Закрыть itemscope itemtype="" > Сегодня была война 22.06.2021 761 Время на чтение 7 минут Источник: Фонд стратегической культуры «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые» Фото: fondsk.ru …Средь ночи лагерь подняли по тревоге. Небывалое дело! Трубил трубач!! Несколько минут на умывание, и тут же команда: строиться поотрядно на площади перед корпусом. Всё в голове смешалось, глаза слипаются, вожатые ничего не объясняют, ведут узкой лесной дорогой куда-то вверх, в горы. Мелькают фонарики. За плотными ветвями в небе – хрустальные звёзды, в придорожных кустах светлячки – светло-зелёные изумруды. Шли почему-то молча и, как показалось, долго. Какая-то девочка рядом протяжно зевнула: «Четы-ыыре часа, с ума сойти!» Начало светать. Вдруг в отдалении мелькнул высокий костёр! Вышли на просторную травянистую поляну. Под огромными деревьями стояли какие-то мрачные палатки, дымили полевые кухни, куховарили солдаты. Отряды выстроились. Кто-то сурово и громко стал говорить, эхо шевелилось в горах: «В эти самые минуты… в четыре часа утра… 22 июня 1941 года… на нашу священную Родину вероломно напала фашистская Германия... Началась Великая Отечественная война!» Откуда-то принеслась страшная музыка, грянуло: «Вставай, страна огромная!» Мурашки по телу! Слёзы в глазах. Вновь возник голос, как с гор скатился: «Здесь, в Кавказских горах враг был остановлен, здесь была база…» Потом был «фронтовой завтрак» – каша и чай, а потом была большая жизнь… В пионерском лагере «Орлёнок» под Туапсе были замечательные вожатые, вероятно, гениальные воспитатели. Война входила в детей мирных послевоенных поколений по-разному, в меня – как явление страшное, героическое и живое. Не книгами и фильмами, не выступлениями ветеранов в школе, не рассказами родных – всё то казалось мне, ребёнку, немного ненастоящим. Война входила тогда не через ум, а прямо в сердце, ночным марш-броском – вместе со звёздами и светлячками… Великая Отечественная война как явление космического масштаба, как схватка мировых сил добра и зла, жизни и смерти будет воспринята таковой позже. Ещё бы! Объединённая Германией вассальная Европа вломилась в Советский Союз в день Всех святых в земле Русской просиявших! Праздник, привязанный к Пасхе, отмечаемый вскоре после Троицы, в разные годы выпадает на разные даты. В 1941-м это было 22 июня. Можно ли такое понимать как случайность или следует воспринимать как вразумление и предельную правду? Благодаря той пионерской ночи много позже я осознал начало войны как атаку сил ада на сокровенную Святую Русь, которая пребывала тогда в красной своей ипостаси.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/22/segodn...

