Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [греч. Ιωαννκιος] († 15.09.1657), патриарх Александрийский (с 9 июня 1645). Род. на Кипре. Церковное служение начал в К-польском Патриархате. В сане митрополита Веррийского участвовал в работе К-польских Соборов 1638 и 1644 гг. На И. как на своего преемника указал перед смертью Александрийский патриарх Митрофан († 1639), однако против его кандидатуры выступил К-польский патриарх Кирилл II Контарис, и патриархом стал Никифор Кларонциан. В это время вновь обострился конфликт между Александрийской Церковью и Екатерины великомученицы монастырем на Синае , связанный со статусом Синайского подворья в каирском р-не Джувания (Джувайния). В этот конфликт были вовлечены др. Церкви правосл. Востока и власти Османской империи. На подворье, где проживала значительная часть синайской братии во главе с епископом, была построена церковь, велось богослужение. Привлекая в свой храм прихожан, синаиты лишали доходов Александрийского патриарха, имевшего в Каире собственную церковь. Патриархи с нач. XVII в. добивались прекращения богослужений в Джувании. Первая фаза конфликта тянулась до нач. 20-х гг. XVII в., когда Синайский еп. Иоасаф примирился с патриархом и отказался от совершения литургий на подворье. После отъезда в нач. 40-х гг. XVII в. патриарха Никифора в Грузию за милостыней синаиты возобновили службы в Джувании, получив на это соответствующие санкции от К-польского патриарха Парфения I (1643) и молдав. кн. Василия Лупу , влиятельного политика империи, оказывавшего щедрое покровительство правосл. Церквам Леванта. По позднейшим утверждениям синаитов, И. в бытность митрополитом Веррийским поддерживал их требования. Вернувшись из Грузии, патриарх Никифор добился отмены разрешений, данных синайским монахам (соответствующая грамота К-польского патриарха Парфения II датируется янв. 1645). Вскоре Никифор умер, и на его место был поставлен И. По прибытии в Египет И. столкнулся с неповиновением синаитов. Несмотря на грамоты в поддержку И., данные Василием Лупу (авг. 1645) и Антиохийским патриархом Евфимием III (июль 1646), и отлучение Синайского еп. Иоасафа К-польским патриархом Иоанникием II и его Синодом (кон. 1646), к к-рым присоединился Иерусалимский патриарх Паисий, синаиты игнорировали требования о подчинении Александрийскому патриарху на его канонической территории. Синайский мон-рь представлял собой самостоятельную республику с сотнями монахов и десятками подворий по всему христ. Востоку; его финансовые и властные возможности были намного больше, чем у Александрийского первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/577954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Печать молдав. господаря Василия Лупу. 1641 г. [Рум. Lupu Vasile] (1595-1661, Стамбул), молдав. господарь (1634-1653). Его происхождение точно не известно. Поскольку Л. В. носил прозвище Василий Албанец, то в лит-ре его часто называют албанцем, но также и балканским влахом, и греком. Его отец, Николае Кочи, занимал гос. должности в Молдавии, а мать, Ирина, была дочерью молдав. боярина. Л. В. получил молдав. престол в апр. 1634 г. в возрасте 40 лет, имея уже большой адм. опыт и занимая различные высокие посты в Молдавском княжестве. В то время усиливалось влияние в Молдавии Османской империи, возрастал размер турецкой дани, появлялись новые обязательства страны по отношению к Порте. Но в начале правления Л. В. османская Турция была занята продолжительной войной с Ираном, и это привело к определенному подъему экономики и культуры в Молдавском княжестве. Вместе с тем шел процесс закрепощения крестьян, получивший отражение в Уложении Л. В.- 1-м печатном своде законов, изданном по его повелению в 1646 г. В качестве юридического источника было использовано римско-византийское право. Свод составила группа юристов первоначально по-гречески, а затем текст перевели на молдавский язык. В Уложении преобладают статьи по уголовному праву, также было законодательно оформлено прикрепление крестьян к земле. Крестьяне сопротивлялись, их вооруженные выступления пресекало правительство. За время господарства Л. В. были казнены 14 тыс. чел. При подавлении одного из народных восстаний, еще до того, как он взошел на престол, Л. В. был ранен. Во внешней политике Л. В. стремился поддерживать хорошие отношения со своим сюзереном - турецким султаном (исправно платил дань Порте) и с Польшей; вел военные действия с валашским господарем Матеем Басарабом, стремясь подчинить себе соседнее Валашское княжество. После начала русско-турецкого конфликта из-за Азова Л. В. установил довольно тесные связи с Россией: направлял туда своих послов и принимал у себя в Яссах российских представителей. В 1642-1643 гг. в Яссах проживал тайный резидент Москвы, один из видных русских дипломатов - А. Л. Ордин-Нащокин. В процессе борьбы украинского казачества против Польши Л. В. первоначально был на стороне поляков, но затем ситуация поменялась и его дочь Руксандра вышла замуж за сына Богдана Хмельницкого Тимофея; другая дочь, Мария, в 1645 г. стала женой крупного литов. магната Речи Посполитой Януша Радзивилла. Весной 1653 г. в Молдавию вступили валашские и венгерские войска, получившие поддержку местной молдав. оппозиции во главе с Георге Штефаном. Л. В. был вынужден бежать в Каменец-Подольский. Ему на помощь пришло казацкое войско во главе с Т. Хмельницким, но силы были неравными. Хмельницкий погиб, а Л. В. потерял престол. Он переехал в Крым, но по приказу султана татар. хан выдал его османским властям, и после продолжительного заточения в Семибашенном замке (Едикуле) Стамбула Л. В. скончался.

