Закрыть itemscope itemtype="" > Великий пост. Таинство покаяния 17.03.2024 992 Время на чтение 4 минуты Целью Великого поста является подготовка христианина к празднованию Пасхи Христовой через покаяние и очищение сердца. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста». Из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», которая должна заканчиваться периодом более строгого поста - Страстной седмицей. Что касается установления числа 40 дней поста, то решающую роль в этом сыграли и ветхозаветные примеры Моисея, Ильи. Позднее, под влиянием монашеской практики, субботы и воскресенья тоже стали постными. Православная Церковь в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом - Типиконом. Два дня в течение поста - в Вербное воскресенье и Благовещение - разрешается рыба. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вином, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются (если не считать некоторых особо строгих монастырей) у старообрядцев, тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления, если христианин болен или престарелый. Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста - покаянию. «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих... Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7, 14). В жизни каждого христианина преобладающим должно быть духовное начало, он обязан развивать в себе духовно-нравственные основы, непрестанно восходить от «силы к силе». Исповедь часто именуют вторым крещением, она является единственной возможностью очищения «странников земли» перед встречей с Отцом Небесным.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/27/...

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф. 6,14 — 21). Первое условие — пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Источник: Протопресвитер Александр Шмеман «Великий пост». М., 1999. Теперь только несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение мясопустной недели, завершающейся Прощенным Воскресеньем, два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершенно « великопостные «: в эти дни не полагается совершать Божественную литургию и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне поется прекрасная стихира, приветствие Посту:    Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче.  Наступила весна Поста! Свет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света) Слава Тебе, Едине Человеколюбче!          Суббота Мясопустной недели посвящена памяти всех «мужей и жен подвигом поста просветившихся (спасшихся) «: святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искусству поста и покаяния. Мы не одни, начиная подвиг Поста: « Восхвалим собор святых Отцов! Антония Великого, Евфимия Великого и всех их собратий, проходящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость… »     У нас есть помощники и примеры: почитаем ваш пример, святые Отцы! Вы научили нас истинному пути; благословенны вы, потому что вы поработали для Христа…     Наконец наступает последний день, обычно называющийся « Прощенным Воскресением «; но мы не должны забывать его второго литургического названия: « Изгнание Адама из рая «. Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму:

http://pravmir.ru/tolko-neskolko-dnej-do...

