А.А. Половцов Панютин, Василий Константинович Панютин , Василий Константинович, генерал-майор, филантроп; из дворян Черниговской губернии, родился в 1788 году. О первых годах его жизни сведений не имеется по настоящее время; известно только, что в 1806 году, июня 16-го, он поступил на службу канцеляристом в Тульское Губернское правление и был произведен в чин коллежского регистратора 31-го декабря 1809 года. Это дает основание предполагать, что Панютин получил только одно домашнее образование. При наступлении отечественной войны 1812 года, сочувствуя общему движению, охватившему население при вступлении врагов в пределы отечества, Панютин вступил в ряды армии, был зачислен прапорщиком в тульское ополчение 17-го августа 1812 г., имея от роду 24 года, и стоял на аванпостах по берегам Оки с сентября по 7-е ноября 1812 года. После этого он вместе с тульским ополчением подвинулся к западной границе, перешел ее и следовал за войсками чрез герцогство Варшавское в Пруссию, где участвовал в обложении Данцига и его осаде. Это дало ему случай участвовать во многих делах с французами, происходивших под стенами этой крепости, после сдачи которой он вместе с прочими войсками был направлен к берегам Рейна. В 1814 году (12-го декабря) Панютин по желанию своему был переведен корнетом в Литовский уланский полк и стал довольно быстро повышаться в чинах, так что в 1817 году он был уже штабс-ротмистром. Увлекшись довольно распространенной в то время в военном обществе карточной игрой, Папютин проиграл до четырех тысяч казенных денег и, не имея средств их пополнить, обратился непосредственно к императору Александру I с прошением о всемилостивейшем вспоможении, обещая последующей службой своей сделаться достойным таковой монаршей милости. Великодушный монарх не отказал ему в своей помощи, и Панютин, избегнув этим гибельных последствий, старался своей службой исполнить данное обещание. Переведенный в 1818 г. в Сибирский уланский полк, Панютин был отправлен в Харьковскую губернию для покупки ремонтных лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Антон Анатольевич Горский Глава седьмая. Отцовская стратегия, собственная тактика: Василий Дмитриевич (1389–1425) Василий Дмитриевич стал первым великим князем владимирским, который взошел на свой стол без того, чтобы по смерти предшественника лично съездить за ярлыком в Орду. Очевидно, в Москве были уверены, что у Тохтамыша просто не будет других вариантов, поскольку никто из русских князей не осмелится оспаривать у Василия великое княжение. В 1391 г. на территорию Орды вторглась армия Тимура. Тохтамыш потерпел серьезное поражение, но жизненно важные центры его государства не подверглись разорению (Тимур не переходил на правобережье Волги) 678 . А в следующем году великий князь Василий Дмитриевич добился крупного успеха – ему удалось овладеть нижегородским княжением. Нижегородским князем в это время оставался Борис Константинович. С конца 1388 г., как говорилось выше, он находился в Орде и вернулся в Нижний только в 1391 г. Источники молчат о каком-либо «пожаловании» полученном Борисом от хана, но можно допустить, что «волости», которых он «соступился» племянникам в 1388 г., были ему возвращены, так как позднее, в 1393 г., уже после утери Борисом Нижнего Новгорода, он сохранял владения в Посурье 679 . По поводу того, как происходило присоединение Нижнего Новгорода к владениям великого князя московского, среди исследователей существует расхождение во мнениях, связанное с тем, что одни летописи говорят об одной поездке Василия в Орду с целью получения Нижегородского княжества, а другие – о двух. Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев представляли присоединение Нижнего как однократный акт – в 1392 г. Василий Дмитриевич поехал к Тохтамышу, получил ярлык на Нижний Новгород, и осенью того же года Борис Константинович был сведен с нижегородского стола 680 . А. В. Экземплярский , поначалу разделивший такую трактовку событий 681 , позже склонился к мнению, что после овладения Нижним Василий совершил еще одну поездку к Тохтамышу; если в результате первой он получил ярлык на Нижегородское княжение, то теперь хан «утвердил» за ним Нижний Новгород 682 . Тезис об «утверждении» Нижегородского княжения за Василием в результате второй поездки был повторен А.Е. Пресняковым, причем возвращение великого князя из нее он отнес к 1394 г. 683 Л.В. Черепнин высказался в пользу тезиса, что имела место одна поездка Василия в Орду 684 . Из такого же представления исходит В.А. Кучкин 685 . Я.С. Лурье, напротив, развил точку зрения о «двухэтапности» присоединения Нижнего Новгорода: приехав в Орду в первый раз, в 1392 г., Василий ярлыка не получил, а только заручился поддержкой какой-то части татарской знати; с ее помощью он захватил Нижний; после этого, в 1393 г., Тохтамыш задним числом выдал Василию ярлык 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антон Анатольевич Горский Глава шестая. К победам военным и дипломатическим: Дмитрий Иванович (1359–1389) Кончина Ивана Ивановича 13 ноября 1359 г. совпала с началом новой, теперь продолжительной, «замятии» в Орде 461 . По смерти хана Бердибека сменивший его Кульпа царствовал всего пять месяцев и был убит Наврузом. К последнему и отправились «вси князи Роусьскыи» 462 . К этому их вынуждала как смена хана, так и кончина великого князя владимирского: требовалось подтвердить свои владельческие права. Главным же вопросом была судьба великого княжения. Новому московскому князю, сыну Ивана Ивановича Дмитрию было всего 9 лет (р. 12 октября 1350 г.), и Навруз предпочел ему нижегородского князя Андрея Константиновича (сына Константина Васильевича). Андрей (не имевший склонности к государственной деятельности) отказался от ярлыка в пользу своего младшего брата Дмитрия, князя суздальского; 22 июня 1360 г. Дмитрий Константинович занял владимирский стол 463 . Потеря великого княжения означала, что из-под власти московского князя уходит обширная территория великого княжества Владимирского (с городами Владимиром, Переяславлем, Костромой, Юрьевом-Польским, Дмитровом, Ярополчем). Одновременно Галицкое княжение было передано ханом Дмитрию Борисовичу, сыну последнего дмитровского князя, а Сретенская половина Ростова, которой завладел еще Иван Калита в 1332 г. (когда к нему отошло все великое княжение) была возвращена ростовским князьям 464 . Фактически владения князей Московского дома вернулись почти к границам 1327 г. – времени до получения Иваном Калитой ярлыка на великое княжение владимирское (за исключением юго-запада – «мест рязанских», вошедших в состав именно Московского, а не великого Владимирского княжества). Тем временем (еще до прихода Дмитрия Константиновича во Владимир) Навруз был убит другим претендентом на ордынский престол Хызром (Хидырем). В 1361 г. его посетили Дмитрий Московский, Дмитрий Константинович с братом Андреем и Константин Ростовский. Дмитрий Иванович уехал из Орды ранее других князей (о каких-либо пожалованиях летописные известия молчат – очевидно, новый хан только подтвердил существовавшее положение), и тем самым избежал участи быть свидетелем новой вспышки замятии: Хызр был убит, и появилось сразу несколько претендентов на престол; сильнейшими из них стали Мюрид (Мурат) и Абдулла, от имени которого действовал эмир («князь ординьскыи») Мамай. Кроме того, два представителя ордынской знати, не принадлежавшие к ханскому роду, стали фактически независимы