И истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождения духа человеческого из плена у необходимости. Истинный путь не есть движение вправо или влево по плоскости «мира», но движение вверх или вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в «мире». Свобода от реакций на «мир» и от оппортунистических приспособлений к «миру» есть великое завоевание духа. Это путь высших духовных созерцаний, духовной собранности и сосредоточенности. Космос есть истинно сущее, подлинное бытие, но «мир» — призрачен, призрачна мировая данность и мировая необходимость. Этот призрачный «мир» есть порождение нашего греха. Учителя церкви отождествляли «мир» с злыми страстями. Плененность духа человеческого «миром» есть вина его, грех его, падение его. Освобождение от «мира» и есть освобождение от греха, искупление вины, восхождение падшего духа. Мы не от «мира» и не должны любить «мира» и того, что в «мире». Но само учение о грехе выродилось в рабство у призрачной необходимости. Говорят: ты грешное, падшее существо и потому не дерзай вступать на путь освобождения духа от «мира», на путь творческой жизни духа, неси бремя послушания последствиям греха. И остается дух человеческий скованным в безвыходном кругу. Ибо изначальный грех и есть рабство, несвобода духа, подчинение диавольской необходимости, бессилие определить себя свободным творцом, утеря себя через утверждение себя в необходимости «мира», ане в свободе Бога. Путь освобождения от «мира» для творчества новой жизни и есть путь освобождения от греха, преодоление зла, собирание сил духа для жизни божественной. Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разодранного, некосмического состояния мира. Свобода — любовь. Рабство — вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь есть путь победы над грехом, над низшей природой. И нельзя не допускать до этого пути на том основании, что греховна человеческая природа и погружена в низшие сферы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Князь Владимир крестил Русь, но только отшельником преподобным Сергием она стала святой.... когда народ увидел это, вкусил Духа.... мне так кажется... были до него святые, но именно им всё стало необратимо... И если мы хотим изменить обстоятельства, других путей нет - надо становиться подвижниками во Христе. Да поможет нам Бог! 2018/12/24, 09:44:51 Интереснейшая лекция Пустынники и женское монашество XIX века 2018/12/23, 20:39:50 Внутренняя свобода это не свобода от послушания Церкви. Уход от мира будет законным подвигом только в ограде Церкви Христовой. Удивительный и прекрасный, глубокий и развернутый рассказ о попытках искать Бога и жить в уединении вне Церкви в автобиографическом романе старца Симона " ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ " . Юность старца прошла в этих попытках. Господь вел его, не оставлял, давал и опыты высокие. Но! Пришел он в конце концов к пониманию того, как важно подвизаться в церковной ограде. Только тут он перестал блуждать и начался настоящий Путь ко спасению, истинный прогресс, когда он получил непрестанную молитву и не остановиля на этом, а понял, что это только еще самое начало этого Пути 2018/12/23, 14:19:12 Да, правильно. Называя веши своими именами: попытка оставить мир - это преступление. Спасение души, поиски внутренней свободы - болезнь. А то развели тут. 2018/12/21, 23:14:53 Агния права. Желание отшельнической жизни похвально, но самочиние недопустимо, это духовное прельщение. Все утверждающие, что всякий не стяжавший духовный опыт, может стать отшельником, глубоко заблуждается. Чем руководствуются так называемые " учителя " я не понимаю. Возможно сами являются духовными младенцами, а в сущности всё это обычная гордыня, которая как известно до добра не доводит. Если вы не согласны с уставом Русской Православной Церкви, то следует задуматься о принадлежности к Ней. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».(Евангелие от Матфея 7:24-27)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3000

