Нежин. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Николаевский собор Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский кафедральный собор - один из наиболее ранних образцов украинского барокко. Ранее на месте собора стоял деревянный одноименный храм. Строительство же каменного храма происходило с 1650 по 1658 гг. и осуществлялось под контролем митрополита Киевского и Галицкого. Возводилось сооружение казаками Нежинского полка на деньги братьев Василия и Ивана Золотаренко. Сохранился текст купчей грамоты 1655 г., в которой нежинская мещанка Васса Копачовчиха завещала треть своих средств казацкому полковнику Ивану Золотаренко на строительство каменной церкви. Легенда рассказывает, что собор заложен в честь чудесного спасения города от турецкого нашествия, благодаря заступничеству Св. Николая Чудотворца. Согласно другой легенде, в этом соборе Богдан Хмельницкий венчался с нежинской красавицей Ганной Золотаренко. Один из основателей собора - брат Ганны, нежинский полковник Василий Золотаренко, был казнен вскоре после знаменитой " Черной Рады " , проходившей в Нежине в 1663 г. Николаевский собор служил не только местом богослужения. Здесь проходили собрания и национальные праздники, зачитывались Гетманские Универсалы и царские указы, проходили важные исторические события. Собор был полковым храмом Нежинского казачьего полка. Его парадная роль подчеркнута и в интерьере, где с обеих сторон главного входа устроены специальные лоджии для полковых старшин, и в городской застройке - на пересечении 2-х главных площадей - Соборной и Ярмарочной. Храм " всефасадный " , одинаково смотрится со всех четырех сторон. Высота сооружения 55 м. Пятиглавый собор выстроен в стиле украинского барокко и полностью воссоздает в кирпиче привычные приемы народного деревянного зодчества. В соборе хранится икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частичкой мощей этого угодника. Ее прислал из Германии в 1998 г. бывший пономарь собора Прохор, служивший в храме в годы фашисткой оккупации. Николаевский собор неоднократно горел (в 1754, 1773, 1798) гг. и перестраивался во второй половине 19 века. Летом 1905 г. в Николаевском соборе венчались Павел Королев и Мария Москаленко - родители известного авиконструктора и создателя ракетно-космической техники Сергея Королева.

http://sobory.ru/article/?object=03859

На зарубежных приходах Русской Православной Церкви молитвенно отметили Рождество Христово 11 января 2019 г. 13:34 Праздничными богослужениями встретили Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в храмах Русской Православной Церкви в разных странах мира. Рождественские богослужения в главном соборном храме русского православного присутствия в Святой Земле — Троицком соборе Иерусалима — возглавил начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр (Елисов) . Вечером 6 января 2019 года в Троицком соборе было совершено праздничное всенощное бдение. Архимандриту Александру сослужили клирики Миссии игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркарян), диакон Вячеслав Сенин и паломники из Киевской митрополии Украинской Православной Церкви . В Троицком соборе собрались сотни богомольцев: православные верующие из Иерусалима и отдаленных городов Израиля, паломники, прибывшие в Святую Землю на праздник Рождества из пределов Русской Православной Церкви, представители российского дипломатического корпуса. В Париже в праздник Рождества Христова митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , экзарх Патриарха Московского и всея Руси, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком кафедральном соборе. Архипастырю сослужили игумен Серафим, иерей Зиновий Гомбесса, священник Георгий Шешко, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. На сугубой ектении Божественной литургии были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. По завершении праздничного богослужения, за которым Святых Христовых Таин причастилось более 170 человек, митрополит Иоанн обратился к духовенству и верующим с праздничным приветствием и словом проповеди. В ночь на 7 января архиепископ Венский и Будапештский Антоний совершил богослужения праздника Рождества Христова в Николаевском кафедральном соборе Вены. Владыке сослужили настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, протоиереи Хризостом Пийненбург и Радослав Ристич, иерей Вячеслав Шибанов, протодиакон Виктор Шиловский и паломники в священном сане. В храме за богослужением молились многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

