При этом немногие протестовавшие богословы, однако, олицетворявшие собой интеллектуальную честность католичества, с маститым Деллингером во главе, оказались вне Католической церкви в качестве «старокатоликов». Как показано совершенно неопровержимо в исторических исследованиях Friedrich, 66 Schulte, 67 Friedberg, 68 Ватиканский Собор был в такой же мере Собором, в какой многие теперешние собрания делегатов в России являются свободным волеизъявлением народа. Начать с того, что хотя Соборы обычно и состоят из епископов, но они являются в них представителями или свидетелями от своих епархий, – Собор существует лишь тогда, когда есть соборование. Но какое же соборование возможно было, если самый предмет его оставался в тайне: Собор созывался неизвестно для чего, и главный его предмет, который, впрочем, уже довольно явственно обозначился в руководящей партии иезуитов, был раскрыт лишь на самом Соборе. Созыв Собора был намечен уже в аллокуции года, и, однако, за эти два с половиной года, протекшие до Собора, не было выставлено ни одного вопроса, подлежащего обсуждению, кроме второстепенных. Комиссия богословов под председательством кардинала, готовившая материалы, не сообщила результатов своих трудов епископату. Таким образом, первые же его шаги были облечены тайной. Когда члены Собора съехались, их ожидал уже готовый наказ, данный папой, причем им же были назначены все должностные лица. Из нескольких комиссий, которые предусмотрены были наказом, главная комиссия проектов, помимо которой ничто не могло быть внесено на Собор, была также назначена папой. Две другие комиссии выбраны по простому большинству голосов, которое также определенно принадлежало папской партии вследствие состава Собора, но и во все эти комиссии вошло лишь около 100 членов Собора (то есть 1/6 – 1/7 часть). 69 Остальные же члены были обречены на вынужденное бездействие, причем им не предоставлено было даже собираться для частных совещаний. Они должны были томиться в ожидании общих заседаний, время которых было совершенно не определенно. Наказ еще раз был изменен папой в течение Собора в сторону большей строгости. Общие заседания происходили в зале с такой акустикой, что большинству членов речи были вовсе не слышны, причем председателю принадлежала власть определять порядок речей и прекращать прения. Члены Собора, получая определенные схемы из комиссий и не имея под руками книг (Ватиканская библиотека была недоступна для членов Собора), имели лишь самый краткий срок в несколько дней для подготовления к заседаниям по обсуждению вопросов. Не говоря уже об атмосфере наушничества и шпионажа, на которую жалуются разные члены Собора, ясно, что при такой общей постановке дела трудно говорить о Соборе, и достаточно почитать письма и материалы, в изобилии опубликованные, чтобы видеть в каком унынии и даже ужасе от происходящего находились члены Собора. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Изменения в политической структуре мн. европ. стран, к-рые произошли в результате буржуазных революций в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., наполеоновских преобразований (в т. ч. секуляризация церковного имущества, упразднение монашеских орденов, передача образования в ведение светских властей), и установление в ряде стран буржуазно-либеральных правительств, а также изменения, происшедшие в результате научно-технических открытий и изобретений сер. XIX в., усиление секуляризации общества и укрепление влияния политических и идеологических течений, целью к-рых, в числе прочих, была борьба с правами и авторитетом Церкви, диктовали необходимость защиты ее интересов. Папа Римский Пий IX разработал программу, направленную на защиту тезиса о Божественном происхождении авторитета Церкви и борьбу с либерализмом. Этапами этой программы стали провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии (булла «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854) и опубликование «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus ), изданного 8 дек. 1864 г. как приложение к папской энциклике «Quanta cura». «Syllabus» состоял из 10 разделов и 80 параграфов, в к-рых перечислялись осужденные папой доктрины: пантеизм, натурализм, рационализм, индефферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. Папа Пий IX категорически выступал за необходимость сохранения светской власти папы и верховенство церковной власти над властью гос-ва, поддерживал принцип нерасторжимости брака, находящегося в ведении Церкви, осудил библейские и церковно-клерикальные об-ва и проч. Осуждение в «Syllabus» мн. значимых явлений XIX в., в т. ч. научных открытий, было необоснованно резким, что настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католич.). Догмат о непорочном зачатии уже проповедовался до этого мн. зап. епископами, и его принятие не вызвало сопротивления со стороны епископата и верующих. Однако до этого времени введение новых догматов являлось прерогативой Соборов, поэтому фактически провозглашение этого догмата стало отправной точкой к признанию тезиса о папской непогрешимости.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский I ...

