Василий III



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Василий III Иоаннович — Статьи — Церковно-Научный ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... III Иоаннович родился 25. 03. 1479 в Москве – скончался 3. 12. 1533, там же. Великий князь владимирский, московский и всея Руси, сын великого князя Иоанна III Васильевича и Софии, дочери морейского деспота Фомы, младшего сына византийского императора Мануила II Палеолога. Василий III Иоаннович пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Иоанна III от 1-го брака – князя Иоанна Иоанновича Молодого, женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын великий князь Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с которого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич) , столкнулись 2 принципа наследования. После смерти великого князя Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но Василий III Иоаннович (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга великого князя Иоанна III, была тверской княжной) . ... текст полностью ...
Иосиф Волоцкий и его борьба с еретиками - ...Искать в Источникеpravmir.ru
... советовал как нужно делать, но решение выносил суд Церкви и суд Государства. Один признавал или не признавал " еретичность " ,. - Только " советовал " ? По моему было достаточно фактов что он не просто советовал, но всячески добивался путем даже ссылкой на Апостола Павла, которую он по просто вырвал из смыслового контекста, процитировав князю первую часть стиха. Да и против кого обратились эти репрессии уже показано-на святых. " " -Иван III не был расположен казнить еретиков. И сам он, и его преемник подумывали о секуляризации монастырских вотчин. Это объясняет покровительство, которое Василий III долго оказывал Вассиану, жившему в Москве на Симонове и по своей высокой боярской родовитости вхожему во дворец. Победа осифлянам досталась недешево. Но перспектива потерять имущества вооружила против " заволжцев " не одну волоколамскую партию, но и огромное большинство Русской Церкви. Великий князь не мог противиться этому господствующему настроений. В конце концов он пожертвовал Вассианом, который был осужден на Соборе 1531 г. по обвинению в богословских промахах, которые были превращены в ереси. Еще ранее Вассиана, в 1525 г., был осужден Максим Грек, заезжий с Афона монах, ... текст полностью ...
Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... мучеников Маккавейских, подвиг которых побудил иудеев к восстанию против Антиоха Епифана, осквернившего храм Соломона. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова и правнучкой Федора Сабура. Ее близкие родные служили в Великом Новгороде, который незадолго до этого присоединил к Москве Иван III. Отец был писцом Новгородской земли (составителем древнейших новгородских писцовых книг) , а брат Иван Юрьевич – новгородским дворецким. В 1505 году отец выдал Соломонию замуж за наследника русского престола – князя Василия Ивановича, будущего Василия III. В том же году великий князь Иван III скончался и Василий Иванович стал правителем Русской земли, а Соломония – великой княгиней. Сохранилось предание о том, что Иван III, задумав женить сына Василия, пошел испросить совета у могилы своей прабабки, жены Дмитрия Донского, – преподобной Евфросинии Московской, мужа которой спас Федор Сабур. Во время молитвы на глазах у великого князя свеча склонилась в виде буквы «С», и великий князь понял ответ на свою молитву так: «нужна своя, русская, Сабурова»… Подобный выбор не был случаен и оказался возможен потому, что Рюриковичи очень благосклонно относились к Сабуровым. Когда внук ... текст полностью ...
Художник Поленов: отобразить земной путь ...Искать в Источникеpravmir.ru
... музея, сегодня там идут службы и звучит колокольный звон. Там же находится и семейный некрополь Поленовых – прямо на сельском кладбище. Меня тоже крестили здесь – прямо на берегу Оки, уже в зрелом возрасте. О художнике Поленове Поленов – характернейшая фигура в русской культуре, он – универсалист: и живописец, и архитектор, и композитор, и просветитель, и еще и прекрасный семьянин. Именно благодаря его кисти и появилась усадьба Поленово (при жизни художника – Борок) . На деньги, вырученные от продажи своего знаменитого полотна «Христос и грешница», приобретенного государем Александром III, Василий Дмитриевич купил тут землю и выстроил свой легендарный усадебный ансамбль… В воспоминаниях Марины Цветаевой есть эпизод, когда они всей семьей приезжали из Тарусы в Поленово, и Василий Дмитриевич снимал с полки свои маленькие этюдики, своего рода открытки, подписывал их и дарил гостям в память о посещении дома. Эти чудные миниатюрки сегодня у знатоков в большой цене. Поленов любил подчеркнуть ремесленное начало в своем творчестве, для него ремесло не было пренебрежительным словом, а означало добросовестность, трудолюбие и умение организовать свою жизнь как трудовое культурное ... текст полностью ...
История Русской Церкви: ГЛАВА VII | Библиотека | ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... которые легли в его основу. Открылась прежде всего литературная борьба, доходившая до ожесточения. С одной стороны ратовал князь-старец Вассиан, ученик преподобного Нила Сорского, отстаивавший идеи своего учителя, с другой — преподобный Иосиф Волоколамский, защищавший решения Собора и свои собственные убеждения, а кроме того, по поручению какого-то архиепископа в 1505 г. написано неизвестным особое, довольно солидное сочинение о неприкосновенности церковных имуществ. По смерти Иосифа Вассиан нашел себе сильного помощника в Максиме Греке, но оба они на бывших против них Соборах, между прочим, осуждены были и за то, что укоряли святые церкви и монастыри в незаконном будто бы обладании вотчинами. Сами великие князья Иван III и Василий Иванович, по-видимому, покорились решению Собора, и Иван III дал, например, в 1504 г. две несудимые грамоты митрополиту на его вотчины в Московском и Владимирском уездах, а Василий Иванович и подтверждал монастырям прежние грамоты на вотчины, и жаловал духовенству новые вотчины. Но между тем оба эти государя уложили, чтобы жители вновь присоединенных к Москве городов — Твери, Микулина, Оболенска, Торжка, Белоозера, Рязани, а равно и потомки прежних ... текст полностью ...
