Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН ИЕРУСАЛИМЛЯНИН [Иерусалимец; серб. Никон Jepycaлuмaц] (ок. 1380 - после 1468?), серб. богослов, писатель. Предположительно Н. И. имел серб. происхождение, а свое прозвище получил после длительного пребывания в Иерусалиме, где входил в число братии серб. мон-ря святых Архангелов, основанного серб. кор. Милутином . Впосл. он поселился на Скадарском оз., где в 1439-1440 гг. переписал, внеся свои дополнения, сб. «Шестоднев» (ныне хранится в мон-ре Савина близ г. Херцег-Нови, Черногория). Этот кодекс является наиболее полным серб. исихастским сборником 1-й пол. XV в.: кроме «Шестоднева» свт. Василия Великого в него входят сочинения Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Каллиста II Ксанфопула и др. авторов-исихастов. Н. И. был духовником Елены Балшич, вдовы зетского правителя Георгия II Страцимировича Балшича, дочери серб. кн. мч. Лазаря и кнг. прп. Милицы . По ее желанию в 1441-1442 гг. он составил Горицкий сборник для мон-ря Бешка, находившегося на одноименном острове на Скадарском оз. (см. в ст. Балшичские монастыри ). Местонахождение сборника в XV-XIX вв. не прослеживается, в 1902 г. он был приобретен С. Томичем в Скопье и позже попал в архив САНУ (Белград. Архив САНУ. Бр. 446). Горицкий сборник является выдающимся примером эпистолярного жанра, он построен в виде вопросов Елены и ответов Н. И. и служит своеобразной энциклопедией знаний в самых разных областях. Старец дает своей духовной дочери советы, разрешает недоумения по догматическим вопросам, пересказывает историю Церкви и жития боголюбивых предков (в т. ч. Жития прп. Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый , прп.) и свт. Саввы I , архиеп. Сербского). Сборник завершает оригинальная «Повесть о иерусалимских церквах и отшельнических местах», рассказывающая о жизни монашествующих на Св. земле, однако по сути она воспринимается как своеобразный скитский типик, исповедание Н. И. веры и его молитва ко Пресв. Богородице.

http://pravenc.ru/text/2577573.html

Епископ Антоний (Пантелич): «Я надеюсь, что связи между Сербией и Россией будут укрепляться» 12 липня 2010 р. 11:26 Накануне престольного праздника храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот настоятель епископ Антоний (Пантелич) , представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате дал интервью корреспонденту сайта «Татьянин день» О. Богдановой. Владыка рассказал о том, как живет русско-сербская община подворья, в чем разница между приходом в России и Сербии и что для него главное в жизни прихода. — Владыка Антоний, подворье Сербской Православной Церкви в Москве существует уже восьмой год. Как начиналось Ваше служение в храме свв. Петра и Павла? Что запомнилось в первые годы пребывания в Москве? — Управление храмом я принял 8 октября 2002 года. Это был один из немногих действующих храмов в Москве, которые никогда не закрывались. Литургия в храме совершалась каждый день, я решил ничего не менять и так и продолжаю эту традицию до сего дня. Несмотря на то, что богослужения в храме никогда не прерывались, храм был в достаточно запущенном состоянии, так что пришлось много потрудиться над его внутренним и внешним состоянием и прилегающей территорией. Мы поменяли пол, вместо металлических окон вставили дубовые, провели реставрацию многих икон и фресок. Помню, внутренняя часть храма была покрашена какой-то серой краской (видимо, другой тогда просто не нашли), которая как-то все «убивает» и настроение создает немолитвенное. Так что мы переделали даже этот фон на бежевый, более теплый, приятный цвет. После этого мы заново расписали притвор, украсили его образами, в том числе и сербских святых: святого Саввы Сербского, цариц Елены и Ангелины. В России очень много сербок Елен и Ангелин, а во многих храмах икон этих святых просто нет. Потом стали прибавлять сербские иконы — святителя Саввы, Симеона Мироточивого, князя Лазаря, княгини Милицы, Петра Цетиньского, Василия Острожского и других. — В храме были предметы, сохранившиеся с дореволюционных времен?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1218528...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Заполнение церковных записок  А теперь разберем самые распространенные ошибки (они выделены красным эллипсом): О. Василия – Мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем титул: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека. Сашеньки – Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр. Милиции – Это одна из частых и курьезных ошибок. Есть православное имя Милица. В записках пишем: О упокоении души Милицы. Но многие думают, что Милица и Милиция –это одно и то же, и очень часто пишут это имя именно так. Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку. Патр. Тихона – Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит. Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

