Сегодня мы живем в эту замечательную эпоху, во время возрождения Руси, когда и власти, и общество понимают, что необходимо воссоздавать и строить новые храмы, потому что духовная энергия народа подталкивает снизу к принятию таких решений. Хотел бы сердечно приветствовать Андрея Юрьевича Воробьева, губернатора Московской области, который очень много делает сегодня для возрождения Православия на Московской земле. Владыка митрополит Ювеналий, будучи старейшим членом Священного Синода, человеком, объединившим в своей личности целые эпохи, помнящий и годы разрушения, и поношения, и первые годы возрождения, сегодня также трудится не покладая рук для процветания Православия на нашей земле. Сердечно благодарю Вас за труды, владыка, и Вас, Андрей Юрьевич, и матушку Алексию». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святителя Алексия, митрополита Московского. Владычний женский монастырь основан в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России, чудотворцем. По преданию, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери святителю: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». К началу XVIII века монастырь имел многочисленные вотчины в Московском и Серпуховском уездах. В 1724-1727 годах был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, получил III класс. В 1806 году преобразован в женский монастырь. В 1908-1919 гг. настоятельницей монастыря была игумения Валентина (Лентошникова). Ей довелось пережить закрытие монастыря богоборческой властью. Скончалась в 1936 году. В 1919 году монастырь был закрыт. На его территории разместилась школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано военное летное училище. Монастырь стал называться «Авиагородок», в Георгиевском храме был организован клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов сняты не были. Икона «Неупиваемая Чаша» была перенесена в собор «Николы Белого» г. Серпухова.

http://patriarchia.ru/db/text/4083774.ht...

Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII b., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII b. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах. В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм. Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь XV века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями. В 1598–1609 годах, после посещения Серпухова Борисом Годуновым, монастырь был практически полностью перестроен на пожалованные деньги. Сегодня он представляет собой уникальный комплекс годуновской архитектуры. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный храм в честь святого великомученика Георгия. О небесной защите, явленной этим святым, повествует местное предание: во время осады города Серпухова неприятелями горожане видели великомученика Георгия, выехавшего на белом коне из задней калитки монастыря и подъехавшего к вражьим полчищам. Последние, увидев святого, устрашились и бежали, а великомученик вернулся в монастырь через ту же калитку. В память этого священного события в обители установлено празднество святому великомученику и победоносцу Георгию. Совершается оно в седьмой понедельник после дня Успения Божией Матери (в середине октября) и именуется в народе «Георгий Потаенный». К северной стороне Георгиевского храма был пристроен придел во имя святого царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел – один из первых, если не первый в России храм, посвященный святому Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ святого Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевским храмом в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом святого Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя святого Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне. Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в XVI веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. В 1995 году началось возрождение обители. 5 мая этого года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову), возведенную в сан игумении 4 декабря 1998 года митрополитом  Крутицким и Коломенским Ювеналием. 28 июля 1995 года в приделе святителя Алексия была совершена первая Божественная литургия. 25 сентября 1995 года, в связи с празднованием 600-летия преставления прп. Афанасия Высоцкого, и 28 июля 2005 года, в рамках визита в г. Серпухов, обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. С сентября 1997 года обитель принимает на реабилитацию женщин и девушек, страждущих недугами пьянства и наркомании. 90% прошедших полный курс реабилитации оставили пагубную страсть и вернулись к здоровому образу жизни. Многие остались жить в Серпухове и работают в обители как сотрудницы. 18 мая 2000 года восстановлено почитание прп. Варлаама Серпуховского в лике местночтимых святых Московской областной епархии. В сентябре 2001 года по благословению митрополита Ювеналия при монастыре была открыта православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского. Тогда был проведен набор в первый и второй классы. Первоначально гимназия располагалась в муниципальном детском саду, а с 2006 года переехала на территорию монастыря. Сейчас в гимназии обучаются 125 детей с первого по 11 класс. Гимназия имеет государственную лицензию и аккредитацию, конфессиональное представление. В 2014 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия у стен обители был установлен памятник преподобному Варлааму Серпуховскому, который был освящен 4 декабря 2014 года епископом Серпуховским Романом. Богослужение в обители совершается ежедневно. В монастыре действуют золотошвейная, иконописная, рукодельная, швейная и столярная мастерские. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4083774.ht...

