Царь Феодор Иоаннович 8 Борис Годунов Царь Феодор Иоаннович взошёл на престол в 1584 году, скончался в 1598 году, царствовал около 14 лет. Его имени вы не услышите никогда в числе великих государей, прославивших Россию; об его жизнеописании никто и не подумал. Но если России обязана помнить времена благополучия, данные ей Богом, если она должна помнить царей, при которых процветала в счастье и тишине, она должна помнить царя Феодора Иоанновича. Отец его был царь всей земли Русской, Иван Васильевич IV, которого снисходительный суд потомства прозвал Грозным; иностранцы-современники называли его кровопийцею; Русские молились Богу, чтобы Он переменил его сердце. Со временем вы узнаете подробности его царствования, годины испытания для России. У него был старший сын, такой же умный как отец, и такой же неукротимый. Царь Иван Васильевич воспитывал старшего сына своего для царствования над Россией; он учил его и наукам, и знанию государственной мудрости, и делу воинскому; но своим примером он учил его также разврату, необузданным страстям и жестокости. Видно, Богу было неугодно, чтобы преемник Грозного царя был ему подобен. Один раз пробудилось в сыне чувство сострадания к невинным жертвам гневного отца, и отец убил его в припадке бешенства, о котором сам после сожалел. О сыне своём, Феодоре Иоанновиче, мало думал державный отец; он не прочил его на царство, не видел в нём блистательных качеств, которыми сам гордился, и давал ему волю расти и воспитываться в уединении, если только может быть уединение при царском дворе и для царских детей. Фёдор Иоаннович был слабого сложения, невелик ростом, в лице худ и бледен; не было ничего величественного в его наружности, ничего отличного в его уме (как в отце его, Иване Васильевиче); но в нём были другие качества, которые лучше красоты наружной и лучше самого блистательного разума, – качества более угодные Богу и более полезные для государств и для народов. С детских лет слышал он про славу своего отца, про великие дела его полководцев, про завоевания, сделанные Русским войском в далёкой стороне, в родине прежних угнетателей России – Турков и Монголов (которых мы по ошибке обыкновенно называем Татарами).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

А.А. Половцов Одоевский, Иван Никитич Большой Одоевский , князь Иван Никитич Большой, боярин и воевода, сын боярина князя Никиты Романовича Одоевского. Упоминается с 26 октября, 1588 года, когда во время торжественного царского обеда он, в чине стольника, «смотрел в большой государев стол», в 1590 году, когда началась война со Швецией, сопровождал царя Федора Иоанновича в походе в Финляндию в звании рынды при государевом саадаке. В том же году князь Иван Никитич был послан к Оке смотреть боярских детей в расположенных там войсках. В 1591 году он участвовал в отражении от Москвы крымских татар, отличился в этом походе и получил в награду золотой, затем все остальное время царствования Федора Иоанновича находился при дворе, исправляя обязанности рынды при приемах послов или, по званию стольника, участвуя в церемониях торжественных царских обедов. В 1598 году Одоевский был на соборе об избрании на царство Бориса Годунова, подписался под соборной грамотой и в этом же году участвовал в походе нового царя против крымских татар, сделавших в этом году набег под самую Москву; лотом в 1001 году он был послан осматривать войска, расположенные на южной окраине Московского Государства в защиту от внезапного нападения крымцев: в Туле осматривал большой полк, в Крапивне – правую руку, а в Дедилове передовой полк. После этого у нас не имеется известий об Одоевском до 1606 года, когда мы находим его в чине свадьбы Лжедимитрия. В этом же году он был пожалован самозванцем в бояре. В 1608 году Одоевский участвовал в чине свадьбы царя Василия Шуйского на княжне Буйносовой; в 1609 году, когда тушинские шайки подступили к Москве принимал участие в ее защите и был осадным воеводой для вылазок у Арбатских ворот. В 1610 году князь Иван Никитич был назначен воеводой в Новгород, где ему и пришлось играть видную роль во всей дальнейшей истории смутного времени. В 1610 году был низвержен царь Василий Шуйский, и Москва присягнула королевичу Владиславу. В Москве образовалось новое правительство, которое начало приводить к присяге королевичу и другие города Московского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Шаховской, Григорий Петрович Шаховской, князь Григорий Петрович, московский дворянин, видный деятель в Смутное время. Впервые