Три Великих войны. Уроки 5-6. Великая война с Гитлером (+Видео) Возможно, что-то приснилось Сталину, может что-то еще. Не нужно забывать, что он имел духовное образование, и знал, читал, что что-то бывает. Думаю, что что-то произошло на мистическом уровне. Можно предположить, что в начале войны, когда всё было совсем плохо, он в молитве, как знать, говорил, что если выстою, выживу, перестану уничтожать Церковь. 9 мая, 2013 Возможно, что-то приснилось Сталину, может что-то еще. Не нужно забывать, что он имел духовное образование, и знал, читал, что что-то бывает. Думаю, что что-то произошло на мистическом уровне. Можно предположить, что в начале войны, когда всё было совсем плохо, он в молитве, как знать, говорил, что если выстою, выживу, перестану уничтожать Церковь. Телеканал «Союз» подготовил уроки, посвященные трем великим войнам — Отечественной 1812 года, а также Первой и Второй мировым. Обращаясь к этим страницам истории, мы сможем не только найти ответы на многие вопросы, связанные с этими войнами, но и увидеть, какими достойными защитниками Отечества были наши предки, хотя не всегда они и оказывались победителями. Мы продолжаем наши уроки истории с доктором исторических наук, профессором Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главным научным сотрудником Института российской истории РАН, Владимиром Михайловичем Лавровым. На них он рассказывает о великих войнах, пережитых нашим народом в минувшие два столетия: это Отечественная война с Наполеоном, Первая мировая война с Вильгельмом II 1914-1918 годов, и Великая Отечественная Война с Гитлером 1941-1945 годов. И сегодня историк коснётся острых и проблемных вопросов связанных именно с этой, последней войной. Дай Бог, чтобы она навсегда осталась последней. Дай Бог, чтобы мы в ошибках, или, наоборот, подвигах наших предков находили поучение и назидание. В чем же кроются причины той страшной войны? На прошлом уроке Владимир Михайлович говорил, что Россия в первой мировой не стала победителем, хотя Германия потерпела поражение, а страны победительницы навязали ей столь суровые условия мира, что это способствовало приходу к власти Гитлера. Советский Союз, заключив сепаратный мир с Германией, потерял своих былых союзников, и в дальнейшем все попытки Сталина наладить с этими странами отношения, долгие годы оставались бесплодными. Таковы были последствия выхода России из первой мировой войны. Хотя не только это лишало страну союзников в преддверии новой военной угрозы со стороны Германии.

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1943-1945 годах 10 травня 2023 р. 14:38 В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия  А.А. Копылова представлен анализ материалов «Журнала Московской Патриархии» за 1943-1945 гг., посвященных Великой Отечественной войне и позиции Русской Православной Церкви по отношению к ней. Выделены четыре основных блока материалов: официальная хроника войны, освещение военных событий и положения Церкви в условиях военных действий; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи по тому или иному вопросу, связанному с войной. Большое значение имеет не только освещение хроники, но и поддержка в условиях продолжавшейся войны, которую оказывали верующим патриарх Сергий (Страгородский) , митрополит (с февраля 1945 г. — патриарх) Алексий (Симанский) , митрополит Николай (Ярушевич) . Великая Отечественная война — одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Русская Православная Церковь с первых дней войны испытывала вместе с народом все ее тяготы и лишения. Однако именно в военные годы происходит изменение конфессиональной политики советского государства, о чем свидетельствует встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. На этой встрече церкви было разрешено избрать своего предстоятеля, открыть богословско-пастырские курсы, а также возобновить издание «Журнала Московской Патриархии» (далее — ЖМП), который станет единственным в СССР журналом, освещавшим жизнь Русской Православной Церкви. 12 сентября 1943 г. вышел первый выпуск, а всего за 1943 г. было подготовлено четыре номера. В дальнейшем журнал выпускался ежемесячно, однако с неоднократными задержками. Эти и другие сведения об истории ЖМП и публикациях в нем содержатся в статье Е.С. Полищука, который описывает и анализирует основные особенности Различные виды публикаций ЖМП, посвященных вопросам региональной истории, духовного образования и т.д., рассматривают в своих статьях М.Г. В.Г. Ю.В. А.А.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6025691...