Д.В. Дементьев Среда первой седмицы Великого поста По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всего Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. На первой седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на первой седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой недели Великого поста. В остальные седмицы Великого поста за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией. ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ СРЕДЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. «Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения». Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения. Тропари из Великого Канона святого Андрея Критского из службы среды первой седмицы Великого поста Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне. «Знаешь наше состояние, знаешь нашу немощь, Человеколюбец; мы согрешили, но не отступили от Тебя, Боже, и не возвели рук наших к иному богу – пощади нас по доброте Своей, Благий». Тропарь пророчества из службы среды первой седмицы Великого поста НАСТАВЛЕНИЯ ВСТУПАЮЩИМ В ПОСТ Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных Боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Поучение во вторую неделю Великого поста. Значение поста для человека «Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством» ( Лк. 21:34 ). Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте; душеспасительно нам в дни святыя Четыредесятницы обратить все должное внимание на предостережение от пресыщения и насыщения, сделанное нам Самим Господом: «внемлите себе, – сказал Он, – да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством». Установление поста – Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству, – заповедь о посте. Она была необходимо нужною для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она по падении. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии. Вознесем мысли к божественному установлению поста и созерцанием этого установления оживим, как бы душою, самый подвиг поста. Подвиг поста не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела; он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца. «Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством». Спаситель мира открыл нам в этих словах достойное особенного внимания последствие от излишнего употребления пищи и питья, последствие страшное, последствие душепагубное. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается своей легкости и духовности; человек соделывается плотским. Что значит плотской человек? Именем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвожден к земле, который неспособен к помышлениям и ощущениям духовным. «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во веки, зане суть плоть» ( Быт. 6:3 ), засвидетельствовал Бог . Плотской человек неспособен к богопочитанию. Даже человек духовный, подвергшись насыщению, теряет свою духовность, теряет как бы самую способность знать Бога и служить Ему. " Яде Иаков, – говорит Священное Писание, называя Иаковом истинного служителя Божия, – и насытися, и отвержеся возлюбленный. Уты, утолсте, разшире: и остави Бога, сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» ( Втор. 32:15 ). В такое состояние приходит подвижник, когда исключит из своих подвигов подвиг поста. Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи, сердце и ум, притупляются; вечность скрывается от них; земная жизнь представляется для болезненного зрения бесконечною. Соответственно понятиям и чувствованиям направляется земное странствование, и злосчастный слепотствующий странник, вместе с отверженным змеем, на чреве ходит, и землю снедает вся дни земного живота своего ( Быт. 3:14 ). Нарушение поста угрожает ученику Христову отпадением от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Великий, в частности, говорит, что не следует «истощать и расслаблять тела неумеренными изнурениями», а надлежит разумно сочетать «соразмер­ное питание тела и воздержание». Такое благоразумие, по его словам, необходимо для того, чтобы беспрепятственно исполнять возложенное на нас послушание и усердно работать, деятельно служа ближним. Строгость поста неуместна во время болезни. Даже по строгим монашеским уставам для больных пост послабляется или отменяется в зависимости от тяжести недуга. Но болезнь не должна служить благовидным пово­дом для самоугождения, тем более что при некоторых заболеваниях употребление постной пищи полезнее, чем вкушение скоромных яств. Для людей преклонного возраста мера поста не может быть такой же, как для молодых и здоровых. Немощи старости не следует усугублять неумеренной ревностью в подвиге поста. Хотя пожилые люди, опытно познав пользу строгого поста, хотят обычно усугублять воздержание, но подвиг сверх силы может оказаться бременем неудобоносимым. Здесь снова уместно вспомнить наставление св. Василия Великого , который со­ветует в подвиге поста «не простираться до