Разделы портала «Азбука веры» Славословие (греч. Доксология; от δξα — «слава» и λγος — «слово») –  1. Молитвословия: • Малое славословие – а) молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь». б) стих «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» перед шестопсалмием, читаемый трижды. • Великое славословие – древний гимн, начинающийся евангельским стихом «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ); входит в состав богослужения утрени и повечерия . В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется (перед этим открывают Царские врата), в будние – читается. В современной практической литургике «великим славословием» называется только праздничная версия, которая поется; в то же время будничный вариант называется «вседневным славословием» или просто «славословием». Состав Великое славословие делится на 3 части: 1) от начала «Слава в вышних Богу…» до стиха «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое…»; 2) «Сподоби, Господи…»; 3) «Господи, прибежище был еси…». Вседневная редакция отличается тем, что части 2) и 3) переставлены местами, причем 3я часть видоизменена (самое заметное отличие – троекратное «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» заменяется отдельным обращением к каждому Лицу Святой Троицы) и почти идентична молитве «Сподоби Господи…» на вечерне. Краткая история великого славословия Составлено великое славословие в IV–V вв., его праздничная версия находится в Александрийском кодексе (V в.) среди библейских песней. Различие между версиями обусловлено территориальным фактором: в Александрии и Константинополе всегда употреблялось великое славословие, в Палестине – вседневное. В IX–XII вв. в Константинополе в кафедральном богослужении употреблялась исключительно 1я версия (великое славословие), тогда как в монастырском – вседневная (за исключением Великой Субботы). В последующих редакциях Студийского Устава были приняты обе версии и введено различие в употреблении в зависимости от степени торжественности службы: в воскресные и праздничные дни – великое славословие, в будние дни – вседневное.

http://azbyka.ru/slavoslovie

19. Слово на Рождество Христово и на воспоминание освобождения Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов (Говорено в Кафедральном Чудове Монастыре; напечатано отдельно и в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) 1821 И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу. Лyk. II, 13 . Ныне Ангелы проповедуют вам, Христиане, и Ангелы же показывают, что вам должно делать по их проповеди : что может быть лучше сего поучения, и нужно ли после сего другое? Ангел является, и проповедует человекам: «се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас» ( Лк. 2:10–11 ). Надлежало бы человекам на сию радостную проповедь воскликнуть: «аминь», и прославить Бога за сие благовестие. Но с Ангелом проповедником Ангелы же являются и слушателями. «И внезапу», то есть, как скоро произнес он проповедь о Рождестве Христовом, они целым воинством восклицают: «слава в вышних Богу!» Восклицают же так, что не только горния, им принадлежащия обители, но и дольний мир оглашается их славословием. Для чего? Без сомнения, для того, чтоб и дольний мир последовал горнему, чтобы к славословию Ангельскому присоединилось человеческое славословие. Итак будем послушны поучению Ангельскому. «Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» ( Ncaл. XCIV, 1 ). «Слава в вышних Богу!» Но вы уже и пришли радоваться о Рождестве Спасителя; славословие, которое Церковь переняла у Ангелов, оглашает не только храмы Божии, но и жилища ваши; проповедь Ангельская, не смотря на то, что произнесена за столько веков, оказала и ныне свою силу; дело, кажется, совершено. Надлежало бы теперь земным служителям слова умолкнуть и успокоиться, когда действуют проповедники небесные. Но их проповедь краткая и многозначущая, их славословие внезапное, невольно возбуждают к удивлению, а чрез удивление к изследованию и размышлению. Притом всходит на мысль, что, когда небесныя Силы проповедывали и торжествовали Рождество нашего Спасителя, кроме не многих пастырей, весь дольний мир погружен был во сне, и не слыхал их проповеди и славословия. Неужели, – скажут, вероятно, некоторые, – неужели и мы среди яснаго дня Господня можем продремать великое славословие Церкви? – Не укоряя сим никого, я напомню только, что Давид, который, без сомнения, бодрственнее нас был в славословии, нужным находил иногда пробуждать свою славу: «востани слава моя» ( Ncaл. LVI, 9 )! Испытаем и мы, размышлением о славе Божией в рождении Спасителя нашего, пробуждать нашу славу, или, яснее сказать, нашу ревность к славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ [греч. Δοξολογα μεγλη; лат. Gloria], древний христ. гимн, один из важнейших текстов утрени . Иное название - «Слава в вышних Богу» (Δξα ν ψστοις Θε) по первым словам гимна. В правосл. богослужебных книгах В. с. содержится в 2 редакциях. Первая из них в совр. литургической терминологии собственно и называется «В. с.», вторая же обозначается по-разному, часто - «Слава в вышних Богу» или же «вседневное славословие» (различия в названиях обусловлены особенностями богослужебного употребления). Обе редакции В. с. представляют собой составные тексты; различия редакций по большей части сводятся к разному порядку следования составляющих В. с. разделов. В каждой из 2 редакций присутствуют 3 основных разд.: 1-й открывает гимн словами «      » и продолжается до «                  »; 2-й начинается со слов «    » и заканчивается словами «          »; 3-й частично (в 1-й редакции В. с.) или полностью (во 2-й редакции В. с.) совпадает с молитвой «Сподоби, Господи» . По содержанию В. с. одновременно и хвалебный гимн и покаянная молитва. Происхождение Ядром В. с. является 1-й разд.; древнейшие тексты В. с., относящиеся ко 2-й пол. IV - нач. V в., могут содержать только его под именем «утреннего» или «ангельского» гимна. Этот раздел был переведен на все языки христ. мира (оригинальным считается греч.) и известен в неск. версиях. Наиболее важными считаются греч. версии VII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380) и Александрийского кодекса Библии (сер. V в.), а также поздние арм. и сир. (точнее, вост.-сир.) версии, восходящие, как принято считать, к V-VI вв. Утвердившийся в визант. традиции текст соответствует версии Александрийского кодекса. 1-й разд. В. с. в свою очередь состоит из неск. частей: а) ангельского славословия, воспетого при Рождестве Христовом (Лк 2. 14); б) общего прославления Бога («        »); в) прославления Бога-Троицы («          »); г) большого христологического разд. («          »); д) заключительного подтверждения («                »). Части а и б присутствуют во всех упомянутых 4 древнейших версиях 1-го разд. В. с.; часть в - в 3 из них (кроме версии «Апостольских постановлений»); часть г совпадает только в версиях Александрийского кодекса и арм., в то время как 2 др. версии дают отличные друг от друга тексты; часть д отсутствует в версии «Апостольских постановлений», а в сир. версии существенно отличается от текста арм. версии и версии Александрийского кодекса. Разночтения в версиях указывают на бóльшую древность 1-й половины 1-го разд. В. с. (т. е. частей а, б , в) по сравнению со 2-й половиной. Нестабильность текста в памятниках IV-V вв. указывает на возникновение его ок. этого времени. Однако, по мнению нек-рых исследователей, прототип В. с. мог появиться уже во II в. и сопоставим с раннехрист. гимнами (K. Gamber).

