Галаха запрещает в субботу поливать землю, так как это способствует росту растений (что является частным случаем работы, запрещенной в субботу, которая называется «сев»). Поэтому не следует в субботу устраивать пикники на лоне природы, когда трудно избежать того, чтобы на землю не пролилась вода или какой-либо другой напиток. Запрещается в субботу вытирать стол и другие поверхности губкой без ручки, так как, держа ее в руке, почти невозможно не выжать из нее жидкость, которую она впитала. Женщинам запрещено в субботу делать новую прическу или разбирать уже сделанную. Испачкав одежду в субботу, можно снять грязь мягкой тряпочкой, следя при этом за тем, чтобы не выжать впитавшуюся в одежду жидкость. Ни в коем случае нельзя смачивать одежду водой, чтобы не нарушить запрет стирать в субботу. Попав под дождь в субботу и возвратившись домой, надо крайне осторожно снять одежду, чтобы не выжать впитавшуюся в нее воду. Запрещено также стряхивать воду с одежды. Мокрую одежду – даже от пота – нельзя в субботу развешивать, чтобы она просохла. Одетому в мокрую одежду даже запрещено встать возле источника тепла с целью ее высушить, если она от этого нагреется. Если стала мокрой дорогая одежда, которую хозяин бережет то, сняв, ее запрещается даже брать в руки, так как нарушение выжать ее весьма велико. В субботу разрешается перепрыгивать через широкие участки воды, но только там, где нет опасности: поскользнуться и упасть в воду, однако запрещено проходить воду вброд. Мокрую грязь с одежды разрешено удалять даже острой стороной ножа. Но если она подсохла, счищать ее запрещается, так как в этом случае легко нарушить запрет работы, называемой «помол». Прилипшую к обуви грязь разрешается снимать при помощи какого-нибудь предмета, который можно переносить в субботу, а также смывать грязь водой, но не потирая один ботинок о другой. Также разрешается вытирать ноги о какой-нибудь твердый, но не острый предмет. Вытирать их о землю не следует, так при этом нарушают запрет на работу, подпадающую под общую категорию «пахота», запрещенную в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Разделы портала «Азбука веры» Борис Шергин Дневник (1939-1970) async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > Борис Шергин Дневник (1939-1970) lazy async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > ( 5) Дневник 1939 1939 8 июля 31 июля. Понедельник 3 августа. Четверг Августа 6-го. Воскресение 9 августа. Среда; 11 августа. Пятница 14 августа. Понедельник 16 августа. Среда 21 августа. Понеделок 22 августа. Вторник 24 августа. Четверг 24 августа. Четверг 25 августа. Пятница 26 августа. Суббота 27 . Воскресенье 29 августа. Вторник 3 сентября. Воскресенье 7 сентября. Четверг 9 сентября. Суббота 10 сентября. Воскресение 11 сентября. Понедельник 19 сентября. Вторник 20 сентября. Среда 21 сентября. Четверг 23 сентября. Суббота 23 сентября 28 сентября 2 октября. Понедельник 3 октября. Вторник 13 октября. Пятница 14 октября. Суббота 4 ноября. Суббота 6 ноября. Понедельник 6 ноября 9 ноября. Четверг 14 ноября. Вторник 10 Декабря. Воскресенье 14 Декдбря. Среда 27 Декабря 27 Декабря. Среда 1946 6 января. Суббота 12 января. Пятница 14 января. Воскресенье 15 января. Понедельник 15 января 24 января. Среда 17 февраля. Суббота 15 марта. Четверг 31 марта. Суббота 1 апреля. Воскресенье. Цветоносное 2 апреля. Великий Страстной Понедельник 3 апреля. Страстной Вторник 5 апреля. Великий Четверг 6 апреля. Великий Пяток 7 апреля. Великая Суббота 11 апреля. Среда 12 и 13 апреля. Четверг. Пятница Светлой недели 15 апреля. Фомино Воскресенье 16 апреля. Понедельник 17 апреля. Вторник 18 апреля. Среда 22 апреля. Воскресенье 24 апреля. Вторник 25 апреля. Среда 28 апреля. Суббота 30 апреля. Понедельник 3 мая. Четверг 5 мая. Суббота 6 мая. Воскресенье 23 мая. Среда 28 мая.