Том 2→ Содержание Предисловие к 6-му изданию Начало, важность и разделение дней богослужения Праздники Праздники церковные Великие двунадесятые Великие недвунадесятые Праздники церковные средние Праздники церковные малые Праздники гражданские Высокоторжественные и торжественные Праздники церковные табельные Праздники общие, местные и храмовые Непереходящие и переходящие Дни Господни, Богородичны и святых Богослужение в праздники Главный предмет богослужения в праздники Бдение в праздники Праздничное облачение церкви Освещение церкви в великие праздники Пение в великие праздники Праздничная трапеза Славление Достойное хранение праздников Начало и окончание дневного празднования для православных христиан Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова Событие Рождества Спасителя Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Поведение христиан в праздник Святки Обрезание Господне Событие и древность праздника Предмет праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Сретения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Крещения Господня и Богоявления Событие праздника Наименование и древность праздника Важность празднества Продолжение и богослужение праздника Водоосвящение Поучительность праздника Поведение христиан в праздник День Преображения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Перенесения Нерукотворенного Образа Господня от Эдесса в Константинополь Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Праздники в честь и память Животворящего Креста Господня День Воздвижения Креста Господня День явления знамения Креста во Иерусалиме День Происхождения Древа Креста Господня День Положения Ризы Господней Праздники Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Название Мурманского аэропорта именем Императора Николая Александровича — достойный акт памяти Отцу русской авиации! О победе Царя-мученика, создателя Российского воздушного флота, в народном референдуме - проекте «Великие имена России» и других приятных неожиданностях 04.12.2018 1882 Время на чтение 9 минут Завершено финальное голосование в проекте «Великие имена России». Для международного аэропорта Мурманска большинство голосов отдано Государю Императору Николаю Александровича - 48% (68260 тысяч голосов). «Мурманск – настоящий город-герой, первый прославил имя св.Царя-мученика Николая. Сегодня у меня был счастливый день в жизни. Плакал от радости», - делится своими впечатлениями на странице во «ВКонтакте» директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского, настоятель Петро-Павловского храма в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов. «Горжусь, что среди них есть и мой голос. И спасиБо всем, кто голосовал за Царя, - признателен отец Геннадий. - Это одно из самых радостных событий за последние десятилетия в России. Мурманск - последний город Российской Империи, основанный Высочайшим указом Императора Николая II в 1916 году в канун революции под названием город Романов-на-Мурмане, крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом, один из крупнейших портов России. В 25 км от Мурманска в Североморске расположена Главная военно-морская база Северного флота РФ - северный щит нашего Отечества. Теперь Мурманский аэропорт будет носить имя святого!» «Никогда не был в Мурманске, - признался отец Геннадий. - Но теперь хочу непременно побывать в этом городе-герое, прославившем имя Царя-Мученика Николая Александровича». Итоги проекта «Великие имена России» в свете победы Государя Николая Александровича в Мурманске подвел в интервью «Русской народной линии» протоиерей Геннадий Беловолов : Для меня результаты голосования стали праздником души и сердца. Проект «Великие имена России» неожиданно стал народным референдумом по вопросу о наших исторических ценностях. Его результаты, думаю, оказались неожиданными как для политиков, так и для простых граждан.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/04/na...