Древлехранилище ГРМ. Собрание Василия ...Искать в Источникеchurch.ua
... Древлехранилище ГРМ. Собрание Василия Александровича Прохорова Древлехранилище ГРМ. Собрание Василия Александровича Прохорова 1 июня в РЦНК в Киеве, к 1000-летию русского присутствия на Святой горе Афон, состоялась очередная встреча, посвященная собранию Василия Александровича Прохорова, которое вошло в состав Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины Русского музея императора Александра III. Василий Александрович Прохоров ( 1818-1882 ) – петербургский владелец одной из первых и наиболее крупных в России коллекций икон, церковной утвари и предметов народного быта, заведующий Христианским музеем Академии художеств, сын священника Орловской губернии и воспитанник Херсонской духовной семинарии. После увольнения из духовного ведомства В. А. Прохоров поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, затем преподавал историю в Морском Кадетском корпусе. Он увлеченно копирует древности в следствии чего у него дома сложился целый «иконографический музей». Это подтолкнуло к изданию журнала «Христианские древности и археология» ( 1862-1877 ) , главное достоинство которого заключалось в богатстве рисунков, изображающих древние памятники византийского ... текст полностью ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву. После убийства Лжедмитрия I, организованного Василием Шуйским, бояре и подкупленная ими толпа, собранная на Красной площади Москвы, 19 мая 1606 года избрали Шуйского на царство. Однако спустя 4 года, летом 1610 года, те же бояре и дворяне свергли его с престола и заставили вместе с женой постричься в монахи. В сентябре 1610 года бывший «боярский» царь был выдан польскому гетману (главнокомандующему) Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду III. Умер Василий Шуйский 12 сентября 1612 года, в заключении в Гостынинском замке, в Польше, в 130 верстах от Варшавы. В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля. С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский ... текст полностью ...
В Московских духовных школах прошел выпуск : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и закончили академию 47 человек на очном отделении, 14 на экстернате, 53 на заочном секторе (из последних - 15 защитили дипломные работы) . Регентскую школу в этот юбилейный для нее - 15-й выпуск - закончили 26 человек, Иконописную - 8 человек первую ступень, 16 - вторую ступень. Защитили дипломные работы 3 выпускника иконописной школы прошлого года. Подчеркнув то внимание, которое Святейший Патриарх всегда уделяет Московским духовным школам, архиепископ Евгений зачитал послание Предстоятеля Русской Церкви к учащим, учащимся и выпускникам Московских духовных школ. Трем выпускникам академии, защитившим лучшие диссертации, была вручена премия священномученика Илариона, архиепископа Верейского, учрежденная Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца. В этом году обладателем премии I степени стал иеромонах Кирилл (Бойович) , II степени - диакон Василий Писцов, III степени - Дмитрий Шатов. Председателя фонда А. Ю. Быкова при вручении премий представляла исполнительный директор фонда Е. А. Жукова. В заключение ректор Московской духовной академии призвал выпускников не терять связь с лаврой и академией, храня молитвенное общение как с соучениками, так и с наставниками. ... текст полностью ...
Андрей Михайлович Курбский, или О том, как ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... в церковных кругах. Есть частные письма, которые пишут и простые люди, и знать, уже в XVI — начале XVII века. (Есть очень интересные источники начала XVII века в составе Стокгольмского архива — письма детей боярских, т. е. дворян, с войны домой, своим женам и близким.) Но в целом вот это протокольное написание имени в конце письма — это результат европейского влияния на московскую книжность. В древнерусском письме начало типа «се аз Иван сын Иванов…» — этого достаточно, чтобы считать письмо «подписанным». А цари московские, начиная с Василия III, пишут письма своим домашним, вот Василий III пишет Елене Глинской — сохранились эти письма. От Грозного не сохранилось ни одного письма с подписью. В общем, ничего подобного польской эпистолярии, где король подписывался «Сигизмундус рекс» или «Стефанус рекс», мы во времена Ивана IV не обнаружим. В Москве для удостоверения использовались личные печати. В Европе же были известны и печати, и подписи. А Курбский в эмиграции подписывался по-польски и по-латыни. — Это две разные подписи? — Да. Единственная дошедшая до нас в оригинале его подпись — из библиотеки Академии наук Литвы: там он подписывается “Andrej Jarosławski ... текст полностью ...
Там, где правильные пчелы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Или один день – по нашим-то нынешним силенкам. Представьте себе только: мороз под 30, а человек не только живет в дупле дерева, но и молится – и счастлив. Хотя бы денек такой жизни представить сложно. Вот, кстати, часть той самой липы, где жил преподобный, – она у нас в храме хранится. Она была в музее, потом ее передали в приходской храм, а в монастырь перенесли лет десять назад. – Если не ошибаюсь, то монастырь никогда ведь не был таким… популярным, что ли, известным? – Что вы! Наоборот, он был очень известным. Знаменит был монастырь, почитался и царственными особами: сюда приезжали и Василий III, и Иван Грозный, щедро жертвовавшие на обитель. Последней царственной гостьей здесь была великая княгиня Елисавета, преподобномученица, – в 1912 году, после того, как вся Россия собирала средства на восстановление обители после разрушительного пожара. Чудеса? – Спокойствие, только спокойствие! – Конечно, в монастырь приходило много людей во все времена, и здесь по молитвам преподобного Павла происходило много чудесного. Это фиксировали раньше, мы-то сейчас не фиксируем, потому что сами чудеса, так сказать, нас не очень-то волнуют, если честно. – Почему? – Да потому, что есть и ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Василий III
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"