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Разделы портала «Азбука веры» Борис Шергин Дневник (1939-1970) async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > Борис Шергин Дневник (1939-1970) lazy async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > ( 5) Оглавление Дневник 1939 1939 8 июля 31 июля. Понедельник 3 августа. Четверг Августа 6-го. Воскресение 9 августа. Среда; 11 августа. Пятница 14 августа. Понедельник 16 августа. Среда 21 августа. Понеделок 22 августа. Вторник 24 августа. Четверг 24 августа. Четверг 25 августа. Пятница 26 августа. Суббота 27 . Воскресенье 29 августа. Вторник 3 сентября. Воскресенье 7 сентября. Четверг 9 сентября. Суббота 10 сентября. Воскресение 11 сентября. Понедельник 19 сентября. Вторник 20 сентября. Среда 21 сентября. Четверг 23 сентября. Суббота 23 сентября 28 сентября 2 октября. Понедельник 3 октября. Вторник 13 октября. Пятница 14 октября. Суббота 4 ноября. Суббота 6 ноября. Понедельник 6 ноября 9 ноября. Четверг 14 ноября. Вторник 10 Декабря. Воскресенье 14 Декдбря. Среда 27 Декабря 27 Декабря. Среда 1946 6 января. Суббота 12 января. Пятница 14 января. Воскресенье 15 января. Понедельник 15 января 24 января. Среда 17 февраля. Суббота 15 марта. Четверг 31 марта. Суббота 1 апреля. Воскресенье. Цветоносное 2 апреля. Великий Страстной Понедельник 3 апреля. Страстной Вторник 5 апреля. Великий Четверг 6 апреля. Великий Пяток 7 апреля. Великая Суббота 11 апреля. Среда 12 и 13 апреля. Четверг. Пятница Светлой недели 15 апреля. Фомино Воскресенье 16 апреля. Понедельник 17 апреля. Вторник 18 апреля. Среда 22 апреля. Воскресенье 24 апреля. Вторник 25 апреля. Среда 28 апреля. Суббота 30 апреля. Понедельник 3 мая. Четверг 5 мая. Суббота 6 мая. Воскресенье 23 мая.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Разделы портала «Азбука веры» Борис Шергин Дневник (1939-1970) lazy async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > Оглавление Дневник 1939 1939 8 июля 31 июля. Понедельник 3 августа. Четверг Августа 6-го. Воскресение 9 августа. Среда; 11 августа. Пятница 14 августа. Понедельник 16 августа. Среда 21 августа. Понеделок 22 августа. Вторник 24 августа. Четверг 24 августа. Четверг 25 августа. Пятница 26 августа. Суббота 27 . Воскресенье 29 августа. Вторник 3 сентября. Воскресенье 7 сентября. Четверг 9 сентября. Суббота 10 сентября. Воскресение 11 сентября. Понедельник 19 сентября. Вторник 20 сентября. Среда 21 сентября. Четверг 23 сентября. Суббота 23 сентября 28 сентября 2 октября. Понедельник 3 октября. Вторник 13 октября. Пятница 14 октября. Суббота 4 ноября. Суббота 6 ноября. Понедельник 6 ноября 9 ноября. Четверг 14 ноября. Вторник 10 Декабря. Воскресенье 14 Декдбря. Среда 27 Декабря 27 Декабря. Среда 1946 6 января. Суббота 12 января. Пятница 14 января. Воскресенье 15 января. Понедельник 15 января 24 января. Среда 17 февраля. Суббота 15 марта. Четверг 31 марта. Суббота 1 апреля. Воскресенье. Цветоносное 2 апреля. Великий Страстной Понедельник 3 апреля. Страстной Вторник 5 апреля. Великий Четверг 6 апреля. Великий Пяток 7 апреля. Великая Суббота 11 апреля. Среда 12 и 13 апреля. Четверг. Пятница Светлой недели 15 апреля. Фомино Воскресенье 16 апреля. Понедельник 17 апреля. Вторник 18 апреля. Среда 22 апреля. Воскресенье 24 апреля. Вторник 25 апреля. Среда 28 апреля. Суббота 30 апреля. Понедельник 3 мая. Четверг 5 мая. Суббота 6 мая. Воскресенье 23 мая. Среда 28 мая. Понедельник 30 мая. Среда 15 июня. Пятница 20 июня. Среда 27 июня. Среда 3 июля.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. 433 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 434 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Светилен, на Славу. 436 Минея. Месяц септемврий, 22. Повечерие. Канон 2. Песнь 3, тропарь 2. 437 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 438 Там же. С. 227, примеч. 2. 439 См.: Он же. Исторический обзор… С. 262. 440 См.: Там же. С. 268. 441 Там же. С. 266–267. 442 Он же. Историческое учение… Т. 3. С. 229. 443 Он же. Исторический обзор… С. 268. 444 Он же. Историческое учение… Т. 3. С. 229. 445 Он же. Исторический обзор… С. 268. 446 Карабинов Триодь… С. 192. 447 Нестеровский Е. Литургика… Ч. 1. С. 43–44. 448 Голубцов чтений… Ч. 2. Литургика. 1918. С. 223. 449 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 265. 450 Ловягин каноны… С. 45. 452 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 263. 455 Октоих. Глас 4. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 1, тропарь 1. 456 Октоих. Глас 8. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 8, тропарь на Славу. 457 Октоих. Глас 2. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 9, тропарь на Славу. 458 Октоих. Глас 6. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 1, тропарь 2. 459 Октоих. Там же. Песнь 3, тропарь 2. 