Постимся постом приятным (1959 г.). Вот и Великий пост – «время покаяния», «жительство ангелов и спасете человеков», духовная отрада для истинно-верующих душ. Отношение к посту, в наше время особенно, есть яркое мерило «церковности». Церковно-настроенные христиане радуются при наступлении Великого поста, ибо спасительная стихия поста, очищающего и освящающего их души, это – их родная стихия. Люди, отошедшие от Церкви, утратившие дух подлинной церковности, как бы не замечают наступления поста, он для них словно не существует, а некоторые из них относятся к посту прямо враждебно. И таких в нынешнее время большинство. Отчего это? Это оттого, что современные люди, даже из числа считающих себя православными христианами, настолько далеко отошли от истинной веры в Бога, от истинной Церкви, настолько перестали жить подлинной духовной жизнью, что правильное понятие о посте сделалось им совершенно чуждым. Поэтому они и не чувствуют потребности в посте и не постятся. Мало того: многие из них, отрицательно относясь к посту, осуждают верующих, которые постятся, называя их «ханжами» и тому подобными именами. Такое отношение к посту, если оно не связано с явным богоборчеством, объясняется, главным образом, тем ужасающим религиозным и церковным невежеством, в котором живут современные люди, и совершенно превратным, вследствие того, представлением о посте. Большинство современных людей наивно считают, будто вся сущность поста заключается лишь в запрещении есть мясо, молоко, сыр, яйца и всю так называемую «скоромную» пишу, и негодуют на это, ибо главный интерес жизни сводится у них к получению как можно большего числа чисто-животных удовольствий и наслаждений. Они не могут себе представить, как обойтись, хотя бы в течение нескольких дней, без мяса и других видов лакомой и утучняющей плоть пищи, и ожесточенно возражают против поста, находя даже подходящие, как им кажется, изречения из Священного Писания (с которым вообще по большей части, они даже не знакомы), в род того, что «входящее в уста не оскверняет человека» ( Матф. 15, 11 ) и, по-видимому, не зная, что сказавший это Христос Спаситель Сам постился и притом так строго, как никто из нас не постится теперь, сорок дней и сорок ночей совсем ничего не вкушая ( Матф. 4, 2 ). Он же дал нам и заповедь о том, как мы должны проводить пост, о чем и напоминает нам св. церковь в установленном ею евангельском чтении перед наступлением Великого поста в неделю Сыропустную ( Матф. 6, 16–18 ): поститься мы должны  для Бога,  а не для людей. Сам же Господь указал нам и на всю великую важность поста, как на  одно из двух  могущественных средств борьбы с темной бесовской силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Постимся постом приятным. Часть 1 Вот и Великий пост — «время покаяния», «жительство Ангелов и спасение человеков», духовная отрада для истинно верующих душ. Отношение к посту, в наше время особенно, есть яркое мерило церковности. Церковно настроенные христиане радуются при наступлении Великого поста, ибо спасительная стихия поста, очищающего и освящающего их души, это — их родная стихия. Люди, отошедшие от Церкви, утратившие дух подлинной церковности, как бы не замечают наступления поста, он для них словно не существует, а некоторые из них относятся к посту прямо враждебно. И таких в нынешнее время большинство. Отчего это? Это оттого, что современные люди, даже из числа считающих себя православными христианами, настолько далеко отошли от истинной веры в Бога, от истинной Церкви, настолько перестали жить подлинной духовной жизнью, что правильное понятие о посте сделалось им совершенно чуждым. Поэтому они и не чувствуют потребности в посте и не постятся. Мало того, многие из них, отрицательно относясь к посту, осуждают верующих, которые постятся, называя их ханжами и тому подобными именами. Такое отношение к посту, если оно не связано с явным богоборчеством, объясняется главным образом тем ужасающим религиозным и церковным невежеством, в котором живут современные люди, и совершенно превратным вследствие того представлением о посте. Большинство современных людей наивно считают, будто вся сущность поста заключается лишь в запрещении есть мясо, молоко, сыр, яйца и всю так называемую скоромную пищу, и негодуют на это, ибо главный интерес жизни сводится у них к получению как можно большего числа чисто животных удовольствий и наслаждений. Они не могут себе представить, как обойтись хотя бы в течение нескольких дней без мяса и других видов лакомой и утучняющей плоть пищи, и ожесточенно возражают против поста, находя даже подходящие, как им кажется, изречения из Священного Писания (с которым вообще по большей части они даже не знакомы) вроде того, что «входящее в уста не оскверняет человека» (см.: Мф 15, 11), и, по-видимому, не зная, что сказавший это Христос Спаситель Сам постился, и притом так строго, как никто из нас не постится теперь, «сорок дней и сорок ночей» (Мф 4, 2) совсем ничего не вкушая. Он же дал нам и заповедь о том, как мы должны проводить пост, о чем и напоминает нам Святая Церковь в установленном ею евангельском чтении перед наступлением Великого поста в Неделю сыропустную (Мф 6, 16—18): поститься мы должны для Бога, а не для людей. Сам же Господь указал нам и на всю великую важность поста, как на одно из двух могущественных средств борьбы с темной бесовской силой.

http://pravoslavie.ru/2951.html

Светские СМИ о Великом посте Как встретили начало Великого поста российские СМИ? Скептик мог бы заранее предположить, что основное внимание будет уделено кулинарной составляющей вопроса. И, тем не менее, в прессе появилось довольно много вполне адекватных материалов, многие из которых обнаруживают серьезную подготовку авторов. Цель нашего обзора не просто отследить периодику по интересующему нас вопросу, но и там, где это необходимо, внести некоторые замечания по существу. Предваряющая начало Поста заметка Татьяны Хорошиловой «Заступаем на пост!» появилась в «Российской газете» еще 3 марта. Пройдя традиционный экскурс в историю поста, правила и меню, журналист резюмирует: «Но, главное, конечно,— в эти дни очищаться надо не только физически, но и духовно. Посту не случайно предшествует Прощеное воскресенье, когда следует попросить прощения у близких и родных людей, которых мы могли обидеть. Вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них следует в течение всей жизни, но пост — это время, специально для покаяния. Воспользуемся же им в полной мере». В первый день поста появился материал того же автора, само название которого говорит за себя: «В Великий пост очищаться надо не только физически, но и духовно: вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них », Содержание этой заметки, впрочем, во многом дублирует предыдущий материал. Не обошла вниманием начало поста и «Комсомольская правда», для материалов которой характерен довольно сильный кулинарно-диетологический уклон. 3 марта в разделе «Приятного аппетита» появилась заметка Оксаны Касаткиной с лаконичным названием «Начинается Великий пост ». Автор резонно замечает, что «отказаться от той пищи, которую вы ели на протяжении всего времени» будет не так просто и предлагает «входить в пост постепенно, отказываясь не сразу от всей скоромной пищи, а вначале, например, от мяса, затем от масла, молока и так далее». К слову сказать, Церковь в том числе и для этого, предлагает верующим приуготовительные недели, предваряющие начало собственно Великого поста, так что автор явно несколько ошибся с временными рамками. «Очищая, - продолжает свою мысль автор, - во время поста свое тело, мы очищаем и свои помыслы, и свою душу», после чего вниманию читателей предлагаются несколько оригинальных рецептов постного стола.