Таллин. Кафедральный собор Александра Невского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Александра Невского построен в 1900 г. - по эстонскому преданию, на месте могилы национального героя Калевипоэга. По этой причине храм собирались взорвать в 1924 г., в период первой независимости Эстонии, но всё же одумались. Сейчас - Кафедральный православный собор Таллина. 30 августа 1893 года состоялось торжественное освящение места для будущего храма, на церемонию из Пюхтицкого монастыря была доставлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Проект собора был заказан у специалиста по церковным постройкам академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского, члена Санкт-Петербургской Академии художеств. 20 августа 1895 года состоялась торжественная церемония освящения закладки храма, а 2 ноября 1897 года, благодаря стараниям главного подрядчика, купца 1-й гильдии, Ивана Дмитриевича Гордеева, на соборе были торжественно установлены железные позолоченные кресты. Позолота глав собора произведена в течение лета 1898 года позолотных дел мастером купцом 2-й гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для собора были изготовлены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в Санкт-Петербурге. Уникальный звон собора составляет 11 колоколов. Торжество освящения и поднятия колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Первоначально проект собора предусматривал установку мраморного иконостаса, но в ходе строительства было решено заменить его золочёным деревянным. Работа была поручена П.С. Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никандровича Новоскольцева. По его же эскизам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке сделаны витражи, установленные в алтарных окнах главного придела. Пятиглавый трёхпрестольный храм, вмещающий 1500 человек, был выполнен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно работы академика архитектуры А.Н. Фролова. Торжественное освящение собора было совершено 30 апреля 1900 года епископом Рижским и Митавским Агафангелом. В освящении участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, Ревельского собора Протоиерей С. И. Попов, Ревельского Собора Священник К.А. Тизик, который в этом же году по поручению Строительного Комитета написал брошюру «Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде».

http://sobory.ru/article/?object=00141

Тула. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор в Кремле Карта и ближайшие объекты Успенский собор – каменный храм во имя Успения Божией Матери расположен в центре Тульского кремля. Согласно записям писцовых книг Тульского посада 1628 и 1629 гг., был построен с приделом во имя св. Василия Парийского. Писцовая книга 1685 г. сообщает об Успенском соборе уже с приделами во имя Архангела Гавриила и Чудотворца Тихона Амафунтского. Современное здание храма было сооружено во 2-й половине XVIII в. Тульский Успенский кафедральный собор, обращающий на себя внимание своими архитектурными достоинствами, в отношении обширности, легкости и освещения заслуживает тем большего внимания по своему внутреннему убранству как в художественном отношении, так и со стороны церковной символики. В этом отношении замечательна его стенная фресковая иконопись. Хотя этот храм построен от 1762 по 1764 год, а расписан от 1765 по 1767 год. Эти фрески замечательны в высшей степени и по своей технике, и по стилю, а главное по своей полноте и содержательности. Сколько известно, эта роспись — последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Размещение фресковых изображений в основных чертах своего плана имеет, конечно, большое сходство с известными росписями древних храмов: Владимирских, Московских, Ростовских, Ярославских, Вологодских и др. Таковы, например, древние фресковые стенописи в церкви Св. Иоанна Предтечи, что в Рощенье в Вологде, и особенно в церкви Св. Пророка Илии в Ярославле и др. Но тульские фрески непосредственно примыкают к ярославским подлинникам. Находясь в такой зависимости от ярославских подлинников, фрески Тульского Успенского собора имеют, однако, свою весьма замечательную особенность и в составе изображений, и в стиле писания. Как таковые, они служат и развитием фрескового дела и дополнением цикла изображений, принятых уже в древних храмах и, в частности, в ярославских. Выдающуюся особенность такого рода фресок представляют четыре более или менее обширные картины, составляющие целый ряд, или ярус (или пояс), и расположенные на западной стене храма во всю ее длину с изображениями, которые стоят в непосредственной связи с текстом Ветхозаветной канонической книги Песнь Песней Соломона. Как все фрески Тульского Успенского собора, так и относящиеся к содержанию Песни Песней, находясь в сродстве по внутреннему характеру с ярославскими и ростовскими, однако имеют и свое отличие от них, что и составляет интерес их изучения.