http://pravenc.ru/text/Великое ...

проф. Л. Парийский (К столетию со дня смерти) Имя Феофана, как церковного композитора, известно каждому, кто имеет какое-либо отношение к русскому церковному пению. В каждом церковном хоре, даже небольшом, поют произведения Феофана: Великое славословие, «Милость мира...», «Величит душа Моя...», Часы Пасхи, канон Пасхи и др. Великое славословие и «Милость мира» иногда исполняются за богослужением всеми молящимися, что указывает на широкую популярность этих произведений Феофана. Но в нотных рукописях и в печатных изданиях его имя как автора защищено весьма плохо. Редко встречаются издания с полным обозначением автора – «Архимандрита Феофана». В большинстве случаев на его произведениях стоит только имя «Феофан», без обозначения сана. Иногда его авторство означается придуманным словом – «Феофановский» 1 . Многие произведения архимандрита Феофана напечатаны под фамилией Григорьева, чужой для архимандрита Феофана. Часто на его произведениях отсутствует и имя автора, а указан роспев: «Киевского роспева» или «Донское». Последнее указание означает не роспев Донской епархии, а роспев Донского монастыря, что вызывает новые вопросы. Все это показывает, что произведения архимандрита Феофана пережили своего автора. Уже многие молодые певцы и любители церковного пения не знают, кто такой был Феофан, и относят его к числу безвестных, скромных, талантливых композиторов. Между тем архимандрит Феофан был не только церковный композитор, но и видный церковный деятель первой половины XIX века. 23 октября 1952 г. – сто лет со дня смерти архимандрита Феофана. Эта дата является достаточным поводом для воспоминаний о его жизни и деятельности. Архимандрит Феофан, в мире Федор Александров, был сын дьячка, родился в селе Городище, б. Каширского уезда, Московской епархии, в 1785 или 1786 гг. Он учился вместе с В. Дроздовым, впоследствии знаменитым Митрополитом Московским Филаретам, в Троице-Сергиевой Семинарии, из которой вместе с Дроздовым был переведен в только что основанную Московским Митрополитом Платоном (Левшиным) Вифанскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.7 из  5) Небеса отверстые В храме, что недалеко от нашего дома, на северной двери алтаря изображен святой первомученик архидиакон Стефан. С того места, где я обычно стою, мне хорошо его видно. Однако рядом много других икон: Спасителя, Владычицы Богородицы, святителя Николая, — словом, всех тех, к кому обычно обращены молитва и взгляд. Но вот однажды на всенощной великое славословие отчего-то запели незнакомым распевом, необычно медленно, слишком медленно для меня, так что на повторах и перепевах внимание мое невольно рассеялось, — и я засмотрелась на образ первомученика. На клиросе переливчато воспевали Господу: “Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…” — и мне представилось, как некогда архидиакон Стефан славословил Спасителя перед исполненным смертельной ненависти собранием тех, кто Его совсем недавно распял. Они уже готовы были побить святого камнями, хотя видели лицо его, “как лицо Ангела”, — а он, после своей дерзновенной речи, “будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” . Да, подумалось мне, небо не могло не быть отверсто над ним, ведь он совершал великий подвиг великой веры и предельного самоотвержения. В других условиях мои рассуждения на этом, наверное, и остановились бы. Но в храме все еще возносилось великое славословие, церковь молилась, и я молилась, — и ко мне пришло радостное понимание, что небо отверсто и над нами. Всегда. Даже когда мы закрываемся от него — суетой, грехами, самолюбием. Именно мы, сами не хотим его видеть, что бы мы там ни придумывали себе. Но иногда, когда мы хоть сколько-нибудь обращаемся к нему, те, кто населяет его, Небо Господа Бога, изливают на нас свою любовь в преизбытке. Это знает каждый, кто хоть однажды смог помолиться от сердца… Да, Спаситель открыл нам небо, и с тех самых пор мы живем в его свете каждый миг, даже когда не чувствуем этого…