Сразу же после победы под Угличем и взятия Борисом Александровичем Ржевы новгородцы поспешили послать своих послов в Тверь для заключения мирного договора. При этом они «поруб тферскои весь отдаша, а что воеводы тферскиа, ходив, повоевали землю их и что иное у них поймали, и тому всему погреб». В тексте дохончания, предложенном новгородцами, говорилось, что Борис Александрович «дал рубежь земли и воде промежи своего великого княженья Тфери и Кашина, и промежи Новгорочкои отцине, и Новоторжскои земли и воде, и Бежичкои по великого князя грамоте Ивана Даниловичя». Предусматривалась, как бывало обычно в подобных случаях, посылка тверского боярина на рубеж для разбора спорных дел. Тверскому князю, княгине и боярам запрещалось покупать новгородскую и новоторжскую земли. Устанавливался порядок суда тверичей и кашинцев с новгородцами и новоторжцами. Гостям обещался «путь чист», т.е. свобода поездок для совершения торговых операций. Для организации обороны от ливонцев в июне 1447 г. из Пскова в Новгород был приглашен князь А.В. Чарторыйский, имевший уже опыт борьбы с Орденом. Осада Ливонцами Ямы, продолжавшаяся 13 дней, успеха не имела. Решительное сражение с орденскими войсками произошло 3 июля 1447 г. на реке Нарове. Новгородские войска, возглавленные князем А.В. Чарторыйским, одержали полную победу. Орден вынужден был уже 27 февраля 1448 г. заключить с новгородцами перемирие на пять лет, а 25 июля — и 25-летний мир. В последнем случае Новгород выступал совместно с Псковом. Словом, в 1447 и 1448 гг. Новгороду было не до Шемяки. Победы великокняжеских войск в 1446—1447 гг. привели к изменению характера отношений в треугольнике Василий II — Дмитрий Шемяка — Мамутяк. Казанский царь понял, какой опасностью для него стал московский великий князь, получивший престол из татарских рук. Верный традиционной ордынской политике, Мамутяк решил теперь поддерживать Дмитрия Шемяку, т.е. слабейшего, и тем самым не допускать дальнейшего усиления власти Москвы. После ряда неудач князь Дмитрий Шемяка пришел к мысли о необходимости расширить фронт своих союзников. Видоизменив свою старую, антиордынскую программу, он охотно откликнулся на предложение Мамутяка о союзе против Василия II. Еще в 1445 г. Дмитрий Юрьевич не послал своих войск против ордынских царевичей (в первую очередь против Мамутяка), и поэтому уже в то время царь склонялся к тому, чтобы именно ему передать ярлык на великое княжение. Досадное стечение обстоятельств не позволило этим планам осуществиться. Теперь же Мамутяк решил попытаться снова вернуться к планам 1445 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

Хотя Аларих удалился в Иллирик, но не оставлял замыслов на Италию. Не совсем удачный опыт вторжения в Италию убедил готов в том, что если они придут с большими силами и будут действовать с разных сторон, то задача может быть достигнута. Поэтому ни Стилихон, ни Аларих не считали надежным заключенный в 403г. мир. Аларих держал сношения с Ратигером, Стилихон спешил поставить на военное положение Равенну, которая с тех пор делается вместо Милана постоянной резиденцией императора. В 404 г. паннонские остготы под начальством Ратигера тремя колоннами вторглись в Италию. Главный отряд остановился под Флоренцией, передовые колонны ушли далее на юг и были в нескольких переходах от Рима. В Риме началось смятение, но христианская и языческая партии неодинаково относились к угрожавшей опасности, т. к, язычники ожидали от Ратигера восстановления старого культа и подняли голову. Но на этот раз движению варваров положило предел сопротивление, встреченное ими под Флоренцией. Стилихон воспользовался разделением врага и при Фиезоли нанес готам поражение; сам Ратигер попался в плен и был казнен, большая часть захваченных готов обращена в рабство. Отборная дружина Ратигера из 12000 воинов поступила в римскую военную службу,— это была необдуманная и весьма бедственная мера, облегчившая для варваров доступ в Италию. Пока Италия могла считаться могилой варваров, но ненадолго. Движение готов на Италию, соединив здесь римские военные силы, ослабило средства обороны на рейнской границе, которая в 406—407 гг. переходит во власть других варваров, сделавших опыт вторжения в Галлию. Здесь участвуют три народа: вандалы, свевы и аланы. В зиму на 407 г. они по льду перешли Рейн и завладели почти всей Галлией, но, когда британские легионы провозгласили своего императора и начали восстановлять римскую власть в Галлии, германские завоеватели прошли через Пиренеи в Испанию. В 409 г. Испания была разделена между ними: свевы заняли северо-запад, вандалы — юг, аланы — середину Испании. Между тем в придунайских провинциях, откуда шло движение, подготовлялись новые грозные события.

