Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Калужская Основана 16.10.1799. До учреждения епархии большая часть территории находилась в подчинении епархии Крутицкой и некоторых других. «...Кроме верховной зависимости от митрополитов Всероссийских, которые, после краткого пребывания во Владимире (1309–1325), перенесли свою кафедру в Москву, надобно полагать, что города северо-восточной части нынешней Калужской губернии зависели по духовному управлению от епархии Владимирско-Суздальской; а на южные уделы имели влияние епископы Черниговские, которые... назывались Черниговским и Рязанскими, до учреждения Рязанской епархии в XIV столетии...» ( Леонид (Кавелин) , иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 27). Архиепископия с 25.12.1803. С 1809 г. замещалась епископами. Калужская и Боровская. Викарные кафедры: Боровская, Мосальская, Малоярославецкая, Козельская, Людиновская. 16.10.1799 21.10.1799 30.10.1799 05.03.1809 Феофилакт Русанов 16.04.1809 22.05.1813 19.07.1813 07.02.1816 Евгений Болховитинов 07.02.1816 15.03.1819 Антоний Соколов I 01.06.1819 12.01.1825 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 04.01.1826 03.03.1828 Григорий Постников 20.05.1828 26.08.1831 09.09.1831 05.09.1834 Никанор Клементьевский 02.10.1834 17.09.1851 05.10.1851 09.12.1851 09.12.1851 13.04.1881 14.05.1881 21.05.1888 Владимир Никольский 21.05.1888 03.06.1890 Анастасий Добрадин 03.06.1890 15.09.1892 30.06.1892 29.09.1892 29.09.1892 29.01.1894 29.01.1894 08.10.1895 22.10.1895 10.07.1901 10.07.1901 31.12.1910 Вениамин Муратовский 31.12.1910 25.06.1912 25.06.1912 13.05.1913 Сщмч. Тихон Никаноров 13.05.1913 06.07.1916 Георгий Ярошевский 06.07.1916 03(16)09.1927 22.08(04.09) 1923 22.09(05.10)1923 22.09(05.10)1923 03(16)09.1927 14(27)07.1928 30.07(12.08)1928 29.11(12.12)1928 Павел Введенский 16(29)09.1931 19.11(02.12)1930 17(30)09.1931 17(30)09.1931 03(16)06.1933 Сщмч. Павлин Крошечкин 03(16)06.1933 10(23)03.1934 27.03(09.04)1934 07(20)09.1937 01.1942 Питирим Свиридов 11(24)07.1943 05.1944 09.1945 09(22)03.1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евлампий, епископ Калужский и Боровский (Введенский) С 1788 года – префект Троице-Сергиевой духовной семинарии, а с 1792 года – ректор той же семинарии. С 23 июля 1795 года – ректор Московской духовной академии. В 1798 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Заиконоспасского, а затем Донского монастыря. 29 июня 1801 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. С 16 апреля 1809 года – епископ Калужский и Боровский. Скончался 22 мая 1813 года. Погребен под алтарем Троицкого кафедрального собора Калуги. Епископ Евлампий был пастырь известный своим благочестием. Несмотря на постоянную болезненность, он очень часть совершал богослужения, в которых находил единственное облегчение своей болезни. Во время служения преосвященный как бы перерождался. Он служил с великим умилением и слезами, особенно в момент призывания на Дары всеосвящающей благодати Святого Духа. Слабый телом, но сильный духом и верою, Евлампий принадлежал к числу мужей, посылаемых Промыслом Божиим народу в годы общественных бедствий во знамение милости Божией для подкрепления людей. Он мужественно сострадал своей пастве в страшный 1812 год, был утешителем народа в годину испытаний, бодрым молитвенником за него перед престолом Господним. Благочестивый архипастырь бодрствовал на своей божественной страже со вверенным ему духовенством. Храмы стояли отворенными, богослужение в них не прекращалось, ежедневно совершалось соборное молебствие при крестном ходе из всех церквей. С великим умилением молился преосвященный Евлампий. Слезы градом лились по исхудалым его щекам, звучный голос дрожал и проникал до самого сердца. По изгнании Наполеона преосвященный Евлампий не ограничился делами только своей епархии, а принял усердное попечение о собрании духовенства, о возобновлении и освящении оскверненных церквей оставленной без пастыря Смоленской епархии. Здоровье его, и без того слабое, еще более расстроилось в годину испытаний. Самая кончина его была замечательна. Она последовала в день Вознесения Господня во время литургии, как бы свидетельствуя о том, что в сей день боголюбивая и многозаботливая душа его в награду за свои труды вознеслась с Христом на небо. Кончина архипастыря открыла его нестяжательность. У него не нашлось даже суммы на погребение, так как он все, что имел, раздал нуждавшимся и разоренным во время неприятельского нашествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАМПИЙ Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) (Введенский Евфимий Иванович; 1756, г. Юрьев-Польский Московской губ., ныне Владимирской обл.