Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В Московских Духовных школах прошел традиционный годичный акт Сергиев Посад, 17 октября 2006 г . 14 октября Русская Православная Церковь торжественно отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы, являющийся престольным праздником Московских Духовных школ, находящихся под особым Покровом Божьей Матери. В этом году праздничную Божественную литургию в Покровском академическом храме возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили: архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС; епископы Якутский и Ленский Зосима; Моравичский Антоний; Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх; архимандрит Закхей, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархе; архимандрит Евлогий, ректор Одесской Духовной семинарии; протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской Духовной семинарии; представители других духовных школ Русской Церкви, а также многочисленное академическое духовенство. Во время Малого входа церковными наградами были отмечены клирики Московской Духовной академии: проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев) награжден правом ношения палицы, иерей Максим Кравченко – правом ношения наперсного креста, иеромонах Дионисий (Шленов) возведен в сан игумена. Также накануне праздника регент 2-го Академического хора иеромонах Лазарь (Гнатив) был удостоен сана игумена. После окончания Божественной литургии митрополит Климент приветствовал ректора, профессорско-преподавательскую корпорацию, студенчество и всех молящихся с праздником. Владыка Климент передал учащим и учащимся Московских Духовных школ Первосвятительское благословение Предстоятеля Русской Праволавной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, после чего обратился к присутствовавшим со словом назидания. Затем в Большом актовом зале Академии был открыт торжественный Годичный акт, на котором традиционно подводятся итоги деятельности Духовных школ в прошедшем учебном году. Поздравительное послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II огласил митрополит Климент. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений. Научно-богословскую деятельность академии за истекший год осветил в своем докладе проректор по учебной работе М. С. Иванов. В связи с 450-летием кончины выдающегося подвижника и ученого 16 века – преп. Максима Грека, актовая речь профессора МДА архимандрита Макария (Веретенникова) была посвящена деятельности этого замечательного святого, ставшего связующим звеном между Элладой и Русью, Афоном и Троице- Сергиевой Лаврой.

http://pravoslavie.ru/18868.html

Под управлением еп. Павла в 1922 г. находилось 20 единоверческих приходов в Нижегородской губ. и единоверческий Керженский Благовещенский жен. мон-рь. По мнению исследователей, Керженский епископ хотел объединить под своей властью все российские единоверческие приходы; впосл. еп. Павел писал, что патриарх Тихон не видел препятствий для подобных планов. Еп. Павел стал одним из организаторов и активных участников Всероссийского съезда единоверцев в Н. Новгороде (1928), в работе к-рого были заняты еще 2 единоверческих архиерея: Амвросий (Сосновцев), еп. Мстёрский, вик. Владимирской епархии, и Вассиан (Веретенников) , еп. Саткинский, вик. Уфимской епархии. 20 февр. 1924 г. в ведение еп. Павла поступили все единоверческие приходы Нижегородской епархии, Никольский единоверческий собор в Ленинграде и ряд др. единоверческих храмов. 10 авг. 1924 г. патриарх Тихон принял определение о юрисдикции единоверческого Керженского епископа; одновременно был издан указ на имя еп. Павла о том, что ему поручается «управление единоверческими приходами, которые к нему обратятся, то есть не только приходы Нижегородской епархии могут входить в Керженскую епископию, но и любые другие единоверческие» (цит. по: Святители земли Нижегородской. 2003. С. 445-446). Вскоре полномочия еп. Павла признали единоверческие приходы в Тюмени, в Златоусте и в др. местах. В Москве во время работы собора старообрядцев белокриницкого согласия (см. Белокриницкая иерархия ) с 5 по 14 сент. 1927 г. его участник А. А. Селезнёв по поручению священноначалия встречался с еп. Павлом по вопросу объединения 2 юрисдикций. Еп. Павел поддержал «Декларацию» 1927 г. После присоединения священнослужителей Никольского собора и неск. других единоверческих храмов Ленинграда к митр. Иосифу (Петровых) Керженский архиерей отправил послание настоятелю ленинградской единоверческой Сретенской ц. на Волковом кладбище прот. Иоанну Крючкову с увещеванием отделившихся от митр. Сергия. Послание было оглашено в единоверческих храмах Ленинграда в нач. 1929 г.