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени. Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы. скрыть способы оплаты Комментарии Юлия 29 марта 2021, 10:00 Здравствуйте! После службы батюшка дал мне просфору с выемками. Как я понимаю девятичинную просфору. Я правильно поняла? И что мне с ней делать? Дмитрий 4 апреля 2020, 15:23 Спасибо очень помогли Да Хранит Вас Господь р.Б . Наталия 27 октября 2019, 15:02 На закваске пекут ! Ещё как пекут! Были мы в Серпухове, в центре города женский Владычний Введенский монастырь. На территории монастыря пекарня , спросили на чём пекут, ответили: на закваске. Храм в монастыре открыт для всех. В отдалении , пару улиц пройти, мужской монастырь. ДастБог и в него попадём. Всем спасения ! Анастасия 13 мая 2019, 05:15 Простите. Я ничего не поняла -- вынимают частицы, а что с этими частицами из просфоры потом делают? Димитрий 3 августа 2018, 22:06 Прошу разъяснить мне неразумному, " просфору нужно есть натощак " т.е. перед употреблением её литургический пост? Прошу ссылку на подобное указание Святых Отцов

http://pravoslavie.ru/108064.html

Распяв трудом свою плоть, старица могла вступить в молитвенный подвиг. Она пришла в Москву к митрополиту Платону. Митрополит благословил ее на подвиг юродства, и она до конца жизни его соблюдала. Митрополит Платон отослал ее с собственноручной запиской к игумении в Серпуховской Девичий монастырь. Окончив первый выпуск Смольного института, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, старица, приняв монашество, говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Она подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре с 1806 по 1845 год. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее келье. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в селе Колюпанове у помещицы Наталии Алексеевны Протопоповой. Блаженная преставилась 3 июля 1855 года и была погребена в приделе церкви села Колюпаново. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 году. В одном из склонов оврага в окрестностях села Колюпаново блаженная собственными руками ископала небольшой колодец, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы». Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, служению Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий. В монастыре читается акафист святой Евфросинии. Неподалеку от монастыря находится источник святой Евфросинии, на котором происходят исцеления. На святом источнике построена купальня. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2301  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Этому видению, как и почитанию самого первого строителя монастыря преподобного Варлаама Серпуховского отведена особая часть экспозиции. Когда уже в наше время Введенский Владычний монастырь только восстанавливался, один из строителей нашел перед Алексеевским храмом медальон с изображением преподобного Варлаама, датируемый XIX веком. К тому же времени относится и представленная рядом икона. А вот более древнее свидетельство о почитании преподобного Варлаама в народе, отнесенное московскими специалистами к началу XVII века, находится сейчас в Серпуховском художественном музее – это фелонь, о которой упоминается в монастырских повествованиях. Отсутствующий экспонат С самого своего основания в 1360 году Введенский Владычний монастырь был мужским. К концу XVIII века, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, обитель пришла в упадок и запустение. Тогда по ходатайству митрополита Московского Платона (Левшина) указом императора Александра I в 1806 году она была преобразована в женский общежительный монастырь. Назначена сюда настоятельницей была игумения Дионисия. Приехав в обитель, первое, что она сделала, – стала обходить помещения, чтобы ознакомиться с тем, что здесь есть, и, зайдя в ризницу, как пишется в архивных документах, увидела там эту самую священническую фелонь, на которой преподобный Варлаам был вышит с нимбом и тут же представлено его видение: ангельский лик, обитель, Введение во храм Пресвятой Богородицы, рядом святитель Алексий и другие святые покровители монастыря. Вплоть до закрытия обители советской властью в 1924 году эта фелонь находилась здесь. Пока сестрам разрешили ее только сфотографировать для монастырской экспозиции.      Реконструкция особенностей монастырского быта прежних времен Экспонаты музея кропотливо собирались еще со времен проведения раскопок на территории монастыря в начале 2000-х годов. Помимо закладного камня можно увидеть здесь и кирпичи основной кладки храмов и крепостной стены конца XVI – начала XVII веков. Это достаточно внушительных объемов глыбы, которые монахи тогда носили вручную. Есть тут и образцы кирпича уже собственного производства – в XIX веке у монастыря появился свой кирпичный завод. Еще при Петре I введено было обязательное клеймение кирпичей, по которому можно было бы определить производителя. По печати «Владычний монастырь» были отобраны и эти образцы. Тут же можно увидеть чугунный, добротный, а оттого хорошо сохранившийся мастерок еще XVI века. Образцы гвоздей от самого основания монастыря в XIV веке и до его разорения, так что можно проследить, как этот атрибут менялся от века к веку.

