Сортировать по Исключить новости Масленица 2010 года начинается 8 февраля. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленица 2013 года начинается 11 марта по 17 марта. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она  посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Празднование масленицы — это очень древняя русская традиция. Но, как отмечал священник Сергий Сидоров:  « Нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины — это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, — это Прощёное воскресенье». Священник Сергий Звонарев подчеркивает: «Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку масленица – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

http://pravmir.ru/maslenica-smysl-tradic...

(По поводу выставки картин «Нана» Сухоровского, «Минута неги» Ростовского, романа «Нана» Золя и т.п.). «Неужели и Великим Постом будет выставлена картина «Нана» Сухоровского?», – слышали мы этот вопрос от многих перед прошедшим Великим Постом 1882 года 1 . «Что удивительного» – отвечали мы и прибавляли, что три года тому назад Великим Постом нам приходилось видеть много картин вроде «Наны» на Кузнецком мосту, в картинных магазинах. Это были картины совершенно обнажённых женщин, в разных положениях, картины размеров и малых, и довольно больших, только, конечно, гораздо меньших картины Наны. Сначала мы считали эти картины за остатки так называемой беспутной масленицы, но потом видели, что они держались не только весь пост, но и страстную неделю. Подобные картины мы видим там и в настоящем году, видели и постом. И перед этими картинами обыкновенно всегда находишь толпы проходящего народа. И «Нана» держалась весь пост, только прикрыта была в страстную неделю, и всё время смотрело и смотрит её множество народа, и при пятидесяти копеечной платы за погляденье. Должно быть, думалось нам по поводу выставок сих картин, что мы, москвичи, дошли или до такой степени нравственного совершенства, что и такие картины, которые обыкновенно считаются картинами соблазнительного свойства, не соблазняют нас, или – до такой степени нравственной разнузданности, что не считаем за грех соблазняться и питать в себе нечистые чувства не только в другое время, но и Великим Постом, даже на первых и страстных неделях. Многие, понятно, возмущаются выставкой указанных картин, как соблазнительных, и осуждают её. Но, в свою очередь, также от многих сим первым приходится слышать следующие возражения: первое, что те сами обыкновенно бывают причиною своего соблазна, кто соблазняется подобными картинами, так как сии картины суть изображения фигуры изящного, потому что вообще фигура женщины особенно же девушки, представляют собой такие фигуры изящного, – что такие картины по большей части суть произведения художественные и что сии и подобные картины только развивают и облагораживают вкус и нисколько не развращают. Второе возражение, что, если картины обнажённых или полуобнажённых женщин соблазнительны для кого, то таковой соблазн может быть для них и от некоторых священных изображений, например, Евы и Адама, живших в раю нагими, и других библейских лиц, св. Марии Египетской, Марии Магдалины, изображаемых нередко полуобнажёнными и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в четвертую неделю Великого поста 27.03.2020 1123 Время на чтение 12 минут Ниже мы публикуем одно из поучений святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т.- 2-е изд., испр. и дополн.- СПб.: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1886.- Т.4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам.- С.96–102 . (Репринт)) подготовил профессор А.Д. Каплин. Курсив - авторский. Название и подзаголовок переставлены местами составителем. Ссылки на Священное Писание даны в тексте, остальные сноски – в примечаниях . + + + Поучение в четвертую неделю Великого поста . З начение поста по отношению к падшим духам Сей род, – сказал Господь своим апостолам о духах злобы, – ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом (Мк.9:29). Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе – телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бе з плотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми – говорит боговдохновенный Давид – облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися (Пс.34:13). Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Поучение в четвертую неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам " Сей род, – сказал Господь своим апостолам о духах злобы, – ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом». ( Мк. 9:29 ) Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва . И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе – телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. «Аз же внегда они, демоны, стужаху ми, – говорит боговдохновенный Давид, – облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися». ( Пс. 34:13 ) Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Мрачные духи злобы совершили два тяжких преступления 62 : первое было причиною их извержения из сонма святых ангелов; второе преступление было причиною их невозвратного отвержения. На небе они возмутились против Бога; предводитель их, ослепленный самомнением, захотел сделаться равным Богу. За преступную попытку свергнутые с неба в поднебесную они позавидовали блаженству новосозданного человека, и совершили новое преступление: обольстив человека увлекли его в свое падение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf Суббота седмицы сырной В преддверии Великого поста читается Послание к Римлянам и Евангелие от Матфея, в которых говорится о том, как нужно молиться и творить милостыню и для чего это необходимо. Апостол пишет: «Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». То есть цель поста – мир души. «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Мы живем среди безбожников и язычников, с людьми, ведущими часто совершенно непристойный образ жизни. И поневоле нам приходится общаться. Вот, например, постом случится у кого-то день рождения, торт принесут. Что делать? Апостол Павел нас назидает, что