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Слова на двунадесятые и великие праздники " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление От издательства Издательство «Сибирская Благозвонница» публикует издание богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) под названием «Слова на двунадесятые и великие праздники», являющихся органичным дополнением его цикла богослужебных проповедей на Евангельские и Апостольские чтения на каждый день года под названием «Вечное сокровище», выпущенного в четырех томах и охватывающего период 1–25 недель (седмиц) по Пятидесятнице (всего 448 проповедей). В рамках цикла «Вечное сокровище» готовится к изданию также собрание проповедей «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», объемлющие период Великого поста и Пятидесятницы. Нынешний том содержит в себе 73 проповеди: 1) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа Иисуса Христа, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Святой Троицы), Преображение Господа Иисуса Христа и Успение Пресвятой Богородицы; 2) на великие праздники: Обрезание Господа Иисуса Христа, Рождество Иоанна Предтечи, праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы; 3) на прочие дни: Новый год, юбилеи Святейшего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Кирилла. В книге также помещены Слова не только на сами дни двунадесятых праздников, но и на их предпразднство, попразднство и отдание праздника. Ведь, по словам автора, христианские праздники, как известно, имеют вневременное измерение – ведь мы с вами живем в эпоху Нового Завета, когда врата Царствия Божия отверсты всем желающим войти в него и уже никогда не закроются. Поэтому Церковь и установила отмечать предпразднство таких великих дней, чтобы мы могли успеть должным образом подготовить к ним свою душу, начать заранее размышлять о смысле праздника и не забывать о нем в нашей повседневной суете, потому что каждый из святых дней Православия заключает в себе очень важные для нас события и примеры, глубочайшие духовные смыслы, открывающие нам каждый раз новые, еще не исследованные грани подлинной жизни в Боге и с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О православной трапезе на всякий день года Как проводить праздничные и воскресные дни Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда. К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня. Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными. Эти праздники, по течению церковного года, следующие: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Креста Господня; 3) Введение в храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господне (Богоявление); 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) Вход Господень в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) День святой Троицы (Пятидесятница); 11) Преображение Господне; 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории. Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы. День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: " Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради " . Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве 7 января 2020 г. 03:37 В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве череду рождественских богослужений великое повечерие, утреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Рождественское Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Первый» и «Россия 1». Трансляцию, организованную Информационным агентством Русской Православной Церкви, комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.   В эфире и на сайте телеканала «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru трансляция осуществлялась с сурдопереводом.  По традиции перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви в прямом эфире обратился к телезрителям с Рождественским поздравлением:  «Дорогие братья и сестры! Обращаясь к вам из главного храма русской столицы — из Храма Христа Спасителя — я хотел бы всех вас сердечно поздравить с великим событием пришествия в мир Господа и Спасителя. Это событие является самым значительным в человеческой истории, и главное молитвословие праздника Рождества, которое именуется тропарем, так говорит об этом событии: Рождество Твое Христе, Боже наш, возсия мирови свет разума . То есть, через Рождество Христово миру воссиял свет разума. У многих может возникнуть вопрос: а что, до пришествия в мир Спасителя не существовало разумное начало в человеческой цивилизации? А как же великие творения рук человеческих, великие достижения человеческой мысли? Конечно, разум существовал. Но вот свет, который является синонимом добра и правды, не всегда был присущ человеческом разуму. И мы знаем, как непросто развивалась человеческая цивилизация. Тем удивительнее феномен христианства, потому что через пришествие в мир Спасителя свет, то есть добро и правда, соединился с человеческим разумом. Конечно, не у всех, не всегда и не во все времена, но Господь открыл возможность соединить человеческий разум с добром и правдой.

http://patriarchia.ru/db/text/5559344.ht...

