Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Размышления во время Великого Поста 12.03.2018 642 Время на чтение 3 минуты Признаюсь, долго для меня камнем преткновения было то положение православной веры, что за гробом для человека невозможно покаяние. Смущение было совершенно стандартным - во-первых, думала: ну как это: человек только родился или совсем мало прожил, а уже нужно покаяние? И во-вторых, после смерти, когда он увидит Бога, всю славу Его, красоту и любовь, какая душа устоит в своем неверии или маловерии и не припадет к Нему? Разве Милосердный Господь не помилует ее? И попадались «утешительные» рассуждения современных богословов, которые отодвигали потихонечку в сторону жесткие, непримиримые слова святых отцов и даже Самого Спасителя. Или наводили на них смягчающий макияж... Покаяние такие «утешители» сводят, в сущности, признанию душою(можно даже посмертному) существования Бога, и ответному гарантированному прощению. Но на другой чаше весов лежат другие слова и не дают покоя: Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачество покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле - в аду оно бессильно . Мы так привязаны к этой жизни, к своим телесным нуждам, здоровью, комфорту, наслаждениям, все ресурсы планеты человек стремится поставить на службу себе, для удовлетворения своих прихотей, даже не нужд. Жизнь тела стала главной ценностью, а самочувствие его заняло место души. Еда, зрелища, обладание - похоть плоти, похоть очей и гордость житейская В сущности, секулярный мир сводит душу человека к реакциям на жизненные отправления тела. И вот это - что падший человек назвал душой - он хочет «спасти», для чего требует ей места в Вечности. В начале Бог создал небо и землю (Быт.1:1)- мир духовный и материальный. Завершающим актом было сотворение человека - И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2:7). Человек стал вершиной, венцом творения, им Бог соединил два мира некоей ниткой, или воронкой, которой они сообщаются. Бог любит и духовный мир и материальный, именно посредством человека Он не оставил его без Себя, поручил возделывать его и охранять.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/16/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сохранить трепет первой любви Великопостная беседа с архиепископом Артемием (Кищенко) 16.03.2020 352 Время на чтение 16 минут Источник: Православие.Ru Сейчас, во время Великого поста , хочется задать неожиданный вопрос: а умеем ли мы по-настоящему радоваться Пасхе? Вот поскорбеть, поплакать о себе, о своей жизни непутевой кое-как, но получается. Причем сокрушаться и мысленно бичевать себя за то, в чем оплошал, ошибся, согрешил, можно весьма долго. А можно ли долго и глубоко радоваться? По слову Евангелия: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18 ). Беседуем об этом с архиепископом Гродненским и Волковысским Артемием (Кищенко). – Владыка, что же может помешать верующему человеку войти в радость Пасхи и удержать ее? И что нужно в Великом посту, кроме воздержания и покаяния, для того, чтобы ощутить Пасху как Торжество из торжеств? – Да, если почитать послания апостолов, то они пронизаны оптимизмом и торжеством веры – сплошное «радуйтесь!» Торжество, полнота жизни. Если почитать послания апостолов, то они пронизаны оптимизмом – сплошное «радуйтесь!» Слово «религия» происходит от «religare» и подразумевает онтологическую связь человека с Богом. В этом – смысл его жизни, его богоединства, богоподобия, реализации в себе образа Божия. Смысл Великого поста – в возрождении в себе образа Божия, которое должно реализоваться в любви к Богу и к ближнему. Полюбить может сердце, которое не поражено эгоизмом. От эгоизма прекрасно лечит покаяние, когда ты видишь свои недостатки, чувствуешь свою удаленность от Бога, чувствуешь свою неспособность к богопознанию – и чувствуешь, что Бог может совершить все это Сам, несмотря на твою немощь, только если ты не будешь Ему мешать действовать в тебе. Но мы воспринимаем Бога в наших земных реалиях, поэтому зациклены на чудотворных, материальных объектах (водичке, земельке, маслице), нам подавай чудо и сверхъестественные, материальные силы. А думают ли сегодняшние церковные люди, основная масса христиан, о жизни будущего века?