страшна не сама пища, она не оскверняет. Постом мы не едим мяса, молока, вина не пьем. Но сама пища не есть грех , а грех есть невоздержание. Поэтому чтобы человека не обидеть, не оскорбить, не послужить кому-то соблазном, иногда можно для вида и проглотить чего-то немножко. А то многие мяса не едят, вина не пьют – это хорошо, замечательно, – но своих домочадцев едят заживо. А это гораздо хуже: лучше не ругаться, чем не есть мяса и ругаться. Поэтому когда имеется выбор, что лучше, мир или пост, надо выбирать все-таки мир. Но это не значит, что нужно потакать своим слабостям: раз уж нарушил, давай есть все подряд и до отвала. Любому животному, кошке например, сколько ни объясняй, что не надо птичку ловить, – нет, ей мышей мало, ей надо и птичку, она, кошка, не понимает, почему не надо птичку есть. Так и человек неверующий, он как звереныш, ничего не понимает: зачем пост, почему пост? Все боится, что похудеет или ослабеет. И врачи часто говорят: «Вам надо есть побольше». Хотя знаменитый русский хирург Пирогов Великим постом даже тяжелобольным никогда пост не отменял, потому что от поста только польза. У больного и аппетит пропадает во время болезни. Почему? Потому что когда человек болеет, он не движется, ему надо, наоборот, поменьше пищи. Потому что и так сил нет, а еще надо курицу переваривать – это очень тяжелая работа для организма. Поэтому во время болезни есть и не хочется, это Богом устроено специально. Многие так и лечатся: во время болезни почти совсем есть перестают и быстрее выздоравливают. А у нас больному несут еду сумками. Я когда лежал в больнице, пришлось все отделение кормить. А если бы я это все сам съел? Подъемным краном пришлось бы потом доставать из палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога – в том смысле, что Бог не пользуется этим никоим образом, а человек – вот кто исцеляется, потому что болен не Бог , а немощный человек. Немощный человек – вот кто нуждается в исцелении, поскольку он изранен своими страстями и грехами. У многих людей, особенно молодых, имеется несколько возражений в связи с постом: какая от него польза, зачем надо поститься и что означает пост, к которому мы сейчас призваны приступить? Конечно, отцы Церкви дали множество хороших толкований по этому вопросу, особенно в том, что касается Великого поста, который, прежде всего, и считается постом в Церкви. Он установлен священными правилами поместных и Вселенских соборов и вообще считается самым строгим из всех церковных постов. В связи с постом дано много толкований – и богословских, и практических, объясняющих, почему человек постится. Есть такие еретики, которые ставят пост под сомнение и говорят, будто в Евангелии и Писании нигде нет заповеди от Бога, в которой было бы сказано, чтобы мы постились. По этой причине они отменяют пост и обвиняют православных христиан в том, что они будто бы хранят человеческие предания и заповеди, не присутствующие в Писании. Отцы говорят, что первая заповедь, которую Бог дал человеку, – это заповедь о посте. Когда Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от всех деревьев в раю, но от древа познания добра и зла им есть нельзя, – это не что иное, как заповедь о посте. Иными словами, Бог не разрешил человеку есть от одного конкретного дерева, он должен был воздерживаться от него, чтобы соблюсти заповедь Божию. Суть нарушения заповеди, по меньшей мере в его практической форме, заключается в нарушении поста, который Бог наложил на человека. Поэтому в тропаре мы поем, что через вкушение запретного плода диавол вывел человека из рая, а Христос снова ввел его в рай через Крестное древо 1 . Но и Сам Христос, когда ради нас стал Человеком, подал нам пример, постясь 40 дней и ночей в Иорданской пустыне, куда отвел Его Святой Дух. В этой пустынной атмосфере и безмолвии, в посте и подвиге Господь победил диавола, приступившего к Нему с тремя большими искушениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Сортировать по Исключить новости Постная еда с Анной Людковской: Овощи В русско-советской кулинарной традиции принято варить овощи. Заливать клубни большим количеством воды, держать на плите около часа и затем делать пюре, резать на винегрет или тереть на терке, чтобы получилась овощная икра.Через неделю на вареные овощи смотреть невозможно, поэтому-то все и грустят, что постом нечего есть. А это совсем не так! 26 марта, 2012 В русско-советской кулинарной традиции принято варить овощи. Заливать клубни большим количеством воды, держать на плите около часа и затем делать пюре, резать на винегрет или тереть на терке, чтобы получилась овощная икра.Через неделю на вареные овощи смотреть невозможно, поэтому-то все и грустят, что постом нечего есть. А это совсем не так! В русско-советской кулинарной традиции принято варить овощи. Заливать клубни большим количеством воды, держать на плите около часа и затем делать пюре, резать на винегрет или тереть на терке, чтобы получилась овощная икра. Моя бабушка всегда так делала, у нее была даже специальная алюминиевая кастрюля для варки, и эта кастрюля почему-то хранилась под раковиной, рядом с ящиком картошки. Бабушкин винегрет я и сейчас ем с удовольствием, но в дни долгого Великого поста такое обращение с овощами мне кажется однобоким. Через неделю на вареные овощи смотреть невозможно, поэтому-то все и грустят, что постом нечего есть. А это совсем не так! Существует множество других кулинарных приемов, которые преображают овощи! Делают вкус ярче, богаче и выразительнее! А если добавить соусов, разных специй и трав, растительного масла с запахом, то для экспериментов с овощами сорокадневного поста не хватит! Один из самых простых и удобных приемов — это запекание овощей. Духовка с овощами творит чудеса, она усиливает вкус, делает его более концентрированным. Ведь при варке вкусовые «молекулы» вымываются, попадают в воду, которую мы потом обычно сливаем. А при запекании влага, наоборот, испаряется, тем самым усиливая вкус. Вы же наверняка  замечали, что суп из сухих белых грибов ароматнее и вкуснее, чем суп из свежих грибов? То же самое происходит с овощами!

