Сортировать по Исключить новости Три метафоры Великого поста Многие христиане ожидают поста с содроганием… 19 февраля, 2018 Многие христиане ожидают поста с содроганием… «Многие христиане ожидают поста с содроганием — потому что по опыту знают, что в этот период пойдут скорби, недопонимания с родными или обострятся проблемы со здоровьем. Но эти испытания Господь посылает нам, чтобы в борьбе с грехом мы вышли победителями…» К чему надо быть готовым в предстоящие сорок семь дней — настраивает архиепископ Обуховский Иона. Институт. Экзамены. Сессия Великий пост — эта «весна души», период обновления, расцвета лучших наших качеств — для нас является временем максимального приближения к Господу. Но как провести это время, чтобы оно было Богу благоугодно? Многие, наверное, слышали расхожее выражение: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». Иногда первую часть этой фразы вырывают из контекста, и выходит, что пост должен стать каким-то приятным для нас времяпрепровождением. Но слово приятный в славянском языке имеет иное значение — «тот, который принимается». То есть мы должны поститься таким постом, чтобы его принял Господь. Какой пост будет принят Богом? Об этом говорит Сам Господь в Евангельском отрывке, который читается в храмах в воскресенье накануне Великого поста. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6, 17-18). Тогдашние традиции предписывали человеку в праздничные дни мазать волосы маслом — елеем. Это было признаком того, что ты пребываешь в хорошем, бодром и веселом настроении. И поскольку сейчас мода изменилась, и волосы елеем уже не мажут, наставление это не следует воспринимать буквально. Но всё же необходимо помнить, что пост для нас — время действительно радостное. Часто говорят о том, что в пост мы должны воздерживаться от греха. Но возникает вопрос: а что, в непостное время можно расслабиться и грешить? В этом отношении я бы сравнил пост с сессией в институте.

http://pravmir.ru/tri-metafory-posta/

Скачать epub pdf 10. 1 седмица Великого поста. Беседа о покаянии, исповеди, причащении. Как проводить первую седмицу Великого поста «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.» Наши предки, благочестивые слушатели, считали необходимым в одну из седмиц Великого поста говеть. Говение это состояло из подготовки к исповеди, самой исповеди и из причащения Святых Христовых таин. Целую неделю богобоязненные деды и прадеды наши проводили в строгом воздержании, сердечном сокрушении, неукоснительном посещении храма Божия, чтении дома святого Евангелия, Псалтири, житий святых и в молитвенном бдении. Это была неделя (а у некоторых и не одна неделя) строгой проверки себя, своей жизни при смиренном сознании своей греховности, своего недостоинства пред лицом нелицеприятного Правосудия Божия. Проверяя себя, они тут же сокрушались об одних грехах, плакали о других, давали зарок (обет) не грешить, – в третьих, просили прощения друг у друга, зная, что Господь их не простит, если они не примирятся между собой. Всё это совершалось в предощущении суда Божия над нами на предстоящей в конце недели (в субботу или воскресение) исповеди. Готовясь к этому суду Божию, они уже заранее знали, в чём будут каяться, исповедоваться и сокрушённо готовились к этому. Так протекала неделя предварительного домашнего покаяния и очищения совести своей, как подготовка к церковной исповеди и святому Причащению. В эти предварительные дни в душе говельщика устанавливалась связь с прошлогодней исповедью. «Вот говею и пойду на исповедь к духовнику, – думала и теперь думает каждая благочестивая душа, а он меня спросит, как боролась с грехами, какое получала послушание (епитимию, совет, внушение, указание и прочее) на предыдущей исповеди и как его выполняли. Что я ему отвечу, а ведь он указывал, как бороться с наиболее свойственным мне грехом (например, зависть, неприязнь к соседке). Что я ему отвечу, когда и доселе грешу тем же грехом. Могу ли я что-либо сделать с собой в оставшееся до исповеди время?» Так проверяли себя, как и сейчас проверяют строгие говельщики, связывая предстоящую исповедь с предыдущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