М.В. Дмитриев Глава 3. Кризис Киевской митрополии и подготовка унии церквей в 1590–1595 гг. Задача данной главы двояка: во-первых, рассмотреть, как и по чьей инициативе родился и как формировался в 1590–1595 гг. унионный проект, приведший к заключению в 1595–1596 гг. Брестской унии; во-вторых, проанализировать, как практически подготавливалась Брестская уния в 1590–1595 гг. Происходившее в 1590–1595/96 гг. многократно рассматривалось в историографии 582 . И обилие работ, посвященных событиям 1590–1595/96 гг., казалось бы, могло сделать излишним новое обращение к этой теме. Однако, во-первых, очень значительная часть источников, отражающих события этих лет и их подоплеку, была введена в научный оборот лишь сравнительно недавно (речь идет главным образом, о материалах из ватиканских архивов). Во-вторых, даже самые авторитетные авторы (например, О. Халецкий) далеко не беспристрастно и не полно использовали доступный к сегодняшнему дню фонд информации. Поэтому сложившиеся в историографии представления о непосредственной предыстории Брестской унии нуждаются сегодня в критической проверке, а многие из них – в пересмотре. Наконец, чтобы ответить на главные вопросы нашего исследования, необходимо дать по возможности более полную и точную картину Брестской унии как таковой, на время отвлекшись от того, что ей предшествовало, и того, что за ней последовало. Декларация православных епископов от 24 июня 1590 г. Непосредственная предыстория Брестской унии начинается с решения части православной иерархии перейти под церковную власть Рима. Это решение было принято в 1590 г. Присмотримся к обстоятельствам появления и идеям документов, в которых православные заявляли о готовности пойти на унию с Римом. Первым таким документом стала декларация, принятая 24 июня 1590 г. 583  в Бресте, через несколько дней после завершения собора, посвященного «нестроениям» в православной церкви 584 . Она была подписана четырьмя православными епископами – Гедеоном Балабаном, епископом Львовским, Галицким и Каменецким, Кириллом Терлецким, епископом Луцким и Острожским, Леонтием Пелчицким, епископом Туровским и Пинским, Дионисием Збируйским, епископом Холмским и Белзским.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Ватиканский Собор – последний так называемый вселенский собор римско-католической церкви. Он состоялся в храме ап. Петра, в Риме, с 8 декабря 1869 по 18 июля (или 20 октября) 1870, но ещё не закончен и может быть вновь созван папой, как Тридентский собор, который, с перерывами, продолжался с 1543 по 1563 г. Это двадцатый в римской серии вселенских соборов, по исследованию епископа Гефеле, который сам был его членом (См. его Conciliengeschichme. Т. I, рр. 59 и след., 2-го и исправленного немецкого издания 1873 г.). Беллярмин (De Conc. lib. I, с. 5) и большинство римских богословов и канонистов считают Тридентский собор 18-м, и потому Ватиканский собор, следовательно, нужно бы считать, собственно, 19-м. Разница возникает вследствие спорного вселенского характера преобразов. соборов Пизанского (1409), Констанцского (1414) и Базельского (1430), которые многими отвергаются вполне или отчасти. Гефеле исключает Пизанский собор, но принимает многие декреты Констанцского и Базельского в качестве декретов вселенских. Старокатолики, во главе с Деллингером, отвергли вселенский характер Ватиканского собора; но они подвергнуты были отлучению. Собор этот имеет для римской церкви такой же авторитет, как и собор Тридентский. Он отмечает самое важное событие в догматической истории этой церкви с XVI столетия и завершает систему папского абсолютизма. Собор Тридентский был созван для решения вопросов, поднятых реформацией и закончился осуждением протестантского учения. Ватиканский собор был созван для осуждения нового рационализма и либерализма в пределах римской церкви и для решения вопроса об авторитете папства. Он созван был папой Пием IX, в 23-й год его папствования, особой энцикликой (Aeterni Patris Unigenitus Filius), от 29 июня 1868 г., торжественно открыт 8 декабря 1869, и отложен на неопределённое время 20 октября 1870 г., вследствие франко-германской войны, которая началась непосредственно после провозглашения догмата о папской непогрешимости (18 июля) и закончилась уничтожением светской власти папства и восстановлением Германской империи под главенством протестантского короля Пруссии. Число членов на соборе было самым большим, какое только известно в истории соборов: на нем принимало участие 764 из 1037 духовных прелатов, которые имеют право на место и голос на всеобщем соборе римско-католической церкви. Но после провозглашения войны число это уменьшилось до 200 или 180 членов. Итальянцы имели огромное большинство 276 прелатов, из которых 143 принадлежали к прежней Папской Области. Французские