http://sedmitza.ru/lib/text/442748/

Валерий Николаевич Расторгуев, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Валерий Расторгуев      Чтобы ответить на вопрос, сделаю три пояснения. Первое: святая жизнь и развлечения редко совместимы. А кинематограф – это все-таки развлечение, а еще чаще – откровенное искушение. Любой фильм – кот в мешке… Книгу можно отложить сразу, как почувствуешь неладное, с кинематографом труднее. Исключением может служить разве что кинофестиваль «Лучезарный Ангел», организаторы которого проводят некоторую селекцию, отделяя с молитвою зерна от плевел и созывая людей неслучайных, добрых, светлых, одаренных свыше (последнее о создателях фильмов). Второе: свято место пусто не бывает. А жизнь, не заполненная внутренним светом и не согретая любовью, заполняется всем тем, что противостоит свету и любви. Свет юпитеров (СМИ или театр) или свет киноэкрана в полутьме могут иметь отношение к просвещению, идущему от эпохи Просвещения с ее безграничной верой в силу человеческого разума, что часто оборачивается неверием в Творца, а то и бунтом гордого знания против веры. Просвещение светом Христовым имеет иную природу. Оно рождено не гордыней разума, а Высшей Силой и смирением перед нею, перед Божией волей. Поэтому расположить зрителя к святой жизни может что угодно, но по воле Божией: и великая радость, и великое горе, и даже падение, свое или чужое, прегрешение – вольное или невольное… К тому же не только доброе, но и «недоброе» кино может вызвать как просветление, так и помутнение души. Однако те, кто творит добро, спасаются, а тем, кто соблазняет слабых, не позавидует и Гоморра. Третье: кинематограф можно уподобить набору «живых зеркал» с постоянно изменяющейся «амальгамой», которая реагирует на то, как и кто смотрится в это волшебное зеркало. Эта «амальгама» такова, что либо делает стекло совершенно непроницаемым и превращает кино в подобие простого зерцала, полностью закрывая «заэкранный» мир «обратным» изображением самого смотрящего, либо создает эффект наслоения самообраза зрителя, вымысла творцов фильма и самой реальности. И поэтому «многослойное» кино каждому открывается по-своему. Здесь речь идет о высшем Замысле и том Промысле, который пронизывает любую человеческую деятельность, в том числе и творчество кинохудожника, независимо от того, осознает ли человек это вмешательство (иногда попущение) или нет.

http://pravoslavie.ru/98183.html

Империя постепенно разлагается под влиянием варварской иммиграции. Окончательный акт падения ее задерживается волею тех же варварских вождей, которые ставят и назначают императоров. Одинаковые явления наблюдаются на Западе и на Востоке, но результаты действия разрушительных элементов не были одинаковы в Западной и Восточной империи. Чрезвычайно большими потрясениями сопровождалось появление в Европе гуннов. Они своим движением потеснили к Дунаю другие народы. Мы видели, как императору Феодосию Великому удалось на некоторое время предотвратить грозную опасность и устроить дела на дунайской границе. Гуннская орда с подчиненными ей народами распространилась от Волги до Дуная и некоторое время не угрожала римским провинциям. Гунны разделены были на племена, враждовавшие между собой и находившиеся под властью отдельных ханов. Весьма вероятно, что часть их, переходя за Дунай, принимала участие вместе с готами в набегах на римские области. Но до конца первой половины V в. история гуннов остается весьма мало известной . Имя гуннов приобретает всемирно-историческое значение с тех пор, как один из ханов по имени Ругила перешел за Дунай, занял Паннонию и вступил в непосредственные сношения с императорами Запада и Востока Основателем могущества гуннов был Аттила, принявший власть после Ругилы около 433 г. Это был исключительный человек как по своим природным дарованиям, так и по страшным следам, оставленным им в истории. Он был мал ростом, широкоплечий, с большой головой. Имел маленькие глаза, темный цвет лица, плоский нос, редкую бороду. В его медленной походке и важных движениях выражалось сознание силы. Его жестокость с побежденными не знала границ, его называли «бичом Божиим» знавшие его и сохранившие о нем память народы. Гунны верили в его божественное предзнаменование и шли за ним без рассуждений. Соединив под свою власть все племена гуннов, он подчинил себе многочисленные народы германского, скифского и частью славянского происхождения и образовал обширное царство, обнимавшее Среднюю Европу от Волги до Рейна. Много римлян, греков, германцев и славян было на службе у Аттилы, который ценил ум и знания и умел привлекать к себе нужных людей Первый большой поход предпринял Аттила против Восточной империи. С одной стороны, в 441 г. конные отряды его направились через Армению в Месопотамию и Сирию и навели страх на персов и сирийцев; с другой — он сделал набег на Фракию, Македонию и Иллирию, разрушил множество городов, между прочим, Срем, Ниш, Сардику. Посланные императором Феодосием II войска были разбиты гуннами три раза; они не встречали теперь сопротивления до стен Константинополя и принудили императора купить у них мир весьма дорогой ценой. Гуннам уступлена была для поселения значительная область на юг от Дуная и дано обязательство вносить ежегодную обременительную дань в 2100 ф. золота.

