...Если душа нетленна, то нетленны должны быть и душевные дарования (свт. Василий Великий , 5, 261). Источник. ...На пользу разумной душе даровал Бог все способности, как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы управляемые разумом любили мы добродетель и ненавидели порок (свт. Василий Великий , 5, 284). Источник. Душа пуста, которая не имеет в себе ни мудрости, ни разума, не живет по правде, не ходит в истине (свт. Василий Великий , 6, 27). Источник. ...Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается на ненужное и бесполезное, все явление дел производя только на обольщение народа... (свт. Василий Великий , 6, 164). Источник. ...Как глаз вне света не может пользоваться способностью зрения, так и душа, носящаяся но сторонам вне понятия о Единородном, не может пользоваться разумением (свт. Василий Великий , 7, 74). Источник. ...Душа, поползнувшаяся в плотские страсти, губит свойственную ей красоту (свт. Василий Великий , 8, 42). Источник. не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется каким-либо телесным очертанием, но узнается только по действиям (свт. Василий Великий , 8, 42). Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца... (свт. Василий Великий , 8, 193). Душа – подобие неба, потому что в ней обитает Господь... (свт. Василий Великий , 9, 49). Источник. ...Как для плоти необходимо и удаление чуждого, и восполнение недостающего, так и в душе нашей надобно устранять чуждое ей и принимать в нее приличное ее природе... (свт. Василий Великий , 9, 170). Источник. ...Если в застарелых болезнях выжидаем исцеления долгое время от пособий мучительных и разнородных, то это – знак, что и грехи в душе надобно исправлять трудолюбною молитвою, долговременным покаянием и строгим поведением... (свт. Василий Великий , 9, 170–171). Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и самому страждущему (свт. Василий Великий , 9, 193). |
Не должно последовать человеческим преданиям до отриновения Божиих заповедей (свт. Василий Великий , 7, 320). Источник. Неопустительно должно соблюдать все преданное Господом в Евангелии и чрез апостолов (свт. Василий Великий , 7, 321). Источник. Заповеди Божии надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот, хотя по видимому исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога (свт. Василий Великий , 7, 325). Источник. Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем целью угодить Богу и прославить Бога (свт. Василий Великий , 7, 325). Источник. Заповеди Господни исполнять должно с благою совестью и с благим расположением пред Богом и пред людьми. Ибо кто не так исполняет, тот осуждается (свт. Василий Великий , 7, 326). Источник. Заповеди Божии исполнять должно с ненасытным желанием, непрестанно поспешая к большему и большему (свт. Василий Великий , 7, 326–327). Кто исполняет заповедь Божию и не по здравому расположению, но по крайней мере видимо сохраняет в точности учение Господне, тому возбранять сего не должно, поколику он никому не вредит тем, а иные, может быть, получают от него и пользу; но надобно ему советовать, чтобы имел и мысль, достойную доброго дела (свт. Василий Великий , 7, 328–329). Источник. Показывающий тщательность в менее важном не должен презирать важнейшего; но, исполняя преимущественно важнейшие заповеди, обязан он успевать и в менее важном (свт. Василий Великий , 7, 351). Источник. Учение заповедей Господних должно принимать, как такое учение, которое доставляет нам жизнь вечную и Царство Небесное, и с усердием надобно оное исполнять, хотя бы казалось и трудным (свт. Василий Великий , 7, 404). Источник. Пусть заповедь Божия живет с тобою неразлучно, непрестанно сообщая тебе как бы некоторый свет и озарение для суждения о делах (свт. Василий Великий , 8, 64). Источник. ...Заповеди Божии не иное что имеют в виду, как спасение послушного им (свт. Василий Великий , 9, 65). Источник. |
