Это явление ангельского мира, «сияние славы Господа» (10,4), есть световое (и только пророк слышит в связи с видением «позади себя великий громовый голос: благословенна слава Господа от места Иез. 3, 12, слышит и славословие). Славословие ангельское совершается здесь не через слово и звук, но чрез свет и цвета, образы и формы. На языке человеческого искусства имя художество, искусство формы и краски, света и светотени. Славословие ангелов было явлено человеку еще и при Рождестве в явлении «многочисленного воинства небесного, славящего Бога и взывающего: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13–14). Это славословие, в отличие от видения Исайи, имеет предметом определенное событие в жизни боговоплоще–ние. Оно содержит прославление не только Бога в небесах, но и мира на земле и благоволения, явленного человекам, объем–лет в себе небо и землю, жизнь всего мироздания. Это показательно и в отношении к самим ангелам, включающим в свое славословие судьбы творения. В видении Тайнозрителя (Откр. 4,6–8) четырех животных, исполненные очей спереди и сзади и внутри, подобных виденным Иезекиилем, «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, который был, есть и славословие подобное слышанному Исайей. песнь величию Божию в вечности. Но в Откр. 5, 8–12 мы имеем уже славословие искупительному Агнцу: четыре животных вместе с 24 старцами «поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу… И я видел и слышал голос многих ангелов вокруг престола, и животных, и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и кротость, и честь, и славу, и благоволение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Это явление ангельского мира, «сияние славы Господа» (10,4), есть световое 111 – (и только пророк слышит в связи с видением «позади себя великий громовый голос: благословенна слава Господа от места своего!» – , т.е. слышит и славословие). Славословие ангельское совершается здесь не через слово и звук, но чрез свет и цвета, образы и формы. На языке человеческого искусства имя этому – художество, искусство формы и краски, света и светотени. Славословие ангелов было явлено человеку еще и при Рождестве Христовом – в явлении «многочисленного воинства небесного, славящего Бога и взывающего: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» ( ). Это славословие, в отличие от видения Исайи, имеет предметом определенное событие в жизни мира – боговоплощение. Оно содержит прославление не только Бога в небесах, но и мира на земле и благоволения, явленного человекам, т.е. объемлет в себе небо и землю, жизнь всего мироздания. Это показательно и в отношении к самим ангелам, включающим в свое славословие судьбы творения. В видении Тайнозрителя ( ) четырех животных, исполненные очей спереди и сзади и внутри, подобных виденным Иезекиилем, «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» – славословие подобное слышанному Исайей. Это – песнь величию Божию в вечности. Но в мы имеем уже славословие искупительному Агнцу: четыре животных вместе с 24 старцами «поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан и кровью Своею искупил нас Богу... И я видел и слышал голос многих ангелов вокруг престола, и животных, и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и кротость, и честь, и славу, и благоволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Хвалитные псалмы в праздники начинаются и оканчиваются пением «Всякое дыхание да хвалит Господа». Такое пение называется «Всякое дыхание». Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которые от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, а именно – за последним стихом 149 псалма: «Сотворити в них суд написан», – и со всеми стихами 150 псалма. После хвалитных псалмов и стихир следует великое славословие. Когда поется «Всякое дыхание», тогда после пения стихиры на «Слава и ныне» настоятель говорит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу». Когда же не поется «Всякое дыхание», тогда после хвалитных псалмов, вместо пения стихир на «Слава и ныне», чтец произносит: «Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет», – и читает «Слава в вышних Богу». Итак, на всякой утрени (кроме седмицы пасхальной) положено славословие «Слава в вышних Богу». В дни непраздничные «Слава в вышних Богу» читается, а в праздники оно поется, и славословие, которое поется в праздники, именуется великим славословием. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрени. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В этом славословии, которое читается, молитва «Сподоби, Господи» находится в конце его. В славословии же, которое поется, эта молитва находится в середине его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И теперь – после такого же возглашения священнодействующего поется Великое Славословие (или песнь утренней зари), начинающееся словами ангельской песни, воспетой в момент рождения на земле Солнца правды – Богомладенца Иисуса. Великое Славословие, как утреннюю песнь солнечного восхода, можно поставить в параллель с вечернею песнею солнечного заката, исполняемой на службе вечерни. («Свете Тихий»...). Подобно этой последней песни и утреннее Великое Славословие, как песнопение «самопесное», т. е. независимое от голосовой мелодии, может быть музыкально изложено по собственным темам композитора, но непременно молитвенно-умилительно и в разнообразной многоголосной гармонии. Разнообразная многоголосная