http://sedmitza.ru/lib/text/442748/

3. Великое переселение народов. образование варварских государств К Оглавлению К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории. Парадоксальное положение империи заключалось в том, что сдерживая натиск варварских племен, она вынуждена была искать опору в самих варварах, что делало ее существование особенно безнадежным. Союзники-федераты понимали, что силы римлян на исходе, и из союзников они становились явными врагами Римской империи. Чтобы хоть как-то удержать их в качестве союзников, Рим был вынужден постоянно идти на новые уступки. К IV в. германские племена претерпели серьезные трансформации по сравнению с теми временами, о которых писали Цезарь и Тацит: у них началось объединение племен в большие союзы , т.е. шло оформление предгосударственных образований. На нижнем Рейне и в Ютландии оформились союзы англо-саксонских племен; на среднем Рейне — франкский союз племен; на верхнем Рейне — аллеманский союз племен (он включил в себя племена квадов, маркоманов и частично свевов). В бассейне Эльбы бразовались союзы лангобардов, вандалов и бургундов. В Причерноморье уже существовали два больших и сильных политических союза: Остготский и Вестготский. С конца IV и особенно в V в. начинается стремительный натиск варваров на территорию гибнущей Римской империи и ее завоевание. Началась эпоха Великого переселения народов. Завоевание империи растянулось более, чем на столетие (IV-V вв.). Многие племена формально считались союзниками империи. Императоры шли на подобные союзы сознательно, чтобы предотвратить катастрофу. Но эти попытки ни у кого не оставляли иллюзий. Грядущее падение Западной Римской империи было очевидным. Завоевание империи сопровождалось иммиграцией варваров. С конца IV в. весь евразийский варварский мир пришел в движение. Причин было много: одни племена выталкивали другие с их территорий (гунны из восточных степей теснили славян, славяне, передвигаясь на запад, заставляли передвигаться на запад германские племена), потребность в новых, более плодородных землях, суровый климат. Пришедший в движение варварский мир объединяла общая ненависть к Римской империи. По всем дорогам Европы раздавался скрип варварских повозок, нагруженных всевозможным скарбом и домочадцами. Эпоха конца IV — начала VI вв. получила название Великого переселения народов .

http://sedmitza.ru/lib/text/441031/

Берлинская стена с взобравшимися на неё немцами на фоне Бранденбургских ворот      Падение Берлинской стены, 25-летие которого отмечали на днях, выглядело тогда, в 1989 году, как событие эсхатологических масштабов. Мир, в котором мы родились и выросли, рушился на глазах. Эпоха коммунистической идеологии, правившей семьдесят лет в нашей стране и чуть больше сорока – в Восточной Европе, подходила к концу. Великое противостояние двух систем кончалось. Социализм разваливался под гнетом своей экономической неэффективности и неспособности дать людям то процветание, которое обещал. Земного рая не получилось, Великий Коммунистический Миф рухнул. Но люди, разумеется, не перестали мыслить Великими Мифами (такова человеческая природа), и не успела осесть пыль над развалинами Берлинской стены, как явился другой миф – Миф Конца Истории. Согласно этому мифу, последнее великое зло, коммунизм, пало, не выдержав противостояния с универсальными истинами демократии и рынка. И теперь все народы, обретя веру в эти истины и позабыв распри, должны соединиться в единую семью. Долгие века конфликтов, национального эгоизма, дележки сфер влияния ушли в прошлое, теперь все будет по-другому. Прежняя история кончается, наступает светлое будущее. Некогда разделенные стеной идеологического противостояния западные и восточные немцы обнимаются в проломах рассыпающейся Стены под строки из оды «К радости» Шиллера, звучащие в конце Девятой симфонии Бетховена: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» В песне «Ветер перемен» участники знаменитой в 80-тые годы немецкой рок-группы «Scorpions» описывают свою прогулку по Москве. Идя по улицам города, они понимают: «Мир становится теснее. Разве мы могли подумать, что однажды Станем близкими, как братья? Мир застыл в ожидании нового, Все пропитано этим ощущением, Его несет ветер перемен». Мы, бывшие советские люди, убедились тогда, что пропаганда, как мы и догадывались, лжет нам, что «империалистический Запад» не так страшен, как его малевали все эти годы. Напротив, это наш марксизм-ленинизм давно пора было отправить на свалку истории, так что давайте теперь раскроем объятия цивилизованному миру , и он научит нас путям своим. Так «минус» советской пропаганды сменился на однозначный, сияющий неоном «плюс» западной идеологии.