http://pravmir.ru/postnaya-eda-s-annoj-l...

Сортировать по Исключить новости Духовные упражнения. Выпуск 1. Властелин времени Великий пост — с архимандритом Саввой (Мажуко) 19 февраля, 2018 Великий пост — с архимандритом Саввой (Мажуко) В прошлом Великом посту архимандрит Савва (Мажуко) писал читателям «Правмира» постные письма . Надеемся, «Духовные упражения» отца Саввы нынешним постом порадуют вас не меньше. Мои дорогие читатели, мои добрые и снисходительные друзья! Великий пост 2017 года подарил мне настоящий праздник, он дал возможность разделить с вами красоту и мудрость великопостных дней, радость созерцания «неисследимой глубины» православного богослужения. В великопостных письмах , которые уже вышли отдельной книгой «Неизбежность Пасхи», мы говорили, главным образом, о смысле церковной службы и лишь отчасти, совсем немного коснулись темы духовных упражнений. А ведь и само богослужение можно отнести к одному из духовных упражнений, а если быть точным, это целый цветник таких упражнений, но даже этот цветник не исчерпывает всего их богатства. Великим постом 2018 года мне бы хотелось посвятить наше общение исключительно теме духовных упражнений, к чему я приступаю не без колебаний, потому что, как и в прошлый раз, не знаю, во что выльются мои размышления, и к чему они приведут. У меня нет готовых концепций и стройной системы, мне интересен сам процесс поиска, который сам по себе есть духовное упражнение. Духовность – крайне опасная сфера. Любой, кто касается её, подвергает себя серьёзному риску. Для писателя этот риск удваивается ответственностью перед читателем и утраивается от пристального взора критиков и специалистов в духовной области. Последним скажу откровенно: это не очерк православной аскетики. Если кому-то захочется укорить меня в том, что мои размышления не соответствуют духу святоотеческого предания, возражать не стану и просто напомню, что я ни в коем случае не претендую на то, чтобы воспроизводить здесь учение древних отцов, это дело специалистов и знатоков патристики, к числу которых я не принадлежу. Мне интересно писать только о том, что пережил сам и в пользе чего убедился на собственном опыте, и, если угодно, принимайте название «духовность» в моём случае с оговоркой, это моё авторское понимание духовности без претензий на истину в последней инстанции и уж тем более на святоотеческий канон.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

