Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАТИКАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА [Ватиканская апостолическая б-ка; лат. Biblioteca Apostolica Vaticana], гос. б-ка Ватикана, одна из древнейших и богатейших научных б-к мира. Офиц. датой ее основания считается 1475 год. Находится в юрисдикции Римско-католической Церкви, размещается в Ватиканском дворце. В наст. время фонды В. б. насчитывают ок. 72 тыс. лат., греч. и вост. рукописей и более миллиона печатных книг, в т. ч. 7200 инкунабул. С 1881 г. доступ в читальные залы открыт ученым, специалистам-историкам; в открытом доступе - ок. 80 тыс. томов. Зал Ватиканской библиотеки Зал Ватиканской библиотеки История папских книжных собраний старше истории собственно В. б. Первые упоминания о папской б-ке относятся ко 2-й пол. IV в. Эта б-ка, созданная папой Дамасом I , являлась одновременно архивом (scrinium) и собранием книг. Первое здание б-ки было построено при базилике Сан-Лоренцо в Риме в V в. При папе Агапите I (535-536) был организован скрипторий. В 817 г. папа Пасхалий I ввел должность библиотекаря Римской Церкви. Впосл. папская б-ка приходит в упадок. Но уже книжная коллекция папы Бонифация VIII (1294-1303) считалась самой значительной в Европе. Согласно инвентарю 1295 г., она насчитывала 442 рукописи (419 лат. и 23 греч.), однако преемникам Бонифация VIII не удалось ее сохранить. Часть собрания была потеряна, часть перевезена вслед за папами в Перуджу, потом в Ассизи и, наконец, в Авиньон. Там пополнившаяся коллекция оставалась и после возвращения понтификов в Рим; лишь в XVII в. часть ее вошла в собрание семьи Боргезе, к-рое было возвращено Св. престолу в кон. XIX в. По окончании схизмы в католической Церкви в XV в. значительный вклад в пополнение книжных собраний внес папа Евгений IV (1431-1447): в каталоге 1445 г. указано более 340 лат., а также неск. греч. и евр. кодексов. При папе Николае V (1447-1455) был открыт доступ ученым к папской б-ке, фонды к-рой систематически расширялись за счет покупок рукописей на европ.

http://pravenc.ru/text/149915.html

Идея создания централизованного папского архива была реализована в 1611-1614 гг. Папа Павел V (1605-1621) объединил фонды Секретной б-ки, Апостолической камеры, Апостолического вестиария (место хранения церковных облачений) и архива в замке св. Ангела в новый архив, позже названный В. с. а. Первый инвентарь архива с историей его создания был составлен в 1615 г. М. Лониго, префектом регистров и булл Ватиканской б-ки. При папе Урбане VIII (1623-1644) произошло отделение архива от б-ки, в бреве «Alias officium» от 27 авг. 1635 г. кард. Феличе Контелори был назначен «префектом архива». С того момента и по наст. время Ватиканская б-ка и В. с. а.- различные учреждения, каждое со своей структурой и полномочиями, целями и задачами. Б-ка всегда служила местом для работы ученых, архив был закрыт для исследователей до кон. XIX в. В 1809 г. при папе Пие VII светская власть Римского понтифика и Папское гос-во были упразднены, а папа выслан во Францию, где был заключен имп. Наполеоном I Бонапартом в Фонтенбло. По приказу императора В. с. а. был вывезен в Париж для помещения в замышлявшийся общеевропейский архив. После падения Наполеона (1815) комиссия, посланная Пием VII, возвратившимся в Рим, смогла вернуть многое из вывезенных фондов В. с. а., но все же часть его осталась в Париже или была утеряна, в т. ч. при перевозке. После взятия Рима республиканскими войсками и упразднения Папского гос-ва в сент. 1870 г. в опасности оказались архивы, хранившиеся вне стен Ватикана. Однако, несмотря на антиклерикальные выступления, В. с. а. остался нетронутым. Структура В. с. а. Главой архива является папа Римский, к-рый принимает решения, касающиеся в основном доступа к хранимым здесь документам, а также одобрения правил работы архива. Работой учреждения руководит кардинал, являющийся одновременно главой Ватиканской б-ки (должность пожизненная). Первым заместителем кардинала-архивиста является префект архива, ответственный за адм. и научную работу учреждения. Ему помогают вице-префект, секретарь или архивисты. Остальной персонал не превышает 50 чел.

