Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Святителя Василия Великого в селе Кистоши Суздальского района Владимирской области просит помощи в восстановлении 13.07.2011 341 Храм Святителя Василия Великого в селе Кистоши Суздальского района Владимирской области просит помощи православной общественности и всех, кому дорога память великого русского полководца Александра Суворова. Первое упоминание о селе Кистоши относится к 1521 году. Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу Суворову, деду великого русского полководца. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана Суворова, запросто захаживал в его дом и был крестным отцом его сына Василия Суворова, который с 14 лет был личным денщиком Петра I, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения. Именно Василий Иванович Суворов построил с селе Кистоши первый деревянный храм с честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Когда деревянный храм обветшал, его сын, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов, в память о своем отце построил на этом же месте новый каменный храм во имя Василия Великого, добавив два придела во имя Пророка Ильи и во имя своего небесного покровителя Святого и Благоверного Великого Князя Александра Невского. В доношении священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, но которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение ново построенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие и отстоял всю первую Божественную Литургию. В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистоши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/13/hr...

Повесть о болезни и смерти Василия III Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой В ночь на 4 декабря 1533 г. умер Василий III (р. 26 марта 1479 г.), великий князь московский и государь «всея Руси», сын Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог. Василий III умер в зените своей государственной деятельности, добившись многого из того, что было задумано. Границы расширенного государства, в состав которого при нем вошли древние русские земли – Псков, Рязань, Смоленск (вслед за Новгородом и Тверью, введенными в состав Московской Руси Иваном III), были хорошо укреплены; на востоке – продолжалась настойчивая деятельность – военная и дипломатическая – по подчинению Казанского царства; на западе – укреплялись позиции Москвы в отношениях с княжеством Литовским и королевством Польским. Церковь была подчинена воле великого князя, она стала послушным орудием укрепляющегося самодержавия. Василий III как рачительный хозяин настойчиво и неустанно строит здание централизованного государства, начатое его отцом, и как символы его деятельности вырастают в Кремле два строения: каменный великокняжеский дворец и Архангельский собор, который по воле Ивана III и Василия III становится усыпальницей всех московских князей. Решены, наконец, проблемы престолонаследия: растут сыновья Василия от второго брака с Еленой Глинской – Иван и Юрий. Атмосфера ликования и радости ощутима даже в текстах официальных летописей, описывающих эту пору свершений замыслов Василия III: сообщения о пирах Василия напоминают об эпических временах Владимира Киевского. Болезнь Василия III была внезапной, страдания мучительны и долги. Рассказ «Повести» о болезни и смерти Василия III звучит диссонансом к мажорным описаниям его деятельности в русских летописях. «Повесть о болезни и смерти Василия III» хорошо известна в исторической науке: она неоднократно пересказывалась историками (см., напр., «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина или «Историю России» С. М. Соловьева ), ей посвящены специальные исследования А. Е. Преснякова, И. И. Смирнова, М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина, С. А. Морозова, изучавших духовное завещание Василия III и обстоятельства политической борьбы 1530–1540-х гг. Значительно меньше внимания уделяли «Повести» историки литературы (как литературный памятник «Повесть» лишь кратко рассмотрена Я. С. Лурье в кн.: «Истоки русской беллетристики». Л., 1970, с. 437–438), хотя художественное значение «Повести» несомненно. Выразительные детали и драматизм повествования, острота самой ситуации, изображенной в «Повести», привлекли внимание такого мастера психологической прозы, как В. Ф. Панова: на материале «Повести» ею создана историческая повесть «Кто умирает» (Панова В. Ф. Лики на заре. М.; Л., 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Великого Князя Василия II Тёмного Сегодня мы также вспоминаем лейб-медика Н.А.Вельяминова, Героев Советского Союза Н.В.Аксютина и Е.М.Рудневу, селекционера А.А.Сапегина, патологоанатома А.И.Абрикосова и педагога Н.А.Успенского 09.04.2024 7 Время на чтение 10 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304). Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395). Великий Князь Василий II Васильевич Темный родился 15 марта 1415 г. и был сыном Великого Князя Василия I Дмитриевича и Великой Княжны литовской Софии Витовтовны. Рано потеряв отца, Василий II сделался московским князем, когда ему едва исполнилось 10 лет. Воспользовавшись этой ситуацией, его дядья решили бороться с законным наследником за Великокняжеский престол. В результате, как пишет летописец, «была между боярами брань великая и слово недоброе». Войска Василия были наголову разбиты отрядами его дяди Юрия, который вскоре захватил Великокняжеский престол, а племянника своего Великого Князя Василия отправил княжить в Коломну. Но будучи изгнанным из Москвы, Василий вскоре собрал вокруг себя всю московскую знать не желавшую находиться под Галицким князем Юрием и последний был вынужден уступить ему - Василий II снова вернулся в Москву. Однако сыновья князя Юрия - Василий Косой и Дмитрий Шемяка - не смирились и начали войну с Великим Князем Василием. Успех переходил из рук в руки, Василия II не раз изгоняли из Москвы и даже ослепили (за что он и получил прозвище Темный). Война эта осложнялась еще и вмешательством казанских татар. В июле 1445 г. татары разбили около Суздаля русские войска, и раненый Василий II Васильевич был взят в плен. Но, в конце концов, он победил и передал Престол своему сыну Ивану, объединившему Русь и свергшему монголо-татарское иго. Твердости сего Великого Князя мы обязаны решительным отвержением унии с Римом. Последний московский митрополит из греков Исидор в 1439 г. подписал Флорентийскую унию, после чего получил от Папы сан кардинала. В 1441 г. он торжественно въехал в Москву, провозгласил акт унии и стал поминать за Божественной Литургией Папу Римского, после чего Василий Васильевич объявил его еретиком и арестовал. Исидор, правда, из-под ареста бежал в Рим, но с того времени Москва стала выбирать себе митрополитов на собрании русских епископов. Кроме того, Великий Князь Василий II в 1450-е гг. значительно ограничил политическую самостоятельность Новгорода, Пскова, Рязани, чем способствовал укреплению единого Русского государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/de...