Вместе с тем, с заменою долгосрочного покаяния краткосрочным, епитимией стали называться самые дела покаяния, как то: пост, сухоядение, молитва , поклоны, милостыня, в каковом смысле и продолжают существовать. Сроки епитимии указываются правилами церковными различно, смотря по тяжести греха. Так, отпавшие от церкви добровольно и затем раскаявшиеся, подвергаются покаянию на всю жизнь (Гангр. соб. пр. 11, св. Васил. Вел. пр. 73, св. Григор. Нисск. пр. 2); если же отпадение было не добровольное, а вынужденное мучениями, то покаяние сокращается до 9 лет (св. Григор. Нисск. 2, св. Петр. Алекс. 1, св. Васил. Вел. 81), а иногда – до 4 лет (св. Петр. Алекс. 2); волшебство и чародейство наказываются 20-летним покаянием (св. Васил. Вел.65:72); убийца вольный подвергается покаянию на 20 лет, невольный – на 10 лет (св. Васил. Вел. 56, Анкирск. соб. пр. 23, св. Григор. Н. 5); прелюбодей – на 15 лет (св. Васил. Вел. 7, 5, 8; VI всел. соб. 87; Анкирск. соб. пр. 20); кровосмесники в высших степенях родства – на 20 лет, в других – на 12 (св. Васил. Вел. пр. 67, 75, 76, 79); сочетавшиеся браком в родстве 7–15 лет (VI всел. соб. 53, 54, св. Васил. Вел. пр. 68); блудники 3–9 лет (св. Васил. Вел. пр. 22, 38, 59); клятвопреступники 6–10 л. (св. Васил. Вел. пр. 64, 82); гробокопатели 9–10 л. (св. Васил. Вел. 62, св. Григ. Н. 7); нарушившие обет девства – 15 л. (св. Васил. Велик, пр. 18, 60); воры – на 1, 2 г. (св. Васил. Вел. 61, св. Григор. Н. 6) и т. д. По по смыслу правил, все эти сроки не считаются безусловно обязательными, а могут быть сокращаемы, смотря по исправлению кающегося, причем церковная власть может даже заменять одни наказания другими. |
Василиса. Что же ты к нам Голос. Разумный кот, перед тем как войти, три раза оглянется. Из-за дерева появляется не спеша большой пушистый кот. Василиса. Хорош. Да ты никак сибирский? Котофей Иванович. Это как сказать… Василиса. Кот Баюн, великан и сказочник, родственник? Котофей. А что? Василиса. Да ничего, просто так. Котофей. Прадедушка. Василиса. Значит, ты мастер и мышей ловить и сказки говорить? Котофей. А что? Василиса. Да ничего, так просто. Котофей. Мастер. Василиса. А не можешь ли ты со всего леса мышей в амбар согнать? Котофей. Не могу! Медведь. Котофей Иванович! Хорошо ли человеку отказывать? Котофей. Разумный кот только с третьего раза слушается, таков наш обычай. Не загоню я мышей в амбар, не загоню, а впрочем, будь по-твоему. Василиса. А как сгонишь ты мышей в амбар, прикажи им рожь от пшеницы отобрать. Ладно? Котофей. Нет, не ладно, не ладно. Ну, так уж и Василиса. А пока они разбирают, рассказывай им сказки, да посмешней, чтобы они всё хохотали, а зерно не грызли. Котофей. Мышам сказки рассказывать? Ну, это уж нет! Это уж ни за что! А впрочем, ладно, так уж Василиса. Мы этим ночью займемся, а пока слушай, не шныряет ли вокруг Баба-яга. Котофей. Слушать могу. От этого мы, коты, никогда не отказываемся. Василиса. Оставлю вас обоих тут полными хозяевами, а мы с Михайло Потапычем поедем лес для ветряной мельницы валить. Цып, Входит изба на курьих ножках. Садись, Михайло Потапыч! Усаживаются рядышком Кыш, вперед! Изба уносится прочь галопом, увозит Василису и медведя. Шарик. Воу, воу! Возьмите и меня Котофей. На место! Шарик. До чего ж я не люблю, когда меня хозяева не берут, просто жить не хочется. Котофей. На место! Шарик. Не кричи на меня! Ты не человек! Котофей. Слышал, я за хозяина остаюсь! Шарик. И я тоже, и Котофей. Хорош хозяин, чуть не убежал, бросивши дела. Шарик. Так ведь не убежал все-таки. Остался! Ладно уж, не смотри на меня так сердито, – до чего же я не люблю, когда на меня друзья сердятся! Котофей Иванович, |