от центральной власти: Болактемир начал править в Волжской Булгарии, а Тагай в Наручади (район современного Наровчата) 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, И. происходил из мелкого шляхетского рода. И. Франко отождествил писателя с «паном Вишеньским», к-рый, как известно из униат. полемического соч. «Антиризис, или Апология против Христофора Филалета» (написано в 1599 Ипатеем Потеем и отредактировано Д. Ленчицким), в 1593 г. являлся одним из слуг кн. Константина Константиновича Острожского. С данной гипотезой можно согласиться. Как сообщается в «Антиризисе...», пан Вишенский вместе с др. острожским полемистом - Василием Суражским , также упоминаемым как слуга князя, привез из Люблина во Владимир письмо кн. Константина Константиновича от 21 июня 1593 г. недавно хиротонисанному Владимирскому и Берестейскому еп. Ипатию Потею (РИБ. Т. 19. Стб. 575). В этом письме кн. Константин писал о возможности заключения унии правосл. и католич. Церквей на определенных условиях. Василий Суражский и пан Вишенский упоминаются как лица, сведущие в церковных вопросах. В соч. И. «Извещение краткое о латинской прелести...» (между 1588 и 1596) содержатся ссылки на кн. «О единой истинной православной вере» Василия Суражского, имеется ряд параллелей с этим сочинением, что может свидетельствовать о знакомстве авторов. Косвенным доказательством принадлежности И. к шляхте служит отразившееся в его сочинениях хорошее знание быта и нравов правосл. дворянства в Польско-Литовском гос-ве. В сочинениях И. также заметно его особое отношение к кн. Константину Константиновичу Острожскому. В отличие от других правосл. писателей того времени, прославлявших князя как главного защитника Православия в Речи Посполитой, И. не писал о заслугах киевского воеводы перед православными, напротив, полемист упомянул смерть его сына-католика Константина, скончавшегося в 1588 г. бездетным, как пример того, какими последствиями грозит измена Православию. По-видимому, знание повседневной жизни князей Острожских - наиболее богатых правосл. магнатов в Польско-Литовском государстве - не позволяло И., проповеднику строгого аскетизма, написать апологию кн. Константину Константиновичу.

http://pravenc.ru/text/469466.html

ГЛАВА ПЕРВАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ДИМИТРИЕВИЧА (1389–1425) Присоединение к Москве княжества Нижегородского. – Столкновение великого князя с дядею Владимиром Андреевичем Донским. – Договоры великого князя с родными братьями. – Отношения к Новгороду Великому. – Внутренние движения в Новгороде. – Ссора Новгорода со Псковом. – Отношения Москвы к Рязани и Твери. – Усобицы между тверскими князьями. – Нашествие Эдигея на Москву. – Отношение великого князя к татарам после Эдигеева нашествия. – Отношения литовские: взятие Смоленска Витовтом; намерение Витовта овладеть Новгородом; битва Витовта с татарами на Ворскле; вторичное взятие Смоленска Витовтом; борьба московского князя с литовским и мир на Угре; взгляд летописца на литовские и татарские отношения. – Отношения Литвы к Польше и Тевтонскому ордену. – Борьба Пскова и Новгорода с Ливонским орденом. – Борьба Новгорода со шведами. – Смерть Василия Димитриевича. – Его духовные грамоты. – Бояре Василия Молодой сын Донского в самом начале княжения своего показал, что останется верен преданию отцовскому и дедовскому. Через год после того, как посол ханский посадил его на великокняжеский стол во Владимире, Василий отправился в Орду и купил там ярлык на княжество Нижегородское, которое незадолго перед тем выпросил себе в Орде же Борис Константинович. Услыхав о замыслах Васильевых, Борис созвал к себе бояр своих и стал говорить им со слезами: «Господа и братья, бояре и