Разделы портала «Азбука веры» Небесных чинов радование,/на земли человеков крепкое предстательство,/Пречистая Дево,/спаси ны, иже к Тебе прибегающия,/яко на Тя упование по Бозе, Богородице, возложихом. Перевод: В воскресенье вечером Небесных полков радость,/на земле людям крепкая защита,/Пречистая Дева,/спаси нас, к Тебе прибегающих:/ибо мы на Тебя, Богородица,/надежду после Бога возложили. В понедельник на утрени: Святейшая святых всех Сил,/Честнейшая всея твари, Богородице, Владычице мира,/спаси ны, Спаса рождшая,/от прегрешений тморичных и бед/яко Благая молитвами Твоими. Перевод: В понедельник утром Святейшая всех святых Сил,/выше всего творения чтимая,/Богородица, Владычица мира,/спаси нас, Спасителя родившая,/от согрешений бесчисленных и бед,/как благая, молитвами Твоими. В понедельник вечера: Дево Всепетая,/юже в Тебе тайну Моисей пророческима виде очима,/купину горящу и неопаляему,/Божества бо Огнь утробу Твою, Чистая, не опали./Темже молим Тя яко Матерь Бога нашего,/мир испросити мирови и велию милость. Перевод: В понедельник вечером Дева всепрославленная,/совершившееся в Тебе таинство/Моисей видел пророческими очами,/– куст терновый горящий и не опаляемый:/ибо огонь Божества чрева Твоего, Чистая, не опалил./Потому молим Тебя, как Матерь Бога нашего,/миру испросить мир и великую милость. Во вторник утра: Блудницу, и блуднаго аз, и разбойника победих,/и мытаря прегрешении преминух, и ниневитяны./Увы мне, что буду?/како убегну муки, аз, окаянный?/Чистая, припадаю Ти,/ущедри мя милостию Твоею,/якоже оныя Сын Твой спасл есть. Перевод: Во вторник утром Блудницу, и блудного сына, и разбойника/я беззакониями превозмог,/и мытаря согрешениями превзошел, и ниневитян./Увы мне, что будет со мною?/Как избегну муки я, несчастный?/Припадаю к Тебе Чистая,/сжалься надо мною по милости Твоей,/как всех тех спас Сын Твой. В среду вечера: Радуйся, радосте прадедов,/апостолов и мучеников веселие/и покров нас, Дево, Твоих рабов.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bogorodichn...

Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Сортировать по Исключить новости Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще досвету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост . Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник , и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. — Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю!». Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Дом-нушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. — Вставай, милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.

http://pravmir.ru/chictyj-ponedelnik/

Псалом 47 Псалом песни, сынов Кореовых. Вторые субботы (понедельник). Что значит псалом ПЕСНИ, мы сказали прежде в предуведомлении о книге (гл. 4). Там же мы объяснили и то, что значит: сынам Корея (в гл.5). Второй субботний (понедельник) означает тот день, в который пет был настоящий псалом; ибо евреи субботою называют всю седмицу. Этот псалом содержит благодарение от лица иудеев за избавление их от Вавилонского плена и возвращение их в отечество – Иерусалим. Он приличен и тем христианам, которые, освободясь от работы идолам, возвратились к Богопознанию (1). (1) Афанасий говорит, что этот псалом поется и от лица апостолов, повествующих о претерпенных ими гонениях за проповедь и одержанных ими победах. Пс.47:2 .  Велий Господь, и хвален зело Велик, говорит, Господь по силе, мудрости и благости (1), и весьма достоин, или лучше чрезмерно достоин, хвалений за те чудеса, которые Он произвел над нами; поелику мы, забытые по причине долговременного плена, чудным образом вызваны из оного и нечаянно удостоились человеколюбия от Господа. (1) И божеств. Дионисий: Бог называется великим по собственному своему величию, по сообщению Себя всем великим и излиянию и распространению Себя далее всякой величины, по объятию всякого места, по превышению всякого числа, по проницанию всего непостижимого, по полноте и великодействию Его и по источным Его дарам. Также Златословесный: О том, что Он велик, говорит, а о том, сколько велик, не говорит; ибо сего никто не знает. Другой некто: «что Он велик, это ты можешь видеть, воззрев на небо и осмотрев весь мир согласно с Исаиею, сказавшим: возведите очи ваши и посмотрите, кто сделал все это? Ибо в величии и красоте тварей по соображению усматривается Виновник бытия их. Он велик, потому что рожден от великого Бога и Отца, как Сам сказал: Отец, который дал Мне, больше всех есть (у Никиты). И блажен. Августин в 27-й главе своих рассуждений: Велик Господь, ибо Он сила непостижимая, ни в чем не имеющая недостатка, себе самой достаточная. Он и достохвален весьма. Итак Его-то должна любить душа, хвалить язык, о нем должна писать рука и в божественнейших рассуждениях должен упражняться всецело весь ум верующего... Ибо весьма справедливо, чтобы тварь воспевала Творца, Который для того и создал нас, чтобы мы воспевали Его, хотя Он в песнях наших ни сколько не нуждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слово второе в Великий Понедельник «Утру же возвращъся