от Московской епархии: архимандрита Владимира (Волкова; 1878 - 25 марта 1938), протоиерея Павла Андреева (1880 - 16 ноября 1937), протоиерея Иоанна Покровского (1874 - 26 февраля 1938), протоиерея Василия Студницина (1890 - 9 декабря 1937), протоиерея Леонтия Гримальского (1869 - 26 февраля 1938), священника Сергия Воскресенского (1890 - 11 марта 1933), священника Петра Космодамианского (1873 - 22 марта 1938), священника Александра Архангельского (1891 - 25 ноября 1937), священника Иоанна Карабанова (1885 - 5 сентября 1937), священника Арефия Насонова (1888 - 10 января 1938), священника Василия Колоколова (1873 - 13 ноября 1937), священника Василия Колосова (1876 - 9 декабря 1937), священника Иоанна Заболотного (1899 - 3 декабря 1937), священника Илии Зачатейского (1884 - 9 декабря 1937), священника Димитрия Рудакова (1879 - 27 ноября 1937), иеромонаха Макария (Моржова; 1872 - 10 июня 1931), иеромонаха Аполлоса (Федосеева; 1892 - 10 декабря 1937), диакона Иосифа Сченсновича (1886 - 21 ноября 1937), послушницы Веры (Морозовой; 1870 - 26 февраля 1938), послушницы Анны (Корнеевой; 1880 - 26 февраля 1938), послушницы Екатерины (Черкасовой; 1892 - 5 февраля 1938), послушницы Анастасии (Бобковой; 1890 - 5 апреля 1938), Милицы Кувшиновой (1891 - 5 февраля 1938); от Петербургской епархии: протоиерея Алексия Ставровского (1834-1918), протоиерея Петра Скипетрова (1863 - 19 января 1918), протоиерея Димитрия Чистосердова (1861 - 8 января 1918), священника Александра Волкова (1873 - 8 января 1918); от Сыктывкарской епархии: священника Павла Малиновского (1874 - 12 сентября 1937) и псаломщика Михаила Ерегодского (1878 - 31 августа 1937); от Тверской епархии: священника Никандра Гривского (1880 - 1939) и священника Николая Павлинова (1881 - 23 сентября 1937); от Тульской епархии: схимонахини Августы (Защук; 1871 - 8 января 1938), послушницы Марии (Лактионовой; 1884 - 8 января 1938) и Агриппины Лесиной (1897 - 8 января 1938); от Ярославской епархии: священника Вячеслава Закедского (1879 - 23 августа 1918) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429499/