460 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 229. 461 Октоих. Глас 5. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 6, тропарь на Славу. 462 Октоих. Глас 7. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 5, тропарь 1. 463 Октоих. Глас 2. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 7, тропарь 1. 465 Октоих. Глас 1. Суббота. Утреня. Канон усопшим. Песнь 5, тропарь на Славу. 466 Триодь Постная. Неделя 1–я Великого поста. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 467 Там же. Песнь 1, тропарь 2. 468 Там же. Песнь 1, тропарь 3. 469 Там же. Песнь 1, Богородичен. 470 Там же. Песнь 3, тропарь 3. 471 Там же. Песнь 6, тропарь 1. 472 Там же. Песнь 8, тропарь 1. 473 Там же. Песнь 8, тропарь 2. 474

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Так как величина по всем четырем направлениям измерялась в 2000 локтей, то согласно этому и величину субботнего пути раввины определяли в 2000 локтей 8 . Таким образом «граница левитского выгона» – должна была совпадать с «границей субботнего пути» Следовательно, если в известном месте указывалась граница левитского выгона для Гезера, то в этом же месте указывалась и граница «субботнего пути для Гезера», т. е., того расстояния, какое можно было, по понятиям книжников того времени, пройти от стены Гезера, не нарушая субботнего покоя. На этом основании Клермон Ганно в выражении надписей видит также указание на границу субботнего пути для Гезера. Прямые линии, проведенные от камней, на которых сделаны эти надписи, к холму Телль-эль-Джезер, под которым скрываются развалины древнего Гезера, будут определять длину субботнего пути, по понятиям книжников или синедриона Гезера, т. е. того расстояния, на которое в субботний день можно было отойти от стены города. С предположением Клермона Ганно согласен и проф. Д. А. Хвольсон (см. ор. с.). Длину этих прямых линий Клермон Ганно определяет приблизительно в 800 метров 9 , но в действительности, будучи продолжена до основания сокрытой под поверхностью холма стены, она должна быть больше этой величины метров на 88, в каковом случае она совпадает с традиционным измерением субботнего пути в 2000 л., полагая локоть равным 10 вершкам 10 (около 416 саженей). Кто такой был Алкий ,вероятно, еврейское имя которого встречается в гезерских надписях, на этот вопрос пока не дано положительного ответа. Можно с уверенностью предполагать лишь одно, что это есть имя или первосвященника того времени, или председателя гезерского малого синедриона, или наконец гражданского начальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Минея. Месяц иуний, 24. Великая вечерня. На стиховне, стихира на Славу. 406 Минея. Месяц декемврий, 13. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 407 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 408 Там же. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 3–й песни. 409 Минея. Месяц иуний, 24. Великая вечерня. На стиховне, стихира на Славу. 410 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 5–й песни. 411 Минея. Месяц декемврий, 13. Утреня. На хвалитех, стихира 4. 412 Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 5. С. 19. 413 См.: Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 414 Там же. Ирмос 4–й песни. 415 Abraham nos enfers Christ est venu//La vie spirit. 1979. Mars-Avr. 631. P. 133. 416 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 4–й песни. 417 Там же. Ирмос 5–й песни. 418 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 419 Минея. Месяц декемврий, 25. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и Ред. 420 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, са–моголасен на Ред. 421 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 1–й песни. 422 Там же. Ирмос 5–й песни. 423 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и Ред. 424 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 275. 425 Минея. Месяц декемврий, 13. Утреня. На хвалитех, стихира на Ред. 426 Там же. На хвалитех, стихира Ред. 427 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 428 Там же. Ирмос 1–й песни. 429 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 273. 430 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Ред. 431 Карабинов Триодь… С. М. И. Триодь Постная. Неделя мытаря и фарисея. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Ред. 432