К вопросу о заупокойной литургии в дни Великого поста В 10-м «Церковного вестника» напечатана моя статья под заглавием: «Какую совершать литургию в седмичные дни Великого поста при погребении усопшего». Статья эта вызвана тем обстоятельством, что в священнической практике на этот случай (особенно у сельских священников) существуют крайние недоумения и противоречия. Одни священники, случись это погребение в понедельник какой-нибудь седмицы Великого поста, вовсе не совершают никакой литургии; другие совершают литургию Преждеосвящённых Даров; третьи относятся к епархиальному начальству и получают разрешение совершать литургию Златоустого. Помещая свою статью, я желал, чтобы лица авторитетные, компетентные высказали точно и определенно свое мнение, чтобы вывести из этой путаницы пастырей церкви и указать им одну точку зрения, которой должны они держаться все. На мою статью ответил в том же «Церковном вестнике» о. протоиерей Серединский. Об этом ответе и будет моя речь. К сожалению, заметка о. протоиерея Серединского не только не даёт удовлетворительного разрешения поставленного мною вопроса, но ещё более усложняет его и подаёт повод к ещё большим недоумениям. В своей статье я писал, между прочим, что так как устав церковный воспрещает в седмичные дни поста совершать литургию Златоустого, а разрешает, смотря по нуждам, во все эти дни – литургию Преждеосвящённую, то и не настоит надобности просить разрешения дела противозаконного, а следует творить дело законное, согласное с уставом церкви, то есть совершать литургию Преждеосвящённую и за ней прилагать эктенью за усопшего и заупокойные Апостол и Евангелие, что и будет иметь смысл в словесной службе поминовения усопшего пред жертвою тайною совершенною. О. протоиерей Серединский утверждает, напротив, что при погребении усопшего настоит надобность именно в совершении литургии Златоустого, что Преждеосвященная литургия не может быть умилительным жертвоприношением за усопших, что на ней Тело и Кровь Иисуса Христа не приносятся в жертву Богу Отцу за умерших, а только предлагаются для причащения живым, что на ней не бывает усвоения усопшим плодов бескровной жертвы. Из таких очень ясных и решительных положений о. Серединского вытекают само собою следующие новые положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2013 В ожидании Чуда Вместить всю глубину и смысл Великого поста маленькому ребенку не под силу, да и не нужно. В этом возрасте, когда мир осваивается преимущественно через игру и творчество, поговорите с малышом о посте на его языке. Пусть это время станет для него временем интересных открытий, торжественного и трепетного ожидания. Вместить всю глубину и смысл Великого поста маленькому ребенку не под силу, да и не нужно. В этом возрасте, когда мир осваивается преимущественно через игру и творчество, поговорите с малышом о посте на его языке. Пусть это время станет для него временем интересных открытий, торжественного и трепетного ожидания. Недели поста не похожи друг на друга, и каждая из них по-своему готовит нас к Пасхе, являясь своеобразной ступенькой лестницы на пути к ней. Лестницу Великого поста можно изобразить в виде ступенчатой горы, с тематическими зарисовками-картинками и подписями — это интересная творческая работа, поучаствовать в ней может каждый из детей, оформив на выбор одну из ступеней. Яркий, познавательный и необычный коллаж или стенгазета послужат настенным календарем на весь период поста. Другая похожая идея для индивидуальной работы или работы дома: каждый делает подобный календарь, но с кармашками и картонной куколкой. Пусть неделю за неделей ребенок переставляет куколку на ступеньку вверх. Вот мы и стали немного ближе к Святому Празднику. Неделя крестопоклонная Ступень этой недели украсит красиво оформленное изображение Креста. Крестопоклонная неделя — хороший повод для изучения христианской символики. Также в этом году в крестопоклонное воскресенье празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы На нашем календаре этот праздник можно изобразить, нарисовав голубя. Смысл Благовещения проще всего передать ребятам, рассматривая вместе с ними репродукции: например, в Эрмитаже много прекрасных полотен, посвященных этому сюжету. Воспользуйтесь альбомами по искусству, сравните европейскую и традиционную русскую живопись, греческую иконопись, обратите внимание малышей на их различие, на глубину и духовную составляющую иконы.

http://aquaviva.ru/journal/v-ozhidanii-c...

