Великого поста



  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Выбранные места из переписки с друзьями Гоголя - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... — с библейскими пророками, авторами ветхозаветных книг. При этом, конечно, реальный, прямой смысл его рассуждений о русских поэтах и поэзии не зачеркивается. Гоголь действительно говорит о Ломоносове, Державине, Пушкине… Но в этих же строчках говорит он и о пророках Моисее, Давиде, Исайе… Создается некое поле напряжения между двумя смысловыми уровнями, происходит рождение символа. Для чего это нужно писателю? Ответ — в главе “О лиризме наших поэтов”. Следующая глава книги Гоголя говорит об еще одной необходимой заботе христианина во время поста “О помощи бедным”. На первой неделе Великого поста, в пятницу, в церкви читается отрывок из Книги Притчей Соломоновых, где есть такие слова: Не отрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати ( Прит. 3: 27 ) . Множество подобных поучений находим мы и в Псалтири, которая Великим постом прочитывается дважды за неделю. Например, Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь ( Пс. 40: 1 ) . В этой же главе Н. В. Гоголь пишет: “несчастие кому бы то ни было на земле, обитает ли он в избе или палатах, есть тот же крик небесный, вопиющий человеку о перемене всей его прежней жизни” ( 6; 25 ) ... далее ...
Преподобный Иларион Затворник, Троекуровский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чулки и подал ей. «Они, – говорит, – хоть и старенькие, да ты их дорогою вымоешь». – «Где ж мне это дорогою чулки мыть? » – подумала Евфимия Григорьевна и поехала. С ней были любимый затворником послушник Задонского монастыря Михаил и кучер. Дорогой пришлось переезжать глубокий полный водою лог. Возок опрокинулся, и Евфимию Григорьевну еле вытащили из воды. Так она и вымыла чулочки старца Илариона. С этим же самым Михаилом, когда он уже стал иеромонахом Зосимой (впоследствии наместник Задонского Богородицкого монастыря) , был подобный случай. Приехал он в Троекурово на второй неделе Великого поста; побыл неделю и пришел к старцу благословиться в обратный путь. «Ну, Бог тебя благословит, – сказал Иларион, – ступай. Да погоди. На-ка вот тебе на дорогу чаю, сахарцу – да вот возьми еще сорочку, фуфайку и чулки». И дает ему эти вещи; дал еще пеклеванный ситный. Отец Зосима подумал про себя: «На что все это? Ведь ехать недалеко, да еще черный ситный! » А Батюшка, как бы читая его мысли, сказал: «Возьми, возьми - бывает, и ситный годится в дороге». О. Зосима покорно взял все и поехал. И какой же ужас ожидал его! Пришлось ему вдвоем с кучером переезжать Дон ночью по льду. ... далее ...
Основной инстинкт или блудная страстьИскать в Источникеazbyka.ru
... обучать, а та начинала упражняться… И достигала не Иисусовой мо­литвы, конечно, а психиатрической лечебницы. Потому что пласт борьбы с реальным грехом был упущен. Если после тяжелых греховных падений че­ловек хочет вступить на христианский путь, на­чать новую жизнь, то ему предстоит тяжелейшая борьба. Отступить и прекратить грех на деле — это не так трудно, наверное. Главные сражения будут впереди, когда начнет мучить поток навязчивых мыслей, воспоминаний, причем самых ярких, выразительных, — потому что источник этих вос­поминаний будет связан с падшими духами. …Когда во время Великого поста мы слуша­ем чтение жития Марии Египетской, мы каж­дый раз ужасаемся тому, какую тяжелейшую борьбу от дьявола попустил ей Бог. В пустыне на нее, решившую приносить покаяние, помыс­лы, «будто дикие звери», набрасывались и тер­зали. В голове звучала музыка, являлись всевоз­можные соблазнительные картины, запахи вкус вина… В изнеможении она, бездыханная, падала на землю, дрожала от холода, сгорала от жары, но выдержала этот искус. И сказано, что боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха — год страданий. Только после почти 20-летнего ... далее ...