- 22.05.1813, Лаврентиев калужский мон-рь), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье диакона. Фамилию получил по месту служения своего отца - в юрьев-польском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре . Окончил Владимирскую ДС, в 1788 г.- Славяно-греко-латинскую академию . В 1787 г. (по др. сведениям, в 1788) был пострижен в монашество с именем в честь мч. Евлампия, рукоположен во иерея и назначен префектом (инспектором) Троице-Сергиевой семинарии, в 1792 г.- ректором семинарии. С 1792 по 1795 г. Е. был наместником ТСЛ. С 23 июля 1795 г. игумен Заиконоспасского московского монастыря , с дек. 1797 г.- архимандрит Донской иконы Божией Матери московского монастыря. 29 июня 1801 г. Е. был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Новопоставленный архипастырь, по словам знавшего его кн. А. Долгорукого, «проводил жизнь анахорета», чем удивлял ближних. Освятил неск. церквей в Архангельске, в т. ч. в 1802 г. восстановленные после пожара приделы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и пророка Илии в Рождественском храме и в 1805 г. уникальный иконостас кафедрального Троицкого собора, впосл. поразивший имп. Александра I («Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел»). Награжден орденом св. Анны 1-й степени (1806). 16 апр. 1809 г. Е. был переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Будучи весьма требователен к ищущим священного сана, рукополагал во пресвитеров лишь окончивших ДС и только по достижении возрастного ценза; подобная практика в то время была исключением. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, Е. предлагал доучиться, а исключения делал только по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. Редко переводил клириков с места на место; вразумлял тех священников, кто «по болезни» оставляли деревенские приходы и нанимались служить ранние литургии в городских храмах Калуги.

http://pravenc.ru/text/187166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. П. Гааз. Литография. XIX в. Гааз [нем. Haas] Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 24.08.1780, Мюнстерайфель, ныне Бад-Мюнстерайфель, Германия - 28.08. (ст. ст. 16.08.) 1853, Москва), врач-филантроп, католич. общественный деятель. Род. в семье аптекаря, окончил медицинский фак-т Гёттингенского ун-та, в 1805-1806 гг. специализировался по глазным болезням. После успешного лечения кнг. В. А. Репниной-Волконской (1770-1864), домашним врачом к-рой он стал, Г. отправился в Россию и поселился в Москве (с 1806). Занимался частной практикой, а также работал в бесплатных больницах и богоугодных заведениях для неимущих. В 1807 г. был взят на гос. службу и назначен главным врачом Павловской больницы, однако продолжал посещать больных в различных московских богоугодных заведениях. В 1809-1810 гг. совершил 2 поездки на Кавказ, где занимался изучением целебных вод минеральных источников, в 1811 г. издал книгу по результатам исследований, сделал предложения по устройству медицинских учреждений на курортах. Во время Отечественной войны 1812 г. находился в рус. армии, участвовал в европ. походе. После получения отставки ненадолго уехал на родину. Похоронив отца, окончательно вернулся в Россию (1813). В 20-х гг. имел обширную врачебную практику, в совершенстве овладел рус. языком, взял рус. имя. В 1825 г. по предложению генерал-губернатора Москвы кн. Д. В. Голицына Г. возглавил медицинское ведомство города. Боролся со злоупотреблениями чиновников, чем вызвал их недовольство. Впервые в России Г. были разработаны основные положения о работе городской неотложной медицинской помощи: в 1826 г. он ходатайствовал об учреждении в Москве особого врача для наблюдения внезапно заболевших и организации особого попечения о нуждающихся в немедленной помощи. Московские власти отрицательно отнеслись к этой просьбе, сочтя ее «излишней» и «бесполезной». Г. был вынужден подать в отставку. Надгробие Ф. П. Гааза на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Картина неизв. художника. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/161191.html