Профессор Василии Васильевич Болотов 353 Биографический очерк 354 Василий Васильевич Болотов , 355 профессор общей церковной истории в Петербургской Духовной академии, родился 31 декабря 1853 г. 356 в селе Кравотыни Тверской губернии Осташковского уезда, в 12 верстах от г. Осташкова, на берегу оз. Селигер. 357 Отец его, Василий Тимофеевич Болотов, дьячок Троицкого собора в г. Осташкове, вступивший во второй брак (от первого брака у него были еще сын и дочь) в этом году 10 мая с матерью Василия Васильевича, дочерью умершего священника с. Краво-тыня Иоанна Васильевича Вишнякова, Марьей Ивановной, до рождения еще Василия Васильевича утонул 16 ноября в оз. Селигер, загоняя по льду домашних гусей, 45 лет от роду. М. И. Болотова тотчас же переселилась тогда из Осташкова снова в Кравотынь в дом своей матери Анны Стефановны. Здесь родился и вырос Василий Васильевич, находясь на попечении матери и бабушки (последняя скончалась, когда Василий Васильевич учился в духовном училище), в очень бедной обстановке. O матери В. В. Болотова , Марье Ивановне, знавшие ее отзываются как о «замечательно редкой», «чудной» женщине – доброй, рассудительной, трудолюбивой, терпеливой, религиозно настроенной, пользовавшейся общим уважением и любовью. Средства для содержания она приобретала, занимаясь шитьем платья для крестьян; на первых порах она занималась также печением просфор для местной кравотынской церкви, получая за это рублей 10–12 в год; кроме доходов от этих занятий получала еще 5 руб. в год из епархиального попечительства. Сына своего она воспитывала с замечательной любовью и заботливостью. Первыми основами своей религиозной и нравственной настроенности Василий Васильевич обязан был именно своей матери. Она же положила начало и умственному его развитию в раннем возрасте. Сама выучившись еще в детстве читать и писать, она всегда была большой любительницей чтения духовных книг, причем прекрасно помнила прочитанное и вела потом собственноручно постоянную переписку с Василием Васильевичем до последних лет жизни. Василий Васильевич, в свою очередь, относился к матери с величайшей любовью и внимательностью и впоследствии она была предметом постоянных его забот (скончалась 27 мая 1899 г. на 75-м году, за 10 месяцев 9 дней до смерти самого Василия Васильевича). 358