Полное собрание сочинений. Том III, Выпуск ...Искать в Источникеazbyka.ru
... заведений Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича. По местам представляет повторение слова, сказанного в Карсе, и напечатанного во II томе. 113 А. Ф. Карышев. „Отношение христиан первых трёх веков к военной службе”, стр. 3–4. 114 Из речи в религиозно-философском кружке молодёжи в Москве 3 февраля 1908 года, в неделю о Мытаре и Фарисее. 115 Слово в неделю о Блудном сыне. 116 Из слова в неделю о Блудном сыне. 117 Слово в неделю мясопустную. 118 Речь в память Владимира Владимировича Оловеникова 22 февраля 1908 года. 119 Слово, сказанное во 2-ю неделю Великого поста за литургией воспитанникам Иркутской церковно-учительской семинарии. 120 Слово воинам пред причащением в среду Крестопоклонной седмицы В. поста. Сказано войскам Владивостокского крепостного гарнизона 19 марта 1908 года. 121 Слово в 5 неделю Великого поста; сказано в г. Владивостоке при служении архиепископа Владивостокского, в присутствии воинских частей, крестьян и учащихся детей, 30-го марта 1908 года. 122 Слово, сказанное в Никольском соборе г. Харбина, в Манчжурии, за всенощным бдением в праздник Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля 1808 года. 123 Слово, произнесённое в ... далее ...
Историческое учение об Отцах Церкви, Часть 5 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в Антиохию 1895. Святой Мелетий тогда же) в начале 318 года (, посвятил его в диакона. Слух о телесной и душевной болезни юного друга пустыни Стагирия поразил его скорбью; – тогда как сам он был еще не совсем здоров, он поспешил подать врачество болящей душе Стагирия, сочинение о провидении 1896; в тоже время писал он пространенное сочинение о девстве и утешении вдове 1897, защищение веры против Юлиана 1898, и две книги о сокрушении.) Все эти сочинения писаны, пока он был диаконом; а в звании диакона пробыл он пять лет 1899. § 168. Деятельность его в сане пресвитера, а (с 386 года до Великого поста 388 года В начале 386 года святой Иоанн посвящен Флавианом в сан священства 1900. Для Златоуста это было собственно звание проповедника 1901. И в продолжении двенадцати лет 1902 священства он по крайней мере один раз в неделю 1903, большею частью 1904 дважды, а иногда, каждый день 1905 проповедовал антиохианам слово Божие. «Случалось, что сказав проповедь в крещальне, он – усталый – шел слушать в главной церкви своего пастыря, а тот в исполнение общего желания поручал ему говорить Слово 1906. С званием проповедника на Златоусте лежала еще обязанность попечителя о бедных; а ... далее ...
Вопросы об изменяемости церковной дисциплины — В. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... для клира, т. е. взимание с даваемого в долг процентов, самым категорическим образом выражено в очень многих канонических постановлениях (Апостольское 44; I Вселенского собора 17; VI Вселенского собора 10; Лаодикийского 4; Карфагенского 5; Василия Великого 14 и другие) . В пример того, как разнообразны области, которых касаются несоблюдаемые каноны (вследствие какового разнообразия нельзя будет делать заключение, что это несоблюдение касается только какого-нибудь определённого круга дисциплинарных предметов) , к указанным примерам можно прибавить: VI Вселенского собора правило 52 для Великого поста узаконяет совершение литургии преждеосвященных даров, за известными только исключениями в пользу других литургий. Однако же митрополит Филарет, всего менее склонный к разрушению церковной дисциплины, разрешает Златоустову литургию и в пост для особых причин, но по рассуждению, что „совершение Златоустовой литургии в постные дни в существе дела не есть важное изменение порядка. В древности не так на сие смотрели в некоторых местах, как ныне вообще в христианской церкви” [25]. Следовательно, Филаретову теорию изменяемости дисциплины можно представить так: изменяемость или ... далее ...
История государства Российского, Том IV - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... того не хотели; наконец уступили необходимости и еще обязались заплатить Великому Князю знатное количество серебра. Некоторые из Бояр Новогородских вместе с Князем Афанасием остались аманатами в руках победителя; другие отдали ему все, что имели: коней, оружие, деньги. Написали следующую грамоту: «Великий Князь Михаил условился с Владыкою и с Новымгородом не воспоминать прошедшего. Что с обеих сторон захвачено в междоусобие, того не отыскивать. Пленники свободны без окупа. Прежняя Тверская Феоктистова грамота должна иметь всю силу свою. Новгород платит Князю в разные сроки от второй недели Великого Поста до Вербной, 12000 гривен серебра, зачитая в сей платеж взятое в Торжке у Бояр Новогородских имение. Князь, приняв сполна вышеозначенную сумму, должен освободить аманатов, изрезать сию грамоту и править нами согласно с древним уставом». Сей мир, вынужденный крайностию, не мог быть истинным, и Великий Князь, сведав, что послы Новогородские тайно едут в Орду с жалобою на него, велел переловить их; отозвал Наместников Княжеских из Новагорода и пошел туда с войском. Новогородцы укрепили столицу, призвали жителей Пскова, Ладоги, Русы, Корелов, Ижерцев, Вожан и ревностно готовились к ... далее ...