он упоминается в 1587 году, когда мы находим известие, что он был в Польше в плену, куда, по-видимому, попал еще при Иоанне Грозном. По возвращении из Польши он ревностно служил царю Федору Иоанновичу и Борису Годунову. В 1596 году был воеводой в Туле, потом воеводой сторожевого полка в Крапивне. В 1597 году он был воеводой в Новомонастырском остроге, в Черниговской области, в 1598 году находился в Москве и был приставом у датского посла. В 1600 году князь Григорий Петрович был объезжим головой в Москве, в 1601 году воеводой передового полка в Новосиле, в 1603 году первым воеводой в Белгороде и в 1605 году находился на воеводстве в Рыльске, где при появлении первого Лжедимитрия, передался на его сторону. Нам несколько неясны мотивы, по которым он сделал это, так как, не принадлежа по служебному положению своего рода к боярской партии, он не мог быть и политическим противником Годунова и желать его гибели. По-видимому, переход его на сторону первого Лжедимитрия обусловливался чисто личными расчетами. Примкнув к Лжедимитрию, он принял участие в борьбе его с московскими войсками, вступил с ним в Москву и здесь действительно начал играть при дворе нового государя видную роль. Возвышению его положила конец смерть Лжедимитрия. Царь Василий Шуйский, разгромивший весь двор свергнутого царя, не пощадил и Шаховского. Князь Григорий Петрович был сослан на воеводство в Путивль, причем, по некоторым известиям, захватил с собой и государственную печать, похищенную им из царского дворца в момент гибели Лжедимитрия. Разумеется, в отдаленном Путивле Шаховской не мог быть доволен своим положением; он скоро нашел выход из него. Пользуясь распространившимися в народе слухами, что царь Димитрий жив и лишь скрывается от своих врагов, он задумал создать новое правительство, при котором бы мог играть самостоятельную видную роль. Для этого он начал очень искусно пользоваться тем положением, в которое поставил его царь Василий Шуйский, сослав в Путивль, где находил себе опору первый самозванец и где еще сильны были воспоминания о нем и боялись возмездие от нового правительства за помощь ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1. Алексей С. Павлов сын причетника томской епархии (родился в 1832 году). По окончании воспитания в Тобольской Семинарии, как даровитый питомец ее, он поступил в 1854 г. для довершения образования в Казанскую духовную Академию. С умом острым, при темпераменте живом и увлекающемся, талантливый А. С. Павлов хотя и выдвинулся из среды своих сотоварищей по академии 1 и занял в списке 7 курса первое место, но не был оставлен при Академии бакалавром. Причины этого обстоятельства кроются, во-первых, в нерасположении нового ректора Академии арх. Агафангела 2 , вообще, и лично к А. С. Павлову , в частности, за его студенческие увлечения и живой темперамент 3 и, во-вторых, в желании ректора видеть в академической корпорации молодых людей с наклонностями к монашеству, на что Алексей Степанович не подавал никаких надежд. Назначенный, по окончании курса в Академии, преподавателем общей и русской церковной истории в Казанскую духовную Семинарию, Алексей Степанович, однако же, не оставался в Семинарии и одного года и был перемещен в Академию 11 марта 1859 года бакалавром по кафедре канонического права и литургике, так как желательных кандидатов не было на лицо. Но «литургика, по замечанию П. В. Знаменского , бывшего одним из первых слушателей А. С. Павлова , не смотря на множество совершенных им работ по этому предмету 4 , была у него менее любимой наукой, и разрабатывалась им менее самостоятельно, чем каноника» 5 . Главным толчком к самостоятельным изысканиям в области канонического права вообще и русско-византийского права в частности послужило богатое собрание канонических сборников в рукописях Соловецкой библиотеки, переданной в ведение Казанской Академии 6 . С увлечением отдавшись их всестороннему изучению на первых порах своей службы в Академии, Алексей Степанович заложил здесь прочные основания тому научному и богатому запасу сведений по излюбленной специальности, которым он мастерски пользовался всю свою не кратковременную жизнь, и который он не успел исчерпать и до самого конца, несмотря на свою необыкновенно плодовитую деятельность. Доказательством для сего может послужить ряд статей, напечатанных в «Византийском Временнике» за 1895 и 1896 годы, и множество материалов для предположенной, но не осуществившейся 2 части «Памятников древнерусского канонического права». Что же касается прямых