друзья мои! вспомните свое крестное целование, вспомните, как вы клялись мне». Старшим боярином у него был Василий Румянец, который и отвечал князю: «Не печалься, господин князь! Все мы тебе верны и готовы головы свои сложить за тебя и кровь пролить». Так он говорил своему князю, а между тем пересылался с Василием Димитриевичем, обещаясь выдать ему Бориса. Василий на возвратном пути из Орды, доехавши до Коломны, отправил оттуда в Нижний Тохтамышева посла с своими боярами. Борис сначала не хотел пускать их в город, но Румянец стал говорить ему: «Господин князь! посол ханский и бояре московские идут сюда за тем, чтоб мир покрепить и любовь утвердить вечную, а ты сам хочешь поднять брань и рать; впусти их в город; что они могут тебе сделать? Мы все с тобою». Но только что посол и бояре въехали в город, как велели звонить в колокола, собрали народ и объявили ему, что Нижний принадлежит уже князю московскому. Борис, услыхав об этой новости, послал за боярами и стал говорить им: «Господа мои и братья, милая дружина! вспомните крестное целование, не выдайте меня врагам моим». На это отвечал ему тот же Румянец: «Господин князь! не надейся на нас, мы уже теперь не твои и не с тобою, а на тебя». Борис был схвачен. Немного спустя приехал в Нижний Василий Димитриевич, посадил здесь своих наместников, а князя Бориса с женою, детьми и доброхотами велел развести в оковах по разным городам и держать за крепкою стражею. По тому же ярлыку кроме Нижнего Василий приобретал Городец, Муром, Мещеру, Тарусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Путь Кирилла Лаврова к родному храму К 95-летию со дня рождения великого артиста! 07.09.2020 1945 Время на чтение 10 минут Народный артист СССР Кирилл Юрьевич Лавров – признанный корифей русского и советского искусства. Всем хорошо известны и любимы его роли. Героям Лаврова веришь безоговорочно. Кирилл Лавров не играл роли, он проживал жизнь своего персонажа. В советское время не было человека, который не знал бы этого актера. К сожалению, в настоящее время молодое поколение забывает о нем. Мне кажется, что такие имена должны оставаться в памяти поколений, потому что они несут большой потенциал нравственности и патриотизма. Они являются связующим звеном разных эпох нашей истории. В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Кирилла Юрьевича Лаврова и это хороший повод напомнить о нём и его наследии. В жизни Лаврова, как часто бывает с личностями такого масштаба, отразилась вся сложная и трагическая эпоха революционных и социальных потрясений в истории России ХХ и XXI веков. По его жизни можно писать учебник истории. Кирилл Лавров родился через год после смерти Ленин в 1925 году городе Ленинграде при Иосифе Сталине, а умер в один год и даже месяц с Борисом Ельциным (с разницей в три дня) в 2007 году в городе Санкт-Петербурге при Владимире Путине . Катаклизмы и исторические потрясения прошли через семью и жизнь Лаврова. Дед актера, Сергей Васильевич Лавров, эмигрировал из революционной России в Сербию, где в Белграде до сих пор сохраняется его могила (знаменательно, что на этом же кладбище погребен племянник игумении Таисии, Аполлинарий Константинович Солопов). А бабушка с его матерью осталась в Ленинграде. В годы войны 17-летний Кирилл Лавров добровольцем ушёл на фронт, потом окончил Астраханскую военную авиационную школу, служил на Курилах - в бомбардировочном полку на известном ныне всей стране острове Итуруп. Творческую жизнь актера, которая для него была наследственной, он начал на сцене Киевского театра русской драмы им. Леси Украинк и, а затем был приглашен в знаменитый Большой драматический театр в Ленинграде.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/02/pu...