Явочным лицем тебе самому ехати невозможно, боюся, дабы какия тебе недруги чего не учинили, либо от кого познан будеши». И рече кралевич Василий отцу своему «Отче мой драгий! Аще прошения моего не исполниши, то смертию мя умориши». И рече ему отец его: «Драгий мой сыне! Аз с тебя воли не снимаю, чини по своему намерению». Королевич же Василий, слышав у отца своего такия речи, вельми возрадовался, яко ему отец повеле ехати во Францию. И потом прият у отца своего и у матери благословение, и учредив корабль, и взя с собою великия дары и всякия драгия вещи. И на том корабле повеле с собою ехати гостию Василию, которой ему прежде сего сказывал о красоте кралевны Полиместры. И взя с собою 30 отроков доброродных, сенаторских и рыцарских детей, и облече их и себя в матросское платье, и бысть на корабле матросами. А имена их всех перемени и нача их всех называти Василиями; себя же учини гостю Василию рабом, прочих же 30 отроков – наемниками, и поеха во Францию. И как приехаша во Францию королевство, и присташа на брегу града. Егда же бысть во Франции, и гость Василий поведати повеле о себе королю Карлусу, яко приеде на корабле гость Василий Чешския земли. И поведаша о нем королю Карлусу, и повеле ему король пред себя быти. Гость же Василий взяв дары, и поиде к королю Карлусу с дары великими и поднесе королю. Король же Карлус за такия его великия дары вельми его почтил и посадил его с собою за стол хлеба ясти. Егда же гость Василий на обеде с королем беседоваше, тогда кралевич Василий на корабле начат в гусли играти от премудрости своея зело дивно, яко никто от человек иной тако не умеет играти. И как заигра в гусли, то вси во граде и на дворе кралевском танцевать стали. И сему король Карлус подивился, что пред ним люди танцуют, и недоумеваяся, что есть сие. И рече ему гость Василий «Великий королю! О сем не усомневайся, для того люди во граде и пред тобою танцуют, что раб мой Василий на корабле в гусли играет». И рече ему король «Любимый мой гостю! Повели ему да приидет семо и да играет предо мною». И рече ему гость Василий «Великий королю! Аще и раб мой, но аз при твоем королевском величестве повелевати не смею о сем. Да будет воля твоя аще тебе угодно, изволь по него сам послать да придет семо». |
Голос. Разумный кот, перед тем как войти, три раза оглянется. Из-за дерева появляется не спеша большой пушистый кот. Василиса. Хорош. Да ты никак сибирский? Котофей Иванович. Это как сказать… Василиса. Кот Баюн, великан и сказочник, родственник? Котофей. А что? Василиса. Да ничего, просто так. Котофей. Прадедушка. Василиса. Значит, ты мастер и мышей ловить и сказки говорить? Котофей. А что? Василиса. Да ничего, так просто. Котофей. Мастер. Василиса. А не можешь ли ты со всего леса мышей в амбар согнать? Котофей. Не могу! Медведь. Котофей Иванович! Хорошо ли человеку отказывать? Котофей. Разумный кот только с третьего раза слушается, таков наш обычай. Не загоню я мышей в амбар, не загоню, а впрочем, будь по-твоему. Василиса. А как сгонишь ты мышей в амбар, прикажи им рожь от пшеницы отобрать. Ладно? Котофей. Нет, не ладно, не ладно. Ну, так уж и Василиса. А пока они разбирают, рассказывай им сказки, да посмешней, чтобы они всё хохотали, а зерно не грызли. Котофей. Мышам сказки рассказывать? Ну, это уж нет! Это уж ни за что! А впрочем, ладно, так уж Василиса. Мы этим ночью займемся, а пока слушай, не шныряет ли вокруг Баба-яга. Котофей. Слушать могу. От этого мы, коты, никогда не отказываемся. Василиса. Оставлю вас обоих тут полными хозяевами, а мы с Михайло Потапычем поедем лес для ветряной мельницы валить. Цып, Входит изба на курьих ножках. Садись, Михайло Потапыч! Усаживаются рядышком Кыш, вперед! Изба уносится прочь галопом, увозит Василису и медведя. Шарик. Воу, воу! Возьмите и меня Котофей. На место! Шарик. До чего ж я не люблю, когда меня хозяева не берут, просто жить не хочется. Котофей. На место! Шарик. Не кричи на меня! Ты не человек! Котофей. Слышал, я за хозяина остаюсь! Шарик. И я тоже, и Котофей. Хорош хозяин, чуть не убежал, бросивши дела. Шарик. Так ведь не убежал все-таки. Остался! Ладно уж, не смотри на меня так сердито, – до чего же я не люблю, когда на меня друзья сердятся! Котофей Иванович, |