и немецкие епископы были слабы числом, но самыми сильными по учёности и важности представляемых ими диецезов. Дебаты происходили в строжайшей тайне, но для торжественного провозглашения результатов было сделано четыре публичных заседания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации На 60-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора папа обратился к католикам с посланием Он призвал «отказаться от критики и гнева», дабы церковь «переполнилась радостью», а иначе она «отрекается от любви, которая ее породила» ВАТИКАН. На 60-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора папа обратился к католикам с посланием, в котором призвал «отказаться от критики и гнева», дабы церковь «переполнилась радостью», а иначе она «отрекается от любви, которая ее породила», сообщает catholicnewsagency. В обширной вводной статье церковное издание CNA напоминает, что 11 октября отмечается 60- летие Второго Ватиканского собора, на который собралось около 2500 епископов, сотни аудиторов и советников. Они провели четыре цикла сложных заседаний в период 1962-1965 годов. Собор во многом вдохновлялся идеей «агджорнаменто» (воссоединения) – желанием соединить Церковь с современным миром. В итоге он принял четыре конституции и ключевые документы, определившие основы строительства и движения церкви на годы вперед. Во время собора (в 1963 году) умер «добрый Папа» Иоанн XXIII, и ему на смену избрали папу Павла VI. Собор утвердил реформу Римской курии; принял Sacrosanctum concilium (Устав Священной литургии) разрешающий использовать местные (народные) языки в литургиях наряду с латынью. Собор принял Lumen gentium (Догматическую конституцию о Церкви) с понятием «света народов» и разрешением мирянам «со своей стороны выполнять миссию всего христианского народа в Церкви и в мире». Под занавес собор принял еще две конституции. Догматическая конституция о Божественном Откровении ( Dei verbum ) утверждает, что «священное предание и Священное Писание проистекают из одного божественного источника, … сливаются в одно и стремятся к единой цели». А Пастырская конституция о Церкви в современном мире ( Gaudium et spes ) упоминает «мир» 124 раза и «Церковь» 140 раз; и указывает, что «на Церкви всегда лежала обязанность тщательно изучать знамения времени и толковать их в свете Евангелия»; и что «усилия по установлению всеобщего братства не безнадежны».

http://sedmitza.ru/text/10184914.html

прот. Александр Мень Ватиканский II собор Ватиканский II собор о священном Писании. Созыв папой Иоанном XXIII II Ватиканского собора на первый взгляд казался неожиданным, но на самом деле отвечал давно назревшей необходимости, которая была вызвана существенными переменами в церковной жизни и в мире. Собор открылся 11 октября 1962 с участием более 2500 кардиналов, епископов и др. представителей католической. иерархии. Без права голоса присутствовали богословы и эксперты, а также наблюдатели от некатолических церквей. Собор работал с перерывами до 8 декабря 1965 (4 сессии). Такая его продолжительность была вызвана противоборством двух направлений среди отцов В II Ватиканского собора – консерваторов и сторонников обновления (аджорнаменто). Речь шла, разумеется, не о коренном пересмотре церковного учения. «Одно дело, – сказал при открытии Собора Иоанн XXIII, – сущность древнего учения, содержащаяся в наследии веры, а другое – формулировка, в которую ее облекают». Собор уделил большое внимание проблеме Библии в ее отношении к Преданию Церкви. И именно в этом вопросе с особой остротой проявилось расхождение двух течений. Первый проект («схема») конституции «О Божественном Откровении» («Dei Verbum») подготовила комиссия во главе с кардиналом Оттавиани, который представлял консерваторов. Эта «схема», составленная в старом схоластическом духе, вызвала резкий отпор со стороны многих участников II Ватиканского собора , в т. ч. кардиналов Альфринка, Сюненса, Руффини и др. выдающихся иерархов и теологов. В прениях они заявили, что конституция должна считаться с мнением некатоликов, учитывать данные современной библейской науки и новые аспекты экклезиологии. Было предложено говорить о Священном Писании и Священном не как о двух источниках вероучения, а как о некоем единстве Откровения, живущего в Церкви. Церковная власть не должна ставить себя «над Писанием». Писание есть часть Предания; исторические свидетельства Библии не следует отождествлять с научной историей, ибо Библия есть прежде всего Откровение и провозвестие веры. Ссылались при этом на энциклику папы XII, который рекомендовал изучение литературных в Библии с помощью тех средств, которыми располагает современная критика. В результате первая «схема» была отвергнута с перевесом в 546 голосов: 1368 голосов было подано за переработку текста. В окончательной форме догматическая конституция «О Божественном Откровении» была подписана 18 ноября 1965. Она делится на 6 глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