http://ruskline.ru/opp/2020/03/16/sohran...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Этот чудовищный теракт – предупреждающий глас Свыше» Нас всех обличает и мучает совесть 27.03.2024 11 Время на чтение 4 минуты Источник: Гродзенская Прауда Игумения Гавриила о теракте в «Крокус Сити Холл»: «Этот чудовищный теракт – предупреждающий глас Свыше… Люди, дорогие люди, одумайтесь!» – С глубокой скорбью я восприняла сообщение о теракте в подмосковном Красногорске. Идет первая седмица Великого Поста, одна из самых строгих. Смотреть ТВ не совсем приемлемо в такое покаянное время. Но душа всё равно болит – какая ситуация на фронте, как там наши ребята на Донбассе, как наш русский многострадальный Белгород? Поэтому периодически просматривала или прочитывала новости. Поздно вечером в пятницу, увидев в новостях видео с терактом, вначале подумала, что это события двадцатидвухлетней давности, когда был совершен теракт в Москве на Дубровке во время показа мюзикла «Норд-Ост»… Господи, к сожалению, это видео было не старым, и в Подмосковье совершен чудовищный теракт. Погибло много людей. Конечно, это большая трагедия и боль. Но меня, как православную монахиню, волнует то, что во время Великого Поста – времени покаяния и оплакивания грехов, во время, когда идёт специальная военная операция, а по сути, экзистенциальная битва Добра со злом, когда одни проливают кровь на передовой, гибнут, получают ранения, увечья…, родители оплакивают молодых сыновей, а молодые жёны становятся вдовами и их дети сиротами…, другие в это время живут совершенно другой жизнью. Как будто ничего не происходит. Как будто их это совершенно не касается. Одни организуют концерты, зарабатывая на этом деньги. Другие эти концерты посещают ради развлечения. А в это время где-нибудь в глубинке, во многих российских городах и сёлах изо дня в день простые труженицы, пенсионеры, дети – мамы, сестры, бабушки, жёны, вдовы ребят с передовой – плетут маскировочные сети для фронта, вяжут носки бойцам, пишут письма со словами поддержки. Помогают кто как может, или организуют крестные ходы с мощами святых угодников Божиих, с чудотворными иконами, чтобы защитить Отечество от врага.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/27/etot_c...

Когда в известном странствовании из Египта по пустыне древний народ Божий пришел на такое место, где крайне много было змей; то Моисей, вождь народа, по Божию повелению, устроил змию медяную и поднял ее на древке воинского знамени, с тем, дабы всяк, кто будет уязвлен змеями, тотчас смотрел на змею медяную, и тем исцелялся бы от уязвления. Так и было: уязвленные исцелевали, как скоро поступали по повелению Божию 158 . Это один из тех непререкаемых опытов, на основании которых народ Израильский доселе так тверд в своем веровании, к общему всех удивлению. Невозможного, впрочем, и нет здесь ничего, а чудно, конечно, все, что делает Бог . Что когда повелевает Бог, то всегда и делается. Слово Его живо и действенно, зиждительно. Словом Господним и весь мир из небытия пришел в бытие. Рече Бог: будет свет, – и бысть тако, и бывает так. Так и там было. Не вещию зримою, говорит Премудрый к Богу о действии змеи медяной, не вещью зримою обративыйся целяшеся, но Тобою всех Спасителем 159 . Сам Господь Иисус Христос, Братия, упомянул во Евангелии, что там было так, и что то был образ иного спасения, – спасения нашего душенного и вечного. Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, сказал Христос 160 , тако подобает возвестить Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имет живот вечный. Так Он Сам вознесен быль на древо, – на древо Креста, и оставил нам сие знамение спасения, Себя на Кресте, дабы мы, взирая на Него душенными очами, очами веры, не гибли душою от уязвляющих нас наших змей, но имели бы живот, живот душенный, вечный. Что змей для душ наших? – Грехи наши, Братия, – грехи, коими приразился к непорочному некогда человеку сатана под видом змия. После того «все есмы в бедах»: все пространство жизни нашей на земле, в пустыне лежащей пред небом, землею обетования вечного, наполнено, преисполнено такими змеями. И кто же из нас не знает, не чувствует уязвлений их? Но се нам знамение спасения, – распятый на Кресте Иисус Христос! Каким кто ни уязвлен жалом греха; все будем взирать верою на распявзитого за грехи наши Господа, Своею смертью дарующего нам жизнь вечную; все будем взирать, – и все спасемся от уязвлений грехов. Уязвлен ли кто жалом гордости: воззри верою на Господа, смирившегося до смерти, смерти же крестной. Уязвлен ли кто жалом любострастия: воззри верою на Пресвятого, принесшего святейшее Тело Свое и Кровь в жертву умилостивления Бога за нас. Уязвлен ли кто жалом зависти, сребролюбия, корысти, клеветы, лености, уныния; словом – каким кто ни уязвлен жалом страстей: воззри верою на Сына Божия, предавшаго, – как всяк из нас имеет право сказать с Апостолом за себя самого, – предавшаго Себе по мне. И когда же в особенности сделать все сие надобно, как не ныне, когда мы проходим поприще Великого поста, путь очищения от грехов, когда мы пришли на место покаяния, и непременно видим множество грехов, душенных змей, может быть впившихся уже в некоторых из нас, – видим, и желаем исцеления от уязвлений их?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Мы продолжаем вслушиваться в слова воскресных Евангелий Великого поста. В четвертое воскресенье Великого поста нам рассказывается история об исцелении мальчика, который страдал эпилепсией. Прежде всего мы видим, как Господь спускается со Своими тремя учениками с горы Фавор и видит, что книжники и фарисеи в чем-то упрекают учеников, и между ними происходит какой-то очень мучительный спор. Христос задает вопрос: что здесь происходит, в чем дело, в чем проблема между книжниками и учениками, которые вместе с ними не стали подниматься на гору Фавор. Проблема, которая возникает в этот момент, связана с тем, что ученикам не удалось исцелить юношу, им не удалось изгнать беса. Образ страждущего ребенка в данном случае лишь внешний повод для того, чтобы Господь нам с вами преподал очень важное поучение, очень важный урок, который мы должны извлечь вместе с Его учениками (апостолами) из этой неудачи. Из вежливости Господь спрашивает отца ребенка: «Сколько времени мальчик страдает этим?» Отец дает свой ответ, завязывается диалог. Отец ребенка произносит слова, которые послужат Христу отправной точкой для того, чтобы сформулировать очень важное поучение. Христос изгоняет беса, как Он обычно это делает, повелевая нечистому духу выйти и никогда больше не возвращаться к этому ребенку. Самое интересное — это, конечно, слова самого Христа. Вы наверняка обратили внимание на восклицание, которое Христос произносит: время от времени Он произносит очень суровые слова упрека, Он говорит: «о род лукавый и прелюбодейный». В нашем случае сказано: «о род неверный». В принципе, это синонимичное выражение, и мы уже привыкли к тому, что Христос очень гневно и сурово обличает какое-то поколение людей, какую-то породу людей, которые не спешат поверить. Традиция обличать народ за его неверие восходит к пророку Моисею. В действительности это очень почтенная традиция, и книга Второзаконие заканчивается как раз словами обличения того народа, который отвращается с пути, проложенного Богом, и тем самым он развращается, блудодействует, потому что он идет по пути, который указывают лжепророки и обманщики. Но в нашем случае сказано другое слово, для того чтобы не вызывать в нашем воображении никакой связи с пророками и, в частности, с Моисеем.