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Утреня Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху. Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового. Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная. Утреня С полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Без полиелея и без великого славословия Совершается в те дни, в кои в месяцеслове Типикона стоят знаки: – праздника со всенощным бдением, или – праздника с полиелеем, или красный – праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и Страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием. Устав находится во 2 главе Типикона (которая печатается иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной, Часослове) и в главах: 3, 4, 5 и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Устав находится в Служебнике, по конце последования утрени, в Типиконе – в 9 главе, в Часослове и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды. Пс. 19 : Услышит тя Господь в день печали. Пс. 20 : Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая: Помилуй нас, Боже.Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице... Аминь.(На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

БЛАГОДАРНОСТЬ, ХВАЛА, СЛАВОСЛОВИЕ Это наименование лишь кратко охватило и сформулировало все основные чувства и мысли, выраженные почти во всех молитвах на всем протяжении канона и связанные теснейшим образом с сущностью таинства Евхаристии. Посмотрим. Прежде всего обратим внимание на самое слово: Святые Дары. Дар – это принесение от благодарящего за полученную милость. И этим именно словом называем мы Евхаристическую Жертву в тайной молитве еще на Херувимской и на следующей затем ектении: «Дары же и жертвы духовныя о наших гресех»; здесь «дары» отличаются от «жертв», значит, соединяются опять два момента: благодарение и умилостивление, а в параллельной молитве литургии святого Василия Великого (которую сократил святой Иоанн Златоуст ) яснее отмечается этот характер благодарности по преимуществу: «Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары (а они были мирно- благодарные), Ноевы жертвы (опять благодарственные – за избавление от потопа), Авраамова всеплодия (благодарность за Завет с Богом), Моисеева и Ааронова священства (хвалебно-благодарственные приношения за поставление их на священнослужение), Самуилова мирная (здесь уж и самое слово «мирная», и понятие об этой жертве в Ветхом Завете, как приносимой за полученную милость, говорят о хвале). Якоже (наконец) приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу (а апостолы, как уже искупленные, пребывали в благодарении прежде всего – Деян. гл. 2), сице и от рук нас, грешных, приими дары сия во благости Твоей», – то есть прими с любовью нашу благодарность. Так Церковь молится еще ранее канона, лишь готовясь приступить к нему. А дальше это станет еще яснее. После Символа веры диакон приглашает приступить уже к «святому возношению», но как? С сокрушенным ли сердцем? С воплями ли о помиловании? Нет, ничуть не так, а «в мире приносити», в мирном состоянии. А какой же может быть «мир» при мольбах о пощаде, о прощении? Мирно можно прийти уже помилованному, чтобы отблагодарить Помиловавшего, чтобы хвалить за милость. Поэтому лик и отвечает на слова диакона:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДА ИСПОЛНЯТСЯ УСТА НАША» [слав.        , греч. Πληρωθτω τ στμα μν (обычно именуется по первому слову: Πληρωθτω)], песнопение византийского чина Божественной литургии , исполняемое по завершении причащения . Текстуально «Д. и.» (см.: Служебник. С. 148; Часослов. С. 124-125; Taft. P. 296-299) является развернутым парафразом стиха Пс 70. 8 (                            ); аналогичные песнопения, исполнявшиеся по окончании причащения и основанные на том же стихе, известны не только в визант., но и в древней иерусалимской (см.: Leeb. S. 124-136; Frøyshov. T. 1. P. 43; ср.: Mateos. P. 55), а также сир. (см.: Brooks. P. 690-691) и копт. ( Quecke. P. 104) традициях (см.: Taft. P. 278-288). В к-польскую богослужебную традицию исполнение «Д. и.» было введено, согласно «Пасхальной хронике», в 624 г., в патриаршество Сергия (с этим связана встречающаяся иногда атрибуция ему «Д. и.»). Пелось оно после «последнего стиха причастного (псалма)» (Chron. Pasch. Col. 1001). Из этого следует, что в ту эпоху псалом еще не был редуцирован до единственного стиха, и «Д. и.» было введено как периссий (дополнительный тропарь к визант. антифонам - ср., напр., со ст. «Единородный Сыне» ) к этому псалму, что объясняет наличие Аллилуия , завершающего причастный псалом, в конце «Д. и.». Знаком для начала песнопения служило заключительное славословие причастного псалма; впосл., с усложнением визант. чина литургии, от целого псалма остались лишь стих- причастен (исполняемый во время причащения духовенства) и священнический возглас «Всегда, ныне и присно и во веки веков» (возглашаемый по окончании причащения мирян, во время перенесения Чаши со св. престола на жертвенник) перед «Д. и.» (см.: Taft. P. 288-300). Такое положение этого песнопения указывается в множестве греч., груз., слав. и проч. рукописей и изданий правосл. чинов литургий святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров X-XXI вв., причем священнический возглас, из-за отсутствия псалма переставший восприниматься как его заключительное славословие, был дополнен в начале произносящимися вполголоса словами: «Благословен Бог наш».