http://sobory.ru/article/?object=00829

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г. (Краснопольский Дмитрий Иванович; 22.10.1869, слобода Алексеевка Бирюченского у. Воронежской губ.- 6.07.1919, Астрахань), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов), архиеп. Астраханский и Царёвский. Из бедной крестьянской семьи. Отец работал на кирпичном заводе, мать была из семьи сельского церковнослужителя. Начальное образование получил в местной школе; затем на деньги, предоставленные его 1-м учителем, поступил в Бирюченское ДУ. В 1884 г. окончил училище по 1-му разряду и был принят на казенный счет в Воронежскую ДС. В 1890 г. окончил семинарию со званием действительного студента. 4 нояб. того же года Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин ; впосл. архиепископ) рукоположил его во диакона и назначил в Казанскую ц. пригородной слободы г. Коротояка Воронежской губ. 15 дек. 1892 г. был перемещен в Преображенскую ц. слободы Матрёна-Гезева Бирюченского у. (ныне с. Матрёно-Гезово Алексеевского р-на Белгородской обл.), а 23 февр. 1893 г.- в Троицкую ц. в слободе Алексеевка. В 1893 г., овдовев, принял решение полностью посвятить свою жизнь Церкви. 13 сент. того же года поступил на церковно-историческое отделение КДА. Во время учебы в академии 11 авг. 1896 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Митрофана, еп. Воронежского. 15 июня 1897 г. ректор академии Каневский еп. Сильвестр (Малеванский) в храме Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря рукоположил его во иерея. В том же году М. окончил КДА со степенью кандидата богословия за соч. «Аскетика святого Василия Великого». 16 нояб. 1897 г. назначен инспектором Иркутской ДС, временно исполнял должность ректора семинарии. 25 янв. 1902 г. назначен ректором Могилёвской ДС, 2 февр. того же года возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял цензором проповедей, произносимых в могилёвском кафедральном соборе, в 1905 г. назначен благочинным могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . Активно участвовал в деятельности могилёвского Богоявленского братства.

http://pravenc.ru/text/2563414.html

Белгород. Собор Иоасафа Белгородского и Николая Чудотворца. Николо-Иоасафовский собор Карта и ближайшие объекты В 1799 году на Новом городском кладбище г. Белгорода на средства прихожан была построена Свято-Никольская кладбищенская часовня. В 1867 году в часовне был расширен алтарь и устроены приделы. Престолов в церкви тогда было четыре: главный - во имя святителя Николая; в южном приделе - во имя св. муч. Харлампия; в северном приделе - во имя св. преподобного Иоанна Многострадального, затворника Печерского; в трапезе с южной стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1962 году в Белгороде был закрыт Преображенский собор, старинный иконостас XIII века из Преображенского собора был перенесён в кладбищенский храм, где и пребывает по сей день. С этого времени до 1990 года храм получил статус кафедрального Иоасафовского собора г. Белгорода. В 1990 году кафедра перешла во вновь открывшийся для прихожан Преображенский собор, а Иоасафовский собор стал именоваться Николо-Иоасафовским.  В настоящее время в соборе имеется два престола: главный - во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских; в южном приделе - во имя святителя Иоасафа Белгородского. http://bel1-2.cerkov.ru/ В 1799 году на средства прихожан на Новом городском кладбище возведен Никольский храм. В 1837 году усердием купца, церковного старосты Василия Кирпичникова к храму пристроена трапезная. Стараниями церковного старосты Семёна Васильевича Пешкова и прихожан в 1867 году расширен алтарь и приделы главной церкви. В храме устроено четыре престола: во имя святителя Николая, священномученика Харалампия, преподобного Иоанна Печерского и Рождества пророка Иоанна Предтечи. Иконостас собора изготовлен в XIX веке. В конце сороковых годов XX века верхний ярус отдельно стоящей колокольни разобран, восстановлен в 1990 году. После закрытия Преображенского собора в 1962 году, Никольский храм получил статус кафедрального собора. В настоящее время в соборе имеется два престола: во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в честь святителя Иоасафа Белгородского.