того, что выше силы». Люди, полные сил, наоборот, могут постепенно усугублять свой пост, ограничивая понемногу количество пищи, как наставляет преп. авва До­рофей. Но при этом не следует доводить себя до изнеможения, при кото­ром нельзя было бы нести надлежащим образом свое служение. Для тех, кто не имеет опыта многодневного поста, но кто хотел бы положить начало этого подвига, важно знать, что трудными бывают первые дни поста. В течение этих дней может возникнуть желание оставить пост, потому что тяготение к пище кажется непреодолимым. Одна­ко необходимо преодолеть себя, и тогда победа над собой принесет отраду. Воздержание от пищи – дело не столь трудное. Гораздо труднее изба­виться от худых привычек и греховных стремлений. Но чтобы очистить сердце от скверны греховной, надлежит пройти через подвиг воздержания. Необходимо начинать с малого, чтобы достигнуть большего. С этими размышлениями о благотворности поста, дорогие братья и сестры, встретим Великий пост . «Постное время светло начнем». Начнем его с духовной радостью, возблагодарив Господа за то, что Он даровал нам возможность дожить до этого времени подвига. С надеждой на помощь Божию вступим на поприще поста. Облечемся, по зову св. Церкви, во «всеоружное воздержание», чтобы освободиться от греховных навыков и пороков, сотворить достойные плоды покаяния и удостоиться с чистым сердцем душеполезно совершить св. Четыредесятницу. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в четвертую неделю Великого поста 27.03.2020 1123 Время на чтение 12 минут Ниже мы публикуем одно из поучений святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т.- 2-е изд., испр. и дополн.- СПб.: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1886.- Т.4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам.- С.96–102 . (Репринт)) подготовил профессор А.Д. Каплин. Курсив - авторский. Название и подзаголовок переставлены местами составителем. Ссылки на Священное Писание даны в тексте, остальные сноски – в примечаниях . + + + Поучение в четвертую неделю Великого поста . З начение поста по отношению к падшим духам Сей род, – сказал Господь своим апостолам о духах злобы, – ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом (Мк.9:29). Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе – телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бе з плотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми – говорит боговдохновенный Давид – облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися (Пс.34:13). Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Часть 1 • Часть 2 • Часть 3 • Часть 4 • Часть 5 • Часть 6 Собрание поучительных слов, при высочайшем дворе сказыванных придворным Проповедником, бывшим потом Епископом Псковским и Святейшего Правительствующего Синода Членом, Гедеоном Содержание К читателю Часть 1-я Слово 1-е. В неделю по Крещении Господни Слово 2-е. В неделю о Закхее Часть 1-я Часть 2-я Слово 3-е. В неделю о Закхее Слово 4-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 5-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 6-е. В неделю блудного Слово 7-е. В неделю о блудном сыне Слово 8-е. В неделю мясопустную Слово 9-е. В неделю мясопустную Слово 10-е. В неделю сыропустную Слово 11-е. В Неделю первую Великого Поста Слово 12-е. В неделю первую Великого Поста Слово 13-е. В неделю вторую Великого Поста Слово 14-е. Во вторую неделю Великого Поста Слово 15-е. В неделю третию Великого Поста Слово 16-е. В Неделю третью Великого Поста Слово 17-е. В Неделю третью Великого Поста     АВГУСТЕЙШАЯ ИМПЕРАТРИЦА! ГОСУДАРЫНЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ! Да понесет великодушно Ваше Священнейшее Императорское Величество, что сия, никакой внешней красоты не имеющая, (хотя по внутреннему своему содержанию и пребогатая,) убогого труда моего книга пред Высочайшим Лицом Вашим предстать дерзновение приняла. Она не без пристойных причин сие учинила. Познала она, сколькую Ваше Величество, подражая праведному оному Израильскому Царю, которого обыкновенная была песнь сия: весь день поучение мое, закон Твой 1 , имеет ревность и усердие к слову Божию; и особливо видела, с каким вниманием содержащиеся в ней Слова, когда устно предлагались они народу, от Священнейшего Вашего Величества были слушаны. Отсюда надежда возросла в ней, что и письменное тех же изображение от Высокомонаршего Лица Вашего не может быть отвержено. Прибавилось еще к сему то, что Именным Вашего Величества Указом ей в сем (типографском) виде на свет выйти повелено. Напоследок и самая нужда требовала, чтоб она отдала себя под Высочайшее Вашего Императорского Величества покровительство, для того, что она (как я теперь помянул) по

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