http://pravenc.ru/text/2110906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Моцок Василе) (ок. 1590, обл. Вранча - 19.12.1657, монастырь Секу), митр. Молдавский (1632-1653), писатель, поэт, переводчик и педагог. Род. в семье крестьян-резешей, мелких вотчинников (в Крещении предположительно получил имя Василий). Изучил греч. и церковнослав. языки в скиту Зосин, расположенном в окрестностях мон-ря Секу. Пострижен в монашество в мон-ре Секу, со временем стал его игуменом, в 1629 г. возведен в сан архимандрита. Был духовником молдав. господаря Мирона Барновского. В 1628 г. в составе посольства в Россию посетил Москву и Киев. С 23 сент. 1632 г. в сане митрополита. В 1639 г. был одним из 3 кандидатов на Патриарший престол Константинополя. В 1653 г. удалился на покой в мон-рь Секу. Первосвятительское служение В. проходило в годы правления господаря Василия Лупу и стало временем расцвета молдав. церковной и светской культуры. В 1639 г. В. освятил храм Трех святителей в г. Яссы, участвовал в торжественном перенесении во храм мощей св. Параскевы. В многосторонней деятельности В. особенно важны его труды по изданию учительной лит-ры. Еще будучи игуменом, он перевел «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника. В 1640 г. при мон-ре Трех святителей была основана первая типография, для к-рой митр. Киевский Петр (Могила) прислал мастеров-печатников и оборудование. Первым изданием, выпущенным в типографии, стала соборная грамота состоявшегося в 1642 г. т. н. Собора в Яссах, на к-ром было одобрено «Православное исповедание» Петра (Могилы). В 1643 г. в Молдавии вышло «Учительное Евангелие, или Казания», составителем к-рого был В. Это собрание переводов с церковнослав. проповедей и слов различных греч. и слав. авторов. В основу книги, как выяснил совр. румын. исследователь П. Олтяну, был положен труд греч. богослова XVI в. Дамаскина Студита «Книга, называемая Сокровище» (греч. Βιβλον νομαζμενον Θησαυρς), напечатанный в 1557-1558 гг. в Венеции. «Казания» начинается «Общим словом» молдавского господаря Василия Лупу, затем следует «Слово к читателю», автором к-рого был В. 1-я ч. книги содержит 54 воскресные проповеди, 2-я - 21 проповедь на праздники Господские и на дни памяти нек-рых святых. Книга украшена гравюрами на дереве мастера Илии, иллюстратора книг, напечатанных в Киеве и во Львове. Язык «Казании» выразителен и пластичен, близок к народному.

