кружка настолько духовно окрепнет в добре, что может с пользою для младших товарищей принять их под свое попечение, возникает вопрос о принятии его в члены Старшего Братского Кружка. Главные условия для поступающего: вера достаточно сознательная для христианской оценки склада ума, симпатий и поступков младшего, цельность христианского настроения, достаточная для того, чтобы не только делом, но и словом не уронить духовное достоинство С. Б. К. и не послужить соблазном для других, и любовь к Богу и Его созданиям, достаточная для того, чтобы с радостною энергией работать на святое дело Его, ревниво ограждая принятого на свое попечение младшего, от всякого зла, любовью согревая и развивая в нем слабые в начале ростки добра. Конечно, не всегда и не все члены С. Б. К. оказывались на высоте этих требований; были случаи, когда С. Б. К. был поставлен в прискорбную необходимость не только громко признать свою ошибку, но и признать свое бессилие исправить эту ошибку иначе, как отказавшись от брата и сотрудника, выключив его из своей среды; были случаи, когда сами избранные, не соответствуя С. Б. К. по настроению духа, тяготились любовью братьев и делом любви, просили сложить с них тягостные для них обязанности и добровольно выходили из той среды, которую еще не умели ни любить, ни уважать, ни вообще ценить по достоинству. Членам С. Б. К. я всегда старался внушить сознание высокого значения для церкви и христианского общества того дела, которое они делают и постоянно поддерживаю в них это сознание настойчивыми напоминаниями и соответствующей тому требовательностью. Считаю себя вправе сказать, что большинство членов С. Б. К. доросло до этого сознания и понимает всю святость, все величие и всю ответственность своего дела, считает для себя за высокую честь и великое счастье служить ему. Предвидя, что многим может показаться преувеличением такая высокая оценка деятельности подростков из крестьян в низшей с.-х. школе, повторяю, что все сказанное мною по этому поводу я говорю вполне сознательно и с глубоким убеждением. Да, эти подростки из детей народа делают несомненно самое великое и святое дело, возможное на земле, дело озарения умов и сердец светом от Света Небесного, дело пробуждения вечных душ живых к вере, любви и вдохновенной решимости честной жизни по вере, делают, одним словом, единое, вечное, неизменное дело Божие, становясь соработниками ангелов хранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

2. Эпоха истории Ребёнок открыл свои голубые глазки и... ласково заулыбался. Свежая, новая жизнь сияла в детских очах. Целая долгая ночь прошла для малютки в спокойном сне. Его светлые глазки были закрыты. Время шло. Ночь все глубже и глубже уходила в свои мрачные пределы. И вот тихая заря нового весеннего утра. Мягкий свет все более и более водворялся над землёй. Появились очертания гор, домов, различных предметов. Загорелись яркими красками цветы. Мелодичное щебетание птичек ещё более оживило утренние просторы. Лучи тёплого утреннего солнца нежно и в то же время мощно заиграли в узорах картин, ковров, складках белых как снег простыней и наволочек детской. Ребёнок радостно открыл свои голубые глазки. Он был ещё очень мал, чтобы говорить и звать свою мать словами. Часто она прибегала к нему на его детский плач. Но в нынешнее тёплое и солнечное утро Андрюше совсем не хотелось плакать. Он, пробудившись, только и делал, что нежно и ласково улыбался. Его маленькая чистая душа невольно чувствовала что-то великое и доб­рое, разлившееся в этом утреннем свете. Проснувшаяся маленькая жизнь воспринимала великую творческую любовь Господню, как бесценный радостный дар земного бытия. Малютка совсем мало понимал, что творилось перед ним. А перед ним воскресала жизнь. Мир во всей своей невысказанной и невыразимой красоте развёртывался, как разноцветная скатерть на уготованном столе. Великий творческий Акт будто вновь созидал мир земной во всем его величии и чудной девственности. Господь Бог , Создатель, будто вновь гласит Своё всемощное творческое: «Да будет свет!» И вся органическая и неорганическая природа поёт Ему хвалебное «осанна»... Во всем свете нет более чудесного и вместе с тем более таинственного события, чем событие творения видимого мира Господом-Творцом. И пусть говорят, что мир создавался сам по себе, вследствие определённых продолжительных доисторических эпох и периодов, но если судить более конкретно об этом, то лучше сказать, что мир создал Бог . Так как мало что создаётся само собой. «Самосоздание» или «самотворение», как и «самозарождение», мало понятны человеческому сознанию и воспринимаются затруднительно, неохотно, неубедительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Закрыть itemscope itemtype="" > Трагедия А.