Разумно проведённый физический пост приводит к обновлению человеческого организма. Но без духовных упражнений он не даёт положительных результатов. Поэтому время поста надо посвятить молитве, покаянию, прилежному посещению храма, усиленной борьбе со своими грехами, а не привычным развлечениям и страстям. Воздержание в пище даёт возможность проснуться духовным потребностям человека. Когда усмиряются плотские страсти, просветляется духовный разум человека, и он начинает лучше видеть свои недостатки, греховные дела и дурные привычки, возникает жажда очистить свою совесть, покаяться перед Богом. Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, всегда настаивали на том, что необходимо одновременно воздерживаться от пороков, ибо главная цель поста состоит в нравственном исправлении человека. «Подвиг поста, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) († l867), – не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела, он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца». «Пользу поста, – учит св. Василий Великий († 379), – не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата. Будем поститься постом, угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост». Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились рая, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство. Характер великопостного богослужения Церковь помогает христианину в подвиге поста, располагая его к покаянию. В великопостное время в храме всё иное, необычное: и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка храма. Священнослужители облачаются в тёмные ризы; Царские врата открываются реже, освещение ослабляется, звон к богослужению бывает редкий и унылый, песнопений мало, чаще слышится чтение псалмов и других молитв, располагающих человека к покаянию, часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» с поклонами, молящиеся часто преклоняют колени. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Полная литургия, как самая торжественная из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресеньям, по средам же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

В субботу вспоминали Масленицу и пекли блины на постном масле. В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно Православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В понедельник второй недели в старину женщины перенизывали жемчуг, убирали убрусники и кокошники (головные уборы), вышивали фаты шелком. На пятницу третьей недели у русских было принято, что молодой зять приглашает тестя к себе в дом и справляет обжорную пятницу. Для этого важного дела, чтобы пир был на славу, варили кисель с конопляным маслом и угощали им званых гостей. Отмечалась и обжорная суббота. Но вся еда была постной. В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Средокрестье (средопостье) отмечалось на четвертой неделе в середине Великого поста. Пекли обрядовое печенье (на постном масле, а иногда и без него) в виде крестов, чтобы оно способствовало севу и хорошему урожаю. Считалось, что такая выпечка давала силу земле-кормилице, мужику-пахарю и животным (лошади или волу), без которых мужик не мог ни вспахать, ни взборонить землю. Печенье в виде крестов (крестцы, хресты) пекли в среду (в некоторых местах в четверг) из ржаной муки (из пшеничной – в Малороссии) для каждого члена семьи и сверх того еще три или более. В кресты запекали различные предметы – зерна хлебных злаков, монету, крестик и т. д. Печенье в виде крестов полагалось съесть в тот же день, три креста оставляли до сева.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/16/soblyu...

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. – Какие периоды Великого поста можно выделить особо? – Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг. Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого постаТоржество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас. Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу. Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Великий Пост это есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем и ежегодное упражнение в подвиге христианской жизни и ежегодное напоминание, как должен жить истинный христианин и какова конечная цель его подвижнической жизни. Как Великий Пост приводит нас к светлому и радостному празднованию Воскресения Христова, так и личная подвижническая жизнь каждого из нас приведет к вечной радости, вечному блаженству в невечернем дни Царствия Христова. Не случайно поэтому благолепное празднование Торжества Православия приурочено к Первой неделе Великого Поста. Все лжеучения, все ереси, «отступства» и расколы естественно вытекают из нежелания законно подвизаться в смиренном послушании св. Церкви, и сами влекут за собой, как это показывает жизнь, отход от истинно-христианской подвижнической жизни. Достаточно указать на почти полное исчезновение настоящего поста у современных римо-католиков и даже какое-то ожесточенное озлобление против него и нападки у протестантов и сектантов, вовсе отвергающих его значение, несмотря на ясные свидетельства о важности его в Слове Божием. Но не только празднество Торжества Православия на цервой неделе поста, а и все последующие празднования воскресных дней Великого Поста говорят нам все о том же. Вторая неделя Великого Поста – память Св. Григория Паламы – это тоже торжество Православия: это торжество православного подвижнического учения о великом значении подвига  молитвы и поста, как могущественных средств к внутреннему благодатному озарению человеческой души, преображению ее Божественным Фаворским светом. Третья неделя Великого Поста – Крестопоклонная – уподобляет подвиг истинно-христианской жизни несению креста и самораспятию, во исполнение слов Самого Господа Иисуса Христа:  «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет»   ( Марк. 8, 34 ) и слов св. Апостола Павла:  «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»   ( Галат. 5, 24 ). А прославление наряду с Крестом и Воскресения Христова (... " и Святое Воскресение Твое славим».) напоминает истинному подвижнику-крестоносцу ожидающую и его радость Воскресения, как венец его подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных» . «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает , что «Великий Пост - важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», - сообщает сайт «Епархия» . В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост – это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной . Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост – это не только воздержание в пище. Главное – надо поститься духовно... Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни.