во град, взалка. И узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница». ( Мф. 21:18–19 ). Такова, братие, сила Божественного глагола! Как всемощное: «да будет!» самому ничтожеству дает бытие и жизнь; так всемощное: «да не будет!» все мертвит и уничтожает. Но что за перемена с Господом и Спасителем нашим? Во все время служения Своего, Он только учил, прощал, питал, исцелял и воскрешал; а теперь, под конец служения, – изрекает проклятие! Почему и для чего так наказана смоковница? – Потому что она не удовлетворила гладу, как можно подумать, слыша слова: «взалка», и прииде к ней, «и ничтоже обрете на ней»? – Но, Кто провел сорок дней в посте и, несмотря на глад, с негодованием отверг предложение искусителя – обратить камни в хлебы. Тот мог теперь потерпеть голод еще несколько часов, пока достигнет города; и всего менее мог обратить чудодейственную силу Свою на отмщение невинному древу. И не Он ли Сам говорил ученикам, когда они на источнике Сихемском приглашали Его подкрепить Себя пищею: «Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте... Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя»! ( Ин. 4:32, 34 ). Ужели недостало этого Божественного брашна теперь, когда предлежало довершить на Голгофе самую трудную часть определений этой всесвятой воли? И как бы, наконец, преподавая ученикам наставление о вере и молитве по случаю проклятия этой смоковницы, Спаситель мог сказать им: «егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого» ( Мк. 11:25 ), если бы Им Самим смоковница проклята была во гневе и по личному неудовольствию на нее? Все это, не говоря уже о других обстоятельствах, ясно показывает, братие, что проклятие смоковницы последовало не в отмщение или наказание древу (такой поступок был бы несообразен не только с Божественным достоинством лица Иисусова, но и с природою древа), а для цели высшей. Это было одно из тех действий символических, которыми Спаситель вместо слов выражал иногда высокие истины Своего учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Страстная седмица Во св. великий понедельник на утрени Тропарь, гл. 8. Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; не достоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, по сном отяготися, да не смерти предана будет и, и Царствия вне затворишися, но восприни зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас (3-жды). Ирмосы трипеснца, гл. 2, песнь 1-я. Непроходимое волнящееся море, Божиим Своим велением изсушившему, и пешешсствовати сквозе е. Израильтеския люди наставльшему, Господеви поим, славно бо прославися. Кондак, гл. 8. Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблей седяше на колеснице, яко царь почитаем; египтяныни бо тогда сластем не поработав, воспрославляшеся от ведущаго человеческая сердца, и посылающаго венец нетленный. – 8. Устрашися отроков благочестивых, сообразнаго души несквернаго тела, и устранися воспитанный в безмерном веществе, неутружден огнь; присноживущу же изувядшу пламеню, вечнуюшая песнь воспевашеся: Господа, вся дела, пойте, и превозносите во вся веки. Сборник духовных песнопений – 9. Возвеличил еси, Христе, рождшую Тя Богородицу, от Неяже, Создателю наш, в подобострастное нам облеклся еси тело, наших прегрешений решительное: Сию ублажающе вси роди, Тебе величаем. Ексапостиларий: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя (3-жды). Стихира на хвалитех, гл. 5. Господи грядый к страданию, Твоя утверждая ученики, глаголал еси особь прием их: како глагол Моих не помните, яже прежде рекох вам; яко всякому пророку несть писано, токмо во Иеросолиме убиену быти. Ныне убо время настоит, еже рекох вам: се бо предаюся рукама грешных поруган быти, иже и кресту Мя пригвоздивше, и погребению предавше, омерзена вменяют яко мертва. Обаче дерзайте: тридневен бо востану в радость верных, и жизнь вечную. Во св. великий понедельник на вечерне Стихиры на Господи воззвах, гл. 1. грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иеросолим, и предастся Сын Человеческий, яко же есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иеросолим за еже страдати; но восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Елизавета Федоровна: жизнь как «дорога, полная света» В чем загадка красоты великой княгини? 1 ноября - её день рождения 01.11.2016 1131 Время на чтение 5 минут 1 ноября - день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, русской святой. Предлагаем Вашему вниманию материалы о ее жизни и трудах. «...Дорогие мои детки, слава Богу, вы причащались: как одна душа, вы все стояли пред Спасителем. Верю, что Спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном суде эта молитва опять станет пред Богом, как милосердие друг ко другу и ко мне. О, как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни...» Последнее письмо Великой Княгини Елизаветы Федоровны сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия, 1918 год. «...- Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, - сказала она. Я засмеялся: - Опять в обитель? - Нет, это я так...» Марфо-Мариинская обитель милосердия, один из главных персонажей бунинского «Чистого понедельника», - до сих пор там, на Большой Ордынке. Вот только на нынешней односторонней улице трудно припарковаться. У метро «Третьяковская» работает «McDonald " s». Недалеко располагается Государственное училище эстрадного и джазового искусства. Его часто называют «колледжем», но слово «училище» - дореволюционного, дворянского окраса - звучит на Большой Ордынке более органично. Сюда приезжал рассказчик «Чистого понедельника». Он хотел зайти в обитель, но дворник «загородил ему дорогу», предупреждая, что «там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна...» Герой сунул дворнику рубль - тот «сокрушенно вздохнул и пропустил». Но только рассказчик «вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Лето Господне «Лето Господне» — чудная книга Ивана Шмелева. Мир глазами ребёнка: полнота радости, присутствие Божье, благой ритм праздников. Работа над романом заняла у писателя около 14 лет. «В ней, — говорил Шмелев о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце». В романе «Лето Господне» обозначены 3 сюжетные линии: 1) движение церковного года через все главные праздники, 2) история смерти отца главного героя Вани, 3) духовное взросление Вани, под влиянием событий двух первых сюжетных линий. И.А. Ильин отмечал, что изображённое в романе «Лето Господне» — не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет… Это сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Шмелёв создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы» Иван Шмелев. Лето Господне Праздники — Радости — Скорби Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. С. Пушкин Наталье Николаевне и Ивану Александровичу Ильиным посвящаю Автор Праздники ВЕЛИКИЙ ПОСТ ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. – Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Праздники Великий пост Чистый понедельник Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин Наталье Николаевне и Ивану Александровичу Ильиным посвяща Автор Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном – как плачет. Старый наш плотник – “филёнщик” Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет – заплачет. Вот и заплакала – кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник “масленицы” – игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, – пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж “душа начнется”, – Горкин вчера рассказывал, – “душу готовить надо”. Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. – Косого ко мне позвать! – слышу я крик отца, сердитый. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, – редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках – “всех прощаю!”. Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, – священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный... – так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надомной колышет. – Вставай, милок, не нежься... – ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. – Где она у тебя тут, масленица-жирнуха... мы ее выгоним. Пришел Пост – отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут – “душе моя, душе моя” – заслушаешься.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; тогда придет конец. ( Мф.24:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вопрос о конце мира сего всегда волновал и будет волновать людей, доколе мы существуем. Естественно, что и ближайшим ученикам Господа нашего Иисуса Христа хотелось узнать, когда свершится то, что уготовано Богом роду человеческому. В самом начале Страстной седмицы, когда все мы мысленно станем свидетелями последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной крестной жертвы, в Великий Понедельник за Литур гией Преждеосвященных Даров нам предлагались для размышления те строки Евангелия от Матфея, в которых Господь раскрывает апостолам признаки приближающейся кончины мира и величайшие события, которые за ней последуют (см. Мф.24:3–35 ). Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Как мы знаем, за Господом всегда ходило очень много народа. Его постоянно сопровождали люди, которыми двигало любопытство или желание услышать необыкновенную проповедь. Но на горе Елеонской Божественный Учитель остался наедине со Своими учениками. И это не было случайным. Правильно воспринять Его слова о кончине мира на тот момент могли только они – самые верные, самые любящие и жаждущие истины. Ведь апостолы уже слышали, как Спаситель говорил о разрушении Иерусалима и храма. По-человечески они опасались, как бы им самим не стать свидетелями столь трагических для иудейского народа событий. И вместе с тем, еще не расставшись с Господом, внутренне они уже ожидали Его второго пришествия. Несмотря ни на что, им хотелось, чтобы предстоящая разлука с любимым Наставником не была слишком долгой. Поэтому мы можем сказать, что их вопросы определялись не только страхом, но и любовью. К тому же они знали, что все, что предрекает Христос, сбывается, потому что Сыну Божиему открыто то, что не дано знать людям.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010