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Протоиерей Александр Ильяшенко: Красная Армия оказалась богоугодной Источник:  Газета " Культура " Великая Отечественная война стала не только главной трагедией XX века, но и его основным уроком. Именно в эти страшные годы советское руководство осознало, что без возвращения к исторической памяти поколений и патриотизму Великая Победа – невозможна. И именно поэтому значительную роль в нашей победе сыграла Русская церковь. Об этом и многом другом газета " Культура " побеседовала с настоятелем храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, руководителем Интернет-проекта " Непридуманные рассказы о войне " протоиереем Александром Ильяшенко. – Отец Александр, чем стала Великая Отечественная война для нашего народа и государства? Почему, на Ваш взгляд, Господь попустил это страшное испытание? – Можно достаточно часто слышать, что война стала наказанием нашему народу за грех вероотступничества. Но, на мой взгляд, здесь возможен и другой подход. Ведь очень часто страдают люди невинные, причем за те грехи, которые совершили другие. Например, когда во время боевых действий воинская часть попадает в окружение, и кто-то остается прикрыть их отход, понимая, что останется здесь навсегда, за что он погибает? Не за свои грехи, а за други своя! Мне кажется, что русский народ в ХХ веке стал жертвой за отступничество других народов, которые далеко отступили от Бога. Но в итоге атеистическая Красная Армия оказалась богоугодной, и именно ей Господь даровал победу, а не германской армии, которая формально не была атеистической. – Но ведь именно в период войны произошел некий перелом, и тот атеистический подход, который доминировал в государстве с 1917 года, частично был выправлен, произошло обращение к традиционным ценностям, к отечественной истории, памяти великих русских полководцев? – Важно подчеркнуть, что этот поворот произошел в верхушке Советского государства, но не в народе. Ведь согласно переписи 1937 года наш народ засвидетельствовал, что был и остается верующим. Во время войны руководство страны поняло, что ему нельзя лишаться народной поддержки, иначе страна потерпит поражение, а оно само будет уничтожено. Так что с одной стороны, это все-таки был политический маневр, но с другой стороны, для многих, стоявших у кормила власти, это, конечно, было искренне. Надо иметь в виду, что многие представители коммунистического руководства воспитывались в царское время в традиционных верующих православных семьях, получили соответствующее образование, включая Закон Божий. Так что, это было для них собственным воспоминаем детства, прочно внедренным в сознание. При этом я хочу подчеркнуть, что именно русскому народу, а не советскому государству, Господь даровал победу, вырвав ее из рук исключительно опытного и доблестного, несмотря на свою крайнюю жестокость, противника.

http://religare.ru/2_94284.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир: «Такой большой срок прошел — а войну мы помним» 27 января в церкви Всех святых, в земле Российской просиявших, появился новый храмовый образ 28.01.2012 781 Время на чтение 4 минуты Небольшой храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, совсем недавно был возведен в Московском парке Победы. Свое посвящение храм получил в память о том, что Великая Отечественная война началась именно в день Всех Российских святых. 27 января после Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил в храме панихиду - по «отцам, братиям и сестрам нашим, во время лютой блокады скончавшихся и на месте сем погребенных..., вождей и воинов, за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, и о всех, победы ради потрудившихся». После панихиды владыка Владимир немного рассказал о том, какую роль Великая Отечественная война сыграла в жизни его семьи. - Я родился, вырос и учился в Казахстане, откуда потом поехал в Московскую духовную семинарию. Семья у нас состояла из шести человек. Когда началась эта тяжелая война, четверо из них были приглашены помочь Красной армии. Кто-то был проводником в поезде для раненых. Брата взяли учиться в Военную академию, которая была из Рязани переведена в Алма-Ату и размещена в горах. Папа по возрасту уже не подлежал служению в армии, но его пригласили в армию трудовую. К сожалению, переправляясь в бурном месте через реку Сырдарью с зерном для лошадей, он упал с автомашины и испортил позвоночник. Несколько месяцев он лечился дома: грели в бочке воду, добавляли какие-то медицинские составы. Из моей семьи Господь уже призвал несколько человек, сейчас остались двое: я и моя старшая сестра, которая тогда работала в военном медицинском поезде. До сих пор мы вспоминаем эти годы. Такой большой срок прошел — а войну мы помним, а наших защитников благодарим, молимся о них. И если где-то заходит разговор об истории Санкт-Петербурга, Ленинг рада, все с благоговением говорят о его многотерпеливом народе. Мы знаем, сколько людей погибло - мирных людей, у которых в руках не было даже ножа, не то что пулемета!.. В молитве на отпевании есть замечательные слова, которые говорят о том, что нет человека, который бы прожил и не согрешил ни разу. Так устроен человек, что где-то он обязательно не так повернется, не так скажет, не так сделает. Но проходит время, и люди мысленно возвращаются назад, и просят Господа, чтобы Он принял всех тех, кто к Нему отошел, кто защищал свою Родину, защищал такой прекрасный город... Я очень надеюсь, что наша общая молитва поможет нам и впредь выстоять при разных трудностях и необыкновенных обстоятельствах. Пусть Господь всех нас хранит и дарует нам многая и благая лета!