Злобин , Константин Константинович, сын Злобина Константина Васильевича, тайный сов., директор Государственного и Петроградского Главного Архива Министерства иностранных дел. Родился в г. Вольске 10 марта 1814 г., умер в Самаре 31 августа 1877 г. Получив первоначальное воспитание в одном пансионе, содержавшемся в Петрограде иностранцем, он поступил в Петроградский университет по юридическому факультету, окончив который со степенью кандидата 31 марта 1834 г., начал службу в министерстве внутренних дел по департаменту полиции исполнительной. 7 сентября 1836 г. он перешел вторым переводчиком в департамент внутренних сношений министерства иностранных дел, а 19 сентября 1838 г. старшим столоначальником в азиатский департамент, где последовательно был начальником отделения (1 декабря 1843 г.) и вице-директором (14 апреля 1856 г.). 21 октября 1861 г. З. Высочайшим приказом был назначен управляющим Петроградским Главным Архивом министерства иностранных дел. Управляя Государственным архивом со дня смерти управляющего тайного сов. Гильфердинга, т. е. с 5 января 1861 г., З. 14 апреля 1864 г. был назначен первым директором обоих архивов. В их устройстве и деятельности произошли в шестидесятых годах значительные улучшения. С разрешения канцлера князя Горчакова был открыт доступ ученым в Государственный архив; 19 января 1863 г. были Высочайше утверждены правила для допущения ученых к занятиям; министерство в 1868 году предоставило директорам архивов право допускать посторонних лиц к занятиям в архивах. Научная разработка сокровищ Государственного архива была значительно облегчена разбором всех его дел, произведенным в 1864–1870 гг. З. при содействии историка-академика П. П. Пекарского; дела архива распределены были систематически по XXVIII разрядам и всем им составлены описи и общий алфавитный указатель имен. Последний является исключительно трудом З. и свидетельствует о его удивительной настойчивости и работоспособности. Ему пришлось предварительно сделать записи на карточках числом более 21000 шт., а затем содержание карточек заносить собственноручно в алфавитном порядке в особые тетради, которые были переписаны самим З. с 11 марта по 18 октября 1871 г. в книгу из 623 листов gr. f°.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Летописные повести о монголо-татарском нашествии Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина В начале XIII в. из ряда восточных народов образовалось могущественное государство Чингисхана. После завоевания Средней Азии монголо-татары продолжали продвижение на запад. В 1223 г. тридцатитысячный отряд под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать им помощь, и коалиция, состоявшая из большинства князей, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами на р. Калке. Татары преследовали русских до Днепра, но вторгнуться в пределы Руси не решились. Таково было первое знакомство русских людей с грозными завоевателями. В 1235 г. на курултае в Каракоруме было принято решение об общем походе на запад, и во главе войска был поставлен Батухан (Батый). В конце 1236 г. монголо-татары разгромили Волжскую Болгарию, а зимой 1237 г. подошли к Рязанскому княжеству. В условиях княжеских распрей Русь не могла осуществить организованный отпор завоевателям. Значительное численное превосходство (в татарском войске насчитывалось 120–140 тысяч воинов), использование сложной осадной техники, заимствованной у китайцев, также предопределили успех монголо-татарского нашествия. Рассеяв рязанское войско, монголо-татары осадили Рязань и взяли ее штурмом на шестой день. После этого они двинулись на Владимирское княжество. Около Коломны отряды Батыя разгромили значительное войско, собранное Юрием Всеволодовичем Владимирским. Захватив Коломну и Москву, монголо-татары осадили Владимир, который был взят и опустошен 7 февраля 1238 г. По свидетельству летописи в течение февраля месяца были взяты и разграблены 14 городов. В сражении на реке Сити Батый уничтожил остатки владимирской рати во главе с Юрием Всеволодовичем, Васильком Константиновичем и другими владимирскими князьями. После двухнедельной осады захватчики взяли Торжок и двинулись на Новгород. Однако из-за весенней распутицы сильно поредевшее войско Батыя вынуждено было повернуть назад и возвратиться в южные степи, не дойдя до Новгорода. Отходя на юг, монголо-татары разорили окраины Черниговского и Смоленского княжеств; особое мужество проявили жители маленького городка Козельска, семь недель отбивавшие штурм татарских войск – не случайно Батый