http://pravenc.ru/text/149923.html

Папа Лев XIII предпринял шаги по модернизации В. б. В 1881 г. он снял все ограничения для ученых, подчеркнув фундаментальное значение фондов б-ки для исторических исследований. В 1885 г. был открыт ныне действующий читальный зал. В 1888 г. опубликовано «Положение о деятельности Ватиканской апостолической библиотеки», в к-ром детально описывались ее адм. структура и предоставляемые ею услуги. Под рук. Франца Эрле (в 1895-1914 - хранитель, затем префект; в 1929-1934 - кардинал-библиотекарь) и Эжена Тиссерана (пропрефект в 1930-1936, кардинал-библиотекарь в 1957-1971) на рубеже XIX-XX вв. были опубликованы новые каталоги и описания фондов В. б. Эрле организовал в Сикстинском зале постоянную экспозицию рукописей о фресках, к-рыми расписан зал; разработал правила описания рукописей и приступил к созданию карточного каталога печатных изданий; основал мастерскую по реставрации рукописей (1896); начал издание научной сер. «Studi e testi» (Исследования и тексты, с 1899; к наст. времени издано более 300 выпусков) для публикации реставрированных текстов и наиболее значимых работ о них. Зал каталога манускриптов фонда Барберини Зал каталога манускриптов фонда Барберини В 1891 г. В. б. пополнилась фондом Боргезе (Fondo Borghese), включающим часть бывш. папской авиньонской б-ки. Важнейшее приобретение В. б. в нач. XX в.- б-ка Барберини, собранная в XVII в. усилиями кард. Франческо Барберини (Fondo Barberiniano - 10041 лат., 595 греч., 160 вост. манускриптов, а также более 30 тыс. печатных изданий). Особый интерес представляет вошедшая в нее часть б-ки аббатства Гроттаферрата - центра греко-визант. исследований. В 1921 г. в В. б. было включено собрание библиофила Дж. Ф. Де Росси (Fondo Rossiano - 1196 рукописей, 2500 инкунабул и более 6000 редких книг). В 1923 г. итал. правительство безвозмездно передало В. б. коллекцию, собранную папой Александром VII, к-рая затем пополнялась 3 кардиналами из семейства Киджи (Fondo Chigiano - 3916 рукописей, в т. ч. 54 греч., 28 тыс. др. мат-лов), при условии что будет сокращен период летних каникул и продлено ежедневное время работы б-ки.

http://pravenc.ru/text/149915.html

Среди главных сокровищ собрания - сборник гомилий свт. Василия Великого , пасхальная литургия свт. Григория Богослова , хроника Джованни Виллани с 225 миниатюрами, неск. рукописей гуманистов. Греческий сборник гомилий. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 159v) Греческий сборник гомилий. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 159v) С 1971 г. для читателей открыт журнальный зал, располагающий более чем 1000 научных периодических изданий на различных языках. В. б. использует правила каталогизации и схему классификации Б-ки Конгресса США. Имеет 2 основных отдела: Ватиканский фонд и Палатинскую б-ку. С 1952 г. начато фотокопирование рукописей, с 1964 г.- репродуцирование редких печатных книг. С 1985 г. создается электронный каталог В. б. В 1997 г. был составлен и включен в международную базу данных ISTC полный каталог ватиканской коллекции инкунабул, насчитывающей 8300 томов. С 1934 г. при В. б. действует школа библиотечного дела. Б-ка ведет широкую издательскую деятельность, организовываются выставки, в числе к-рых юбилейная выставка, посвященная 500-летию основания В. б. (Рим, 1975), «Славянские рукописи и документы по истории Болгарии в Ватиканской апостолической библиотеке» (София-Рим, 1978-1979), «Византийские кодексы нестоличного происхождения в Ватиканской апостолической библиотеке» (Рим, 1988), «Ренессансные литургические кодексы в Ватиканской апостолической библиотеке» (Рим, 1995) и др. О. В. Уварова Славянские рукописи В. б. Сербский литургический свиток. 3-я четв. XIV в. (Vat. Slav. 9) Сербский литургический свиток. 3-я четв. XIV в. (Vat. Slav. 9) Слав. фонд состоит не менее чем из 101 кодекса, их отрывков и грамот XI-XX вв., написанных глаголицей, кириллицей и латиницей (чеш. и часть хорват.), что составляет ок. половины от общего числа слав. рукописей в хранилищах Италии ( Capaldo M. Les manuscrits slaves et leur étude en Italie//Полата книгописьная. Nijmegen, 1978, N 1. С. 24-28). Отдельные слав. рукописи, такие как лицевая Хроника Константина Манасси (Vat. slav. 2) и, вероятно, «Служебник митрополита Исидора» (Vat. slav. 14), находятся в б-ке со 2-й пол. XV в. Начало формирования отдельного фонда (первоначально самостоятельных Vaticani slavi и Vaticani illirici) относится к 1686 г. В наст. время основное число слав. памятников собрания входит в состав фондов Vaticani slavi (70 ед. хр.) и Borgiani illirici (17 ед. хр.). Последний представляет в основном собрание кард. Стефана Борджа († 1804), поступившее в В. б. в 1902 г. вместе с коллекцией Коллегиума Конгрегации по распространению веры; отдельные слав. рукописи находятся в составе неслав. фондов. Фонд Vaticani slavi продолжает пополняться за счет отдельных приобретений и дарений (рукописи, начиная с Vat. slav. 24).