http://sobory.ru/article/?object=13462

Вологодская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание Православие в Вологодской области [ править править код ] В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Населённые пункты [ править править код ] Вологда Великий Устюг Кириллов Святыни Вологодской области [ править править код ] Вологда [ править править код ] Адрес: г.Вологда, Говоровский проезд, д. 2 В Вологодском кафедральном соборе почивают святые мощи преподобного Иоасафа Каменского. Чудотворения от его мощей начались сразу же, во время похорон. На остров съехалось множество народа, больные касались гроба и исцелялись. На протяжении веков над его ракой исцелялись от лихорадки, слепоты, немоты, бесноватости и других недугов. Адрес : Россия, г. Вологда, Вологодский кремль, ул. Сергея Орлова, 15 В Вологодском кафедральном соборе почивают святые мощи святителя Антония, епископа Вологодского, Великопермского Адрес: г.Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки) В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в котором пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких. В подклете также находятся чтимые иконы — список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия. Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина. Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» — список чудотворного образа, созданного на Афоне и привезённого в обитель в 1910 году. Местно почитаемая Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря находится в Вологодском музее-заповеднике.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

фото с сайта volynnews.com 9 февраля 2018 г. 14:13 Митрополит Нифонт (Солодуха) Митрополит Нифонт (Солодуха) 05.10.1948–22.03.2017 22 марта на 69-м году жизни отошел ко Господу митрополит Нифонт, возглавлявший Волынскую епархию Украинской Православной Церкви с 1992 по 2016 год. Митрополит Нифонт (Василий Андреевич Солодуха) родился 5 октяб-ря 1948 года в деревне Галина Воля Старовыжевского района Волынской области в крестьянской семье. В два года мальчик остался сиротой. Спустя десятилетия он не раз вспоминал годы своего тяжелого детства, лишенного родительского тепла. С большой любовью он отзывался о бабушке, которую называл мамой, и тете, но они не могли заменить родителей. Поэтому не удивительно, что одним из излюбленных мест Василия было местное кладбище, где перед материнской могилой он изливал горечь своего сиротства. Другим местом, куда постоянно тянулась душа мальчика, была местная церковь, в которой он чувствовал себя особенно спокойно и уютно. В юном возрасте Василий самостоятельно принял решение придерживаться всех церковных постов, читал немногие жития святых, которые удавалось достать.  В 1963 году юноша окончил местную восьмилетку и поступил в 9-й класс школы в районном центре. Однако, для продолжения учебы нужно было ежедневно ездить в Старую Выжевку или перебраться туда, а это оказалось для Василия невозможным. Поэтому он стал наниматься на разные сезонные работы. В 1967 году Василий был призван на воинскую службу, которую проходил в Новгороде. Благодаря обязанностям кладовщика и почтальона солдат почти каждый день выходил в город, где мог посещать церковь. Именно в армии Солодуха окончательно утвердился в решении стать священнослужителем.  В 1969 году, сразу после военной службы, Василий поехал в Брест, где стал работать в железнодорожном депо и готовиться к поступлению в семинарию. Счастью не было предела, когда в 1970 году он был принят на учебу в МДС, ведь конкурс тогда достигал семи человек на место. В следующем году будущий митрополит стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена и исполнял это послушание все годы пребывания в семинарии.В стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры у семинариста родилось горячее желание принять монашество. На четвертом году учебы, 20 марта 1974 года, мечта Василия Солодухи осуществилась, и он был пострижен с именем Нифонт.  Уже 15 апреля того же года Святейший Патриарх в Богоявленском кафедральном соборе Москвы рукоположил монаха в иеродиакона. Вскоре отец Нифонт поступил в МДА, на третьем курсе которой, 26 февраля 1977 года, ректор архиепископ Дмитровский Владимир рукоположил его в иеромонахи. 

http://e-vestnik.ru/obituaries/new_objec...