и очевидных результатов его увлечения и серьезного занятия каноническими памятниками на первых порах его службы, то они сказались в целом ряде изданий новых и неизвестных памятников, как, напр. «Церковно-судебные определения Киприана, митрополита новгородского» (Прав. Соб. 1861, т. 3), «Послание старца Елеазарова монастыря к великому князю Василию Иоанновичу» (там же, 1863, т. 1), «Послание Геннадия Новгородского к Московскому собору 1490 г.» (там же), «Три, доселе неизданных, послания князя Андрея Курбского» (там же, т. 3), «Полемические сочинение инока-князя Вассиана Патрикеева» (там же) и «Апокрифическое слово о судиях и властителях» (там же, 1864 г., т.1)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А.А. Половцов Анкудинов, Тимошка, одиннадцатый самозванец Анкудинов , Тимошка, одиннадцатый самозванец, называвший себя то сыном, то внуком царя Василия Иоанновича Шуйского, князем Иваном Шуйским, род. в Вологде в 1617 г., четвертован в Москве, в 1653 г. Сын богатого стрельца, торговавшего холстами, Анкудинов получил по своему состоянию довольно тщательное воспитание и женился на внучке вологодского архиерея Варлаама. Ведя беспорядочную и разгульную жизнь и промотав все женино приданое, Анкудинов отправился искать счастья в Москву. Получив здесь место подьячего в Новой Чети, он подружился с одним из своих сослуживцев, тоже подьячим Константином Конюховым и продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение с мучительным правежом, друзья, ограбив царскую казну на двести рублей, решили (в 1643 г.) искать спасения от суда и смертной казни в бегстве. В ночь пред этим Анкудинов поджег свой собственный дом, из которого предварительно «отвез на двор к Ивану Пескову» малолетних сына и дочь, но в котором оставил в жертву пламени свою жену. Задумав бежать в Литву, Анкудинов и Конюхов через Тулу направились в порубежные города. Достигнув проселочными дорогами Новгород-Северска, беглецы отсюда проникли в Краков, где Анкудинов был представлен польскому королю Владиславу под именем Ивана Каразейского, воеводы вологодского и наместника великопермского; Конюхов назвался его слугою, переделав свою фамилию на «Конюховский». Из Литвы самозванец со своим слугою отправились через Галицию, Молдавию и Валахию в Константинополь, где Анкудинов стал выдавать себя за «государского сына Шуйского» (1646 г.). В судьбе его на первых порах принял участие великий визирь, поверивший грамоте «вора Тимошки», в которой значилось, что он, будто бы, сын царя Василия, что царь Михаил Феодорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему наскучило и он приехал в Москву, где был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского; что молдавский воевода Василий ограбил его и хотел убить, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Бельский, Дмитрий Федорович, в иноках Изосима Бельский , князь Дмитрий Федорович, в иноках Изосима, боярин, старший сын кн. Федора Ивановича Бельского, родился в 1499 г. Первое известие о нем относится к 1519 г., когда он был послан Василием Иоанновичем в Казань для возведения на казанский престол Шиг-Алея. Д. Ф. с успехом исполнил возложенное на него поручение, а через два года после этого был пожалован в бояре, имея от роду всего около 22 лет; в том же 1521 г. он начальствовал над ополчением, высланным против крымского хана Магмет-Гирея, который свергнул с престола Шиг-Алея, вооружил громадные полчища и, соединившись с атаманом литовских казаков Евстафием Дашковичем, «безвестно и скороустремительно», по выражению летописца, двинулся на Московские пределы. Великий князь в эту опасную минуту выслал на берег Оки рать под начальством юного князя Бельского. С ним находился и меньший брат государя, князь Андрей Иванович. Поход этот был крайне неудачен: Бельский с князем Андреем в «безрассудной надменности» не слушали советов опытных воевод, стали не там, где надлежало, допустили хана «перелезть через Оку», сразились не вовремя, без устройства, и малодушно бежали. Опрокинутые, они, конечно, не могли удержать многочисленного неприятеля от грабежа, который беспрепятственно производился на всем пространстве от Коломны до самой Москвы. Между тем, юный воевода с остатками своего ополчения стал в Серпухове. После ухода из-под Москвы Магмет-Гирея полководцы были преданы царем суду. Все упрекали Бельского в безрассудстве и малодушии, а он, в свою очередь, всю вину слагал на князя Андрея Ивановича, который первый показал тыл врагу и тем увлек за собой и других. Василий, щадя