Калужская Учреждена 16 октября 1799 года Калужская и Боровская Серапион (Александровский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 16.10.1799 по 21.10.1799 архиеп. Казанский и Свияжский Феофилакт (Русанов) епископ, рукоположен с 30.10.1799 архиепископ с 25.10.1803 по 5.03.1809 архиеп. Рязанский и Зарайский Евлампий (Введенский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 16.04.1809 †22.05.1813 Евгений (Болховитинов) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 19.07.1813 по 7.02.1816 архиеп. Псковский. Лифляндский и Курляндский Антоний (Соколов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский с 7.02.1816 по 15.03.1819 архиеп. Подольский и Брацлавский Филарет (Амфитеатров) епископ, свт., рукоположен с 1.06.1819 по 12.01.1825 еп. Рязанский и Зарайский Григорий (Постников) епископ, бывший еп. Ревельский. викарий Санкт-Петербургской епархии с 4.01.1825 (1826) по 3.03.1828 архиеп. Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков) епископ, свят., рукоположен с 20.05.1828 по 26.08.1831 еп. Могилевский и Витебский Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Ревельский. викарий Рижской епархии с 26.08.1831 по 5.09.1834 еп. Минский и Гродненский Николай (Соколов) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии со 2.10.1834 †17.09.1851 Григорий (Миткевич) епископ, рукоположен с 9.12.1851 архиепископ с 20.04.1869 †13.04.1881 (в день Св. Пасхи) Владимир (Никольский) епископ, бывший еп. Ковенский. викарий Литовской епархии с 14.05.1881 по 21.05.1888 еп. Пермский и Соликамский †29.12.1900 Анастасий (Добрадин) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 21.05.1888 по 3.06.1890 еп. Воронежский и Задонский; †1.05.1913 Виталий (Иосифов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 1.06.1819 по 12.01.1825 †15.09.1892 Анатолий (Станкевич) епископ, бывший еп. Уманский, викарий Киевской епархии с 29.09.1892 по 29.01.1894 уволен от управления и назначен членом Московской синодальной консистории; †23.01.1903 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Копия Нерукотворного образа Спасителя над св. вратами Черноостровского мон-ря. Литография. 1903 г. (ГПИБ) Копия Нерукотворного образа Спасителя над св. вратами Черноостровского мон-ря. Литография. 1903 г. (ГПИБ) В 1818 г. в городе было закончено строительство Свято-Троицкого кафедрального собора с колокольней (архит. Ясныгин), иконостас был создан по проекту М. Ф. Казакова , освящение состоялось 10 апр. 1819 г. К собору в 1859 г. был пристроен сев. придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в 1860 г.- юж. придел в честь Калужской иконы Божией Матери. В 10-х гг. XIX в. в епархии открылось неск. духовных уч-щ: Боровское (1810, существовало до 1867), Калужское (отделено от семинарии в 1814) и Мещовское (1813, до 1816 находилось в Калуге). Калужская земля сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 г., т. к. после опустошения Москвы армия Наполеона двинулась на Калугу, и только благодаря стойкости рус. армии и Калужского ополчения в сражениях в с. Тарутине и под Малоярославцем Наполеон вынужден был отступить. Все невзгоды военного времени делил с паствой еп. Евлампий (Введенский; 1809-1813). Архиерей организовал сбор денег среди духовенства на нужды Калужского ополчения, он же напутствовал ополченцев перед отправкой на войну. По благословению епископа в ополчение поступили мн. семинаристы. В сент. 1812 г. жители Калуги и нек-рых др. городов епархии, опасаясь прихода французов, спешно уезжали. В Калуге были закрыты присутственные места, все документы консистории, ценная церковная утварь вывезены в Орёл. Туда же были эвакуированы и калужские учебные заведения. Еп. Евлампий находился в Калуге до тех пор, пока неприятель был на Калужской земле. В это время храмы города были открыты круглосуточно, богослужения не прекращались. В Калугу из с. Калужка была перенесена чудотворная Калужская икона Божией Матери , и каждый день калужане крестным ходом обносили ее вокруг города. 10 окт. французская армия заняла Боровск, Пафнутиев мон-рь был разграблен, мн. здания сожжены. 12 окт. в ходе Малоярославецкой битвы город много раз переходил из рук в руки. Во время одной из атак французы заняли Малоярославец и укрылись за оградой Черноостровского мон-ря. Рус. войска нанесли ответный удар и выбили неприятеля из обители. Недавно выстроенные монастырские каменные св. ворота оказались в центре перестрелки и были изрешечены пулями, но изображенный на фронтоне Нерукотворный образ Спасителя остался нетронутым (впосл. по указу имп. Николая I изображение Спасителя со следами пуль вокруг лика было сохранено в неприкосновенности).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