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/28/mi...

9 мая 2005 г. " На войне люди только верой и спасались " Ветераны войны — участники конференции «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» рассказали ЦВ о своем боевом пути в годы войны, о запомнившихся фронтовых эпизодах и впечатлениях о работе конференции.   Диакон Николай Попович, храм Спаса Нерукотворного Образа в Кунцево: Я воевал на 3-м Белорусском фронте в стрелковом полку. Был командиром пулеметного расчета. Прошел с боями Белоруссию, Литву, Польшу, в 1944 году был ранен. Орден Красной Звезды получил за форсирование Немана. Сейчас мне 79 лет. Получить  грамоту из рук Святейшего Патриарха — это для меня великая честь и огромная радость. Очень признателен всем за теплые слова адрес ветеранов, за проявленное к нам внимание. Протоиерей Константин Ильичевский, Богоявленско-Анастасьин собор Костромы: Война застала меня в Западной Белоруссии, я тогда только что закончил школу-семилетку. Тем не менее мне довелось участвовать в боевых действиях на 1-м Белорусском фронте. Я был артиллерийским разведчиком, поэтому всегда находился на передовой. Бои были тяжелые, многие мои фронтовые товарищи погибли, а вот мне посчастливилось остаться живым. Я участвовал в форсировании Вислы в Польше и Одера в Германии. Был ранен в 1944 году. Но почему-то мне более всего запомнилось то чувство обиды, которое я испытал, вернувшись после войны домой. Оказалось, что при отступлении немцы взорвали храм в честь Святителя Николая на моей родине в Брестской области. А ведь я в этом храме с семи лет алтарником прислуживал. Сейчас мне 81 год. Я впервые участвую в таком солидном форуме, поэтому очень волнуюсь. Мне даже трудно найти подходящие слова, чтобы выразить те чувства, которые переполняют меня. Такая доброжелательная атмосфера вокруг. Незнакомые люди подходят, поздравляют меня. Очень приятно. Хочется просто крикнуть, обращаясь ко всем: не воюйте, люди, решайте все вопросы за столом переговоров. Война — это страшная трагедия, и дай Бог, чтобы она больше не повторилась.

http://e-vestnik.ru/society/na_voyne_lyu...

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Иларион: Великая Отечественная война высвободила мощный внутренний потенциал нашего народа Источник:  Русская православная церковь 10 мая 2015 года гостем передачи " Церковь и мир " , которую ведет на телеканале " Россия-24 " митрополит Волоколамский Иларион, стал научный директор Военно-исторического общества, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений Михаил МЯГКОВ. МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу " Церковь и мир " . 70 лет Великой Победы – юбилей, который отмечает вся наша страна и весь наш народ. Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне и об участии в ней Русской Православной Церкви. У меня в гостях – научный директор Военно-исторического общества, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений Михаил Мягков. Здравствуйте, Михаил Юрьевич! М. МЯГКОВ: Здравствуйте! 70-летие Победы, праздник Победы – это, действительно, самый светлый наш праздник. Его отмечают в нашей стране, и во многих других государствах мира. Наш советский солдат, действительно, освободил не только свою страну, но фактически весь мир от угрозы " коричневой чумы " – нацизма, от человеконенавистнической идеологии. Ведь невозможно себе представить, что было бы с миром, если бы не победа наших воинов. Когда мы сегодня говорим о роли религии в те годы, то обращаем внимание на тот факт, что, например, по переписи 1937 года, которая была в нашей стране, 57 процентов населения считали себя православными. Будучи студентом, я лично участвовал в работе многих поисковых отрядов на местах былых боев Великой Отечественной войны недалеко под Москвой, где в 1941-42 годах в неравной схватке сражались и погибали бойцы Советской армии. И каково же было мое удивление, когда мы находили рядом с останками этих воинов серебряные, а то и просто деревянные крестики. Люди шли на войну с верой, сохраняя ее несмотря ни на что: какие бы режимы ни были у нас в стране, люди сохраняли свою веру, надеялись на лучшее. И в последний бой они шли с Богом в душе.