В. Колчака в контексте крупнейшей геополитической катастрофы XX века (фильм Андрея Кравчука " Адмиралъ " ) 18.11.2008 461 Время на чтение 4 минуты После забвения, которому Гражданская война и революция были преданы в киноискусстве 1990-х годов, что было вызвано страхом перед угрозой новой гражданской, наступило пробуждение интереса к этому сложному и во многом еще неизученному периоду Российской истории. Свидетельство тому - фильмы, изредка появляющиеся на отечественном экране в последние годы. Конечно, в них много еще от традиций советского кинематографа с его черно (точнее - красно) - белым взглядом на те страшные события. Просто все перевернулось - белые стали хорошими, красные - плохими. И это было бы отрадно, если бы картины не грешили примитивизмом соцреалистического «искусства» (только перевернутого в оценочных критериях). Художественное произведение (фильм, роман) об адмирале А.В. Колчаке напрашивалось уже с начала 1990-х годов, когда началась массовая публикация материалов об этой незаурядной исторической личности. Решительный и хладнокровный, удивительно храбрый флотский офицер, талантливый ученый - исследователь Арктики, один из крупнейших деятелей Белого движения, и, наконец, человек тонкой благородной души и высокой культуры. Таким он предстал перед отечественной читающей публикой в своих письмах к Анне Васильевне Тимиревой (Книппер), опубликованных в 1990-е гг. отдельной книгой с красивым названием - «Милая, обожаемая Анна Васильевна». Казалось бы, вот она - панацея от ужасов и мерзостей большевизма; вот путь, по которому должна была пойти Россия после того, как революционный переворот 1917 года стал данностью. Однако, не нужно быть историком, чтобы осознать, - спасения Российской империи не произошло, поход на Москву соединенных Белых армий не состоялся (во многом благодаря предательским действиям чешских батальонов и эсеров), сам адмирал Колчак был предан «союзниками» (в лице французского генерала Жанена) и убит большевиками. Ответов на вопрос «почему это произошло?» существует великое множество. И историки-специалисты, и размышляющие на исторические темы интеллигенты находят массу обстоятельств и причин, объясняющих поражение А.В.Колчака и его правительства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть Всенародное покаяние и Русский Царь Духовное пробуждение русского народа уже не остановить, это великое дело видит Сам Господь 12.08.2020 5959 Время на чтение 5 минут Разрушительные волны сотрясают Россию. По всей стране разжигаются социальные протесты, устраиваются несанкционированные митинги. И эти протесты уверенно оседлываются силами, стремящимися развалить, уничтожить Россию. Обстановка в стране по многим признакам напоминает предреволюционную ситуацию. Провокаторы и подонки, за деньги устраивающие массовые волнения, призывают к тому, чтобы регионы России имели полную свободу и жили как хотят. Их цель – развал страны. Поведение наших политиков и государственных управленцев в этой ситуации часто напоминает то, как вел себя Янукович на Украине , позволивший разрастись киевскому майдану, в результате которого произошёл государственный переворот, и к власти на Украине пришли русофобствующие ставленники США и откровенные моральные уроды, садисты и извращенцы, наподобие Порошенко, Яценюка, Турчинова, Ляшко и т.д. Откровенные враги России в нашей стране и за рубежом, уже сделали митинги, которые проходят в Хабаровске, знаменем «всероссийского восстания» против действующей власти. Однако сама власть ведёт себя так, словно желает, чтобы это «знамя» развевалось всё выше и становилось всё заметнее. И такое безответственное поведение чиновничьего аппарата вызывает возмущение людей, имеющих внутреннюю ответственность за свою страну. Сейчас видно, как целый ряд действующих высокопоставленных чиновников и политиков пытаются извлечь свою выгоду из протестной ситуации в стране и, в частности, на Дальнем Востоке. Заметно, что среди тех, кто обязан служить России, оказалось немало людей, служащих своим кланам и командам. И среди этих кланов разгорается борьба за власть в стране. В ходе этой борьбы разменной монетой уже становятся даже целые регионы нашего государства. Разменной монетой становится уже весь наш русский народ, который откровенно провоцируют, втягивают в гражданское противостояние, хаос и смуту.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/12/vs...