В Великий Четверг епископ Игнатий совершил Божественную Литургию и Чин омовения ног в кафедральном соборе Приозерска апреля 2016 За Божественной Литургией насельник Коневского монастыря иеродиакон Василиск (Воронин) правящим архиереем был рукоположен в священный сан. 28 апреля, в Великий Четверг Страстной седмицы епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную Литургию Василия Великого и Чин омовения ног в кафедральном соборе г. Приозерска . Преосвященнейшему Владыке сослужили: секретарь епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Приозерского округа, настоятель храма Коневской иконы Божией матери в пос. Саперное митрофорный протоиерей Сергий Бельков, настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Приозерск протоиерей Димитрий Звездилин , наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря игумен Александр (Арва) с братией монастыря, духовенство Приозерского благочиния. За Божественной Литургией насельник Коневского монастыря   иеродиакон Василиск (Воронин) правящим архиереем был рукоположен в священный сан. Чин омовения ног, который в этом году владыка Игнатий совершал в кафедральном соборе Приозерска, совершается не в каждой епархии. В Страстной Четверг архиерей по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается он и в Выборгской епархии. По окончании Божественной Литургии Его Преосвященство обратился с архипастырским словом к собравшимся в храме жителям Приозерска. Владыка Игнатий рассказал о тех евангельских событиях, которые вспоминают в этот день за богослужением. Он особо отметил важность участия православных в Таинстве Евхаристии, которое более двух тысяч лет назад во время своей земной жизни установил Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечере в Иерусалиме. Преосвященнейший Игнатий призвал верующих не пренебрегать участием в этом спасительном Таинстве: " То, что происходит в Таинстве Святого Причащения, больше, нежели мы лишь прикоснемся к Самому Христу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Кафедральный собор в Сан-Франциско ЖМП 11 ноябрь 2015 /  11 ноября 2015 г. 14:39 Протоиерей Петр Перекрестов: В нашем соборе 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия Кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (США) 6 ноября исполнилось 50 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» ключарь собора протоиерей Петр Перекрестов рассказал о истории собора, о тех, кто служил здесь полвека назад, о его прихожанах, его реликвиях и богослужебных традициях. — Ваше Высокопреподобие, как возник приход и как создавался собор? — Ровно 50 лет назад, в неделю Православия, великий чудотворец ХХ века архиепископ Иоанн (Максимович) совершил первую Божественную литургию в нововозведенном величественном кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих» Радость в Сан-Франциско. Первый православный приход в Сан-Франциско, да и в США, был основан в 1868 году в честь святого благоверного Александра Невского (почти 100 лет спустя указом архиепископа Иоанна 201 от 22 октября 1965 года святой Александр был определен небесным покровителем Сан-Франциско и его имя должно поминаться на отпу´стах всех служб в городских церквах). Впоследствии этот храм на улице Пирс сгорел, а новый был построен на улице Пауэлл в честь святого Василия Великого — именно там служил будущий патриарх Тихон, когда управлял Северо-Американской епархией. Во время мощного землетрясения и последовавших за ним пожаров в 1906 году этот храм тоже сгорел, и приход построил нынешний Свято-Троицкий собор на улице Грин. В 1927 году, когда митрополит Платон (Рождественский) порвал с Русской Православной Церковью Заграницей, часть прихожан Троицкого храма, оставшаяся верной своей юрисдикции, основала новую общину в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Община ютилась в разных помещениях, пока в 1930 году не купила епископальный храм в честь архидиакона Стефана на улице Фултон. Помещение епископального храма, выдержанное в стиле деревянной готики, было переоборудовано в стиле древних русских церквей воспитанником Санкт-Петербургской художественной академии Г.А. Ильиным. Этот храм сохранился, мы его называем старым собором. После Второй мировой, когда из Китая и Европы в Сан-Франциско прибыло несколько тысяч православных эмигрантов, храм на Фултон-стрит оказался маловат, поэтому и было принято решение о постройке нового большого собора в русском стиле. Закладка нового собора состоялась в 1961 году, а в 1965-м, полвека назад, после немалых трудностей и искушений строительство было завершено. Собор в течение девяти лет (исключительно в летнее время) расписывал главный изограф Русской Зарубежной Церкви, ныне покойный насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Киприан (Пыжов). Иконостас был выполнен под его наблюдением в столярной мастерской этой же обители.

http://e-vestnik.ru/interviews/sobor_v_s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010