Св. Иоанн Златоуст и театральные зрелища его ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Игры устраивались не только по воскресным дням, но и в такие важные церковные моменты, как Великий пост или Пасха 37. Златоусту пришлось это испытать при самом начале своей проповеднической деятельности в Антиохии. Он начал ряд бесед против тогдашних еретиков аномеев, последователей Ария, и беседы имели большой успех, как вдруг, когда он выступил для произнесения седьмой беседы, он заметил, что число слушателей его как-то сразу сильно уменьшилось. «Опять конские скачки»! – невольно вырвалось у него из груди в самом начале беседы 38. Несколько позже, в той же Антиохии, он приступил в начале Великого поста к истолковательным беседам на книгу Бытия и, как и всегда, на первых беседах было множество народа. При всякой беседе он выражал удовольствие, видя такую ревность к его поучениям со стороны слушателей, и в пятой беседе он даже с особенною выразительностью высказал свою радость о духовном преуспеянии своих слушателей. Но вот когда он явился с шестой беседой, то наступило неожиданное разочарование: как раз в это время устроены были великолепные конские скачки, и легкомысленный народ массами устремился на них, забыв о своем златословесном проповеднике. Тогда Златоуст излил свое ... далее ...
Письма разных лет. 1902-1908. Том II - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на величание, читал акафист и канон ( Вед. 1902. 9 мая, № 100 ) . 61 Спустя несколько дней после торжественного обеда 7 мая президент Э. Лубе через своего посла графа Монтебелло прислал на имя супруги главного командира кронштадтского порта К. Н. Макаровой 1000 рублей с просьбой передать эти деньги отцу Иоанну Ильичу Сергиеву для раздачи, по его усмотрению, бедным жителям Кронштадта ( Котлин. 1902. 8 мая, № 103 ) . 62 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2216. Oп. 1. Д. 14. Л. 365–365об. Впервые: КП. 1913. № 48. С. 812. 63 Отец Георгий Маккавеев побывал в Кронштадте у отца Иоанна в конце Великого поста и вернулся в Суру в Лазареву субботу, 6 апреля (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Oп. 1. Д. 20а. 64 Освящение престола в скитской церкви во имя Живоначальной Троицы в Летовской роще состоялось 14 июня 1902 г. Об этом событии отец Иоанн записал в своем дневнике: «Вчера Божиего милостию совершил освящение своего деревянного храма в Сурской монастырской роще, при дождливой погоде, и после совершения первой Литургии трапезовал с братией, принимавшей участие в богослужении. Дивное место, как Сион Снятый; на горе воздвигнут новый храм, оттуда видно далеко кругом, а особенно по направлению к ... далее ...
Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой восток, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... слышал о ней от блаженного Дометиана архиепископа и других достоверных лиц, знавших ее жизнь. Св. Дометиан мелитинский (память его 10 января) многократно беседовал с нею в темнице в Персиде. Сказание Евстратия не было известно издателям Деяний. Оно было давно переведено на слав. язык и есть в рукописи московской академии. 13 Собор архангела Гавриила. Ни составитель славянских миней, ни плодовитый писатель Никодим, несмотря на свои взыскания о сем празднике, ни издатели Деяний не знают причины установления его. Догадка, что празднование св. Архангелу перенесено с 26 марта на 13 июля ради Великого поста не имеет основания; ради Великого поста его нет в памятниках 26 марта до 10 века, но с 10 века 26 марта, судя по памятникам агиологии, постоянно до ныне совершалось празднование ему. В первый раз 13 июля сие празднество встречается также в 10 веке в месяцеслове калиполитанского евангелия константинопол. патриархата и называется собором архистратига Михаила, по всей вероятности, по ошибке писца, ибо в службе постоянно воспоминается один Гавриил кроме 9 песни и ему применена стихира Иоанна Дамаскина, написанная на 8 ноября архангелу Михаилу. Выражения службы арх. Гавриилу ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Великого поста
Справочник - ПОИСКОВ.РФ