Слово во вторник недели 1-й Великого поста, на часах «Вострубите трубою в Сионе... освятите пост, проповедите цельбу... воззовите ко Господу усердно» ( Иоил. 2:1, 1:14 ). Приглашение сие так ясно, что его можно было понять с первого раза. И однако же, пророк, несмотря на краткость своего пророчества и разнообразие предметов, о коих предлежало ему говорить, обращает его к народу еврейскому дважды ( Иоил. 2:15 ). Ежели и слово пророческое о посте, слово сильное и живое вдохновением Божественным, имело нужду в повторении, чтобы достигнуть своей цели: то удивительно ли, что наше слово, которое богато одним усердием к вечному благу душ ваших, отзовется иногда об одном и том же предмете в слух ваш несколько раз? Если бы мы даже иногда простерли усердие свое и до некоего излишества, то и в сем случае, – молим любовь вашу, – «нетяжко приимите нас». Ибо, скажем словами апостола, мы проповедуем вам, «не яко да» сами «искусны явимся, но да вы доброе сотворите; мы же яко неискусны будем» ( 2Кор. 13:7 ). Итак, последуя слову пророческому, обратимся паки к святому посту. В прошедший раз мы видели благотворное действие его на самый телесный состав наш; теперь посмотрим на то, как он врачует души и сердца наши. Одно из самых лучших одобрений врачевству, коль скоро оно употребляется всеми, это знак, что все, или, по крайней мере, весьма многие, испытали над собой его благодетельную силу. Смотрите же теперь, где нет поста? У иудея – пост, у магометанина – пост, у язычника – пост; в Индии постятся, в Китае постятся, постятся даже у диких народов. Что могло расположить народы, столь противоположные, полюбить столь противное чувственности нашей средство, как не твердое убеждение в его общеполезности? И откуда это убеждение в пользе поста, как не от испытания ее на самом деле? За другие средства могли стоять или умозрение, или естественные наклонности, или выгода: за пост кто и что станет? Один опыт. И сей опыт, надобно сказать, в отношении к посту, так велик, что простирается далее пределов человечества. Ибо что не постится на земле? Животные? И они постятся, пребывая по временам без пищи, а некоторые наблюдая в сем как бы некую особую заповедь в известные времена. Растения? И у них есть пост; и они не всегда равно получают питательные соки из земли, в продолжение целых месяцев вкушая весьма малую пищу. Самая земля приемлет на себя в урочные времена вид постящейся, а иногда, например во время засухи и зимы, подвергается как бы особенно наложенному на нее посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Сортировать по Исключить новости Иконы являются каналами, а не источниками энергии Святого Духа Вспоминая историческое событие «Торжества православия», инокиня Васса (Ларина) рассуждает об иконоборчестве и иконопочитании. Приветствую вас. Меня зовут сестра Васса, и я сейчас здесь, в Вене, в Австрии, пью кофе. Начинается 2-я неделя Великого поста, и мой кофе сегодня забелен миндальным молоком, так как в нем высокое содержание белка, и совсем немного калорий. Видите, если вы поститесь согласно правилам византийского поста, строго вегетарианскими, без масла в будни, то должны позаботиться, чтобы у вас в рационе было достаточно белков, чтобы не начинять себя только хлебом и различными формами сахара, и при том постоянно чувствовать себя голодными, — возможно даже набирая вес! Поэтому позаботьтесь о белках, потребляя фасоль и чечевицу, и оставайтесь здоровыми и красивыми, в силе завершить период поста. Я решила начать с красоты, потому что меня постоянно засыпают просьбами дать совет по красоте, можете себе это легко представить. Говоря о красоте, в это воскресенье — первое воскресенье Великого поста, известное как «Неделя Торжества Православия», вспоминаем византийскую традицию почитания святых образов — «икон», как эта позади меня. В частности, в это воскресенье мы вспоминаем историческое событие «Торжества Православия», когда в 843 году в Византийской Империи наконец осудили «иконоборчество» или преследование иконопочитания. Сегодня мы поговорим сначала об иконоборчестве, а затем об иконопочитании, и о том как оно относится к нашей жизни во Христе. Иконоборчество проходило в двух периодах, в которых епископы и императоры Византийской империи выбросили иконы из всех церквей, и преследовали их почитателей. Первый иконоборческий период (726-787) начался при императоре Льве Исавре и закончился решениями 7- го Вселенского собора 787 г. Второй иконоборческий период (814-843) закончился как раз тем событием, которое мы отмечаем в первое воскресенье Великого поста: императрица созвала синод в Константинополе, который навсегда положил конец иконоборчеству. Однако, обратите внимание на тот факт, что большинство образованных епископов того времени на самом деле относились к иконоборчеству благосклонно. Какие богословские аспекты так влияли на них и делали иконы неприемлемыми?