http://blog.predanie.ru/article/shest-vo...

Мы продолжаем чтение воскресных Евангелий Великого поста. В пятое воскресенье Великого поста в Евангелии мы слышим в третий раз возвещение Христа о том, что Его ждет в Иерусалиме. Вместе со своими учениками Он совершает паломничество в Иерусалим. Для Него это паломничество обернется Крестом и Воскресением. И Ему важно подготовить учеников к тому, что их ждет в этом последнем паломничестве в Иерусалим. Конечно, они к этому не готовы, времени остается мало. И вот Христос в третий раз предупреждает и возвещает им о том, что их ждет в Иерусалиме. Обратите внимание, что в Евангелии от Марка говорится о том, что Христос будет предан в руки книжников, фарисеев, первосвященников, и еще добавляется «язычников». Кто эти «язычники»? На языке иудеев того времени речь идет об иностранцах. Это такой вежливый способ назвать римлян, потому что в действительности страна находится под оккупацией: «язычники», то есть иностранцы — это, конечно, римляне. Когда мы читаем Евангелие, именно это мы легко теряем из виду. Это точно как если бы мы, оказавшись под немецкой оккупацией, в похожей ситуации сказали бы: «Сын Человеческий будет выдан гестапо». И здесь не нужны никакие дополнительные объяснения: все сразу становиться понятным. Христос не объясняет, но все Его слушатели понимают, что Его будут бить, пытать, в конце концов Он будет казнен. И все это произойдет в Иерусалиме. Надо сказать, что в селениях Галилеи римлян было гораздо меньше и отношение местного населения с римлянами было менее драматичным. Наоборот, в столице, в Иерусалиме была сосредоточена вся мощь репрессивной машины Римской империи. Поэтому восходить в Иерусалим для Христа, как и для любого выдающегося проповедника или человека, который внутренне свободен, означало идти в пасть смерти. Любой его недруг мог донести в «гестапо», и это было совершенно неотвратимо. Поэтому, когда Христос восходит в Иерусалим, Он идет с ясным осознанием того, что Его там ждет. И тем не менее Он идет. И очень важно себе представлять, что Он идет для того, чтобы исполнить до конца свою миссию. В конце концов Он именно ради этого пришел в мир, и Он готов идти до конца.

http://blog.predanie.ru/article/shest-vo...

Поучение в пяток 1-й недели Великого поста. О теле человеческом «Телеса ваша храм живущаго в вас Святого Духа суть» ( 1Kop. VI, 19 ). Возлюбленные братия! В настоящее время, когда мы приуготовляемся сделаться причастниками всесвятого Тела и всесвятой Крови Богочеловека, благоприлично нам войти в рассмотрение того, какое значение имеет наше собственное тело. Значение его необыкновенно важно. Значение это изобразил святой Апостол Павел так: «Телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть». Братия! обращали ли мы должное внимание на значение нашего тела? Не смотрели ли мы на этот предмет легко и поверхностно, как на предмет, ненуждающийся ни в каком рассматривании? Между тем Бог возвещает нам устами Апостола: «Телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть». От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, – сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении, оживлено бессмертною и святою душею, вместе с нею восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно. Оно не могло выйти из рук Всесвятого Творца иначе, как вполне чистым и святым; впоследствии исказил, обезобразил его грех . Его око было так непорочно, что не видело наготы прочих членов, которые, в свою очередь не представляли ничего, что бы нуждалось быть прикрытым. Душа не была обуреваема и волнуема страстями; не было волнуемо ими и тело. Не закипала кровь от гнева и не охлаждалась она от печали и уныния. Смерть была несвойственна этому телу; несвойственны ему были недуги; не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий; оно не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною, вечно новою одеждою. Человек пал. Грех поразил смертию и душу его и тело его. Область смерти над человечеством так всеобща и так могущественна, что ни один из многочисленной семьи человеческой не избег ее; каждый человек родится уже