Точное определение времени, когда выдана эта «память», в научном отношении, далеко не безразлично, (хотя бы, например, даже для определения годов существования раскола). Первоначальное, но довольно неопределённое известие для решения этого вопроса, мы находим в «житии» протопопа Аввакума, им самим составленном, где, между прочим, говорится: «а се и яд (Никон) отрыгнул: в пост великий (1653 г.) прислал память к Казанской к Неронову Иоанну». 1 Нужно думать, что Аввакум употребил это выражение в общем смысле и потому его можно понимать приблизительно таким образом: около великого поста, к посту, перед наступлением поста. К такому пониманию обозначенного выражения приводит известие самого же протопопа Аввакума о том, что Иван Неронов, после получения «памяти», целую первую седмицу поста молился в Чудове монастыре 2 , затем, то соображение, что распоряжение относительно поклонов, именно в великий пост, должно быть издано заблаговременно – до наступления поста, иначе, оно было бы запоздалым и наконец, то, что в Псалтири, вышедшей из печати 11 февраля 1653 года, т.е., до наступления великого поста, (как это увидим ниже), статьи о двуперстии и поклонах были опущены, а вслед за выходом Псалтири, была издана и «память». Поэтому, большинство исследователей по истории раскола, справедливо признают, что «память» издана в феврале месяце, перед великим постом 1653 года 3 ; впрочем, находятся и такие исследователи, которые придерживаются в этом отношении буквы выражения протопопа Аввакума, признавая, что «память» издана именно великим постом 4 . Принимая во внимание вышесказанное – особенно то, что протопоп Иван Неронов после издания «памяти», целую первую седмицу поста молился в Чудове, мы со своей стороны, признаём, почти за несомненное, что «память» издана до великого поста. Определяя ближе время издания «памяти», мы можем сказать, что она появилась между 11 и 20 числами февраля, потому что пост в 1653 году начинался с 21 февраля, – вероятнее всего, на сырной неделе, – потому к этим именно числам нужно приурочить и 250-летие существования раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Поучение в четвертую неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам " Сей род, – сказал Господь своим апостолам о духах злобы, – ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом». ( Мк. 9:29 ) Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва . И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе – телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. «Аз же внегда они, демоны, стужаху ми, – говорит боговдохновенный Давид, – облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися». ( Пс. 34:13 ) Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Мрачные духи злобы совершили два тяжких преступления 62 : первое было причиною их извержения из сонма святых ангелов; второе преступление было причиною их невозвратного отвержения. На небе они возмутились против Бога; предводитель их, ослепленный самомнением, захотел сделаться равным Богу. За преступную попытку свергнутые с неба в поднебесную они позавидовали блаженству новосозданного человека, и совершили новое преступление: обольстив человека увлекли его в свое падение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В новозаветной Церкви первоначально пост освящен самим Спасителем и Апостолами. Подвигоположник спасения нашего пред вступлением в подвиг искупления постился 40 дней и 40 ночей, и подвигом поста победил все наветы диавола. Предначав сорокадневным постом ( Мф. 4:2 ) подвиг служения своего роду человеческому, Спаситель сам в продолжении проповедания своего нарочито не учреждал особенного поста своим ученикам; впрочем исправляя лицемерное пощение Фарисеев, показал существенное свойство поста и научил в истинном духе поститься. Фарисеи, дабы показаться постящимися в глазах людей, принимали на себя все мрачные признаки содержимого ими изнурительного поста, показывали мнимое самопогружение в томности глаз и лица, внутреннее самоосуждение в худой и разодранной одежде, совершенное отвержение обычных утешений в унылости всего внешнего положения. Заповедуя поститься для Бога, для внутренней чистоты, для укрощения чувственных стремлений и склонностей, Спаситель заповедует поститься пред взором Божиим, в сердечной собранности, во внутреннем самообладании, а потому во время поста не велит изменять внешнего вида наружными знаками фарисейского постничества, напротив простым, спокойными видом, приличным по состоянию одеянием и благообразным положением устранять мысль других, что мы постимся ( Мф.6:16–18 ). Говорит и положительно о посте, когда показывает необходимость молитвы в совокупности с постом для изгнания духа глухого и немого, чрез что в духовном смысле разумеются страсти, приводящие человека не в состояние ни говорить, ни слышать доброе, полезное, назидательное ( Мк.9:29 ). А говоря о последнем времени пришествия своего, каковым в частности для каждого есть час смертный, чрез ясное последствие показывает всю необходимость поста и воздержания от чувственных удовольствий, и трезвенности от житейских наслаждений, когда попечительно