http://pravenc.ru/text/149915.html

Палатинские К. Кард. Джулиано делла Ровере перед папой Римским Сикстом IV. Фрагмент росписи. 1477 г. Худож. Мелоццо да Форли (Ватиканская апостолическая б-ка) Кард. Джулиано делла Ровере перед папой Римским Сикстом IV. Фрагмент росписи. 1477 г. Худож. Мелоццо да Форли (Ватиканская апостолическая б-ка) Находившиеся непосредственно при папе К. получили наименование палатинских (cardinales palatini), т. е. дворцовых или придворных, в память о К. I тыс. по Р. Х., которые организовывали богослужения при папском дворе и в папских базиликах Рима. В XV в., после значительного расширения коллегии К., палатинские К. стали наиболее приближенными к папе и могли влиять на принятие решений по вопросам управления Церковью. К палатинским К. относились занимающие должности датария (продатария), секретаря папских бреве, секретаря мемориалов и гос. секретаря Папского престола. После реформы Римской курии, предпринятой папой Пием Х в нач. ХХ в., из палатинских К. остались только К.-датарий и К.- гос. секретарь. После II Ватиканского Собора должность датария была упразднена, и с 60-х гг. ХХ в. понятие палатинских К. исчезло из офиц. употребления, в т. ч. изъята из издания «Annuario Pontificio» . Одной из ключевых фигур в Римской курии и 2-м по влиянию иерархом в католич. Церкви после папы остается гос. секретарь Папского престола; эту должность всегда занимает К. (кандидат на должность, не имеющий кардинальского достоинства, назначается просекретарем до возведения в К.). К числу палатинских К. относились также т. н. К.-падроне и К.-непоты (лат. nepot - племянник), деятельность которых предшествовала появлению должности гос. секретаря. По окончании схизмы в католич. Церкви при папском дворе появилась традиция назначать в коллегию К. племянника или иного ближайшего родственника правящего папы, который пользовался его доверием и обладал большим влиянием. C 1471 г. огромным влиянием при дворе папы Сикста IV пользовался его племянник кард. Джулиано делла Ровере (буд. папа Юлий II), получивший прозвище Padrone (итал.- хозяин). В кон. XV в. сложилась система назначения К.-непотов. Однако злоупотребления К.-непотов, использовавших родственные отношения с папой Римским в корыстных целях, способствовали складыванию независимой структуры церковного управления - гос. секретариата во главе с К.- гос. секретарем. 22 июня 1692 г. буллой «Romanum decet Pontificem» папа Иннокентий XII официально упразднил непотизм, ведущую роль в церковном управлении получил гос. секретариат. К.-протектор