К Александрийской школе также примыкали выдающиеся Каппадокийские богословы: Василий Великий , Григорий Богослов и Григорий Нисский . Святитель Василий Великий (ок. 330–379 гг.) Святитель Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии. Его родители Василий и Еммелия отличались высоким христианским благочестием. Первые годы своей жизни Василий Великий провел у благочестивой своей бабки Макрины. Христианские уроки и наставления, полученные им в семье, глубоко запали в юную душу Василия и определили всю последующую его деятельность. Первоначальное образование он получил под руководством своего отца, который был знаменитым ритором и адвокатом, затем учился в Кесарийской школе. Для завершения образования в Константинополе молодой Василий слушал знаменитого языческого ритора Ливания и, наконец, отправился в Афины. Здесь он провел около пяти лет, занимаясь разными науками и особенно философией и красноречием. В Афинах Василий встретился с Григорием Богословом , что положило начало неразрывной дружбе на все последующие времена. По окончании образования Василий возвратился в Кесарию и стал адвокатом. Но религиозная настроенность влекла его к другой жизни. Приняв крещение, он отправился путешествовать по Сирии, Палестине и Египту. В это путешествие он познакомился с жизнью отшельников и увлекся их образом жизни. По возвращении из путешествия он удалился в одно живописное уединенное место на берегу реки Ирисы и здесь в тишине занимался изучением Священного Писания и сочинений церковных писателей, особенно Оригена . Около Василия стали селиться и другие подвижники, там и возникла обитель. Но он недолго прожил в этом уединении. В борьбе с арианами Кесарийские епископы нуждались в помощниках, поэтому Василий вызван был на родину. Посвященный в сан пресвитера он проявил свои способности проповедника. Духовные потребности своей паствы он удовлетворял своими увлекательными проповедями. Каждый день, а иногда два раза в день, проповедовал он слово Божие, привлекая к себе широкие массы народа. Заботливость о бедных и любовь ко всем страждущим были отличительными чертами Василия. В 368 г. Кесарию постиг голод, цены на хлеб поднялись. Под воздействием замечательного проповедника богачи открыли свои житницы для бедняков. Духовный отец сам подал пример благотворительности, продав свое имущество для того, чтобы на эти деньги кормить голодающих. |
Афанасий Александрийский. Житие Антония=Athanase d Alexandrie. La vie de saint Antoine. Ed. G. J. M. Barterlink. SC 400. Paris, 1994. Афанасий Александрийский. Об изречениях Дионисия=De sententia Dionysii. PG 25, 480–521. Афанасий Александрийский. Определения=Liber de definitionibus. PG 28, 533–553 (неподлинное). Афанасий Александрийский. О Святом Духе=Epistulae ad Serapionem I-IV. PG 26, 529–648. Афанасий Александрийский. О Соборах=Epistula de synodis Arminii in Italia et Seleuciae in Isauria celebratis. PG 26, 681–794. Афанасий Александрийский. Послание к брату Серапиону=Epistula ad Serapionem de morte Arii. PG 25, 685–690. Афанасий Александрийский. Послание к императору Иовиану=Epistula ad Iovianum. PG 26, 26, 813–820. Афанасий Александрийский. Против ариан 1–4=Orationes contra Arianos I-IV. PG 26, 12–525 (Слово 4 — неподлинное). Афанасий Александрийский. Слово на язычников=Contra gentes. PG 25, 3–96. Афанасий Александрийский. Слово о воплощении Бога Слова=Athanase d Alйxandrie. Sur l Incarnation du Verbe. Ed. C. Kannengiesser. SC 199. Paris 1973. Афинагор. Апология=Amhйnagore. Supplique au sujet de chrйsmiennes et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. Paris, 1992. Афиней. Пир софистов=Athenaei Naucratitae Dipnosophistarum libri XV. Ed. G. Kaibel. Voll. I-III. Leipzig, 1887–1890. Бенедикт Нурсийский. Устав=The Rule of Saint Benedict in Latin and English with Notes. Collegeville, Minessota, 1981. Василий Великий. Беседа 24=Homilia 24. PG 31, 600–617. Василий Великий. Беседы на Шестоднев=Basile de Cйsarйe. Homйlies sur l Нехайтегоп. SC 26. Paris, 1949. Василий Великий. Наставления подвижнические=Constitutiones asceticae. PG 31, 1315–1428. Василий Великий. Нравственные Правила=Moralia. PG 31, 700–869. Василий Великий. О рае=Oratio (III) de paradiso. PG 30, 61–72. Василий Великий. О Св. Духе=De Spiritu Sancto. PG 32, 67–217. Василий Великий. Письма=Saint Basile. Lettres. Ed. Y. Courtonne. Tt. 1 (1–100), 2 (101–218), 3 (219–366). Paris, 1957–1966. Василий Великий. Правила пространные=Regulae fusius tractatae. PG 31, 1080–1305. |