с началом смерти в себе, может подвергнуться ей ежечасно во время земной жизни, и непременно подвергается в свой известный час. Безошибочно можно признать всех странников земных движущимися мертвецами! Что наша жизнь на земле, как не непрестанная борьба с смертью ? Из такого состояния мы никак не можем умозаключить о состоянии, которое было естественным человеку до его падения; по телу нашему никак не можем судить о теле первозданных. Первозданное блаженное и бессмертное состояние мы можем созерцать только в Божественном Откровении. Мы можем видеть опытное, полное доказательство его в Господе нашем Иисусе Христе и частию в тех избранниках Божиих, которые проявили не только в душах, но и в телах своих силу искупления, дарованного Богочеловеком человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. ( Мк.2:27-28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и завершается первая седмица Великого поста. Молитвенными подвигами увенчан ныне день субботний. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.2:23-3, 5 ), мы с вами слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос следовал засеянными полями вместе со своими учениками, которые, будучи голодны, стали дорогою срывать колосья. Это очень возмутило фарисеев и они сказали Господу: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? По иудейскому закону, которому учили народ раввины, в день субботний нельзя было творить никакого действа, нельзя производить никакой работы. Тем более, трудиться в поле. Фарисеи и книжники требовали строжайшего соблюдения этого правила. И тем самым подменяли сущность этого святого дня, поскольку перестали понимать то, что суббота дана была людям для достижения нравственного совершенства, для того, чтобы хоть на один день в неделю человек мог отречься от земной суеты и всего себя – все свои мысли, чувства, желания, действия и устремления – посвятить Богу. Этот день являлся одновременно днем покаяния, днем размышления о содеянных грехах и молитвенного воздыхания. Но разве Бог мог запретить в такой благодатный день совершать дела добра и милосердия, разве выступал Он против проявлений любви к ближним? Вы помните, братья и сестры, как после посещения мытаря Матфея Господь пояснял фарисеям, что значит выражение милости хочу, а не жертвы ( Мф.9:13 ). Спаситель говорил: Пойдите, научитесь , – но вожди иудейские так и не научились, так и не удосужились Его понять. Но ведь Бог ждет от нас не жертв, Ему не нужны посты и омовения, которыми так дорожили фарисеи. Господу нужна любовь, доброе сердечное расположение, отзывчивость и готовность помочь людям. Вот это ценится Отцом Небесным прежде и важнее всего! Если бы иудеи это поняли, то им стали бы ясны слова Иисуса Христа: Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. Нельзя ради исполнения закона приносить в жертву добрые дела и устремления, подавлять в себе милосердие, потому что цель и значение жизни человеческой – снискание Царства Небесного, а все добрые начинания есть верные средства для его достижения.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf 11. 1 седмица Великого поста. Исповедь. Что даёт нам исповедь Братия и сестры! Исповедь есть суд Божий над нами. Этот суд тем милостивее для каждого из нас, чем глубже и искреннее мы покаемся, чем больше вспомним сейчас своих грехов и сокрушённее, покаяннее их переживём. Мы пришли на этот суд Божий не для одного молчаливого внутреннего покаяния, но и для внешнего, словесного исповедания грехов своих пред духовником и Богом. Господь говорит каждому из нас: Во гресех твоих стал еси предо Мною и в неправдах твоих. Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя... Грехи твоя помяни... Глаголи ты грехи прежде и да оправдишися ( Ис. 43:24–26 ). Вы спросите, как же говорить, называть грехи, когда это не частная, а общая исповедь. Да, это общая исповедь. Но необходимо и общую исповедь превращать как бы в частную и делать это двумя путями. Во-первых, те общие грехи, которые называл духовник, надо осознать как свои собственные и тихо называя их, каяться в каждом из них. Например, духовник пространно говорит о грехе осуждения других. Каждый из вас, исповедников, проникаясь сознанием этого греха, говорит про себя: «И я осуждаю людей, прости меня, Господи». Духовник помогает в этом самоосуждении, когда после каждого, названного им греха, спрашивает: «Грешны этим грехом?» Во-вторых, после общей исповеди, подходя под разрешительную молитву, исповедник должен кратко назвать те особые, личные грехи, которые мучают его совесть. Духовник или сразу даст ответ, или попросит подождать в сторонке конца отпуска им всех исповедников, чтобы заняться им. Надо помнить, что духовник, ведя исповедь, не проповедь говорит, чтобы вы трогались ей, умилились, но молчали, не открывая уст своих. Если вы так поймёте исповедь, то будете не исповедниками, а только слушателями, и такая исповедь будет не исповедь, а только покаянная проповедь. Нет, духовник, только воздействует на вашу совесть, поднимает со дна вашей души ваши же грехи, чтобы вы сами вслед за духовником называли эти грехи и открыто каялись в них. Если духовник не назовёт какой-либо грех, то всякий, кто и имеет этот грех, кается и в нём, говоря про себя: «грешна... завистью (завидую соседке, подруге), тайноядением, скупостью» и прочим. Чем больше каждый исповедник вспомнит своих грехов и назовёт их, тем больше простит его Господь и тем полнее будет исповедь. Приступая к исповеди, помолимся! «Господи, открой душу на покаяние и прими моё исповедание!»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 16. 2 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе праздности «Господи и Владыко живота моего, духа праздности не даждь ми». В предыдущей беседе, благочестивые слушатели, мы коснулись жития преподобного Ефрема Сирина , составителя великопостной молитвы «Господи и Владыко живота моего». Эта великопостная молитва состоит из десяти прошений, составляющих три части, произносимые в три приёма, с земным поклоном после каждой части. В первой части мы просим Господа не дать нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Во второй части мы просим Господа дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Наконец, в третьей части просим Господа даровать нам зрение своих согрешений и не осуждать брата своего. Остановимся в сегодняшней беседе на первом прошении первой части молитвы преподобного. Молитва начинается с обращения к Богу, как «Владыке живота моего», т. е. жизни моей. Священное Писание говорит нам, что вся жизнь наша связана с Богом, зависит от Него и держится Им ( Деян. 17:25 ). В Его милующих руках – участь праведных и неправедных, добрых и злых ( Мф. 5:45 ), всего растительного и животного мира ( Мф. 6:26, 28 ). Ничто и никто не может просуществовать и дня и часа без зиждительной силы Духа Божия, заложенной в природе всего тварного (в его законах и закономерностях) при самом его творении ( Быт. 1:2 ). Призывающая, просвещающая, освящающая и спасающая благодать Божия всюду окружает нас: и дома, и на улице, и особенно в храме, если мы душой и сердцем открыты для неё, жаждем и ищем её. Повсюду чувствуя, и особенно в своём сердце, Бога, мы не можем без молитвы и благословения Божия ни начинать, ни продолжать, ни завершать никакого дела на земле. Бог действительно Господин, Владыка живота нашего, всей жизни нашей. Поэтому неудивительно, что именно с этих слов и начинается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина , т. е. со слов! «Господи и Владыко живота моего». О чём мы просим своего Владыку? Мы просим, прежде всего, не дать нам «духа праздности». Почему не просто сказано: не дать праздности, но ещё добавлено: «духа праздности»? Остановимся на этих двух словах (понятиях) и, в первую очередь, на слове «праздность». По ближайшему своему смыслу, слово «праздность» обозначает ничегонеделание, незанятость, пустое времяпрепровождение, но не в силу отсутствия какого-либо дела или работы, обязанности или долга, или из-за потребности отдыха, или из-за болезни. Нет, но исключительно по беспечности, беззаботности, лености, рассеянности, легкомысленности и безответственности за своё поведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010