Я не знал имени умершего; уже после узнал, что это был Моисей Угрин. Молись и ты брат, сему преподобному Моисею». Так рассказывал блаж. Иоанн свою историю брату. Брат выполнил совет Иоанна, и страсти перестали смущать его душу. После наставления искушаемому брату преподобный жил не долго. Он скончался около 1160 года 18 июля. Пред своею кончиною святой подвижник закопал себя по плечи в землю в месте своих подвигов – Антониевой пещере; в таком положении св. Иоанн покоится и в настоящее время; честная глава и крестообразно сложенные руки на виду, все прочее в земле. (Печерск. Патерик). Преставление преп. Леонтия Преподобный Леонтий был основателем Карихова монастыря в Новгородском уезде. Скончался он 18 июля 1429 г. Мощи его почивают в бывшей монастырской, а теперь приходской церкви (Истор. Росс. Иер. ч. 4. стр. 355. Месяц. Вост. А. Сергия). 19-е число Пр. Макрины. Пр. Диа. Преставление Романа Олеговича, благов. князя Рязанского. (Четырех подвижников в миру. Преставление блаж. Стефана Лазаревича, деспота Сербского, и память матери его Милицы). Св. Макрины Св. Макрина родилась в Каппадокии в царствование Константина Великого от благочестивых родителей Василия и Емилии. К семейству Василия принадлежали еще Василий Великий и Григорий Нисский ; все же семейство состояло из пяти сыновей и пяти дочерей; Макрина была старшею дочерью. При ее рождении родители дали ей имя Феклы, но родственники и ближние называли ее Макриною – по имени бабки новорожденной. Емилия тщательно занималась воспитанием своей дочери и зорко следила за ее развитием. Когда дочь подросла, Емилия занялась ее обучением и приняла за учебные книги священные песни Давида и притчи Соломона. Из этих книг благочестивая мать выбирала для своей дочери все, что только было доступно пониманию ребенка, и заставляла ее выучивать наизусть, заключающиеся в священных книгах, молитвы, славословия и места, содержащие в себе полные уроки житейской мудрости. И Макрина, усердно изучая с малых лет вдохновенные псалмы Давида и мудрые наставления Соломона, во всех случаях своей жизни руководилась ими. Пробуждалась ли она от сна, принималась ли за работу, отдыхала ли или ложилась спать – священные изречения всегда были на ее устах и в сердце. Постоянно сопутствуемая этими изречениями и неусыпно руководимая своею матерью, Макрина чуждалась рассеянности и легкомысленных поступков. Частые посещения храма Божия еще более утвердили в ней благочестивое настроение духа. Религиозное образование Макрины хотя и было в глазах ее матери самым необходимым и важным предметом воспитания, но не единственным. Имея в виду, что физический труд укрепляет здоровье, Емилия приучала свою дочь к женским рукоделиям и домашнему хозяйству, так что Макрина никогда не проводила время в праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Очень люблю батюшку. Мария. Мария 3 января 2014, 19:51 Святой Праведный Иоанн Кронштадский моли Господа о нас грешных Марии, Любови, Милицы. У меня много проблем в жизни, и не могу видеть как из за меня страдают мои дочери. Помогите нам Все Святые, молите пожалуйста Бога о нас! Я с каждым днём падаю... Я прошу прощения у Иисуса Христа, и его помощь через Святые Иоанн Кронштадский твои молитвы помочь мне с детьми с квартирой, чтобы освободиться от мук моего братишки. Так как пока папа меня держит с детьми. Помощи у всех Святых прошу-помогите пожалуйста. Помоги мне Боженька, помоги... Любовь Семеновна Андруша 3 января 2014, 17:54 Очень благодарна за отзыв иерея Василия! оказывается и у меня такой грех есть. Спаси, Господи! Святый Праведный Отче Иоане моли Бога о нас многогрешных! Olya Trischenko 3 января 2014, 12:56 Спасибо Большое за статьи. Екатерина 3 января 2014, 11:14 Мне очень помог и помогает батюшка!Я читаю его книги: " Иоанн Кронштадтский: Если бы христиане твердо веровали в те воздаяния вечные, которые обещаны истинно подвизающимся в этой временной жизни и которые получили уже подвизавшиеся добрым подвигом,- о, как бы они старались подвизаться здесь всеми силами, каждый в своем звании и состоянии - в духовном, гражданском, военном, земледельческом, студенческом, ремесленном, купеческом и т. д. Все бы мужчины и женщины наперебой старались восхитить венцы небесные от Бога и переселиться в вечную жизнь, где вечное блаженство, вечная радость, вечная святость, вечная правда, вечный мир! Но в этом-то и заключается претыкание для бесчисленного множества - именно сомнение в вечной жизни или неверие в воскресение и будущее блаженство или даже неверие в Бога Мздовоздаятеля. У всех опускаются руки, все бездействуют или ленятся подвизаться, прилепляются крепко к жизни временной, прилепляются различными житейскими страстями и удовольствиями и не приносят плода добрых дел, всегдашнего покаяния, и жизнь пропадает даром " .Вот и стараюсь - новый год наступил, пора стать христианкой.Всем желаю того же, понимания счастья.