Отделение двенадцатое Уврачуй, Господи, на посрамление врага! Господи! Покажи на мне великое Твое милосердие и дай мне ослабу от угнетений губителя, ибо, изъязвив меня, стоит он и насмехается надо мной! Как, пробужденный учениками, одним словом уст Своих укротил Ты море, так услышь стенание и вопль мой, укроти волны страстных движений, возбуждаемых в душе моей врагом спасения моего. Как одним прикосновением к воскрылию одежды Твоей уврачевалась кровоточивая и тотчас стал ток крови ее, так да уврачуется душа моя, из которой враг непрестанно источает токи греховных помышлений, ради единого моего прикосновения верой к Тебе, Врачу душ и телес. Покажи на уврачевании членов моих, изъязвленных врагом, врачевательную силу веры в Тебя – Целителя всех недугов. Сделай язвы не язвами и место их покрой добродетелями, да посрамится враг, радовавшийся погибели моей. Благодать же Твою, Безгрешный Агнец, закланный за спасение мира и умиротворивший небо и землю, выну будет восхвалять спасенный Тобой и обрадованный раб Твой! Плач от созерцания горькой участи, ожидающей грешника Когда увидел Ты, Господи наш, что утратил я славу Твою, не потерпела сего любовь Твоя. Ты, снисшед рождением Твоим, страданием Твоим и крестной Твоей смертью избавил меня от сатаны. Но вот я опять грешил, прогневлял Тебя, оскорблял имя Твое беззакониями, грехами и злодеяниями, соделанными мною. Горе мне, неблагодарен был я и осквернил себя множеством злых дел! Плакал и проливал я горькие слезы, когда пришел в размышление о сем. Оно переселило меня в огонь, привело в страну ужаса, перенесло в страшную и ужасную бездну, погрузило в пламень, ввергло во тьму. Сердце мое ощутило сие, и воздыхал я от страха и ужаса при мысли о сем переселении. Уносясь мыслями, рассматривал я жилище тьмы. Тогда с рыданием и плачем, скорбя и болезнуя, осуждал я сам себя и горько восклицал: «Горе мне, сугубое горе! Что уготовано мне правдой?» В ужасе пробудился я, как от сна, но не избавился тем от сердечных мучений. Растерзал я одежду свою, плакал и рыдал: «Что сделал я с собой, бедным?» Открою главу свою, подобно блуднице исповедаюсь во грехах своих, с воздыханием буду умолять, обращу очи свои в слезные источники, чтоб оплакивать себя, злосчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

ПЬЯНСТВО «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( Ис. 5:11, 12 ). Обличив великое их 3 любостяжание, он [Исаия] полагает и корень зла. Этим корнем было пьянство, которое бывает причиной бесчисленного множества зол, особенно когда предаются ему с такой безмерностью. Посмотри, как метко он осмеивает их. Весь день, говорит, они употребляют на это. Не тогда, когда нужно обедать, они поступают так, говорит он, но всякое время делают временем пьянства, и с самого начала дня, когда особенно нужно было бы им быть внимательными, они предаются великому опьянению, и потом уже невольно до вечера остаются в этой болезни. Если же они однажды поспешат погрузиться в бездну невоздержания, лишатся естественного смысла и отдадут свою душу в плен гибельной власти пьянства, то, подобно тому, как корабль, не снабженный балластом и не имеющий кормчего и корабельщиков, носится туда и сюда, увлекаемый повсюду беспорядочным стремлением вод, так точно и они носятся, увлекаясь в глубину опьянением. Потому пророк и говорит: горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры. Они не нужду удовлетворяли и не ожидали пробуждения потребности, чтобы удовлетворить ее, но тем и занимались и о том заботились, чтобы постоянно пьянствовать. Потому он говорит: которые … ищут сикеры. Сикером здесь называется сок пальм, который они приготовляли, перетирая и выжимая пальмовые плоды, чтобы обратить его в вино. Он имеет одуряющее свойство и производит опьянение, но они