Под именем «входного» в Типиконе разумеется особый псаломский стих, употребляемый при богослужении в великие Господские праздники после малого литургийного входа. (Правда, в других книгах, напр., в Апостоле это название получает более широкий смысл и употребляется в применении и к другому песнопению, употребляющемуся после малого входа, именно: «Приидите поклонимся»..., – но это расширение значения слова: «входное» принадлежит уже не Типикону, а другой книге). «Входное», как особый стих по Типикону полагается только в Господские праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Вознесение Господне, неделю ваий, Воздвижение креста, во всю светлую седмицу, неделю Пятидесятницы и Духов день. Обычно в приходских и монастырских церквах «входное» возглашается диаконом, стоящим в царских вратах, вслед за словами, им же произносимыми: «Премудрость, прости». Эта обычная практика возглашения «входного» диаконом (или священником, если богослужение совершается без диакона) находит себе оправдание в «Чиновнике архиерейского священнослужения» и, между прочим, в капитальном труде прот. К. Никольского : «Пособие к изучению устава Богослужения православной Церкви», где именно говорится, что «в великие праздники... диакон произносит «входное», «входной стих» (изд. 1394 г, стр. 394). В обычной практике вслед за провозглашением священнослужителем «входного» стиха, певцы поют тропарь праздника. Но эта обычная практика, однако, не везде применяется. Есть исключительные храмы, где певцы, следуя указанию того же прот. К. Никольского , по возглашении диаконом или священником «входного», поют не тропарь праздника, а «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», присоединяя к этому стиху соответствующий празднику припев, именно: в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющие Ти»; в Богоявление Господне: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющие Ти»; в Вознесение: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющие Ти»; в Пятидесятницу и в понедельник Св. Духа: «Спаси ны, Утешителю благий, поющие Ти»; в Преображение: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющие Ти»; в Воздвижение: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся поющые Ти»; в неделю ваий: «Спаси ны, Сыне Божий, восседый на жребя, поющые Ти: аллилуиа» (ibid, стр. 395). По словам прот. Никольского, «эти праздничные припевы поются не только в день самого праздника, по и в попразднство до отдания». В подтверждение этих своих слов, прот. Никольский ссылается на службу 15 сентября, относительно которой в Типиконе, между прочим сказано: «По входе: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющие Ти: аллилуиа. Сице поем и до отдания».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Московское Археологическое Общество хочет поставить памятник смиренным служителям Церкви Русской, святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу. Местом памятника избрана историческая Красная площадь в Москве, где уже красуется памятник Косме Минину и князю Пожарскому. Археологическое Общество желает сим памятником ознаменовать наступающее в 1912 году трехсотлетие окончания великой смуты, до основания потрясшей нашу матушку Русь в начале XVII столетия. Памятник, очевидно, должен говорить русским людям: «Любите Русь, как мы любили, целым сердцем; будьте готовы положить за нее свои души, отдать ей беззаветно все: и ум, и сердце, не говоря уже об имуществе, отдать самую жизнь свою за ея благо. Смотрите на нас и вспоминайте наше время, наши подвиги». Святейший Синод предоставил Археологическому Обществу произвести в текущем году во всех церквах Российской империи тарелочный сбор за всенощными бдениями и литургиями в праздники Апостолов Петра и Павла и Успения Богоматери. Так откликнулась церковная власть на начинание Археологического Общества. В последнее время сборы по церквам в великие и не в великие только праздники – обычное дело. Собирают ежегодно в известные дни разные общества: Миссионерское, Палестинское, попечения о слепых, Красного и других крестов, – всех таких не перечтешь: собирают и не ежегодно, а только раз или два в определенный день на то или другое доброе дело. Не могу не заметить, что святое дело христианского благотворения, всецело некогда принадлежавшее Церкви, ныне, большею частию, ушло из Церкви и является в нее только с кружкой или тарелкой для сборов, а все распоряжение сими сборами идет уже мимо Церкви... Не буду теперь останавливаться на этом вопросе: можно ли сие признать нормальным явлением в церковной жизни по самому существу, тем более что к настоящему случаю это едва ли может иметь и отношение. Церковь строила и строит храмы как памятники, но еще никогда не строила памятники в мирском смысле этого слова. Я хотел бы только отметить, что это даже едва ли не первый случай сбора на памятник во время богослужения в церквах наших. Собирали на построение храмов, на школы, на богадельни, на миссии, словом – на дела добрые, но не на постройку мирского памятника. Не хочу восставать против такого сбора и теперь, ибо распоряжение церковной власти уже состоялось, никакой ереси в нем не усматривается, а потому и протестовать против него нет повода. Но при исполнении сего дела, при построении памятника, может произойти нечто такое, от чего хотелось бы предостеречь теперь же и Археологическое Общество, и тех, кто должен отвечать пред Богом и историей за возможный соблазн...