брата, наказал только одного воеводу, кн. Ивана Воротынского, мужа весьма опытного и дотоле храброго. Вина его, будто бы, состояла в том, что он, будучи оскорблен надменностью Бельского, с тайным удовольствием видел ошибки юного воеводы и не принял зависящих от него мер. Весной следующего 1522 г., в ожидании хана, к Коломне было стянуто огромное войско с большим количеством пушек, которые раньше никогда в походах не употреблялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Бельский, Семен Федорович Бельский , князь Семен Федорович, боярин; младший сын князя Федора Ивановича, пожалован в бояре одновременно с братом своим князем Иваном, и в том же 1522 г. находился в ополчении, высланном против крымцев. В 1533 г. он был воеводой в Коломне. Далее, встречаем его у постели умирающего Василия III. В 1534 г. князь Семен и окольничий Иван Лятцкий готовили в Серпухове полки на случай войны с Литвой, ибо было известно, что крымцы намеревались в союзе с Литвой напасть на Украйну. Будучи недоволен правительством, особенно же казнью Юрия Иоанновича Дмитровского, Бельский тайно снесся с польским королем Сигизмундом. Между прочим, он писал, что если король хорошо его примет, то многие Московские князья и знатные дети боярские последуют его примеру. В августе Бельский вместе с Лятцким бежал в Литву; король весьма милостиво принял знатного беглеца и наградил богатыми поместьями. Бельский получил Зизморы, Стоклиски и Кормялово; он рассказал королю о слабостях Елены, о тиранстве вельмож, неудовольствии народа, и, желая побудить короля к войне с Москвою, уверял его в совершенной беззащитности Украйны. Тот придал веру его словам и даже задумал вернуть все Иоанновы и Васильевы приобретения в Литве. В 1535 г. литовское войско под начальством гетмана Юрия Радзивила, Андрея Немировича, Тарновского и князя Сем. Фед. Бельского вторглось в Северскую область, взяло без сопротивления Гомель и осадило Стародуб. Только благодаря подкопам, которые употреблены были в России впервые, удалось взять этот город. (Однако, по некоторым источникам, в 1535 г. люди Бельского прибегают к Московскому вел. кн. с известием о намерении короля послать рать к Смоленску). Дальнейшие действия польских войск были неудачны (1536 г.). Король негодовал на Бельского, считая его обманщиком, и столь немилостиво стал с ним обходиться, что тот, пылая ненавистью, с досады решил ехать в Константинополь и у султана искать защиты и покровительства. Он отпросился у короля в Иерусалим, будто бы для исполнения данного им обета.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Нащокин, Григорий Афанасьевич Нащокин , Григорий Афанасьевич. 23 апреля 1580 г. царь Иван Васильевич отправил его посланником в Литву и велел передать Стефану Баторию грамоту, убеждавшую не требовать присылки московского посольства, так как это было бы вопреки старинным обычаям. Однако, в случае крайней необходимости, Нащокин должен был согласиться на посылку уполномоченных и просить для их проезда «опасной» грамоты. В мае того же 1580 г. Нащокин доносил царю, что Стефан Баторий находится в Вильне, что по разным «украйнам» у него довольно много войска и что неизвестно, куда он пойдет войной. Нащокин возвратился в Москву 1-го июля, а в конце месяца в Литву были отправлены для переговоров уполномоченные кн. Сицкий и дьяк Пивов. В 1581 г. на седьмой свадьбе царя Ивана Васильевича с Марьей Феодоровной Нагой Нащокин должен был «сорок соболей держать, чем государя на месте опахивать». В 1588 г. он был приставом у цареградского патриарха Иеремии, приехавшего в Москву 13-го июня. В 1592 г. Нащокин ездил в Константинополь для переговоров с турецким султаном об упрочении мирных отношений с Крымом. Нащокин должен был сказать султану, что царь Феодор Иоаннович оттого долго не отправлял к нему посланника, что литовско-польский король не пропускал через Литву, а через Дон тоже опасно ехать, так как там живут литовские казаки и заодно с донскими казаками враждебно относятся к московскому царю. По приезде в Константинополь Нащокину предписывалось войти в тайные сношения с патриархом Иеремиею и с Терновским митрополитом Дионисием, который незадолго перед тем приезжал в Москву. Митрополит обещал царю Феодору Иоанновичу «служить и всякими делами промышлять», пользуясь тем, что его родственник Иван Грек состоит ближним человеком при дворе султана; вследствие этого царь велел Нащокину отвезти свое жалованье Ивану Греку и отослать его тайно. Если патриарх и митрополит подтвердят о своем желании служить царю