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

П.В. Долгоруков Бороздины Юрий Лозынич приехал из волынской земли в Тверь, в первой половине четырнадцатого века. Сын его Гавриил Юрьевич находился боярином у тверского великого князя Василия Михайловича 332 . У него были: сын Василий Гаврилович, и внуки: Иван Васильевич Борозда и Микула Васильевич; от сего последнего происходит Шишковы. отцовский ОТ ЮРИЯ ЛОЗЫНИЧА КОЛЕНО IV: Иван Васильевич Борозда КОЛЕНО V: Андрей Иванович Бороздин-ек Фёдор Иванович Бороздин-челей Михайло Иванович Бороздин-ошурок Сергий Иванович Бороздин, во иноках Савва, святый преподобный Вишерский, рождение 1381 † 1 октября 1461 Пётр Иванович Бороздин-трясовица Захарий Иванович Бороздин Никита Иванович Бороздин Яков Иванович Бороздин-слепый КОЛЕНО VI: Иван Андреевич Василий Андреевич Суровец Андреевич Иван Михайлович Григорий Михайлович Захарий Петрович Борис Захарьевич, боярин тверской Семён Захарьевич Григорий Никитич, боярин † 1480 Иван Никитич Жито, боярин † 1506, родоначальник Житовых-Бороздиных КОЛЕНО VII: Григорий Иванович Андрей Иванович Степан Иванович Михайло Васильевич Фёдор Григорьевич Михайло Захарьевич Василий Захарьевич Борис Захарьевич Пётр Борисович, боярин † 1504 Василий Борисович, боярин † 1503 Фёдор Григорьевич, боярин † 1494 Василий Григорьевич Никита Григорьевич Михайло Григорьевич Иван Григорьевич жемчужный Иван Григорьевич кашинец, родоначальник Кашинцовых КОЛЕНО VIII: Иван Григорьевич Колединский, родоначальник Колединских Фёдор Михайлович пусторосль, родоначальник Пусторослевых Иван Фёдорович Фёдор Борисович Карп Борисович Михайло Иванович машутка Иван Иванович дитя Андрей Иванович Василий Иванович чёрный Никита Иванович Василий Петрович, окольничий † 1560; женат на княжне NN Фёдоровне Палецкой NN, за князем Андреем Фёдоровичем Хованским Иван Васильевич Меркурий Васильевич микула Никита Васильевич Тимофей Васильевич Андрей Фёдорович Андрей Васильевич Григорий Васильевич Фёдор Никитич Михайло Никитич Игнатий Никитич КОЛЕНО IX: Григорий Иванович Василий Михайлович медведица