http://pravenc.ru/text/1684227.html

Состоялось заседание Общего собрания профессорско-преподавательской корпорации Московской духовной академии 1 сентября 2008 г. 11:35 29 августа 2008 года под председательством ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения прошло заседание Общего собрания профессорско-преподавательской корпорации Московской духовной академии. Владыка ректор выступил с сообщением об изменениях в составе корпорации и о распределении учебной нагрузки. В частности, архиепископ Евгений отметил, что корпорацию по завершении истекшего учебного года по разным причинам покинули преподаватели В.В. Бурега, А.А. Зайцев, А.Г. Бондач. Были также выдвинуты кандидатуры на ряд преподавательских мест. Ректор также сообщил о решениях прошедшего в июне Архиерейского Собора в области духовного образования и церковной науки. Затем были заслушаны сообщения проректора по учебной части М.С. Иванова, проректора по воспитательной работе игумена Вассиана (Змеева), заведующего Регентской школой архимандрита Макария (Веретенникова), заведующего Иконописной школой игумена Луки (Головкова) и заведующего Сектором заочного обучения протоиерея Сергия Маратканова по итогам вступительных экзаменов в подразделения Московской духовной академии, а также по различным вопросам текущей подготовки к началу учебного года. С особым вниманием члены корпорации обсудили вопрос о подготовке учебно-методических пособий для 1 курса заочного отделения семинарии. Актуальность вопроса обусловлена решением весеннего Общего собрания корпорации о переходе заочного отделения семинарии на пятилетнюю форму обучения. Ректор настоятельно обратил внимание членов корпорации на необходимость ответственной подготовки методических материалов для студентов-заочников. На основании сообщения профессора А.К. Светозарского были утверждены темы докладов на Покровском академическом Акте и на Филаретовском вечере. Первый доклад будет посвящен 60-летию возвращения Академии в свои исторические стены в 1948 году, второй доклад — 60-летию Московского совещания Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей в 1948 году. Были обсуждены возможные кандидатуры докладчиков.

http://patriarchia.ru/db/text/453837.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН [Василий] (Веретенников Иван Федорович; 7.09(24.08?).1877, дер. Таремская (Мариинская?) Горбатовского у. Нижегородской губ.- 3.11(31.10?).1937, Новосибирская обл.), единоверческий еп. Саткинский и Керженский (см. ст. Единоверие ). Из крестьянской единоверческой семьи. 6 июля 1893 г. поступил вольнонаемным псаломщиком в Богоявленскую единоверческую ц. в с. Павлово Горбатовского у. Нижегородской губ. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), 2 марта 1904 г. определен исправляющим должность псаломщика, 27 сент. следующего года утвержден штатным псаломщиком в той же церкви и принят в духовное звание, 25 окт. 1906 г. назначен также учителем пения при единоверческой церковноприходской школе в Павлове. 13 апр. 1910 г. принят в Ярославскую епархию на священническую вакансию к устроенной в 1910 г. в дер. Рудлево Даниловского у. Ярославской губ. единоверческой церкви. 13 июня Рыбинским еп. Сильвестром (Братановским) рукоположен во диакона, 15 июня - во иерея. Во время своего служения в рудлевском храме принимал участие в миссионерских крестных ходах с чудотворной иконой прп. Анны Кашинской. В 1912 г. был участником 1-го Всероссийского съезда единоверцев. Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г. Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г. Овдовев, в 1913 г. принял монашеский постриг с именем, видимо, в честь прп. Вассиана К-польского, в нек-рых древних месяцесловах названного Василием. В. служил на приходе. 20 сент. 1926 г. рукоположен во единоверческого епископа Саткинского, по нек-рым сведениям, хиротонию возглавил Томский еп. Андрей (Ухтомский) . Прибыл на кафедру в окт. 1926 г. 5 мая 1931 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) письменно подтвердил, что В. находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В сер. 30-х гг. Саткинская и Керженская кафедра была первенствующей среди единоверцев, В. управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР; архиерея почитали за праведную жизнь, мудрость и дар утешения.