http://pravoslavie.ru/141030.html

Из четырёх серпуховских князей наиболее прославился Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Во время Куликовской битвы 1380 г. он вместе с воеводой Димитрием Боброком руководил засадным полком, состоявшим из серпуховичей. Полк стоял в дубраве на краю поля битвы, не видимый врагом; продолжал стоять даже тогда, когда русские не выдержали боя и побежали, а монголы бросились за ними. Князь Владимир Андреевич порывался выступить в этот момент, но хладнокровный Боброк удержал его. Лишь когда монгольское войско обернулось к дубраве тылом, да ещё и ветер подул в сторону врага, засадный полк неожиданно напал на монголов. Повернули назад и оступавшие русские. Теперь паника охватила монголов, они бежали во главе с Мамаем; русские преследовали их тридцать вёрст. Погибшие воины серпуховского ополчения были похоронены в братской могиле в Высоцком монастыре. Серпуховское княжество чеканило свою монету. В 1483 г. город вошёл в состав Московского княжества. В 1607 г. под Серпуховом царь Василий Шуйский разбил войско второго Лжедимитрия. В связи с этим царь подарил Владычнему Введенскому монастырю образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами. Святые [ править править код ] Преподобный Герман Аляскинский Герман Аляскинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия —13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки. Один из первых православных проповедников в Новом Свете. Святой покровитель Америки. День памяти кончина 13 (26) декабря, открытие мощей и прославление 27 июля (9 августа). Рака с мощами находится в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк. Монастыри [ править править код ] Введенский Владычний женский монастырь [ править править код ] Серпухов, Введенский Владычний монастырь в Серпухове Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь - старейший монастырь города, основан в 1360 свт. Алексием Московским как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпухов

В XIX веке Владычный монастырь стал женским по благословению митрополита Московского Платона (Левшина) . С этого времени начался невиданный расцвет обители. Обновлены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре были огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. К середине столетия число насельниц возросло до 300. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворного Спаса и Иверская икона Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем. В начале ХХ в. в монастыре были игуменья, 50 монахинь и 326 послушниц. В 1919 году монастырь был закрыт, его территория стала Авиагородком. На ней открылась школа «красных военлетов», затем – среднее военное училище. А потом всего за семнадцать лет он был почти полностью разрушен. В мае 1995 года во Владычном женском монастыре возобновлена монашеская жизнь. После революции подлинник иконы «Неупиваемая Чаша» был утерян. Сейчас во Владычном женском и в Высоцком мужском монастырях города Серпухова находятся списки с иконы, которые также являются чудотворными. В обители находятся чудотворные иконы святого царевича Дмитрия Угличского и святого мученика Иоанна Воина. Перед тремя святынями Владычного монастыря: иконами «Введение Богородицы во храм», «Неупиваемая Чаша» и на надгробии преподобного Варлаама горят неугасаемые лампады. Говоря о Введенском Владычном монастыре, нельзя не сказать о другой обители: Высоцком Зачатьевском мужском монастыре. Высоцкий монастырь расположен напротив Владычного – на другом берегу реки Нары при впадении ее в Оку. Это архитектурное решение делает городское пространство Серпухова уникальным. В 1374 году Преподобный Сергий Радонежский пешком пришел в Серпухов из своей обители, чтобы благословить князя Владимира Храброго на строительство монастыря. В 1381 году Владимир Храбрый возвел первые каменные храмы в монастыре в память о Куликовской битве. С тех пор монастырь строился и изменялся – все его сооружения созданы в разное время.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010