http://religare.ru/2_106766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945) И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), ставшей переломным этапом во взаимоотношениях между гос-вом и большинством религ. объединений в СССР, гос-во продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религ. общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий - РПЦ. Очередная масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937-1941 гг. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. правосл. храмов, ликвидировано 70 епархий и вик-ств, расстреляны ок. 60 архиереев, замучены десятки тысяч правосл. священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян ( Шкаровский. РПЦ при Сталине и Хрущёве. С. 92; см. также в ст.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период//ПЭ. Т.: РПЦ. С. 186-187). В 1940 г. число правосл. общин в СССР составляло 8279, из них большинство находилось на территории присоединенных в 1940 г. Прибалтики, Молдавии, зап. областей Украины и Белоруссии. В РСФСР к 1940 г. было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали ок. 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах. На Украине были закрыты все правосл. церкви в Винницкой, Кировоградской, Донецкой, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях, по одной церкви действовало в Ворошиловградской, Полтавской, Харьковской областях. В Киевской епархии из 1710 приходов, существовавших до 1917 г., сохранились 2. Гос. политика в отношении общин др. религий и исповеданий (старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм и др.) также осуществлялась в форме гонений против «служителей культа» и через сокращение числа молитвенных зданий. В кон. 30-х гг. обычным явлением были судебные процессы над руководителями религ. объединений, к-рые обвинялись во «вредительско-шпионской деятельности», «связях со спецслужбами иностранных государств» и т. п.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ну никак не хотят вернуть имя императора Николая Второго на карту! О слушаниях, проведённых Общественной палатой Красноярского края 25.02.2021 2347 Время на чтение 5 минут 20 февраля Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края совместно с Общественной палатой Красноярского края провели общественные слушания о переименовании архипелага Северная Земля и его островов, сообщает сайт Общественной палаты края . Слушания прошли под председательством руководителя Общественной палаты Натальи Грушевской в онлайн-формате. В них приняли участие, как сообщается, «представители общественности, депутаты, выдающиеся полярники, лётчики, представители научного и музейного сообщества». Всего десять экспертов. Вроде формально соблюдены все процедуры, краевые чиновники выслушали мнения экспертов. Но почему-то постоянно возникало впечатление о предвзятости организаторов мероприятия. Начать с пресс-релиза, в котором говорится, что прошли «общественные слушания о возможности переименования архипелага Северная Земля и его островов с учетом употребления наименований в разные исторические периоды, в том числе в период Великой Отечественной войны». А причём тут Великая Отечественная война?! Архипелаг был открыт в 1913 году мореплавателем Б.А. Вилькицким. Война и революция помешали провести его детальное исследование и описание, оно было сделано только спустя почти 20 лет, в начале 30-х годов. Причём тут война?! Зачем спекулировать на святом периоде нашей истории?! Далее пригласили десять экспертов, которые выступают против возвращения архипелагу исконного наименования Земля Николая Второго. Так случайно получилось? Не нашли никого, кто выступает «за»? Очень странно. Это, по меньшей мере, мало похоже на слушания, когда хотят всесторонне обсудить вопрос и выслушать все стороны. Наш постоянный автор, подготовивший по проблеме наименования архипелага большое количество публикаций, лично знакомый с потомками первооткрывателя Бориса Вилькицкого, досконально знающий источники по теме открытия, наименования и дальнейшего переименования архипелага Вадим Викторович Рыбин буквально напросился на участие в слушаниях. Однако ему заранее отвели 1-2 минуты на выступление, как какому-то случайному человеку. Да и то, почему-то Рыбину не удалось подключиться по Zoom, он вынужден был остаться слушателем.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/23/nu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010