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Глава 14 1–14. Христос на обеде у фарисея. – 15–24. Притча о великой вечере. – 25–35. О последовании Христу. Лк.14:1 Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. Рассказ о пребывании Господа у одного фарисея находится только у евангелиста Луки. «Из начальников фарисейских», т.е. из представителей фарисейства, какими были, например, Гиллел, Гамалиил. «Вкусить хлеба» (см. Мф.15:2 ). «И они» ( т.е. они, фарисеи, со своей стороны. «Наблюдали за Ним», т.е. ожидали случая обличить Его в нарушении субботы (ср. Мк.3:2 ). Лк.14:2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. В доме фарисея неожиданно встретил Христа человек, страдавший водянкой. Он был гостем фарисея (ср. стих 4) и дожидался Христа, вероятно, при входе в дом. Не смея прямо обратиться к Нему за исцелением в субботу, он только взорами своими молил Христа обратить на него Свое милостивое внимание (Евфимий Зигавин). Лк.14:3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? «По сему случаю» – правильнее: отвечая ( т.е. отвечая на невысказанную, но ясно слышимую для Него просьбу больного. Лк.14:4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. На ясно поставленный Христом вопрос фарисеи молчали, потому что они были настолько разумны, что не могли ответить отрицательно, а согласиться с Христом им не хотелось. Тогда Господь, взяв больного к Себе или обняв его ( – имеет именно такой смысл; в русском тексте неточно – «прикоснувшись»), исцелил и отпустил его домой. Лк.14:5 При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? Лк.14:6 И не могли отвечать Ему на это. Господь, подобно тому как ранее разъяснил необходимость исцеления скорченной женщины в субботу ( Лк.13:15 ), разъясняет теперь необходимость той помощи, которую Он только что оказал страдавшему водянкой. Если люди не стесняются вытащить и в субботу осла (согласно Тишендорфу – «сына», или вола, попавших в колодезь, то – заключение это подразумевается – нужно было помочь и человеку, которого «заливала вода». И фарисеи опять не могли найти, что Ему отвечать на такое заявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы; б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг; в) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу; г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную Неделю; д) в Сыропустную Неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Это солнце – страдалец Христос, умиравший в тяжких муках, обагренный собственною кровию, на кресте, одетом в сумрак потухающего дня и чудесно нависшей, совершенно необычайной тьмы, – Христос, отдавший дух Свой в руки Божии при землетрясении, при распадении камней, при чудесном отверзтии гробов, которые испускали своих восставших мертвецов, наконец, снятый с грозного креста, унесенный с ужасной Голгофы в цветущий сад, при тихом мерцании зари тихо гаснущего вечера, положенный в новом гробе, осыпанный ароматами, укутанный плащаницею, омытый слезами друзей, обвитый их погребальными молитвами и песнями исходными, заваленный камнем в уединенном гробе и оставленный всеми во мраке надвинувшейся ночи на покой субботы, субботы великой, – умерший, как злодей со злодеями, погребенный как царь, как грозный и во гробе судия злобной, но и робкой совести своих врагов, как похороненная, но не умершая надежда друзей и учеников, как смутно, но горячо чаемый ими Победитель смерти и ада, как Воскреситель человечества. Спустилась ночь над Иерусалимом, ночь двойственная, ночь в природе внешней и внутренней нравственной. Самый день великой субботы был для Иерусалимлян томительная ночь: для врагов мрачная ночь торжества одержанной над обличающею истиною кровавой победы, но вместе и пробуждения мучительно восстающей и грозно пугающей призраками совести, а для друзей ночь мрачно гнетущей скорби, но и трепетно воскресающей надежды. Она проходит – эта томительная ночь. Наступивший с закатом солнца покой великой субботы, не дав даже кончить по чину обряд погребения, пригвоздил всех к месту неподвижно. Не пригвоздил только злобу врагов. Из мучительного опасения, как бы «льстец оный» не восстал в третий день, как предрекал, они, пренебрегши покой пасхальной субботы, шедше утвердиша гроб, запечатав камень и приставив кустодию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010