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

В чем главный смысл поста Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род. С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие - Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения. Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним возрастанием духовным? Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души . Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности - главный смысл пощения. " Уклонись от зла и сотвори благо " (1 Пет. 3, 11), - эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста. К сожалению, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи. Увы нам, неразумным, и горе нам - лицемерным! Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО) Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста Монах Рафаил (Попов) Для многих Великий пост – время, скажем откровенно, тяжелое и печальное. А статистика из года в год показывает грустный результат: только 3–5% из тех, кто считает себя православным, соблюдают пост, и то не всегда строгий. Почему же люди не видят радости поста? И в чем она, эта радость? Как все же тем, кто никогда не постился, дерзнуть на пост? Об этом мы беседуем с владыкой Марком (Арндтом), архиепископом Берлинским и Германским . – Здравствуйте, дорогие читатели и зрители интернет-портала « Православие. Ru ». Сегодня наш гость – владыка Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский. Владыка, наша передача будет выходить в дни Великого поста. И потому тема сегодняшней встречи – Великий пост. Пост – это время, наполненное особым торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным, вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он воспринимался как время не печали, но радости? – Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение. Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза, которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной, конечно же, но и духовной тоже – мы освобождаемся от груза наших грехов. Пост – это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни. А когда мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека освобождается для именно духовного делания. К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые он сможет посетить, он, слыша слова богослужения, вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной степени.

http://pravoslavie.ru/92033.html

Сортировать по Исключить новости Прощёное воскресенье Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Сегодня последний день сырной седмицы, и завтра начинается Великий пост. В этот день мы за Божественной литургией получаем церковное напутствие к предстоящему подвигу поста, как дорожную карту, как ориентир — как нам пройти этот путь, ведущий к Пасхе, потому что пост сам по себе не имеет смысла, если он не приводит к Пасхе. Именно это мы должны помнить прежде всего, когда вступаем на тернистый и многотрудный путь Великого поста: смысл поста — путь к Пасхе. И не напрасно святые Отцы сравнивали этот путь с путешествием Израиля по пустыне, которое заняло 40 лет — и не все дошли; точнее будет сказать, дошли единицы. И хотя наш путь по пустыне поста длится только шесть недель, у нас тоже, как показывает опыт, будут потери: от уныния, от завышенных требований к себе и к другим и от прочих “радостей” пустыни. Нам даются некоторые ориентиры, чтобы мы могли правильно и без потерь преодолеть пустынную и пересечённую местность. Первое, что мы слышали из текстов Писания, читавшихся сегодня за литургией — это призыв к прощению. Следующий призыв — избавиться от лицемерия. Помните, что мы слышали из 4-й главы Евангелия от Матфея? Господь говорит, что когда постишься, не будь, как лицемер, который явно показывает свой внутренний духовный подвиг молитвы и поста, а умой лицо своё и помажь главу свою, то есть будь бодр и весел, но неси внутри свой подвиг, чтобы Господь, видя твоё тайное, воздал тебе явно. Из Послания к Римлянам, которое сегодня читалось, мы узнаём, что Господь призывает не осуждать тех, кто не постится, или тех, кто несёт свой подвиг иначе, чем мы, или тех, кто совершенно не видит нужды и не чувствует потребности в пощении. Человек в своей обыденной жизни слишком небрежен; наши силы, данные нам для жизни, мы расплёскиваем на вещи, недостойные того. Многие живут в ненависти, ещё больше людей живёт обидой — на своих близких, на страну, на своих бывших друзей, которые их предали, на детей и родителей. Мы слишком часто оживляем эти обиды, раскладываем по вечерам, как пасьянс на столе, снова и снова проигрываем мучительные воспоминания, и ради мучений тратим все силы жить, всё время и внимание на оживление прошлого, которого нет и никогда не будет, и я даже сказал бы — не было. Правда, иногда приходится иметь дело с очевидными злодеями, явными мерзавцами. Как на них не обижаться? Как не питать к ним ненависти и не желать им зла? Но жизнь человеческая слишком коротка, а силы человека исчерпаемы, поэтому глупо тратить их на ненависть.

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-...

Сортировать по Исключить новости Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Православные посты в 2024 году 8 марта, 2019 Православные посты в 2024 году Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.). ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю. Календарь постов и трапез на 2024 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010