Сортировать по Исключить новости Священник Дмитрий Фетисов: Как постом я «мясо ел» Позвонила женщина и, требуя соединить ее с правящим архиереем, разгневанно сообщила, что «диакон Димитрий Фетисов во время святаго и Великаго поста публично покупает и ест мясо, коварно вводя в соблазн окружающих» 13 марта, 2014 Позвонила женщина и, требуя соединить ее с правящим архиереем, разгневанно сообщила, что «диакон Димитрий Фетисов во время святаго и Великаго поста публично покупает и ест мясо, коварно вводя в соблазн окружающих» Каждый Великий пост с улыбкой вспоминаю одну презабавную историю, произошедшую со мной лет шесть тому назад, когда я был еще диаконом, а моя жена ждала первого ребенка. Однажды, где-то в середине поста, нам довелось перекусить в большом кафе в центре города, поскольку у супруги разболелся желудок и ей было необходимо что-нибудь срочно съесть. Беременные они такие – им вынь да положь. Взяв себе чай, а беременной диаконице суп-пюре с какой-то закуской, я отправился за столик и вскоре было расслабился, с удовлетворением констатируя, что муки токсикоза почти оставили мою благоверную, как тут же тревожно зазвонил телефон. Звонили из епархиального управления: секретарь взволнованным и смущенным голосом рассказывал о том, как только что в епархию позвонила женщина и, требуя соединить ее с правящим архиереем, разгневанно сообщила, что «диакон Димитрий Фетисов во время святаго и Великаго поста публично покупает и ест мясо, коварно вводя в соблазн окружающих». «Ты уж, пожалуйста, публично-то не покупай и не ешь, а лучше дома, если уж приспичило», – то ли в шутку, то ли всерьез сказал отец секретарь. Успокоил, что сейчас-то дело замяли, пообещав благочестивой рабе Божией казнить меня четвертованием, но в другой раз, ежели подобная история дойдет до архиерея без редакции людей, могущих за меня поручиться, может случиться скандал со вполне серьезными последствиями. Вдоволь повеселившись над «публично покупает и ест» и художественно представив себе, как бы это могло выглядеть, я взгрустнул: так вот и живешь, как Штирлиц, – под колпаком у Мюллера, не зная, где можешь провалиться и в чем тебя, в меру своей испорченности, могут заподозрить те, кому ты с амвона раскрываешь душу да еще и вместе молишься: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»…

http://pravmir.ru/svyashhennik-dmitrij-f...

23.03.2011 Круг чтения православного христианина Традиционно Великим постом православный человек ограничивает себя в развлечениях и отвлечениях. В освободившееся время можно сосредоточиться на чтении – душеполезном и просто полезном. О том, какие книги странно не прочесть православному христианину, говорил в Центральном доме журналиста настоятель домового храма при МГУ протоиерей Максим Козлов. Традиционно Великим постом православный человек ограничивает себя в развлечениях и отвлечениях. В освободившееся время можно сосредоточиться на чтении – душеполезном и просто полезном. О том, какие книги странно не прочесть православному христианину, говорил в Центральном доме журналиста настоятель домового храма при МГУ протоиерей Максим Козлов. Священное Писание: чаще целуем, чем читаем? Важной составляющей круга чтения православного человека не может не быть – хотя часто оказывается, что его там нет, – Священное Писание. Нередко выясняется, что целиком среди православных Библию прочитали только те, кто специально занимался библеистикой или перешел из разного рода протестантских или сектантских сообществ («что не отнесешь к недостаткам этих объединений; в полемике как начнут сыпать цитатами, так душой понимаешь, что начетничество, но думаешь: вот знал бы я Священное Писание, так смог бы ответить», — отметил протоиерей Максим Козлов). «Если Священное Писание – это книга, которую мы чаще целуем, чем читаем, — то это абсурд», — подчеркнул священник. Если мы слушаем по воскресеньям одни и те же Евангельские отрывки, а в течение недели Евангелие ни разу не открываем; если апостольские чтения целиком проходят мимо нас, как пауза перед Евангелием на службе, если так называемая «проблема непонятности церковнославянского языка» на самом деле заключается в том, что дома мы ленимся открыть русский текст Апостола и поинтересоваться заранее в календаре, какой отрывок будет читаться, это нужно осознать и изменить. «Критерием духовного здоровья религиозного сообщества является значимость Евангелия в жизни этого сообщества», — считает настоятель университетского храма. Действительно ли для нас важнее Евангелие, чем та или иная брошюра? Пост – хорошее время для аскетического усилия по чтению Священного Писания. Добро затем, если возникнет и интерес к экзегезе (толкованию) Библейских текстов: тогда человек узнает, например, что сумма в десять тысяч талантов примерно равна годовому доходу небольшого ближневосточного государства того времени, так что прощенный должник не имел даже теоретической возможности однажды возвратить свой долг, а из этого следует, что Господь не взвешивает тех прегрешений, которые нам прощает, а взвешивает решимость нашего сердца к покаянию. Многих излишних смущений удастся избежать, если при чтении, например, Псалтири также взять толкования, а не рефлексировать над строчками вроде «блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».

http://new.izdatsovet.ru/news/krug-chten...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010