гармония послужит наглядным выражением того, что Великое Славословие приносится Богу – Светоподателю от лица всех живущих на земле, ибо, по выражению предшествовавшего Великому Славословию хвалебного псалма, всякое дыхание обязано хвалить и славословить Господа, показавшего после мрака ночного свет дневной. Словесная форма множественного числа, присущая Великому Славословию («Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя» и т. п.), также подтверждает благопотребность полифонического разнообразия гармонии. В нашей духовно-музыкальной литературе, к сожалению, нет ничего выдающегося по части композиций Великого Славословия. Оттого в русских церквах обыкновенно исполняют эту величественную утреннюю песнь речитативом на двух последовательно перемежающихся аккордах, в роде того, как речитативом же поют у нас Символ веры за Литургией. Разница только в том, что Символ поется на двух аккордах в мажоре, и великое славословие на таких же двух аккордах – в миноре. Однако, этот монотонный речитатив, не смотря на свое очевидное несоответствие торжественно – хвалебному и умилительно-молитвенному характеру Великого Славословия, до такой степени укоренился в богослужебной практике, что даже одна, очень распространенная в домовых церквах наших духовно-учебных заведений, композиция Великого Славословия, представляющая собою попытку придать музыкальную выразительность этой утренней песни, все-таки в своем крайне сдержанном мелодическом развитии едва переступает границы обычных при пении Великого Славословия двух минорных аккордов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

В малые же праздники на стиховне точию глаголет стихиры такоже и в прочая дни». С его слов в течение 8 веков, скажем словами г. Мансветова , этот признак повторяется и последующими исследователями (стр. 76), что, по словам нашего автора, «односторонне» вызывает необходимость «призвать на помощь другие источники» и вообще требует «ограничений». «Несомненно, – пишет он, – что великого славословия не пели в будние дни, и студийские уставы не упоминают о нем в изложении службы воскресной и праздничной. Здесь к стихирам хвалитным и стиховным нет прибавления в виде великого славословия, но вместо того говорится о пении Трисвятого. В этом, по-видимому, смысле нужно понимать указание студийского устава в Неделю крестопоклонную, что вынос креста (также и на утрене 14 сентября) совершается Святый В службе же Великой Субботы прямо говорится о входе служащих в алтарь после в вышних славу таковаго т. е. при пении и на Трисвятом в конце великого славословия. На пасхальной утрене упоминается пение потиху Слава в вышних а в Цветной Триоди XI-XII в. студийского происхождения к этому присоединяется дополнение Еще яснее говорится об употреблении великого славословия на утрене в дополнительной части синод. студийского устава 330, где замечено, что монахи стоят в известном порядке утренняя песнь, сиречь Слава в вышних Богу пето Может быть, Никон имел неполные списки устава (слич. стр. 77) студийского, где этой последней не было, или просмотрел немногие положительные указания на этот счет и таким образом от большинства случаев сделал заключение к целому» (стр. 78–79). Прежде всего начнем свои возражения заявлением, что г. Мансветов в данном случае обнаружил недостаточно твердое знание церковно-богослужебной практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

О Божественном свете поется как в песнопениях разных годовых праздников, так и в ежедневных службах. Некоторые песнопения, прославляющие свет, были созданы в древние времена, на заре христианства, и вошли в суточный круг песнопений, например «Свете Тихий», Великое славословие. Другие относятся к двунадесятым праздникам – Преображению, Рождеству Христову, Богоявлению, Троице, а также к Пасхе. Первая похвала свету содержится в первых строках Библии, в библейском повествовании о сотворении мира в книге Бытия (Быт. 1, 1-5), где повествуется о первом дне творения . «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Прославление света содержится и в других библейских книгах: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце», – говорится в книге Екклесиаста, или проповедника (Еккл. 11, 7). Свет – это яркий символ христианства. Христос говорит: «Я – Свет миру» (Ин. 12, 46). Христос как свет воспевается в песнопениях многих христианских праздников, в песнопениях суточного круга, особенно в тех, которые поют на рассвете, при появлении света, или на закате. На утрени, на рассвете поют светилен, а после него – «Великое славословие», которое начинается прославлением света. Возглас священнослужителя, предваряющий Великое славословие, прославляет Всевышнего – создателя света: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великое славословие наполнено глубоким смыслом, в последних его строках звучит строка из псалма царя Давида, обращенная к Творцу: «Ибо у Тебя источник живота: во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). В этом стихе содержится пророчество царя Давида о Христе-мессии – Свете истины, который грядет в мир как Божественный свет. Во время великопостной литургии преждеосвященных даров, после ветхозаветных чтений, когда открываются царские врата, священнослужитель со свечой и кадилом в руке возглашает: « Свет Христов просвещает всех» . Священник благословляет предстоящих свечой и кадилом, знаменующих полноту даров, в ответ предстоящие кланяются до земли.