http://pravoslavie.ru/67176.html

То, что эта живая связь православного Востока и его духовных преданий, была очень сильна и в XIV и в XV веках, говорит тот факт, что у дочери Лазаря, Елены (также как и у ее сестры Деспины), жены Георгия II Страцимировича, княза Зеты, духовником был Никон Иерусалимский. Никон, вероятно, пришел с Востока, чтобы стать братом и «старцем» в монастыре Св. Николая Вранинского, метохии Св. Архангелов в Иерусалиме ( Др. Душан Глумац, цит.соч., стр.225). По ее просьбе он составил (в 1442 году), известный «Горицкий сборник» духовно поучительных текстов. Сохранилась и его переписка с Еленой Балшич, (позже выданной за Сандала Хранича), наполненная духом синаитского исихазма, расцветавшего тогда от Синая до Киева. То, что Никон Иерусалимский был носителем идей синаитско–святогорского исихазма того времени, ясно видно из другой его рукописи, Шестодневника монастыря Саввина (1439/40), в котором, кроме Шестоднева Св. Василия Великого, хранится и несколько рукописей известных исихастов — Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Каллиста Ксантопула и других, которые в то время были самым любимым духовным чтением (Димитрие Богданович,”История древней сербской литературы», Белград, 1980, стр.223). То, что Никон Иерусалимский находился в непосредственной близкой духовной сявзи не только с Иерусалимом, но и Синаем, видно из его «Повести о Иерусалимских церквях и пустынных местах», также написанной для его духовной дочери Елены. В этой повести он описывает свое путешествие в Иерусалим, на Синай и в Египет, в период между 1398–1412 годами ( Дж. Радойчич,”Творцы и сочинения древней сербской литературы», стр. 248–250, Дж. Трифунович «Два послания Елене Балшич и Никонова «Повесть о иерусалимских церквях и пустынных местах», Литературная история V/18, 2890327). Связи Сербии с Палестиной и Синаем продолжились и во время правления княгини Милицы, Стефана Высокого и Георгия Бранковича, и не прекращались вплоть до XVIII века. Это подтверждается, помимо прочего, и посланием иерусалимского патриарха Теофила, направленного Стефану Высокому, в нем патриарх просит о пожертвовании для монастыря Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Но ради исторической правды я должна сказать, как и почему он имел некоторое влияние в жизни Государя и Государыни. Сперва надо объяснить, кто был Распутин. Ни монах, ни священник, а «простой странник», которых немало на Руси. Их Величества принадлежали к категории людей, верящих в силу молитвы подобных странников. Государь, как и его предок — Александр I, был всегда мистически настроен; одинаково мистически была настроена и Государыня. Но не следует путать (смешивать) религиозное настроение со спиритизмом, верчением столов, вызыванием духов и т. д. С первых дней моей дружбы с Государыней, в 1905 году, Государыня предупредила меня, что если я хочу быть ее другом, то я должна обещать ей никогда не заниматься спиритизмом, так как «это большой грех». На это я ответила, что Государыня может быть спокойна, так как я никогда этим вопросом не интересовалась. Государыня с интересом читала религиозные книги на всех языках, интересовалась религиями всего мира, читала переводы книг персидских и индийских религий и т. д. Первую книгу, которую она дала мне в 1905 году, носила название «Les amis de Dieu», сочинение XIV столетия. Я тогда с трудом одолела эту книгу. Их Величества говорили, что они верят, что есть люди, как во времена Апостолов, не непременно священники, которые обладают благодатью Божией и молитву которых Господь слышит. К числу таких людей, по их убеждению, принадлежал и М. Philippe, доктор философии, француз, который бывал у Их Величеств. Они познакомились с ним у Великой Княгини Милицы Николаевны, и он умер до моего знакомства с Государыней. Я не знала его лично и потому не могу о нем судить. Я только слыхала от Их Величеств, что М. Philippe до своей смерти предрек им, что у них будет «другой друг, который будет говорить с ними о Боге». Впоследствии появление Распутина, или Григория Ефимовича, как его называли, они сочли за осуществление предсказания М. Philippe об ином друге. Григория Ефимовича ввел в дом Великих Княгинь Милицы и Станы Николаевны епископ Феофан, который был очень заинтересован этим необыкновенным странником. Их Величества в то время находились в тесной дружбе с этими Великими Княгинями. По рассказам Государыни, их поражали ум и начитанность Великой, Княгини Милицы Николаевны, которую близкие считали чуть ли не пророчицей. У нее Их Величества познакомились с Распутиным, и там же они стали с ним изредка видаться. Ее Величество рассказывала мне о глубоком впечатлении, которое произвел на них сибирский странник, — да и не только на них одних. Она рассказывала о том, как Столыпин позвал его к себе после взрыва в его доме — помолиться над его больной дочерью.

http://azbyka.ru/fiction/stranicy-moej-z...