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), находится в г. Павловский Посад Московской обл. Традиц. название - Покрово-Васильевский мон-рь. История Основан в 1894 г. как жен. община. Ее устроение связано с именами фабриканта и мецената, старосты Воскресенского собора Я. И. Лабзина и его шурина, прав. Василия Грязнова , который пользовался расположением митрополита Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . Святитель намеревался создать близ Павловского Посада «в противоборство расколу» мужскую и женскую обители и опирался в этом на помощь прав. Василия, к-рый предоставил ему списки лиц, пожелавших вступить в число насельников буд. мон-рей. В 60-х гг. XIX в. при фабрике Лабзина было основано муж. общежитие, прав. Василий (по др. версии, сам свт. Филарет) составил устав для него. Во владениях Лабзина был выстроен 2-этажный дом, в котором проживали 11 чел. братии. В окт. 1868 г. Лабзин и прав. Василий подали прошение в Московскую духовную консисторию о дозволении устроить на свои средства муж. мон-рь на 15 чел. с каменной 3-престольной церковью (РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Л. 13). 8 нояб. последовал отказ из-за недостатка выделяемых средств и неудачного расположения - среди фабричных зданий. В янв. 1869 г. хлопоты возобновили, но 17 февр. 1869 г., на следующий день после кончины прав. Василия, был получен очередной отказ. В то же время Лабзин решил воздвигнуть храм над могилами своей жены, Акилины, и ее брата, прав. Василия. 2 июля 1860 г. он получил разрешение построить на новом городском кладбище 2-этажный каменный храм с 4 престолами (3 вверху и 1 внизу). В 1874 г. строительство Покровско-Васильевской ц. было закончено, 16 июля епископ Можайский Игнатий (Рождественский) освятил нижний престол во имя прп. Василия Исповедника, Лабзин был назначен попечителем и старостой храма. По штату церковь считалась приписной к Воскресенскому собору г. Павловского Посада (1703) (Указ Московской духовной консистории//РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 16; Клировая ведомость Воскресенского собора за 1887 г.//РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 947).

http://pravenc.ru/text/2578616.html

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь — монастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница. Содержание История [ править править код ] Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, здесь откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая гостиница с трапезной. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году - пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличивалось. Был построен братский корпус, устроена богадельня ( Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми). А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году - зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

30-го числа Собор трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Каждый из трёх вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя; что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приёмы при вкушении пищи; и всё это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую и даже в великую честь, если кому случалось или близким быть к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что-либо им сказанное или сделанное». Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, епископа Кесарийского, в удалении Василия – мужа по жизни и красноречии славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. В своём месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сами себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во-первых, ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потом ту, что через переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ТЕМНОГО (1425–1462) Малолетство Василия Васильевича. – Новая усобица дяди с племянником. – Спор в Орде между ними. – Московский боярин Всеволожский. – Хан решает дело в пользу племянника Василия против дяди Юрия Димитриевича. – Отъезд боярина Всеволожского от великого князя к дяде его Юрию. – Возобновление борьбы между дядею и племянником. – Василий попадается в плен к Юрию. – Василий в Коломне. – Продолжение борьбы. – Смерть Юрия. – Василий утверждается в Москве. – Отношения Василия Васильевича к двоюродным братьям, сыновьям Юрия, Василию Косому и Димитрию Шемяке. – Ослепление Косого. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения татарские. – Плен великого князя у казанских татар и освобождение. – Шемяка овладевает Москвою, захватывает великого князя в Троицком монастыре и ослепляет. – Слепой Василий получает Вологду. – Движения его приверженцев, которые овладевают Москвою. – Продолжение борьбы Василия с Шемякою. – Деятельность духовенства в этой борьбе. – Смерть Шемяки. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения к Рязани и Твери. – Отношения к Новгороду и Пскову. – События в Литве, борьба ее с Польшею. – Отношения Литвы к Москве. – Татарские нашествия. – Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами. – Смерть великого князя Василия; его духовная грамота; его приближенные По смерти Василия Димитриевича на столе московском и всея Руси явился опять малолетный, десятилетний, князь Василий Васильевич. Малолетством деда его Димитрия хотел воспользоваться Димитрий суздальский, князь из старшей линии потомства Ярослава Всеволодовича; но Москва была уже так сильна, что, несмотря и на малолетство ее князя, Суздаль, даже поддерживаемый ханом, не мог остаться победителем в борьбе. Теперь, при малолетном внуке Димитриевом, никто из князей не осмеливается спорить за Владимир с потомками Калиты: Нижний, Суздаль принадлежат уже Москве, Тверь давно уже отказалась от всякого наступательного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

К 30-летию кончины пастыря Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 29 сентября, 2015 Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 22 сентября 2015 г. исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова и патролога, более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.). В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму. Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете. После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.

http://pravmir.ru/k-30-letiyu-konchinyi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010