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ Понять Евангелие — значит понять Христа. Объяснять православное христианское учение веры можно разными путями. В данном пособии предлагается опробованный на опыте преподавания учащимся всех возрастных категорий путь познания основ православного христианского вероучения через осмысление духовного содержания важнейших церковных праздников и событий из жизни Основателя Христовой Православной Церкви. Изучение основ Евангельского учения таким методом доступно людям всех возрастов и разного культурного уровня. Важнейшей особенностью данного учебного пособия по изучению основ православной христианской веры является активное использование Священного Предания, а именно — православных традиционных икон и богослужебных текстов. Православная икона осмысляет священное событие и во время молитвы помогает верующему человеку соприкоснуться с миром вечности. По словам одного священника, исповедника веры, икона — это окошко в Царство Небесное, и открывается оно во время молитвы. Протоиерей Борис Балашов   ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ   Пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры     Предисловие Евангелие (в переводе с греческого — Радостная Весть) было возвещено в земном мире Богочеловеком Иисусом Христом. Он открыл нам это Святое Учение Своими словами, делами и всей Своей жизнью. Понять Сына Божиего, ставшего Сыном Человеческим, ответить на Его Любовь своею любовью — значит открыть для себя Вечную Жизнь и обрести победу над злом, грехом и само€й смертью. Православная Христианская Церковь приняла от апостолов и сохраняет в себе всю полноту Откровения истины Христовой. Господь писал Евангельское учение в сердцах Своих учеников и апостолов, которые после рождения Христовой Церкви в день Пятидесятницы составили Ее ядро, первую христианскую церковную общину в мире. Апостолы передавали людям разных народов, разных национальностей истины спасительной веры. Суть этого учения была записана учениками Христовыми и составила важнейшую часть Библии (Священного Писания) — Новый Завет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Письмо первое Слава Богу за всё! В день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в конце ранней литургии начался наш первый осмотр в больнице. В день преподобного Феодора Студита нас отправили «на курорт». Вижу в этом великое знамение Божие на всех нас. Матерь Божия благословила начатие нашего дела, преподобный удостоверил правильность нашего пути. Не скорбите, а радуйтесь, ибо в испытаниях мы не оставлены небесной помощью. Тем более не скорбите за меня: Господь из сутолоки великой призывает меня на служение единого Единому это в равной мере необходимо мне и вам, ибо вся моя жизнь – в вас, без вас нет в ней смысла. Не скорбите о себе, ибо у вас еще остается величайшее, чего лишены многие, в том числе и я, – богослужение храмовое; берегите его, вот моя заповедь вам, не только моим детям, но и друзьям. Берегите богослужение, берегите священнослужителей родных по духу, связанных с Батюшкой крепкими узами преемственности. Не ищите нормального духовного руководства, не такое сейчас время; и не найдете, а если найдете, то на мгновение. Переключайтесь друг на друга, назидайтесь друг от друга, укрепляйтесь друг другом, утешайте друг друга. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). Помните, что можете остаться совсем без иереев Божиих. Исключительность данного положения, сохранение священнослужителей и подготовка к дальнейшим испытаниям заставляет меня, отца вашего, поставить вас временно на путь сокращения подхода к исповеди и ко Святому Причащению. Иного выхода нет. Приимите это как волю Божию. Обычно причащались два раза в месяц и в праздники великие, теперь – один раз в месяц и в праздники великие. Готовьтесь тщательно к тем дням, когда будете приступать к Святей Чаше, это даст вам новую, еще не ощущавшуюся вами радость. Пишу вам, «другом своим», богомольцы не вместят пишемого. Вы же поймете меня, ибо я пишу рукою отца, жалея вас, и понимаю, чего я вас лишаю. Доверьтесь мне, исповедуйтесь у любого служащего у нас священника, помните, какое сейчас время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010