И подобное же философское возбуждение переживало в те годы студенчество в Киевской академии, куда из Петербурга был переведен Иннокентий ректором. «Философия во всей ее силе нужна в Академии», писал Иннокентию Скворцов. «Это потребность века и без нее учитель Церкви не будет иметь важности перед своими учениками..». Конечно, не следует переоценивать сознательность и ответственность этих философических увлечений и штудий. Многие «усваивали» начала идеализма только из чужих уст, в живой речи и споре. Иные только «переворачивали» немецкие книги (выражение Погодина о себе самом). И тем не менее философское настроение создавалось. Русская душа воспитывалась в этой стихии немецкого идеализма... Любопытно, что первые проповедники философского идеализма все вышли из духовной школы, дореформенной, – Велланский из Киевский академии, Галич из Севской семинарии, Павлов из Воронежской. И впоследствии из Духовных академий долгое время выходили и университетские профессора философии, – прот. Ф. Сидонский (1805–1873) и позже М.И. Владиславлев в Санкт-Петербурге, П. Д. Юркевич в Москве, позже М.М. Троицкий там же (оба из Киевской академии), архим. Феофан Авсенев, О. Новицкий (1806–1884), С. С. Гогоцкий (1813–1889) в Киеве, И. Михневич (1809–1885) в Одессе, в Ришельевском лицее... Именно в духовных академиях русская философская мысль впервые ответчиво встречается с немецким идеализмом. Преподавание философии здесь было обширным. И только в духовных школах философия, как предмет преподавания, ускользнула от погромов и запретов Николаевского времени, когда из университетов эта «мятежная наука» бывала и вовсе изгнана (в 1850-м году, в управление кн. Пл. А. Ширинского-Шихматова)... В Академиях за XIX-ый век сложилась своя философская традиция. В особенности так вышло в Московской академии, где за все столетие (до начала последней войны) сменилось, собственно, всего только три философских преподавателя, – о. Феодор Голубинский (1818–1854), В. Д. Кудрявцев (1854–1891), Алексей Ив. Введенский (1888–1912), – единая линия религиозного идеализма, связанного всего более с Якоби и еще с идеалистическим теизмом разных стилей, от Баадера до Лотце. Создавалась обстановка философской наблюдательности и свободы, это чувствовалось и отражалось и в собственно богословской работе. Проблема «философии и богословия» ставилась достаточно остро и откровенно. И задача «оправдать веру отцов» в целостном религиозно-философском мировоззрении ставилась перед каждым...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Монастырь был закрыт в 1918 году, возобновлен в 1992 г. В обители около 30 сестер. Главная святыня монастыря – ковчег с мощами свт. Гурия., почитаемая икона Божией Матери " Казанская " , икона с мощевиком преподобного Серафима Саровского, мощевик с мощами Оптинских старцев. Тел.: +7-910-867-26-00 Адрес: 248000, г. Калуга, Монастырский переулок, 1 Время работы: Богослужения. В 8:00 и 16:30 ч. Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий собор (Калуга) [ править править код ] После того Троицкого собора, в котором был похоронен Тушинский вор, обветшал второй, за ним третий, и в 1786 г. началось строительство нового. Храм в стиле русского классицизма был освящён только в 1819 г. Одной из причин задержки было то, что местный архитектор Ясныгин решил возвести необыкновенно широкий купол – 17 м в диаметре – без дополнительных подпорок, а Совет Академии Художеств доказывал, что такой купол обрушится. Впечатляющий купол держится до сих пор. (Диаметр купола Санкт-Петербургского Казанского собора – только 14,5 м.) В соборе у южного входа погребены три калужских епископа. Епископ Евлампий (Введенский) управлял епархией в 1809-1813 гг.; он вёл переписку с Кутузовым, многое сделал для организации обороны в губернии. Николай (Соколов) был калужским епископом с 1834 по 1851 г.; он был духовником многих калужан, был любим и почитаем ими. Архиепископ Григорий (Миткевич) возглавлял епархию с 1851 до 1881 г.; он не раз отказывался от предложений перейти в более крупные епархии и оставил своим наследникам средства только на своё погребение. Сейчас вокруг собора Парк культуры и отдыха , частью которого является старинный Городской сад. Уже не первую сотню лет это любимое место прогулок калужан. Свято-Георгиевский собор (Калуга) [ править править код ] Храм Космы и Дамиана (Калуга) [ править править код ] Храм пророка Иоанна Предтечи (Калуга) [ править править код ] Храм святых Жен-Мироносиц (Калуга) [ править править код ] Покровский храм на рву (Калуга) [ править править код ] Храм святителя Николая (Калуга) [ править править код ] Храм в честь святых великомучеников Георгия Победоносца Димитрия Солунского (мкр. Анненки, Калуга) [ править править код ] Святыни [ править править код ] Калужская икона Божией Матери [ править править код ] Калужская икона Божией Матери

http://azbyka.ru/palomnik/Калуга

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010