http://pravoslavie.ru/4939.html

Церковь зовет пробудиться и возродиться. А совесть – наш будильник Протоиерей Павел Адельгейм – о 4 условиях подвига воздержания 13 марта, 2019 Протоиерей Павел Адельгейм – о 4 условиях подвига воздержания «Христос понес крест и был на кресте распят. Нести крест на плечах – внешняя сторона подвига. Это воздержание в пище, бдения и коленопреклонения. Нелегко нести крест. Но еще тяжелее быть на кресте распятым. Внутреннее воздержание подобно распятию на кресте». Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в среду 1-й седмицы Великого поста. Среда 1-й седмицы Подвиг внешний и внутренний В наступившие дни Великого поста Церковь зовет пробудиться и возродиться. Средством она указывает подвиг воздержания. Подвиг становится соучастием в скорбях Христа Спасителя, смирившего Себя «даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2, 8). Христос понес крест и был на кресте распят. Нести крест на плечах – внешняя сторона подвига. Это воздержание в пище, бдения и коленопреклонения. Нелегко нести крест. Но еще тяжелее быть на кресте распятым. Внутреннее воздержание подобно распятию на кресте. Апостол Павел так и говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Для возрождения необходимо не только внешнее, но внутреннее воздержание. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограничивает пост воздержанием в пище, бесчестит его. Не одни уста должны поститься. Пусть постится око и слух, и руки, и ноги. Какая польза от поста, если гневом и ненавистью съедаешь душу брата твоего? Какая польза от поста, если очи твои омрачены завистью и жадностью? Какая польза от поста, если язык твой не престает осуждать и злословить? Какая польза от поста, если ум занят греховными помыслами, а в сердце живет нечистота?» Блаженный Иероним спрашивает: «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти и красными от гнева?» Святой Василий Великий пишет: «Кто воздерживается от пищи, а ведет себя плохо, тот подобен диаволу, который, хотя и ничего не ест, не перестает грешить».

http://pravmir.ru/tserkov-zovet-probudit...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Как отразится на ребенке то, что он зачат во время поста? 1 из 2 Перейти к странице Выполнить Вопросы настоятелю Правда ли то, что дети, зачатые во время поста, обычно больные? Вопрос Я хожу в церковь и верю в Бога, мой муж верит в Бога, но в церковь не ходит. Сейчас, во время Великого поста , я никак не могу его уговорить воздерживаться. Мне удалось только " выпросить " воздержание во время первой и последней недель поста, а также в середине свести все к минимуму. И сейчас мне кажется, что я забеременела во время поста. Батюшка, как теперь быть? Как это может отразиться на мне? Как это может сказаться на ребенке? Правда ли то, что дети, зачатые во время поста, обычно больные? Ольга корректор Москва Ответ Уважаемая Ольга, представление о том, что зачатие в Великий пост как-то скажется на здоровье или судьбе ребенка, является суеверным, никак не приличествующим православным христианам, тем более сознательным и воцерковленным, как Вы пишете о себе. Все в руках Божиих, в том числе Ваша беременность и здоровье Вашего малыша; никакой магической связи между временем зачатия и жизнью человека нет. Православным христианам следует с верой и молитвой вверять себя воле Божией, в том числе в отношении здоровья наших детей. Церковь наша, руководствуясь словами святого апостола Павла, который призывает супругов, не возлагая друг на друга бремена неудобоносимые, воздерживаться от супружеской близости по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве, призывает нас хранить эту меру воздержания в многодневные посты и в особенности в Великий пост, с тем чтобы нам научиться любить друг друга не только с помощью подпорок физических отношений, но и помимо них. Так будет не только в блаженной вечности, так неизбежно бывает в жизни каждой семьи, в период ли ожидания ребенка, в период ли кормления в первые месяцы после родов, в разлуке ли или болезни кого-то из членов семьи. И супружеский пост является очень важным упражнением, чтобы, если такие ситуации в нашей жизни произойдут, нам не оказаться неподготовленными к ним, безоружными перед теми искушениями, которые могут нас тогда подстерегать.