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Напротив того, по мнению, ныне покойного, Крауса, исходным пунктом искусства первых столетии христианской эры была Александрия, но с IV века начинается творчество римского церковного искусства, наполнившего собою средние века. Таким взглядам проф. Стрыговский противопоставляет общее историческое положение, по которому главным исходным пунктом общего древнехристианского искусства в первые века христианской эры была Александрия, а средоточием образования религиозных художественных типов с IV века был Восток вообще и мировые города: Александрия, Антиохия и Византия. Это положение, как признает и Стрыговский, высказано давно, но его утверждение только ожидается, как необходимый будущий результат работ по истории византийского искусства. Сам проф. Стрыговский, работая в этом направлении (над христианским искусством Египта), и в настоящей книге представляя пять статей по отдельным памятникам Востока, имеет задачею только приготовлять почву для решения вопроса на основании положительных данных. Этими словами сам автор приглашает нас считать его полемический спор с Викгофом (в предисловии) не решающим вопроса и, действительно, такого значения эта полемика не имеет, как, в свою очередь, мало кого (кроме Ригля) убедили и заключения Викгофа. Викгоф, как известно, пришел к заключению, что специфическими признаками римского стиля и искусства является манера «последовательного рассказа» (continuierende Erzhlungsweise) и «иллюзионистская техника». По указаниям Стрыговского, последовательный способ изложения отличает и чисто греческие памятники (колонны Константинополя, греческие лицевые рукописи: Илиада Амвроз. библия, Венская библия, Codex Rossanensis, Косма Инд. Ватиканск. Библиотеки, Сирийское Евангелие Лаврен. библ., свиток Иисуса Навина) и отсутствует в соответственных по времени латинских илл. рукописях, хотя и представляется знаменитыми колоннами Траяна и Марка Аврелия. «Иллюзионистскую технику» или, точнее, живописную манеру изображения, с преобладанием света и цветов над контурами и рисунком, как у Рембрандта, Викгоф указывает на ремесленных барельефах римских памятников, Стрыговский в мастерских эллинистических произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

3Цар.2:28 .  Слух об этом дошел до Иоава, – так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, – и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии ( 3Цар.1:50 ), в скинии у жертвенника. «Не склонялся на сторону Соломона», имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав. ; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках LXX, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор. 3Цар.2:29 .  И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его [и похорони его]. Краткое сообщение евр.-русск. текста распространено вставкой в LXX и слав. т.; по слав. т.: «и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу» – прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т. «и похорони его», LXX: κα θψον ετν, – добавление, может быть, из ст. 31. 3Цар.2:31 .  Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего; 3Цар.2:32 .  да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского; 3Цар.2:33 .  да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В начале 1862 года Шевырев читал публичные лекции в Париже, обнимавшие историю русской литературы до Пушкина, Гоголя и Лермонтова включительно. Летом 1862 года Шевырев должен был серьезно приняться за леченье. Не вполне оправившись от болезни, Шевырев возобновил свои занятия и даже начал диктовать курс истории русской словесности и готовиться к чтению нового публичного курса, предметом которого он хотел, между прочим, взять произведения Тургенева и А. Толстого. Болезнь Шевырева стала усиливаться, но он не оставлял занятий, продолжал диктовать свой курс и в январе 1864 года дошел до Карамзина и Жуковского и мечтал приступить к произведениям Пушкина. Осуществить этого Шевыреву уже не удалось – он слег в постель и 8 мая 1864 г. скончался в Париже. В России известие о смерти Шевырева было принято равнодушно: обстоятельства ухода его из университета отодвинули память о былых заслугах Шевырева, как ученого, профессора и писателя; некролог появился только в «Дне» Аксакова, да еще в «Московских Ведомостях» ученик Шевырева Тихонравов в немногих словах беспристрастно оценил деятельность своего учителя. Произведения Шевырева. Гимн религии. М. 1821, 4°. – Гимн солнцу. 1822. 4°. – Человеколюбие. 1823. 4°. – Речь заключительная (В Унив. Благородн. Панс.). M. 1823. 4°. – Речь о влиянии поэзии и красноречия на счастье гражданских обществ, 1822. 4°. – В Бозе почиющей Благотворительницы народа. Стихотворение. М. 1828. – Сикст V. Библиот. для чтен. 1834 г. Окт. – Дант и его век. Учен. Зап. Московск. Ун. 1833, 1834 гг. – Характеристика образования и поэзии главнейших народов Западн. Европы. Учен. Зап. Московск. Ун. 1834. Сент. – История поэзии. М. 1835. т. I. (Переизд. 1887) – Теория поэзии в историческом ее развитии у древн. и нов. народов. M. 1836. (Переизд. 1887). Общее обозрение русск. словесности. M. 1837. – О славянских рукописях Ватиканск. библ. Ж. М. Н. Пр. 1839. – Об отношении семейн. воспит. к государственному. М. 1842. Разбор: «Данница», литерат. газ., посвящен. Словенским предметам, издав.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