http://pravoslavie.ru/4879.html

В первую неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали на императора Феофила, гонителя святых икон, но перед смертию раскаявшегося, общественное покаяние, молитва и пост. Будучи совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов. Когда же восторжествовало православие (в 842 г.) над гонителями икон – иконоборцами, тогда пастыри церковные возблагодарили Бога за водворение мира в Церкви, возгласили многолетие верным членам Церкви и вечную память подвижникам православия и осудили заблуждения еретиков, объявили, что их учение неправославно и что Церковь отлучает их от себя (анафематствует), но что они, вместе с тем, молят Бога об обращении их на путь истины, установили все это совершать ежегодно, составили чин Православия, который в кафедральных соборах совершается перед литургией по прочтении часов или перед окончанием литургии. В субботу второй седмицы Великого поста, подобно тому как потом и в субботы 3 и 4 седмиц, Церковь молится всем святым. Во вторую неделю (воскресение) Великого поста празднуется память св. Григория Паламы , митрополита Солунскою, жившего в XIV веке, который «православия догматы насадил и веры семя умножил добре и постник явился». Таким образом, в предыдущую первую неделю было совершаемо торжество православия, в эту же вторую неделю ублажается защитник православия, который против еретика Варлаама защищал божественность света, которым Господь сиял на Фаворе. В третью неделю Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, который для постящихся и сокрушающихся служит среди поста как бы «прохлаждением и укреплением», ибо что может более ободрить нас в духовной скорби, как не представление бесконечной любви Господа, который предал Себя крестной смерти, чтобы спасти нас. Крест Господень возбуждает и укрепляет в нас упование, что за нашими скорбями и болезнями последует прославление. Господь, восшедший на крест, прославился и обещал сокрушающимся, страдающим, несущим крест – прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Три субботы Великого поста – Родительские – мы молимся об усопших близких. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Каждое воскресенье имеет свое название. Первое – Торжества Православия – посвящено воспоминанию о победе над ересью иконоборчества в 843-м году. В этот день Церковь вспоминает всех от века скончавшихся защитников Православной веры и возглашает «Многая лета» Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы и его учению о несотворенных божественных энергиях – Фаворском свете. Бог непознаваем для человека, и не достижим. Но Бог проявляет себя через свои энергии, которые мы называем благодатью. Вот через эту благодать, этот свет человек и может соединиться с Богом. Третье воскресенье – Крестопоклонное. На Всенощном бдении из алтаря выносят Крест, и всю неделю он остается в храме для поклонения верующих. Эта традиция существовала в Константинополе уже в IX веке. В те времена в понедельник на Крестопоклонной священники начинали усиленно готовить ко Крещению оглашаемых, то есть тех, кто хотел креститься. И поклонение Кресту должно было укрепить их в решимости стать верными христианами. Следующие два воскресенья посвящены, – преподобным Иоанну Лествичнику, учителю поста и молитвы, и Марии Египетской – образу истинного покаяния. Лазарева суббота и последнее, шестое, воскресенье Поста, Вход Господень в Иерусалим – это воспоминание событий, непосредственно предшествовавших страданиям Христовым, которым посвящены службы Страстной седмицы. Несколько раз Великим постом для всех желающих совершается Таинство Елеосвящение, или Соборование. По существующей традиции все христиане, даже здоровые, хотя бы раз в год, и обычно это происходит Великим постом, соборуются. Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас есть вопросы в студии, и я готов на них ответить.. Телезритель: – Доброе утро!