http://pravoslavie.ru/75033.html

Москва, 16 февраля. В день праздника Сретения Господня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, сообщает «Патриархия.Ру» . Патриарху сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Тобольский и Тюменский Димитрий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Курский и Рыльский Герман, Галицкий и Львовский Августин, Верейский Евгений, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископы Серафим (Зализницкий), Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), Аркадий (Афонин), Проватский Игнатий (Болгарская Православная Церковь), Никон (Миронов), Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Брянский и Севский Феофилакт, Барнаульский и Алтайский Максим, Балтийский Серафим, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Егорьевский Марк, Бронницкий Феофилакт и представители московского духовенства. Свою проповедь по окончании Евангелия Патриарх Кирилл начал словами Священного Писания: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих … и в предмет пререканий». Это было странным благословением по еврейскому обычаю, «но в этом благословении содержится великое пророчество не только того, что совершил Христос для рода человеческого, но и того, что совершает в Церкви Дух Святой». По словам Патриарха, сегодня многие критикуют Церковь и хотят ее «исправить», однако «человеческий критерий недостаточен для оценки служения Церкви, для определения пути дальнейшего церковного развития». Необходимо формулировать этот критерий через пророчество старца Симеона. Патриарх подробно рассказал о том, как в иудейской среде ожидали Мессию, который станет царем и властителем мира, поэтому многие не смогли принять Спасителя в образе простого странника из Назарета. Но, с другой стороны, многие люди более сердцем, нежели умом поверили Христу, засвидетельствовав это даже до смерти. «А что происходит сегодня? Перестал ли быть Христос предметом пререканий?», — обратился Патриарх. До сих пор человеческие представления о счастье и благополучии не соответствуют тому, что Христос предложил миру. «Сила и власть не связаны в человеческом сознании с унижением, страданием и смертью». Как отметил Патриарх Кирилл, сегодня мир живет даже не по каким-то своим декларациям, а лишь одной целью — «чтобы жить хорошо». А это обязательно власть, деньги, наслаждения. К сожалению, заповеди блаженств не являются ценностью, даже для тех, кто называет себя христианами. «Спаситель предлагает нам иные цели и ценности, чем те, которыми мы живем», — подчеркнул Патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Я начал ходить в другие протестантские церкви; некоторое время посещал Свободную евангелическую лютеранскую церковь, потом — Норвежскую евангелическую лютеранскую церковь. Литургически они схожи, хотя Норвежская церковь имеет статус государственной. Я встречал десятки «христиан», но ни один из них не видел, что со мной творится. С кем бы я ни говорил, я слышал одно и то же, непременно одни и те же слова — слова, которые не трогали сердце и не убеждали рассудок. Что «Иисус пришел в мир, потому что Господь увидел, что люди изнемогают под законом и не могут его исполнить». Что «Господь послал Своего Единородного Сына в мир и принес Его в жертву за наши грехи, чтобы мы могли спастись, не утруждаясь законом». Что «наша вера в Иисуса спасет нас независимо от дел и невзирая на то, как мы грешны и несовершенны». Что «нам нет нужды изнурять себя соблюдением закона или другими тяготами, ибо Иисус раз и навсегда искупил наши грехи». Что «мы должны лишь верить в Него, и одно это нас оправдает». Однако во всех этих словах, независимо от их истинности или ложности, не было ни силы, ни духа, и они ничего не могли мне открыть. Более того, меня смущало это учение. Оно казалось противоположным тому, чему Христос учит в Евангелии. Он требует не только верить, но и доказывать свою веру делами: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21); Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:24–28). Но что именно мы должны исполнять, если хотим быть истинными христианами? Не допускать даже дурных мыслей! Даже не смотреть на женщину с вожделением! Даже не гневаться на брата! Не говорить никому дурного слова! Более того, любить наших врагов и молиться за них, иначе будем ввержены в геенну (Мф. 5)!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010