http://pravenc.ru/text/ Да исполнятся ...

О произношении в церковном чтении Скачать epub pdf Чтение молитв и славословий, Евангелия и Апостольских посланий в церкви должно быть внятное, а для того неспешное, раздельное и с соблюдением ударений и препинаний; это так. Для того, чтобы такое чтение сверх того не оскорбляло слуха великороссиянина и малороссиянина, которым теперь часто приходится молиться в одном храме, выговор в нем должен быть славянский, т.е. каждая буква в слове должна быть произносима так, как она читается в славянском алфавите. И это так; иначе одному не понравится, если слово век будет произноситься вик; другому если слова: Господь, отец будут выговариваться: Господь атец. Все это так; требования разумные. Но можно ли еще, чтобы содержание чтения выражалось со всей естественностью обыкновенной речи и одушевляющих ее чувствований, чтобы и в церковном чтении наблюдалась такая же декламация, какая наблюдается во всяком другом публичном чтении. Как ни разумно по-видимому и это требование; но оно не для каждого удобоисполнимо. Церковь не аудитория; возглашающий молитвы и славословия в церкви действует не от своего только лица, но от лица всего собрания. Он должен служить органом всех и каждого из предстоящих и молящихся. Но кому под силу быть таким органом, и в состоянии ли кто удовлетворить душенастроению тех, которые, может быть, стоят на высшей степени духовного просвещения, слова молитвы и славословия понимают глубже и возвышенней и, при слышании их, проникаются большим благоговением и умилением? Кто давал себе отчет во впечатлении, какое производила произвольная декламация молитв и славословий, тот согласится, что и в устах просвещенных предстоятелей общественного богослужения она была не совсем удовлетворительна. Все казалось, или предстоятель не выражал тех чувствований, какими дышат св. молитвы и славословия, или в случае удачной декламации возносил он собственную молитву и собственное славословие, а не молитву и славословие св. церкви, молился и славословил от своего только лица, а не от лица предстоящих, выражал собственное настроение духа, а не был органом всех молящихся с ним. Как же после этого позволить декламировать псалмы какому-нибудь причетнику, который часто не понимает даже смысла их; и однако в иных местах позволяют!

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче Тропарь праздника, глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4-й Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу. Волею — добровольно. Тезоименитому Твоему — носящему Твое имя. Жительству — обществу. Пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу — да имеем мы Твою помощь, как ограждение мира и знамя непобедимости. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой Креста, на котором был распят Христос. Содержание текстов обращает мысленный взор на Пасху – на крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому некоторые песнопения очень напоминают песнопения служб Великой Пятницы. Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и воскресения Спасителя, и собранные воедино они объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу, его прообразовательное значение. Первая существенная особенность утрени – Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В праздник же Воздвижения совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят. Во время пения хором великого славословия, начинающего возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», предстоятель (первенствующий священник или епископ) выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии – ради особой торжественности службы и особого почитания Креста.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010