29 См. (с надписанием: М твергшемся веры в ведения ли не в ведении) в Уставе, ркп. Импер. Публичн. библ. 100 (F. I), л. 110–119 (в отличном от современного переводе). Однако, в ранних печатных изданиях, как напр. в Стрятинском требнике этой молитвы не имеется 32 Мол. быва[##]щи, аще кто крещение своего отвергъся в поганы собратиться, к ц[#р#][##]кви б(о)жий покается (Гейтлер. Evcholog. Zagreb. 1882, стр. 42–44). Одно из ранних изданий ее на славянском языке см. в Стрятинском же требнике. (Ср. ркп. Импер. Публ.библ. л. 118–«Молитва над [# #][##]квернившимся христианином»; (также) Требн., с служебн. ркп. (1474 г.) Троицк-Серг. Лавры л. 117лб.–118). Изолировано от других молитв (с надп. Εχ π χριστιαν παχϑντι ϑνικ πλν, πιστρψαντι δ ξ ατς κα τ κκλησ προσδραμντι) данная молитва встречается в столь древнейшем евхологии, как ркп. Румянц. муз. л. 115об.–116; ср. (также изолировано, но с надп.: Εχ τρα (sic) πρς χριστιανν μαγαρισντων παχϑντων τ ϑνικ... πιστρεψντων κα τκκλησ...) ркп. Афинск. унив. (σ. Ε’); Εχολγιον, ркп. Парижск. Нац.библ. fonds) 324, л. 114 об.–115 об. (Εχ, γινομνη π τν παχϑντων...) и пр. В кн.проф. Н.Ф. Красносельцева «Сведения о некоторых литург. ркпп. Ватиканск. библ. Каз. 1885. Стр. 59, указывается (по Богослужебн. Сборн., ркп. 1378 г. с относящимся к настоящему случаю надписанием (собственно: Εχ πρς χριστιανος π μαγαρσαντοις κα πεχϑντοις τ ϑνικ πλν), по-видимому, совершенно особая, еще неизвестная молитва, коей начальные слова: Κριε Θες μν πντων κτσις... 35 Кормчая, ркп. – Моск. Синод, библ. л. 362 об.–363; – (См. прилож. отд. I) библ Чуд. мон. л. 201 об ; – Соф. библ. л. 236 об.–237 (В первом и последнем случае после правил Дионисия Александрийского ). В кн. проф. Н. С. Суворова «Следы западно католического права в памятниках древнего русского права». Яросл. 1888, стр. 170 – эта же молитва указывается в Кормч. Румянц. муз. 233 и 235; Импер. Публ. библ. и собр. Погодина 231, 233., 234 и 237). Ср. т. I. стр. 286.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Примеры суда Божия ( Иуд.1:5–8 ). Архангел Михаил и дальнейшее изображение лжеучителей ( Иуд.1:9–13 ). Грядущий на них суд Божий ( Иуд.1:14–15 ). При виде лжеучителей читатели, по наставлению апостольскому, сами должны стоять в вере и любви ( Иуд.1:16–20 ) и увлеченных лжеучителями возвращать к вере ( Иуд.1:21–23 ). Славословие Богу Спасителю ( Иуд.1:24–25 ). Иуд.1:1–3 .  Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова-Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, – замечает блаж. Феофилакт, – для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует «освященными» ( ηγιασμνος) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, «возлюбленными» ( ηγαπημνοις), «званными» ( κλητος), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак.1:1 ; 1Пет.1:1 ; 1Кор.1:2 ). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: «милость» потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; «мир» потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец: примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002