предостерегает нас, чтобы сердца наши, отягченные объедением и пьянством, и многоразличными страстями, не потонули в блате нечистот, потому повелевает неослабную всегдашнюю трезвенность и воздержание соединять с молитвою, дабы не постиг час смертный неожиданно, но в готовности стать пред судом Сына человеческого, Судии вселенной ( Лк.21:34,36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великий пост и общество потребления 10.03.2008 307 Время на чтение 25 минут В христианском сообществе, как западном, так и восточном, время Великого поста - семь недель перед Пасхой - традиционно рассматривается как высшая точка церковного года. Это kairos - время решений и возможностей, специально выделенное время. Но выделенное для чего? Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста, или, как говорят православные, Великой четыредесятницы? Какое отношение имеет, и имеет ли Великий пост к экологическому кризису, с которым все мы сегодня сталкиваемся? ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ В Греции, по крайней мере в прошлом, первый день Великого поста - так называемый Чистый понедельник (поскольку в православной церкви пост начинается не в среду, как в западной, а на два дня раньше), был первым в году праздником, который отмечался на открытом воздухе. Люди целыми семьями выезжали в сельскую местность, поднимались на холмы и с крутых холмов запускали воздушных змеев. Вот хороший образ начала Великого поста, чтобы сопоставить его с обрядами западной Пепельной среды. Очевидно они очень различаются по своим акцентам. Пепел, посыпаемый на головы и оставляющий след на наших лицах, со всем его символизмом покаяния и неотвратимости смерти, безусловно, отражает важную и неотделимую составляющую значения поста в целом. Но греческое православие, отмечая вхождение в пост, делает акцент не на этом. Напротив, мы стараемся связать пост со свежим воздухом, с ветром, веющим поверх холмов, с приходом весны. Великий пост - это время воздушных змеев, время приключений, открытий, новых инициатив, новых надежд. В этой связи, конечно, не является случайностью, что время Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не в середине зимы, когда деревья стоят голые и водоемы замерзают, но весной, когда вскрывается лед и новая жизнь отовсюду заявляет о себе. Действительно, первоначальный смысл английского слова " Lent " (пост) - это именно " весенняя пора " , как это видно из слов средневековой поэмы:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

о. Сергий – Здравствуйте, уважаемая Елена Александровна, здравствуйте, дорогие радиослушатели. Наша сегодняшняя встреча посвящена духовным смыслам Великого поста. Современный христианин должен иметь трезвенный взгляд на время Святой Четыредесятницы. Время, которое очень часто называется духовной весной души христианина. Почему? Наверное, не только потому что Великий пост совпадает со временем ухода зимы, расцветанием природы. Это утверждение связано с тем, что весна души пробуждает внутренние чувства человека, раскрывает поры души человека, которые были забиты грехом, несовершенством, наши страстями. Подобно тому, как с весенней почки под воздействием живой силы дерева слетает внешняя оболочка, пробивается свежий листок, так и во время Святой Четыредесятницы с души человека должна соскочить жесткая и твердая греховная оболочка. Свежий листочек зелени живой духовной силы пробивается в душе христианина. Так происходит, когда мы относимся правильно к Великому посту как ко времени возбуждения и возрастания душевных сил. В первую очередь, всепобеждающей силы любви. Великий пост – это время усовершенствования человека в добродетелях; время, когда человеку даются возможности и силы духа, которые он сам в себе культивирует благодаря своей воле, направленные на то, чтобы больше обращаться к Богу, Отцу Небесному. Не потому, что положено, нужно, что это требуется кем-то, а потому, что мы сами этого хотим. Подобно тому, как этого хотят дети, которые обращаются к родителям не потому, что они их защищают, одевают и обеспечивают, а потому что дети любят своих родителей. В этом плане любовь к человеку является содержанием поста, когда мы любим ближнего своего не потому, что обязаны его любить, что предписано любить, а любим его по принципу той любви, которой движимы во время Великого поста. В таком случае любовь становится для нас движимой силой поста, которой весьма помогает сила прощения. По этой причине мы перед началом Великого поста просим друг у друга прощение – чтобы, примирившись с человеком и примирившись с Богом, вступить во время Святой Четыредесятницы. Примирение является свидетельством как решимости укореняться в добродетелях во время Святой Четыредесятницы, так и решимости отказаться от той самой жесткой оболочки, которая окружает подобно оболочки почки нашу душу.

http://radonezh.ru/2021/04/02/beseda-zhu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010