и станут просить списка с государевой грамоты к султану, чтобы знать, какого рода служба от них потребуется, Нащокин должен был тайно послать им список с государевой грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов, Иван Никитич Романов , Иван Никитич, боярин; ум. 18-го июля 1640 г; сын боярина Никиты Романовича и жены его Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой-Шуйской; женат был на княжне Ульяне Феодоровне Литвиновой-Мосальской. В 1591 г., июля 10-го, был он прислан царем Феодором Иоанновичем в Серпухов, где тогда остановились большие бояре с войском, считая невозможным преследовать дальше Крымского хана Казы-Гирея, бежавшего из-под Москвы. Иван Никитич приехал от государя с жалованьем и с золотыми и о здоровье спрашивать. В 1597 г., мая 22-го, он присутствовал в Большой Грановитой Палате при приеме царем немецкого посла – бургграфа Авраама Донавского. В 1599 г., августа 19-го, в день приема Шведского королевича Густава, Р. был чашником у царя Бориса. В 1601 г., когда опала постигла Романовых и их родственников, Иван Никитич также был сослан, 30-го июня, в Пелым, под наблюдением стрелецкого головы Смирнова-Маматова, который повез его из Москвы уже в оковах не вследствие царского указа, а из опасения, чтобы он не бежал с дороги. 20-го ноября 1601 г. в Пелым был привезен его брат Василий Никитич, совершенно больной, вследствие изнурительного пути от Яренска до Пелыма. Три месяца прожили братья в одной избе, прикованные к стенам. К их счастью, с Иваном Никитичем поехал в ссылку его человек Сенька Иванов, по прозванию «Натирка»; он ухаживал сначала за Иваном Никитичем, который, судя по донесению Маматова, «болен старою болезнию, рукою не владеет, на ногу маленько приступает», а затем и за Василием Никитичем. Весьма возможно, что Маматов напрасно употребил выражение «старою болезнию», желая лишь сложить с себя ответственность. На содержание Ивана Никитича было выдано Маматову 90 руб. и велено приготовлять мясные и рыбные кушанья и печь белый хлеб. После смерти Василия Никитича (15-го февраля 1602 г.) участь Ивана Никитича была облегчена. В марте Маматов получил предписание ехать с ним в Уфу; в конце мая Ивану Никитичу и его племяннику князю Ивану Борисовичу Черкасскому дозволено было быть «на службе в Нижнем Новгороде, а осенью им обоим велено было ехать к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Издаваемый памятник – проект переработки Судебника 1550 года, предпринятой вследствие приговора 14 июня 1589 г., о чём говорит известие, читаемое во главе издаваемой рукописи. Этот памятник возбуждает много недоумений, количество которых увеличивается еще тем, что рукопись, по которой он издается, есть очень неисправная копия с чернового, т. е. тоже неисправного проекта, далеко еще не приготовленного к докладу на утверждение верховной власти. Такой двойной ряд неисправностей оставил явственные следы как на составе, так и на тексте памятника. Переписчик плохо разбирал, вероятно, неразборчивый подлинник, писал «дворетцкому» вместо дворскому (ст. 116), пропускал слова, путал строки, иногда поправлял свои ошибки, нередко не замечал их 2 , иной статьи не дописывал, может быть, потому, что она была не дописана и в подлиннике (ст. 93). Многие статьи проекта по своему изложению, небрежному или лаконическому, имеют вид черновых набросков, напоминающих наскоро сделанные пометы, в которых московские дьяки записывали для памяти государевы указы и боярские приговоры, потом перелагавшиеся в форменные «государевы грамоты». Такой характер проекта сказывается и в любопытной заметке, поставленной на месте ненаписанной статьи 70, которая должна была следовать за статьей о бесчестии, то есть о пени за оскорбление незаконнорожденных 3 . Наконец, тот же характер подлинника, с которого снята издаваемая копия, выразился и в составе памятника. Составитель проекта вообще держался порядка статей прежнего Судебника, переделывая их и иногда перебивая новыми вставными статьями. Но затем он поместил еще ряд статей о разных предметах (ст. 205–231) в виде позднее собранного добавочного материала, который предполагалось при окончательной обработке черновика разнести по соответствующим отделам кодекса. Всё это делает рискованным истолкование текста памятника: трудно представить себе отчетливо юридические случаи и отношения, которые нормируются в статьях, столь сбивчиво, сжато и беспорядочно изложенных, и при изъяснении их так легко впасть в недоразумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010