http://pravenc.ru/text/149877.html

Архимандрит Кассиан был, очевидно, достаточно известной фигурой в Иосифо-Волоколамском монастыре. В Уставе обители преподобного Иосифа, в котором записаны монастырские богослужебные особенности, встречаются довольно часто ссылки на него: «... а сиа вся сказывали мне Касьян архимандрит и старец Досифеи Топориков»; «Сия же вся сказывали ми Досифеи Топорков и Касьян архимандрит, так де Иосиф старец певал». 23 Знаменательна следующая запись: «Сказывал старец Касьян Иосифов племянник (курсив наш – а. М.), бывшеи архимандрит симоновскыи». 24 Таким образом оказывается, что он был племянником преподобного Иосифа, а, следовательно, хорошо знал богослужебную традицию монастыря при его основателе и помог позднее при составлении монастырского устава. А. Зимин, говоря о генеалогии преподобного Иосифа, называет только двух его племянников: старец Досифей и Коломенский епископ Вассиан (1525–1542). Их отцом был очевидно Елеазар Санин. 25 Первый, как известно, в конце 20-х годов был в Великом Новгороде у святителя Макария, работал там над исправлением текста Синайского Патерика, вошедшего в состав Великих Макарьевских Четьих Миней, положив, таким образом, начало по их собиранию. Таким образом у преподобного Иосифа был еще третий племянник – архимандрит Симоновского монастыря Кассиан, который был в родственной связи с Митрополитом Макарием. А следовательно можно говорить и о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария. 26 Поэтому Митрополит Макарий благословляет старцу Волоколамского монастыря Фотию келейное совершение составленной им службы преподобному Иосифу Волоцкому . 27 Святитель Макарий, названный современником «мучениколюбцем», много сделал для прославленна русских святых, созвав знаменитые Соборы 1547, 1549 годов. 28 В течение своей жизни благодатный Святитель постоянно общался с подвижниками, которые были позднее канонизованы в Русской Церкви. 29 Соединяющим звеном между теми и другими в жизни Святителя был преподобный Александр Свирский († 1533), с которым общался владыка Макарий, будучи в Новгороде, а затем он был канонизован на Соборе 1547 года в Москве. 30 Хотя непосредственно Митрополит Макарий очевидно не был знаком с преподобным Иосифом, но он постоянно был связан с его наследием и лично питал веру в святость сего светильника Русской Церкви. И если преподобный Иосиф не был канонизован при Митрополите Макарии, как преподобный Александр Свирский , то препятствием этому могли явиться родственные отношения с Первосвятителем. Почитание святителем Макарием преподобного Иосифа Волоцкого явилось началом его последующего церковного прославления. 31

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Однако большинству решений единоверческого съезда не удалось претвориться в жизнь. Репрессии против духовенства и верующих вплоть до их физического уничтожения, закрытие храмов и запрет на соборную молитву сделали свое дело. 11 марта 1937 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий издал определение 31, предписывающее из-за отсутствия (ареста) единоверческого епископа Вассиана (Веретенникова) «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании». Число единоверческих приходов в виду подобного решения, усиливающегося гонениями, резко пошло на убыль. Синодальное решение от 1929 года было подтверждено Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность Православию не только единоверия, но и старообрядчества: «Освященный Поместный Собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». Более того, собор дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном Соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены. К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода 25 сентября 1974 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви также постановил «запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими». К закату советской эпохи на территории СССР действовало всего три единоверческих прихода (в Нижегородской области, в Латвии и в Украинской ССР). Однако уже в постсоветский период мы видим, что по инициативе «снизу» за 25 лет народилось уже несколько десятков общин, что, безусловно, не может не радовать хранителей святой старины.