http://pravenc.ru/text/154197.html

Кишинёв. Неизвестная часовня-памятник на роднике генерала Пиона. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1937. Год утраты:Не установлен. Адрес: г.Кишинёв, ул. Василия Лупу Координаты: 47.022542, 28.814319 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В одно воскресенье, 21 ноября 1937 г. в 11 часов 30 минут где-то на окраине Кишинёва у Боюканской дороги состоялась церемония открытия родника. Мы знаем об этом, потому что сохранилась листовка-приглашение на это событие. Текст в ней гласит следующее: «Родник генерала Пиона. Этот памятник-родник в форме креста, который был обустроен мною на Боюканской дороге к 20-летию побед румынской армии у Мэрэшть и Мэрэшэшть для того, чтобы восславить Господа, который помог нам и всем тем, кто пожертвовал собой, кто боролся и продолжает бороться и способствовать Воссоединению и Вознесению Румынского Народа, будет освящён в воскресенье 21 ноября в 11-30. Приглашаем на эту церемонию Вас и всех тех, которых Вы сможете убедить прийти для того, чтобы самим увидеть и убедиться, что любое место можно освятить через жертвы и труд на благо общества; чтобы понять, что речь идёт не только о родниковой воде, исходящей из памятника для утоления жажды, а о «живом воспитании» нашего народа, благодаря которому он не будет мучаться жаждой вовеки». Кто же этот генерал Пион, по инициативе которого окраина Кишинёва обзавелась новой достопримечательностью? Пион (Павел Ион) Джеорджеску родился 25 декабря 1883 г. в Зэноага, жудец Долж. Участвовал в Первой Мировой Войне. С 1932 по 1937 г.г. был командующим артиллерийской дивизией в Кишинёве. Казармы дивизии располагались в Боюканах. Умер Джеорджеску Пион в 1956 г. Теперь ясно, почему памятник возник на Боюканской дороге (она вела из Кишинёва к казармам артиллеристов), и почему он был построен в 1937 г. - это последний год службы генерала в столице Бессарабии. Открытие и освящение родника прошло 21 ноября 1937 г. при большом стечении публики. Присутствовали чиновники, военные, духовенство, учащиеся и просто жители окрестностей. Родник находился на повороте Буюканского спуска. Перед началом церемонии на ступенях родника были заботливо расставлены пучки соломы. Солому расставили для того, чтобы участники церемонии не заляпали ступени грязью, коей в этот ноябрьский день здесь было полно. После церемонии первым с речью выступил Димитрие Попеску-Морошоая. После Димитрие Попеску-Морошая с речью выступил и сам генерал Пион. На открытии родника пел хор учащихся Теологической Семинарии. Хоть родника уже давно нет, но появилась надежда, что в скором времени его восстановят на его первоначальном месте. По крайней мере, о существовании таких планов известно.

http://sobory.ru/article/?object=41021

Яссы. Ясский Трёхсвятительский монастырь. Церковь Трёх Святителей. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Уникальное творение молдавской архитектуры, ктиторство господаря Василия Лупу, церковь Трех Святителей первоначально входила в монастырский комплекс, из которого сохранился лишь готический зал, в котором сегодня располагается Музей средневекового искусства. Церковь Трех Святителей предназначена была стать резиденцией Митрополии Молдовы, но и должна была превзойти великолепием и пышностью любой другой православный храм того времени. Монастырь был построен в 1637-1639 годах и был освящен митрополитом Варлаамом 6 мая 1639 года. Усилия зарубежных строителей, доставленных в Яссы из-за морей (архитектор церкви – Ианаке из Константинополя – был армянином) в полной мере отвечали амбициям ктитора: церковь Трех Святителей вызывала восхищение посетителей с момента ее освящения в 1639 году. Церковь была построена из срезанных известняковых блоков, склеенных расплавленным свинцом. План церкви Трех Святителей в общих чертах не отличается от плана молдавских церквей той эпохи. Храм построен в форме удлиненного триконха, с двумя барабанами купола, одним над пронаосом и другим – над наосом. Фасады церкви разделены на два яруса витым поясом, характерным элементом церквей в семнадцатом веке. В орнаменте фасада чувствуется восточное влияние, в частности, можно увидеть армянские, грузинские, персидские, арабские и турецкие мотивы. Можно определить элементы, выполненные в духе русского, западно-барочного и местного стиля. Окна декорированы наличниками с карнизами и резными подзорами. Внешние декоративные элементы несравненного богатства создают впечатление настоящей вышивки в камне. Можно различить витые пояса, ромбы, круги, розетки, цветы, чешую и т.д. Многие элементы орнамента имеют аналоги в народной резьбе из дерева. В общей сложности на поверхностях фасадов можно пересчитать тридцать фризов, опоясывающих здание, с различными декоративными элементами. Оригинальная роспись церкви была выполнена «золотом и лазурью» в 1641-1642 годах русскими мастерами Сидором Поспеевым, Яковом Гавриловым, Дейко Яковлевым и Пронкой Никитиным, лучшими художниками царского двора. Им помогали молдавские мастера Николай Зугравул и Штефан Зугравул.