http://bogoslov.ru/article/6192118

Отсюда, по свидетельству Созомена , 450 в церкви Антиохийской был обычай разделяться на хоры, из которых каждый произносил свое собственное верование в конце песни, и потому одни величали Отца и равночестного Ему Сына; другие – Отца в Сыне, выражая прибавлением предлога «в» ту мысль, что Сын занимает вторую степень. А историк Феодорит повествует 451 о Леоне, Епископе Антиохийском, Арианине, что сей предстоятель церкви, «видя, как духовенство и прочий народ делится на двое, и одни в славословии пред словом «Сын» произносят союз (и), а другие пред тем же словом употребляют предлог сам произносил славословие шепотом, так что стоящие возле него могли слышать только слова: «во веки веков». б) Великое славословие. «Слава в вышних Богу». Так пели горние силы при Рождестве Господа нашего Иисуса Христа в слух пастырей Вифлеема. Самый предмет этой песни – хвала родившемуся Спасителю мира, хвала церкви, для которой родился Спаситель, показывает, что её не могли не петь при Апостолах. Неизвестно, кем добавлены к гимну Апостольскому: «слава в вышних Богу», последующие слова его. Из того, что великое славословие столько любили, столько считали приличною и полезною песнью для употребления в древних христианских собраниях, можно заключать, что если не при самих Апостолах, то вскоре после них этот гимн был распространен и объяснен в своем содержании и явился в длинной песни. В постановлениях Апостольских 457 великое славословие называется утренним гимном и по своему составу много похож на тот гимн, какой употребляется в нашем утреннем Богослужении. Ориген , по поводу порицания христиан за равнодушие к солнцу и за отсутствие у них гимнов в честь его, отвечает; «мы знаем это лучше. Ибо мы поем хвалебную песнь Единому Существу, выше всего, Богу и Его Единородному Слову Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

О прочих особенностях утрени мы говорили, но напомню их кратко: славословие обязательно читается (по будням Великого Поста Великое славословие никогда не поется, даже в праздник Благовещения, если он попадает на будни. Кстати, в Благовещение славословие поется только в том случае, если оно попадает на субботу или воскресенье Поста; если Благовещение попадает на Светлую седмицу, то славословие тоже не поется). Особенности великопостных Часов После «Приидите поклонимся» читаются три обычных псалма для каждого Часа. После этого читается кафизма (почти на каждом Часе, кроме тех, о которых мы говорили в прошлый раз – см. устав о кафизмах Великим Постом): 1-го Часа – в понедельник, 1-го и 9-го Часов – в пятницу. После кафизмы (а если это один из трех Часов без кафизмы, то сразу после обычного трехпсалмия) тропарь Минеи не глаголется Великим Постом ни на вечерне, ни на утрени, ни на Часах. Вместо него идет особый великопостный тропарь, который зависит только от номера Часа, причем этот тропарь справедливее было бы назвать не тропарем, а прокимном, потому что прокимен всегда предлагается перед Св. Писанием. Поэтому «Бог Господь» прокимном не называют, да и о стальные тропари тоже не называют прокимнами. Но в современном Богослужении не стоит называть прокимном, скажем, то, что поется на вечерне после «Свете тихий», так что сейчас это название уже более условно, и я считаю вполне справедливым назвать постовой тропарь прокимном. Далее – Богородичен, а вместо кондака Минеи – тексты из Часослова. Я намеренно употребил собирательное слово «тексты», потому что там могут быть и тропари, и кондаки (в частности, на 3-м Часе – тропарь праздника Пятидесятницы). В конце каждого Часа по возгласе «Боже, ущедри ны» – молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда патриарх выехал из Дамаска в окрестности