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Духовное повреждение отступившего от чистоты православной веры католического, протестантского, униатского Запада, пришедшего к безбожию и сатанизму, тоже свидетельствует об истинности Православия. Торжество Православия недаром празднуется в завершение первой недели Великого поста. Торжество нашей веры, ее правды, ее истинности, обращенности к Небу — вся эта первая седмица, наполненная усердными молитвами, поклонами, глубоким покаянием, прежде всего при чтении Великого канона преподобного Андрея Критского, который все православные люди стараются выслушать в храмах, где его непременно читают посреди церкви священники, архиереи, сам Патриарх. С первого дня поста мы меняем образ жизни, берем на себя особый духовный труд, — и уже видим, какие добрые плоды приносят это особое, радостное, мудрое, глубокое время года. А вся та жизнь, которой мы живем обычно, «нормальная» жизнь — сколько в ней пустоты и неправды, какая она земная и бесплодная, хотя и привычная. Даже и те труды, которые мы взяли на себя, говорят нам о том, какое это великое установление — момент истины, пробуждение, трезвение, сколько в этих днях правды и чистоты. И лучшее им название — Торжество Православия. Торжество Православия хорошо видит в жизни, в себе самом каждый молящийся, постящийся, живущий церковной жизнью православный человек. Он видит, как правда нашей веры, церковных уставов, богослужебного ритма жизни с опорой на святые Таинства Церкви дает ему благодатную силу. Для него его вера — это самый драгоценный подарок, полученный от Бога, который дает высший смысл жизни. Православие — это самый реальный взгляд на человека, это торжество правды о том, что самая наша главная, самая трудная борьба — с самими собой, со своей греховностью. Что перестройка души на евангельский строй, стяжание Святого Духа — главная цель нашей земной жизни — достигается трудом, ибо изменение души невозможно «кроме трудов», как говорится в Великом каноне. Род сей ничимже изходит, токмко молитвою и постом, — открыл нам наш Спаситель. Торжество Православияторжество этой истины. Православия нет без поста. Молитва, богослужение и пост остались практически только в Православии.

http://pravoslavie.ru/69072.html

Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую Церковь . Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. Церковь этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа ( Мф. 16, 18 ). Чин Православия 402 , который состоит, в основном, из молебного пения, совершается в Патриаршем соборе и в кафедральных соборах после прочтения часов перед Литургией или после Литургии, на середине храма – перед иконами Спасителя и Божией Матери. После обычного начала читается псалом 74, произносится мирная ектения. После «Бог Господь» и пения тропарей «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи» читаются Апостол (Рим., зачало 121) и Евангелие (Мф., зачало 75), произносится сугубая ектения и читается молитва об укреплении верных в правой вере. По прочтении Символа веры протодиакон возглашает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Затем протодиакон возглашает 12 анафематствований (отрицающим бытие Божие, равночестность Сына Божия и Святого Духа Богу Отцу, не приемлющим благодати искупления и др.). После каждого возглашения протодиакона трижды провозглашается «Анафема» (т.е. «Да будет отлучен» от Церкви). Затем поется «Вечная память» всем подвизавшимся в Православии и возглашается многолетие. Торжество заканчивается пением «Тебе Бога хвалим» и целованием икон 403 . ВТОРАЯ СЕДМИЦА И ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010