На днях, 26 января, папа Римский Бенедикт XVI принял решение снять анафему с последователей консервативного французского епископа Марселя Лефевра. Лефевр, умерший в 1991 году, провинился тем, что не принял целый ряд решений Второго Ватиканского собора, а также те реформы, которые за ним последовали – установка на открытость миру, экуменизм, принятие реалий современного мира. В 1988 году он рукоположил четырех епископов из основанного им Братства Св. Пия X без соответствующего на то разрешения папы Римского, который, в свою очередь, принял решение об отлучении лефевристов от Церкви. Ни Лефевр, ни его последователи этого решения не признали и во всех своих богослужениях всегда поминали папу. Проблематика Второго Ватиканского собора чрезвычайно актуальна для современного православия, которому так или иначе приходится считаться с реалиями современного мира. Поэтому фигура некогда опального епископа Лефевра обретает актуальность в том числе и в нашем контексте. За комментарием по этому вопросу мы обратились к протоиерею Александру Шаргунову. Русский журнал: Недавно Ватикан принял решение снять анафему с последователей опального архиепископа Марселя Лефевра, не принявшего решений Второго Ватиканского Собора. Как бы вы могли прокомментировать это событие с православной точки зрения? Отец Александр Шаргунов: Снятие Ватиканом анафемы с Лефевра не может не впечатлять. С одной стороны, это кажется невероятным, потому что он обвиняет Католическую Церковь в великой измене, с другой – это вполне логично: папа Бенедикт XVI (избранный на Римский Престол кардинал Ратцингер) оказался верным тем взглядам, которые он разделял во время упоминаемого Собора. Архиепископ Лефевр оценил Второй Ватикан как «внешнюю и внутреннюю для Церкви революцию», «отступничество, проникшее в церковную иерархию вплоть до самой ее вершины». «Если мы не отринем этот Собор в целом, — пишет Лефевр. — Он останется величайшей катастрофой века и всех веков, прошедших со времен основания Церкви». Но он же добавляет: «Когда у кардинала Ратцингера спрашивают, какие полезные плоды принес этот Собор, он затрудняется ответить». «Собор — это 1789 год для Церкви», — утверждает один из единомышленников Лефевра кардинал Суненс. «Проблема Собора состоит в том, что он принял ценности, накопленные двумя веками либеральной культуры», — это уже высказывание кардинала Ратцингера. По его словам, Собор объявил о примирении Церкви и либерализма, то есть мира, вышедшего из Французской революции.

http://pravoslavie.ru/37263.html

Сортировать по Исключить новости Второй Ватиканский собор Католической Церкви (1962-1965) привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить «открытую миру Церковь» путем «современного изложения религиозных истин». Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? Второй Ватиканский собор Католической Церкви (1962-1965) привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить «открытую миру Церковь» путем «современного изложения религиозных истин». Одним из результатов — упреки Церкви в том, что она стала слишком современной, обмирщенной. По мнению протоиерея Максима КОЗЛОВА, профессора МДА, настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, главной ошибкой была иллюзия, что общество в большинстве своем готово жить по-христиански.   Положительные реформы с отрицательным результатом — В чем, по-вашему, причины радикализма Второго Ватиканского собора? — Нужно понять ситуацию, в которой находилась Католическая Церковь к началу шестидесятых годов XX века, и в целом ситуацию в мире. Это было время массового отхода людей и в Западной Европе, и в определенной степени в Америке, Северной и Латинской, от регулярного участия в церковной жизни. Это была эпоха начавшейся сексуальной революции, чрезвычайных симпатий значительной части общества, особенно молодежи, к леворадикальным идеям — от просоветских до маоистских. Это именно с того времени Че Гевара стал восприниматься как некий символ жертвенности, едва ли не большей, чем христианская. Это было время настоящего духовного кризиса, храмы пустели; в этих условиях Католической Церкви надо было реагировать на то, что происходит, пытаться искать новые возможности диалога с обществом, с таким, каким оно тогда было, может быть, и ценой ошибок. Второй Ватиканский собор стал попыткой церковного ответа на секулярность мира, как когда-то Тридентский собор у католиков (1545-1563; официально отверг протестантские догматы. — Прим. ред. ) стал ответом на лютеранскую реформацию. И сам этот шаг, потребовавший мужества и решительности, безусловно, можно приветствовать.