Милица три года училась в МГУ и по-русски говорила даже лучше, чем некоторые российские журналисты. В отряде Милоша она была связной, медсестрой, а когда хотела чем-то удивить ребят — готовила вкусные и разнообразные обеды, давая отдых черногорцу Душану, который был когда-то коком на морском лайнере. Милая Милица! Им достаточно было увидеть друг друга, чтобы уже не видеть никого вокруг. Они не говорили красивых слов, не давали обещаний, а просто при любой возможности были вместе. Ребята завидовали Семену, но никто и никогда не упрекнул его, даже «страдавший» от этой любви Леша Павлов, которому по ночам приходилось вместе со спальником перебираться из палатки под открытое небо. И еще хорошо, если место ночлега было безопасным и Милош разрешал разводить в лагере костры. В этом мире Милица безумно любила трех человек: своего отца, Семена и Александра Сергеевича Пушкина. Часто в часы отдыха она рассказывала наизусть «Евгения Онегина», пушкинские сказки, знала десятки стихотворений и очень близко к тексту «Арапа Петра Великого». А еще задушевно пела сербские песни, стоило ей затянуть «Там за горами, за морями, Сербия моя», и суровые воины клонили к земле головы, чтобы никто не видел наворачивающиеся на глаза слезы, и тихо, но очень стройно подпевали. И пела о Косовской битве, о Марке Королевиче, о князе Милоше… Семен открыл для нее Рубцова, а она ему Радована Караджича. По крайней мере, до того, как он услышал ее переводы, он не знал, что вождь сербов талантливый поэт. Когда Семену дали положенный двухнедельный отпуск и «завоеванную» пачку динаров, которые следовало обратить в дойчмарки, Милош без лишних разговоров отпустил с ним Милицу. Пять дней они плескались на Адриатике и еще пять дней жили в Белграде у двоюродной тетки Милицы. Она водила его по старым и новым улицам, в библиотеку и национальный музей. Милица очень жалела, что не может показать Семену Дубровник, который находится в Хорватии. — Лучше сейчас туда не ездить… Но и того, что увидел Семен на этой земле, было достаточно, чтобы понять, почему сербы сражаются за каждую ее пядь. До этого он больше видел разрушенные города и селения, вереницы беженцев на дорогах, а здесь впервые в жизни почувствовал, что война далеко. Где-то в другой жизни. Вдоль горных дорог, отличавшихся от российских своей экономной шириной и поразительной гладью, почти не прекращались сады, а в глубине их стояли добротные белостенные дома, крытые красной черепицей. В одном из таких, на окраине Ужице, жил отец Милицы Александр Христич. Но встретиться с ним Семену пришлось уже после гибели Милицы.

http://azbyka.ru/fiction/otrazhenie/

Закрыть itemscope itemtype="" > Месть врага рода человеческого 3-4. Вел. князь Николай Николаевич и сестры-черногорки. Фрейлина С. И. Тютчева и няня М. И. Вишнякова 24.05.2013 1488 Время на чтение 26 минут 1-2. Обвинение в хлыстовстве. Заблуждение архиепископа Феофана 3. Вел. князь Николай Николаевич и сестры-черногорки (1909 г.). Владыка Феофан совершил досадную ошибку, имевшую роковые последствия, т. к. через него неверное отношение к Григорию Распутину стало распространяться в среде и высокопоставленных особ, и столичного духовенства, которые опирались на авторитет владыки, как известного богослова и высокой духовной жизни архипастыря. Но был ли вполне свободен сам владыка Феофан в своем выборе? По всей видимости, нет. Как уже было сказано, он являлся представителем столичного духовенства, вхож в различные круги высшего Петербургского общества, хотя, как свидетельствуют современники событий, и тяготился чрезмерным вниманием к его персоне со стороны сильных мира сего. Как и его пасомые, он был далек от крестьянской России и по своему происхождению, и по своему положению столичного архипастыря. Его принимали в дому Вел. княгини Милицы Николаевны, чей авторитет, как знатока мистических вопросов, был очень высок. Ведь она, по свидетельству владыки Феофана: «знала святоотеческую, мистическую и аскетическую литературу и издала даже собственный труд - «Избранные места из святых отцов»». 16 Влияние Милицы Николаевны и ее сестры Анастасии Николаевны (Станы) на окружающих было очень велико. Не избежали его и Царь с Царицей. Не избежал его и владыка Феофан. Но если Государь с Государыней по прошествии времени отошли от сестер-черногорок, то владыка Феофан, продолжал питать к ним дружеские чувства. А меж тем, отношение Милицы и Станы и к Царской Семье, и к старцу Григорию постепенно менялось и не в лучшую сторону. Для этой перемены причин было несколько и достаточно серьезных. Прежде всего, появление Григория Распутина рядом с Царской Семьей отодвинуло на задний план и черногорских принцесс, и их мужей - Вел. князей Николая и Петра Николаевичей, главным образом, первого. Самолюбие их было задето, что не могло остаться безнаказанным. Но одного этого недостаточно.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010