http://azbyka.ru/detforum/threads/kak-ot...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» иерей Никита Заболотнов Как лучше поститься детям? Пост в современных условиях " decoding="" title="" > ( 10  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии. Текст беседы является расшифровкой видеобеседы и отредактирован автором. Беседа на тему: “Как лучше поститься детям? Пост в современных условиях” Здравствуйте, мы продолжаем беседы о воспитании детей. Сегодняшняя тема: пост в жизни семьи, как лучше поститься с ребёнком. Сегодня мы с вами поговорим, как поститься детям разного возраста, каким должен быть детский пост, как лучше проводить время поста в семье, и разберем основные ошибки в организации детского поста. Что такое пост Прежде чем говорить о посте с детьми мы сами должны его правильно понять и прочувствовать. Очень важно иметь личный положительный опыт поста — когда в конце поста мы не облегченно вздыхаем, что он закончился и с ужасом вспоминаем, что скоро начнется новый пост, а действительно, для нас пост оставляет чувство радости и легкости. Без этого положительного усвоения поста для взрослых говорить о достойном посте для детей будет очень и очень сложно. Итак, что же такое пост. Пост — это особое время воздержания и ограничения себя. Это не диета, это не смена рациона и содержания холодильника. Пост — это внутреннее особое состояние, которое должно приблизить нас к Богу и помочь нам справиться со своими страстями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту и тонкость, и очень важно, чтобы основной смысл поста для нас был где-то рядом с этим определением великого русского святителя. У поста сегодня как бы два измерения — это отрицательное и положительное. То есть мы от чего-то отказываемся, воздерживаемся, и напротив — что-то приобретаем и пытаемся в себе воспитать. То есть какие-то плюсы, есть какие-то минусы. Воздержание от пищи должно быть соединено с воздержанием в душе от зла. Без этого любой пост становится просто диетой или каким-то упражнением. Пост для ребенка

http://azbyka.ru/deti/kak-luchshe-postit...

Содержание В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте.     В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на четвертую неделю он начинает так: «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранию». Такой ряд слов представляют нам две рукописи Троицкой Сергиевой Лавры, по письму относящиеся к XIV столетию: Златая чепь и Соборник 10, обе писанные на пергамене. В первом списке некоторые поучения приписываются святому Иоанну Златоусту , именно слова на неделю мясопустную и на 1, 2 и 5-ю недели поста, а слово на неделю цветоносную приписывается Антиоху иерусалимскому. Во втором же списке все слова присваиваются св. Иоанну Златоусту , кроме последнего на неделю цветоносную, которое в надписании имеет имя «Кирила мниха», и действительно принадлежит Кириллу Туровскому . Но поучения, в упомянутых рукописях приписываемые Иоанну Златоусту , отнюдь не суть перевод бесед сего святителя. И по своей краткости, и по простоте изложения они отличаются от подлинных его писаний. Некоторые поучения содержат в себе толкование чтений из евангелия св. Луки, Марка, как то беседы о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и на 5 неделю поста: между тем известно, что Златоуст не оставил толкования или бесед на евангелие св. Марка и Луки. Наконец в слове на четвертую неделю поста встречаются довольно заимствований из второго слова св. Василия Великого о посте. По всем этим признакам очевидно, что поучения великопостные, встречающиеся в наших рукописях с именем св. Иоанна Златоуста , и неизвестные в изданиях его творений на греческом языке, принадлежат иному составителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Литургия Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (евхаристии). Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста, потому что приношение Святых Даров и освящение их несовместны со строгостью поста. Присутствуя при освящении Святых Даров или совершении таинства евхаристии, истинные христиане одушевляются чувством высокой радости о Христе Спасителе. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Потому в известные дни Великого поста и не положено совершать таинства евхаристии (освящения Святых Даров). Но, с другой стороны, и причащение не вовсе отменяется в дни поста и покаяния. Ибо постящимся, при подвигах умерщвления плоти, необходимо подкрепление небесною пищею Тела и крови Христовой. Посему, чтобы постящиеся могли приобщаться Тела и Крови Христовой, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Дары же, которые преподаются верным на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде – при совершении литургии или св. Иоанна Златоуста (в неделю сыропустную, в неделю ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста). Святой хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и агнец для литургии, совершаемой в тот день. Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу, то литургия Преждеосвященных Даров совершается после 9 часа и вечерни. Перед литургиею совершаются великопостные 3, 6 и 9 часы с Изобразительными и вечерня. После часов и Изобразительных священник говорит отпуст по обычаю. Затем диакон, на обычном месте у святых дверей, возглашает: «Благослови, владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010