назвал Козельск «злым городом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения Приложение первое «Перечневая роспись» монастырских дворов В подтверждение высказанных выше наблюдений относительно благосостояния северных общежитий «понизового» происхождения сравнительно с обеспечением монастырей новгородских колоний, приводим по рукописи XVII-ro века 976 «перечневую» «роспись ис переписных книг», «сколко за кем числом крестьян» 977 , заключающую в себе древнейшие (насколько нам известно) итоги подворного монастырского землевладение. Роспись эта, как видно из ее содержания и заглавия, приданного в оглавлении, составлена на основании переписных книг 154 и 155 (164 5 / 7 ) годов и на основании «приходной книги». На первый источник ссылается «роспись» при перечислении монастырских дворов на Двине: «Двина. Выписано из переписных из двинских книг писма Ивана Философова да подъячево Козмы Патрекиева да из кольских книг переписки Левонтья Назарьева. Писано в двинском в кольском уезде 154-го и 155-го» годов 978 . Кроме того – по указанию издаваемой росписи за патриархом числилось 6433 двора, а Монастырский Приказ в течение времени с 1654 по 1666 год и Приказ хлебного сбору в 1666 году считали в патриарших вотчинах 6432 двора и такой счет, по мнению о. прот. М. И. Горчакова, основывали, без сомнения, на переписных книгах 1646 года 979 . Действительно ко времени последующей переписи 1676–1678 годов число патриарших дворов уже значительно возрасло 980 Неоднократно в «росписи» упоминается и «приходная книга» особенно в тех случаях когда цифры ее расходятся со «списком». Время извлечения данных «росписи» из этих источников относится к периоду между 21 мая 1653 года (когда получил боярство упоминаемый здесь боярин Василий Борисович Шереметев) 981 и 6 декабря 1654 года, когда Иван Афанасьевич Гавренев, называемый здесь думным дворянином, был пожалован в околничие 982 или (если доверять сведениям «послужного списка бояр» о пожаловании Матюшкина в яселничие) ко времени с 21 мая 1653 года по сентябрь 1654 года 983 . Монастырское подворное землевладение в этом документе 984 представлено в форм прочно установившегося и первостепенного по своей государственной важности института, пред которым тускнели цифры дворов, принадлежавших высшей иерархии и боярству, хотя и не в той мере, в какой представляли это иностранцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Реферат этот был прочитан в заседании 22 марта 1902 года в Императорском Обществе любителей древней письменности. Кроме отрывков, принадлежащих к источникам греческим, в состав древнейших наших летописных сводов входят известия двоякаго рода: краткия погодныя записи (о военных и других событиях) в отдельныя сказания (в извлечениях). Известия перваго рода были, вероятно, первоначально приписками к переводной хро­нике Георгия Амартола, или летописца патр. Никифора, или еллинскаго летописца, и подобными готовыми записями могли пользоваться сводчики значительно позже самих со­бытий для целей спецально русскаго летописания. Другаго рода известия состоят из более связных и обширных разсказов, которые в летописных сводах распределяются иногда под разными годами и восходят к отдельным произведениям. существовавшим в русской письменности ранее «Повести временных лет». Появление таках сказаний нравоучительнаго характера легко поддается обяснению. Жития и назидательные разсказы, назначавшиеся для церковнаго употребления, должны были предшествовать летописям, как памятникам более сложным. Несколько наблюдений над источниками летописных известий последняго вида, относящихся к жизни св. Владимира, и имеет в виду настоящая заметка. Центральное место в летописном разсказе о св. Владимире занимает сказание о крещении князя, начинающееся под 6494 годом известием об испытании вер и о беседе св. Владимира с философом. При изучении этого сказания в том виде, в каком оно сохранилось под 986–1015 гг. в Новгородской пер­вой летописи и в «Повести временных лет », нельзя не придти к выводу, что оно содержать разсказ, составленный при помощи нескольких источников уже в то время, когда сложились разноречивыя известия об этом событии. О месте крещения св. Владишра сам летописец под 988 годом замечает: «Се же не сведуще право, глаголют, яко крестился есть в Киеве; инии же реша в Василеве; друзии же инако скажют» (Лавр. 3 , 109). Ясно, что летописец из противоречивых разсказов об одном и том-же событии выбирал сведения наиболее достоверныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010