http://sobory.ru/article/?object=36377

Святейший Патриарх Алексий посетил церковный детский дом в Кишиневе 13 ноября 2005 г. 14:57 Предстоятель Русской Церкви, находящийся с Первосвятительским визитом в Молдове, сегодня в сопровождении митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира , президента РМ Владимира Воронина, председателя парламента РМ Мариана Лупу, премьер-министра РМ Василия Тарлеева и др. представителей государственного руководства посетил церковный детский дом «Праведный Иосиф».  Этому предшествовал визит в Кишиневскую митрополию , где за участие в деле возрождения православия на молдавской земле Святейший Патриарх наградил спикера парламента М. Лупу и премьер-министра республики В. Тарлеева орденами св. блгв. кн. Димитрия Донского II степени. Его Святейшество встретился с воспитанниками детского дома «Праведный Иосиф» (всего здесь воспитываются около шестидесяти человек), побеседовал с его руководством и рядовыми сотрудниками. Детский дом «Праведный Иосиф» находится на совместном попечении Кишиневской митрополии Московского Патриархата и молдавского государства. В знак благодарности за Первосвятительское посещение и на память о детском доме его воспитанниками и их наставниками Святейшему Патриарху была преподнесена в дар вышитая бисером икона святителя Митрофана Воронежского. Предстоятель Русской Церкви принял участие в закладке капсулы в основание будущего храма во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который будет построен при детском доме «Праведный Иосиф». Капсула содержит грамоту следующего содержания: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Основася сия церковь в честь и память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при святительстве Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и при президенстве Владимира Николаевича Воронина в лето от Рождества во плоти Бога Слова 2005-е 31 октября (13 ноября)». На этом официальная программа Первосвятительского визита была завершена. Сегодня вечером делегация возвращается в Москву. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/57064.html

Архив Пн Митрополит Кишиневский Владимир и священнослужители Православной Церкви Молдовы удостоены государственных наград 1 июля 2011 г. 13:50 28 июня 2011 года в резиденции Президента Молдавии состоялось награждение Предстоятеля и священнослужителей Православной Церкви Молдовы. Высокие государственные награды вручил и.о. главы Республики М.И. Лупу. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , удостоенный ордена Богдана Основателя, выразил благодарность руководству страны. «Православная Церковь Молдовы стремится к плодотворному сотрудничеству с государственными структурами с целью воспитания и сохранения культурно-нравственных ценностей нашего народа. Испокон веков Церковь была рядом с государством и ее руководством — в радости и беде, помогая советом и молитвой во время тяжелых испытаний. И впредь духовенство Православной Церкви Молдовы будет верно служить народу, частью которого оно является», — отметил владыка. Высоких наград были удостоены: Наряду со священнослужителями государственными наградами были отмечены врачи, учителя и деятели культуры, сообщает сайт Православной Церкви Молдовы . Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1552301.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРНОВСКИ Барновски [румын. Barnovschi] (1-я треть XVII в.), ц. Успения Божией Матери в г. Яссы (Румыния), названная по имени ктитора мон-ря молдав. господаря Мирона Барновского (1626-1629, 1633). По свидетельству летописца Мирона Костина, не было прежде правителя, к-рый за короткое время возвел бы столько храмов. Фома Кантакузино, бывш. постельничий, рассказывал о том, что «по ночам много раз видел его усердно молящимся коленопреклоненным перед иконами». Барновский подарил храму и складывавшемуся вокруг него мон-рю с. Топорэуци и посвятил мон-рь «святой и великой церкви города Иерусалима», где «начало, и глава, и крепость веры нашей». В июле 1629 г. господарь был вынужден покинуть страну, и завершить строительство, начатое 9 мая 1627 г., было поручено постельничему Янку Костину и Матею Гаврилашу (впосл. великий логофет). Средства на это предполагалось получить от продажи недвижимости, имевшейся у Барновского в Польше. Диак. Павел Алеппский, посетивший ясский мон-рь в 1653 г., оставил его подробное описание и утверждал, что останки Барновского были перевезены в церковь его имени в правление господаря Василия Лупу (1634-1653). В сер. XVII в. храм был покрыт двускатной кровлей, имел 2 главы, увенчанные большими позолоченными крестами. В наос открывались полуциркульные апсиды; в пронаосе находились хоры для женщин. Аркада с колоннами, отделявшая наос от пронаоса, что было характерно для памятников 1-й пол. XVII в., была сломана, когда мон-рь стал резиденцией правосл. вост. патриархов, в храме проходили торжественные службы, собиравшие мн. паломников. По описанию диак. Павла Алеппского, существовал закрытый притвор с главой, в XVIII в. к нему пристроили еще и открытый притвор с 4 круглыми колоннами. В храме был большой иконостас, украшенный богатым орнаментом в виде виноградных гроздей и лоз, унизанных позолоченными и окрашенными зеленой краской листьями. Киворий над св. престолом во многом повторял киворий в церкви мон-ря Галата . По преданию, когда турки казнили в К-поле господаря Мирона Барновского, через его храмовый портрет, где он изображен на белом коне, прошла глубокая трещина. Фасады храма, имеющего прямоугольный план, декорированы 2 рядами удлиненных вертикальных ниш, один ряд проходит над окнами, второй - под ними. 12-гранный барабан главы, расположенной над наосом, отличается значительным диаметром и не имеет базы. Рядом с храмом возвышается мощная двухъярусная башня-колокольня, сложенная из массивных каменных блоков, сохранились настоятельские покои, перестроенные во 2-й пол. XVIII в. Лит.: Monumente istorice bisericeti din mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974. Рубрики: Ключевые слова: АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/77574.html