для обозрения и посещения христиан, тогда эконом церкви Дамаскоидов, по имени Муса, т. е. Моисей, и согласившиеся с ним некоторые бессовестные старшины стали петь великое славословие в каждую середу и пятницу и разрешали рыбу, говоря: «патриарх наш заповедал нам не есть рыбы, когда нет славословия: и вот мы поём славословие, следовательно, не грешим, едя рыбу». Когда патриарх узнал об этом, опечалился ради разврата эконома; но не мог ничего сделать. Спустя несколько дней, возвратившись в патриархию, сидел в ней печальный. В одну пятницу, когда патриарх обедал и ел растения, сваренные без масла, хлеб и несколько маслин (ибо был воздержан и весьма благочестив), приходит за делом упомянутый эконом. Поклонившись патриарху до лица земли по обычаю, он сел, а патриарх сказал ему: – Приступи, святый эконом, к трапезе моей, пообедаем вместе. – Мы уже отобедали, владыко святый. – А что вы ели сегодня, чадо? – Рыбу, владыко святый. Тогда патриарх, возстенав, продолжал: а почему вы ели рыбу сегодня в пятницу, когда нет славословия? – Да мы пели славословие с таким и таким старшиной. Тогда патриарх, побив его и обличив соблазн, начал учить его о посте. Но эконом противоречил ему, говоря, что Господь Иисус Христос сказал: «Не входящее в уста человека, а исходящее сквернит человека» и т. п. Патриарх, раздосадовав на его дерзость и упорство, прогнал его, а в следующее воскресение, став на своём троне, по прочтении Евангелия, довольно поучал народ о посте и наконец, сказал и следующее: «Я, видя ваше чревоугодие, сделал вам снисхождение, позволил вам в противность Божеских канонов разрешать рыбоястие в середу и пяток, когда славословится святый; но некоторые из вас, играя тут Божескими уставами, поют славословие великое во всякую середу и пяток и, едя рыбу, бессовестно нарушают каноны Богоносных отцов, не различая будня от Господского или Богородичного праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О прочих особенностях утрени мы говорили, но напомню их кратко: славословие обязательно читается (по будням Великого Поста Великое славословие никогда не поется, даже в праздник Благовещения, если он попадает на будни. Кстати, в Благовещение славословие поется только в том случае, если оно попадает на субботу или воскресенье Поста; если Благовещение попадает на Светлую седмицу, то славословие тоже не поется). Особенности великопостных Часов После «Приидите поклонимся» читаются три обычных псалма для каждого Часа. После этого читается кафизма (почти на каждом Часе, кроме тех, о которых мы говорили в прошлый о кафизмах Великим Постом): 1–го в понедельник, 1–го и 9–го в пятницу. После кафизмы (а если это один из трех Часов без кафизмы, то сразу после обычного трехпсалмия) тропарь Минеи не глаголется Великим Постом ни на вечерне, ни на утрени, ни на Часах. Вместо него идет особый великопостный тропарь, который зависит только от номера Часа, причем этот тропарь справедливее было бы назвать не тропарем, а прокимном, потому что прокимен всегда предлагается перед Поэтому «Бог Господь» прокимном не называют, да и о стальные тропари тоже не называют прокимнами. Но в современном Богослужении не стоит называть прокимном, скажем, то, что поется на вечерне после «Свете тихий», так что сейчас это название уже более условно, и я считаю вполне справедливым назвать постовой тропарь прокимном. Богородичен, а вместо кондака тексты из Часослова. Я намеренно употребил собирательное слово «тексты», потому что там могут быть и тропари, и кондаки (в частности, на 3–м тропарь праздника Пятидесятницы). В конце каждого Часа по возгласе «Боже, ущедри молитва Ефрема Сирина с 16–ю поклонами. На 9–м не 16, а лишь 3 поклона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010