не обращали на это внимания, ища во всем удовольствия. До позднего вечера разгорячают себя вином. Таково свойство пьянства: с течением времени оно усиливается и возбуждает мучительную жажду. Далее пророк указывает и на другую вину, не меньшую первой: «и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их». Действительно, это знак крайнего нечестия и душевного развращения – обращать свой дом в зрелище и предаваться таким песням. Что производит помрачающее пьянство, то производит и музыка, ослабляя крепость ума, сокрушая бодрость души и располагая к большему сладострастию. А на дела Божии они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют; он говорит или о чудесах Его, или о созерцании природы. Как они могут созерцать ее, когда обращают день в ночь, а ночью бывают нисколько не лучше мертвых? Как они могут видеть восходящее солнце, блистательную красоту неба, разнообразный вечерний хор звезд и порядок, и деятельность всех прочих тварей, когда они лишены и внешних, и внутренних очей? Таким образом они немалый вред причиняли сами себе, если отходили из настоящей жизни без созерцания чудес Божиих, будучи погружены все время во мрак пьянства (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Спасение души Когда много народа собралось около Господа нашего Иисуса Христа, сказал Господь такие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф.16:26 ) И еще Он сказал: Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это значит, что душа человеческая имеет цену большую, чем весь мир видимый. А когда человек утратит полноценную душу, то чем может заплатить – за что может снова ее купить? Ни за что на свете. Даже если бы весь мир отдал, не мог бы выкупить утраченную душу. Блажен тот, кто это знает и хранит душу свою как наибольшее богатство свое. Блажен тот, кто постоянно следит за душой своей и не допускает, чтобы ей наносился хоть какой-то вред. Ибо кто душу спасет – спасет все; а кто душу утратит – утратит все. В одном небольшом городке жил весьма богатый человек. А домик у него был малый и ветхий. Богач не хотел строить новый дом, а все средства свои накапливал и берег. Но однажды вечером дом его загорелся. Он вскочил с постели, не одеваясь, побыстрее схватил свое накопленное богатство и выскочил наружу. Дом превратился в пепел, но хозяин об этом ничуть не жалел. Он со своим богатством перебрался в большой город, построил прекрасный новый дом и зажил там радостно, без особых забот. Каков смысл этой притчи? Небольшой городок означает этот мир, в котором люди, как гости, живут кратковременно. Малый и ветхий дом означает тело человеческое, дом души человека. Богатый человек – это разумный христианин, который услышал, понял и в сердце свое положил слова Христовы: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Накопленное богатство означает богатую душу разумного христианина, всю жизнь старающегося жить по закону Христову и накапливающего в душе все те добродетели, которые ценнее золота, серебра и драгоценных камней. Духовное золото и серебро, великое богатство духовное, это: вера и надежда на Бога, любовь к Богу, молитвенность, милосердие, доброта, миролюбие и братолюбие, кротость и чистота. Что означает пожар, уничтоживший дом? Это смерть тела. Внезапный пожар ночью означает неожиданную смерть телесную, дня и часа которой не знает ни один смертный человек. Пробуждение богатого человека от сна во время пожара и переселение в большой город означает освобождение души от тела во время смерти и переселение в иной мир. Большой город – вечное Царство Христово, в котором обитают Ангелы и праведники. Прекрасный дом в большом городе означает обиталище каждой праведной души в том мире, в Царстве вечном и бессмертном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010