Начиная с Михая Храброго (который посвятил церковь Михай-Водэ в Бухаресте афонскому монастырю Симонопетра), румынские правители жаловали православным монастырям из-за границы много поместий, лесов, виноградников, прудов с рыбой, фабрик, магазинов. Такими преимуществами пользовались монастыри горы Афон, горы Синай, скальные монастыри Метеоры, Кипра, Патмоса, Родоса, Пароса, Халки, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов. Пожертвования продолжались вплоть до секуляризации монастырских земель в 1863 году, которая произошла в правление Александру Иоанна Кузы, что способствовало сохранению Православия в годы Оттоманского правления. Среди румынских правителей этого периода особое место занимает Нягое Бессараб, который выделялся своей щедростью по отношению к православным монастырям со всего Востока, от горы Афон до Иерусалима. Именно он построил монастырь в Куртя-де-Арджеш, он также является первым румынским церковным писателем. Его книга, затрагивающая религиозные, но также и политические вопросы, посвященная его сыну Теодосию, является важнейшим памятником румынской мысли, изложенной на славянском языке. В этом процессе выделялись некоторые духовные лица, из них отметим лишь некоторых: Митрополит Варлаам, служивший во времена Василия Лупу и напечатавший Евангелие учительное ( " Казания " ), в 1643 году, и митрополит Досифей в Молдове. Он считается первым великим румынским поэтом (Псалтырь в стихах, 1673). Он также зарекомендовал себя великим писателем ( " Жития святых " , в 4-х томах), первым переводчиком мировых театральных постановок, именно он впервые издал литургические книги в Молдове. В Валахии мы отметим митрополита Анфима Ивиряну, одного из великих иерархов, цензора типографий в Бухаресте, Брашове, Снагове, Рымнике, где было издано 60 книг на румынском, греческом, славянском и арабском, это он завершил процесс романизации религиозных служб, он был автором хорошо известных Дидахи, основателем монастыря Всех Святых в Бухаресте. Он служил во время правления Константина Брынковяну, последнего румынского господаря в Валахии, принявшего мученическую кончину в Константинополе вместе со своими сыновьями в 1715 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) После вторичного низложения Кирилла I (1635) А. П. уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ веры. Вскоре А. П. был призван своими сторонниками в К-поль, где в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) А. П. был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии А. П. пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. А. П. отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц. Екатерины. Тогда же он написал «Гимн Пресвятой Богородице», а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 г. А. П. вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества А. П. произнес проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, А. П. отправился в Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр. 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем Алексеем Михайловичем . В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев мон-рь. Текст последнего послания свт. Афанасия III Пателлария царю Алексею Михайловичу, в котором он упоминает о «Слове понуждаемом», 22 марта 1654 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 513) Текст последнего послания свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010