свящ. А.М. Клитин Протоиерей Василий Миронович Войтковский, заслуженный профессор богословия Новороссийского университета Источник 24 Февраля 1904 г. в 11 часов утра после продолжительной болезни, на 81-м году от роду, скончался старейший член университетской семьи, бывший в отставке заслуженный профессор Богословия, Протоиерей о. Василий Войтковский. Протоиерей В. Войтковский родился 5-го марта 1823 г. в Подольской губернии, и свое образование получил в Подольской духовной семинарии, потом в С.-Петербургской Академии, где и окончил курс наук в 1849 году со степенью магистра богословия. В том же году 8-го ноября он назначен был преподавателем Всеобщей Истории в Каменец-Подольскую духовную семинарию. Но уже в мае месяце 1850 года по постановлению Св. Синода о. Василий был переведен в Венгрию настоятелем церкви над гробом Великой Княгини Александры Павловны в г. Ироме, при чем, как заграничному священнику, ему был пожалован золотой наперсный крест из кабинета Его Императорского Величества. В течение 20-летнего своего пребывания за границей о. Василий часто исполнял богослужения в Вене при посольской Российской церкви, в летние месяцы в Карлсбаде (в течение 7 лет), в Венеции и Копенгагене. В 1870 году о. Василий возвратился в Россию. По рекомендации профессора богословия Павловского, он был назначен профессором по Церковной Истории при Императорском Новороссийском Университете, – и в том же году принял место законоучителя и настоятеля Институтской церкви. Но после смерти прот. Кудрявцева, о. Василий назначен был профессором Богословия и настоятелем Университетской церкви и оставил службу при Институте. Предложением Г. Попечителя Учебного Округа от 26-го мая 1895 г. о. Василий удостоен был звания заслуженного профессора, а 7-го марта 1900 года, согласно прошению, уволен в отставку по преклонности лет и болезненному состоянию. За свою долголетнюю, усердную и отличную службу о. Василий имел все награды, доступные духовным лицам. Из них должно отметить: св. Владимира 3-й ст., св. Анны 2-й ст. с Императ. короной, св. Анны 1-й ст., золотой наперсный крест с драгоценными украшениями из кабинета Его Величества, – и драгоценный перстень из кабинета Его Величества. |
Желая сохранить жизнь Василаки, он через посредство сопровождавшего его монаха Иоанникия 105, мужа, знаменитого своей добродетелью, предлагает Василаки мир, заверяя, что не причинит ему никакого зла, если тот сдастся сам и сдаст город Алексею. Василаки отверг это предложение, но фессалоникийцы, боясь, что город будет захвачен и испытает бедствия, открыли Комнину путь в город. Василаки, узнав о том, что сделала толпа, переходит в акрополь 106 и из него совершает набеги на город 107. Он не прекратил боевых действий, хотя доместик и гарантировал ему безопасность. И в тяжких обстоятельствах, в беде проявил себя Василаки настоящим героем. Он не желал поступиться даже малой толикой своей доблести, пока жители и стражи акрополя сообща насильно не изгнали его оттуда, не схватили и не выдали великому доместику. Алексей тотчас же сообщил императору о пленении Василаки, на короткое время задержался в Фессалонике и, устроив там все дела, покрытый славой победителя, отправился в обратный путь. Между Филиппами и Амфиполем 108 посланцы императора встречают моего отца и, вручив ему императорскую грамоту, забирают Василаки. Отведя его к местечку под названием Хлебина 109, они вблизи находящегося там источника вырывают ему глаза 110. С тех пор до настоящего времени этот источник называется именем Василаки. Таков был третий подвиг, который совершил этот новый Геракл – великий Алексей, до того как стал императором. Ведь не греша против истины, можно назвать Василаки Эриманфским вепрем, а моего храбрейшего отца – Гераклом 111. Таковы были успехи Алексея Комнина до вступления на трон. В награду за все это он получил от императора титул севаста 112 и был провозглашен севастом синклитом. 10. Телесные недуги, как мне кажется, иногда развиваются от внешних причин, а иногда причины болезней коренятся в самом организме. |
|