http://pravoslavie.ru/103005.html

«поставлен на епископию Коломенскую игумен Никон ис Павловы пустыни», а через пять дней в четверг был «поставлен на епископию Пермскую игумен Никон от Деонисия святаго з Глушици Симоном митрополитом всеа Руси» 23 . В 1506 г. 15 января в четверг «Пресвященным Симоном митрополитом всеа Русии поставлен архиепископ Великому Новугороду и Пскову Серапион игумен Троицькой Сергиева манастыря» 24 . А через три дня был поставлен брат преподобного Иосифа Волоцкого архиепископ Ростовский и Ярославский Вассиан (1506–1515) 25 , написавший житие преподобного Пафнутия Боровского. 31 января 1507 г. митрополит Симон поставил андрониковского архимандрита Митрофана епископом Коломенским 26 . 8 марта 1508 г. был поставлен Крутицкий епископ Досифей 27 . Во вторник 21 августа 1509 г. митрополит Симон поставил андрониковского архимандрита Симеона Суздальским епископом, 24 августа богоявленского игумена Нила Тверским епископом 28 , родом грека, ранее прибывшего на Русь в свите Софии Палеолог 29 . В своей архиерейской присяге рукополагаемые епископы обещали: «Отрицаюжеся и проклинаю Григориева Цамблакова церковнаго раздраниа, яко же и есть проклято; такожде отрицаюсь Исидорова к нему приобщениа, и ученика его Григория церковнаго раздирателя и их похваления и съединения к латинству, с ними же и Спиридона, нарицаемаго Сатану, взыскавшего в Цариграде поставления в области безбожных турков поганаго царя, такоже и тех всех отрицаюсь, еже по нем некогда случится кому приити на Кыев от Рима латинскаго или от Царя-града Турецкыя дръжавы, в всем же последуя и повинуяся Пресвященному господину моему Симону, митрополиту всея Руси, еже по нем бывающим благоволением Божиим Святейшим митрополитом всея Руси в митрополии у соборныя церкви Успения Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа у гроба святого и великаго чюдотворца Петра, митрополита всея Руси» 30 . Важным деянием митрополита Симона явился созыв в 1503 г. Собора русских архиереев для благоустроения церковной жизни. Собор заседал в августе-сентябре 1503 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не ранее 1585 г. составлена 3-я редакция минейного Жития И. Она включила предисловие из «Надгробного слова», 2-ю редакцию минейного Жития, «Похвальное слово» И., текст 46-го Апостольского правила, «Сказание мало и отчасти поведание чюдес преподобного отца нашего игумена Иосифа бывших преж преставления его». В 3-й редакции отсутствуют рассказы о борьбе И. с ересью жидовствующих и о конфликте с Новгородским архиеп. Серапионом, что является ее главной особенностью. В то же время добавлены нек-рые подробности о жизни и быте мон-ря и рассказ о монашеской жизни матери преподобного (текст этой редакции не изд.; по мнению А. И. Плигузова, древнейшим является список: РНБ. Соф. 451/1. Л. 89-128 об. ( Плигузов. Вторая редакция минейного жития Иосифа Волоцкого. 1984. С. 30)). Биография И. происходил из дворян-вотчинников Волоцкого у. Видимо, в 1408 г. его прадед Александр Саня выехал на Русь из Литвы в свите кн. Свидригайло и в числе проч. выходцев был пожалован вотчиной (ПСРЛ. Т. 11. С. 204). Деда И. звали Григорий, впосл. он и его супруга приняли иноческий постриг предположительно под именами Герасим и Ирина (ГИМ. Епарх. 1. Л. 5). Родовой вотчиной Саниных являлись с. Язвище и дер. Спировская близ г. Волока Ламского ( Зимин. 1977. С. 170-171. Примеч. 3). Родители И. Иван и Марина приняли монашество вскоре после пострижения сына (1460): отец - под именем Иоанникий в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , мать - инокиня Мария прожила в мон-ре во имя св. Власия на Волоке 30 лет ( Досифей (Топорков). 1865. С. 162, 164; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 459). Известно о 3 младших братьях преподобного: Вассиане II (Санине) (в 1506-1515 архиепископ Ростовский), Акакии и Елеазаре, а также о 3 племянниках: Досифее и Вассиане Топорковых и Кассиане. Архим. Макарий (Веретенников), отождествив племянника И. Кассиана, бывшего в 1508-1514 гг. архимандритом Симонова монастыря, с архим. Кассианом, имя которого встречается в поминании рода митр. Московского Макария, высказал гипотезу о возможном родстве И. и митр. Макария ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133).

http://pravenc.ru/text/578410.html

  001     002    003    004    005    006    007