http://pravmir.ru/uroki-vatikana/

Второй Ватиканский собор, проходивший в 1962-1965 годах при двух папах - Иоанне XXIII и Павле VI, принимал решения в ситуации, которую сами католики определяли как глубокий кризис. В то время отток духовенства из Римско-католической церкви в одних только Соединенных Штатах превышал тысячу человек в год, а количество тех, кто были католиками неноминальными, практикующими (как они говорят по-английски - " church qoers " становилось все ниже по отношению к католикам по факту рождения или национальной принадлежности, то есть лишь крещенным в ограде Римско-католической церкви. В чем-то ситуация самими католическими иерархами и богословами определялась как параллельная той, что была в Европе перед эпохой Реформации, эпохой кризиса католицизма. Второй Ватиканский собор был реакцией на это действительно кризисное положение. Соборные определения и последующие реформы вызвали весьма значительные изменения в жизни Католической церкви. Коснемся лишь некоторых из них. Общеизвестно, что вехой, эпохальным решением II Ватиканского собора была реформа католического богослужения. Первое - мы должны определить это точно - II Ватиканский собор разрешил перевод богослужения целиком на национальные языки. Подчеркнем: " разрешил " , а не " предписал " , как у нас это иногда трактуется. Например, в Италии, Польше, у нас в стране достаточное количество католических храмов, где месса по-прежнему совершается на латыни. Или предположим, в той же Польше или Италии одна месса совершается на латинском языке, другая - на национальном. Переводы богослужения на национальные языки были осуществлены не самочинно, не на уровне отдельного прихода, не решением группы интеллигентов-энтузиастов - но санкцией местной епископской конференции. И тем не менее, делая вывод из личных бесед со многими представителями Католической церкви, можно сказать, что многие из практикующих традиционных католиков указывают на утрату сакрального молитвенного наполнения богослужения после введения в обиход этих весьма тщательно выверенных и корректных переводов, утрату, которая не привела новых людей в церковь, но оттолкнула часть постоянных прихожан. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что раскол в Католической церкви, связанный с именем Лефевра, французского епископа, оттолкнувшегося от католицизма после II Ватиканского собора, в значительной мере был связан именно с тенденциями к литургическому обновлению, которые он и его последователи восприняли как разрыв с полуторатысячелетней традицией западного латинского богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > [Аудио] «Это первая в России подобная конференция по католицизму» В Петербурге обсудили взаимоотношения Русской цивилизации и Ватикана 05.02.2010 2078 Время на чтение 16 минут Вчера, 4 февраля, на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Конференция прошла по инициативе исторического факультета СПбГУ, общественной организации " Собор православной интеллигенции " и при информационной поддержке " Русской линии " . С приветственным словом к участникам конференции выступил руководитель Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Российского Института стратегических исследований при Президенте России, доктор философских наук, кандидат исторических наук Андрей Вассоевич. Он отметил, что православным необходимо осмыслить свои отношения с католиками, чтобы не повторить тот большой травматический опыт, который переживает Католическая церковь в результате решений Второго Ватиканского собора. По мнению ученого, Западная Европа вошла в постхристианскую эпоху, и даже в конституции Европейского Союза нет упоминания о христианских корнях европейской цивилизации. Решения Второго Ватиканского собора, которые были направлены на привлечение людей в Католическую церковь, по словам Вассоевича, на деле оттолкнули их от нее. Христианство, по его мнению, стремительно теряет свои позиции в Европе, постепенно уступая свое место исламу. Ученый не исключил возможности наступления такого времени, когда Собор Парижской Богоматери превратиться в мечеть, так как Католическая церковь теряет свою паству даже в такой традиционно католической стране, как Франция. По словам Андрея Вассоевича, травматический опыт, пережитый католиками после Второго Ватиканского собора, представляет интерес не только для научного сообщества, но и для Православной Церкви. Затем состоялись выступления докладчиков. Ведущий редактор редакции католицизма Церковно-научного центра " Православная Энциклопедия " Владимир Тюшагин выступил с докладом на тему " Католицизм эпохи Бенедикта XVI " . Он отметил, что в России еще никогда не обсуждались на столь высоком научном уровне проблемы католицизма, вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и Католической церкви. «Это первая в России подобная конференция по католицизму», - отметил докладчик. Эпоха Бенедикта XVI, по его мнению, началась не в 2005 г., когда кардинал Йозеф Ратцингер стал папой Римским, а в 1981 г., когда он возглавил Конгрегацию доктрины веры. Дело в том, что с 1981 г. основные документы Иоанна Павла II разрабатывались при непосредственном участии кардинала Ратцингера. Иоанн Павел II регулярно обсуждал с кардиналом вопросы биоэтики, экуменического диалога.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/05/et...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010